Технологический ценовой аудит. Аудит инвестиционных проектов: современная практика Проведение технического и ценового аудита

1 января 2014 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Публичный технологический и ценовой аудит крупных инвестиционных проектов - это экспертиза таких инвестиционных проектов, определение обоснованности стоимости, как на стадии реализации, так в процессе полного жизненного цикла. Во время проведения публичного аудита проверяется обоснованность затрат, соответствие проекта накопленному и систематизированному опыту, приобретенному на аналогичных реализованных инвестиционных проектах. Это позволяет сделать процесс вложения средств контролируемым и предсказуемым.

Основная задача публичного технологического и ценового аудита - увеличение эффективности от инвестиций, сокращение сроков и затрат при реализации проектов. Публичный технологический и ценовой аудит - самый эффективный механизм для повышения отдачи от процесса инвестирования и в отдельные объекты капитального строительства, и в крупные инфраструктурные проекты федерального масштаба.

Общество с ограниченной ответственностью «Проектное бюро №1» предлагает услуги по проведению публичного технологического и ценового аудита в городе Москве и всей территории Российской Федерации на принципах договорной цены. Стоимость проведения технологического и публичного аудита инвестиционных проектов определяется в каждом конкретном случае индивидуально. Наша компания имеет штат квалифицированных специалистов и опыт работы в сфере аудита.

Проведение публичного технологического и ценового аудита происходит в один или два этапа. При прохождении публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта, у которого проектная документация объектов капитального строительства уже разработана осуществляется в один этап. В случае, когда проектная документация по объектам капитального строительства подлежит разработке, аудит происходит в два этапа. Приглашаем все заинтересованные лица и организации для проведения публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов в Общество с ограниченной ответственностью «Проектное бюро №1» .

Аудит крупных инвестиционных
объектов

Мы одни из первых в России
организаций аккредитованные
на проведение аудита

Документы

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 апреля 2014 года N 153/пр "Об утверждении порядка формирования перечня экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием"

По поручению Правительства России Минстрой разработал изменения в законодательство, направленные на внедрение обязательного технологического и ценового аудита (ТЦА) обоснования инвестиций проектов с государственным участием. Об этом 22 февраля на совещании сообщил замглавы ведомства Хамит Мавлияров в рамках рабочей поездки в г.Самару.

Как пояснил замминистра, перед принятием решения о строительстве объекта за счет бюджетных средств, застройщик в обязательном порядке должен будет подготовить обоснование инвестиций - документацию, которая будет включать в себя в том числе проект задания на архитектурно-строительное проектирование объекта и содержать краткое описание инвестпроекта.

Требования к составу и содержанию обоснования инвестиций устанавливаются Правительством РФ. В состав включаются сведения об основных архитектурных, технологических, конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решениях, а также обоснование предполагаемой предельной стоимости строительства или реконструкции объекта. Кроме того, в документе должна содержаться информация о технологическом и инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, проект организации строительства, задание на проектирование и перечень мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению пожарной безопасности, соблюдения требований энергетической эффективности зданий.

Все отраженные в обосновании инвестиций решения будут оцениваться на предмет их экономической эффективности и соответствия современному уровню развития техники и технологий.

Срок проведения ТЦА не должен превышать 32 рабочих дня в зависимости от сложности объекта строительства. В заключении ТЦА должны содержаться экспертная оценка и выводы о возможности оптимизации выбранных решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов, сокращения сроков и стоимости строительства в целом и отдельных его этапов. После этого будет приниматься решение о целесообразности строительства объекта. Материалы обоснования инвестиций и результаты его аудита разместят в единой базе, на основе которой создается электронный портал для общественного обсуждения указанных материалов.

«Обоснование инвестиций и его аудит – мера, которая позволит добиться оптимизации затрат на проектирование и строительство объекта без снижения качества и при сохранении безопасности строительства», - отметил замминистра Хамит Мавлияров.

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии со статьей 131 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1096; 2000, N 2, ст. 143; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; N 52, ст. 5498; 2007, N31, ст. 4012; 2010, N 25, ст. 3070; N 30, ст. 4015; 2011, N 30, ст. 4563, 4596; N 50, ст. 7351; N 51, ст. 7448; 2013, N 52, ст. 6961; 2016, N 27, ст. 4302) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

а) Положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций;

б) изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 1 декабря 2017 г. утвердить:

а) форму заключения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций и требования к его подготовке;

б) порядок ведения реестра выданных заключений технологического и ценового аудита обоснования инвестиций и предоставления содержащихся в реестре сведений;

в) форму отзыва в отношении обоснования инвестиций, а также требования к его формату и порядку представления.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 20, ст. 2478; 2014, N 14, ст. 1627; 2015, N 2, ст. 459; N 50, ст. 7181; 2016, N 48, ст. 6764; 2017, N 1, ст. 195);

пункт 57 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 N 230 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 14, ст. 1627, N 23, ст. 2996);

пункт 4 перечня утративших силу актов Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1505 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 459, N 49, ст. 6972, N 50, ст. 7191; 2016, N 22, ст. 3227);

пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1333 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 50, ст. 7181);

пункт 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 48, ст. 6764);

пункт 6 изменений, которые вносятся в отдельные акты Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1465 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017 г., N 1, ст. 195).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 декабря 2017 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня опубликования настоящего постановления.

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2017 г. N

Положение
о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, подготовленного в отношении инвестиционных проектов, в рамках реализации которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - инвестиционный проект).

2. Используемые в настоящем Положении понятия означают следующее:

"обоснование инвестиций" - документация, включающая в себя в том числе проект задания на проектирование объекта капитального строительства (далее - задание на проектирование) и содержащая описание инвестиционного проекта, включая основные характеристики объекта капитального строительства, сроки и этапы строительства, место размещения объекта капитального строительства, основные (принципиальные) архитектурно-художественные, объемно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические и технологические решения по созданию такого объекта капитального строительства, основное технологическое оборудование с учетом требований современных технологий производства, а также их соответствия современному уровню развития техники и технологий, современным строительным материалам и оборудованию, применяемым в строительстве, а также предполагаемую (предельную) стоимость объекта капитального строительства, положения о возможности (невозможности) использования экономически эффективной проектной документации повторного использования;

"объект капитального строительства" - объект капитального строительства, создание которого планируется в рамках реализации инвестиционного проекта.

3. Технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, к полномочиям которых отнесено проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - экспертные организации) в отношении инвестиционных проектов, в рамках которых планируется создание соответствующих объектов капительного строительства.

II. Представление документов для проведения

технологического и ценового аудита обоснования инвестиций

4. Для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций застройщик (технический заказчик) объекта капитального строительства или лицо, действующее от его имени (далее - заявитель)

представляет в экспертную организацию следующие документы:

а) заявление о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, в котором указываются:

идентификационные сведения о лицах, осуществивших подготовку обоснования инвестиций (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства индивидуального предпринимателя, полное наименование, место нахождения юридического лица);

идентификационные сведения об объекте капитального строительства (наименование объекта предполагаемого строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие);

идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства застройщика (технического заказчика) - физического лица, полное наименование, место нахождения застройщика - юридического лица, а в случае если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, - указанные сведения также в отношении заявителя);

б) обоснование инвестиций, согласованное с руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении инвестиционного проекта, в рамках которого планируется создание объекта федеральной собственности, главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в отношении инвестиционного проекта, в рамках которого планируется создание объекта государственной собственности субъектов Российской Федерации или главного распорядителя средств местного бюджета в отношении инвестиционного проекта, в рамках которого планируется создание объекта муниципальной собственности.

5. Документы для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций представляются в форме электронных документов, а при наличии в документах сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, - на бумажном носителе.

При представлении документов для технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в форме электронных документов соблюдаются следующие условия:

а) электронные документы подписываются лицами, обладающими полномочиями на их подписание в соответствии с законодательством Российской Федерации, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, предусмотренной Федеральным законом "Об электронной подписи";

б) формат электронных документов должен соответствовать требованиям, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к электронным документам, представляемым для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В случае представления документов для проведения проверки сметной стоимости на бумажном носителе их формат определяется договором. При этом отдельные документы могут представляться также в форме электронных документов, если это допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Экспертная организация проводит проверку комплектности представленных документов в течение 3 рабочих дней с даты их получения и направляет в указанный срок заявителю проект договора о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, подписанный руководителем экспертной организации (уполномоченным им лицом), либо уведомление о том, что документы не подлежат рассмотрению с указанием оснований, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения.

При этом документы, представленные на бумажном носителе (за исключением заявления о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций), подлежат возврату заявителю вместе с уведомлением. Документы, представленные в форме электронных документов, не возвращаются и подлежат хранению в экспертной организации не менее 3 месяцев.

7. Представленные для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций документы не подлежат рассмотрению по существу по следующим основаниям:

а) проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в соответствии с требованиями настоящего Положения должно осуществляться другой экспертной организации;

б) представление не всех документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, или представление документов, оформленных с нарушением требований, установленных в пункте 5 настоящего Положения;

в) несоответствие обоснования инвестиций составу и требованиям к его содержанию, установленным в соответствии с абзацем вторым подпункта "б" пункта 4 настоящего Положения.

8. Правовое регулирование договора на проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (далее также - договор) осуществляется по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации применительно к договору возмездного оказания услуг.

При этом договор должен содержать следующие положения:

а) предмет договора;

б) срок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций и порядок его продления в пределах, установленных настоящим Положением;

в) порядок и сроки внесения изменений в обоснование инвестиций в процессе проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций;

г) размер платы за проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций;

д) порядок и сроки возврата заявителю документов, представленных в соответствии с требованиями настоящего Положения на бумажном носителе;

е) перечень оснований для внесения в договор изменений или его досрочного расторжения;

ж) ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором.

9. Проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций осуществляется в предусмотренный договором срок, который не должен превышать 45 календарных дней. При проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, в отношении инвестиционного проекта, в рамках которого планируется создание особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, такой срок не должен превышать 60 календарных дней.

Указанный срок может быть продлен по инициативе заявителя не более чем на 15 календарных дней.

Срок проведения аудита обоснования инвестиций включает срок проведения публичного обсуждения обоснования инвестиций, указанный в пункте 18 настоящего Положения.

III. Проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций

10. Предметом технологического и ценового аудита обоснования инвестиций является экспертная оценка:

а) основных (принципиальных) архитектурно-художественных, объемно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических и технологических решений на предмет возможности их реализации при подготовке проектной документации на объект капитального строительства с учетом необходимости соблюдения требований технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологических, экологических требований, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также с учетом результатов инженерных изысканий;

б) оптимальности выбора места размещения объекта капитального строительства;

в) основных (принципиальных) архитектурно-художественных, объемно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических и технологических решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов с учетом основных технико-экономических показателей объекта капитального строительства, современного уровня развития техники и технологий, применяемых в строительстве;

г) обоснования предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства с учетом утвержденных укрупненных нормативов цены, а также иных необходимых расходов, не включенных в укрупненные нормативы цены строительства (а при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства - с учетом документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах);

д) целесообразности использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования;

е) достаточности исходных данных, установленных в проекте задания на проектирование, для разработки проектной документации объекта капитального строительства;

ж) оптимальности сроков и этапов строительства объекта капитального строительства;

з) правильности выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (если обоснование инвестиций предусматривает использование такой проектной документации) или обоснованности решения о невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования.

11. При проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций могут быть выявлены возможности оптимизации выбранных основных (принципиальных) архитектурно-художественных, объемно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических и технологических решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов, сокращения сроков и этапов строительства, стоимости строительства в целом и отдельных его этапов.

12. В ходе проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций заявителем может осуществляться внесение изменений в обоснование инвестиций в порядке, установленном договором.

IV. Результат технологического и ценового аудита обоснования инвестиций

13. Результатом технологического и ценового аудита обоснования инвестиций является заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (далее - заключение), содержащее экспертную оценку:

а) обоснования выбора основных (принципиальных) архитектурно-художественных, объемно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических и технологических решений, основного технологического оборудования, планируемых к применению строительных и отделочных материалов, предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства;

б) оптимальности выбора места размещения объекта капитального строительства, сроков и этапов строительства;

в) достаточности исходных данных, установленных в проекте задания на проектирование, для разработки проектной документации объекта капитального строительства;

г) правильности выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования;

д) возможности оптимизации выбранных основных (принципиальных) архитектурно-художественных, объемно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических и технологических решений, основного технологического оборудования, планируемых к применению строительных и отделочных материалов, сокращения сроков и этапов строительства, стоимости строительства в целом и отдельных его этапов.

14. В случае представления документов для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в форме электронного документа заключение направляется заявителю в форме электронного документа, в случае представления документов на бумажном носителе - в форме документа на бумажном носителе.

Порядок выдачи (направления) заключения на бумажном носителе, а также порядок и срок возврата документов, представленных на бумажном носителе, определяются договором.

В предусмотренных договором случаях помимо направления заключения в форме электронного документа также может быть выдано (направлено) заключение на бумажном носителе.

Заключение на бумажном носителе выдается (направляется) в 4 экземплярах.

15. Форма заключения и порядок его формирования устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

16. Экспертные организации ведут реестр выданных заключений.

Порядок ведения реестра выданных заключений и предоставления содержащейся в нем информации устанавливается федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с установленными полномочиями по проведению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.

Федерации.

Экспертная организация обязана принимать меры по обеспечению сохранности документов, представленных для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций и сформированных при его проведении, а также по неразглашению содержащихся в таких документах сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Проведение публичного обсуждения

обоснования инвестиций

17. При проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций экспертная организация организует публичное обсуждение такого обоснования инвестиций.

18. В день заключения договора на проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций экспертная организация размещает на официальном сайте экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) представленное для проведения технологического и ценового аудита обоснование инвестиций для публичного обсуждения.

Срок публичного обсуждения обоснования инвестиций составляет 15 календарных дней с момента его размещения на официальном сайте.

19. В течение срока публичного обсуждения любое заинтересованное лицо вправе представить в экспертную организацию свой отзыв в отношении обоснования инвестиций.

Форма отзыва, его формат и порядок представления устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

20. Все поступившие в течение установленного срока публичного обсуждения отзывы в отношении обоснования инвестиций подлежат приобщению к документам, представленным для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.

Информация о проведении публичного обсуждения отражается в заключении.

21. В течение 3 рабочих дней со дня выдачи заключения заявителю оно подлежит размещению на официальном сайте на срок не менее чем 15 календарных дней.

22. Требования настоящего раздела не распространяются на случаи представления для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций документов, содержащих сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VI. Размер платы за проведение технологического

и ценового аудита обоснования инвестиций

23. За проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций взимается плата в размере 0,58 процента суммарной стоимости изготовления проектной документации объекта капитального строительства и материалов инженерных изысканий, необходимых для подготовки такой проектной документации, рассчитанной на момент представления документов для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.

В размере указанной платы учитывается сумма налога на добавленную стоимость.

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

Изменения,
которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации

1. Пункт 27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст. 1336; 2012, N 17, ст. 1958; 2016, N 48, ст. 6766), после слов "и иной безопасности," дополнить словами "заданию на проектирование и обоснованию инвестиций (в случае, если подготовка обоснования инвестиций для конкретного объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной), в отношении которых выдано заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций".

2. Абзац первый пункта 18 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2576; 2016, N 48, ст. 6764; 2017, N 5, ст. 799) дополнить словами ", а также предельной стоимости строительства, установленной по результатам проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций".

Обзор документа

Планируется упорядочить организацию и проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций. Он приходит на смену публичному технологическому и ценовому аудиту крупных инвестпроектов с госучастием. За органами власти закрепляются полномочия по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства. Обоснование инвестиций будет провдиться открыто путем публичных обсуждений. Материалы планируется публиковать на сайте уполномоченного на проведение аудита органа (организации). Все заинтересованные лица могут представить свой отзыв.

По результатам проведения аудита предусмотрена выдача заключения. В нем будут оцениваться выбор места размещения объекта, основные (принципиальные) решения, определение стоимости объекта.

Соответствующие изменения вносятся в Положение об организации и проведении госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, финансируемого из бюджета и средств отдельных юрлиц.

Утрачивает силу порядок проведения публичного технологического и ценового аудита крупных инвестпроектов с госучастием.

Что мы хотим видеть к 2030 году в части эффективности расходования государственных средств? Есть мнение, что история развивается циклично, и иногда кажется, что во времена Советского Союза все было плохо, и надо все построить заново. А сейчас, если проанализировать с точки зрения инвестиционной деятельности, которую ведет государство, кажется, что советское планирование, может, было бы не менее эффективным, чем то, как сейчас осуществляются инвестиции

Борис Ярышевский,
директор по стратегическому развитию ОАО «ЭКСАР» (группа «Внешэкономбанк»), член правления Национального объединения технологического ценового аудита

Термин «технологический ценовой аудит» берет начало с Указа президента «Об обеспечении организации публичного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием» 2012 года. И о чем мы здесь говорим? О государственном участии. Это средства, в первую очередь федерального бюджета, которые расходуются в рамках инвестиционной деятельности отраслевых министерств, бюджеты компаний с государственным участием или каких-то проектов. И второе – непосредственно компании с государственным участием, которые иногда являются монополистами, иногда рыночными компаниями, тем не менее этот механизм должен распространяться на их деятельность.
Что же такое публичный технологический и ценовой аудит? По сути, здесь мы говорим о нескольких этапах.

ЧЕТЫРЕ ЭТАПА АУДИТА
На первом этапе, до того как проект оформлен в инвестиционной программе, проводится аудит независимой организацией некоего либо ТЗ на проектирование, либо обоснования инвестиций с точки зрения целесообразности реализации проекта. Стоит отметить, что раньше в Градостроительном кодексе такой этап был, и во многих странах и Запада, и даже СНГ (в том же Казахстане) такая экспертиза проводилась. По сути, ответом на вопрос «Нужно строить или нет?» принимается самое важное решение, а все остальное – уже некоторые корректировки в его рамках. Правда, есть определенный оптимизм. На конференции, которую мы проводили в декабре, Минстрой публично заявил о том, что собирается вернуть в Градостроительный кодекс этот этап, что мы всячески поддерживаем.
Второй этап – предварительная экспертиза до прохождения государственной экспертизы. Не дублируют ли друг друга инструменты? Могу смело сказать, что нет. В том качестве, в котором сейчас Главгосэкспертиза или негосударственная экспертиза проводят анализ проектной документации, – это всего лишь аудит или экспертиза на соответствие строительным нормативам и правилам – СНиПам и расценкам. А что за расценки такие волшебные, почему мы проводим соответствие? Выясняется, что многие из них составлены и были обновлены в последний раз в 80-х годах, что-то менялось в 90-х или в 2000-х годах. Наиболее продвинутые компании внедрили свои расценки в государственную экспертизу, и они наиболее приближены к реальности («Газпром», РЖД), но в каких-то отраслях проводят экспертизу на соответствие расценкам, не имеющим никакого отношения к жизни. В этом плане аудит связан с жизнью, с практикой, с точки зрения того, сколько реально стоит воплотить проект. Здесь у проекта не всегда завышена стоимость, иногда, наоборот, очень занижена, и дальше заказчик, генподрядчик пытаются ее повысить любыми допрасходами, дополнительным заработком на строительном контроле.
Третий этап – контроль над целевым расходованием средств на этапе строительства. Здесь нужно сказать об опыте Внешэкономбанка. В рамках проектного финансирования Внешэкономбанк проводит финансово-технический надзор (ФТН). Сначала независимой организацией проводится экспертиза проектной документации с тем, чтобы понять, покроет ли расходы проектное финансирование, которое выделяется, и не придется ли банку платить дополнительно. Дальше проходит экспертиза на этапе строительства, чтобы определить, действительно ли строят то, что нужно.
Четвертый этап – эксплуатация. Здесь тоже сошлюсь на опыт Внешэкономбанка. После того как объект вводят в эксплуатацию, экспертиза и надзор не прекращаются, потому что идет этап возврата средств, и здесь очень важен регулярный график платежей, чтобы понимать, есть ли какие-то риски, например, цена на уголь упала ниже себестоимости, то есть это предупреждение и оценка рисков.
Также принят стандарт развития конкуренции. По сути, он направлен на развитие конкуренции, в его рамках предписывается проводить экспертизу проектов инвестпрограмм.

Нормативная база создана, банковское сопровождение есть, но строительный контроль при определенной доработке становится инструментом, который банк может использовать для подтверждения целевого использования средств в рамках инвестиционной деятельности и строительства

ОПЫТ РЕГИОНОВ, ОПЫТ КОМПАНИЙ
На уровне субъектов также принята своя нормативная база. Здесь, наверное, нужно остановиться на опыте Москвы, которая, как мы знаем, обособлена, и строит свою нормативную базу. Москва ввела этот технологический ценовой аудит на этапе обоснования инвестиций. В основном эту экспертизу проводит бюджетное учреждение «Московская государственная экспертиза». По ее заявлениям, бюджет проектов, которые она проводит, – более миллиарда рублей, адресно-инвестиционной программы Москвы – более триллиона рублей.
Что касается опыта РЖД, то недавно состоялось экспертное общественное обсуждение. РЖД также участвуют в этом проекте: выбирают аудиторов, и на проекте реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей проводят аудиты отдельных участков. Обсуждали шесть различных участков, в основном, это БАМ, общей стоимостью 17,8 млрд рублей. После проведения аудита двумя аудиторскими компаниями была выявлена экономия 9% – 1,6 млрд рублей. Это не только выявленная экономия, но и та, которую РЖД приняли после жарких дискуссий, проектная организация и департамент строительства согласились и отчитались о том, что деньги из этого проекта изъяты и будут направлены на дальнейшее развитие проектов. Очень важно, что это инструмент, который позволяет оптимизировать внутренние расходы, и эти средства не изымаются, потому что иначе это создало бы конфликт интересов, а перенаправляются на другие проекты, а мы знаем, что очень часто проекты недофинансируются.

АУДИТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Если мы вернемся к банковскому сопровождению, то каким образом эти инструменты можно выставить в систему? У нас есть несколько узаконенных элементов: технологический ценовой аудит, который сейчас проводится только до этапа строительства; банковское сопровождение, которое проводится уже на этапе реализации; еще есть такой элемент, как строительный контроль, – он применяется в отношении всех бюджетных средств.
Речь идет о том, что экспертную организацию нанимает либо заказчик, либо подрядчик, и они контролируют, чтобы согласно проектной документации и в том объеме, в котором требуется, проект был реализован, включая скрытые работы и отдельные элементы.
Строительный контроль касается физических объемов, что не отвечает целям эффективноого расходования государственных средств. Банковское сопровождение касается эффективности расходования средств целевым образом. Наше предложение в том, чтобы увязать эти два инструмента. Нормативная база создана, банковское сопровождение есть, но строительный контроль при определенной доработке становится инструментом, который банк может использовать для подтверждения целевого использования средств в рамках инвестиционной деятельности и строительства.
Что для этого нужно сделать? Строительный контроль дополнить элементами ценового контроля, чтобы не просто был контроль объемов – столько-то кубометров бетона залито, – но еще и чтобы работы выполнены были по запланированной стоимости. А банковское сопровождение могло бы эти результаты использовать, при этом ответственность лежала бы на эксперте и строительной организации. Важный момент: необходимо, чтобы строительный контроль был: а) независимым от строителя и строительной организации, от генподрядчика, потому что возникает конфликт интересов; б) прозрачным – чтобы отчетность была везде, там, где это возможно, стала публичной и общедоступной.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 382 (ред. от 01.10.2018) "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием")


Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 382 (ред. от 01.10.2018) "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием")


Анализ заключений по результатам обязательного публичного технологического и ценового аудита (при необходимости его проведения) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382;

Обоснование наличия (отсутствия) объектов незавершенного по состоянию на 1 января текущего года строительства в предложениях об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП;


airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги