Наблюдения за природой летом. Наблюдение за птицами зимой и осенью Прощание с осенью

С давних времен человека привлекали птицы. Мечта о свободном полете в безоблачной синеве неба не оставляла умы ученых, философов и простых обывателей. Наблюдение за парящими пернатыми побудило мифологического Икара к созданию крыльев и бесстрашному полету к солнцу. Проходят годы, а люди, поднимая голову к небу, с легкой завистью смотрят вслед улетающим птицам.

Зимующие птицы

С наступлением холодов многие птицы улетают в южные страны, но некоторые остаются зимовать на прежних местах обитания. Наблюдение за птицами зимой может доставить огромное удовольствие любознательным малышам. Заботливые родители охотно отвечают на возникающие в детских головках немыслимые вопросы.

Среди зимующих птиц особо можно выделить синицу. Эта небольшая птичка с яркой желтой грудкой - частый гость приготовленных людьми кормушек. За ней очень интересно наблюдать.

Интересны также важные и степенные вороны, расхаживающие по городским паркам в поисках пропитания. Блестящие перья, отливающие смолянистыми оттенками, переливаются в солнечных лучах, придавая птицам особой горделивости.

На белоснежном снегу, подобно капелькам алой крови, россыпи ягод рябины привлекают снегирей. Красногрудый зимний гость является настоящим символом трескучих морозов, пушистого снега и Нового года.

Наблюдение за птицами у кормушки вызывает трогательное ощущение заботы о крохотных вездесущих воробьях. Привычные и родные птицы в зимние холода большими стаями слетаются к ним в поисках пропитания. Кажется, что только бойкую сороку не пугает приход зимы. Наполняя пространство заливистым треском, с особым азартом прыгает она по ветвям деревьев.

Синица — знакомая с детства птица

Интересной, увлекательной и познавательной может стать зимняя прогулка. Наблюдение за птицами позволяет заметить особенности и повадки, которым в повседневной жизни не придают особого значения. Знакомая с детства верткая синица на самом деле является лесным обитателем. Лишь с наступлением суровой зимы она вынуждена прилетать в населенные пункты в поисках пропитания.

Мало кто знает, что привычных зимних жителей нельзя кормить Синицы оставляют часть корма в зобу, где крошки начинают набухать, вызывая брожение. Такой процесс может привести к гибели желтогрудой певуньи.

Особенности полета синицы

Наблюдение за птицами зимой позволит заметить интересную особенность. Крохотная синица никогда не ест семечку целиком. Прижимая ее лапкой к ветке, она проклевывает оболочку и только тогда приступает к трапезе, отщипывая маленькие кусочки мякоти. Полет синицы - отдельная тема, на примере которой можно заметить способность птицы экономно расходовать силы.

Летают птахи очень быстро, однако взмахивают крыльями редко. Наблюдая за полетом, можно заметить, как крохотные желтогрудки ныряют вниз, затем устремляются в небесную высь, выделывая в воздухе головокружительные трюки. Очень интересно наблюдать за полетом птицы при замедленном воспроизведении видеосъемки, однако даже невооруженным глазом можно увидеть характерные особенности.

Ворона — умная птица

Вороны, вопреки расхожему мнению, очень умные птицы, именно о них дальше пойдет рассказ. Наблюдение за птицами, представляющими семейство Вороновые, иногда может позволить заметить действительно удивительные вещи. Частые гости городских скверов и парков, выискивают на земле блестящие предметы. Постоянные наблюдатели рассказывают увлекательные истории о том, как птицы собирают кусочки фольги, обертки от конфет, крышки от бутылок. Предварительно сделав в снегу небольшую ямку, свои находки вороны надежно прячут, старательно укрывая снегом тайные места.

Отдельного упоминания достойно воронье жилище. Птицы строят свои гнезда на верхушках деревьев, при этом делают это так, что никакой ветер не способен сбросить гнездо с высоких крон. Отламывая тонкие веточки, степенные вороны бережно несут их в гнездо. Казалось бы, на земле множество старых веток, но для птицы они не представляют интереса. Прошлогодние палочки могут быть слишком сухими и ломкими, издавать неприятный запах гнили. Такой материал совершенно непригоден для постройки надежного гнезда.

Снегирь — вестник зимы

Наблюдение за зимующими птицами особенно интересно, когда прилетает вестник зимы — снегирь. Обладатель красной грудки еще со времен Советского Союза запомнился как частый персонаж новогодних открыток. Прилетает снегирь с наступлением зимних холодов из северных стран, оставаясь в наших краях на зимовку.

Особенностью ярких птичек можно назвать их необъяснимую связь. Снегири образовывают пары один раз, соблюдая верность выбранному партнеру в течение всей жизни. Теплые отношения между птицами заметны в заботливом ухаживании. Часто можно наблюдать, как яркий самец подкармливает свою самку, расцветка которой значительно скромнее, чем у зимнего красавца.

Период гнездования у птиц начинается в середине апреля. Простенькое гнездо, способное вместить до 5 яиц, самка насиживает в течение двух недель. А спустя 18-20 дней появившиеся птенцы покидают родное гнездо. В один год самка способна привести два выводка представителей семейства Вьюрковые.

Домовый воробей — самая распространенная птица

Воробей - самый известный представитель пернатых не только среди тех, кто ведет наблюдение за птицами у кормушки, но и по всему Небольшая птичка с характерным оперением и знакомым каждому чириканьем часто поселяется вблизи населенных пунктов. Прилетевший из воробей легко приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. В местах поселения человека пернатый житель с легкостью находит пропитание.

Благодаря высокой плодовитости воробьи образуют большие стаи, живущие по соседству. Уже в начале марта птицы разбиваются на пары и начинают обустройство гнезда. Кладка яиц, состоящая из 7-10 штук, насиживается самкой в течение 12-14 дней. Уже на 10-й день после вылупления молодые воробьи покидают родное гнездо.

Наблюдение за птицами зимой показывает, что воробьи проводят холодный период в местах постоянного гнездования, в отличие от некоторых пород, улетающих на зимовку в теплые края. Люди, неравнодушные к птицам, обустраивают кормушки, к которым с каждым днем слетается все большее количество пернатых.

Осенние миграции птиц

Особой популярностью пользуются среди орнитологов наблюдения за птицами осенью. Закончив период размножения, многие представители пернатых отправляются на активные поиски пропитания. Большинство уже в конце лета начинает готовиться к миграции. Период, предшествующий отлету в южные страны, занимает несколько месяцев. В этот временной отрезок у птиц начинается линька, происходит смена оперения. Обильное пропитание позволяет сформировать подкожный жировой запас, помогающий пернатым совершать длительные перелеты.

Прощание с осенью

Начало осеннего сезона - наиболее интересное время для любителей познавательных экскурсий. Именно в этот период птицы массово покидают насиженные места, начиная осеннюю миграцию. Наверное, сложно найти человека, который никогда не видел, как улетают в теплые страны журавли. Красивый ровный клин, состоящий из множества птиц, с громким курлыканьем отправляется на южные просторы. Прощальная песня журавлей многим навевает легкий осадок грусти как свидетельство окончания теплого времени года.

Как будто сама природа прощается с последними каплями уходящего бабьего лета, ожидая прихода холодной суровой зимы. С наступлением первых холодов ценители живой природы снова с нетерпением ждут момента, когда можно устроить наблюдение за птицами зимой.

Задачи:

— формировать представление о том, что летом ветер бывает разной силы и температуры: в жару ветер может обжигать, а без влаги — высушивать землю и губить растения; в теплую

погоду — быть теплым и ласковым; после дождя и при понижении температуры воздуха — прохладным; при грозе — сильным, порывистым, может ломать ветви деревьев; в ясную погоду его можно заметить по чуть шевелящимся листочкам на верхушках деревьев; ветер очень большой силы может вызывать смерч — стихийное бедствие;

— учить определять направление ветра (по наклону веток деревьев, направлению движения облаков); определять силу ветра по времени высушивания земли после дождя;

— вызывать интерес к играм с ветром, желание изготовить поделки из бумаги, целлофана и другого легкого материала;

— развивать силу воздушной струи с помощью игр с бумажными корабликами на воде через имитацию силы ветра.

Словарная работа : ветер, ветерок, ветрище, ветрено, ветреный день, ветер теплый, прохладный, обжигающий, ласковый, сильный, слабый, приятный, колючий, освежающий, свежий, резкий, порывистый; гнет, качает, шевелит, валит, гоняет, разгоняет, движет, сушит, ласкает, обжигает, охлаждает, колышет, взъерошивает, дует, обдувает, теребит, разносит, перекатывает, шумит, гудит, воет, налетает, освежает, закручивает, срывает и уносит (лист, шляпу), бросает (пыль в глаза); суховей, шквалистый ветер, смерч.

Наблюдение за тем, как ветер приводит в движение вертушки, флажки, султанчики

Наблюдение за окружающими участок деревьями — за силой ветра на открытом и защищенном от ветра участке; за тем, что приводит в движение ветер (поднимает пыль, создает рябь на лужах после дождя, разносит лепестки и пыльцу с цветков, поднимает вверх легкие предметы, переносит семена растений).

Наблюдение за тем, летают ли насекомые в ветреную погоду.

Вопросы

♦ Как можно узнать, есть ли сегодня ветер?

♦ Как можно определить силу ветра? Его направление?

♦ Если ветер сильный, как можно назвать такую погоду?

♦ Где ветер дует сильнее — на открытом или закрытом участках?

♦ Почему насекомые в ветреную погоду прячутся?

♦ Почему в жаркую погоду ветру все рады?

♦ Почему люди опасаются очень сильного ветра?

♦ Какое значение ветер имеет в жизни растений? Животных?

♦ Чем ветер летом отличается от ветра осенью или зимой?

♦ Почему от летнего ветра не надо защищаться как от осеннего или зимнего?

Загадывание загадок о ветре

Задача: развивать логику и гибкость мышления, умение выделять характерные особенности явления.

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

Без рук, без ног,

Под окном стучится,

В дом просится.

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет да свищет.

Неизвестно, где живет.

Налетит — деревья гнет,

Засвистит — по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

Пыль поднимает,

Деревья качает,

Воет-завывает,

С деревьев листья срывает,

Тучи разгоняет,

Волны поднимает.

Бежал по тропке луговой

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой —

Речка сделалась рябой.

Озорной повеса

Пролетел над лесом,

Крыльями взмахнул —

Лист с дерева отряхнул.

Опыты

Задача: развивать любознательность, пытливость, умение делать умозаключения.

Задания

♦ Подуть с разной силой на бумажные кораблики, плавающие в емкости с водой.

♦ Около листа, разрезанного на полоски, создать движение воздуха с помощью плотного листа или книги.

♦ Побегать с вертушкой.

♦ Пройти спокойным шагом и быстро пробежать.

♦ Поиграть в ветреную погоду в бадминтон, с воздушными шариками.

♦ Сделать вывод о том, что ветер образуется в результате движения воздуха.

Чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне...», «Сказка о царе Салтане...»

Задача: формировать интерес к природному явлению, поэтическому творчеству.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Дидактическое упражнение «Ветер — хорошо и плохо»

Задачи:

— формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений, животных;

— объяснять свои умозаключения.

Воспитатель предлагает детям выделить положительное в явлении неживой природы — ветре для людей, животных и растений и отрицательное, разрушительное, уничтожающее. Ребенок не только должен выделить положительное или отрицательное значение, но и объяснить, почему он так считает.

Разучивание стихотворения Е. Алябьевой «Проказник-ветер»

Задачи:

— закреплять представления детей о силе ветра;

— развивать память, выразительность речи.

Проказник-ветер прилетел, Дети обе руки стремительно выдвигают вперед.

Густой листвой зашелестел. Шевелят пальцами рук.

Подул немного посильней Руки поднимают вверх, покачивают ими.

И ветки закачал скорей. Раскачиваются.

Совсем плутишка разошелся Сильно раскачиваются и машут руками.

И по стволам уже прошелся. Закрывают лицо руками.

Тут закачался целый лес, Имитируют движение руки, открывающей и закрывающей дверь за ручку.

Не видно стало и небес. Хватаются за голову.

Скрипят, качаются деревья

И ветру действуют на нервы. Шевелят опущенными вниз пальцами

Тогда шалить он перестал,

И лес спокойным снова стал. Замирают.

Логоритмическое упражнение Е. Алябьевой «Ветер»

Задачи:

— развивать чувство ритма и темпа, память, звукоподражание;

— закреплять представления о ветре.

Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой.

Поднимает пыль столбом:

Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.

Дует он везде, кругом: Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Может вызвать бурю он: Поднимают руки вверх и делают вращательные движения.

Страх-страх, страх-страх!

Не удержится и слон:

Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

Дидактическое упражнение «Найди родственные слова»

Задачи:

— формировать умение находить однокоренные слова, выделяя общий корень;

— определять разную силу ветра.

Ветерочек, ветерок,

Поиграй со мной, дружок!

Будет ветреной игра.

Не играли мы вчера.

Можешь ты ветрищем стать,

По деревьям погулять.

Можешь флаги потрепать.

Не пристало ветру спать.

Е. Алябьева

Подвижная игра «Два ветра»

Задачи:

— развивать физическую силу, устойчивость, воображение, внимание;

— активизировать знания о разной силе ветра;

— формировать чувство коллективизма.

Дети разбиваются на две команды, одна из которых — «Ветер», другая — дети.

Команды выстраиваются в две линии напротив друг друга, обозначенные на земле. Команда детей произносит слова:

Все мы сильные ребята,

Мы — ребята-дошколята.

Против ветра устоим,

В схватке с ветром победим.

Команда «Ветер» отвечает:

Я могучий, сильный ветер.

Я сильнее всех на свете.

Победить меня нельзя,

Зря стараетесь, друзья!

После этих слов команды сближаются друг с другом, дети попарно упираются руками и ногами, пытаясь пересилить противника и сместить его за черту (ветер средней силы). Затем команды встают спинами друг к другу, обхватывают в шеренге друг друга за талию. Играющие пытаются столкнуть друг друга за линию уже целой командой (ветер сильный).

Выигрывает команда, победившая в обеих схватках.

Рисование символов, отражающих разную силу ветра

Задача: развивать знаково-символическую функцию, образное мышление, речь, изобразительные умения.

Дидактическое упражнение в стихах «Установи причину и следствие»

Задача : развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложноподчиненное предложение.

Воспитатель читает стихотворение и задает по его содержанию вопросы.

Вчера был очень сильный ветер,

Он поломал большие ветви.

Они дорожки перекрыли,

Все утром ветки обходили.

♦ Почему утром люди не могли пройти по дороге?

♦ Что людям нужно сделать, чтобы можно было свободно передвигаться?

В песочнице играли дети.

Поднялся очень сильный ветер,

Запорошил глаза песком,

Игрушки разбросал кругом.

♦ Почему песок попал детям в глаза?

♦ Почему игрушки оказались разбросанными?

♦ Какие правила игры в песок нужно соблюдать?

Облака на небе спали

И по небу не гуляли.

Ветер дунул свысока,

Передвинул их слегка.

Дунул ветер посильней,

Они уплыли прочь быстрей.

♦ Почему облака стояли в небе на месте?

♦ Почему после появления ветра они медленно поплыли?

♦ Почему облака быстро уплыли?

Одуванчики созрели,

На лугу от солнца млели.

Ветер с ними поиграл,

Семена все разбросал.

♦ Почему одуванчики из желтых стали белыми?

♦ Почему белые семена одуванчика разлетелись во все стороны?

♦ Почему без ветра одуванчик не может переместить свои семена на расстояние?

Чтение сказки П. Воронько «Сказка про Суховей»

Задачи:

— дать представление о пагубном воздействии суховея на рост и развитие растений, жизнь животных и людей;

— развивать память, произвольное внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, речь;

— формировать интерес к явлениям природы, их неоднозначности;

— развивать артистические способности.

Вопросы и задание

♦ Что такое суховей?

♦ Какие беды принес Суховей в сказке? С кем он дружил? Почему?

♦ Какой характер у Суховея в сказке? Кто помешал Суховею?

♦ Что больше всего огорчило его? Кто встал на борьбу с Суховеем?

♦ Как вы понимаете слово «пионер»?

♦ Какие изменения произошли после того, как люди вступили в бой с Суховеем?

♦ Разыграйте сказку по ролям.

Прогулка по первому снегу.


Медведева Татьяна Петровна, учитель математики МКОУ Новомеловатская СОШ Калачеевского района Воронежской области.
Описание: Осень – чудная пора. Сколько удивительных явлений происходит в этот короткий период времени: «бабье лето» с паучками, летящими на паутинах, «золотая осень», листопад, отлёт птиц в тёплые края, первый снег…
Данная публикация – это рассказ - наблюдение за природой парка, её обитателями. Читатель вместе с автором публикации отправится в незабываемое путешествие по первому снегу.
Публикация адресована младшим школьникам, может быть полезна учителям начальных классов, учителям биологии на уроках, во внеклассной работе.
Цель: расширение кругозора детей, знаний об окружающем мире.
Задачи:
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций;
- формировать экологическую культуру школьников, создавать положительную мотивацию к сохранению духовных ценностей;
- способствовать развитию интеллектуальных сил и умений понимать явления природы в их причинно-следственных связях;
- прививать интерес к изучению природы родного края, наблюдательность, бережное отношение к природе.

Прогулка в парк по первому снегу.

Первый снег! Удивляет, восхищает, радует…
В этом году он выпал совсем неожиданно, в начале ноября.
Он шёл всю ночь, только под утро перестал, побелил крыши домов, дороги, припорошил, словно пудрой, поля и леса. Деревья сказочно красивы: снег прикрыл их голые ветки белоснежным покрывалом, особенно нарядными казались ели.
Приятно прогуляться по первому снегу.

Я отправляюсь в дальний уголок парка, располагаюсь под любимой раскидистой сосной и снимаю бинокль, чтобы понаблюдать за мирной жизнью обитателей парка.
Вдруг что-то свалилось мне прямо на голову…
Да ведь это белочка, перепрыгивая с ветки на ветку, случайно стряхнула ком снега. Где же она сама? Я навожу бинокль на верхушки деревьев. Белочка сидит в густых ветках старой сосны и что-то грызёт.


Она занята своими делами и долго не замечает меня. Когда же, наконец, увидела, то громко зацокала и поспешила спрятаться.
Стрекот сороки разнёсся по всему парку. Она сидела на верхушке сосны и зорко следила за мной.


Это она оповестила об опасности.
Я притаилась. Через несколько минут сорока – «часовой » улетела.
Мимо пролетел своим неровным ныряющим полётом дятел с шишкой к своей «кузнице» - трещине в сосне.


Пустую шишку ловко вытащил из щели клювом и откинул в сторону, за новую принялся, долбит её, семена выколачивает. Под «кузницей» уже валяется до сотни пустых шишек.


Когда только успел?
Стайка весёлых синиц тут как тут.


Они обычно летают в компании с дятлом. Порхают, посвистывают под тем деревом, где только что работал дятел.
Я достала из кармана семечки и высыпала их на снег.
Первыми корм заметили большие синицы, потом лазоревки, за ними прилетели воробьи, привлечённые всеобщим шумом.


Пожаловала даже сойка – любительница лёгкой наживы, птица яркая, крикливая, но увидев меня, сразу же улетела. А, может, улетела по другой причине…


В клюве она держала желудь, наверное, не хотела делиться своей добычей ни с кем.
Но когда прилетел снегирь, у меня даже дыхание перехватило – это необыкновенное зрелище: белый снег и красногрудый снегирь, красивый, важный, гордый!


Я с интересом наблюдала за птицами: суетятся, пищат на разные голоса. Маленькая лазоревка храбро отгоняла больших синиц от лакомства. Погнавшись за одной синицей, другие быстро хватали семечки и, усевшись на ветках, долбили их.
В зарослях бурьяна перепархивали стайкой пёстрые щеглы.


Щегол - одна из самых красивых птиц, встречающихся в наших краях. Семена репейника и чертополоха - любимое лакомство.
Я долго наблюдала за птицами и думала: вот-вот закрутит, запуржит вьюга, ударят сильные морозы, всё заледенеет, туго придётся этим милым пташкам, ведь они боятся не столько холода, сколько голода.
На западе заалела красная полоска – это заходило солнце. День кончался. Я немного устала, но, несмотря на это, была довольна прогулкой и интересными встречами с обитателями парка.
airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги