Оборудование для предметной съемки. Оборудование для макросъемки Освещение при макросъемке

Есть две причины, по которым макрофотография привлекает к себе внимание владельцев фотокамер. При съемке макро творческий процесс в большей степени зависит от технических навыков фотографа и уровня техники. Художником в данном случае выступает сама природа. Вторая же причина — это то, что результаты стабильно радуют кошелек, когда речь идет о съемке предметов для рекламных каталогов. В обоих воплощениях макро — сложное в техническом отношении направление фотоискусства, требующее серьезных затрат на оборудование.

Выбор камеры

Небольшая глубина резкости вынуждает искать наиболее удобные ракурсы. Чаще всего объект снимают «в профиль», расположив его параллельно объективу. Если снимать только «в профиль», снимки становятся слишком похожими друг на друга. Существуют альтернативные решения, позволяющие обеспечить необходимую глубину резкости:

  • Съемка на качественную псевдозеркалку. За счет маленькой матрицы зона ГРИП значительно шире, чем у зеркалок. Хороший кандидат из имеющихся в продаже — Fujifilm S9600 Pro.
  • Съемка на зеркальную камеру с прикрытой до максимальных значений диафрагмой.
  • Обработка в графическом редакторе нескольких снимков, сделанных с разной глубиной резкости.
  • Использование карданной камеры с подвижками. Интересующимся стоит обратить внимание на монорельсовую камеру Rollei X-Act2 с электронным управлением и форматом до 6 x 7 см www.franke-heidecke.ru , а также карданные камеры Horseman www.fotoworld.ru и Sinar www.fotoworld.ru . Данные варианты располагают возможностью съемки на пленку и установки цифровых задников.

Возможности камер с несменной оптикой расширяют макронасадки (Close-UP, Macro Close-UP), которые крепятся на резьбе для светофильтров. Уменьшая минимальную дистанцию фокусировки, макронасадка позволяет получить снимки в более крупном масштабе. История восходит к насадкам Rolleinar, которые компания Franke & Haideke выпускала для байонетных креплений двухобъективных камер. Сегодня популярностью пользуются макронасадки от японских производителей — Hoya, Kenko, Marumi.

Простейший, наиболее распространенный вариант макронасадки — одиночная выпукло-вогнутая линза с плюсовыми диоптриями, помещенная в оправу с резьбой. Столь простая конструкция неизбежно приводит к ухудшению качества изображения, хотя на практике с такими линзами удается добиться весьма достойных результатов.

В последнее время более популярны насадки с двумя линзами, обладающие более высокими характеристиками. Для культовых псевдозеркалок их создатели сами предлагают такие «макрообъективы» (например, VCL-M3367 для Sony R1). По цене такие аксессуары приближаются к самой камере, а полученный набор все равно уступает зеркальному фотоаппарату со специальным объективом.

Выбор объектива

Объектив для макро должен обеспечивать высокую резкость и контраст получаемого изображения. Основная характеристика макрообъектива — это масштаб съемки (увеличение объектива), указывающий на соотношение размеров реального объекта и его изображения, проецируемого на пленку или матрицу. При съемке объекта длиной 10 мм масштаб 1:1 позволяет получить на матрице или пленке изображение длиной 10 мм, масштаб 2:1 — 20 мм, 1:2 — 5 мм.

Большинство макрообъективов способны снимать в масштабе 1:1 на минимальной дистанции фокусировки (МДФ). МДФ указывает наименьшее расстояние до объекта съемки, при котором возможно получить резкое изображение. Как правило, минимальная дистанция фокусировки зависит от фокусного расстояния: чем оно больше, тем больше МДФ.

Следует иметь в виду, что МДФ рассчитывается от плоскости сфокусированного изображения (матрицы, пленки), а не от передней линзы, как у компактных камер. Поэтому расстояние от передней линзы до объекта всегда меньше указанной в характеристиках объектива МДФ. Скажем, объектив Micro-Nikkor 200 mm f/4, который имеет МДФ 50 см, способен снимать объект с дистанции 26 см от передней линзы.

Для съемки мелких насекомых оптимальным считается объектив с фокусным расстоянием 150-200 мм, позволяющий получать нормальный масштаб на расстоянии около полуметра. Объективы 50-100 мм приходится ближе подносить к объекту съемки, но для фотографирования статичных сюжетов этот вариант удобнее.

Для макросъемки подойдет любой специальный объектив. Основные качества обычной оптики — фокусное расстояние и светосила — в макро не столь важны. Расстояние до объекта можно сократить или увеличить, добившись нужного масштаба. Вместе с тем фокусное расстояние влияет на характер передачи пространства: чем оно выше, тем более «плоской» является картинка. Данная особенность является плюсом при студийной съемке предметов. Большое фокусное расстояние и высокая светосила позволяют уменьшать глубину резкости, оставив в фокусе какой-либо фрагмент объекта. Наряду со светосилой в характеристиках макрообъектива обычно указывается минимальная диафрагма, так как для многих сцен критичным параметром является глубина резкости.

На «художественные» свойства картинки влияет прежде всего оптическая схема. Некоторые объективы на любых диафрагмах рисуют жесткое изображение с высокой детализацией (среди них один из наиболее качественных и популярных — Tamron 90 mm f/2.8). Для съемки портретов, как правило, с успехом используют светосильные макротелевики. Прекрасными образами «портретной» макрооптики считаются Olympus 50 mm f/2 и Sigma 150 mm f/2.8. Эти объективы на открытых диафрагмах работают значительно мягче.

МДФ Увеличение Конструкция Габариты Фильтры Примечания
Canon EF-S 60 mm f/2.8 Macro USM 0,2 м 1x 12 линз в 8 группах 73 x 70 мм, 335 г 52 мм для цифровых камер (кроп 1,6х)
Canon EF 100 mm f/2.8 0,31 м 1x 12 линз в 8 группах 79 x 119 мм, 600 г 58 мм ультразвуковой мотор (USM)
Canon EF 180 mm f/3.5 L Macro USM 0,48 м 1x 14 линз в 12 группах 82,5 x 186,5 мм, 1100 г 72 мм один из лучших в линейке Canon
60 mm f/2.8D AF Micro-Nikkor 0,22 м 1x 8 линз в 7 группах 70 x 74,5 мм, 440 г 62 мм очень резкий
105 mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor 0,31 м 1x 14 линз в 12 группах 83 x 116 мм, 720 г 62 мм встроенный стабилизатор (VR)
200 mm f/4D ED-IF AF Micro-Nikkor 0,50 м 1x 13 линз в 8 группах 76 x 104,5, 1190 г 62 мм для съемки мелкой живности
Olympus Zuiko Digital 35 mm f/3.5 0,15 м 1x 6 линз в 6 группах 71 x 53 мм, 165 г 52 мм резкий, дешевый, компактный
Olympus Zuiko Digital ED 50 mm f/2 0,24 м 0,52x 11 линз в 10 группах 71 x 61,5 мм, 300 г 52 мм красивый рисунок
Pentax D FA Macro 50 mm f/2.8 0,2 м 1x 8 линз в 7 группах 67,5 x 60 мм, 265 г 49 мм редкий объектив
Pentax D FA Macro 100 mm f/2.8 0,3 м 1x 9 линз в 8 группах 67,5 x 80,5 мм, 345 г 49 мм аналог Tokina 100 mm
SAL-50M28 50 mm f/2.8 0,2 м 1x 7 линз в 6 группах 71,5 x 60 мм, 295 г 55 мм сложно найти в продаже
SAL-100M28 100 mm f/2.8 0,35 м 1x 8 линз в 8 группах 75 x 98,5 мм, 505 г 55 мм дорогой, резкий
Sigma Macro 50 mm F2.8 EX DG 0,19 м 1x 10 линз в 9 группах 71,5 x 66,5 мм, 315 г 55 мм недорогой, но качественный
Sigma Macro 105 mm f/2.8 EX DG 0,31 м 1x 11 линз в 10 группах 55,2 x 102,9 мм, 470 г 58 мм приятный рисунок
Sigma APO Macro 150 mm f/2.8 EX DG HSM 0, 38 м 1x 16 линз в 12 группах 80,5 x 142,4 мм, 920 г 72 мм красивый рисунок
Tamron AF SP 90 mm f/2.8 Di Macro 0,29 м 1x 10 линз в 9 группах 71,5 x 97 мм, 405 г 55 мм резкий и недорогой
Tokina ATX PRO D AF 100 mm f/2.8 Macro 0,3 м 1x 9 линз в 8 группах 73 x 95 мм, 540 г 55 мм резкий, солидный

Макросъемка – это фотографирование мелких предметов крупным планом с близкого расстояния. Без сомнения, это один из самых интересных и увлекательных жанров современного фотоискусства. Макросъемка при больших увеличениях дает возможность показать на снимке или ЖК-экране не только видимые, но и неразличимые невооруженным глазом детали или структуру предмета. Это интересно не только фотографам, но и исследователям, поэтому макросъемка в настоящее время используется в различных областях науки. Но для осуществления макросъемки требуется соответствующее оборудование и приспособления. К их числу относятся и раздвижные меха, о которых стоит поговорить более подробно.

Особенности использования оптики при съемке мелких объектов

При макросъемке обычно используют цифровую зеркальную камеру, способную обеспечить превосходную детализацию и высокое качество изображения. Зеркальный фотоаппарат отличается универсальностью и может легко адаптироваться к особым условиям макросъемки. Если с фотоаппаратами, которые можно применять для съемки объектов с близкого расстояния, все более-менее понятно, то вот с оптикой, подходящей для осуществления макросъемки, дело обстоит несколько сложнее.

В данном случае масштаб фотоизображения зависит от относительного выдвижения объектива, то есть от его выдвижения применительно к фокусному расстоянию. Например, если Вы хотите получить изображение предмета равное 1/10 от его натуральной величины, то необходимо выдвинуть объектив на 1/10 фокусного расстояния. Если Вы снимаете на 50 мм объектив, то выдвижение, соответственно, составит 5 мм. В большинстве случаев оправы обычных объективов позволяют это сделать.

Но что делать, если Вы хотите получить масштаб изображения 1:1? Это означает, что Вам потребуется выдвинуть объектив на размер его фокусного расстояния. Безусловно, это не так просто. Например, при использовании 100 мм объектива Вам придется выдвинуть его на 10 сантиметров. В этой связи обычные объективы вряд ли позволят Вам получить масштаб изображения крупнее, чем 1:4 или 1:5. Даже несмотря на то, что по своим оптическим характеристикам они вполне пригодны для осуществления макросъемки. Поэтому фотографам, профессионально занимающимся макросъемкой, приходится дополнительно приобретать дорогостоящие макрообъективы, которые лишены этого недостатка за счет использования сложной внутренней фокусировки.

Согласитесь, что если Ваше увлечение фотографией не ограничивается только съемкой мелких предметов крупным планом, и Вы часто фотографируете в других жанрах, то покупка специального макрообъектива станет просто расточительством. Ведь он стоит гораздо дороже других типов оптики.

Макрообъективы имеют большое фокусное расстояние, что не всегда требуется при пейзажной съемке. В портретной съемке макрообъектив также будет не слишком востребован, поскольку обычная оптика имеет более мягкий фокус и дает менее контрастную картинку, что позволяет лучше передавать на фотографиях эластичность, тон и мягкость кожи. Одним словом, макрообъектив – это не универсальная оптика, а объектив, ориентированный на выполнение узких, конкретных задач.

Приспособления для макросъемки

Чем же можно заменить дорогостоящий макрообъектив, если Вы решили заняться макросъемкой? Оказывается, что существует множество приспособлений для зеркальных фотокамер, позволяющих увеличить масштаб изображения при использовании обычных объективов. Суть этих приспособлений заключается в обеспечении дополнительного выдвижения объектива. Они предоставляют фотографу возможность сфокусироваться на самых мелких деталях и заглянуть в микромир глубже. Причем с этими приспособлениями можно использовать и макрообъективы, чтобы еще больше увеличить масштаб изображения и запечатлеть на фотоснимках действительно уникальные детали.


Сразу нужно сказать, что набор приспособлений для превращения универсального или портретного объектива в макрообъектив достаточно широкий, причем каждое из таких приспособлений обладает как своими плюсами, так и минусами. И выбор того или иного оборудования зависит, главным образом, от конкретных условий съемки, требуемого качества изображения и Ваших финансовых возможностей. Дополнительное выдвижение можно, в частности, получить за счет использования удлинительных колец. Но их толщина, к сожалению, фиксирована и невелика.

Другой вариант – это оборачивающее или реверсивное кольцо. Такое кольцо является, пожалуй, самым недорогим устройством, адаптирующимся под объектив для осуществления макросъемки. Оно просто накручивается вместо светофильтра, а затем объектив присоединяется к тушке обратной стороной. Это довольно компактное и экономичное решение, которое не ухудшает качество картинки и не влияет на светосилу объектива. Однако при использовании реверсивного кольца отсутствует возможность изменения масштаба макросъемки по желанию фотографа. Кроме того, такое приспособление ограничивает функциональность камеры — не работает автофокус и встроенная автоматика.

Продаются также наборы линз для макросъемки. Такие линзы часто называют макрофильтрами, поскольку они просто навинчиваются на резьбу для фильтра. Применяя две и более линзы можно подобрать нужный Вам масштаб изображения, точно так же как при использовании удлинительных колец.

Преимущество наборов линз для макросъемки состоит в том, что Вам не требуется снимать объектив. Это очень удобно при съемке на природе, когда нежелательно или нет времени на то, чтобы снимать оптику. Что немаловажно, при использовании линз полностью работает вся встроенная автоматика объектив – камера. Но, к сожалению, это приспособление нередко приводит к ухудшению качества картинки вследствие возникновения хроматических аберраций.

Удлинительные или раздвижные меха

Одним из лучших приспособлений, направленных на обеспечение возможности использования универсальной оптики для макросъемки, являются удлинительные или раздвижные меха. Меха могут обладать самой разнообразной конструкцией, но все они выглядят как стандартная «гармошка» из плотного кожаного или тканевого мешка. Меха для макросъемки устанавливаются между объективом и зеркальным фотоаппаратом, вследствие чего объектив может выдвигаться на нужное расстояние и, тем самым, фокусироваться на более мелких деталях.

Этой своеобразной «гармошкой» фотограф может легко управлять – чем больше Вы ее раздвигаете, тем крупнее получается масштаб фотографируемого объекта на изображении. Собственно, главным преимуществом использования мехов как раз и является то, что они позволяют бесступенчато, плавно изменять масштаб.

Нужно отметить, что подобные конструкции с растяжением меха, сложенного гармошкой, использовались фотографами еще очень давно, можно сказать на заре становления фотографии. В частности, в 1840 году была выпущена фотокамера конструкции Пьера-Армана Сегье, имевшая кожаное приспособление для наводки на фокус. Прообразом же создания мехов для макросъемки являлись кузнечные меха и музыкальная гармошка, которая появилась в начале XIX века, незадолго до официального рождения фотографии.

Конструкция раздвижных мехов оказалась настолько удачной и универсальной, что начала широко использоваться фотографами в камерах самых разных форматов. В течение многих десятилетий меха были представлены в ассортименте многих компаний, занимавшихся выпуском приспособлений и аксессуаров для фотографии. Однако в настоящий момент ассортимент подобной продукции уже не так широк. Среди наиболее известных производителей выпуском раздвижных мехов для макросъемки занимается сегодня немецкая компания Novoflex.

Пользоваться мехами для макросъемки достаточно удобно. Степень увеличения изменяется раздвижением меха, а наводка на резкость путем продольного перемещения всей конструкции. Наводка на резкость представляет определенную трудность для фотографа, но если использовать еще и специальные микролифты, по которым можно аккуратно перемещать камеру, то никаких сложностей не возникает.

При макросъемке камера и объектив никак не связаны между собой и существуют в автономном режиме. Вы открываете полностью диафрагму на объективе, наводите фотоаппарат на резкость, далее закрываете диафрагму до рабочего значения и делаете снимок. Современные меха для макросъемки позволяют, ко всему прочему, использовать функции наклона и сдвига объектива для предотвращения искажения перспективы, что иногда случается и при съемке малых объектов.

Кроме того, меха способны передавать все электрические сигналы между фотоаппаратом и объективом. Ведь из-за того, что меха отделяют объектив от фотокамеры, многие важные функции просто перестают работать. Это приводит к необходимости делать все операции, что называется, в механическом режиме, либо докупать специальные устройства, передающие электрические сигналы от камеры к объективу. Но сегодня выпускаются меха, в которых эта проблема полностью решена. Правда, такие системы разрабатываются только для использования с конкретными моделями фотокамер, например, для семейства фотоаппаратов CanonEOS.

Единственным недостатком мехов для макросъемки является то, что вся конструкция (камера – меха – объектив) получается довольно громоздкой, ведь, помимо самих мехов, здесь приходится использовать специальные кольца-адаптеры для крепления мехов к камере. Требуется также набор рельсов для фокусировки, оборудованных микролифтом. По причине такой громоздкости конструкции макросъемку с использованием мехов вряд ли можно проводить в «полевых» условиях. Скорее, это исключительно студийное и лабораторное оборудование. Не стоит также забывать о том, что чем больше Вы раздвигаете меха, то есть чем больше масштаб изображения, тем сильнее уменьшается светосила используемого объектива.

Несмотря на эти недостатки, раздвижные или удлинительные меха отлично подходят для макросъемки. Они предоставляют возможность изменять масштаб изображения ровно так, как хочет фотограф. И при этом не ухудшают качество итоговой картинки. Если Вы не хотите приобретать отдельный объектив для макросъемки, то имеет смысл присмотреться к более доступным раздвижным мехам, с помощью которых Вы сможете снимать мелкие предметы и объекты на универсальный или портретный объектив, уже имеющийся в наличии.

Главная

Выбор оборудования для макросъемки

Есть две причины, по которым макрофотография привлекает к себе внимание владельцев фотокамер. При съемке макро творческий процесс в большей степени зависит от технических навыков фотографа и уровня техники. Художником в данном случае выступает сама природа. Вторая же причина - это то, что результаты стабильно радуют кошелек, когда речь идет о съемке предметов для рекламных каталогов. В обоих воплощениях макро - сложное в техническом отношении направление фотоискусства, требующее серьезных затрат на оборудование.

Выбор камеры

Небольшая глубина резкости вынуждает искать наиболее удобные ракурсы. Чаще всего объект снимают «в профиль», расположив его параллельно объективу. Если снимать только «в профиль», снимки становятся слишком похожими друг на друга. Существуют альтернативные решения, позволяющие обеспечить необходимую глубину резкости:

  • Съемка на качественную псевдозеркалку. За счет маленькой матрицы зона ГРИП значительно шире, чем у зеркалок. Хороший кандидат из имеющихся в продаже - Fujifilm S9600 Pro.
  • Съемка на зеркальную камеру с прикрытой до максимальных значений диафрагмой .
  • Обработка в графическом редакторе нескольких снимков, сделанных с разной глубиной резкости.
  • Использование карданной камеры с подвижками. Интересующимся стоит обратить внимание на монорельсовую камеру Rollei X-Act2 с электронным управлением и форматом до 6 x 7 см www.franke-heidecke.ru, а также карданные камеры Horseman www.fotoworld.ru и Sinar www.fotoworld.ru. Данные варианты располагают возможностью съемки на пленку и установки цифровых задников.

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Возможности камер с несменной оптикой расширяют макронасадки (Close-UP, Macro Close-UP), которые крепятся на резьбе для светофильтров. Уменьшая минимальную дистанцию фокусировки, макронасадка позволяет получить снимки в более крупном масштабе. История восходит к насадкам Rolleinar, которые компания Franke & Haideke выпускала для байонетных креплений двухобъективных камер. Сегодня популярностью пользуются макронасадки от японских производителей - Hoya, Kenko, Marumi.

Простейший, наиболее распространенный вариант макронасадки - одиночная выпукло-вогнутая линза с плюсовыми диоптриями, помещенная в оправу с резьбой. Столь простая конструкция неизбежно приводит к ухудшению качества изображения, хотя на практике с такими линзами удается добиться весьма достойных результатов.

В последнее время более популярны насадки с двумя линзами, обладающие более высокими характеристиками. Для культовых псевдозеркалок их создатели сами предлагают такие «макрообъективы» (например, VCL-M3367 для Sony R1). По цене такие аксессуары приближаются к самой камере, а полученный набор все равно уступает зеркальному фотоаппарату со специальным объективом.

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Выбор объектива

Объектив для макро должен обеспечивать высокую резкость и контраст получаемого изображения. Основная характеристика макрообъектива - это масштаб съемки (увеличение объектива), указывающий на соотношение размеров реального объекта и его изображения, проецируемого на пленку или матрицу. При съемке объекта длиной 10 мм масштаб 1:1 позволяет получить на матрице или пленке изображение длиной 10 мм, масштаб 2:1 - 20 мм, 1:2 - 5 мм.

Большинство макрообъективов способны снимать в масштабе 1:1 на минимальной дистанции фокусировки (МДФ). МДФ указывает наименьшее расстояние до объекта съемки, при котором возможно получить резкое изображение. Как правило, минимальная дистанция фокусировки зависит от фокусного расстояния: чем оно больше, тем больше МДФ.

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Следует иметь в виду, что МДФ рассчитывается от плоскости сфокусированного изображения (матрицы, пленки), а не от передней линзы, как у компактных камер. Поэтому расстояние от передней линзы до объекта всегда меньше указанной в характеристиках объектива МДФ. Скажем, объектив Micro-Nikkor 200 mm f/4, который имеет МДФ 50 см, способен снимать объект с дистанции 26 см от передней линзы.

Для съемки мелких насекомых оптимальным считается объектив с фокусным расстоянием 150–200 мм, позволяющий получать нормальный масштаб на расстоянии около полуметра. Объективы 50–100 мм приходится ближе подносить к объекту съемки, но для фотографирования статичных сюжетов этот вариант удобнее.

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Для макросъемки подойдет любой специальный объектив. Основные качества обычной оптики - фокусное расстояние и светосила - в макро не столь важны. Расстояние до объекта можно сократить или увеличить, добившись нужного масштаба. Вместе с тем фокусное расстояние влияет на характер передачи пространства: чем оно выше, тем более «плоской» является картинка. Данная особенность является плюсом при студийной съемке предметов. Большое фокусное расстояние и высокая светосила позволяют уменьшать глубину резкости, оставив в фокусе какой-либо фрагмент объекта. Наряду со светосилой в характеристиках макрообъектива обычно указывается минимальная диафрагма , так как для многих сцен критичным параметром является глубина резкости .

На «художественные» свойства картинки влияет прежде всего оптическая схема. Некоторые объективы на любых диафрагмах рисуют жесткое изображение с высокой детализацией (среди них один из наиболее качественных и популярных - Tamron 90 mm f/2.8). Для съемки портретов, как правило, с успехом используют светосильные макротелевики. Прекрасными образами «портретной» макрооптики считаются Olympus 50 mm f/2 и Sigma 150 mm f/2.8. Эти объективы на открытых диафрагмах работают значительно мягче.

Нажмите, чтобы увеличить


МДФ Увеличение Конструкция Габариты Фильтры Примечания
Canon EF-S 60 mm f/2.8 Macro USM 0,2 м 1x 12 линз в 8 группах 73 x 70 мм, 335 г 52 мм для цифровых камер (кроп 1,6х)
Canon EF 100 mm f/2.8 0,31 м 1x 12 линз в 8 группах 79 x 119 мм, 600 г 58 мм ультразвуковой мотор (USM)
Canon EF 180 mm f/3.5 L Macro USM 0,48 м 1x 14 линз в 12 группах 82,5 x 186,5 мм, 1100 г 72 мм один из лучших в линейке Canon
60 mm f/2.8D AF Micro-Nikkor 0,22 м 1x 8 линз в 7 группах 70 x 74,5 мм, 440 г 62 мм очень резкий
105 mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor 0,31 м 1x 14 линз в 12 группах 83 x 116 мм, 720 г 62 мм встроенный стабилизатор (VR)
200 mm f/4D ED-IF AF Micro-Nikkor 0,50 м 1x 13 линз в 8 группах 76 x 104,5, 1190 г 62 мм для съемки мелкой живности
Olympus Zuiko Digital 35 mm f/3.5 0,15 м 1x 6 линз в 6 группах 71 x 53 мм, 165 г 52 мм резкий, дешевый, компактный
Olympus Zuiko Digital ED 50 mm f/2 0,24 м 0,52x 11 линз в 10 группах 71 x 61,5 мм, 300 г 52 мм красивый рисунок
Pentax D FA Macro 50 mm f/2.8 0,2 м 1x 8 линз в 7 группах 67,5 x 60 мм, 265 г 49 мм редкий объектив
Pentax D FA Macro 100 mm f/2.8 0,3 м 1x 9 линз в 8 группах 67,5 x 80,5 мм, 345 г 49 мм аналог Tokina 100 mm
SAL-50M28 50 mm f/2.8 0,2 м 1x 7 линз в 6 группах 71,5 x 60 мм, 295 г 55 мм сложно найти в продаже
SAL-100M28 100 mm f/2.8 0,35 м 1x 8 линз в 8 группах 75 x 98,5 мм, 505 г 55 мм дорогой, резкий
Sigma Macro 50 mm F2.8 EX DG 0,19 м 1x 10 линз в 9 группах 71,5 x 66,5 мм, 315 г 55 мм недорогой, но качественный
Sigma Macro 105 mm f/2.8 EX DG 0,31 м 1x 11 линз в 10 группах 55,2 x 102,9 мм, 470 г 58 мм приятный рисунок
Sigma APO Macro 150 mm f/2.8 EX DG HSM 0, 38 м 1x 16 линз в 12 группах 80,5 x 142,4 мм, 920 г 72 мм красивый рисунок
Tamron AF SP 90 mm f/2.8 Di Macro 0,29 м 1x 10 линз в 9 группах 71,5 x 97 мм, 405 г 55 мм резкий и недорогой
Tokina ATX PRO D AF 100 mm f/2.8 Macro 0,3 м 1x 9 линз в 8 группах 73 x 95 мм, 540 г 55 мм резкий, солидный

Альтернативные варианты

Современная автофокусная макрооптика с фиксированным фокусным расстоянием - это наиболее затратный и серьезный инструмент, способный обеспечить лучшее качество и масштаб съемки. Однако есть несколько альтернативных, более доступных вариантов для зеркальных камер:

Универсальные автофокусные зум-объективы с функцией макросъемки. Обычные объективы-зумы, имеющие возможность съемки на близких дистанциях. Один объектив используется для решения совершенно разных задач. Наиболее экономичный и удобный вариант, но уступающий в плане результатов и возможностей специальной оптике. Популярные представители семейства - Sigma 17–70 f/2.8–5.5 DC Macro, Tamron AF 18–250 mm f/3.5–6.3 Di-II Macro.

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Широкоугольные объективы. Чем шире угол, тем меньше МДФ. На зеркалках с кроп-фактором умеренные широкоугольники могут быть использованы в качестве штатной оптики. Например, светосильный объектив Sigma AF 20 mm F1.8 EX DG позволяет снимать с расстояния 6,5 см от передней линзы (МДФ 20 см). Такой вариант не подходит для съемки мелких объектов (например, насекомых), так как не обеспечивает достаточного масштаба для получения их фотографий крупным планом. Сильны геометрические искажения по краям кадра.

Объектив с фиксированным фокусом и переходным кольцом. Кольца увеличивают расстояние от хвостовой линзы до плоскости пленки/матрицы, позволяя приблизить точку фокусировки к передней линзе и увеличивая масштаб картинки. Для усиления эффекта можно совместно использовать несколько колец. Популярен недорогой набор Kenko Extension Tube (12,20 и 36 мм). При их использовании сохраняется функция автофокуса, но рекомендуется ручная фокусировка, поскольку АФ не всегда возможен. Чаще приходится фокусироваться, просто изменяя дистанцию между камерой и объектом съемки. Наибольший эффект достигается, если в вашем распоряжении резкий «полтинник» или объектив 35 мм. Кольца можно применять с любыми объективами - даже в сочетании со специальными макрообъективами, для изменения их технических характеристик. Но владельцам цифровых зеркалок Canon с кроп-фактором 1,6х стоит учитывать, что с объективами серии EF-S нельзя использовать кольца Kenko: кольца имеют «обычный» байонет EF. Для такого случая подойдут фирменные кольца от Canon.

Нажмите, чтобы увеличить

Варианты с ручной фокусировкой, как правило, приобретаются на рынке б/у-техники из соображений экономии (автофокус в макро не всегда необходим). Либо это современные объективы высочайшего качества (например, новый Zeiss Macro Planar 100/2). Позволяют добиваться прекрасных результатов при съемке статичных сюжетов. К этой же категории можно также отнести творческие объективы-монокли (см. www.lensbabies.ru) и съемку мелких объектов при помощи макромеха. У владельцев зеркалок Canon и Pentax пользуется спросом советский макромех с резьбой М42, используемый вместе с переходником на байонет камеры и перевернутым штатным объективом от «Зенита».

Осветительное оборудование

В отличие от художественных видов съемки, в макро рисунку света и тени уделяется намного меньше внимания. Тем не менее именно свет - главное в макро.

Существует отдельный класс выносных вспышек, позволяющих получать равномерное бестеневое освещение. К горячему башмаку подключается только контроллер, который отвечает за работу вспышки. Излучатель в форме кольца крепится непосредственно на резьбе объектива - наподобие бленды . Отсюда название - кольцевая вспышка (Ring Flash). С контроллером излучатель связан при помощи провода (реже - ИК-синхронизатора). Резьба, как правило, подходит к большинству макрообъективов - 55 мм. Если резьба вспышки и объектива не совпадает, можно воспользоваться переходником (продают их, к примеру, «Фотомастерские РСУ» - www.camera.ru). Отметим, что использование понижающего переходника (например, с 55 мм на 49 мм) может приводить к виньетированию .

Нажмите, чтобы увеличить

За счет равномерного яркого освещения объекта кольцевая вспышка позволяет достигать максимальной резкости изображения. Оборотная сторона медали - потеря объема изображения, «плоская» картинка (этот эффект еще более увеличивает большая ГРИП и высокое фокусное расстояние). «Художественной» особенностью такой вспышки является эффект ореола вокруг объекта с бликом на объемных формах. Благодаря специфическому «глянцевому» рисунку кольцевые вспышки традиционно используются не только в макро, но и в фэшн-фотографии. Дэвид ЛаШапель, автор известных портретов голливудских звезд, добивался впечатляющих результатов, используя при съемке своих моделей кольцевую вспышку и широкоугольный объектив.

Выбор кольцевых вспышек отличается разнообразием: Canon MR-14EX, Olympus SRF-11, Sony HVL-RLAM, недорогие совместимые кольцевые вспышки для Canon и Nikon - Bower SFDRL14, Dot Line DL-DRF14, Sigma EM-140 DG, Phoenix RL-59N, Sunpack Dmacro. Мы указали лишь наиболее интересные по потребительским характеристикам модели совместимых кольцевых вспышек, выпускающихся для зеркалок Canon и Nikon. Несомненным лидером среди них в России является Sigma EM-140 DG (что обусловлено наличием этой вспышки в магазинах). Существуют и насадки для обычных накамерных вспышек, позволяющие превратить их в подобие кольцевой.

Нажмите, чтобы увеличить

Для компактных цифровых фотоаппаратов можно приобрести ведомую кольцевую вспышку , которая срабатывает от основной - например, Digi-slave L-Ring Ultra II LED. Благодаря большой глубине резкости, характерной для цифрокомпактов, и завидной равномерности освещения «примитивная» система на основе кольцевой вспышки и «цифромыльницы» позволит добиваться очень хороших результатов. Интересен маломощный кольцевой светодиодной осветитель постоянного света AcmePower RL-1200, который способен работать от батареек или от сети.

В последнее время все более популярен промежуточный вариант между кольцевой и обычной вспышкой - Twin Flash. Это конструкция на основе двух вспышек, закрепленных с помощью кольца на объективе на равном расстоянии друг от друга. Такая конструкция обеспечивает равномерную яркость картинки, сохраняя объем изображения (за счет образующихся теней), и обладает более высокой мощностью, чем кольцевая. Такие вспышки пришли на смену кольцевым в линейках ведущих производителей: Canon MT-24EX, Nikon R1C1, Olympus STF-22. Ведущее число - 22 метра для Canon и Olympus, 20 метров для Nikon. Владельцы зеркалок Nikon и Olympus могут приобрести эти вспышки отдельно от управляющего модуля.

дневной свет и лампы накаливания. Для съемки на пленку стоит приобрести комплект специальных галогеновых светильников. Например, Rekam Light Kit - три лампы мощностью 250 Вт на стойках, укомплектованные отражателями. Стоит такой набор от 6 тыс. рублей, однако всего трех источников света может оказаться для наших задач недостаточно.

Более серьезный вариант - мощный галогенный источник на стойке, укомплектованный софт-боксом. Мягкий рассеянный свет, создаваемый софт-боксом, эффективен при съемке предметов. Другой вариант - бестеневая палатка (Light Cube). Это «палатка», в которую помещается объект. Она изготовлена из полупрозрачного тонкого матового пластика и, как правило, освещается на просвет внешним источником. Стоимость такого изделия начинается от 3 тыс. рублей.

Часто используется столик для предметной съемки с комплектом маломощных галогенных светильников. Столик представляет собой гибкий, но достаточно твердый пластиковый фон белого цвета, закрепленный на металлическом каркасе. Он может освещаться фронтально (с помощью светильников, закрепленных по периметру столика) или на просвет, работая в последнем случае на световой стол (Light Table). Простые столики среднего размера от таких производителей, как Rekam или Falcon Eyes, обойдутся от 3,5 до 5 тыс. рублей. Существуют более сложные, гибкие в использовании, дорогие решения - например, Cubelite Light Table www.lastolite.com.

Sinar F3

В данной статье мы попытаемся ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, но для начала ответим, что же такое, собственно, макросъемка.

Макросъемка - жанр фотографии, при котором объекты имеют малые размеры, зачастую здесь отображаются детали, не видимые невооруженным взглядом.

Макросъемка во много является техническим жанром фотографии, в котором невозможно снимать без соответствующего оборудования. То есть, если мы возьмем даже самую дорогую зеркальную камеру с универсальным объективом, получить приемлемое качество объекта величиной, например, 5 миллиметров, не получится. Мы не сможем снять его достаточно крупно и с хорошим разрешением. Кроме того, даже сфокусироваться на нем будет очень сложно. Чтобы понять, почему так происходит, немного углубимся в теорию.

В фотографии существует такое понятие как глубина резкости - ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Грубо говоря, это зона расстояний от объектива, в которой объекты будут резкими при определенных настройках фотоаппарата. Для того, чтобы четко снять какой-либо объект, нужно, чтобы он попал в ГРИП. Так вот, с уменьшением дистанции фокусировки зона глубины резкости становится меньше. Это можно компенсировать диафрагмированием объектива, но тогда приходится повышать чувствительность фотоаппарата или увеличивать освещенность объекта.

Кроме того, следует отметить, что чем меньше размер матрицы фотоаппарата, тем больше глубина резкости. Поэтому для простой макросъемки можно применять компактные камеры, в которых, как правило, присутствует специальный макрорежим, и в нем оптика перестраивается под малую дистанцию фокусировки.

Великолепным примером камеры, рассчитанной на любительскую макросъемку, является фотоаппарат .


Во-первых, он имеет очень малую минимальную дистанцию фокусировки - 1 сантиметр (в режиме супермакро), благодаря чему становится возможным снимать очень мелкие объекты. То есть, если вы хотите поснимать волокна ткани, пиксели на мониторе, но при этом не тратить большие деньги, этот фотоаппарат отлично вам подойдет. Кроме того, вы получаете в его лице отличную пляжную водонепроницаемую камеру со светосильной оптикой.

Однако, если посмотреть на фотографии, сделанные компактом, мы увидим, что даже на минимальной чувствительности здесь есть цифровые шумы, которые проявляются в зернистости изображения. Поэтому лучшим решением для макросъемки являются камеры с большой матрицей, Micro 4/3, APS-C и Full Frame.

При этом, гнаться за большим размером матрицы вовсе не обязательно, ведь при макросъемке малая глубина резкость только мешает.

Помимо камеры, для макросъемки нужен, соответственно, макрообъектив. Он опять же отличается от объективов других классов меньшей дистанцией фокусировки, благодаря чему становится возможным снимать мелкие объекты. Собственно, при выборе макрообъектива многие задают вопрос о том, с какого расстояния он может снимать. Однако, разные объективы отличаются по фокусному расстоянию, поэтому при выборе нам важен так называемый масштаб съемки. Что это такое?

Масштаб съемки в фотографии - это соотношение линейных размеров объекта и размеров изображения, проецируемых на матрицу камеры. То есть, например, если масштаб объектива 1:1, размер жука 1 сантиметр, а размер матрицы 2 сантиметра, то на фотографии мы увидим, что жук занимает половину фотографии (цифры взяты “с потолка” для упрощения).

Итак, полноценным макрообъективом будет считаться тот, у которого масштаб изображения 1:1, объективы 1:2 лучше, но менее распространены.

Что же насчет фокусного расстояния объектива? Наиболее бюджетные макрообъективы имеют фокусное расстояние 40-60 миллиметров, например Nikon 40mm f/2.8G AF-S DX Micro Nikkor :

Как можно заметить, эти объективы рассчитаны под APS-C матрицу, то есть эквивалентное фокусное расстояние здесь будет уже больше в полтора раза, чем истинное. Однако даже на такой матрице такие объективы страдают от нескольких недостатков:

  • их нужно подносить ближе к объекту съемки, что затрудняет применение вспышек;
  • при съемке с малого расстояние можно спугнуть насекомое, например;
  • если снимать с большого расстояния, в кадр попадает больше лишних объектов, которые нужно обрезать при постобработке;
  • искажение пропорций объектов и перспективы.

На самом деле, наиболее распространены макрообъективы с эквивалентным фокусным 90-105 миллиметров. Причина их распространенности - невысокая стоимость и возможность работы как с полнокадровыми камерами, так и с “кропнутыми”.



Длиннофокусные объективы (150-180 миллиметров) практически обязательны для съемки живых насекомых, так как её можно вести с большего расстояния, чтобы их не спугнуть.


Впрочем, и для остальных объектов макросъемки они отлично подходят, их достоинства - больший простор для освещения, благодаря значительной рабочей дистанции, а также отсутствие искажений пропорций объектов и перспективы.

Что же делать тем, кто хочет попробовать макросъемку, но не хочет тратиться на макрообъектив?

Для таких случаев существуют их бюджетные “заменители”. Перечислим их:


Вспышки для макросъемки

Как уже упоминалось, при макросъемке на камеру с большой матрицей волей-неволей приходится закрывать диафрагму, чтобы сохранить достаточную глубину резкости. Для максимального качества изображения применяется минимальная чувствительность. Все это приводит к тому, что необходимо применять искусственную подсветку объекта тем или иным способом. А как известно, лучший яркий свет при фотосъемке можно получить с помощью вспышки.

Однако, если применять накамерную вспышку обычной конфигурации, освещение будет неравномерным, а то и появится тень от объектива в кадре. Поэтому для макросъемки применяются следующие типы вспышек:


Использование штатива

В случае макросъемки малейший сдвиг камеры может вызвать радикальное изменение готового снимка. Поэтому, если вы фотографируете неподвижный объект, лучше всего использовать штатив .

При выборе универсального штатива для макросъемки стоит подбирать такую модель, которая соответствует следующим характеристикам:


Выводы

Макросъемка, пожалуй, является тем жанром фотографии, в котором высокое разрешение и техническое качество не менее важны, чем свет и композиция. Техника здесь уже известна, поэтому достаточно выделить определенную сумму денег и приобрести описанный набор оборудования.

Если вы хотите заниматься съемкой насекомых, то нужно разбираться в биологии. Пожалуй, именно их поиск и “поимка” являются самой интересной частью процесса.

Задача — разработать устройство, позволяющее производить макросъемку предметов, насекомых, растений и прочего в автоматическом режиме с предсказуемым результатом. Так как устройство планируется использовать с объективами большого увеличения, важно обеспечить систему фокусировки с минимально возможным шагом (дискретностью) линейного перемещения камеры с объективом.

Как известно, глубина резкости снимка при большом увеличении объекта будет чрезвычайно мала, с этой целью и применяется общеизвестный способ съемки стеком — большим количеством кадров со смещением камеры с объективом. Впоследствии, с помощью специального программного обеспечения эти снимки объединяются в один, имеющий огромный ГРИП.

Структурно, такой комплекс состоит из механического узла, управляющей электроники, системы освещения. Механический узел спроектирован на базе стандартных деталей для ЧПУ станков. Это — 12мм стальные опорные валы, подшипниковые опоры SC12UU, вал с шариковинтовой передачей 1204 длиной 200мм, шаговый двигатель NEMA17. Все детали крепятся на алюминиевой плите толщиной 12мм. Площадка камеры также изготовлена из плиты 12мм.

Впоследствии, после первых тестов, я решил установить в два раза меньший мотор. Даже в этом случае, при питании 6В драйвера и мотора, крутящий момент оказывался с большим запасом для перемещения камеры Canon 5DmarkII и большого макрообъектива.

После завершения проектных работ, оставалось собрать установку. В качестве плиты использовался сплав АМГ3 толщиной 12мм. Отрезал плиту электролобзиком, подгонял, выравнивал напильником, наждачной бумагой.

Все проектные отверстия размечал через чертеж отпечатанный на прозрачной пленке. После того, как были просверлены отверстия, в них была нарезана резьба — M6 и М5. Отверстия сверлились обычной ручной дрелью. Собралось все на удивление точно — каретка перемещалась идеально, винт ШВП, после монтажа крепления на подвижный блок вращался легко.

С помощью персульфата аммония и хлорного железа вытравил свою фирменную табличку из латуни. Шаблон на латунь наносил с помощью тонера лазерного принтера и переделанного ламинатора.

После того, как механический узел был собран, я с удовольствием покрутил камеру вперед-назад с сильнейшим самодельным макрообъективом, что у меня есть — на базе двух объективов 75-300 и широкоугольного. Таким образом, я оценил точность центровки от начала — до конца перемещения камеры направленной на тестовую мишень. Результат меня удовлетворил и я стал думать на программным обеспечением управления шаговым мотором.

Так как я не являюсь программистом и не имею соответствующего опыта — соответственно пришлось обратиться к программе визуального программирования FlowCode. За непродолжительное время, мне удалось сделать примитивный код для чипа Attiny13A, который управлял платой драйвера L298. В простейшем, начальном варианте мне требовалось перемещать камеру на нужное количество полушага, после чего делать паузу, производить спуск затвора камеры Canon 5DmarkII, после чего, цикл программы должен быть продолжен до достижения нужной точки.

В итоге, после того, как я убедился, что временные характеристики в программе установлены верно, я решил опробовать прибор в практическом применении.

Далее потребуется оформить блок управляющей электроники в виде одного корпуса. Позже, я планирую разработать следующую часть автоматического комплекса — системы освещения на базе ксеноновых импульсных ламп работающих в отраженном свете и генератора накачки силовых конденсаторов. На данный момент тестовые снимки были получены с использованием постоянного светодиодного освещения суммарной мощности 60 Вт.

Этот способ имеет существенные недостатки — огромный нагрев кристаллов светодиодов требует применения очень больших теплоотводов. Светодиоды работают в отраженном свете для получения нужного рассеянного освещения, соответственно, световой поток светодиодов оказывается недостаточным для съемки с большим увеличением. Избавиться от этих проблем возможно при использовании нескольких (от 3 шт.) импульсных ксеноновых ламп, выборочное расположение вокруг объекта съемки позволит добиться нужного типа освещения.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги