Одно из важных изобретений эпохи промышленной революции. Главные даты наполеоновских войн

В 1760-1790-е годы в Англии (Великобритании) начался промышленный переворот .

Причины промышленного переворота

Рыночная конкуренция подстегивала мастеров к изобретению новых механизмов, которые бы удешевили товар. Особенно это было важно в текстильной промышленности. Мода на индийские хлопчатобумажные ткани больно ударила по доходам английских ткачей. Индийские ре-месленники делали ткани из хлопка уже много столетий, поэтому они были прочнее и мягче европейских, их окраска не тускнела после стир-ки. И при этом ткани попадали в Англию по цене ниже английской. Единственный способ выдержать конкуренцию с индийскими ремеслен-никами заключался в том, чтобы сделать производство более дешевым.

Начало промышленного переворота

«Прялка Дженни»

Ткацкий станок был усовершенствован в 1733 году. Рабочий-суконщик Кей изобрел для него механический челнок, который уже не требовалось перебрасывать через нити руками. Но ткачи напрямую зависели от тех, кто прял нити, а здесь сохранялся малопроизводительный ручной труд, и по-этому пряжи для новых станков не хватало.

Только в 1765 году мастер Джеймс Харгривс сконструировал прядильную машину, которую в честь своей дочери назвал «прялка Дженни» . Работающему на ней че-ловеку нужно было только двигать педали и рычаги, а механизмы машины сами вытяги-вали и пряли сразу несколько нитей, причем во много раз быстрее ручного прядения.

Ричард Аркрайт
Джеймс Уатт

Прядильная машина Ричарда Аркрайта

Одновременно мастер Хайс построил водяную прялку ,состоявшую из валиков, приводимых в движение посред-ством водяного колеса. Любопытно, что патент на это изобретение (то есть документ, подтверждающий авторство и дающий право на по-лучение прибыли от его использования) получил не сам создатель ма-шины, а ловкий делец, сельский парикмахер Ричард Аркрайт ,заняв-шийся текстильным производством.

Появление фабрик

Предприимчивые хозяева заменяли ручной труд нескольких рабочих своих мануфактур одной «прялкой Дженни» или водяной прялкой. Рабочие трудились теперь не над самим изделием (тканью), а обслужива-ли машины, которые это изделие создавали. В результате ткани стали делать или, как говорили в Англии, «фабриковать» очень быстро. Новые предприятия, где ручной труд сменился машинным, стали называть фабриками . Так в Англии начался промышленный переворот — пере-ход от ручного труда к машинному и от мануфактуры — к фабрике.

Технический прогресс

Развитие изобретательства в Англии во время промышленного переворота по-лучило название технического прогресса . Это был процесс, в основе которого лежало стреми-тельное улучшение и усложнение техники.

Паровая машина Уатта

Долгое время промышленный переворот сдерживало то, что приво-дить машины в движение должны были люди или водяные колеса. Фабрики и мануфактуры приходилось строить только рядом с быст-рыми реками. Поэтому многие изобретатели пытались найти новый ис-точник энергии. Еще со времен античности было известно, что водяной пар, образующийся при кипении воды, если его направить по трубе-цилиндру, в состоянии приводить в движение механизмы. В XVIII ве-ке паровой двигатель собирали разные механики в разных странах. Однако все их творения требовали очень много топлива, а сила их действия была очень слаба, много энергии уходило впустую. Руковод-ство университета в городе Глазго поручило доработать один из таких двигателей механику Джеймсу Уатту .Мастер много лет трудился над усовершенствованием машины. Наконец в 1784 году он представил людям универсальный паровой двигатель — паровую машину Уатта . Вода в ней кипела в закрытом кот-ле, пар поступал в цилиндр и толкал поршень. Без современного токарного станка Уатту удалось так точно подогнать размер поршня под размер ци-линдра, что между ними нельзя было просунуть даже мелкую монету. Теперь сила пара не тра-тилась попусту. Поршень через специальный пе-редаточный механизм мог приводить в движение детали «прялки Дженни», раздувать кузнечные мехи или вращать колеса в любой части Англии.


Технический прогресс в Новое время

Пудлинговые печи

Следующей проблемой, которую предстояло решить, было то, что машины и механизмы Харгривса, Аркрайта, Уатта, сделанные в основном из дерева, при высокой скорости работы быстро изнашивались. Железо в Англии было очень дорогим, и его в основном закупали в Швеции, России и других стра-нах. Своих руд было в избытке, но для их плавки нужен был древесный уголь, а большинство лесов в Англии уже было вырублено. В недрах Англии залега-ло много каменного угля, но средневековые доменные печи работать на нем не могли. В 1783 году после долгих экспериментов сразу два мастера, неза-висимо друг от друга, соорудили новые — пудлинговые (перемешивающие) печи, в которых выплавленный из руды металл перемешивался с горящим ка-менным углем и давал хорошее железо. Материал с сайта

Станок Генри Модсли

Теперь на пути промышленного переворота стояли старые способы обработ-ки металлов. Работая за станком, токарь держал резец в руках, поднося его к вращающейся детали. Естественно, что при таком способе, скажем, Джейм-су Уатту очень тяжело было подогнать размеры поршня и цилиндра. Сделать же одинаковые винты и гайки — просто невозможно. В конце 90-х годов XVIII века молодой механик Генри Модсли изобрел подвижный суппорт — резце-держатель для токарного станка. Он твердо зажимал резец, и токарь мог спе-циальными колесиками пододвигать его к детали на любое расстояние, под любым углом. Модсли первым использовал свое изобретение для создания стандартных деталей — винтов и гаек с одинаковой резьбой, которые можно было использовать для сбора разных машин и механизмов. Теперь человек мог с помощью одних машин изготавливать другие.

Последствия промышленного переворота (индустриализация)

см.

  • Благодаря промышленному перевороту в англии утвердилось

  • Причины промышленного переворота доклад

  • Промышленный переворот 18 века в англии

  • Вопросы по этому материалу:

    1. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве Англии в конце XVII-XIX B.?

    В сельском хозяйстве Англии в конце XVII-XIX в. происходила аграрная революция. В результате огораживаний земля в Англии оказалась в руках крупных землевладельцев – лендлордов, которые вели хозяйство капиталистическими методами: передавали землю арендаторам или нанимали для её обработки сельскохозяйственных рабочих. Мелкие держатели земли изгонялись со своих участков. Так шло формирование рынка наемной рабочей силы, которая способствовала развитию мануфактурного производства, которому требовалось все больше сельскохозяйственных ресурсов. Огораживания способствовали росту производительности сельского хозяйства, поскольку на огороженных землях применялись прогрессивные методы земледелия, за счёт чего быстрее восстанавливалось плодородие почвы. Рост производительности труда привёл к увеличению излишков сельскохозяйственной продукции.

    2. Что такое промышленный переворот? Почему он начался именно в Англии?

    Промышленный переворот – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства к фабричному. Промышленный переворот начался в Англии, т.к. именно здесь сложились все необходимые предпосылки: наличие свободных капиталов у лендлордов и предпринимателей, возникновения массового спроса, аграрная революция привела к появлению излишков сельскохозяйственной продукции, английские законы способствовали предпринимательскому делу, складывание рыночного капиталистического хозяйства, участие в Англии мировой торговле, что означало для промышленности доступ к мировому рынку.

    3. Каковы последствия промышленного переворота для развития общества стран Западной Европы? Как изменилась социально-классовая структура этих стран?

    Промышленный переворот привел к значительным социальным изменениям в Западной Европе. Возникают новые классы: капиталисты (владельцы заводов и фабрик) и пролетариат (наемные рабочие), прежние сословия постепенно начинают утрачивать свои позиции, прежде всего земельная аристократия. Шло расслоение крестьян, разорение ремесленников. Промышленный переворот «породил» и совершено новый общественный слой, получивший название «средний класс», в состав которого вошли знающие и образованные люди, способные обращать ся с техникой, – инженеры, агрономы, квалифицированные рабочие

    4. Перечислите основные черты индустриального общества.

    Основные черты индустриального общества:

    Большая часть населения занята в промышленности, торговле, сфере услуг и образовании

    Крупномасштабное фабричное производство товаров

    Урбанизация

    Миграция населения

    Социальные проблемы оказывают значительное влияние

    Складывание систем коммуникации

    Вовлечение масс населения в общественную и политическую жизнь

    5. В отчёте секретного комитета палаты лордов (май 1812 г.) указывается: «В феврале в Стокпорте, в графстве Чешир, собирались пожертвования для заключённых и распространялись анонимные письма с угрозой разрушить машины. В этот же и в следующие месяцы были произведены попытки поджечь две фабрики. Дух недовольства быстро охватил соседние округа; расклеивались пламенные воззвания, призывающие народ ко всеобщему восстанию, в различных местах происходили небольшие мятежи, люди в масках грабили квартиры, и усердно распространялись слухи о том, что 1 мая или же в первых числах мая должно произойти всеобщее восстание. Дух недовольства и мятежа распространился и на многие другие населённые пункты, в частности на Эштон-эндер-Лайн, Экклз и Миддлтон; в последнем пункте 20 апреля было произведено нападение на фабрику г-на Бертона... 4 апреля в Стокпорте опять начались мятежи: был подожжён дом г-на Гудвина и разрушены его паровые станки».

    Против чего выступали мятежники?

    Почему подобные выступления могли произойти только в эпоху промышленного переворота?

    Мятежники выступали против машин, которые лишают рабочих мест людей

    Такое восстание могло произойти только в эпоху промышленного переворота, т.к. главной целью восставших было уничтожение машин

    (industrial revolution) – революционные изменения в орудиях и в организации производства, которые привели к переходу от доиндустриального к индустриальному обществу. Классическим и наиболее ранним примером промышленной революции считается Англия конца 18 – начала 19 вв.

    Современная историко-экономическая наука выделяет в истории человечества три крупных качественных скачка – три революции в производительных силах общества и в структурах самого общества. Неолитическая революция создала производящую экономику; промышленная революция привела к переходу от аграрного общества к промышленному; продолжающаяся научно-техническая революция ведет к переходу от промышленного общества к сервисному. Все эти процессы происходили асинхронно в разных странах и регионах, однако имели глобальный характер.

    Термин «промышленная революция» (или «промышленный переворот») подчеркивает быстрый и взрывообразный характер изменений, который произошли на рубеже 18–19 вв. сначала в Англии, а затем и в других странах европейской цивилизации. Впервые это понятие начал использовать в 1830-е французский экономист Адольф Бланки. С 1840-х оно стало широко использоваться марксистами: в первом томе Капитала Карл Маркс дал развернутый анализ революционных изменений средств производства, которые стали фундаментом капиталистического строя. Среди историков-немарксистов понятие «промышленная революция» получило всеобщее признание в конце 19 в. под влиянием Лекций о промышленной революции известного английского историка Арнольда Тойнби.

    Наряду с узкой трактовкой промышленной революции как события, связанного только с генезисом капитализма, среди обществоведов распространены и более широкие ее трактовки, когда промышленной революцией называют любые глубокие качественные сдвиги в промышленной сфере. Сторонники такого подхода выделяют не одну промышленную революцию, а три (Табл. 1) или еще больше. Однако такое более широкое толкование не считается общепринятой.

    Таблица 1. ПЕРИОДЫ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ и их основная характеристика
    Элементы технического прогресса Периоды наибольшей концентрации качественных сдвигов
    Конец 18 – начало 19 вв. (первая промышленная революция) Последняя треть 19 – начало 20 вв. (вторая промышленная революция) Середина 20 в. (третья промышленная революция – научно-техническая революция)
    Орудия и средства труда Возникновение машинного производства Охват машинным производством основных рабочих процессов; массовое производство машин Формирование систем машин, комплексная механизация, автоматизация производства
    Двигательная сила и энергия Паровая машина Производство электроэнергии, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания Электрификация производства, атомный реактор, реактивный двигатель
    Предметы труда Массовое производство железа, чугуна Массовое производство стали Качественная металлургия, массовое производство алюминия и пластмасс
    Транспорт Железнодорожный транспорт на паровозной тяге, пароход Дизельные суда, автомобильный и авиационный транспорт Развитие единых транспортных систем, контейнеризация, реактивный транспорт и ракетная техника
    Средства связиисправления Почтовая связь Электросвязь (телеграф, телефон) Радиосвязь и электроника
    Сельское хозяйство Возникновение научных систем земледелия, селекция растений и животных Механизация сельского хозяйства, минеральные удобрения Комплексная механизация и химизация, микробиология, начало регулирования биологических процессов
    Строительство и строительные материалы Господство ручного труда, кирпич и дерево Первые строительные механизмы; цемент и железобетон Индустриальные методы строительства, использование новых строительных материалов и легких конструкций
    Формы организации науки Индивидуальная научная деятельность Возникновение специализированного научного труда Превращение науки в индустрию знаний, в отрасль народного хозяйства
    Образование Распространение грамотности и возникновение профессионального обучения Массовое общее и специальное образование Значительное (в несколько раз) повышение среднего уровня образования, быстрое развитие высшего образования
    По: Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники . Екатеринбург, 2003

    Среди обществоведов и в наши дни продолжаются дискуссии о том, что же именно следует считать главным содержанием промышленной революции 18–19 вв. Важнейшими изменениями эпохи промышленного переворота называют:

    появление принципиально новых средств труда – машин (т.е. механизация производства);

    формирование нового типа экономического роста – переход от медленного и нестабильного к высокому самоподдерживающемуся росту;

    завершение формирования новой социальной структуры – превращение предпринимателей и наемных работников в основные общественные классы.

    Промышленная революция как механизация производства. В ходе промышленной революции возникает новый элемент производительных сил общества – машина, которая состоит из трех основных частей: машины-двигателя, передаточного механизма и рабочей машины. Важнейшими из них являются рабочая машина , которая обрабатывает материал труда, заменяя «умелые руки» работника, и двигатель , дающий рабочей машине энергию, намного превосходящую силу человека. Именно в зависимости от того, как происходило формирование этих механических устройств, выделяют три этапа промышленной революции:

    1-й этап – появление рабочих машин (первоначально в текстильном производстве, а затем и в других отраслях);

    2-й этап – изобретение паровой машины как двигателя для рабочих машин;

    3-й этап – создание рабочих машин для производства других рабочих машин.

    Изобретение рабочих машин. В эпоху нового времени первым промышленным товаром массового потребления стала одежда. Поэтому промышленный переворот начался в ткацком производстве. Первым центром промышленной революции стала Англия – страна, которая еще в 16–17 вв. была главным центром овцеводства в Европе, чья шерсть шла на изготовление тканей, используемых не только в самой Англии, но и экспортируемых за рубеж.

    Началом промышленной революции считают изобретение в 1764–1765 английским ткачом Джеймсом Харгривсом механической прялки, которую он назвал в честь своей дочери «Дженни». Эта прялка резко (примерно в 20 раз) увеличивала производительность труда прядильщика. Несмотря на сопротивление боящихся конкуренции цеховых ткачей, уже через несколько лет «Дженни» стала использоваться прядильщиками Англии практически повсеместно.

    Коэффициент полезной деятельности прялки «Дженни» был ограничен тем, что она использовала мускульную силу ткача. Следующий важный шаг сделал в 1769 цирюльник Ричард Аркрайт, запатентовав прядильную машину непрерывного действия, рассчитанную на водяной привод. Наконец, в 1775 ткач Самуэл Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую высококачественную ткань. Если «Дженни» давала тонкую, но некрепкую нить, а ватермашина Аркрайта – крепкую, но грубую, то мюль-машина Кромптона давала пряжу и крепкую, и одновременно тонкую. После этих изобретений текстильная промышленность Англии поставила себя вне конкуренции, снабжая тканями все развитые страны мира.

    Машинное производство первоначально возникло на ремесленном базисе – машины производились вручную и приводились в движение силой работника. Однако затем в ходе промышленной революции возникли двигатели для машин и началось производство машин машинами.

    Изобретение двигателя для машин. Первые двигатели, используемые для питания рабочих машин, использовали силу известного еще в древности водяного колеса. Однако такие двигатели можно было использовать только около рек. Бурное развитие машинного производства потребовало изобретения универсальных двигателей, которые можно было бы использовать в любой месте.

    Если рабочие машины пришли из ткацкой индустрии, то машинные двигатели – из горной промышленности.

    При эксплуатации горных шахт всегда одной из основных проблем была откачка воды. Еще в 1711 Томас Ньюкомен изобрел паровой насос с цилиндром и поршнем. Поскольку машины Ньюкомена имели неравномерный ход, то они часто ломались.

    В 1763 к работе по усовершенствованию машины Ньюкомена приступил Джеймс Уатт, лаборант университета в Глазго. Разобравшись в недостатках традиционной модели, Уатт разработал проект принципиально новой машины. В 1769, одновременно с изобретением прядильной машины Аркрайта, Уатт взял патент на свой паровой двигатель, но его доработка до массового практического внедрения потребовала еще многих усилий. Лишь в 1775 на заводе в Бирмингеме было налажено производство паровых машин, и только еще через десять лет это производство стало давать ощутимую прибыль. Наконец, в 1784 Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, которая стала символом «века пара».

    Изобретение нового двигателя не только ускорило развитие старых отраслей промышленности (например, текстильной), но и вызвало появление принципиально новых. В частности, произошел переворот в организации транспорта. Создание и распространение механических транспортных средств историки-экономисты называют транспортной революцией .

    Уже в 1802 американец Роберт Фултон построил в Париже опытный образец лодки с паровым двигателем. Вернувшись в Америку, Фултон построил первый в мире пароход «Клермонт». Характерно, что машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта. В 1807 «Клермонт» совершил первый рейс по Гудзону. Сначала не нашлось ни одного смельчака, который захотел бы стать пассажиром нового судна. Однако уже через четыре года Фултон основал первую в мире пароходную компанию, а еще через десять лет в Америке и Англии число пароходов уже измерялось сотнями. С 1830-х начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия.

    Одновременно с изобретением пароходов делались попытки создания паровой повозки. В 1815 Джордж Стефенсон, английский механик-самоучка, построил свой первый паровоз. В 1830 он завершил строительство первой большой железной дороги между Манчестером (индустриальным центром) и Ливерпулем (морским портом, откуда английские товары развозились по всему миру). Выгоды от этой дороги были настолько велики, что Стефенсону сразу же предложили руководить строительством дороги через всю Англию от Манчестера до Лондона. На протяжении 19 в. протяженность железных дорог в развитых странах росла взрывообразно, пик роста пришелся на 1860–1880-е (Табл. 2).

    Таблица 2. ДИНАМИКА ПРОТЯЖЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ в 19 в. (в километрах)
    Страны 1840 1860 1880 1900
    Бельгия 334 1730 4112 4591
    Франция 496 9167 23089 38109
    Германия 469 11089 33838 51678
    Великобритания 2,390 14603 25060 30079
    Россия 27 1626 22865 53234
    Источник: Fontana Economic History of Europe. Vol. 4. Part 2.

    Изобретение машин для производства машин. На начальных этапах распространение машин было ограничено тем, что их приходилось производить вручную, поэтому каждая из них сильно зависела от изобретательности мастера, однотипные машины заметно отличались друг от друга. Переворот в производстве завершился тогда, когда осуществилась механизация производства самих машин.

    Самым важным открытием машиностроения эпохи промышленной революции стало изобретение токарного станка, на котором можно было бы нарезать винты и осуществлять иные операции. В этом открытии основную роль сыграл английский механик Генри Модсли. В 1798–1800 он изобрел токарный станок с суппортом, на котором стало возможным очень точно нарезать винты и гайки. Понимая необходимость универсализации технических параметров, Модсли стал также основателем технической стандартизации. Только теперь стало возможным массово производить болты и гайки, которые подходили бы друг к другу.

    Механизация производства машин позволила наладить поточное производство «машин для убийств» – огнестрельного оружия, винтовок и стальных пушек.

    Давно было известно, что ружья с нарезами в канале ствола стреляют дальше и точнее. Однако зарядить такое ружье с дула, подобно гладкоствольному, было трудно, а для создания казнозарядного ружья необходимо изготавливать затвор ружья с высокой точностью. Когда появились высокоточные токарные станки, эта проблема была решена. В 1841 на вооружение прусской армии было принято игольчатое ружье Дрезе, позже нарезное оружие поступило и в другие европейские армии. Крымская война убедительно показала преимущества нарезного оружия союзников перед гладкоствольными ружьями русских.

    Позже всего появились стальные пушки. В 1850-х английский изобретатель и предприниматель Генри Бессемер изобрел бессемеровский конвертер, а в 1860-х французский инженер Эмиль Мартен создал мартеновскую печь. После этого началось промышленное производство стали и стальных пушек.

    Механизация производства оружия подкрепила высокую экономическую эффективность стран Западной Европы не менее высокой эффективностью их армий. Благодаря этому колониальное подчинение всего мира передовой Европе стало лишь вопросом времени.

    «Патентная революция» как предпосылка промышленной революции. Историки отмечают, что машины сами по себе вовсе не были для Западной Европы чем-то совершенно новым. Еще в античную эпоху изобретались многие механические приспособления, вплоть до использования силы пара. В средние века также известно немало попыток использования машин на мануфактурах. Эти факты показывают, что, с точки зрения возможностей чисто технических изобретений, промышленная революция могла бы произойти гораздо раньше нового времени.

    Объяснение «запоздалого» массового внедрения технических изобретений кроется в том, что оно требовало осуществить сначала некоторые социальные инновации. Для внедрения машин, в частности, было необходимо сначала ликвидировать средневековую цеховую систему, которая запрещала конкуренцию, и создать систему правовой защиты прав изобретателя. В средние же века технические изобретения оставались уникальными образцами: внедрение техники наталкивалось на противодействие цеховых ремесленников, которые боялись потерять работу, а изобретатели, боясь лишиться дохода от использования своих открытий, всячески их скрывали и часто уносили их тайну с собой в могилу.

    Феодальная регламентация создавала для технических новинок не стимулы, а контрстимулы. Известно много примеров репрессий против изобретателей новых технических инноваций. Так, в 1579 в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Когда в 1733 английский ткач Джон Кей изобрел «летающий челнок», то он подвергся преследованиям собратьев по профессии – его дом был разгромлен, и он был вынужден бежать во Францию. Последним отголоском средневекового страха перед машинами стало движение луддитов в Великобритании рубежа 18–19 вв., когда восставшие рабочие разбивали машины, «отнимающие хлеб у людей».

    Важнейшей предпосылкой изобретения машин стала «патентная революция » середины 18 в., когда в Англии были приняты специальные законы, защищающие (в течение ряда лет) исключительные права изобретателя на использование его открытия. Изобретательство стало приносить не гонения, а доход. В результате многие изобретатели (Аркрайт, Уатт, Фултон, Стефенсон) смогли стать крупными предпринимателями, заработавшими большую прибыль на эксплуатации своих открытий. Без законов о защите интеллектуальных прав собственности изобретательство не могло бы приобрести широкого размаха.

    Промышленная революция как переход к самоподдерживающемуся росту. Эпоха промышленной революции качественно изменила темпы экономического роста. В доиндустриальных обществах экономический рост был неустойчив и невысок: периоды экономического роста перемежались с периодами спада, в результате чего средний темп прироста колебался около нуля. Новый взгляд на эпоху промышленной революции, концепцию перехода к самоподдерживающемуся росту, сформулировал в 1956 американский экономист Уолт Ростоу.

    У.Ростоу выделил пять стадий роста:

    1. традиционное общество (the trаditional society);

    2. период создания предпосылок для взлета (the preconditions for take-off);

    3. взлет (the take-off);

    4. движение к зрелости (the drive to maturity);

    5. эпоха высокого массового потребления (the age of high mass consumption).

    Критерием выделения стадий в концепции У.Ростоу служили преимущественно технико-экономические характеристики: уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля производственного накопления в национальном доходе, структура потребления и т.д.

    Для первой стадии, традиционного общества, характерно, что свыше 75% трудоспособного населения занято производством продовольствия. Национальный доход используется главным образом непроизводительно, на потребление, а не на накопление. Это общество структурировано иерархически, политическая власть принадлежит земельным собственникам или центральному правительству. Темпы экономического роста невелики и нестабильны.

    Вторая стадия является переходной к взлету. В этот период осуществляются важные изменения в трех непромышленных сферах экономики – сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле.

    Третья стадия , «взлет», охватывает, по мнению У.Ростоу, сравнительно небольшой промежуток времени – всего 20–30 лет. В это время резко растут темпы капиталовложений, заметно увеличивается выпуск продукции на душу населения, начинается быстрое внедрение новой техники в промышленность и сельское хозяйство. Развитие первоначально охватывает небольшую группу отраслей («лидирующее звено») и лишь позднее распространяется на всю экономику в целом. Чтобы рост стал автоматическим, самоподдерживающимся, необходимо выполнение нескольких условий:

    резкое увеличение доли производственных инвестиций в национальном доходе (с 5% до как минимум 10%);

    стремительное развитие одного или нескольких секторов промышленности;

    политическая победа сторонников модернизации экономики над защитниками традиционного общества.

    Главная идея концепции У.У.Ростоу показана на графике (Рис. 1), где по оси абсцисс отложено время с указанием выделенных Ростоу стадий, а по оси ординат – среднедушевой доход.

    Для традиционного общества характерно колебание на одном и том же уровне: среднедушевой доход, то немного увеличивается, то падает под влиянием ухудшения соотношения жизненные средства / население. Во второй стадии, переходной к взлету, ситуация несколько улучшается: растет среднедушевой доход, однако, еще нельзя говорить о необратимых изменениях. Лишь стадия взлета переводит среднедушевой доход на качественно новый жизненный уровень и, главное, создает предпосылки для необратимого роста.

    Предложенная У.Ростоу интерпретация промышленной революции предлагает видеть главное не в новых машинах, а в новых высоких темпах роста. Действительно, промышленная революция привела к резкому ускорению темпов ежегодного прироста основных экономических индикаторов (Табл. 3). Однако при таком подходе глубокие социальные, институциональные изменения оказываются как бы в тени, а на передний план выходит соотношение инвестиций и темпов роста валового национального продукта.

    Таблица 3. ЕЖЕГОДНЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА (ВНП), %
    Страны 1–1000 гг. 1000–1500 1500–1820 1820–1870 1870–1913 1913–1950 1950–1973 1973–2001
    Великобритания 0,80 2,05 1,90 1,19 2,93 2,08
    Германия 0,37 2,00 2,81 0,30 6,68 1,75
    Франция 0,37 1,43 1,63 1,15 5,05 2,20
    Западная Европа в целом –0,01 0,29 0,40 1,68 2,11 1,19 4,79 2,21
    США 0,86 4,20 3,94 2,84 3,93 2,94
    Япония 0,10 0,18 0,31 0,41 2,44 2,21 9,29 2,71
    Китай 0,00 0,17 0,41 –0,37 0,56 –0,02 5,02 6,72
    Индия 0,00 0,12 0,19 0,38 0,97 0,23 3,54 5,12
    Весь мир в целом 0,01 0,15 0,32 0,93 2,11 1,82 4,90 3,05

    Главные даты наполеоновских войн

    Дата

    Событие

    Египетский поход французской армии с целью поставить под удар коммуникации Англии с Индией. Египетская армия разгромлена Наполеоном, но английская эскадра адмирала Г. Нельсона нанесла поражение французскому флоту. Русская эскадра Ф.Ф. Ушакова освободила от французов Ионические острова.

    Русские войска под командованием А.В. Суворова освободили от французов Северную Италию. Переход войск Суворова через Альпы в Швейцарию.

    Поражение австрийских войск при Маренго. Италия под контролем Наполеона.

    Завершилось создание антифранцузской коалиции, в которую вошли Россия, Англия, Австрия, Швеция. Сокрушительное поражение русско-австрийской армии от войск Наполеона при Аустерлице (ныне г. Славков, Чехия). Россия потеряла 15 тысяч солдат и офицеров. Наполеону досталась вся артиллерия и почти 20 тысяч русских и австрийских пленных. Австрия вышла из антифранцузской коалиции.

    Место разбитой Австрии в коалиции заняла Пруссия. После разгрома русской армии под Фридландом (Пруссия) коалиция распалась. Тильзитский мир. Россия должна была присоединиться к Континентальной блокаде, вывести войска и флот из Средиземноморья.

    Отечественная война в России с наполеоновской армией. Поражение армии Наполеона в России.

    Заграничный поход русской армии. «Битва народов» под Лейпцигом. Поражение Наполеона.

    Войска стран антифранцузской коалиции (Россия, Англия, Швеция, Пруссия, Португалия, Испания) заняли Францию и Париж. Отречение Наполеона.

    «Сто дней» Наполеона. Битва у деревни Ватерлоо в Бельгии. Войска антифранцузской коалиции под командованием английского генерала А. Веллингтона нанесли армии Наполеона решающее поражение. Наполеон сослан на остров Св. Елены (Атлантический океан).

    При обсуждении с классом событий наполеоновских войн необходимо выделить по тексту учебника ряд основных вопросов.

      Предпосылки военных успехов наполеоновской армии: всеобщая воинская повинность, высокий моральный и боевой дух французских солдат революционной армии, венные таланты офицеров и генералов выдвинувшиеся благодаря революции из низов французского общества, военное искусство гениального полководца Наполеона Бонапарта.

      Причины поражения армии Наполеона в России. Работа с документом задания №2 к параграфу (стр. 259-260).

      Причины поражения наполеоновской империи и ее крах раскрываются учащимися в ходе подготовки ответа на вопрос №4 (стр. 259) к параграфу.

    После того как проведена работа по анализу и характеристики основных событий и проблем эпохи наполеоновских войн коллективно формулируется вывод о значении этих событий для последующего развития европейских стран, в том числе и России. Основной вывод по данной теме помещен в разделе «Подведем итоги» и состоит в том, что в ходе наполеоновских войн идеи Великой французской революции распространились по всему европейскому континенту.

    Так как в следующей главе, посвященной истории России в XIX веке, больше не упоминаются события Отечественной войны 1812 года, то уместно на этом уроке уделить этой войне особое внимание учащихся. На основе исторического материала текста параграфа и дополнений учащихся раскрываются основные вопросы и события Отечественной войны 1812 г. Работа с картой №14, стр. XVI «Европейская часть России в первой половине XIX в.»

    I . Причины: Контрабандная торговля России с Англией, нарушение условий Тильзитского мира, нарушение традиционной ориентации России на союз с Австрией и Пруссией.

    II . Соотношение сил: Перед вторжением Наполеона Россия имела под ружьем около 400 тыс. солдат. Против армии Наполеона Россия могла выставить 317 тыс. солдат, но и те были рассредоточены по широкому пространству вдоль западных ее границ: первая армия (М. Б. Барклая де Толли), насчитывавшая 128 тыс. человек, располагалась на р. Неман прикрывала Петербург, вторая (П.И. Багратиона ) в числе 52 тыс. солдат находилась на юге Литвы и прикрывала Московское направление, третья (А. П. Тормасова ) численностью 46 тыс. солдат была дислоцирована на Волыни и прикрывала Киевское направление. Такое рассредоточение войск диктовалось тем, не было ясно главное направление удара, какое изберет Наполеон. К марту 1812 г. Наполеон завершил подготовку к вторжению в Россию. Было собрано 678 тыс. солдат, из них французы составляли 356 тыс., остальные - немцы, австрийцы, швейцарцы, итальянцы, хорваты, датчане, португальцы и пр.

    III . Ход военных действий:

    1). 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона - четырьмя потоками форсировала Неман и вторглась в пределы России. Левый фланг французской армии составляли три корпуса под командованием Макдональда, наступавшие на Ригу и Петербург. Основная, центральная группа войск в составе 220 тыс. человек во главе с Наполеоном вела наступление на Вильно. Расчет Наполеона сводился к тому, чтобы, используя свое численное превосходство, разбить русские армии поодиночке. В этих условиях единственно верным решением русского командования было отвести и объединить обе армии. Русская армия должна была отступать. Попытка Наполеона в конце июля окружить и уничтожить армию Барклая де Толли в Дрисском лагере (на Западной Двине) не удалась. Барклай де Толли удачным маневром вывел свою армию из той ловушки, какой мог для нее оказаться Дрисский лагерь, и направился через Полоцк к Витебску на соединение с армией Багратиона. Трудности русских армий усугублялись еще и отсутствием единого командования. 22 июля после тяжелых боев армии Барклая де Толли и Багратиона соединились в Смоленске . Ценой тяжелых потерь Наполеон занял Смоленск. В Смоленске Наполеоном было принято решение наступать на Москву, в решающем сражении разгромить русскую армию, занять Москву и продиктовать Александру условия о мире. По требованию общественного мнения Александр I назначил командующим Кутузова М.И. , который прибыл в войска у Царево-Займища .

    2). Бородинское сражение. Для генерального сражения Кутузов выбрал позицию у деревни Бородино . 24 августа французская армия подошла к передовому укреплению перед Бородинским полем - Шевардинскому редуту. Завязался тяжелый бой: 12 тыс. русских солдат, имея 36 орудий, весь день сдерживали натиск 40-тысячного французского отряда, имевшего в своем распоряжении 186 орудий. Большинство защитников Шевардинского редута пали смертью храбрых, но это сражение помогло укрепить левый фланг бородинской позиции и задержало развертывание французской армии на целые сутки.

    Перед Бородинским сражением русская армия насчитывала 154,5 тыс. человек (в том числе 28,5 тыс. ополченцев) и располагала 640 орудиями, французская-134 тыс. человек и 587 орудий. Бородинское сражение началось в 5 часов утра 26 августа атакой французской дивизии генерала Дельзона на Бородино. Это был отвлекающий маневр Наполеона от главного удара на левый фланг русских войск. Новая атака на Семеновские (Багратионовы) флеши, составляющие левый русский фланг. На время французам удалось захватить часть укреплений, но контратакой они были выбиты. Атаки следовали одна за другой с перерывами через полчаса. Наполеон вводил все новые и новые части, чтобы прорвать левый фланг, выйти в тыл основной русской армии и заставить ее сражаться перевернутым фронтом. В полдень Наполеон предпринял решительную атаку: в дело было введено 40 тыс. отборных французских войск и сосредоточен огонь почти всей французской артиллерии. Хотя в ходе этой атаки флеши были французами заняты, однако прорвать фронт Наполеону не удалось. В этой атаке был смертельно ранен Багратион . С захватом Семеновских флешей начался массированный артиллерийский обстрел центра русской обороны - Курганной батареи Н. Н. Раевского . Кавалерийский рейд Платова и Уварова в тыл французских войск заставил Наполеона отсрочить на два часа решительную атаку батареи Раевского. За это время Кутузов подтянул к центру обороны свежие силы. К 16 часам редут Раевского был захвачен французской кавалерией. К вечеру Кутузов отдал приказ отойти на новую линию обороны. По признанию Наполеона, Бородинское сражение не было его победой, а для русской армии поражением. Цель Наполеона- разгром русской армии - не была достигнута. В д. Фили в трех верстах от Москвы, был созван военный совет. Кутузов принял решение: оставить Москву, чтобы сохранить армию.

    3). Тарутинский маневр. Русская армия, покинув Москву, сначала двигалась к Рязани. По пятам русской армии следовал конный корпус Мюрата. Около Коломны Кутузов повернул на Калужскую дорогу. Русская армия вступила в Тарутино . Здесь, на р. Наре, в 75 верстах от Москвы по Калужской дороге был создан знаменитый Тарутинский лагерь, который сыграл решающую роль в подготовке русской армии к контрнаступлению.

    IV . Партизанское движение. В стране разгоралась народная (Отечественная ) война против захватчиков. До оставления русскими войсками Москвы партизанские отряды возникали стихийно и состояли преимущественно из крестьян. После оставления Москвы и особенно в период Тарутинского лагеря партизанское движение приняло уже широкий размах. Стали создаваться армейские партизанские отряды, проводившие свои операции во взаимодействии с регулярной армией. Ими нередко руководили опытные армейские офицеры. Командование снабжало их оружием и боеприпасами. Партизанские отряды, развернув «малую войну», нарушали коммуникации противника, вели разведку, иногда давали настоящие сражения и фактически блокировали отступавшую французскую армию, лишая ее фуража и продовольствия. Серьезное значение придавал Кутузов действиям партизанских отрядов. Некоторые из них насчитывали несколько тысяч человек, имели артиллерию. Таковы отряды под командованием опытных кадровых офицеров Давыдова , Сеславина , Фигнера . Большую помощь действующей армии оказывали крестьянские партизанские отряды Федора Потапова , Ермолая Четвертакова , Герасима Курина , Василисы Кожиной .

    V . Гибель «Великой армии». В Москве французская армия находилась 36 дней. Перед выходом из Москвы, который начался 7 октября, Наполеон отдал приказ взорвать Кремль. Из Москвы выступила более чем 100-тысячная, пока еще боеспособная французская армия, с огромным обозом награбленных ценностей. Стратегический план Наполеона состоял в том, чтобы по пути разгромить русскую армию, овладеть продовольственной базой в Калуге и военными арсеналами Тулы и далее отправиться на юг в плодородные и не разоренные войной губернии. Произошло сражение под Малоярославцем . Город восемь раз переходил из рук в руки и хотя в конце концов был захвачен французами, но победа осталась за русской армией. Наполеон вынужден был отказаться от движения на юг и повернуть к Вязьме на разоренную войной старую Смоленскую дорогу . Началось отступление французской армии, впоследствии превратившееся в бегство, и ее параллельное преследование русской армией. Наполеон привел к Смоленску не более 50 тыс. солдат - половину армии, вышедшей из Москвы. Запасы продовольствия в городе оказались незначительными. После переправы через р. Березину 14 ноября началось уже беспорядочное бегство остатков французских войск. 25 декабря 1812 г. был издан царский манифест об окончании Отечественной войны.

    Подведение итога обсуждения событий Отечественной войны проводится по определению школьниками значения победы над наполеоновской армией для истории России и истории Европы.

    Урок №44. Промышленный переворот и становление индустриального

    Запада.

    В процессе урока:

      раскрыть сущность и значение процесса изменения в экономике стран Запада, получивший название «промышленный переворот»;

      выявить совокупность причин начала промышленного переворота именно в Англии;

      проанализировать социальные последствия промышленного переворота и те изменения в социальной структуре западноевропейского общества XVIII-XIX вв., которые произошли под его воздействием;

      охарактеризовать основные технические изобретения эпохи промышленного переворота в Западной Европе конца XVIII – XIX вв.;

      подвести итоги и сделать выводы о последствиях промышленного переворота в становлении индустриального капиталистического общества в XIX веке, определив основные черты этого общества.

    Средства обучения: учебник §35, таблица «Основные изобретения эпохи промышленного переворота», опорная схема «Социально-классовая структура западноевропейского общества в конце XIX века», схема «Индустриальное общество».

    Основные понятия: лендлорд, производительность труда, фабрика, тяжелая промышленность, индустриальная экономика, миграция, коммуникации, научно-технический прогресс, рантье, средства производства, «рабочая аристократия», сезонные рабочие, «средний класс», акционерное общество, урбанизация, средства массовой информации.

      Почему после свержения якобинской диктатуры понадобилась диктатура Наполеона и основание империи во Франции?

      Расскажите об участии Российской империи в наполеоновских войнах. Какое значение для этих войн имела победа русского народа в Отечественной войне 1812 года?

      Как вы думаете, почему, несмотря на громкие победы французской армии и Наполеона, произошел крах его империи?

      Раскройте значение наполеоновских войн для истории Европы и истории России.

    Изучение новой темы

    Вопросы плана урока

    Приемы и средства обучения

      Начало промышленного переворота в Англии во второй половине XVIII века.

     Рассказ учителя. Работа над понятием «промышленный переворот» (см. Словарь терминов), лендлорд, производительность труда. Подготовка учащимися ответа на вопрос №1 (стр. 267).

    Причины начала промышленного переворота именно в Англии:

      Ранняя буржуазная революция, уничтожены феодальные преграды.

      Свобода предпринимательской инициативы.

      Власть у буржуазии и нового дворянства (парламентская монархия).

      Колониальная экспансия (рынки сбыта и источники сырья).

    Задания.

      Вставьте пропущенные термины. Промышленный переворот характеризуется переходом к экономике индустриального типа, при которой происходит концентрация промышленности в городах. Ручной труд вытесняется (?), мануфактуру сменяет (?).

      Мировым промышленным лидером с конца XVIII века стала Англия. Перечислите обстоятельства, благодаря которым именно в Англии раньше всех начался промышленный переворот.

      Какое условие раннего промышленного переворота в Англии следует из приведенных ниже данных? В 1775 г. работорговлей занимались 237 жителей Бристоля, 146 – Лондона и 89 – Ливерпуля. В 1760 году из английских портов в места продажи «черных» рабов вышло 145 кораблей с 36 тыс. рабами, а в 1771 году – 190 с 47 тыс. Общее количество чернокожих рабов, вывезенных в английские колонии с 1680 по 1786 года, превысило 2 млн. человек.

      В результате огораживания в конце XVI века в Англии исчезло крестьянство. Какие последствия имело огораживание для развития промышленного переворота в Англии?

      Основные изобретения эпохи промышленного переворота.

     Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (разделы: «Начало промышленного переворота» и «Новый этап промышленного переворота»). Заполнение таблицы «Основные изобретения эпохи промышленного переворота» (стр. 267).

    Задание.

      Подумайте, почему паровая машина, изобретенная русским мастером Иваном Ползуновым раньше, чем англичанином Джеймсом Уаттом, не нашла применение в России.

      Социальные последствия промышленного переворота.

     Беседа с учащимися по проблеме об изменениях в социально-классовой структуре стран Запада. Подготовка ответа на вопрос №3 (стр. 267). Оформление работы учащимися в виде опорной схемы «Социально-классовая структура западноевропейского общества в конце XIX века».

    Задания.

      В связи с чем в XIX веке широко начало использоваться понятие «класс»? Чем оно отличается от понятия «сословие»?

      Иностранных путешественников, посещавших Англию, поражала длительность рабочего дня по 16-18 часов, большое количество детей и подростков на заводах и фабриках. Почему в ходе промышленного переворота активно использовался детский труд?

      Следствием развития индустриальной цивилизации стало возникновение в западноевропейском обществе «средних слоев». Укажите его состав. Из каких категорий населения средний класс пополнялся?

      Основные черты индустриального общества.

     Фронтальная беседа и работа с текстом учебника по выявлению основных черт индустриального общества. Подготовка ответа на вопрос №4 (стр. 267). Рекомендуется использовать на уроке схему «Индустриальное общество». Сравнительный анализ индустриального общества и аграрного (традиционного) общества.

    Основные изобретения эпохи промышленного переворота

    Изобретения конца XVIII – первой половины XIX в.

    Изобретения второй половины XIX в.

    Дж. Харгривс – механическая прялка «Дженни» (Англия).

    Дж. Уатт – паровая машина (Англия).

    Р. Фултон – пароход (США).

    Дж. Стефенсон – паровоз (Англия).

    С. Морзе – телеграф (США).

    А. Белл – телефон (США).

    А. Попов (Россия) и Г. Маркони (Италия) – изобретение радио («беспроволочный телеграф»).

    Т. Эдисон – лампа накаливания и фонограф (США).

    Г. Даймлер и К. Бенц – автомобиль (Германия).

    П. Мартен (Франция) и Г. Бессемер (Англия) – новые способы получения стали.

    Х Максим – пулемет (США).

    С. Мосин – магазинная винтовка (Россия).

    А. Нобель – динамит (Швеция).

    Социально-классовая структура западноевропейского общества

    в конце XIX века

    Индустриальное общество

    Уроки №45-46. Революции и реформы.

    В процессе уроков:

      охарактеризовать принципы, заложенные в основу переустройства Европы на Венском конгрессе, отметив значение Священного союза по сохранению миропорядка после завершения эпохи наполеоновских войн;

      сравнить революции первой половины XIX века во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии по задачам, которые ими ставились, и достигнутым в ходе революций результатам;

      раскрыть влияние победы Севера в гражданской войне в США на политическое и экономическое развитие страны;

      выявить особенности политического развития Великобритании в XIX веке, благодаря которым удалось провести необходимые реформы в обществе без революционных потрясений;

      подвести учащихся к выводам о политических изменениях в странах Европы во второй половине XIX века.

    План уроков:

      Венский конгресс и Священный союз.

      Революции во Франции первой половины XIX века.

      Революционное движение в Европе.

      Реформы в Великобритании.

      Гражданская война в США между Севером и Югом.

    Средства обучения: учебник §§36-37, сравнительная таблица «Революционное движение в Европе».

    Основные понятия: Священный союз, легитимность, бонапартисты, легитимисты, рабочие ассоциации, Вторая империя во Франции, «лоскутная» монархия, компромисс, пролетариат, петиция, чартистское движение, тред-юнионы, Дикий Запад, Гомстед-акт, прокламация, расовая сегрегация, дискриминация.

    Вопросы для повторительной беседы:

      Определение причин и условий промышленного переворота в западноевропейских странах на рубеже XVIII-XIX вв.

      Дайте характеристику экономическим последствиям промышленного переворота. Какие изменения произошли в социальной структуре западноевропейского общества под влиянием промышленного переворота?

      Сравните индустриальное общество и аграрное. Какие черты отличают индустриальное общество? Приведите примеры, доказывающие формирование индустриального общества в странах Европы в XIX веке.

    На первом уроке целесообразно рассмотреть вопросы первых двух пунктов плана уроков. Второй урок по данной теме следует посвятить реформам в Великобритании и событиям Гражданской войны в США. Последствия наполеоновских войн и миропорядок в Европе по Венскому конгрессу рассматриваются на основе работы школьников с текстом учебника с последующим обсуждением подготовленных ответов на вопросы: «История и роль в жизни Европы Венского конгресса», «Священный союз и политическая реакция в Европе».

    Работу на уроке по изучению революций в Европе первой половины XIX века возможно организовать на основе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и выполнения задания по заполнению таблицы «Революционное движение в Европе». Помещать все аспекты по характеристике европейских революций в таблицу вряд ли уместно, так как в этом случае сравнительный анализ из-за большого объема фактического материала будет затруднен. Вероятно, достаточно ограничиться сравнением задач, которые перед ними стояли, и достигнутых результатов революционных событий. В любом случае можно самим учащимся предложить определить критерии сравнительного анализа революционного движения в Европе первой половины XIX века. Если учитель сочтет, что данная форма работы будет сопряжена с излишней тратой времени на уроке и уровень учебной подготовки учащихся достаточно высок, то в качестве одного из вариантов работы по этому вопросу может стать устное выполнение задания №1 к параграфу (стр. 279).

    Методические рекомендации

    ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...

    Достижения и проблемы индустриальной революции в таблицу часто для удобства оформляют исследователи этого вопроса. В широком смысле слова, так называют переход от ручного труда к машинному, движение от мануфактуры к фабрике. Эти процессы развивались в европейских странах в XVIII-XIX века.

    Предпосылки к индустриальной революции

    Нагляднее всего выглядят в таблице достижения и проблемы индустриальной революции. На них мы остановимся в этой статье еще подробно, а пока рассмотрим события, которые привели к масштабной индустриализации в Европе.

    Дело в том, что XVIII век принес в европейское общество такое понятие, как обмирщение. Это принципиальная переориентация церкви с проблем духовной жизни на мирские. Поэтому в это время главенствующим становится дух предпринимательства, а также искренняя вера большинства в безграничные возможности человеческой мысли и разума.

    К тому же к индустриализации приводят масштабные изменения в социально-политической жизни. В европейских странах гремят буржуазные революции. Протестные настроения, в конечном счете, связаны с формированием принципиально нового экономического фундамента общества.

    Промышленный переворот

    Одной из ключевых предпосылок к индустриализации стал промышленный переворот в Европе. В самых развитых странах континента уже тогда наметился существенный рост фабричного производства.

    Пожалуй, в первых рядах оказалась Англия. Заполнить таблицу достижений и проблем индустриальной революции можно, внимательно прочитав эту статью, и обратив внимание на процессы, которые происходили на Туманном Альбионе.

    Дело в том, что в Англии сформировалась мощная промышленная мануфактура и завершилась аграрная революция едва ли не раньше, чем во всех других странах. В результате этого мелкие крестьянские хозяйства разорились, землями стали владеть крупные фермеры. Они сдавали участки в аренду либо брали наемных рабочих для обработки земли.

    Необходима для урока истории таблица достижений и проблем индустриальной революции. Составляя ее, основываясь на этой статье, стоит помнить, что в XVIII столетии были изобретены революционные механизмы, с помощью которых стало возможным создание машин, значительно облегчивших ручной труд или вовсе его заменивших. Например, к ним относятся паровая машина или прялка.

    События индустриальной революции

    При составлении таблицы достижений и проблем индустриальной революции поможет перечень основных событий, происходивших в то время в передовых европейских странах.

    Многие историки считают точкой отсчета начала индустриализации 1765 год. Именно тогда британец Джеймс Харгривс изобрел прялку "Дженни", заменившую ручной труд десятков женщин. С ее появлением большинство и связывает начало так называемого машинного века.

    После этого стала активно пополняться таблица изобретений индустриальной революции. Достижения и проблемы в то время еще некогда было анализировать. Ведь в 1784 году шотландец Джеймс Уатт изобретает паровую машину, в 1800 году еще один англичанин Генри Модсли вводит в эксплуатацию металлорежущий станок. С его помощью стало возможным в промышленных масштабах производить гайки и болты стандартного размера.

    К 1803 году индустриализация доходит и до Америки. Запускается первый автомобиль на паровом двигателе, в 1807 году на воду спускают пароход "Клермонт". Так в мире начинается целая эпоха паровых судов.

    Транспортные успехи

    В таблице достижений и проблем индустриальной революции обязательно надо отметить 1819 год. Именно тогда пароход впервые пересек Атлантический океан. Маршрут пролегал от Ливерпуля до Нью-Йорка, путешествие заняло 26 дней. Это стало настоящим прорывом. Вопрос транспортной доступности Нового Света был решен раз и навсегда.

    В 1825 году англичанин Джордж Стефенсон строит первую в мире железную дорогу. Первый поезд отправляется на пока небольшое расстояние из Стоктона в Дарлингтон.

    В конце первой четверти XIX века Европа сталкивается с первыми проблемами индустриализации. Происходит кризис перепроизводства. Началось все в Англии, а затем стремительно стало распространяться на все окружающие страны.

    Вторая промышленная революция

    Период второй промышленной революции историки относят ко второй половине XIX столетия. Завершается же все возникновением крупных и влиятельных финансовых компаний и промышленных корпораций. С каждым годом они начинают оказывать все большее влияние на экономику и политику своих государств.

    На этих этапах в таблицу достижений и проблем великой индустриальной революции нужно отнести создание первой телеграфной линии, которая соединила американские города Балтимор и Вашингтон. Это произошло в 1844 году. Спустя всего шесть лет уже телеграфный кабель соединяет Англию с остальной материковой Европой. Реализуется действительно впечатляющий по тем временам проект. Кабель прокладывают по дну пролива Ла-Манш.

    А уже в 1866 году телеграфный кабель проходит по дну Атлантического океана. Так постоянная связь появляется между Америкой и Англией. При этом к 1858 году на мир обрушивается первый масштабный экономический кризис. Индустриализация приводит к тому, что все экономики передовых стран становятся взаимозависимы друг от друга. Поэтому финансовые проблемы охватывают большинство развитых стран планеты.

    Достижения индустриальной революции

    В школе необходима в 8 классе таблица изобретений индустриальной революции. Достижения и проблемы с ее помощью становится проще анализировать. Поэтому стоит отметить, что, начав с парового двигателя, следующим важным шагом было развитие текстильной промышленности.

    За ними последовали такие отрасли, как машиностроение и металлургия. Последняя отрасль стала развиваться особенно интенсивно после появления большого количества машин, которые требовали все больше металла. Поэтому исследователи того периода считают главным достижением в металлургии замену древесного угля, который использовался еще со времен средневековых кузнецов, на каменноугольный кокс. Заслуга в этом Клемента Клерка, который ввел его в употребление еще в XVII век. Но массовое распространение он получил только во время индустриализации.

    На этом же фоне быстро развивается химическая промышленность. Говоря о достижениях и проблемах индустриальной революции в таблице 8 класса, надо упомянуть о том, что стало возможным промышленное производство самых востребованных и популярных химикатов. Например, серная кислота была хорошо известна уже много лет. Но способ ее получения был кардинально иным. Если раньше она образовывалась из окислов минеральной серы при сжигании, то в 1746 году химик Джон Ребук начал применять объемные свинцовые окислы, что значительно увеличило производительность процесса.

    Еще одно несомненное достижение индустриальной революции, которые в быту ощутили многие обычные горожане, - это газовые фонари. Появилось централизованное уличное освещение, что сразу увеличило производительность труда, удлинило рабочий день на заводах и фабриках и послужило причиной снижения преступности в крупных городах.

    Все это стало возможным благодаря шотландцу Уильяму Мердоку. Именно он первым получил светильный газ, проведя пиролиз каменного угля. Он же придумал, как накапливать, перевозить и использовать его в фонарях.

    Первые газовые светильники появились в Лондоне. Это произошло в 1812 году. Уже через несколько лет практически весь уголь, который добывался на английских шахтах, шел на уличное освещение.

    Проблемы индустриализации

    В 8 классе в таблице достижений и проблем индустриальной революции нужно обязательно отметить те трудности, с которыми столкнулись люди. Главная из них - это стремительная урбанизация. Появление большого числа наемных рабочих привело к социальным обострениям. Когда фабричные центры были относительно небольшими, любой городской житель мог в дополнение к своему заработку на заводе обрабатывать огород у себя перед домом, а если по какой-то причине терял работу, то шел трудиться на ферму, где всегда были нужны рабочие руки.

    Но когда города стали разрастаться, такой возможности уже не оставалось. Крестьянам, которые приезжали на заработки, приходилось полностью перестраиваться, уживаться в непривычном для себя городском быте.

    Социальные протесты

    Одной из самых масштабных проблем стали социальные протесты. Политикам приходилось поддерживать социальные программы для неимущих, чтобы уменьшить политическую нестабильность в обществе.

    Также применялось государственное регулирование отношений между бизнесом и простыми рабочими. Это способствовало снятию социальной напряженности в кратчайшие сроки.

    Итоги индустриализации

    При всех проблемах и сложностях итоги индустриализации были позитивными. Уровень жизни вырос практически по всем показателям. Люди стали лучше питаться, появилось доступное и качественное медицинское обслуживание, стало возможным соблюдение элементарных санитарных правил.

    Как результат, заметно увеличилась продолжительность жизни, стала снижаться смертность. Демографический взрыв значительно увеличил население развитых европейских государств.

    Индустриализация в России

    Россию эти процессы практически не захватили. Промышленный переворот в нашей стране произошел значительно позже. Но при этом шел более быстрыми темпами.

    Россия попала во второй эшелон индустриализации. Промышленный переворот проводился при активном участии государства, а не предпринимателей. В этой же компании оказались Германия, Япония и практически все страны Юго-Восточной Европы. В них тяжелая промышленность обгоняла легкую, в то время как в странах первого эшелона переворот начинался именно с легкой промышленности. Тяжелая подключалась на более поздних этапах.

    Все эти процессы отражены в таблице.

    airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги