Как узнать результаты прохождения аттестации? Уведомление работника. Приложение

ОТВЕТ:

Вышеуказанный Порядок аттестации применяется исключительно к педагогическим работникам организаций, занимающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678.

Должность старшего мастера поименована в подразделе 2 раздела II данной номенклатуры.

ВОПРОС №2 Может ли являться основанием для признания педагогического работника «не соответствующим занимаемой должности» при его аттестации - отсутствие у работника образования по профилю?

ОТВЕТ:

Ответ подготовлен на основании письма Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. N 08-1240 «О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«Отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором».

Департамент также обращает внимание на то, что пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности <1>.

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» муниципальные методические службы (далее – ММС) должны считаться организациями, осуществляющими методическое (ресурсное, информационно-технологическое) обеспечение образовательной деятельности (ч. 1 ст. 19). Скорее всего, данные организации будут осуществлять деятельность по мониторингу системы образования, реализации инновационных образовательных проектов, внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов и иной работе.

Статус этих служб прямо зависит от правовой формы, в которой они созданы. Это могут быть структурные подразделения муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, либо муниципальные учреждения (самостоятельные юридические лица).

В случае осуществления образовательной деятельности (в качестве неосновного вида деятельности) ММС будут считаться организациями, осуществляющими обучение. Такие организации вправе реализовывать образовательные программы профессионального обучения, дошкольного образования и дополнительные образовательные программы, в т. ч. программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки (части 1 , 5 ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ).

Например, согласно перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 года № 513), муниципальные методические службы могут осуществлять профессиональную подготовку по профессии «няня», должностям служащих «машинистка», «младший воспитатель».

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым данной организацией (ч. 6 ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Как показывает практика, некоторые муниципальные методические службы имеют статус учреждений дополнительного профессионального образования, осуществляющих в качестве основного вида деятельности (хотя бы формально) повышение квалификации руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных организаций. Такой подход в настоящее время возможен, поскольку согласно п. 8.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования должностных лиц местного самоуправления и работников муниципальных учреждений. Данная норма в настоящее время является обоснованием финансирования деятельности ММС за счет средств местного бюджета.

Сложившаяся модель существования ММС как учреждений повышения квалификации не противоречит положениям нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который не связывает реализацию программ дополнительного профессионального образования с организационно-правовыми формами или формами собственности организаций. При этом согласно п. 5 ч. 5 ст. 108 данного Федерального закона ММС должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования.

Основу штатной численности ММС составляют методисты и старшие методисты. В соответствии с номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 года № 678, методисты и старшие методисты относятся к категории педагогических работников. Поэтому на них распространяются общие требования о прохождении аттестации, установленные ст. 49 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ключевые критерии аттестации педагогических работников на установление соответствия занимаемым ими должностям следует определять по соответствующим квалификационным характеристикам.

Должность «заместитель директора» относится к категории должностей руководящих работников, поименованных в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 678.

Порядок аттестации руководящих работников регламентируется приказом департамента образования Белгородской области от 7 февраля 2017 года № 246 «О порядке аттестации вновь назначенных руководителей, руководящих работников областных государственных образовательных организаций».

Пункт 3 данного приказа оставляет в компетенции учредителей муниципальных образовательных организаций (органов местного самоуправления) вопросы аттестации вновь назначенных руководителей, руководящих работников муниципальных образовательных организаций, поименованных в подразделах 1, 2 раздела II номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678.

ВОПРОС №10 Может ли педагогический работник претендовать на первую квалификационную категорию, если он не проходил аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности?

ОТВЕТ:

Да, может, поскольку Порядок аттестации не предусматривает для педагогических работников в качестве основания прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории предварительное прохождение ими аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

ВОПРОС №11 Может ли быть отказано работнику в проведении процедуры аттестации на установление квалификационной категории по причине незначительной продолжительности работы в организации?

ОТВЕТ:

Нет, не может быть отказано в прохождении аттестации на установление квалификационной категории. А также не может быть оказано и по следующим причинам:

Несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;

Нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

Наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей).

ВОПРОС №12 На основании, каких результатов работы проводится оценка профессиональной деятельности педагогических работников при установлении квалификационной категории?

ОТВЕТ:

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 Порядка аттестации, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

П.36 Первая квалификационная категория устанавливается на основе:
П.37 Высшая квалификационная категория устанавливается на основе:
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением *(5) ;
достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5) ;
выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
ВОПРОС №13 Необходимо ли через два года провести аттестацию на соответствие занимаемой должности в отношении работника, которому при приеме на работу, аттестационной комиссией ОО была дана рекомендация о возможности назначения на соответствующую должность?

ОТВЕТ:

Да, действительно, в соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации вынесение рекомендаций работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, относится к компетенции аттестационных комиссий организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

ВОПРОС №14 Каким образом необходимо оформить результаты аттестации педагогического работника на соответствие занимаемой должности?

ОТВЕТ:

П. 18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

П.19.Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

П.20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле работника.

ВОПРОС №15 Могут ли результаты аттестации на соответствие занимаемой должности послужить основанием для увольнения работника?

ОТВЕТ:

Да, могут, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Обращаем Ваше внимание , прежде чем расторгнуть с работником трудовой договор по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работодатель обязан предложить другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья (ст. 81 ТК РФ).

Согласно п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при увольнении по п. 3 ч. 1 ст. 81 работодатель обязан представить доказательства того, что сотрудник отказался от перевода на другую работу либо работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести сотрудника с его согласия на другую имеющуюся у этого работодателя работу. Доказательством является предложение работнику вакантных должностей или уведомление об отсутствии таковых, оформленное в письменном виде, и письменное согласие или отказ работника от предложенных вакансий.

В случае согласия работника на перевод на другую должность работодатель заключает с ним соглашение к трудовому договору, на основании чего издается приказ о переводе, а в трудовую книжку вносится соответствующая запись.

Если же работник не согласен на перевод, он подлежит увольнению. Расторжение трудового договора оформляется приказом, который может быть составлен по унифицированной форме Т-8. В качестве основания приказа указываются реквизиты протокола (заключения) аттестационной комиссии о несоответствии работника занимаемой должности. После издания приказа вносятся записи в трудовую книжку и в личную карточку работника.

ВОПРОС №16 Для проведения аттестации на соответствие занимаемой должности работодатель вносит в аттестационную комиссию представление. Какие сведения в представлении должны содержаться о работнике?

ОТВЕТ:

Ответ подготовлен на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 « Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

П.11. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

Фамилия, имя, отчество (при наличии);

— наименование должности на дату проведения аттестации;

Дата заключения по этой должности трудового договора;

Уровень образования и (или) квалификации по специальности и направлению подготовки;

Информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

Результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

Мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

ВОПРОС №17 Необходимо ли вносить результаты аттестации на соответствие занимаемой должности в трудовую книжку работника?

ОТВЕТ:

Вносить результаты аттестации на соответствие занимаемой должности в трудовую книжку работника не требуется.

Обращаем внимание, что на работника при трудоустройстве в учреждении заводится личная карточка (форма Т-2).

В нее заносятся результаты аттестаций персонала в организации (дата аттестации, дата и номер протокола, решение и рекомендации аттестационной комиссии);

ВОПРОС №18 Педагогический работник работает в организации два года, за этот период был переведен с одной должности на другую. Когда следует проводить аттестацию на соответствие занимаемой должности в отношении данного работника?

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 22 «б» Порядка аттестации, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 « Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация.

ВОПРОС №19 Можно ли пройти процедуру аттестации лицам, оказывающим образовательные услуги в рамках гражданско-правового договора в образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность?

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 1 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276, Порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678, в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором. Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник – это физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частою второй статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Следовательно, физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с образовательными организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и оказывающие услуги в рамках гражданско-правового договора возмездного оказания услуг, не относятся к категории педагогических работников и не могут проходить аттестацию в порядке, установленном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

ВОПРОС №20 Если учитель имеет первую или высшую категории, должен ли он при очередной обязательной аттестации подтверждать эту категорию или она будет продлена автоматически?

ОТВЕТ:

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

П.24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию . По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Трудовое законодательство предусматривает проведение аттестации работника в целях установления его соответствия (несоответствия) занимаемой должности (выполняемой работе) . Порядок проведения аттестации устанавливается нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, либо действующими у работодателя локальными нормативными актами. В таких нормативных актах отражаются особенности проведения аттестации работников с учетом специфики трудовой деятельности и условий ее осуществления. Последнее в полной мере относится и к аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности и в целях установления им квалификационной категории. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (далее — Приказ № 276) утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Порядок), который определяет общие требования к проведению аттестации, а также особенности ее проведения для целей подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности и для целей установления педагогическому работнику квалификационной категории.

Действие Порядка распространяется на проведение аттестации педагогических работников, замещающих должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей руководителей и педагогических работников образовательных организаций (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08. 2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»), том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (абзац 2 п.1 раздела 1 Порядка).

Согласно п. 3 раздела 1 Порядка основными задачами проведения аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
  • обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Основные принципы проведения аттестации: коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации (п. 4, раздел I Порядка).

Обратите внимание !

Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности является для последнего обязательной и проводится, за некоторым исключениями, каждые пять лет, а аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории, напротив, проводится по желанию соответствующего работника (см. чч. 1-2 ст. 49 Федерального закона № 273, п. 5 раздела II и п. 24 раздела III Порядка).

В целях подтверждения соответствия занимаемой должности аттестацию не проходят следующие педагогические работники (п. 22 раздела II Порядка):

  • имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Примечание:

Проведение аттестации педагогических работников, предусмотренных подпунктами “г” и “д”, допускается не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом “е”, допускается не ранее чем через год после их выхода на работу.

Кстати

Действующими у работодателя локальными нормативными актами могут быть определены иные категории педагогических работников, проведение аттестации которых организуется в сроки, отличающиеся от предусмотренных Приказом № 276,например, лица, находящиеся в отпуске в связи с усыновлением ребенка (ст. 257 ТК РФ), лица, находящиеся в длительном отпуске (подп. 4 п. 5 ст. 47 Федерального Закона № 273), и т. п.

Особенности аттестации, проводимой в целях подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности

Для проведения аттестации в образовательной организации формируется специальная аттестационная комиссия . О ее формировании работодателем издается приказ (распоряжение), которым утверждается персональный состав аттестационной комиссии: председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии) и, если необходимо, положение о комиссии, регламент работы комиссии и т. п.

Также Работодатель издает соответствующий приказ (распоряжение) о проведении аттестации которым определяет персональный состав педагогических работников, подлежащих аттестации, график аттестации, при необходимости, иные вопросы по организации аттестационных мероприятий.

Не менее чем за 30 дней до даты, предусмотренной графиком аттестации, каждый педагогический работник, подлежащий аттестации, должен быть ознакомлен с приказом (распоряжением) под роспись. На каждого педагогического работника , работодатель заблаговременно вносит в аттестационную комиссию представление , содержащее сведения о педагогическом работнике:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дата заключения по этой должности трудового договора;
  • уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
  • мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором (п. 11, раздела II Порядка).

Не позднее чем за 30 дней до запланированной даты проведения аттестации работодатель обязан познакомить педагогического работника с представлением под роспись. После ознакомления с представлением педагогический работник по своему желанию может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу) (п. 12 раздела II Порядка). В случае отказа работника от ознакомления с представлением работодателем в присутствии не менее двух лиц составляется и подписывается соответствующий акт.

Основной формой проведения аттестации является заседание аттестационной комиссии, которое считается правомочным в случае присутствия не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии . Педагогический работник, подлежащий аттестации, должен присутствовать на заседании. В случае отсутствия по уважительной причине (должна быть документально подтверждена и отражена в протоколе заседания) его аттестация переносится на другую дату, а в график вносятся изменения, с которыми работник должен быть ознакомлен не менее чем за 30 календарных дней до даты новой аттестации . В случае неявки педагогического работника без уважительной причины аттестационная комиссия организации вправе провести аттестацию в его отсутствие.

В ходе заседания аттестационная комиссия рассматривает представление и (при наличии) дополнительные сведения, характеризующие профессиональную деятельность аттестуемого.

Если это предусмотрено регламентом аттестационной комиссии, члены аттестационной комиссии обмениваются мнениями, задают вопросы как друг другу, так и аттестуемому педагогическому работнику, при необходимости —вносят мотивированные предложения о рассмотрении дополнительных сведений и т. д.

По результатам рассмотрения имеющихся сведений аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений (с указанием в протоколе заседания должности аттестуемого педагогического работника):

  • соответствует занимаемой должности (когда не менее половины присутствующих членов аттестационной комиссии проголосовали за решение о соответствии аттестуемого занимаемой должности);
  • не соответствует занимаемой должности.

«Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре» (п. 16 раздела II Порядка).

Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол , подписываемый всеми членами аттестационной комиссии и сообщаются аттестуемому непосредственно после подведения итогов голосования. Протокол вместе с другими документами, относящимися к аттестации педагогических работников, хранится у работодателя. Согласно п. 20 раздела II Порядка на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Обратите внимание!

Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 21 раздела II Порядка).

Результаты аттестации являются основанием для внесения аттестационной комиссией на рассмотрение работодателя мотивированных рекомендаций о целесообразности (нецелесообразности) назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или (и) стажа работы, но при этом обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих возложенные на них должностные обязанности качественно и в полном объеме (п. 23 раздела II Порядка).

Особенности аттестации, проводимой в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории

Аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории также проводится специально уполномоченным органом — аттестационной комиссией. Но в данном случае комиссия формируется не работодателем (образовательной организацией), а федеральными органами исполнительной власти либо уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации . Все зависит от того, в чьем ведении находятся соответствующие образовательные организации (п. 25 раздела III Порядка). Принципы формирования аттестационных комиссий практически идентичны тем, что и при проведении аттестаций в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. В данном случае еще определяются условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников (п. 26 раздела III Порядка).

Как отмечалось, данный вид аттестации носит заявительный характер — она проводится на основании письменного заявления педагогического работника, претендующего на присвоение квалификационной категории, которое подается непосредственно в уполномоченную аттестационную комиссию. Работник также может направить заявление обыкновенной почтой (письмо с уведомлением о вручении) или посредством электронной почты (с уведомлением в форме электронного документа). В заявлении указываются квалификационные категории и должности, по которым педагогический работник желает пройти аттестацию (пп. 27, 28 раздел III Порядка).

«Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическим работником не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются уполномоченными аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации» (пп. 30 - 32 раздела III порядка).

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией не может превышать 60 календарных дней (п. 33 раздела III Порядка).

В свете рассматриваемой темы обратим внимание на базовые критерии установления педагогическим работникам первой и высшей квалификационных категорий (пп. 36, 37 раздела III Порядка).

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Согласно п. 35 раздела III Порядка, аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории может проводиться как в присутствии аттестуемого, так и без него независимо от причин отсутствия.

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы (согласно критериям установления соответствующей категории) при условии, что их профессиональная деятельность фактически связана с соответствующими направлениями работы (п. 38, раздела III Порядка).

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений (с указанием должности аттестуемого педагогического работника):

  • установить первую (высшую) квалификационную категорию;
  • отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории.

Завершающий этап проведения аттестации (вплоть до возможности обжалования аттестуемым ее результатов) такой же, как в случае проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности .

Правда, в отличие от первого вида аттестации, в данном случае результаты аттестации предаются гласности : «на основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет» (п. 44 раздела III Порядка).

М. Ю. Рогожин, эксперт

Инструкция по аттестации:
Председатели экспертных групп организаций, подведомственных МК МО:

ГАПОУ МО: Тяжелова Марина Евгеньевна

МОУ ДО:

Ряполова Ульяна Евгеньевна

Прием документов осуществляется централизованно от представителей муниципальных органов управления сферы культуры по предварительной записи (тел.: 8-495-570-47-88, c 10.00 до 15.30) в соответствии с графиком прохождения аттестации (консультации только для координаторов - представителей муниципальных органов управления сферы культуры)

В перечень предоставляемых в НМЦ аттестационных документов входят:
При подаче заявлений:
1. Информационное письмо из муниципального органа управления сферы культуры района или городского округа (в печатном варианте);
2. Cписки аттестуемых в таблице (единые от муниципального образования) - отдельно на высшую и на первую категорию (в печатном и электронном вариантах);
3. Два экземпляра заявлений от каждого претендента, сроки проведения экспертизы в аттестационных заявлениях указываются с начала сроков проведения экспертизы до окончания срока подачи экспертных заключений и приложений в НМЦ (в печатном варианте);
4. Копия аттестационного листа или приказа о предыдущей аттестации (если на момент подачи документов имеется категория);
5. Копии документов об образовании и повышении квалификации;
6. Копии документов подтверждающих смену фамилий, имен, отчеств (в случае наличия таковых).
При подаче экспертных заключений:
1. Экспертное заключение в бумажном виде с подписями эксперта и аттестуемого в 2-х экземплярах
2. Экспертное заключение и приложения к нему в электронном виде (на флешке или переслать накануне приезда на электронную почту [email protected])
Бланки документов для заполнения:
Образец информационного письма комитета по культуре
Бланк "Заявления в аттестационную комиссию" для педагогических работников (незаполненный)
Образец заполнения "Заявления в аттестационную комиссию" (Октябрь , Ноябрь , Декабрь)
Памятка по заполнению "Заявления"
Список аттестуемых в таблице (единые от муниципального образования, на первую и высшую квалификационные категории)
Экспертные заключения для МОУ ДО:
Э/З по должности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Приложения к Э/З по должности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Э/З по должности МЕТОДИСТ
Приложения к Э\З по должности МЕТОДИСТ
Экспертные заключения для ГАПОУ МО:
Э/З по должности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ специальных и общепрофессиональных дисциплин
Приложения к Э/З по должности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ специальных и общепрофессиональных дисциплин
Э\З по должности КОНЦЕРТМЕЙСТЕР
Приложения к Э\З по должности КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

Графики и диаграммы (пример построения)
Адрес для приема электронных вариантов – [email protected] .
Аттестационные документы (заявления, экспертные заключения и приложения) составленные неточно и не по форме Министерство образования Московской области может не принять к рассмотрению аттестационной комиссией. Будьте внимательны при оформлении своих документов, проверяйте шрифт, форму заявлений, должности, наличие и сроки действующих категорий, сроки проведения экспертиз и т.д. в аттестационных заявлениях, количество баллов в экспертных заключениях, внимательно заполняйте Приложения к экспертным заключениям.
Редактирование электронных версий документов в научно-методическом центре невозможна по техническим причинам.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! ВНИМАНИЕ!

Посещение экспертом урока аттестуемого, является неотъемлемой частью прохождения экспертизы профессиональной деятельности на заявленную категорию. При работе с аттестуемым эксперт не только проверяет документы и помогает в заполнении экспертного заключения, но и знакомится с практической работой преподавателя (концертмейстера), что без посещения урока невозможно. То, что в экспертном заключении не выставляются баллы за проведение экспертного урока, ни в коем случае не отменяет подготовки к нему, его проведения и оформления протокола о его проведении.

Аттестация педагогических кадров преследует цели установки соответствия квалификации педагогических работников первой или второй квалификационной категориям.

В рамках данного процесса определяется уровень квалификации педагога и результаты его работы, проводится оценка его деятельности.

Вся информация по данному вопросу находится на официальном сайте Московского центра качества образования. На главной странице есть раздел «Педагогам», и в нем – подраздел «Аттестация».


Цели аттестации

Аттестация проводится с определенными целями и задачами. Этими целями являются:

  • повышение мотивации педагогов к личностному профессиональному росту;
  • замотивированность педагогов к повышению категории;
  • повышение качества труда педагогов и его эффективности;
  • оценка качества знаний педагогов;
  • выявление перспективных кадров на дальнейшее повышение;
  • обеспечение дифференциации уровня оплаты труда;
  • выявление слабых мест в подготовке педагогических кадров;
  • улучшение качества образования в целом.

Нормативно-правовая база

Проведение аттестации и дальнейшее повышение квалификации носит обязательный характер согласно федеральному закону №273. Данному процессу подвергаются абсолютно все работники образовательных учреждений, в том числе и те, кто работает по совместительству.

Порядок проведения аттестации учитывает требования ФГОС. В каждом субъекте Российской Федерации создаются локальные законодательные акты, регламентирующие порядок проведения аттестации. Педагоги могут в любое время с ними ознакомиться.

Более того после ознакомления, работник обязан подписать расписку, что он осведомлен о порядке.

Все документы создаются на основе Порядка, созданного Минобрнауки. Экспертный лист, протокол соответствуют типовым формам.

Если появляются изменения, то методический отдел образовательного учреждения обязан уведомлять каждого педагога. Дополнительно информацию можно отслеживать на сайте в разделе «Новости».

Подача заявления на аттестацию

Подать заявление на аттестацию, начиная с 2017 года, педагоги могут только через личный кабинет в Московском регистре качества образования (МРКО) на сайте МЦКО. В бумажном варианте заявления не принимаются.


Поданные заявления рассматриваются в течение 30 дней; после чего назначается день для аттестации конкретного учителя.

Вся продолжительность аттестации занимает не более 60 дней. На принятие решения у аттестационной комиссии есть месяц.

Графики заседаний Городской аттестационной комиссии располагаются на сайте МЦКО.

Аттестация проводится один раз в пять лет. Комиссии, которые оценивают труд учителя, создаются на базе образовательных учреждений.

Все документы должны быть оформлены корректно. В случае ошибок заявки будут возвращаться на доработку, а время будет увеличено. Вся ответственность за оформление заявки и пакета документов лежит только на самом педагоге.

Виды аттестации

Аттестация педагогических кадров может быть добровольной и обязательной.

Добровольная аттестация проводится по желанию педагога в случае, если он сам захотел повысить свою категорию.

Обязательная аттестация назначается вышестоящим руководством или администрацией для подтверждения соответствия занимаемой должности.

Педагог должен не только предоставлять ученикам знания о своем предмете, а также ориентироваться в сферах воспитания и психологии детей.

С помощью своего предмета учителя должны создавать такую обстановку, чтобы формировались учебно-познавательные компетенции и развивались личностные качества учащихся.

При успешной сдаче аттестации, педагогу присваивается первая либо высшая категория.

  • стабильные показатели освоения учениками программы;
  • внесение личного вклада в улучшение школьного образования, совершенствование методов воспитания и обучения;
  • активное участие в методических объединениях;
  • выявление и развитие у учащихся интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности.

Для того, чтобы получить высшую категорию, педагог должен иметь первую квалификацию в течение 2 лет или высшую, период которой уже заканчивается.

  • достигает положительной динамики и развития освоения школьных программ по своему предмету;
  • вносит личный вклад в развитие образования с использованием инновационных и экспериментальных технологий;
  • принимает участие в профессиональных конкурсах, разрабатывает методические материалы.

Педагоги, которым было отказано в присвоении высшей категории, могут подать повторную заявку через год.

Проведение аттестации

Модель проведения аттестации в каждом регионе Российской Федерации разрабатывается индивидуально.

В качестве возможных форм проведения аттестации выступают:

  • рабочая программа, тестирование, билеты, конспекты уроков;
  • исследовательская или творческая работа;
  • образовательный проект;
  • модель деятельности по направлению развития образовательного процесса.

Формы предоставления результатов работы могут быть следующие:

  • аналитический отчет;
  • презентация программы, методического пособия;
  • конференция;
  • публичная защита своих разработок экспериментального характера.

Любая деятельность на основе своих разработок должна быть отработана на личном примере и зафиксирована. Данные должны быть на любом образовательном портале, желательно портале своего учебного заведения.

Если информация выставлена в социальных сетях, то она не учитывается. Несмотря на то, что сейчас очень популярно работать в социальных сетях, образовательная система не предусматривает выкладывание экспериментальных разработок для общего доступа.

Прежде чем они будут распространены, он должны быть одобрены и зафиксированы участниками образовательного процесса.

Все разработки должны быть дополнены отзывами специалистов – других учителей, логопеда, дефектолога и других в зависимости от решаемых задач.

В числе членов экспертной комиссии должны быть – председатель, его заместитель, члены и секретарь. Если на базе учреждения сформирован профсоюз, то его представитель обязан входить в состав комиссии.

Если при принятии решения произошли разногласия, то в протокол вносятся мнения каждого члена.

В случае, если педагог не согласен с решением аттестационной комиссии, он может подать апелляцию и обжаловать вынесенное решение.

Аттестацию могут не проходит следующие категории педагогических кадров:

  • те сотрудники, кто занимает должность менее 2 лет;
  • те сотрудники, кто провел на больничном больше 4 месяцев;
  • беременные женщины;
  • педагоги, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Однако, в случае, если кто-то из этих специалистов изъявил желание пройти аттестацию, ему не могут отказать.

Если сотрудник переходит в другое образовательное учреждение, даже за пределами текущего региона, его категория сохраняется до окончания срока.

Все педагоги должны понимать важность проведения аттестации. Без такого рода проверок невозможно проведение эффективной работы образовательных учреждений.

При присвоении какой-либо категории педагог может получить не только повышение заработной планы, но и уважение среди своих коллег и возможность дальнейшего карьерного роста не только в школе, но и в системе образования в целом.

Качественные кадры всегда будут иметь ценность. Комиссия при оценке должна увидеть качественную подготовку педагогического работника. Учителю нужно показать все свои знания, умения и таланты.

Но важно, чтобы педагоги показывали отличную работу не только на аттестации, но и в ежедневной постоянно работе с учениками.

Ведь от работы педагога зависит, какое образование получит каждый ученик, кем он станет в дальнейшей жизни.

Все знания, получаемые ими нужны не только для сдачи выпускных экзаменов, но и для дальнейшего саморазвития и самореализации в жизни.

Пунктом 44 Порядка проведения аттестации педагогического работникапредусмотрено, что в случае положительного решения об установлении первой или высшей категории, информация об этом становится доступна работнику, как и работодателю, на официальных сайтах сети Интернет.

Однако стоит заметить, что там происходит размещение именно распорядительных актов об установлении педагогическим работникам квалификационной категории. Здесь может возникать закономерный вопрос – а каким образом, в случае своего отсутствия на аттестационной комиссии, педагогический работник будет уведомлен об отказе в установлении квалификационной категории?

Как реализовать свое право знать результат

Действительно, в этом пункте 44 Порядка аттестации не предусмотрено, что на сайте сети Интернет размещается информация о том, кто не прошел аттестацию. Действительно, в этом есть некий пробел, но в любом случае, мы знаем, что любой работник вправе обратиться с любым письменным заявлением, на которое органы власти в течение месяца должны дать ответ. По теме обращений работников существует Порядок рассмотрения обращений граждан, есть нормативные регулирующие акты. Поэтому в любом случае, узнать о результатах аттестации работник вправе, а у тех, к кому он обращается с заявлением, есть обязанность ответить на поставленный заявителем вопрос. Таким образом, да, узнать через официальные сайты Интернет об отказе по существующему Порядку нельзя, но можно через нормы других нормативно-правовых актов. Действительно, этот вопрос может вызывать сложности из-за того, что он не прописан в Порядке аттестации, поэтому будет рассматриваться вариант его включения в правила.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги