Какие бывают общественные этические нормы. Этические нормы

Государственных служащих

Российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, развиваются экономические отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а с другой – претерпевают трансформацию общественные отношения, что влечет за собой изменение содержания социальных норм как одного из основных средств регулирования поведения и взаимодействия людей.

В таких условиях происходит реформирование государственной службы Российской Федерации, становление института государственной службы, требующее выработки новых социальных норм, которые соответствовали бы императивам настоящего времени. Вместе с тем существует ряд проблем, требующих глубокого осмысления. Одной из таких проблем является профессиональная деятельность государственных служащих, в регулировании которой важное место занимают социальные нормы.

Во-первых, социальные нормы являются основой для анализа социальных процессов как в объектах социального управления, так и в его субъектах, среди которых одно из важнейших мест занимает государственная служба.

Во-вторых, социальное нормирование является важным фактором регулирования деятельности государственного аппарата. В последние годы оказывается недостаточное влияние этих норм на систему государственной службы, что способствует развитию в ней нарушений в виде коррупции, бюрократизма, забвения интересов гражданина, государства и общества и др.

В-третьих, ощущается необходимость изучения механизмов, влияния социальных норм на деятельность и поведение субъектов государственного управления для использования их в процессе реформирования государственной службы, выработки новых правовых норм как важнейшего направления социального нормирования.

Необходимо также учитывать, что в большинстве стран, проводивших наиболее успешные этические реформы государственной службы, кодексы поведения изначально рассматривались как элемент системы управления административной этикой. Поэтому разработке этических стандартов всегда соответствовали такие мероприятия как, например, создание органа-координатора, наделенного необходимыми функциями по реализации стандартов поведения.

Проект Кодекса профессиональной этики и правил делового поведения госслужащих РФ, разработанный в рамках комиссии при Общественной палате, содержит следующие этические нормы функционирования госслужащих.



Нравственным долгом государственного служащего должны быть: добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, стремление быть старательным, организованным, ответственным и преданным своему делу, поддержание своей квалификации на высоком уровне, знание и правильное применение в сфере своих полномочий действующего законодательства, нормативно-правовых актов, норм морали и нравственности.

Служебная этика запрещает действия, нарушающие корпоративную деятельность государственных служащих. Не менее значимыми для государственной службы являются такие качества служащих как патриотизм, гражданственность, мужество при противодействии антикоррупционному или противоправному поведению; лояльность, порядочность в служебных и личных отношениях, честность, ответственность, корректность, терпимость к иным правомерным и нравственным позициям, скромность, умение вести конструктивный диалог и находить целесообразные, рациональные решения, неподкупность, осмотрительность в выборе ближайшего окружения, умеренность в материальных потребностях и бескорыстие.

Государственный служащий обязан разделять этические ценности современной демократии: свободу, равенство перед законом и судом, понимание того, что носителем суверенитета и источником власти в России является ее народ; соблюдать нормы профессиональной этики, регламентирующие служебное поведение государственного служащего в определенной должностным регламентом сфере управленческих отношений, соблюдать государственную и служебно-должностную дисциплину.

Нравственным профессиональным долгом государственного служащего являются: служение всему обществу, каждому ее члену, а не определенным социальным группам или лицам из ближайшего окружения; приоритет государственных интересов над личными, так как государственный служащий наделен властными полномочиями самим обществом в лице многонационального народа для реализации функций государства в интересах общества и государства, благосостояние которых является высшим критерием эффективности и конечной целью служебной деятельности каждого государственного служащего.



Государственный служащий не имеет морального права допукать возможность игнорирования или нарушения требований закона, норм общественной морали, интересов людей, особенно социально незащищенных групп населения, этнических сообществ, всего общества, государства в целом. Исключаются на уровне моральных запретов подчинение государственных интересов личным интересам государственного служащего, частным интересам других лиц, социальных групп, нанесение ущерба общественным и государственным интересам. Моральным долгом государственного служащего является соблюдение основных правил нравственности.

Государственный служащий всех видов государственной службы наряду с правовой ответственностью за служебные упущения и злоупотребление служебным положением, за нарушение норм делового поведения и профессиональной этики несет моральную ответственность в форме корпоративного осуждения коллег, вплоть до негативной оценки личных качеств служащего руководителем и исключения возможности карьерного роста.

Нравственной и служебной обязанностями государственного служащего является достижение такого уровня добросовестного отношения к службе, профессионализма и компетентности, соблюдения требований государственной и служебно-должностной дисциплины, которые обеспечивают эффективную реализацию должностных обязанностей как важнейшей составляющей механизма государственного управления.

Элементом профессиональной этики государственного служащего должно быть глубокое убеждение в том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание функционирования всех органов государственной власти и служебной деятельности государственных служащих.

Недопустимо с позиции профессиональной этики влияние личных, имущественных, финансовых и иных интересов при выполнении государственным служащим должностных обязанностей. Нравственной основой служебной деятельности государственных служащих выступает создание условий, обеспечивающих качество жизни и свободное развитие человека. Безнравственно требовать для государственных служащих качества жизни, разительно отличающихся от условий жизни большинства населения страны.

При наличии конфликтной ситуации между интересами госслужбы и интересами отдельных индивидов, социальных групп и структур госслужащий обязан руководствоваться требованиями закона, социально-политической и экономической целесообразности, общественных интересов, представлений населения о социальной справедливости и моральных ценностях.

Государственный служащий по своим убеждениям обязан быть интернационалистом, уважать и проявлять терпимость к обычаям, традициям, религиозным верованиям различных народностей, этнических групп, религиозных конфессий; бережно относиться к государственному языку Российской Федерации и другим языкам и наречиям народов России, не допускать дискриминации по признакам национальности, расы, пола, социального статуса, возраста, вероисповедания.

Нравственные требования к государственному служащему выходят за пределы его служебной деятельности. Государственный служащий как при исполнении служебных обязанностей, так и вне службы должен воздержаться от поступков, высказываний, действий, наносящих ущерб авторитету государственного органа, правовому статусу и моральному облику государственного служащего. Каждый государственный служащий обязан поддерживать и формировать в общественном мнении населения образ добросовестного, гуманного, компетентного и честного работника аппарата государственной власти.

Государственный служащий в любой ситуации обязан сохранять личное достоинство, в лучшем свете представлять орган государственной власти, в котором он исполняет служебные обязанности, заботиться о своей чести и добром имени, избегать всего, что может поставить под сомнение его объективность и справедливость при решении служебных вопросов.

Государственный служащий не может допускать пристрастность при решении служебных дел, быть свободным от влияния общественного мнения и других способов влияния, от опасений критики его служебной деятельности, если он действует в соответствии с законом, принципом социальной справедливости, признания и соблюдения, защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, что является прямой обязанностью государства и каждого государственного служащего.

Одной из нравственных обязанностей государственного служащего является политическая нейтральность, исключающая возможность влияния и воздействия на его служебную деятельность решений политических партий, общественных движений, религиозных и других общественных организаций.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к подчиненным ему государственным служащим, несет моральную ответственность за их поведение и соблюдение ими норм служебной этики, правил служебного поведения. Он обязан быть образцом и примером для подражания в отношении к службе, поддержании благоприятного морально-психологического климата, соблюдения требований служебной этики и этикета, тактичности и корректности в общении, любезности и деликатности при решении частных проблем граждан, обратившихся в организацию за помощью и содействием.

В основу Кодекса должен быть положен дух «общественного служения». И этот дух уже сам по себе будет служить формой контроля над поведением государственных служащих. Например, принятие присяги о верности принципам этого Кодекса перед поступлением на государственную службу будет предостерегать чиновника от неэтичных поступков если и не все время его службы, то, во всяком случае, довольно длительное время. Известно, что такие символы имеют значительное влияние на поведение человека.

Следует учитывать, что процесс формирования государственных властных структур всегда социально дифференцирован, и привлечение к государственной деятельности людей, уполномоченных императивно осуществлять государственные цели, должно осуществляться качественно.

Критерием «бюропатологии» государственных служащих является их отношение к контролю общества за деятельностью аппаратов органов исполнительной власти. По этому критерию всех служащих органов государственной власти можно классифицировать на две группы: служащие государственного аппарата демократической ориентации и административной ориентации. Так к группе демократически ориентированных (по данным исследования) можно отнести только 14% служащих. При этом среди служащих аппаратов федеральных министерств и ведомств доля ориентированных на демократический контроль общества над государственным аппаратом составила 11, 5%, а среди работников органов власти субъектов Федерации – 15,5 %. Это свидетельствует о том, что доминирующим типом управленческой культуры и значимости по шкале ценностей являются интересы государства, ведомств и вторичность интересов общества, личности, защиты прав и свобод населения

Представители «административной ориентации» склонны к закрытости деятельности аппарата, нетерпимости к деятельности средств массовой информации к «чужим» жизненным идеалам и мнениям, склонны усматривать совершенствование работы аппарата в решении традиционных внутриаппаратных вопросов: планирования, финансирования, контроля отчетности, делопроизводства и т.д.

Указанные ценностные ориентации государственных служащих являются наследием административно-командной системы администрирования, а также воспроизводятся повседневной практикой административного управления. «Бюропатология» может быть одним из факторов отчуждения власти от общества и обострения социальной напряженности.

Внедрение служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих России послужит целям соблюдения в государственной службе этических норм и правил в системе обще­ственных отношений.

§4.Этические кодексы и программы поведения

Государственных служащих

Этические нормы занимают особое положение в системе обще­ственных правил и отношений. С одной стороны, они не предусмат­ривают такой жесткой системы социального контроля для законодательно утвержденных норм, как, напри­мер, судебная система. С другой стороны, этические нормы могут существенно ограничивать личную свободу человека, жестко регламентируя его действия, мысли, чув­ства. «Двигателем» системы внутреннего самоконтроля явля­ются такие мотивы, как самоутверждение, самоидентификация, социальное одобрение и т.п.

В современном обществе рас­тет роль неформальных кодексов, основанных на моральных прин­ципах и правилах. Основными причинами являются:

1. подрыв одной из фундаментальных основ демократии, выражающийся в падении уровня доверия населения к государству и государственным инсти­тутам;

2. усложнение социальной жизни, возрастание интенсивнос­ти изменений, в результате - невозможность предусмотреть все последствия того или иного действия в системе юридических норм;

3. постепенный, но неуклонный и глобальный сдвиг от примитив­ного социального управления к более сложному (от внешнего - к внутреннему, от физического - к морально­-психологическому).

Кодексы (от лат. codex - книга, свод законов) - перечень фор­мальных правил в обществе.

В основе этических кодексов лежат конкретные нормы и принципы поведения. Этический кодекс выполняет три основные функции:

¾ репутационную (имиджевую);

¾ управленческую (организационную);

¾ развития профессиональной культуры.

Репутационная (имиджевая) функция кодекса заключается в формировании доверия к системе госслужбы со стороны внешних групп (граждан, организаций, общественных объединений). Наличие у государственной службы этического кодекса становится общемировым стандартом государственного управления.

Управленческая (организационная) функция кодекса состоит в регламентации поведения служащих в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности чиновников осуществляется путем:

2) регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами (защита прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, государства);

3) определение процедур и порядка принятия решений в сложных этических ситуациях;

4) указания на неприемлемые формы поведения, создающие конфликт интересов.

Значение этического кодекса для развития профессиональной культуры служащих заключается в следующем:

¾ формирует определенный образ службы в органах публичной власти, отличающей ее от любой другой, например, службы в сфере бизнеса;

¾ выражается в чувстве общности (солидарности) всех работников, исполняющих службу;

¾ усиливает вовлеченность служащих в дела службы и преданность ей;

¾ усиливает систему социальной стабильности в организациях, где осуществляется служба.

¾ является средством, с помощью которого формируются и контролируются нормы поведения служащих.

Следует также подчеркнуть особую ценность этического кодекса как документа, в котором сосредоточены основные формы существования профессиональных ценностей в системе гражданской службы:

¾ идеалы - выработанные политическим руководством государства представления о совершенстве в различных проявлениях и сферах функционирования государственной службы;

¾ воплощение этих идеалов в деятельности государственной службы и поведении государственных служащих;

¾ внутренние мотивационные структуры личности служащего, побуждающие к воплощению в своем поведении и деятельности профессиональных ценностных идеалов.

Для осуществления обозначенных функций в мировой практике сформировалось два варианта этического кодекса:

2. развернутый.

Декларативный вариант этического кодекса стал использоваться с начала XX в. для предъявления этических принципов сотрудникам аппаратов организаций, различных по масштабам и профилю деятельности. По своей сути декларативный вариант –это в основном идеологическая часть кодекса без четкой регламентации поведения сотрудников. Предполагается, что в конкретной ситуации сотрудники смогут сориентироваться, как им себя вести, исходя из базовых этических принципов. Однако во многих случаях трудно оценить этическую правомерность конкретного поступка, исходя из общих принципов. Поэтому, для того чтобы кодекс действительно работал, руководство организации прибегает к постоянной трансляции этих принципов через корпоративные ритуалы (ношение фирменной одежды, регулярное обсуждение этических проблем и др.). Декларативный вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития внутрикорпоративной культуры. Чаще всего для решения конкретных управленческих задач кроме кодекса необходима разработка дополнительного пакета организационно-распорядительных документов.

Развернутый вариант этического кодекса получает распространение с 80-х гг. 20 в. в западных странах с подробной регламентацией этики поведения сотрудников. В этом кодексе фиксировались конкретные правила поведения в отдельных областях, где риск нарушений был высок или возникали сложные этические ситуации. В большинстве организаций такие кодексы разрабатываются не для коллектива, а прежде всего для высшего и среднего управленческого персонала и не являются всеобщим документом, объединяющим всех сотрудников.

Следует отметить, что четкой методологии при разработке этического кодекса пока нет. Анализ содержания различных этических кодексов приводит к выводу о том, что основные принципы этических кодексов схожи между собой. Содержание этического кодекса организации определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.

Как правило, кодексы содержат две части:

Вступительную (преамбулу), иногда ее называют идеологической частью (миссия, цели, ценности);

Нормативную (перечень принципов и стандартов служебного поведения).

При этом идеологическая часть может и не включаться в содержание этического кодекса.

Вступительная (идеологизированная) часть раскрывает цели и задачи создания и принятия этического кодекса. Поскольку эти документы определяют правила, которым должны следовать работники организации, то в преамбулу включают этические ценности, принципы и стандарты, которые являются непременной целью деятельности организации. Ценности характеризуют идеал, к которому стремится организация: доверие, верность и преданность, уважение, стремление избегать конфликтов, а также инновации в команде, непрерывное улучшение работы и удовлетворение потребностей потребителей услуг.

В нормативной части этического кодекса разрабатываются этические принципы и стандарты (нормы) поведения сотрудников.

Под принципами понимается основополагающая идея, исходное (руководящее) начало, зафиксированное в установленном порядке.

Эти принципы должны применяться в повседневных управленческих решениях всеми членами организации и могут использоваться для регулирования поведения в профессиональной деятельности; подотчетности; безопасности рабочего места; доверия в осуществлении взаимодействия с потребителями услуг; баланса между прозрачностью и открытостью и конфиденциальностью; связи с населением; участия в политической деятельности; запрещения преследований и дискриминации.

Затем разрабатываются нормы (стандарты, правила) поведения, опирающиеся на принятые ценности и принципы.

Под нормами понимаются общие правила поведения, исходящие от организации или государства и охраняемые ими, которые предоставляют участникам общественного отношения юридические права и налагают на них юридические обязанности, в том смысле, что их исполнение обязательно для всех сотрудников аппарата управления, в числе для руководителей.

При этом наиболее типичными вопросами, разработанными в этических кодексах, являлись ответственность и мера наказания сотрудников за следующие нарушения:

1. предложение взятки и согласие ее принять;

2. совет дать или принять взятку;

3. принятие дорогих подарков;

4. принятие решений или участие в принятии решений, отвечающих личным интересам;

5. неуступчивость в конфликте интересов;

6. личное поведение, нанесшее вред гражданам, организациям, государству;

7. ведение противозаконной политической деятельности;

8. прямое или косвенное использование внутренней информации;

9. неэтичное поведение.

Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которой они принимаются. По результатам исследований выявлено, что содержание большинства этических кодексов можно представить тремя основными положениями:

1. служащие должны быть лояльны к своей организации, ставить ее благо выше личного;

2. в частной жизни служащие не имеют права предпринимать потенциально опасные для организации действия;

3. служащие должны вести себя предупредительно и этично по отношению к гражданам (клиентам).

Рассмотрим сложившийся на практике общий порядок разработки и утверждения этического кодекса в организации. Этот порядок включает три самостоятельных этапа.

Первый этап (проектирование). Разработка проекта кодекса с основным акцентом на цели и ценности руководства и директивных документов, а также существующую в организации этическую проблематику. Для этого проводится работа в двух направлениях:

¾ анализируются кодексы других организаций и особенности их применения;

¾ определяются базовые ценности и цели организации и наиболее актуальные сферы применения кодекса в организации.

Второй этап (обсуждение). Обсуждение проекта кодекса в коллективе и сбор предложений по доработке текста кодекса и системы его исполнения. Поскольку кодекс является новым документом для организации, то на втором этапе работа ведется по следующим трем направлениям:

· разъяснение сотрудникам смысла, значения и сфер применения кодекса;

· привлечение рядовых сотрудников к процессу создания кодекса;

· создание позитивного общественного мнения в отношении кодекса среди персонала;

· подготовка сотрудников как ресурса по внедрению кодекса в практику деятельности организации.

На этом этапе важно предусмотреть все возможные процедуры, включающие в процесс разработки документа по возможности всех сотрудников организации. Только при условии принятия каждым сотрудником этического кодекса он будет реально исполняться.

Третий этап (утверждение). Этот этап включает в себя следующую работу:

4. анализ всех поступивших предложений, внесение изменений в содержание кодекса;

5. выработка механизмов исполнения и внедрения документа;

6. утверждение кодекса в соответствии со сложившейся практикой принятия организационно-распорядительной документации.

Разработка кодекса не ограничивается только написанием и утверждением текста документа. Важно помнить, что заставить сотрудников исполнять этический кодекс при всем желании руководства нельзя или, по крайней мере, эффективность этических стандартов в директивном порядке будет низкой. Сейчас многие организации уже прошли путь создания собственного этического кодекса и столкнулись с проблемой исполнения. Для того чтобы этические нормы стали индивидуальными жизненными правилами сотрудников, они должны глубоко войти в повседневную практику отношений человека с окружающим миром. Добровольное же принятие этих стандартов основывается на актуальных потребностях человека.

Если этический кодекс организации определяет этические принципы, нормы и правила делового поведения, предписываемые к исполнению сотрудниками, то система исполнения этих правил должна:

1. поддерживать и поощрять такое поведение сотрудников, которое соответствует принятым этическим принципам, нормам и правилам;

2. предупреждать отклонения поведения сотрудников от заданных этических стандартов;

3. помогать своевременно выявлять факты конфликтов интересов и этических нарушений;

4. помогать предотвращать и урегулировать конфликты интересов и нарушения профессиональной этики.

Рассмотрим непосредственно процесс построения системы исполнения этического кодекса в организации.

Структура этой системы состоит из следующих элементов:

¾ продвижение этических норм (стандартов) поведения в деятельности каждого сотрудника;

¾ обучение сотрудников основам профессиональной этики и мерам по противодействии коррупции;

¾ сбор и анализ информации об этических проблемах в организации, информирование руководства;

¾ реагирование на существующие этические проблемы и нарушения этических норм, поощрение позитивного этического поведения.

Возможные мотивы соблюдения сотрудниками норм:

¾ страх наказания либо осуждения членами социальной группы, с которой человек себя соотносит и на ценности которой ориентируется;

¾ профессиональная и корпоративная групповая принадлежность;

¾ внутренний нравственный закон.

Рассмотрим практику внедрения этических норм не административным, а рекомендательным порядком. Партнерский подход к внедрению этических норм предполагает добровольность и индивидуальную мотивацию сотрудника к их исполнению; основан на понимании необходимости существования этических норм в организации и возможности их согласования с личными этическими принципами и интересами. Поэтому ресурсом организации становится добровольная инициатива, этическая ответственность и уважение личных этических норм сотрудников.

Основные принципы этических норм, позволяющие реализовать такой подход:

¾ максимальная прозрачность всего процесса разработки и утверждения этического кодекса;

¾ добровольный характер принятия этических принципов и норм сотрудниками организации;

¾ равенство всех сотрудников в исполнении этических норм.

Особенный акцент делается на действиях руководителей всех уровней – они должны задавать своеобразный эталон этичного поведения и контролировать моральное «здоровье» организации.

Безусловно, этический кодекс должен, с одной стороны, ограничивать личную свободу и предотвращать неэтичное поведение, с другой стороны – задавать ценностные ориентиры, предъявлять стандарты профессиональной и корпоративной этики. Поэтому кодекс должен сочетать рекомендуемое и запрещаемое.

Этическая система должна быть построена на основе комплексного подхода и включать следующие основные элементы: руководство (этической системой); стратегия этического развития; базовые стандарты профессиональной и корпоративной этики; система внутреннего контроля соблюдения этических норм; управленческая информация и оценка результатов; система мотивации, поощрений и наказаний.

В любой этической программе базовыми элементами являются: этический кодекс; этические тренинги и обучение; структуры (подразделения, комиссии) по этике; этический аудит. В реальной практике этической программой может стать любой организационный проект, направленный на совершенствование системы исполнения этических норм.

Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей, и в то же время результат действия традиций и норм взаимоотношений людей и социальной среды.

Для правильного понимания следует различать традиции и нормы, не отождествлять их социальные функции. Традиции - это специфический, творческий способ функционирования норм и стереотипов поведения. Стереотипы помогают снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить человеку процесс организации собственного поведения.

Любые социально-правовые нормы (от лат. norma - правило, образец) в целом предназначены для воздействия на волевое поведение людей, а предметом этого регулирования служат отношения между личностью и обществом.

Нормы поведения - это общепринятые шаблоны поведения. В зависимости от типа социального контроля нормы поведения представляют собой привычные культурные образцы деятельности и обычаи, принятые в обществе или социальной группе и не действующие за ее пределами. Содержательная сторона норм поведения заключается в удержании личности от совершения действий и поступков, несовместимых с принятыми законами и моральными обычаями, посредством угрозы наказания либо выражения общественного презрения.

Этическая норма поведения является одной из наиболее простых форм нравственного требования к личности, выступая, с одной стороны, как элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с другой - как форма морального сознания, формулируясь в виде повеления самому себе, требующего неукоснительного выполнения исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости".

Этические нормы поведения формируются в процессе эволюционного развития человечества, принимая формы универсальных моральных ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческом своеобразии, а также отдельными социальными группами и каждой личностью отдельно.



По принадлежности к носителям ценности можно выделить общие, общие, групповые и личностные этические нормы.

Всеобщие этические нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они сформулированы в «золотом» правиле этики: поступай по отношению к другим так как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Общие этические нормы господствующей в обществе морали распространяют свои требования на всех без исключения членов данного общества, выступая средством регулирования и оценивания отношений и взаимодействия людей. В процессе расширения; социального опыта каждый человек включается в различные социальные группы, являясь, как правило, одновременно членом нескольких групп.

Групповые этические нормы обеспечивают включение личности в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействиия влияют на все виды поведения, в том числе и тогда, когда он становится членом другой группы. Занимая определенную позицию в коллективе, человек усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает себе собственную позицию и формы поведения, в которых реализуется процесс его существования как личности.

Личностные этические нормы выступают как характеристика субъективного «внутреннего» мира человека. Они соотносятся с его представлением о самом себе и по этой причине не нуждаются в «усвоении» и «принятии». Следование личностным этическим нормам связано прежде всего с чувством самоуважения, высокой самооценкой, уверенностью в своих действиях. Отступление от этих норм всегда сопряжено с чувством вины (совесть)-самоосуждением и даже нарушением целостности личности.

Таким образом, поведение человека, осуществляющего профессиональную служебную деятельность, сложно детерминировано. Оно управляется посредством как внешних этических регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, групповые нормы), так и внутренних механизмов саморегуляции (самосознание, самооценка, мотивационная сфера, установки, на основе которых формируются личностные нормы). Внешние и внутренние регуляторы находятся между собой в сложном динамическом противоречивом взаимодействии.

В каждый момент они предоставляют человеку право морального
выбора на основе предъявляемых к нему внешних требований.

Профессиональная этика и культура поведения юриста

План лекционного занятия

1. Профессиональная этика юриста. Профессиональные моральные нормы.

2. Служебный этикет, профессиональный такт, манеры поведения.

3. Культура речи и внешнего облика юриста.

Основные понятия

Профессиональная этика, вежливость, профессиональный такт, скромность, честность, требовательность.

Контент лекции

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, в которых люди выполняют одинаковые профессиональные функции, вырабатывают специальные традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей профессиональной группы.

Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Представители данных профессий находятся в постоянном общении с другими людьми, связаны с нравственным взаимоотношениями, существуют «нравственные кодексы» людей. Таковы этика учителя, врача, судьи.

Этика врача – делать все ради здоровья больного, хранить врачебную тайну.

Педагогическая этика –обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию, заботиться о моральном доверии общества к учителю.

Этика ученого – требование бескорыстного служения истине, терпимость к другим мнениям.

Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству. Заботиться о подчиненных, беречь честь офицера.

Профессиональная этика – это совокупность правил поведения людей, составляющий специфический нравственный кодекс людей определенной профессии.

Юридическая этика обусловлена спецификой профессии юриста, особенностями его нравственного и социального положения.

Деятельность судьи, прокурора, следователя носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия, а также их действия и решения затрагивают права и интересы граждан. Следовательно, юристы должны обладать повышенным чувством долга, развитым чувством ответственности за свои поступки, действия и решения. Юристы должны соблюдать закон и сами являются образцом законности. Особенностью проф.деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов. Следователь ведет расследование в условиях неразглашения данных следствия, но все что собрано им по уголовному делу становится достоянием гласного суда.

Все требования морали распространяются на поведение юриста как в сфере служебной, так и в повседневной внеслужебной деятельности.

Принятый в 1993 году Кодекс чести судьи РФ определенно распространяет требования этики судьи на его непрофессиональную деятельность.

Например, судья не вправе, ни в какой форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого.

Юридическую этику можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей: судья, прокурор, адвокат, следователь, юрисконсульт, арбитр, нотариус, сотрудники ОВД, юстиции судебные приставы, научные работники – правоведы. В тоже время вполне правомерно можно говорить об этике судьи, о прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката, этика арбитра, юрисконсульта, нотариуса. (

К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования, требует высокой квалификации работников при исполнении своих профессиональных обязанностей. Такой является профессия «юрист».

Профессиональная этика – совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу. Основу профессиональной этики юристов составляют принципы уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Рассмотрим основные нормы официальных и неофициальных отношений юристов.

К общепринятым нормам и правилам поведения юриста относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и правдивость, откровенность и прямота, щедрость и великодушие, отзывчивость и чуткость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаимоуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

Вежливость – это внешнее проявление внутренней культуры, а именно уважительного отношения к человеку.

Вежливость включает в себя: уважительное отношение к людям, доброжелательность, внимательность и проявление интереса к человеку, готовность вовремя помочь и оказать услугу каждому, кто в этом нуждается; уступить место, дорогу, пропустить вперед и т.д.; стремление не беспокоить человека своими действиями, привычку извиниться за невольно доставленные человеку неудобства и т.д. Противоположностью вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Чуткость к людям, связанная с вежливым обращением, порождает деликатность. Деликатный человек своим поведением может предупредить всякую грубость. Оценив ситуацию, он выбирает такие слова и действует таким образом, что возникший конфликт исчерпывается.

Учтивость выражает точное и вместе с тем сдержанное соблюдение внешних форм уважения. Корректность – вежливо-строгое, холодное, официально-уважительное отношение к человеку.

Профессиональный такт – это проявление по отношению к другим людям чувства меры, сдержанности, предусмотрительности и приличия. Чувство меры, такта необходимо в служебных отношениях юриста (отношениях начальника к подчиненным и подчиненных к начальнику, в отношениях сотрудников между собой); в поведении в общественных местах (на улице, транспорте, театре, кино и т.п.); в быту – при приеме гостей и т.д. Главным назначением такта во всех отношениях является создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для общения между людьми, устранение причин, ведущих к конфликтным ситуациям, и сохранение взаимоуважения, доброжелательности между людьми.

Выработать устойчивую внутреннюю меру поведения – одна из важнейших задач нравственного воспитания юриста. Верно утверждение, что, тактичность не заучивается, а вырабатывается путем освоения всей системы нравственных ценностей, самостоятельной активной деятельности и нравственного воспитания.

Достоинство, наряду с совестью и честью, является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью и перед обществом. Высокое чувство собственного достоинства, основанное на правильной оценке своих возможностей и способностей, знании сильных и слабых сторон своего характера, является необходимым свойством культуры общения, стиля поведения каждого человека.

Скромность моральное качество, проявляющееся в том, что юрист не признает и не выставляет напоказ своих особых заслуг, достоинств и особых прав, добровольно подчиняется требованиям дисциплины, относится ко всем людям с уважением и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед собой. Это прямота поступков и поведения, твердость, принципиальность, верность своему слову, вытекающие из глубокой идейной убежденности человека. Антиподами честности являются обман, ложь, воровство, склочничество, лицемерие.

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить только правду, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел.

Принципиальность нравственное качество, означающее верность определенной идее в убеждениях и последовательное проявление ее в поведении. Принципиальность теснейшим образом связана с требовательностью и чуткостью.

Требовательност ь – к людям и к себе – предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение. Требовательность должна сочетаться с подлинным уважением человеческого достоинства.

Все эти нормы органически связаны и обусловливают друг друга. В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью.

О культуре человека судят не только по его внешнему виду и манере поведения, но и по умению грамотно говорить, излагать свои мысли.

Культура речи – составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей. Язык – это способ выражения мысли, средство общения между людьми, форма выражения характера отношений людей друг к другу.

Культура языка – это в конечном итоге культура мысли. Чтобы хорошо писать и говорить, надо прежде всего правильно думать. Свою мысль всегда старайтесь выражать кратко и ясно. Чтобы избавиться от ненужных слов – контролируйте себя. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Юристу следует помнить, что его речь, будь то выступление с трибуны, разговор за рабочим столом, обращение к подчиненным или с коллегами в непринужденной беседе, в общественном месте, целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние.

Речь должна соответствовать следующим требованиям:

· быть грамматически и литературно грамотной;

· быть точной, ясной, краткой и понятной;

· быть выразительной, эмоциональной, образной;

· в разговоре юрист должен тщательно подбирать слова, учитывать их психологическое воздействие. Лучше употреблять те слова, значение которых вам понятно;

· мимика и жесты должны быть сдержанными, четкими, скупыми, ненавязчивыми и соответствовать содержанию речи.

Наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью, ненапряженностью и, конечно же, отсутствием крика. Когда человек легко сбивается на крик – это верный признак того, что он не умеет владеть собой.

Культура речи обязывает юриста придерживаться некоторых обязательных норма и правил, среди которых являются:

2. Логичность (в речи все положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли);

3. Доказательность (доводы должны быть достоверными и обоснованными);

4. Убедительность (цель беседы заключается не только в том, чтобы убедить собеседника в правильности сообщаемых сведений, но и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании).

5. Ясность (говорить четко, спокойно, сдержанно, в умеренном тоне);

6. Понятность (следует употреблять термины и слова, которые понятны собеседнику);

Таким образом, речь юриста, будучи важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем образования, культуры и интеллигентности человека.

Культура внешнего облика является составной частью культуры поведения.

Имидж делового человека

Внешний вид производит на окружающих определенное впечатление. Если вы выглядите привлекательно, подтянуто, если вы в хорошей форме, то добьетесь всеобщего уважения прежде всего тем, что производите впечатление человека, уверенного в себе.

Неудачная манера одеваться, плохая физическая форма, неопрятный вид – все это может привести к неуверенности в своих силах, а некоторых случаях к депрессивному состоянию.

Удачный имидж подчеркнет максимум того, что есть в вас положительного и придаст вам больше уверенности в себе, в своих силах возможностях.

Важнейшим средством позитивного имиджа считаются коммуникативные способности (умение хорошо выступить, написать деловое письмо, провести переговоры по телефону). В порядке значимости далее следуют опрятность и хорошие манеры. По тому, как человек одет, обут, причесан, можно судить о его интеллектуальных, деловых и профессиональных качествах.

Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие – деловой костюм. Осуществляя подбор костюма, деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами: единство стиля; соответствие стиля конкретной ситуации; разумная минимизация цветовой гаммы: «правило трех цветов»; сопоставимость цветов в цветовой гамме (неуместно ярко-красный, ярко-зеленый); совместимость фактуры материала (шерсть, шелк, летние брюки, тяжелый зимний пиджак или жакет); сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды; соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля) качеству делового костюма.

Главное правило во всех его компонентах – общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить вашего партнера думать, что столь аккуратны вы будете и в делах.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое профессиональная этика для юриста?

2. Основные принципы, лежащие в основе профессиональной этики юристов.

3. Что такое этикет и культура поведения юриста?

4. Каковы особенности поведения юристов в служебной и внеслужебной деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте современное состояние общества. Какие существуют обязанности в нем?

2. Изучите Кодекс чести юриста (список нормативно-правовых актов прилагается).

3. Что такое правовые законы и законы нравственные. Чем они отличаются? С какими нравственными законами вы согласны, а какие бы улучшили и почему.

4. Посмотрите внимательно на окружающих вас людей и отметьте кого-либо, чье поведение, на ваш взгляд противоречит принятым в обществе нравственным нормам?

5. Как бы вы объяснили этому человеку, что такое общество и почему в нем есть установленные правила.

План семинарского занятия

Проблемные вопросы

1. Какими нравственными требованиями руководствуются юристы в профессиональной деятельности?

2. «Ответственность», «справедливость», «долг» - категории прошлого столетия?

3. Почему выражение «Встречают по одежке…» важно для формирования профессиональной культуры юриста?

1. Деловое общение. Деловой этикет: учебное пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 431 с.

2. Профессиональная речь юриста: учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Норма, 2008. – 448 с.

3. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

4. Психология. Педагогика. Этика: учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; под.ред. проф. Ю.В. Наумкина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. - 551 с.

5. Куракин А.В. Этические принципы служебного поведения государственных служащих как способ предупреждения коррупции / А.В. Куракин // Современное право. – 2003. – № 2. – С. 3-36.

Этика - это свод правил, определяющих норму поведения при общении и взаимодействии с другими людьми. А этические нормы - это, собственно, сами правила, соблюдение которых делает контакты с окружающими приятными для всех. Несоблюдение этикета не влечет за собой уголовной или административной ответственности (в большинстве случаев), но порицается окружающими, что также является наказанием для нарушителя.

На работе, в школе или университете, дома с родными, в магазине, в общественном транспорте - везде происходит взаимодействие друг с другом как минимум двух людей. Это взаимодействие включает в себя мимику, действия и разговор, причем все эти составляющие оцениваются окружающими. Разумеется, никому неприятно получить пинок в метро, услышать грубость от продавца, увидеть скорченную рожицу сослуживца или одноклассника, почувствовать пренебрежение своих близких. Воспитанный человек никогда не будет нарочно совершать действия, причиняющие дискомфорт и, тем более, боль другим людям. Он будет соблюдать особые правила -

Не толкаться, не грубить собеседнику, не разговаривать с набитым ртом - все это правила этикета, позволяющие сделать общение с окружающими легким и приятным. Соблюдать этические нормы очень важно, ведь в противном случае велик риск прослыть грубияном и хамом, а с такими людьми предпочитают не иметь дела. А человеку, от которого отворачиваются все, приходится очень тяжело.

Очень важно соблюдать поведения, ведь именно действия характеризуют человека. К сожалению, правила хорошего тона давно перестали изучаться в обязательном порядке. Именно этим объясняется грубость и бестактность нынешней молодежи, ее вызывающее поведение. Соблюдения этикета можно добиться, лишь подавая хороший пример, но редкий подросток берет пример со своих родителей и учителей. Служить могут "крутые" сверстники и друзья, кумиры, но не родители. Таким образом, в современном обществе этические нормы постепенно уходят в прошлое, что приводит к бескультурности, хамоватости и необразованности растущего поколения.

Однако даже человек, не получивший должного воспитания в детстве, может исправиться, для того и существует самосовершенствование. Библиотеки, театры, специальные школы - все это существует специально для тех, кто хочет стать с большой буквы.

Не менее важны и этические нормы общения, ведь потребность в контакте, диалоге с окружающими испытывает каждый человек. Даже тот, кто сам себя называет нелюдимым и необщительным испытывает потребность в контакте, просто подбирает себе собеседников более тщательно.

Общение с всегда приносит удовольствие, с ним хочется говорить еще и еще. Диалог же с грубияном оставляет неприятный осадок и нежелание продолжать разговор.

Этика общения включает в себя не так уж много правил. Так, в диалоге недопустимо повышать тон и грубить собеседнику, запрет распространяется и на завуалированные оскорбления. Необходимо внимательно прислушиваться к говорящему, а вот перебивать его или повторять по нескольку раз одно и то же.

Запомнить эти правила не так уж и сложно, а соблюдая их можно легко стать душой любой компании.

В условиях когда на смену государственности, основанной на жесткой централизации, приходит управление, базирующееся на принципах служения государства российскому обществу, возрастают требования к нормам служебного поведения вследствие их значительного воздействия на результативность профессиональной деятельности юристов.

Служебное поведение представляет собой разновидность социального поведения человека и включает систему поведенческих ожиданий и шаблоны социальных взаимодействии, существующие в профессиональной сфере.

Служебное поведение регламентируются принципом правомочности и неправомочности действии и поступков. Hа стыке правомочности и неправомочности служебной деятельности возникают три разновидности служебного поведения должностных лиц:

  • 1) обязательное (по принуждения в соответствии с законом).
  • 2) должное (по договору и в соответствии с распределением обязанностей)
  • 3) желательное (по собственной воле).

Реальное служебное поведение складывается в результате рационального выбора модели поведения и профессиональной деятельности.

Важным фактором, определяющим поведенческую специфику выступает сама служба как совокупный социальных субъект.

Именно во взаимодействии коллективного, группового и личностного поведения возникает матрица норм служебного поведения, которая затем постоянно воспроизводится.

Профессиональная деятельность выступает коллективным (обобщенным) субъектом служебного поведения, поскольку вырабатывает принципиально отличные от иных организаций ценности, нормы и правила поведения. Профессиональная деятельность соединяет и коллектив, и группу, и отдельного служащего как свою персонифицированную основу. В ней существует структура пирамидальной системы административно- управленческих связей и набора этических норм.

Групповой уровень служебного поведения включает в качестве доминирующей системы нормы, ценности, механизмы сплоченности и деятельности, вырабатываемые групповыми объединениями людей.

Личностный уровень служебного поведения включает ценностные ориентации и установки личности, являющиеся отражением жизненного (социального) опыта, результатом адаптации индивида к общественной среде и фактором идентификации с определенной профессиональной группой.

Мораль юриста основывается на их личностных нравственных установках, и на общественных потребностях. Следовательно, этические нормы при исполнении служебных обязанностей предполагают специальные процедуры и методы контроля, которые зависят от многих обстоятельств и устанавливаются отдельно. Служебное поведение является по определению контролируемым.

В качестве средства регулирования служебного поведения юриста выступает внешний контроль (законы, правила, кодексы, регламенты, инструкции) и внутренний контроль (убеждения, ценности и нормы).

Следует учесть, что мотивация -- это потребность, побуждающая человека действовать с определенной целью. Потребность является внутренним аспектом мотивации, а цель -- ее внешний аспект.

Можно выделить четыре вида мотивационных предпочтений служебного поведения:

  • 1) стремление к творческой самореализации (получение удовлетворения от работы и профессионального роста);
  • 2) служебный долг (профессиональная деятельность оснащается на реализации общественных и служебных интересов).
  • 3) прагматическую ориентацию (стремление обеспечить индивидуальный материально-денежный достаток);
  • 4) карьерный интерес (работа ради продвижения по службе).

Особое значение в понимании сущности служебного поведения имеет понятие «стиль поведения». Стиль служебного поведения отражает свойства черт личности юриста, уровень его компетентности, способности и воли оптимально пользовать личностные черты для выполнения профессиональных задач. Стиль служебного поведения формируются на основе деловитости. Деловой подход позволяет противостоять консерватизму мышления, активным и скрытым формам бюрократизма, формализма, технократизма, Для овладения деловитостью необходима компетентность. Профессионально компетентный юрист исполняет функции должности по сути, а не по форме, достигая результатов работы, а не имитируя процесс служебной деятельности.

Этические нормы поведения

Нормативность -- свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей, и в то же время результат действия традиций и норм взаимоотношений людей и социальной среды.

Для правильного понимания следует различать традиции и нормы, не отождествлять их социальные функции. Традиции -- это специфический, творческий способ функционирования норм и стереотипов поведения. Стереотипы помогают снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить человеку процесс организации собственного поведения.

Любые социально-правовые нормы (от лат. norma -- правило, образец) в целом предназначены для воздействия на волевое поведение людей, а предметом этого регулирования служат отношения между личностью и обществом.

Нормы поведения -- это общепринятые шаблоны поведения. В зависимости от типа социального контроля нормы поведения представляют собой привычные культурные образцы деятельности и обычаи, принятые в обществе или социальной группе и не действующие за ее пределами. Содержательная сторона норм поведения заключается в удержании личности от совершения действий и поступков, несовместимых с принятыми законами и моральными обычаями, посредством угрозы наказания либо выражения общественного презрения.

Этическая норма поведения является одной из наиболее простых форм нравственного требования к личности, выступая, с одной стороны, как элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с другой -- как форма морального сознания, формулируясь в виде повеления самому себе, требующего неукоснительного выполнения исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости".

Этические нормы поведения формируются в процессе эволюционного развития человечества, принимая формы универсальных моральных ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческом своеобразии, а также отдельными социальными группами и каждой личностью отдельно.

По принадлежности к носителям ценности можно выделить общие, общие, групповые и личностные этические нормы.

Всеобщие этические нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они сформулированы в «золотом» правиле этики: поступай по отношению к другим так как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Общие этические нормы господствующей в обществе морали распространяют свои требования на всех без исключения членов данного общества, выступая средством регулирования и оценивания отношений и взаимодействия людей. В процессе расширения; социального опыта каждый человек включается в различные социальные группы, являясь, как правило, одновременно членом нескольких групп.

Групповые этические нормы обеспечивают включение личности в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействии влияют на все виды поведения, в том числе и тогда, когда он становится членом другой группы. Занимая определенную позицию в коллективе, человек усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает себе собственную позицию и формы поведения, в которых реализуется процесс его существования как личности.

Личностные этические нормы выступают как характеристика субъективного «внутреннего» мира человека. Они соотносятся с его представлением о самом себе и по этой причине не нуждаются в «усвоении» и «принятии». Следование личностным этическим нормам связано прежде всего с чувством самоуважения, высокой самооценкой, уверенностью в своих действиях. Отступление от этих норм всегда сопряжено с чувством вины (совесть)-самоосуждением и даже нарушением целостности личности.

Таким образом, поведение человека, осуществляющего профессиональную служебную деятельность, сложно детерминировано.

Оно управляется посредством как внешних этических регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, групповые нормы), так и внутренних механизмов саморегуляции (самосознание, самооценка, мотивационная сфера, установки, на основе которых формируются личностные нормы). Внешние и внутренние регуляторы находятся между собой в сложном динамическом противоречивом взаимодействии.

В каждый момент они предоставляют человеку право морального выбора на основе предъявляемых к нему внешних требований.

Умение быстро и правильно определить национально - психологический

тип вашего собеседника, то установить доверительные отношения и успешно взаимодействовать с ним для вас не составит большого труда. Зная особенности каждого психологического типа, вы сможете контролировать ход беседы, уменьшить риск возникновения конфликтной ситуации.

Психология делового общения – составная часть комплекса психологических наук, она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией.

Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли, являются следующие:

Принцип причинности, детерминизма, т.е. признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений как с другими, так и с материальными явлениями;

Принцип системности, т.е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

Принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

Опираясь на анализ психологии личности рабочей группы, норм деловой этики, национально-психологические типы решают две основные взаимосвязанные задачи:

Овладение методами психологической диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов производственной деятельности, отдельных работников, руководителей, рабочих групп;

Выработка умений и навыков изменения психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий.

Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384–322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

В традиционном обществе (обществе «механической солидарности» по Эмилю Дюркгейму), основанном на общности социальной жизни, коллективных представлениях, мифологическом сознании и межличностных отношениях, основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.

Такой характер этики делового общения обнаруживается уже в Древней Индии. Все человеческое поведение и общение, в том числе и в деловой сфере, подчинено здесь высшим (религиозным) ценностям. Вышесказанное характерно и для традиционных буддистских учений.

Первостепенная роль этическим нормам ритуала, обычая отводится в деловом общении и древнекитайского общества. Не случайно знаменитый Конфуций (551–479 до н.э.) именно долг, справедливость, добродетель ставит на первое место в отношениях между людьми, подчиняя им выгоду и пользу, хотя и не противопоставляет их друг другу.

Как и на Востоке, в Западной Европе древних времен уделяется большое внимание необходимости учета этических норм и ценностей в деловом общении, постоянно подчеркивается их влияние на эффективность ведения дел. Так, уже Сократ (470 – 399 до н.э.) говорит о том, что «кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и частные и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь и там делает ошибки».

Однако в отличие от восточной, западноевропейская, в особенности

христианская культурная традиция более прагматична. Экономический, материальный интерес выдвигается здесь на первый план, вместе с этим большое внимание уделяется статусному характеру общения. При этом статус начальника рассматривается как более привилегированный, нежели подчиненного. Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость, добро, благо и т.д., наполняются экономическим содержанием и приобретают также статусный характер. Критерий нравственности в деловом общении перемещается в экономическую сферу. Поэтому человек с «рыночным характером» (по определению Эриха Фромма) постоянно находится в состоянии противоречия, характеризуется раздвоенным сознанием.

Попытка преодоления указанного противоречия нравственного сознания была предпринята в рамках протестантизма в период Реформации в XVI–XVII вв. Протестантизм внес много положительного в этику делового общения и достиг известных успехов в ее утверждении.

В эпоху «дикого капитализма» (Западная Европа, США в XIX – середина XX в.) в этике делового общения и, в частности деловой беседы на первый план стала выходить жажда наживы.

В современных развитых странах соблюдение этических норм в деловом общении и при проведении деловой беседы признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Общение – процесс коммуникации и взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и

по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего получение максимальной прибыли. Практика показывает, что в любом деле успех более чем на 50% зависит от умения налаживать контакты и правильно строить деловое общение.

Этика деловых отношений – это также система знаний о трудовой и профессиональной морали, ее истории и практике; о том, как люди привыкли относиться к своей работе, какой смысл они ей придают, какое место в их жизни она занимает, как складываются отношения между людьми в процессе работы, какие склонности и идеалы обеспечивают эффективный труд, а какие ему мешают.

У деловых людей всего мира существует строгое понятие деловой этики и обязательности. За рубежом очень ценят проверенных годами партнеров, а новичков с подозрением исследуют, часто вычеркивая из своих записных книжек имена тех, кто с первой встречи повел себя не по правилам. Поэтому новоиспеченным предпринимателям, всем своим поведением попирающим элементарные основы деловой этики, надеяться на успех не приходится.

Этика и этикет деловых отношений требуют, чтобы руководитель обладал следующими качествами:

Способностью согласовывать;

Решительностью и оправданной уступчивостью;

Требовательностью к себе и другим;

Способностью работать в стрессовой обстановке.

Деловые отношения - это один из типов общественных отношений, таких как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе.

На уровне деловых отношений в бизнесе работники должны быть

ориентированы на партнера, на потребителя, что повышает интерес к работе. Чтобы удачно осуществить любое предприятие (заключить сделку), следует стремиться понять партнера делового общения. В деловых отношениях необходимо быть хозяином положения, брать инициативу и ответственность на себя. Участники деловых отношений получают возможность влиять на знания, умения, отношения, чувства друг друга. В исследованиях профессора Б.Ф. Ломова, достаточно большое внимание уделившего аспектам социально-психологического феномена общения, четко представлена мысль: когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать и то, с кем и как он общается. Это знание партнера общения в профессиональной жизни не менее значимо, чем в быту. То есть сфера деловых отношений может раскрыть сущность нашего партнера, а также конкурента по бизнесу. Деловые отношения включают много аспектов, в том числе общение.

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Этические принципы - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Этические нормы - система общих ценностей и правил этики, соблюдения которых организация требует от своих сотрудников.

Психологические нормы и принципы содержат необходимый перечень психологических характеристик делового человека.

Принципы этики делового общения – это обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Можно выделить шесть основных этических принципов делового

поведения.

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25% к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы. Нарушение этого принципа рассматривается как неуважение к принимающему лицу, что может повлиять на ход последующего разговора.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Не следует и пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе) должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход –

вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения – в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, т. е. одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов; даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Фундаментальными принципами в деловом мире являются: ответственность, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому его виду, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о

том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности, и гармонизация интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить его, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. Помните, что:

В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей.

Когда идет речь об этических промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов».

Когда речь идет о своих промахах, следует поступать наоборот.

В морали следует хвалить других, а претензии предъявлять к себе.

Нравственное отношение окружающих к нам зависит в конечном счете только от нас самих.

Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения: «начни с себя».

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В

отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху – вниз» (руководитель – подчиненный), «снизу – вверх» (подчиненный – руководитель), «по горизонтали» (сотрудник – сотрудник) требует конкретизации.

Этика делового общения «сверху – вниз». В деловом общении «сверху – вниз», т. е. В отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемым, а какое – нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них.

Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, какой он есть.

При возникновении проблем и трудностей, связанных с

недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

Этика делового общения «снизу – вверх». В деловом общении «снизу – вверх», т. е. В отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.

Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению справедливых

отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, чтобы…?» и т. д.

Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.

Будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свои принципы и характер. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению непосредственного начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш руководитель при этом теряет авторитет и достоинство.

Этика делового общения «по горизонтали». Общий этический принцип общения «по горизонтали», т. е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами.

Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

Если круг ваших обязанностей пересекается с обязанностями ваших коллег, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных – ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.

Этические нормы - это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила предусматривают права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав. Этические нормы выступают в роли регулятора деловых отношений. Универсальные этические нормы представляют собой требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность,

тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости – грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и категорией экономической. Подсчитано, что в результате грубого отношения работники теряют в производительности труда в среднем около 17 %.

Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения.

Тактичность также является одной из важных составляющих культуры делового общения. Чувство такта – это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, нарушение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением – обманом, ложью.

Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги