Алексей гордеевич еременко знаменитый комбат. «О героях былых времен…»: Алексей Гордеевич Еременко — знаменитое фото героя, который стал одним из символов Великой Отечественной войны! (Фото)

Младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку. Это, пожалуй, самое известное фото Великой Отечественной войны, наравне с которым разве что фотография Знамени Победы над рейхстагом. А. Еременко погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок.

Фотография названа «Комбат» (то есть «командир батальона») автором фотографии по ошибке. Макс Альперт успел сделать пару снимков командира, поднявшего солдат в атаку, и тут же осколок снаряда разбил камеру. Фотограф решил, что кадры испорчены, и не стал записывать имя человека, которого он сфотографировал. Позже, проявляя пленку, он увидел, что кадр получился превосходным. М. Альперт вспомнил, как слышал в том бою, что по рядам передали «Комбата убили» и решил, что он сфотографировал именно командира батальона. Только после того, как фотография получила мировую известность под названием «Комбат», была установлена личность героя на снимке: Алексей Гордеевич Еременко, 1906 года рождения.

Фото было сделано 12 июля около села Хорошее (сейчас село Хорошее Славяносербского района Луганской области) между реками Лугань и Лозовая, на участке, где держал оборону 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии, ведя упорные кровопролитные оборонительные бои с превосходящими силами противника.

Информация о фото

  • Место съемки: село Хорошее, Луганская область
  • Время съемки: 12.07.1942

Фальшивая слава
(История одной фотографии)

В сентябре 2003 года в весьма уважаемом военном журнале "Ориентир" в рубрике "Память" появилась статья некоего полковника в отставке Александра Мальгина, именующего себя профессором Академии военных наук (??). Статья называлась "История одной фотографии".

Почитал я этот опус и изумился. Все-таки неверно сказал кто то из великих, что у лжи короткие ноги. Отнюдь. Ложь живуча и очень хорошо плодится подобно компьютерному вирусу. Как только где-то и у кого-то в душе не оказывается антивируса на ложь, она и поселяется там.

Впервые эту фальшивку я встретил еще где-то в середине восьмидесятых годов в очень солидном журнале "Наука и жизнь". Но тогда было так, хочешь- не хочешь редактор, но обязан периодически публиковать статьи, поддерживающие идеологическую установку "КПСС организатор и вдохновитель всех наших побед". В рамках этой установки во всех писаниях о Великой Отечественной войне в первую очередь необходимо было показывать, что всегда и везде партийно-политические работники вели за собой остальную массу бойцов и командиров, своим личным примером и подвигами вдохновляли на бой, организовывали, так сказать, победу. Если Брестская крепость, то во главе обороны полковой комиссар Фомин, если 28 героев-панфиловцев, то в главе с политруком Клочковым, если на фото командующий фронтом, то непременно рядом с ним его комиссар, указывающий пальцем на карту. Ну и т.д. и т.п.

Казалось бы, времена изменились, этой идеологической установки больше нет, и лжи о том, что на фотографии М.Альперта "Комбат" изображен политрук, давно пришел конец.

Ан нет. Ложь живуча и, используя то-ли безграмотность журналистской братии, то-ли их нетребовательность к истине, то-ли элементарную нечистоплотность, просочилась вновь на страницы прессы и вновь отравляет души людей.

Но, дабы читателю было понятно, о чем идет речь, процитируем эту статью полностью (дабы не упрекнули меня в том что я выдергиваю суть из контекста):

История одной фотографии

Эта фотография поистине стала хрестоматийной, так как ее печатают практически во всех изданиях, где освещаются вопросы истории Великой Отечественной мины. По частоте публикаций она сравнима с фоторепродукциями памятниов "Родина -мать" в Сталинграде или "Воин -освободитель в Трептов парке в Берлине.

История появления этой фотографии необычная и даже интригующая...

Войска Сталинградского, Воронежского и Южного фронтов проводили Воронежеско- Ворошиловградскую оборонительную операцию. Враг рвался к г. Ворошиловграду с целью быстрого выхода в южные районы Донбасса, в тыл войскам Южного фронта и окружения его основных сил. Бои на этом участке фронтов носили исключительно ожесточенный характер. Преимущество в танках и артиллерии было на стороне немцев.

На ворошиловградском направлении оборону держал 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии под командованием Героя Советского Союза полковника И.П. Рослого. В этой части, в боевых порядках рот и батальонов, находился фронтовой корреспондент М. Альперт. 12 июля 1942 года на дальних подступах к городу Ворошиловграду развернулись тяжелейшие, кровопролитные бои как раз в полосе обороны 4-й стрелковой дивизии. Альперт был в стрелковой роте, которая контратаковала немцев на своем участке. В ходе боя командира тяжело ранило, и командование ротой взял на себя политрук. Он и поднимал бойцов в атаку. Этот момент запечатлел корреспондент. Но случилось непредвиденное - осколок от разорвавшегося снаряда разбил объектив фотоаппарата. К счастью, М. Альперт остался цел и невредим. Однако в ходе боя он не успел записать фамилию офицера, поднимавшего бойцов в атаку. Корреспонденту по цепи передали, что политрук погиб в ходе этого боя. (Примечание В.Ю.Г. В статье, опубликованной в "Науке и жизни", вместо слова "политрук" стояло "комбат" и якобы поэтому Альперт назвал снимок "Комбат". Невнимательно переписываете тов. Мальгин!)

Когда же М. Альперт проявил пленку, то оказалось, что негатив сохранился и выглядел отчетливо. Поэтому фотография вскоре появилась во всех фронтовых и армейских газетах с подписью "Комбат". Но, как уже упоминалось, на самом деле это был политрук.

Только в послевоенное время удалось установить его фамилию. Спустя много лет об этом бое рассказал бывший солдат санитарного взвода 220-го стрелкового полка, позднее ставший офицером-политработником, майором в отставке Александр Матвеевич Макаров: "Фашисты исступленно атаковали нас. Убитых и раненых было много. Наш сильно поредевший полк отбивал уже 10-ю или 11-ю атаку. Гитлеровцы лезли напролом к Ворошиловграду, до которого оставалось около 30 км. К концу дня Был ранен командир роты - старший лейтенант Петренко. Его заменил политрук роты Еременко. После ожесточенной бомбежки, при поддержке танков и артиллерии, фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост со словами: "За мной! За Родину! Вперед!", Еременко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Атака немцев была отбита, но политрук погиб.

Еременко Алексей Гордеевич - уроженец села Тырсянка Вольнянского района Запорожской области. До войны работал председателем колхоза по месту жительства. Ему как хозяйственному руководителю была определена бронь для решения важных народнохозяйственных задач, хотя мобилизация в тот период времени была массовой. Как истинный патриот своей Родины А. Еременко добровольно вступил в ряды Красной армии и ушел на фронт, вскоре был назначен политруком в стрелковую роту...

Накануне празднования 35-й годовщины Великой Победы на месте подвига политрука А. Еременко, у шоссе близ села Хорошее, был воздвигнут памятник. Скульптура напоминала уже широко известную фотографию. На гранитном постаменте были начертаны слова: "В честь героического подвига политработников Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Подвиг А. Г. Еременко".

Эстафету отца принял сын, Иван Алексеевич Еременко. Он прослужил длительное время политработником в рядах Советской армии, является полковником в отставке. Внук А.Г. Еременко, Андрей Иванович, тоже пошел по стопам своего знаменитого деда, служил офицером в рядах Советской армии до распада СССР. Самый младший из династии Еременко назван в честь памяти своего прадеда - Алексеем...

Полковник в отставке Александр МАЛЬГИН,
ветеран Великой Отечественной войны,
профессор Академии военных наук

Прочитали? Убедительно? Вроде бы да.

Но, если верить воспоминаниям Макса Альперта, то в июле 1942 года он находился в Москве. Допустим, что знаменитого фотографа память подвела и снимок этот он сделал действительно под Ворошиловградом, но редактор-то журнала "Ориентир" не может не знать, что в те времена фотографии без указания фамилии того, кто на ней изображен был один путь - в личный архив фотографа. Не обязательно в газетной публикации могла быть названа фамилия, но в редакции на таких фото обязательно помечалась и дата, и место и фамилия. И упоминать в журнальной статье что "...М. Альперт остался цел и невредим. Однако в ходе боя он не успел записать фамилию офицера, поднимавшего бойцов в атаку. ..." по меньшей мере неосмотрительно.

Но допустим, что фотография была столь выигрышна и столь ко времени, что редакторы советских газет рискнули опубликовать ее, не зная, кто на ней снят (не боясь того, что вдруг на ней изображен "сын врага народа", или сам "враг народа").

Рассмотрим же этот снимок повнимательнее.
Это полная версия снимка, которая была опубликована в тогдашних газетах, вошла в антологию фотографий этого действительно великого мастера репортажной сьемки Макса Альперта.

Не будем придираться к тому, что в журнальном снимке беззастенчиво вырезали приникших к земле бойцов, хотя, похоже, что их вырезали, дабы своим присутствием не умаляли бы славу политрука.

Несколько увеличим этот снимок и обратим внимание вот на это место, которое я обвел красным кружком.

Напомню, что до января 1943 года в Красной Армии погон не было и военнослужащие носили знаки различия в петлицах на воротниках. С этой точки зрения к снимку придраться невозможно. На снимке явно лето и следовательно снимок мог быть сделан либо летом 41-го, либо летом 42-го.

Увеличим снимок еще, так чтобы знаки различия на петлицах стали видны четко и отчетливо.

Мы видим одну петлицу, а в ней в середине один квадратик ("кубик" или "кубарь", как их обычно называли в обиходе) и выше у края петлицы эмблему в виде двух скрещенных винтовок на фоне мишени. Спутать с другой ее невозможно. Никаких близко похожих на нее эмблем не существовало.

Эту эмблему носили только военнослужащие пограничных войск НКВД и стрелковых дивизий НКВД (кроме военно-политического состава). Во всяком случае, ни в приказе НКО СССР№ 33 от 10 марта 1936г., которым были введены "петличные знаки-эмблемы" (так тогда они именовались), ни в Уставе внутренней службы РККА (УВС-37), введенном в действие в 1937 году я этой эмблемы не обнаружил. И этот приказ НКО действовал до января 1943 года, когда приказом НКО СССР № 25 от 15 января 1943г. эмблемы в армии были изменены.

Но дело не в этом, а в том, что до января 1943 года порядок ношения эмблем был несколько иной, чем тот, к которому мы привыкли. Эмблемы по родам войск носил только командный состав и красноармейцы. Начальствующий состав, носил эмблемы по роду своей службы независимо от рода войск, в котором служит (военно-технический - скрещенные молоток и ключ, военно-хозяйственный и административный состав - свою характерную эмблему, военно-медицинский и военно-ветеринарный состав змею, обвивающую чашу, военно-юридический состав - щит на фоне скрещенных мечей).

Для военно-политического состава (комиссары и политруки) эмблемы не существовало! И политработники никаких эмблем в петлицах не носили и носить не могли. Ни в одном роде войск РККА, ни в каких частях НКВД!

Следовательно, на фотографии изображен не политрук, а офицер погранвойск или стелковой дивизии НКВД. Оговорюсь, что по некоторым вторичным источникам косвенно явствует, что эту эмблему вроде бы перед войной присвоили и пехоте РККА, но документального подтверждения этому я не нашел даже в архивах. Да и не в самой эмблеме загвоздка, а в том, что политрук никакой эмблемы иметь в петлице не мог! НЕ МОГ!
А на снимке она присутствует.

Пошли дальше. Как я уже сказал выше, в петлице ясно различается один кубик. Между тем, когда в сентябре 1935 года Постановлением ЦИК и СНК СССР в Красной Армии были введены персональные звания, то самым младшим званием военно-политического состава было звание "политрук". Приказом НКО СССР №176 от 3.12.1935г. для этого звания знаками различия было определено 3(!) кубика.

20 августа 1937 года приказом НКО СССР №166 вводятся три новые звания -младший лейтенант, младший воентехник и младший политрук.

Вот копия приложения к этому приказу со знаками различия этих званий.

Как видим, младший политрук имеет не один, а два(!) кубика в петлице и не имеет эмблем, как и младший лейтенант (пехота и кавалерия Красной Армии как основные рода войск эмблем не имели). А вот у младшего воентехника в петлицах скрещенные ключ и молоток.

А вот подлинная фотография мая 1941 года. На ней изображен младший политрук пехоты (нет не Еременко, это другой человек). На обороте ручкой написано "Младший политрук....., стоит печать полка и подпись полкового адъютанта. Это фото из личного дела.

Как видим, ни эмблемами, ни одним кубиком здесь и не пахнет.

"Так ведь в то время слово "политрук" означало не только звание, но и должность, и вполне возможно, что младший лейтенант занимал должность политрука роты"- скажет человек знающий.

Нет невозможно. Военнослужащие командного состава на должности военно-политического состава назначаться не могли. Относительно этого имелся приказ Главного Политуправления РККА. Если должность политрука роты или комиссара батальона, полка была вакантной, то она таковой оставалась до назначения соответствующего лица из военно-политического состава. С целью заполнения должностей военно-политического состава по линии ЦК ВКП(б) в армию призывались члены ВКП(б) из народного хозяйства, аппаратов районных и областных комитетов ВКП(б).

Таким образом, становится однозначно ясно, что на знаменитой фотографии М.Альперта "Комбат" изображен младший лейтенант погранвойск НКВД или стрелковой дивизии НКВД (с некоторой долей вероятности мл.лейтенант пехоты), но никак не политрук.

Я ничего не имею против политрука А.Г.Еременко. Наверняка он воевал достойно и героически и погиб в бою за свою страну. Достоин он и памятника, как любой русский солдат, отдавший жизнь за Родину, достоин он и вечной памяти.

Но тем больнее и горше видеть, как светлое имя павшего солдата пачкается фальшивой славой, приписываемой ему его недостойными потомками. Не знаю что и как рассказывал санитар майор А.М.Макаров (может и рассказывал-то он это не в связи со снимком), но вы-то И.А.Еременко прекрасно знаете, что на фото изображен не ваш отец. А если полковник А.Мальгин действительно профессор, то ему несложно было бы обратиться в редакцию одной из центральных газет и узнать, кто в действительности изображен на фотографии, а не оказывать медвежью услугу всей когорте политработников.
И так уж их не очень уважали в офицерской среде за бесконечное выпячивание заслуг представителей своего цеха, неуемное стремление показать, что и партбилет у них краснее, и они партийнее всех остальных членов партии, и вообще только им одним страна и армия обязана всеми своими успехами. Порой старательно создаваемые ими легенды об их невероятной значимости доходили до того, что на их базе рождались анекдоты.

Вот например, анекдот о том, что в книге Л.И.Брежнева "Малая земля" якобы есть такие строки:"...В разгар боя на фланге замолк пулемет. Я бросился туда. -В чем дело- крикнул, я, подбегая к ячейке окопа. Пулеметчик повернул ко мне потное разгоряченное лицо: -Патроны кончились, товарищ комиссар-. Я проникновенно посмотрел в его глаза и тихо произнес: -Но вы же коммунист-. И пулемет застрочил вновь! ".

Не стоит, право, вытаскивать на свет божий ветхозаветные легенды. Это не идет на пользу ни самим бывшим политработникам, ни русской истории. Неужели ж вам полковник Мальгин непонятно, что такие вот опусы только порождают недоверие людей к тому, что пишется о войне с нашей стороны и открывают лазейки для проникновения в сознание людей профашистскской и прозападной лжи о войне.
И люди все чаще отодвигают в сторону как лживые, мемуары наших военачальников, где на каждой странице прославленный маршал пишет что-то типа "...огромную помощь мне оказывал комиссар...", "...особое внимание я уделял партийно-политическому обеспечению операции...", "...без пристального и постоянного внимания члена Военного Совета фронта к моей работе я бы не сумел правильно оценить....". Хотя, на деле эти строки втискивались в мемуары бдительными политработниками и маршал знал, что если он заартачится, то его воспоминания так и не увидят света. Заставили же даже Жукова вписать в его книгу строки о том, что он очень хотел встретиться с полковником Брежневым, но тот находился на Малой земле, где шли жестокие бои. Ну кто поверит, что заместитель Верховного Главнокомандующего сожалел, что не смог встретиться с каким-то там полковником начальником политотдела 18 армии, каких в РККА тогда был очень много.
А отодвинув в сторону мемуары советских маршалов-победителей, люди, как истину в последней инстанции воспринимают подчас мемуары битых гитлеровских фельдмаршалов, которым сам Бог велел лгать, дабы отмыться от позора поражения.

P.S. Что за странный титул у полковника Мальгина "профессор Академии военных наук"?
Если это учреждение типа Академии наук РФ или Медицинской Академии РФ, то там нет такого звания. Есть "член-корреспондент", есть "действительный член", а "профессор" нет. А Академии военных наук, как учебного заведения, где существуют профессорские звания, просто не существует. Может я ошибаюсь?

В общем, не в ту сторону крутнулась стрелка ориентировского компаса, не туда нас сориентировал журнал "Ориентир". А жаль. В целом, журнал сей интересный и полезный. Рекомендую его тем, кто хочет больше узнать о современной Российской Армии. А историю, товарищи ориентировцы оставьте Военно-историческому журналу. У них это лучше получается. Там и авторы посерьезнее и по каждой статье ссылки дают на первоисточники.

Источники и литература

1.Журнал "Ориентир" № 9 2003г.
2.Приказ НКО СССР № 33 от 10 марта 1936г.(ксерокопия).
3.Устав внутренней службы РККА (УВС-37). Воениздат. Москва. 1938г.
4.Приказ НКО СССР № 25 от 15 января 1943г.(ксерокопия).
5.Постановление ЦИК и СНК СССР от 22.09.1935. (ксерокопия)
6.Приказ НКО СССР № 176 от 3 декабря 1935 года.(ксерокопия).
7.Приказ НКО СССР № 166 от 20 августа 1937 года.(ксерокопия).
8.О.В.Харитонов. Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской армии (1918-1945гг.). АИМ. Ленинград.1960г.
9.Коллекция автора.

Кто же не видел этой фотографии! С того момента, как в «Правде» был опубликован снимок военного корреспондента Макса Альперта , ее перепечатали десятки изданий в СССР и сотни - по всему миру. Так безымянный «Комбат», поднимающий в атаку красноармейцев, стал одним из символов Великой Победы. Но настоящее имя героя, младшего политрука Алексея Еременко , стало известно лишь спустя десятилетия после подвига.

Подняться в атаку…

В свое время мне посчастливилось беседовать с Героем Советского Союза Владимиром Карповым . Так вот, отвечая на вопрос, что было самым трудным на войне, Владимир Васильевич признался, что самым сложным было заставить себя оторваться от земли, чтобы подняться в атаку, когда ты знаешь, что первая же пуля врага может быть твоей. А ведь именно так и случилось с Алексеем Еременко, младшим политруком 220-го полка 4-й стрелковой дивизии. Летом 1942 года их рота стояла насмерть на рубеже у села Хорошее Славяносербского района Ворошиловградской (теперь Луганской) области.

Отбив тринадцать (!) атак гитлеровцев, в подразделении готовились уже к самому худшему. Ведь ротного, старшего лейтенанта Петренко, тяжело ранило. А кто будет командовать оставшимися бойцами? И тогда его место занял Алексей Гордеевич. Собрав вокруг себя уцелевших красноармейцев и дождавшись окончания очередной артподготовки противника, Еременко поднялся из окопа и увлек подчиненных за собой в контратаку, скомандовав: «Вперед! За Родину!».

Именно этот момент и запечатлел оказавшийся в это время на передовой военный журналист Макс Альперт, снимавший для ТАСС. Рота или то, что от нее осталось, устремилась на врага, вступив с ним в штыковую схватку. Но это уже было потом. А всего через мгновение после того, как фотограф сделал снимок, младшего политрука настигла фашистская пуля. Саму же камеру разбил осколок. Именно поэтому Альперт не стал записывать фамилии героя. И пока он безуспешно пытался понять, можно ли исправить фотоаппарат, по окопам пронеслось: «Комбата убило!». Ладно, решил журналист, если пленку все-таки не порвало, снимок можно так и озаглавить: «Комбат».

Кто ты, герой?

Прошли годы. Родные Еременко знали лишь то, что он накануне гибели 8 месяцев принимал участие в обороне Дебальцево . А потом получили известие, что Алексей Гордеевич пропал без вести. Но его ведь похоронили после боя, пусть даже в братской могиле. Однако не все бойцы знали молодого политрука в лицо, только-только заступившего на смену командира. Да и осталось бойцов в живых - всего-ничего. Поэтому Еременко так и не опознали.

Это удалось лишь через 20 лет после Победы, когда в издательстве «Правда» был выпущен памятный фотоальбом, на обложке которого и разместили снимок. «Я, как увидел фото, сразу понял, что это мой отец, - вспоминал впоследствии сын героя - Иван, сам в бывшем военный, полковник в отставке. - Правда, смущало то, что внизу было подписано „Комбат“. Хотя в семье-то точно знали, что он был младшим политруком. И сестра, и остальные наши родственники, - все признали на фото нашего отца. Чтобы точно удостовериться в том, что не ошибся, я показал фотоальбом маме. Она, как увидела снимок, заплакала, причитая: „Это же мой Алеша!“.

Неоднократные обращения семьи в самые разные инстанции не прояснили ситуацию. Ведь в редакцию приходили сотни писем, в каждом из которых утверждалось, что это их отец, сын, брат или дядя изображен на снимке. В середине 2000-х, например, в интернете даже промелькнула информация о том, что в Мариуполе доживает свой век 90-летний фронтовик Павел Федорович Петров , который, по его собственному мнению, и есть тот самый „Комбат“. А Евдокии, вдове Еременко, помогло то, что в 1974 году вместе с копией похоронки она вложила в письмо и его довоенные фотографии. Проведенная экспертиза установила их тождественность с „комбатовской“. Так страна узнала имя героя.

Обещание Генсека

Что ни говори, а в советское время было немало настоящих партийных начальников. Именно такие люди справедливо решили, что человеку, ставшему символом Победы, обязательно нужно присвоить звание Героя Советского Союза. Именно так поступили первые лица соответствующих партийных обкомов Луганщины (где погиб Алексей Гордеевич) и Запорожья (там он родился в селе Терсянка). К тому времени уже была выпущена книга о Еременко. Дождавшись очередного юбилея „дорогого Леонида Ильича“, первые секретари, встречаясь с ним в Кремле, подарили томик Брежневу. А на словах сказали, что речь идет о том самом „Комбате“. И неплохо бы ему посмертно присвоить Героя.

»Неплохо бы, неплохо бы… Тем более, что он действительно настоящий герой», - якобы ответил Генсек. Но дело с награждением так и не сдвинулось с мертвой точки. А ведь Леонид Ильич во время войны руководил в звании бригадного комиссара политотделом той самой 18-й армии, в состав которой входили, соответственно, 4-я дивизия и 220-й стрелковый полк.

Можно, конечно, предположить, что словечко за героя замолвили все-таки не днепропетровские партчиновники, которых Брежнев привечал. Но к однополчанам сентиментальный в старости Ильич относился все же благосклонно. Скорей всего, он просто запамятовал об этом разговоре.

Алексей Гордеевич Ефремов ». Да и мог ли подписать это ходатайство человек, присвоивший звание Украины Бандере?

Словом, пока с этим благородным делом ничего не получается. Что тут говорить: любят сегодня на Украине, да и в Прибалтике и Восточной Европе повоевать с ветеранами, с солдатами, лежащими в братских могилах, и с памятниками, установленными в их честь. Так неужели нельзя отдать должное легендарному герою в нашей стране, символом Победы которой в тяжелейшей борьбе с фашизмом он стал? Это было бы высшей справедливостью. И звучало бы гордо и красиво: Герой России Алексей Гордеевич Еременко!

Памятник Комбат. Он установлен на месте подвига политрука А. Еременко, у шоссе близ пгт Славяносербск. Луганская Народная Республика.

Младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку. Это, пожалуй, самое известное фото Великой Отечественной войны, наравне с которым разве что фотография Знамени Победы над рейхстагом. А. Еременко погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок.

Интересна история создания памятника.

12 июля 1942 года. Под Луганском дивизия под командованием героя Советского Союза И.П. Рослого вела упорные кровопролитные бои с превосходящими силами противника. Подразделения правого фланга 4-й стрелковой дивизии, которая удерживала оборону от Луганска по линии Дебальцево-Попасная,
были оттеснены. Позиции беспрерывно обстреливались из пушек и минометов, вражеская авиация постоянно их бомбила. На передовой плечо к плечу с солдатами по всему фронту работали фронтовые корреспонденты. Рискуя жизнью, они делали снимки, которые отражали все происходящие события.

Именно на этом участке фронта был сделан снимок “Комбат”, который обошел весь мир. А сделал его Макс Владимирович Альперт.

Из его воспоминаний:
“Этот снимок я сделал во время боя. Помню, выбрал окопчик немного впереди линии обороны. Началась сильная бомбежка, потом артподготовка. Гитлеровцы поднялись в атаку. Над нашей передней линией воцарилась жуткая, давящая на нервы тишина. только позже я узнал, что наша оборона готовилась к отражению 14-й за день вражеской атаки. Невдалеке от меня поднялся во весь рост офицер, за ним - бойцы. Я успел два раза нажать на спуск камеры, и тут вражеский осколок разбил объектив аппарата. Думал, что кадр испортился, потому на месте и не стал уточнять фамилии командира, поднявшего солдат в атаку. В редакции проявил пленку и сам удивился:
изображение на негативе оказалось отличным”.

А почему же фотокорреспондент назвал снимок “Комбат”?

“Сразу же после того, как снял, среди атакующих пронеслось: “Комбата убили”!
Я и подумал - это тот самый офицер, ведь он упал буквально на моих глазах”, - писал по этому поводу М. Альперт.

Спустя много лет после войны об этом бое рассказывал бывший солдат санвзвода 220-го полка, майор в отставке Александр Матвеевич Макаров:

“Фашисты исступленно бросались в атаку за атакой. Убитых и раненых было много. наш сильно поредевший полк отбивал уже десятую или одиннадцатую атаку.

Гитлеровцы лезли напролом к Луганску, до которого оставалось около 30 километров. И к концу дня был ранен командир роты старший лейтенант Петренко. Его заменил политрук Еременко.

После ожесточенной бомбежки, при поддержке танков и артиллерии, фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост, со словами: “За мной! За Родину! Вперед!” Еременко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Атака была отбита, но политрук погиб”.

Снимок М.В. Альперта экспонировался на первой Московской выставке “Великая Отечественная война” и завоевал Большую золотую медаль. Его напечатали многие газеты и журналы мира. Можно сказать, что он вошел в золотой фонд летописи Великой Отечественной войны.

Снимок послужил источником вдохновения для луганского скульптора Ивана Михайловича Чумака и он начал самостоятельно работать над памятником герою фотографии, что заняло у него около десяти лет.

Впоследствии, одиннадцатиметровый памятник, отлитый из бронзы, был установлен около предполагаемого места боя, где погиб А. Г. Ерёменко.


Имя младшего политрука Алексея Ерёменко известно немногим. Однако его фотографию видели практически все - Ерёменко запечатлён вполоборота с пистолетом ТТ в правой руке. Трагическая история снимка «Комбат» делает его по-настоящему уникальным фотодокументом Великой Отечественной войны.

Путь бойца

Родившийся на Украине в многодетной семье Алексей Ерёменко уже в 14 лет устроился на работу, чтобы помогать родным.

Его карьера развивалась по партийной линии - Ерёменко прошёл путь от комсомольского вожака до председателя колхоза. На войну 35-летний руководитель отправился добровольцем, хотя у него имелась бронь. Летом 1942 года он служил младшим политруком 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии. Эта должность стала для Алексея Еременко последней.

История снимка

Автором легендарной фотографии «Комбат» был советский фоторепортёр Макс Альперт, отсылавший свои кадры в ТАСС и Совинформбюро. Во время тяжёлых боёв в восточной Украине корреспондент приехал в село Хорошее Славяносербского района тогдашней Ворошиловградской области. Здесь, как ему рассказали в армейском штабе, воевал батальон, до этого ни разу не бывавший на передовых позициях. Подразделению предстояло отвоевать у немцев стратегически важную высоту. В день наступления Альперт, оставаясь в блиндаже с фотоаппаратом «Лейка», наблюдал за полем боя через видоискатель, выискивая удачные кадры. Щелчок затвора прозвучал в тот момент, когда командир звал солдат в атаку следом за собой. Он обращался к бойцам всего несколько секунд, но эти мгновения были исполнены драматизма.

«Офицер поднялся из окопа и призвал бойцов в бой. Под громким криком «Ура!» бойцы бросились в атаку и завязался горячий бой. В это время я сфотографировал командира, который призвал бойцов в атаку», - рассказывал фотограф.

Через мгновение в фотоаппарат попал осколок снаряда - плёнка сохранилась лишь чудом. Спустя некоторое время, услышав от солдат, что «комбата убили», Альперт решил, что сфотографировал того самого комбата. Впоследствии он признавал ошибочность названия.

Гибель

Примечательно, что Макс Альперт поначалу не знал имени и фамилии своего героя. Яркая фотография жила собственной жизнью - ее воспринимали, как один из символов войны. Попытки разыскать «комбата» предпринимались неоднократно, но поначалу безуспешно. Лишь в 1974 году выяснилось, что настоящего командира роты лейтенанта Петренко, получившего ранение, подменял в бою политрук Ерёменко. Его на опубликованном в газете кадре Альперта узнали вдова и сын. Они предоставили собственные довоенные снимки Ерёменко, и экспертиза подтвердила, что это тот самый человек.

Для политрука контрнаступление в районе Хорошего стало последним. По одной версии, Ерёменко действительно погиб в тот же день - 12 июля - когда его запечатлел Альперт. По другой, он был убит в рукопашном бою уже позднее, когда фотокорреспондента рядом не было. Сослуживец политрука Александр Макаров рассказывал, что в ходе сражения Ерёменко воодушевлял красноармейцев следующими выкриками: «За мной! За Родину! Вперёд!».

«Дрались прикладами, штыками. Фашисты дрогнули, побежали. Вскоре в одной из траншей я увидел Ерёменко. Он медленно падал. Я побежал к нему и понял, что в помощи младший политрук уже не нуждается», - описывал обстоятельства смерти политрука подполковник Василий Березубчак.

Алексей Ерёменко упокоился в братской могиле. Примечательно, что в «похоронке», полученной семьёй Ерёменко, было написано, что их муж и отец числится пропавшим без вести с января 1942 года, что не соответствовало действительности. Спустя 32 года из военкомата вдове был прислана исправленная версия.

Образ политрука Ерёменко был отчеканен на российских монетах 1995 и 2005 года. На фотоснимке Альперта также основано несколько памятников, в т.ч. монумент в Славяносербском районе работы скульптора Ивана Чумака, установленный на месте предполагаемой гибели Ерёменко на Бахмутской дороге. Он посвящён подвигу всех армейских политруков и комиссаров, которые сыграли большую роль в мотивации бойцов за Отечество.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги