Показатели оценки мобилизационной подготовки. Мобилизационная подготовка и мобилизация

"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2010, N 9

В соответствии с п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К ним, в частности, относятся затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке, в том числе на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана (пп. 17). Такие затраты учитываются в целях налогообложения только у налогоплательщиков, обязанных осуществлять подобные работы, и при условии, что эти расходы не подлежат компенсации из бюджета.

Что относится к работам по мобилизационной подготовке? Какими документами подтвердить расходы на их проведение? Какие спорные вопросы возникают в связи с расходами? Об этом и пойдет речь в статье.

Правовое регулирование

Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан РФ установлены Федеральным законом N 31-ФЗ <1>.

<1> Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 1 этого Закона мобилизационная подготовка в РФ - это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны и ее субъектов, органов государственной власти и организаций, Вооруженных Сил к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

В этих целях организации проводят специальные мероприятия и работы, в том числе (ст. 9 Федерального закона N 31-ФЗ):

  • разработку мобилизационных планов в пределах своих полномочий (пп. 3 п. 1);
  • выполнение мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. 5 п. 1).

За чей счет производится финансирование мобилизационной подготовки? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 14 Федерального закона N 31-ФЗ, где говорится следующее:

  • работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности РФ являются расходными обязательствами РФ (п. 1);
  • организации могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке <2>, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством РФ во внереализационные расходы (п. 2).
<2> По согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника.

Документы, подтверждающие право организаций, имеющих мобилизационные задания, на налоговые льготы

Для включения в состав внереализационных расходов не подлежащих компенсации из бюджета затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке необходимо оформить соответствующие документы согласно Положению <3>, утвержденному Минэкономразвития, Минфином и МНС.

<3> Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утв. Минэкономразвития России N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564, МНС России N БГ-18-01/3 от 02.12.2002.

Для целей данного Положения под имуществом мобилизационного назначения понимается имущество, предназначенное для выполнения мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами). В такое имущество включаются объекты мобилизационного назначения, а также все виды мобилизационных запасов (резервов). Под объектами мобилизационного назначения следует понимать объекты хозяйственного (производственного) назначения, являющиеся составной частью основных фондов (средств) организаций.

Отнесение имущества организаций к имуществу мобилизационного назначения производится только в той мере, в которой это необходимо для выполнения мобилизационных заданий (заказов) (п. 2.1 Положения).

Мобилизационные мощности в зависимости от степени их загрузки в мирное время подразделяются на:

  • используемые;
  • используемые частично (периодически (эпизодически) загруженные в текущем производстве, содержащиеся в условиях, обеспечивающих их сохранность и готовность к выполнению мобилизационных заданий (заказов));
  • неиспользуемые (не загруженные в текущем производстве, содержащиеся в условиях, обеспечивающих их сохранность и готовность к выполнению мобилизационных заданий (заказов)).

Используемые частично и не используемые в текущем производстве мобилизационные мощности при необходимости консервируются (п. 2.2 Положения).

К имуществу мобилизационного назначения организаций в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 <4> относятся следующие основные фонды (п. 2.3 Положения): здания, сооружения, машины и оборудование (энергетические (силовые), рабочие, информационные), транспортные средства, производственный инвентарь.

<4> Утвержден Постановлением Госстандарта России 26.12.1994 N 359.

В соответствии с п. 3.4 Положения организации подготавливают по установленным формам:

  • план проведения работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (форма N 4);
  • смету затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (форма N 5).

Перечень работ по мобилизационной подготовке, включаемых в план формы N 4, определяется Федеральным законом N 31-ФЗ. Организации подготавливают план в трех экземплярах и представляют на согласование (п. 3.5 Положения):

  • в федеральные органы исполнительной власти или их правопреемникам;
  • в органы исполнительной власти субъектов РФ <5>.
<5> На практике имеют место случаи, когда налоговые органы при проверке правильности исчисления налога на прибыль исключают из расходов затраты на мобилизационную подготовку, обосновывая это необходимостью обязательного согласования формы N 4 как федеральным органом исполнительной власти, так и органом исполнительной власти субъекта РФ. Однако суды, как правило, отклоняют этот довод (см. Постановления ФАС ЗСО от 19.09.2005 N Ф04-6007/2005(14821-А27-15), от 31.05.2006 N Ф04-2386/2006(21982-А27-15), ФАС СКО от 12.07.2006 N Ф08-3164/2006-1337А).

После согласования два экземпляра формы N 4 возвращаются организациям (п. 3.6 Положения).

Налогоплательщики для подтверждения своего права на включение в состав внереализационных расходов затрат на мобилизационную подготовку должны представить в налоговые органы по месту постановки на учет согласованные формы N N 4 и 5 (п. 3.7 Положения).

Обратите внимание! Оформление документов организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы) и выполняющими работы по мобилизационной подготовке, осуществляется ежегодно (п. 3.8 Положения).

В то же время Минфином и Минэкономразвития утверждены Рекомендации по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания, на налоговые льготы <6> (далее - Рекомендации).

<6> Рекомендации по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, утв. Письмом Минфина и Минэкономразвития России от 17.08.2005 N 03-06-02-02/68.

Принципиального (содержательного) отличия между документами, утвержденными Положением и Рекомендациями, подтверждающими право на льготу, не усматривается. В перечне, форма которого утверждена Положением, и в перечне, форма которого утверждена Рекомендациями, содержится идентичная информация, с той лишь разницей, что вместе с перечнем, утвержденным Положением, представляется смета затрат, а в перечень, утвержденный Рекомендациями, включены графы "Первичные документы, подтверждающие расходы на проведение работ" и "Основание для проведения работ". Оба этих документа являются действующими, так как не отменены до настоящего времени, и преследуют однородные цели - подтверждение права на льготу. Следовательно, налогоплательщик оформляет пакет документов, подтверждающих право на льготу, в соответствии с одним из вышеуказанных актов (Положением или Рекомендациями).

К сведению. Минфин в Письме от 03.08.2010 N 03-03-05/175 тоже указал на возможность применения как одного, так и другого документа. Причем финансисты отметили следующее: НК РФ не устанавливает перечня документов, подлежащих оформлению при осуществлении указанных работ, и не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению и заполнению. Учитывая положения ст. 4 НК РФ, указанные Рекомендации и Положение не являются нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с НК РФ.

"Мобилизационные" расходы частично компенсируются из бюджета

Чтобы затраты на мобилизационную подготовку можно было списать на внереализационные расходы в соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ, эти расходы не должны подлежать компенсации из бюджета.

На практике возможна ситуация, когда расходы "теоретически" должен взять на себя бюджет, однако этого не происходит, и организация на сумму понесенных расходов уменьшает облагаемую базу по налогу на прибыль - что приводит к спору с налоговиками, аналогичному тому, который был предметом рассмотрения в Постановлении ФАС ВВО от 03.12.2007 N А82-14397/2006-27.

Судом было установлено, что налогоплательщик заключил договоры по мобилизационной подготовке с Федеральным агентством по промышленности на проведение целевых мероприятий по мобилизационной подготовке в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва.

Материалами дела (сметой затрат по содержанию материальных ценностей в мобилизационном резерве) подтверждается несение затрат по выполнению мероприятий мобилизационной подготовки на сумму 1927,1 тыс. руб., из которых только 350 тыс. руб. профинансировано из бюджета.

Организация отразила в составе внереализационных расходов сумму 1577,1 тыс. руб., которая представляет собой некомпенсированные из бюджета затраты по содержанию материальных ценностей в мобилизационном резерве (произведенные расходы по мобилизационной подготовке в сумме 1927,1 тыс. руб. за вычетом 350 тыс. руб., профинансированных из бюджета).

Довод налоговой инспекции заключался в том, что спорные расходы, понесенные организацией, подлежат компенсации из бюджета и могут не компенсироваться только при соответствующем согласовании с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления. Однако данный довод был отклонен судом по таким основаниям: из содержания пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ не следует, что не компенсированные из бюджета расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке могут быть учтены в целях налогообложения только при наличии соглашения об отсутствии их компенсации. Налоговый орган не представил доказательств того, что расходы в сумме 1 577 130 руб. будут когда-либо компенсированы налогоплательщику из бюджета.

Спорные вопросы, связанные с отражением в налоговом учете "мобилизационных" затрат

Затраты на проведение работ, связанных с мобилизационной подготовкой, указаны в пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ. Больше никаких уточняющих норм относительно данного вида расходов НК РФ не содержит. Это порождает массу споров между организациями и налоговыми органами (что подтверждается арбитражной практикой). Претензии налоговиков возникают как относительно оформления документов, так и по поводу уменьшения облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму расходов, связанных с выполнением отдельных видов работ по мобилизационной подготовке (в основном капитального характера).

Остановимся на этих спорных вопросах подробнее, рассмотрев в качестве примера Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 N 09АП-2895/2009-АК <7>. Данное Постановление выбрано не случайно - в нем как раз представлено полное собрание претензий налоговиков на тему мобилизационных расходов. Да и цена вопроса впечатляет - расходы, на которые налогоплательщик (генерирующая компания оптового рынка электроэнергии) уменьшил облагаемую прибыль, составили 1,045 млрд руб. (!). Соответственно, размер неуплаты по налогу на прибыль (по мнению налогового органа) составил 250,8 млн руб.

<7> Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.07.2010 N КА-А40/7234-10.

Вот какие доводы привели налоговики, посчитав, что налогоплательщик неправомерно занизил налог на прибыль:

  1. расходы не подтверждены документально;
  2. капитальные затраты в отношении основных средств, относящихся к мобилизационным мощностям, должны увеличивать их первоначальную стоимость, а не списываться как внереализационные расходы;
  3. затраты направлены на деятельность, связанную с производством и реализацией.

Данные доводы налоговиков судьи отклонили. Спор был выигран налогоплательщиком. Рассмотрим, какие аргументы по каждому спорному вопросу приводились в поддержку организации.

Претензия первая . Право на включение в состав внереализационных расходов затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке не подтверждено документально (не представлены договоры (контракты) на выполнение мобилизационных заказов, планы проведения работ по мобилизационной подготовке).

Судьи указали: обязанность по проверке оснований правомерности включения отдельных затрат в состав работ по мобилизационной подготовке при подготовке перечней лежит на федеральных органах власти в области мобилизационной подготовки, к которым налоговые органы не отнесены. Основание для получения льготы - представление перечня работ по мобилизационной подготовке, а не документов, явившихся основанием для его составления. При этом в состав полномочий налоговых органов не входит проверка актов, согласованных федеральными органами власти в области мобилизационной подготовки.

Следовательно, налоговый орган выходит за пределы полномочий, предоставленных ему законодательством, фактически предпринимая попытку ревизии решений, принятых федеральным органом власти в области мобилизационной подготовки (в данном случае - Минэнерго) в пределах предоставленной ему компетенции.

При отсутствии у предприятия обязанностей по мобилизационной подготовке соответствующий орган государственной власти (Минэнерго) не мог утвердить перечни работ по мобилизационной подготовке.

К аналогичному выводу пришли и судьи ФАС МО в Постановлении от 03.12.2009 N КА-А40/12740-09: если предприятие имеет мобилизационный план по выработке определенного количества продукции в соответствии с приведенными нормами, оно обязано подготовить производство в целях обеспечения выполнения плана. Судьи учли, что в период проведения выездной налоговой проверки ее руководитель, имеющий допуск к сведениям, подпадающим под действие Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", был ознакомлен с мобилизационным планом и мобилизационным заданием. Таким образом, общество документально подтвердило право на включение не подлежащих компенсации из бюджета затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке в состав внереализационных расходов.

Претензия вторая . Затраты в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации основных средств не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а должны увеличивать первоначальную стоимость основных средств. Иных правил в отношении основных средств, относящихся к мобилизационным мощностям, НК РФ не предусмотрено.

Данный довод отклонен судом по следующим основаниям. Подпункт 17 п. 1 ст. 265 НК РФ не содержит разделения работ по мобилизационной подготовке по признаку их капитального характера. Указанный подход обусловлен спецификой работ по мобилизационной подготовке, обязанности по выполнению и понятие которых установлены нормами законодательства о мобилизационной подготовке.

Примечание. Расходы по техническому перевооружению и реконструкции основных средств, относящихся к имуществу мобилизационного назначения, являются внереализационными.

Если предприятие имеет мобилизационное задание по выработке определенного количества продукции, в соответствии с приведенными нормами оно обязано подготовить производство в целях обеспечения выполнения мобилизационного задания.

Мерами по подготовке производства могут быть как поддержание в надлежащем техническом состоянии и модернизация существующих мобилизационных объектов, так и создание новых мобилизационных объектов (!), предназначенных для обеспечения мобилизационного плана.

Следовательно, специализированное законодательство не позволяет выделить из состава работ по мобилизационной подготовке работы "некапитального" характера, поскольку все эти работы направлены на решение единой задачи - подготовку производства в целях обеспечения выполнения мобилизационного задания.

Как указали судьи, в рассматриваемом случае пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ является специальной нормой по отношению к другим положениям гл. 25 НК РФ, исключающим отнесение расходов по реконструкции объектов основных средств к внереализационным расходам.

Кроме того, согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 14.05.2003 N 8-П, правовая норма, являющаяся специальной, на основании общих принципов, определяющих критерии правового выбора приоритетных норм, обладает юридическим приоритетом в случае конкуренции общей и специальной норм, если бы такая коллизия имела место.

Поддержал налогоплательщика в аналогичной ситуации и ФАС СКО в Постановлении от 28.11.2007 N Ф08-7806/07-2897А, указав, что тот правомерно отнес на расходы затраты по техническому перевооружению и реконструкции основных средств, относящихся к имуществу мобилизационного назначения.

Претензия третья . Нарушены положения пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ - затраты направлены на деятельность, связанную с производством и реализацией, поскольку не подтверждено несение затрат исключительно в целях содержания мощностей, направленных на выполнение мобилизационного плана.

Отклоняя и этот довод налоговой инспекции, суд указал: осуществленные работы в отношении мобилизационных мощностей обусловлены наличием мобилизационного задания, согласно которому налогоплательщик несет обязанности по его выполнению и ответственность. Придание имуществу организации статуса мобилизационного обременяет налогоплательщика обязанностями по совершению действий в отношении указанного имущества.

Наличие мобилизационного плана, а также наличие согласованных перечней работ по мобилизационной подготовке, выполненных за счет собственных средств налогоплательщика, исключают квалификацию проведенных работ как работ, связанных с производством и реализацией, и позволяет квалифицировать расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке как затраты, не подлежащие компенсации из бюджета.

Относительно довода налоговой инспекции о том, что при условии отсутствия частичной загруженности налогоплательщик не несет затраты исключительно в целях содержания мощностей, необходимых для выполнения мобилизационного плана, суд отметил: НК РФ не содержит требования о том, что включение в состав внереализационных расходов затрат на мобилизационную подготовку возможно только при условии несения затрат исключительно в целях содержания мощностей, необходимых для выполнения мобилизационного плана.

Примечание. Затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана, включаются в состав внереализационных расходов.

Как следует из пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ, затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, являются одним из видов затрат на мобилизационную подготовку.

Для предприятий выполнение мобилизационного плана (задания) сопряжено с обязанностью выработать определенное количество продукции в период объявления мобилизации, в военное время. Выполнение указанной обязанности возможно только при поддержании в рабочем состоянии в полном объеме безостановочного производства.

В противном случае мобилизационный план не будет выполнен, так как не будет достигнут один из основных принципов мобилизационной подготовки - заблаговременность, во исполнение которого Федеральным законом N 31-ФЗ на организации возложена обязанность по созданию, развитию и сохранению мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время.

Таким образом, внереализационный характер расходов определяется основной целью работ - создание, развитие и сохранение производственных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства в военное время.

Е.Л.Ермошина

Редактор журнала

"Налог на прибыль:

учет доходов и расходов"

Основные направления мобилизационной подготовки и мобилизации касаются :

Экономики;

Органов власти;

Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, специальных формирований.

Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий:

В мирное время - мобилизационная подготовка.

При переходе с мирного на военное время - мобилизация.

В военное время - выполнение планов расчетного года.

При переходе с военного времени на мирное время - демобилизация .

Мобилизационная подготовка - это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Мобилизация - это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной . Общая мобилизация охватывает всю экономику и проводится на всей территории страны. При частичной мобилизации отмобилизовывается часть Вооруженных Сил Российской Федерации на определенном театре (театрах) военных действий, в регионах страны.

В зависимости от условий обстановки мобилизация может быть открытой и скрытой . Открытая мобилизация проводится, как правило, при внезапном развязывании войны агрессором или при прямой угрозе его нападения. Скрытая мобилизация проводится под видом обычных мероприятий оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил) без разглашения действительной цели проводимых мероприятий.

Отмобилизование обсервационных пунктов;

Выделение оперативных коек в лечебных учреждениях;

Развертывание дополнительных коек в лечебных учреждениях;

Создание мобрезерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;

Заготовка донорской крови и ее компонентов;

Создание мобилизационных мощностей для производства бактерийных ииммунобиологических препаратов;

Подготовка медицинских кадров для Вооруженных Сил РФ, специализация иусовершенствование врачей;

В РФ - комплекс мероприятий по переводу экономики страны, субъектов РФ и муниципальных образований, органов государственной власти, местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени; переводу ВС РФ (мобилизационному развертыванию), др. войск, воинских формирований, органов, создаваемых на военное время специальных формирований на организацию и состав военного времени. По объему проводимых мероприятий М. в РФ может быть общей (проводится на всей территории страны и распространяется на всю экономику государства и его институты, включая всю военную организацию государства) или частичной (вводится для ведения военных действий в пределах одного театра войны или отдельного региона). В зависимости от складывающейся военно-политической обстановки М. в РФ может проводиться открытым или скрытым способом и иметь предмобилизационный (подготовительный) период, ее объявление находится в компетенции высших органов государственной власти. Решение на М в случае агрессии против РФ или непосредственной военной угрозы, в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», принимается Президентом РФ (с последующим незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Гос. думе). Правовыми основами М. в РФ являются Конституция РФ, международные договоры РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты РФ в данной области.

В большинстве государств мобилизация стала применяться с созданием массовых армий, формируемых на основе всеобщей воинской повинности (конец XVIII - начало XIX вв.). В эпоху рабовладельческого и феодального строя мобилизации в современном понимании не существовало, однако и тогда перед началом войн обычно проводился набор в армию и на флот людских контингентов различных сословий, создавалось ополчение, увеличивались численность войск и конского состава, производство оружия и снаряжения, повышались налоги, осуществлялся сбор различных материальных средств для нужд войны. В России понятие мобилизации стало официально употребляться с 1870, когда было составлено первое «Расписание о призыве и распределении запасных по мобилизации». В 1883 введено в действие первое «Наставление по мобилизации». В 1914 издано «Положение о военно-автомобильной повинности». В XIX в. были выработаны основные принципы мобилизации: определение мобилизационной потребности (в личном составе, технике); создание запаса военно-обученных резервов; введение всеобщей воинской повинности; определение основ планирования развертывания войск до штатов военного времени; установление порядка сборов и отправки в войска ресурсов.

Мобилизационная подготовка и мобилизация страны представляет собой сложный и объемный комплекс мероприятий, составляющих содержание мобилизационной подготовки и мобилизации. В Федеральном законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в статье 2, пункт 3 изложены мероприятия, составляющие содержание мобилизационной подготовки и мобилизации, всего их – 24.

Для удобства рассмотрения данных мероприятий, они объединены в комплексы мероприятий относящихся к мобилизационной подготовке и мобилизации экономики, органов власти и Вооруженных Сил (других войск):

А) Комплекс мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации экономики.

7. Разработка мобилизационных планов экономики и мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Мобилизационный план экономики – это система взаимоувязанных прогнозов, расчетов и заданий (заказов) по обеспечению важнейших нужд государства в военное время. Система планирования мобилизационной подготовки и мобилизации экономики состоит из двух блоков:

· планы на военное время (условно именуемые планами на расчетный год), разрабатываемые, как правило, один раз в пять лет;

· планы мобилизационной подготовки экономики, разрабатываемые ежегодно в составе Государственного оборонного заказа и реализуемые в мирное время.

Методическое руководство и контроль за разработкой мобилизационных планов экономики осуществляет Министерство экономического развития и торговли, мобилизационных планов развертывания Вооруженных Сил – Министерство Обороны Российской Федерации, планы перевода органов государственной власти - Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.

8. Подготовку экономики Российской Федерации и организаций к работе в период мобилизации и в военное время.

Подготовка экономики Российской Федерации и организаций к работе в период мобилизации и в военное время осуществляется на основании планов мобилизационной подготовки составляемых на календарный год и перспективных на 5 лет. Планами предусматривается выполнение всего комплекса мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации в мирное время.

9. Проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации и организаций на работу в условиях военного времени.

Мероприятия по переводу экономики Российской Федерации и организаций на работу в условиях военного времени выполняются в соответствии с планами перевода и планами на расчетный год, в которых отражаются все мероприятия перевода, строго по времени и в полном объеме, с указанием ответственных должностных лиц за их выполнение.

11. Создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов, специальных формирований и нужд населения в военное время.

В сегодняшних условиях более актуальной будет проблема сохранения тех производственных мощностей, которые будут задействованы для выпуска военной продукции по плану на расчетный год. Создание мобилизационных мощностей осуществляется путем строительства новых, реконструкции существующих предприятий для производства военной и важнейшей гражданской продукции и путем ассимиляции (приспособления) предприятий под выпуск военной продукции.

14. Создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей в мобилизационном и государственном резервах, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов.

Мобилизационный резерв материальных ценностей создается предприятиями и организациями в мирное время для обеспечения развертывания производства военной продукции, развертывания специальных формирований, переоборудования средств транспорта, для обеспечения массовых воинских и эвакуационных перевозок и обеспечения бесперебойной работы предприятий.

Накоплению в мобрезерве подлежат основное сырье и материалы, специальная технологическая оснастка, наплавные мосты, полетные строения, электростанции, медицинские препараты, средства индивидуальной защиты. К сожалению, в последние годы значительная часть мобилизационных запасов была реализована, другая часть требует освежения или списания. Недостаток финансовых средств существенно сдерживает работы в этом направлении.

16. Подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания, обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время.

Основными принципами нормированного снабжения населения товарами являются введение нормированного снабжения товарами всего населения страны (для этого вводится девять категорий населения), введение норм и ассортимента товаров, обеспечение горячим питанием в введение центрального распределения товарных ресурсов для нормированного снабжения в регионах и в целом по стране, с сохранением коммерческой торговли.

21. Бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе. Бронирование военнообязанных осуществляется на основании следующих принципов:

· учета потребности для обеспечения на период мобилизации и военное время трудовыми ресурсами из числа военнообязанных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, а также потребности для комплектования личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации;

· приоритетного бронирования военнообязанных, работающих на предприятиях, имеющих мобзадание;

· установление ограничений в представлении отсрочки от призыва военнообязанным, предназначенным для доукомплектования частей постоянной готовности.

Б) Комплекс мероприятий по переводу органов власти на военное положение.

3. Определение условий работы и подготовка органов государственной власти и органов местного самоуправления к работе в период мобилизации и в военное время.

Определение условий работы органов власти планируются на основе оценки возможной военной обстановки в период мобилизации и в военное время. Подготовка органов власти к работе в период мобилизации и в военное время осуществляется в мирное время, во время плановых занятий по мобилизационной подготовке, а также в ходе тренировок, деловых игр и учений.

4. Перевод органов государственной власти и органов местного самоуправления на работу по условиям военного времени.

Перевод органов управления на работу по условиям военного времени осуществляется на основании планов перевода органов государственной власти и органов местного самоуправления, с получением сигнала о переводе при введении в действие степени боевой готовности «Полная».

10. Оценку состояния мобилизационной готовности Российской Федерации, осуществляется по средствам контроля.

Основной целью контроля мобилизационной готовности Российской Федерации является оценка готовности экономики, органов власти различных уровней и Вооруженных Сил, других войск к мобилизационному развертыванию в установленные сроки с выполнением всего комплекса мобилизационных мероприятий и способности выполнить поставленные задачи (задания) в военное время.

17. Создание и подготовку в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций к работе в условиях военного времени.

Запасные пункты управления создаются в мирное время в соответствии с планом развертывания системы государственного управления. Они могут быть загородными и защищенными. ЗПУ оснащаются средствами управления, документацией, системой жизнеобеспечения, продовольствием и медикаментами по установленным нормам.

В) Комплекс мероприятий по подготовке и переводу Вооруженных Сил, других войск на военное положение.

5. Подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации, осуществляется Министерством обороны и другими силовыми ведомствами в соответствии с планами боевой подготовки.

6. Проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, войсковых формирований, органов и специальных формирований, осуществляется в соответствии с мобилизационными планами Министерства обороны и других силовых министерств в установленные сроки с выполнением всего комплекса мобилизационных мероприятий.

12. Создание и подготовку специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации к передаче в Вооруженные Силы Российской Федерации или использованию в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации.

Военизированные и невоенизированные специальные формирования создаются на базе действующих предприятий, организаций и учреждений. Ответственность за создание и поддержание их в готовности к применению возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые объединения, а также на руководителей объединений, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, на базе которых они создаются.

Автомобильные колонны войскового типа формируются за счет автомобильной техники, подлежащей передаче в Вооруженные Силы, другие войска в соответствии с установленными нормами и лимитами изъятия.

13. Подготовку техники, предназначенной при объявлении мобилизации к поставке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использованию в их интересах.

Поставляется, как правило, автомобильная, дорожно-строительная и погрузочно-разгрузочная техника и часть специальной техники. Вся поставляемая в Вооруженные Силы техника должна иметь определенный запас хода до капитального ремонта (10 тыс. км.), должна быть укомплектована запасными частями и инструментом и иметь запас топлива в размере одной заправки. Техника поставляется с водителем (военнообязанным).

19. Организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в организациях.

Воинский учет организуется для обеспечения использования гражданами Российской Федерации военной обязанности. Он осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет осуществляется военными комиссариатами, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1541.

20. Подготовку граждан по военно-учетным специальностям для укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям проводится на военных сборах граждан, пребывающих в запасе, которые проводятся в воинских соединениях и частях в течение 30 дней с периодичностью в 5 лет.

Г) Комплекс мероприятий обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.

1. Нормативно-правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Нормативно-правовые акты по мобилизационной подготовке должны быть структурированы по уровням: Федеральные законы Российской Федерации, межотраслевые (отраслевые) нормативные акты, законодательные акты субъектов Российской Федерации, акты местного самоуправления и нормативные акты предприятий. Они должны быть взаимоувязаны по задачам, исполнителям, ресурсам и срокам. Нормативно-правовыми актами должны быть охвачены все области подготовки к функционированию экономики в военное время. Нормативными актами должны быть определены статус, роль и задачи органов управления, права, обязанности и ответственность должностных лиц за проведение мероприятий по подготовке экономики к функционированию в военное время. С 1992 года в Российской Федерации принято более 150 нормативных актов, касающихся вопросов мобилизационной подготовки. В настоящее время начался новый этап разработки нормативных правовых документов в связи с разработкой нового мобилизационного плана экономики на 2000 расчетный год.

2. Научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации.

Проведение научно-исследовательских работ по мобилизационной подготовке должно обеспечить наиболее эффективное и рациональное планирование и выполнение задач мобилизационной подготовки. Научное обеспечение должно охватывать весь спектр вопросов мобилизационной подготовки, начиная от вопросов системы мобилизационной подготовки в целом до мобилизационной подготовки предприятия. К сожалению, переход на рыночную экономику привел к недостаточному финансированию и как следствие к оттоку наиболее квалифицированных кадров и закрытию ряда НИР по вопросам обороноспособности государства.

15. Создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, на объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населен6ия и объекты, являющиеся национальным достоянием.

Страховой фонд документации начал создаваться в конце 50-х годов. Львиная доля его сосредоточена в Миноборонпроме (90%). На долю министерства промышленности приходится около 8%. Подавляющее большинство документов страхового фонда храниться на рулонных пленках и микрофильмах, обладающих высокой достоверностью и надежностью. Кроме этого информация может храниться на магнитных носителях и оптических дисках. На них строится, в основном, страховой фонд документации в системе МЧС.

18. Подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время.

На средства массовой информации в период мобилизации и в военное время возлагаются функции оповещения и предупреждения, вводится цензура и ограничения на выпускаемую информацию. Это регламентируются законом «О военном положении» и другими нормативными правовыми актами.

22. Проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов.

В ходе учений, деловых игр и тренировок могут решаться следующие задачи:

· проверка полноты и реальности мобилизационных планов;

· выявление недостатков, «узких мест», диспропорций в отраслях, на предприятиях, в организациях и учреждениях, влияющих на выполнение мобилизационных заданий;

· совершенствование навыков руководящего состава отраслевых и территориальных звеньев экономики и проведение мероприятий по мобилизационному развертыванию экономики и обеспечению ее функционирования в условиях военного времени, в проведении восстановительных работ;

· совершенствование взаимодействия органов управления различных уровней, должностных лиц по мобилизационному развертыванию экономики и работе ее в условиях военного времени и т. д.

При необходимости могут решаться и другие задачи, вплоть до выпуска опытных образцов вооружения и военной техники, другой продукции военного и гражданского назначения (выпуск установленных партий).

23. Повышение квалификации работников мобилизационных органов.

Начиная с 1995 года, ведется активная подготовка кадров в области мобилизационной работы. Работают курсы повышения квалификации при отраслевых академиях и институтах. На базе Академии Гражданской защиты проводит переподготовку и повышение квалификации специалистов факультет специальной подготовки, на территории которого вы сейчас находитесь. Становится практикой ежегодных сборов с руководителями мобилизационных органов субъектов Российской Федерации с участием специалистов Министерства экономического развития и торговли, Правительства Российской Федерации и ГУСПа.

24. Международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Основными направлениями сотрудничества Российской Федерации с государствами-участниками СНГ в области мобилизационной подготовки являются:

· создание системы межгосударственного сотрудничества и заключение договоров с государствами-участниками СНГ в военной области, в области мобилизационной подготовки экономики, а также сотрудничества и взаимодействия органов государственной власти;

· согласование мобилизационных планов экономики в части определения объемов взаимных поставок вооружения, военной техники и других материальных средств;

· повышение квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки;

· проведение на двусторонней и многосторонней основе заседаний, совещаний, консультаций и встреч.

Добрый день. Если органу исполнительной власти Правительством области выделяются средства на комплекс мероприятий по моб. подготовке (аттестация объекта информатизации). Вправе ли мы заключить контракт по п. 3 ч. 1 ст. 93 (с единственным поставщиком)? Кого в данном случае необходимо привлечь в качестве экспертов? Обязательно ли заключать предварительно с данной организацией контракт?

  • Вопрос: №531 от: 2014-04-03.

По вышеуказанной ситуации могу только .

В силу п. 3 ч. 1 Закона 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае выполнение работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации.

Аттестация объектов информатизации — это комплекс организационно-технических мероприятий, в ходе которых проводится многоплановая проверка объекта информатизации в реальных условиях эксплуатации с целью оценки соответствия требуемому уровню защищенности информации от утечки по техническим каналам.

В России действует Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ
«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 2 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

19.1) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее - граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Следовательно, первое на что необходимо обратить внимание - это относится ли аттестация объекта информатизации действительно к мобилизационной подготовке и мобилизации.

Обращаю внимание на вышеуказанное, т.к. при дальнейшей проверке в случае, если будет принято решение, что аттестация объекта информатизации не относится к мобилизационной подготовке и мобилизации, то нарушением будет и заключение контракта в рамках п. 3 ч. 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Если аттестация объекта информатизации относится к мобилизационной подготовке и/или мобилизации, то смело заключайте контракт в рамках п. 3 ч. 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Организация, которая будет проводить работы, должна обладать специальной разрешительной документацией.

После проведения работ по аттестации объекта информатизации Заказчику выдается аттестат соответствия после согласования с Управлением Гостехкомиссии России по соответствующему федеральному округу.

Мое личное мнение, что в качестве экспертного заключения достаточно будет аттестата соответствия.

В случае, если работы не будут выполнены или будут выполнены некачественно, то аттестат соответствия не выдадут.

Следовательно, отсутствует смысл плодить документы в виде и аттестата соответствия.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги