Презентация способность к запоминанию. Презентации на тему память человека, скачать для классного часа


Память есть у всех живых существ. У животных есть генетическая память(хранится в генотипе и передается по наследству) и механическая (основанная на повторении действий) Память Память - это сложный процесс запоминания, воспроизведения и хранения информации, который продолжается в течение всей жизни человека.








Например, нужно не забыть сказать другу, чтобы он взял на улицу мяч, не забыть купить хлеб в магазине и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды, минуты или несколько часов.








Когда же, наоборот, цель не ставится, и волевые усилия не прилагаются, но человек помнит какое-либо действие или событие, то это и есть непроизвольное запоминание. Например, просматривая какой-либо фильм, мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо, но спустя какое-то время можем вспомнить многие сцены этого фильма.










Простые события, оставившие у человека сильное впечатление, запоминаются СРАЗУ,ПРОЧНО, НАДОЛГО. Более сложные, но менее интересные события, человек может переживать десятки раз, но в памяти они не остаются. Закон забывания (Немецкий психолог Г.Эббингауз) Закон мотивированного забывания (З.Фрейд) Человек имеет склонность забывать психологически неприятное








ОЬЪЕМ (возможности запоминания и сохранения информации) БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ (скорость произвольного запоминания) ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ (использование в практической деятельности имеющуюся информацию) ТОЧНОСТЬ (точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ (удерживание определенное время необходимой информации)



Методики изучения памяти

Выполнили студентки

«Дзержинского педагогического колледжа»

группы ПНК-2

Медведева Е.В, Бегина Е.Ю, Абдуллина Г.И.


Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный, памяти, по сути дела перестает быть человеком.

Память - это познавательный процесс в ходе которого происходит запечатление, сохранение, воспроизведение, удаление информации. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.


Методики изучения памяти

Методик изучения памяти существует довольно много. Первую еще придумал в конце 19 века Герман Эббингауз. (метод заучивания, метод повторения, сохранения и ряд других.)



Среди методик изучения памяти есть объединение специальных тестов, которые используются психологами для изучения разных видов и процессов памяти человека.

1.Методика двойной стимуляции

2.Методика «Пиктограмма» (по А.Р.Лурия);

3.Методика «Память на числа»

4.Методика «Воспроизведение текстов»


Методика двойной стимуляции - психологическая методика, разработанная на основе теории Льва Семеновича Выготского об опосредствованном характере высших психических функций.

МЕТОДИКА ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ


Цель методики: определить условия увеличения продуктивности опосредованного запоминания и его объем, определить объем зрительной и слуховой памяти

Оборудование : 15 слов и 15 картинок, связанных по смыслу со словами (1-й набор), 15 слов и 15 картинок, не связанных по смыслу со словами (2-й набор), 15 слов и 30 картинок (3-й набор)

Возрастной диапазон : 15-17 лет


Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания. Представляет большую ценность для диагностики шизофрении. Предложена Лурия.

Методика «Пиктограмма»


Цель методики: изучение эффективности и объема опосредованного запоминания, определение объема слуховой памяти.

Оборудование: 2 набора отвлеченных понятий (по 20 в каждом), 2 листа чистой бумаги.

Возрастной диапазон: 14-16 лет


Методика "Память на числа" предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Методика «Память на числа »


Цель методики: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Возрастной диапазон: В зависимости от сложности текста, эту методику можно проводить и для детей и для взрослых

Методика «Воспроизведение текстов»


Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести.

Методики:

1.Куб Линка.

2.Изучение типа памяти.

3.Методика «Заучивания 10 слов».

4. «Узнавание фигур»


Цель методики: Определение степени сообразительности испытуемого при решении простейшей конструктивной задачи.

Оборудование: 1. Набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены в красный, зеленый и желтый цвета по следующему расчету

В проведенных этого эксперимента при первом сложении куба наилучший результат был 3 мин 10 с, наихудший - 18 мин 5 с. При втором - наилучший - 1 мин 51 с, наихудший - 11 мин 35с.

Куб Линка


Цель: Определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Возрастной диапазон: от 6-7 лет

Изучение типа памяти



Цель методики: Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможностей и, соответственно, объема отсроченного воспроизведения.

Оборудование: Для запоминания используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа.

Возрастной диапазон: не ранее 7,5-8-летнего возраста

Методика заучивания 10слов


Цель методики: Исследовать объем зрительно-предметной памяти и способность к узнаванию

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур с разным расположением

Возрастной диапазон: 8-10 лет

Узнавание фигур


Вывод

В ходе проделанной работы можно сказать, что существует довольно много методик изучения памяти, но самая первая из них была придумана еще в 19в. Так же можно сказать, что среди методик памяти есть объединение специальных тестов, таких как: 1. Методика двойной стимуляции 2. Методика на память 3. Методика пиктограмма 4. Методика воспроизведения текстов. Исходя из этого, можно сказать, что методика " память на числа "- позволяет оценить объем непосредственной наглядно - образной памяти, Методика "пиктограмма"- это методика для изучения непосредственного запоминания, которое доминирует у взрослого человека, Методика " воспроизведение текстов " - помогает исследовать смысловую память. Для произведения всех представленных методик психолог в основном использует наглядный материал, для лучшего усвоения.

Слайд 2

является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Виды памяти

Наглядно-образнаяпамять - это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы. Словесно-логическаяпамять - это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации. Двигательнаяпамять - это память на движения. Эмоциональнаяпамять - это память на переживания

Слайд 7

Слайд 8

Процессы памяти

Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опы­та человека новыми знаниями и формами поведения. Сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение от­носительно длительного периода времени. Воспроизведение- это активизация закрепленного ранее содержа­ния психики. Узнавание - это сопровождающее процессы памяти явление психи­ки, позволяющее им более эффективно функционировать

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Знание, приобретенное с помощью простого зубрения, почти неизбежно забывается совершенно бесследно Уильям Джеймс (1842-1910)

Слайд 14

Длительность запоминания

Кратковременная память - это запоминание и сохранение инфор­мации на короткий срок после однократного и очень непродолжитель­ного восприятия. Долговременнаяпамять - это память в интересах длительного со­хранения информации, которая часто запоминается после многократ­ного повторения. Оперативная память - это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Особенности памяти (продуктивность)

Объем - характеристика отражающая количественные показате­ли и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой че­ловеком информации. Быстрота - способность человека в процессе запечатления, сохране­ния и воспроизведения информации достигать определенной скорости её обработки и использования. Точность- спо­собность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизве­дения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание. Длительность - характеристика свидетельствующая о способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию. Готовность - это одна из важнейших характеристик памяти, свиде­тельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию

Слайд 21

Из фонограммы допроса свидетеля:

«Вопрос: Вы были свидетелем этого несчастного случая? Ответ: Да. Вопрос: Когда он произошел? Ответ: 14 июля. Вопрос: Это было около полугода назад, не так ли? Ответ: Да. Вопрос: И Вы утверждаете, что будто все произошло именно так, как показали? Ответ: Да, именно так. Вопрос: Когда это было, в какое время? Ответ: Около 9 часов утра. Вопрос: А теперь скажите, что произошло в 9 часов следующего дня? Ответ: Этого я не помню. Вопрос: Но тем не менее Вы помните, что случилось 14 июля? Ответ: Это я запомнил хорошо. Вопрос: Ваша память 14 июля была лучше, чем 13 или 15 июля. Ответа не последовало».5 Задания: 1. Каковы были сомнения и замысел следователя, проводившего допрос? 2. В чем заключались его психологические просчеты как в замысле, так и в тактике?

Слайд 22

В1902 году эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои данные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку " забывание есть правило, а воспоминание-исключение". Впоследствии Штерн создал персоналистическую концепцию памяти, которая имела ярко выраженный идеалистический характер. Согласно этой концепции, память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как её искажение в угоду эгоистическим интересам личности, её индивидуалистическим намерениям, гордости, тщеславию, честолюбию и др.

Слайд 23

Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте

Проверка показаний на месте сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места происшествия, в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий. Сам по себе повторный рассказ обвиняемого (или другого очевидца) о событии преступления на месте его совершения, естественно, никакой дополнительной доказательственной силой не обладает. Главная цель воспроизведения показаний - получить дополнительную информацию, кроме той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению.

Посмотреть все слайды

1 слайд

2 слайд

Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

3 слайд

Свойства памяти Точность Объём Скорость процессов запоминания Скорость процессов воспроизведения Скорость процессов забывания

4 слайд

5 слайд

Закономерности памяти Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений) Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

6 слайд

Типологии памяти Существуют различные типологии памяти: по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память; по временным характеристикам - долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

7 слайд

8 слайд

Память Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

9 слайд

Афоризмы на тему девичьей памяти: Девичья память не плохо помнит, она просто умеет забывать то, что ей не нужно. Девичья память - когда не помнишь с кем и когда становишься женщиной. Девичья память - это не амнезия, это редактура в пользу пола.

10 слайд

Девичья память По мнению медиков, на память женщин, которым обычно приписывают девичью память, влияет характерный для них месячный цикл. Ещё одной причиной является беременность. В организме будущей матери активно вырабатывается гормон беременности - прогестерон. Под его влиянием меняется эмоциональное состояние женщины, её жизненные приоритеты и способность к запоминанию.

11 слайд

Фотографическая память Эйдети зм (более известен как фотографическая память) (от др.-греч. εἶδος - образ, внешний вид) - особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

12 слайд

Детская амнезия Особо выделяется детская амнезия - потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте. Впрочем, есть данные, что воспоминания первых лет жизни (и даже внутриутробного существования) могут быть частично актуализированы в изменённых состояниях сознания

13 слайд

Виды нарушения памяти Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.). Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский) Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

14 слайд

Процессы памяти Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

15 слайд

Нарушения памяти Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти -амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

16 слайд

Процессы памяти Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

17 слайд

18 слайд

Процессы памяти Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

19 слайд

Мнемотехнические приёмы запоминания: Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Рифмизация. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Метод Цицерона на пространственное воображение. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Методы запоминания цифр: закономерности; знакомые числа.

20 слайд

23 слайд

24 слайд

Психологи советуют делать несколько повторений: Режим рационального повторения: Если есть два дня первое повторение - сразу по окончании чтения; второе повторение - через 20 минут после первого повторения; третье повторение - через 8 часов после второго; четвертое повторение - через 24 часа после третьего. Если нужно помнить очень долго первое повторение - сразу после запоминания; второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения; третье повторение - через 1 день после второго; четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего; пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов). Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» - явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

25 слайд

Рекорды памяти Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов. Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число "пи" с точностью до 40 000 знаков после запятой. Мехмед Али Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов Корана за шесть часов. Совершенство памяти Мехмеда было удостоверено дюжиной присутствовавших при чтении академиков. Валерий Лавриненко запоминает 100 знаков за две с половиной минуты, а 200 - за три, делая при этом максимум две-три ошибки. Он воспроизводит числа в любом порядке и опишет внешность людей, предложивших эти числа. Особенно полезна память на телефонные номера. Китаец Гу Янлинь в свои 26 лет помнит 15 тысяч телефонных номеров Харбина. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года! Кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, все подробности игр клуба, но и общую сумму дохода от каждого из этих матчей за все 12 лет своей работы.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги