Виды стандартов применяемых в рф. Функции стандартизации


2.3. Виды стандартов, применяемых в Российской Федерации
В зависимости от вида конкретного объекта стандартизации, а также от содержания устанавливаемых к нему требований (ас­пекта стандартизации) в Российской Федерации разрабатывают и применяют стандарты трех основных видов:

  • на конкретные производственные процессы или работы (или группы однородных конкретных производственных процессов или работ) и (или) стандарты на их отдельные элементы (аспекты стандартизации, производственных процессов), в том числе стандарты на методы контроля; на конкретную продукцию определенного вида (или груп­пу однородной конкретной продукции общего целевого или функционального назначения) и (или) стандарты на ее отдельные элементы (аспекты стандартизации продук­ции);

  • на конкретную услугу определенного вида (или группу од­нородных конкретных услуг общего целевого или функ­ционального назначения) и (или) стандарты на ее отдель­ные элементы (аспекты стандартизации услуг).
^ В стандартах на производственные процессы или работы могут устанавливаться требования как ко всем возможным и необхо­димым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к части этих аспектов. Например, наиболее характерными аспектами стандартизации являются:

  • основополагающие организационно-технические положе­ния и правила процедуры выполнения работ в определен­ной области деятельности (в том числе деятельности по самой стандартизации, а также по метрологии, аккредита­ции, сертификации);

  • основополагающие общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие, во-первых, взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и ис­пользования продукции (или оказания услуг), а во-вторых,
    охрану окружающей природной среды, безопасность про­дукции, услуг и производственных процессов (работ) для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования;

  • основные требования к методам (способам) и методикам (операциям, приемам, режимам, нормам) выполнения раз­личного рода типовых работ в технологической (исполни­тельной) части производственных процессов исследований, разработки, производства (изготовления, строительства, выращивания), хранения, транспортирования, потребле­ния (эксплуатации или использования), ремонта, утилиза­ции (захоронения либо уничтожения) продукции;

  • требования к методам (способам) и методикам (операци­ям, приемам, режимам, нормам) контроля (испытаний, измерений, анализа) регламентируемых параметров и по­казателей качества продукции при ее создании, сертифи­кации и использовании.
^ В стандартах на продукцию могут устанавливаться требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартиза­ции объектов стандартизации этого вида, так и к тем, что наиболее актуальны для практики. Наиболее типовыми, характер­ными аспектами стали следующие:

  • термины и определения продукции (при необходимости);

  • условные обозначения конкретной продукции и ее эле­ментов (при наличии);

  • классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам продукции (обязательно);

  • требования к основным показателям уровня качества про­дукции (обязательно);

  • требования к основным показателям уровня экономично­сти продукции (обязательно);

  • требования к комплектности поставляемой продукции
    (при наличии);

  • требования к методам и средствам хранения и транспор­тирования продукции (обязательно);

  • требования к методам и средствам ремонта (при возмож­ности);

  • требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потребле­нии (обязательно);

  • требования охраны окружающей природной среды при производстве, обращении и потреблении продукции (обя­зательно);

  • требования к правилам и средствам приемки продукции (обязательно);

  • требования к методам, методикам и средствам контроля продукции (обязательно);

  • требования к маркировке продукции (обязательно);

  • требования к упаковке продукции, транспортной и потре­бительской таре (при наличии и необходимости);

  • требования и условия технически эффективного и безо­пасного потребления продукции (обязательно);

  • требования и условия технически эффективной и безопас­ной утилизации (захоронения или уничтожения) продук­ции (обязательно).
Наиболее комплексные стандарты на продукцию в России получили следующие наименования: стандарты технических ус­ловий (СТ ТУ), стандарты общих технических условий (СТ ОТУ), стандарты технических требований (СТ ТТ), стандарты общих технических требований (СТ ОТТ), которые включают, как правило, большинство аспектов стандартизации продукции (и все типовые, изложенные выше).

^ В стандартах на услуга могут устанавливаться требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объ­ектов стандартизации этого вида, так и к тем, что наиболее акту­альны для практики. Вот наиболее характерные, типовые аспекты:


  • термины и определения услуг (при необходимости);

  • условные обозначения конкретных услуг (при наличии);

  • классификация и требования к главным параметрам (по­казателям назначения) услуг (обязательно);

  • требования к основным показателям уровня качества услуг
    (обязательно);

  • требования к основным показателям уровня экономично­сти и времени оказания услуг (обязательно);

  • требования к комплексности и условиям (режиму, гигие­не, комфорту, культуре) оказания услуг (как правило);

  • требования к условиям повторного (в том числе бесплат­ного или льготного) оказания услуг (при наличии);

  • требования безопасности оказания услуг для жизни, здо­ровья и имущества (обязательно);

  • требования охраны окружающей природной среды при оказании услуг (обязательно);

  • требования к правилам и средствам приемки результатов оказания услуг (обязательно);

  • требования к методам, методикам и средствам контроля регламентированных параметров и показателей качества услуг (обязательно);

  • требования к методам и методикам оценки уровня качест­ва и подтверждения соответствия результатов оказанных услуг регламентированным требованиям.
Наиболее комплексные стандарты на услуги (СТ ТУ, СТ ОТУ, СТ ТТ, СТ ОТТ) включают, как правило, все или большинство типовых аспектов стандартизации, изложенных выше.
^ 2.4. Состав обязательных требований государственных межгосударственных стандартов, применяемых

в Российской Федерации
В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» 1993 г. (ст. 7, п. 2), Федеральным законом «Об энергосбережении» 1996 г., рядом других законов РФ для государственных стандартов Рос­сийской Федерации (ГОСТ Р), а также межгосударственных стандартов (ГОСТ), применяемых на территории Российской Федерации, во всех случаях обязательными являются следующие требования:


  • для обеспечения безопасности продукции, услуг и работ (производственных процессов) для жизни, здоровья и имущества;

  • к продукции, услугам и работам (производственным про­цессам), устанавливаемые с целью охраны окружающей природной среды;

  • к продукции и работам (производственным процессам), устанавливаемые для обеспечения всех видов совместимо­сти и взаимозаменяемости продукции;

  • к продукции, услугам и работам (производственным про­цессам), устанавливаемые для обеспечения единства мето­дов (способов) и методик контроля (испытаний, измере­ний, анализа) за соблюдением обязательных требований к этим объектам;

  • к продукции с целью обеспечения единства ее маркировки для потребителей;

  • к продукции, услугам и работам (производственным про­цессам), устанавливаемые для обеспечения их экономично­сти при производстве, обращении (хранении и транспорти­ровании) и потреблении (эксплуатации или использовании), оказании услуг, выполнении работ (при функционирова­нии производственных процессов);

  • иные, установленные законодательством Российской Фе­дерации и относящиеся к продукции, услугам и работам (производственным процессам).
Перечисленные выше виды требований, устанавливаемых в ГОСТ Р и ГОСТ, являются императивно-обязательными для их соблюдения как субъектами хозяйственной деятельности (любых форм собственности на средства производства), так и государственными органами управления, а также местными (муници­пальными) органами власти.

^ Обязательными требованиями для обеспече­ния их безопасности для жизни, здоровья, сохранения генетиче­ского фонда человека и его имущества и подлежащими проверке, являются следующие:


  • по обеспечению механической безопасности;

  • по обеспечению электробезопасности, а также электромагнитной безопасности;

  • по обеспечению пожарной безопасности;

  • по обеспечению взрывобезопасности;

  • по обеспечению радиационной безопасности, в том числе безопасности ионизирующих излучений;

  • по обеспечению химической безопасности, т.е. защиты от недопустимого уровня воздействия вредных химических и ядовитых загрязняющих веществ (в том числе предельно-допустимые выбросы и сбросы вредных химических веществ или входящих в них загрязняющих компонентов в воздух и сточные воды);

  • по обеспечению биологической безопасности, т.е. защиты от недопустимого уровня воздействия вредных микробиологических, токсичных веществ, болезнетворных для человека микробов и бактерий.
Например, среди обязательных требований стандартов по обеспечению механической безопасности при обслуживании машин и оборудования можно назвать следующие:

  • защищающие при ошибочных действиях обслуживающего персонала и самопроизвольном нарушении функционирования машин и оборудования;

  • по устройству специальных защитных ограждений, ограничений хода, блокировок, концевых выключателей подвижных элементов, креплений и фиксаторов подвижных частей, а также по оснащению рабочих мест;

  • к органам управления и приборам контроля, аварийным системам сигнализации, к нанесению сигнальных цветов и знаков механической безопасности и др.
^ Обязательными требованиями (подлежащими проверке) на продукцию, услуги и работы (производственные процессы), устанавливаемыми с целью охраны окружающей природной среды, естественного воспроизводства (восстановления) природных экологических систем (водная среда, атмосферный воздух, почва, недра, фауна, флора, ионосфера), являются требования по обеспечению оптимального уровня:

  • физической безопасности природных экологических систем от недопустимого уровня физического (механического, электромагнитного, пожарного, взрывного, радиационного) воздействия на них производства, обращения, потребления,

  • утилизации (или захоронения или уничтожения) продукции, оказания услуг и осуществления производственных процессов;

  • химической безопасности природных экологических систем от недопустимого уровня химического (выбросы и сбросы вредных химических и ядовитых веществ или входящих в них загрязняющих компонентов) воздействия на них производства, обращения, потребления, утилизации (или захоронения или уничтожения) продукции, оказания услуг и осуществления производственных процессов;

  • биологической безопасности природных экологических систем от недопустимого уровня биологического (выбросы и сбросы токсичных веществ болезнетворных микробов, бактерий, вирусов, грибков) воздействия на них производства, обращения, потребления, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, оказания услуг и осуществления производственных процессов.
Например, в число обязательных требований стандартов физической, химической и биологической безопасности по обеспечению охраны окружающей природной сферы входят следующие:

  • по максимально-допустимой нагрузке на почву (гумус) сельскохозяйственной техники;

  • по максимально-допустимому содержанию СО, окислов азота, углеродов и других вредных веществ в выхлопных газах автомототехники;

  • к местам и условиям уничтожения биологически опасных отходов биотехнологических производств и др.
^ Обязательными требованиями на продукцию и работы (производственные процессы), устанавливаемыми с целью совместимости и взаимозаменяемости продукции и подлежащими проверке, являются требования по обеспечению:

  • функциональной совместимости и взаимозаменяемости;

  • геометрической совместимости (стыкуемости, соразмерности) и взаимозаменяемости;

  • электрической совместимости;

  • электромагнитной совместимости;

  • прочностной совместимости;

  • надежностной совместимости;

  • метрологической совместимости и взаимозаменяемости;

  • информационной совместимости;

  • технологической совместимости;

  • диагностической совместимости;

  • программной совместимости;

  • организационно-технической совместимости.
Обязательными требованиями на продукцию, услуги и работы (производственные процессы), устанавливаемыми для обеспечения единства методов (способов) и методик их контроля (испытаний, измерений, анализа) , являются следующие:

  • обязательные требования к средствам инструментального
    контроля и вспомогательным устройствам, с использованием которых возможно использование данного метода(способа) контроля;

  • обязательные требования к порядку (правилам, методике)
    подготовки к проведению контроля;

  • обязательные требования к методике (порядку, режиму, правилам) проведения собственно контроля всех обязательных требований к качеству продукции (услуги), установленных в технических регламентах и стандартах на нее;

  • обязательные правила (методика) обработки результатов
    инструментального, то есть объективного контроля;

  • обязательные правила (методика) документального оформления результатов инструментального контроля;

  • допустимая погрешность инструментального контроля с
    использованием данного метода (способа) и данной методики контроля (испытаний, измерений, анализа).
Выбранные метод и методика контроля должны быть точными, объективными, четко сформулированными, обеспечивающими последовательные и воспроизводимые результаты.

Обязательные методы и методики контроля в практике стандартизации регламентируются в двух формах:


  • самостоятельного подвида стандарта на метод и методику
    контроля (испытаний, измерений, анализа);

  • раздела стандарта на продукцию (услугу, работу).
Обязательными требованиями на продукцию, устанавливаемыми с целью обеспечения единства маркировки для потребителей, является следующие их конкретные виды (по ГОСТ Р 51121-97):

  • наименование товара;

  • наименование страны-изготовителя;

  • наименование фирмы-изготовителя (может быть дополнительно обозначено буквами латинского алфавита);

  • основное целевое (или функциональное) предназначение товара и область его применения;

  • дата изготовления товара;

  • обязательные правила и условия безопасного хранения, транспортирования товара, его безопасного и технически эффективного применения (потребления), ремонта (восстановления - при возможности), утилизации или захоронения, или уничтожения (при необходимости).
Изготовители или продавцы в общем случае обязаны своевременно предоставлять потребителям и (или) покупателям всю необходимую и достаточную достоверную информацию о предлагаемых для реализации товарах, обеспечивающую возможность их компетентного выбора. Информация для потребителей, (в том числе обязательно представляемая) о зависимости от вида и технической сложности товаров может быть представлена непосредственно в виде маркировки на продукции, таре, этикетке и (или) в виде текстового документа (паспорт, формуляр, руководство по применению и др.), прикладываемого непосредственно к конкретному товару.

^ Обязательными требованиями на продукцию, услуги и работы (производственные процессы), устанавливаемыми для обеспечения оптимальной экономичности , могут быть следующие конкретные виды требований в стандартах:


  • абсолютная и (или) удельная материалоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, оказания услуг, выполнения работ;

  • абсолютная и (или) удельная энергоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, оказания услуг, выполнения работ;

  • абсолютная и (или) удельная топливоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, а также оказания услуг и выполнения работ;

  • абсолютная и (или) удельная фондоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, а также оказания услуг и выполнения работ;

  • абсолютная и (или) удельная трудоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, а также оказания услуг и выполнения работ.
Так, обязательными требованиями стандартов по обеспечению оптимальной экономичности продукции могут служить:

  • удельный расход электромагнитной стали определенной марки на 1 кВт мощности электрогенератора;

  • показатели энергоэффективности - абсолютные и (или) удельные величины потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения (в том числе КПД трансформаторов и стабилизаторов и др.);

  • предельно допустимый расход топлива определенной марки на 100 км пути автомототранспортного средства определенного вида;

  • удельный расход (норма физического износа) основных фондов (специализированное оборудование и т. п.) на производство одного изделия;

  • удельный расход живого конкретного труда определенного разряда на предполетное и послеполетное техническое обслуживание летательного аппарата определенного вида и модели в расчете на 1 ч полета этого летательного аппарата в воздухе.
К добровольным в современных хозяйственно-правовых условиях России относятся требования стандартов, характеризующие потребительные и иные свойства продукции и услуг, не отнесенные к изложенным выше обязательным требованиям стандартов. Необходимость выполнения добровольных требований стандартов изготовитель (поставщик) и потребитель (заказчик, покупатель) определяют самостоятельно при заключении договоров (контрактов) на разработку и поставку продукции (оказание услуг, проведение работ). Таким образом, добровольные требования стандартов становятся диспозитивно обязательными для поставщика (разработчика, изготовителя) и потребителя (заказчика и покупателя) при ссыпке на них в договоре (контракте).
^ 2.5. Применение стандартов в Российской Федерации
Применение стандартов - это стадия их нормоприменения, т.е. использования и соблюдения установленных в них императивных (обязательных во всех случаях) и диспозитивных (обязательных для конкретных случаев) требований в процессах производственно-хозяйственной и иной жизнедеятельности общества.

Отечественные стандарты (ГОСТ Р, ГОСТ, ОСТ, СТП, СТО) в соответствии с областью их распространения и сферой действия применяются на территории Российской Федерации с помощью следующих трех основных методов (способов):


  • непосредственное (прямое) применение и соблюдение требований стандартов , в процессах научно-исследовательской, опытно-конструкторской, опытно технологической,проектной,испытательной,сертификационной,производственной, коммерческой, а также управленческой деятельности;

  • опосредованное применение стандартов путем разработки и соблюдения технической документации (конструкторской, технологической, проектной) на конкретные продукцию, услуги и работы (производственные процессы);

  • ссылки на стандарты в технической, коммерческой и управленческой документации (в том числе на стандарты в техническом законодательстве страны).
Стандарты тем или иным методом применяют практически все субъекты хозяйственной деятельности (любых форм собственности на средства производства) и большинство государственных органов управления (в первую очередь исполнительной власти), а также муниципальные органы местного самоуправления.

Субъекты хозяйственной деятельности пользуются, как правило, одновременно тремя указанными выше методами (способами) на стадиях исследований и разработки, подготовки новой продукции к производству, испытаний и сертификации, производства (изготовления, строительства, выращивания), обращения и реализации (хранения, транспортирования, поставки, продажи), потребления (эксплуатации или использования), восстановления (ремонта), утилизации (или захоронения, или уничтожения), при оказании услуг и выполнении работ, в том числе при разработке технической документации на поставляемую товарную продукцию, оказываемые товарные услуги, производимые товарные работы.

На территории России стандарты ГОСТ Р и ГОСТ в соответствии с областью их распространения действуют в качестве нормативных документов по стандартизации без каких-либо ограничений, а ОСТ - только в случаях, если их требования не противоречат законодательству Российской Федерации или специализированным техническим регламентам, установленным компетентными государственными контрольно-надзорными органами.

Стандарты предприятий (СТП) в России могут разрабатываться, утверждаться и применяться предприятиями, т.е. субъектами хозяйственной деятельности, в качестве нормативных документов полностью самостоятельно в следующих случаях:


  • для обеспечения использования на предприятии технических регламентов

  • Российской Федерации, ГОСТ Р, ГОСТ,ОСТ, международных стандартов, региональных стандартов, национальных стандартов зарубежных стран, стандартов научно-технических, инженерных объектов и других общественных объединений, СТП других предприятий;

  • на создаваемые на данном предприятии продукцию, услуги и производственные процессы (работы).
В соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации» (ст. 8, п. 2, абз. 2) требования СТП подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре (контракте) на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти СТП. Таким образом, законодатель допустил возможность разработки и утверждения СТП на товарные объекты.

Принятые научно-техническими, инженерными обществами или другими общественными объединениями СТО субъекты хозяйственной деятельности применяют на территории России в качестве нормативных документов по стандартизации на добровольной основе, т.е. по их собственному решению (в том числе на договорной основе с соответствующими общественными объединениями).

Новые и пересмотренные ГОСТ Р, ГОСТ и ОСТ допускается не распространять на продукцию или услуги, выпуск или оказание которых были освоены до их введения в действие, если это предусмотрено в данных стандартах. Новые межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присоединилась Российская Федерация, применяются на территории России без какого-либо переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта (Госстроя) России и опубликованием этой информации в информационном указателе государственных стандартов (ИУС).

В тех случаях, когда ГОСТ Р принят в качестве ГОСТ, ссылки на первый в ранее разработанной нормативной технической и коммерческой документации сохраняются на продукцию или услуги, выпуск или оказание которых были освоены до введения в действие соответствующего ГОСТ на территории Российской Федерации. При этом в ГОСТ Р вносится изменение, содержащее указание о том, что он продолжает действовать только на ранее разработанную продукцию (услуги) до снятия ее (их) с производства (оказания), а в новых разработках применяться не должен.

Отечественные стандарты могут применять юридические и физические лица других государств на основе соответствующих договоров (соглашений) о научно-техническом сотрудничестве или с разрешения соответствующих государственных органов управления, субъектов хозяйственной деятельности, принявших (утвердивших) эти документы.

Товаропотребители (товаропокупатели) и товаропроизводители (товаропоставщики, исполнители), заключая договоры (контракты), в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» (ст. 9, п. 2) обязаны включать в них условия о соответствии поставляемой товарной продукции, оказываемых товарных услуг и выполняемых товарных работ всем обязательным требованиям соответствующих ГОСТ Р, ГОСТ, а также технических регламентов Российской Федерации.

Необходимость применения именно отечественных стандартов в отношении поставляемой товарной продукции и оказываемых товарных услуг на территории Российской Федерации с вывозом ее (их) с территории России определяется договорами (контрактами), заключаемыми российскими субъектами хозяйственной деятельности с зарубежными партнерами, за исключением специальных случаев, установленных законодательством РФ.

Возможность применения непосредственно и в полном объеме требований стандартов зарубежных фирм, международных стандартов, (международных) региональных стандартов, национальных стандартов зарубежных стран в отношении поставляемой товарной продукции и оказываемых товарных услуг с территории Российской Федерации имеет место в случаях полного вывоза ее (их) с российской территории, что также определяется договорами (контрактами), заключенными российскими субъектами хозяйственной деятельности с зарубежными партнерами.

Импортируемая продукция и импортируемые услуги, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, должны соответствовать всем обязательным требованиям по безопасности и экологии действующих в стране технических регламентов, ГОСТ Р и ГОСТ, что следует подтверждать соответствующими сертификатами, признаваемыми уполномоченными на то органами российской стороны.

Региональные стандарты и национальные стандарты зарубежных стран применяют в России на основе договоров о сотрудничестве или с разрешения соответствующих (международных) региональных организаций, а также национальных органов зарубежных стран, если их требования удовлетворяют потребностям народного хозяйства России.

Международные стандарты, (международные) региональные стандарты (при условии присоединения к ним Российской Федерации), а также национальные стандарты зарубежных стран (при наличии соответствующих соглашений с этими сторонами) применяют на территории России преимущественно опосредованно, т.е. в качестве ГОСТ Р и ГОСТ. При этом принимаемый, а затем и применяемый в России ГОСТ Р или ГОСТ представляет собой либо технически аутентичный текст оформленного на русском языке соответствующего нероссийского документа, либо технически аутентичный текст оформленного на русском языке соответствующего нероссийского документа с дополнительными и (или) более высокими требованиями, отражающими специфику потребностей народного хозяйства России.

В первом случае обозначение ГОСТ Р или ГОСТ состоит из индекса (ГОСТ Р или ГОСТ), обозначения соответствующего международного стандарта, (международного) регионального стандарта, национального стандарта зарубежной страны без указания года его принятия и отделенных тире двух последних цифр года принятия ГОСТ Р или ГОСТ. Например, ГОСТ Р, оформленный на основе применения технически аутентичного текста международного стандарта ИСО 9597:1992, обозначается как ГОСТ Р ИСО 9591-95.

Во втором случае под обозначением ГОСТ Р или ГОСТ в скобках приводится обозначение международного стандарта, (международного) регионального стандарта, национального стандарта зарубежной страны. Например, ИСО 7173:1989 обозначается как ГОСТ Р 50231-92. Если ГОСТ Р или ГОСТ разработаны на основе применения технически аутентичных текстов сразу нескольких международных стандартов, (международных стандартов, национальных стандартов зарубежных стран, то в их обозначение региональных включается обозначение только основного из них, а об остальных информация приводится в предисловии к ним. Если в международном стандарте, (международном) региональном стандарте или национальном стандарте зарубежной страны, подлежащей применению в РФ, имеются ссылки на другие нероссийские стандарты, уже применявшиеся в России ранее или по своим требованиям аналогичные действующим ГОСТ Р или ГОСТ, в оформляемом на его основе ГОСТ Р или ГОСТ приводятся ссылки на соответствующие ГОСТ Р и (или) ГОСТ.

Если международный стандарт, (международный) региональный стандарт, национальный стандарт зарубежной страны, подлежащий применению в России, содержит ссылки на нероссийские стандарты, еще не применявшиеся там, и при этом отсутствуют эквивалентные им ГОСТ Р и ГОСТ, необходимо оперативно решить вопрос о возможности применения в России этих нероссийских стандартов, на которые сделаны ссылки. Для этого, например, можно использовать метод придания этим нероссийским стандартам, на которые сделаны ссылки, добровольного (рекомендуемого) статуса.

Кроме того, до принятия в РФ международных стандартов, (международных) региональных стандартов, национальных стандартов зарубежных стран в качестве ГОСТ Р и ГОСТ допускается их применение в качестве ОСТ, СТО и СТО, что существенно облегчает решение проблемы гармонизации требований отечественных стандартов и международно-признанных стандартов на аналогичные объекты стандартизации.

Контрольные вопросы


  1. Назовите основные цели стандартизации.

  2. Какие органы осуществляют деятельность по стандартизации?

  3. Какие категории стандартов вы знаете?

  4. Перечислите методы применения стандартов.

Введение

Функции стандартизации

Система органов и служб стандартизации Российской Федерации

Виды стандартов, применяемых в Российской Федерации

Применение стандартов в Российской Федерации

Список используемой литературы

Введение

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всех общего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стандартизация в России осуществляется в целях обеспечения:

·Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

·Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

·Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;

·Единства измерений;

·Экономии всех видов ресурсов;

·Обороноспособности и мобилизации готовности страны.

Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышения степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, а также содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству.

Объект стандартизации - конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, группы однородных конкретных производственных процессов.

Аспект стандартизации - направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойства данного объекта.

Так, аспектами стандартизации являются:

·термины и определения;

·условные обозначения и сокращения;

·требования к основным показателям уровня качества;

·требования к основным показателям уровня экономичности;

·требования к комплектности продукции;

·требования к методам и средствам хранения и транспортировки

·требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производства, обращения и потребления;

·требования к правилам и средствам приемки продукции;

·требования к маркировке продукции;

·требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре;

·требования и условия технически эффективного и безопасного потребления продукции по ее целевому назначению;

·требования и условия технически эффективной и безопасной утилизации.

Нормативный документ по стандартизации - это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

К нормативным документам по стандартизации в России относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также правила по стандартизации.

Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующего отсутствием устойчивых возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый признанным органом. Стандарты основываются на обобщенных результатах достижений науки, техники и практического опыта, цель их применения - получение оптимальной пользы для общества. Они являются наиболее массовым видом документов, используемых для оформления результатов деятельности по собственно стандартизации, в число которых входят технические регламенты, ОКТЭИ, правила по стандартизации, а также натурально-вещественные образцы - эталоны изделий, материалов и веществ.

Государственный стандарт РФ - стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой России). Разрабатывается на конкретную продукцию, конкретные услуги, конкретные производственные процессы или их элементы, имеющие преимущественно общенародное хозяйственное значение (применение).

Технический регламент - документ, который устанавливает характеристики продукции или связанные с ней процессы и методы производства. Соблюдение технического регламента обязательно (в соответствии с Соглашением по техническим барьером в торговле, принятым в рамках Всемирной торговой организации ВТО).

В качестве технических регламентов в России рассматриваются: техническое законодательство Российской Федерации;

Указа Президента РФ и постановления Правительства, содержащие требования технического характера; стандарты, содержащие обязательные требования, а также технические нормы и правила специализированных государственных контрольно-надзорных органов (СНиП, САНПиП и др.).

Стандарт отрасли - стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции. Разрабатывается на конкретную продукцию, конкретные услуги, конкретные производственные процессы или их элементы, имеющих преимущественно внутриотраслевое значение (применение).

Стандарт предприятия - стандарт, утвержденный самим предприятием. В России СТП утверждают по двум вариантам: на уровне предприятий, не входящих или входящих в какое-либо хозяйственное объединение; на уровне любых хозяйственных объединений.

Правила по стандартизации - нормативный документ по стандартизации, принятый Госстандартом России и содержащий, во-первых, типовые организационно-технические и (или) общетехнические правила, общие принципы, характеристики, нормы, соблюдение которых является обязательным при выполнении производственных процессов определенного вида в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, а во-вторых, обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Рекомендации по стандартизации разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации, координации и осуществления работ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной (мировой) организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО и МЭК, поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах - членах ИСО и МЭК, добровольный.

Межгосударственный стандарт - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992 г.) Межгосударственными стандартами являются в настоящее время международными стандартами регионального типа.

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальными органами по стандартизации. Таковыми являются - государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), Украины (ДСУ).

Комплекс стандартов - это совокупность взаимосвязанных государственных и (или) международных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные, преимущественно основополагающие организационно-технические и (или) общетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

Объективный закон стандартизации - это социально-экономическая необходимость современного обобществления новых позитивных результатов творческого интеллектуально-технического труда исследователей и разработчиков в форме нормативно-технической информации (т.е. в форме требований, включенных в принятые новые или обновленные стандарты) об интегральном качестве новых объектов второй природы, которые имеют четкую перспективу последующего многократного эффективного применения в любой сфере общественной практики.

Функции стандартизации

Функции стандартизации установлены в законе «Техническом регулировании» и более подробно в ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения».

Стандартизация выполняет следующие функции:

Функция упорядочения - преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с её требованиями и законами.

Охранная (социальная) функция - обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Реализация этой функции позволяет достигнуть следующих целей:

сбалансированность интересов сторон;

системность стандартизации;

динамичность и опережающее развитие стандарта.

Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативном документе обоснованных ограничений и расходов ресурсов.

Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путём личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни (для достижения гармонизации). Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е. цивилизации.

Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами - эталонами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара, как главного условия договора (контракта).

Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта или любого другого нормативного документа и его всеобщим применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований нормативного документа обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.

стандартизация нормативный документ

Система органов и служб стандартизации в России

Систему органов и служб стандартизации в Российской Федерации образуют следующие структуры:

·Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), подчиненный Правительству РФ;

·Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации в центральном аппарате Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России), подчиненный Правительству РФ;

·Группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах государственных органов управления (в федеральных министерствах и ведомствах Российской Федерации), подчиненных Правительству РФ;

·Технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые заинтересованные сторонами (предприятия и организации) на добровольной основе;

·Подразделения (службы) стандартизации, создаваемые самими субъектами хозяйственной деятельности.

Основными направлениями деятельности Госстандарта являются:

Организация и государственное управление стандартизацией в стране;

Организация и государственное управление деятельности по обеспечению единства измерений в стране;

Формирование и реализация государственной политики в области оценки и подтверждения соответствия продукции, услуг и производственных процессов (производств) установленным техническим требованиям (аккредитация, сертификация, системы качеств, системы охраны окружающей природной среды, лицензирование);

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов, за соблюдением правил обязательной аккредитации, сертификации, лицензирования, государственный метрологический контроль и надзор;

Участие и защита интересов России в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации;

Обеспечение ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации;

Профессиональная подготовка и систематическое повышение квалификации кадров (в том числе кадров высшей научной квалификации) в области стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и обеспечениям качества продукции, услуг и производственных процессов.

Другие государственные органы управления (группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах федеральных министерств и ведомства Российской Федерации) участвуют в работах по стандартизации в пределах компетенции, определяемой положениями об этих группах специалистов и их должностными инструкциями, утвержденными самими министерствами (ведомствами).

Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации Российской Федерации (далее - национальный орган по стандартизации). Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

Функции национального органа по стандартизации возложены правительством Российской Федерации на федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции:

утверждение национальных стандартов;

принятие программ разработки национальных стандартов;

организацию экспертизы проектов национальных стандартов;

обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

осуществление учёта национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;

участие в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечение учёта интересов Российской Федерации при их принятии;

Утверждение изображение знака соответствия национальным стандартам;

представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Организация и разработка национальных стандартов, согласование, организация экспертизы национальных стандартов, в том числе представленных субъектами хозяйственной деятельности, осуществляются техническими комитетами по стандартизации: непосредственным разработчиком стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон.

Технические комитеты (ТК) по стандартизации создаются для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной и (международной) региональной стандартизации.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Правила создания, формирования и функционирования технических комитетов по стандартизации устанавливает национальный орган по стандартизации.

Заседание технических комитетов по стандартизации являются открытыми, если не связаны с обсуждением проблем, отнесённых действующим законодательством к информации ограниченного доступа. В последнем случае порядок допуска на заседании технических комитетов определяется законодательством в области сохранения государственной тайны.

ТК по стандартизации имеют следующую типовую структуру: председатель по стандартизации, заместитель председателя; ответственный секретарь, секретариат; подкомитеты (ПК), образуемые по группам закрепляемых за ними объектов стандартизации и (или) направлениям деятельности, секретариаты ПК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ПК в рамках данного ТК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ТК по стандартизации.

Основными функциями российских ТК по стандартизации являются:

·Разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов государственных стандартов Российской Федерации, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов;

·Содействие применению международных, региональных стандартов в экономике страны и гармонизация государственных стандартов Российской Федерации с международными стандартами, а также с прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;

·Сотрудничество с ТК в смежных областях деятельности, в том числе с расположенными на территории других государств - участников Соглашения о проведении согласованной политике в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13марта 1992 г., обеспечивая при этом комплексную стандартизацию;

·Сотрудничество с предприятиями (организациями) - пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями;

·Разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации;

·Участие в работе технических комитетов международных, региональных организаций по стандартизации, что способствуют принятию государственных стандартов Российской Федерации в качестве международных стандартов, а также участие в создании новых технических комитетов (подкомитетов) этих организаций и ведение их секретариатов в соответствии с действующими соглашениями между Госстандартом России и международными организациями;

·Разработка проектов (участие в разработке) международных, региональных стандартов, подготовка предложений по закрепленной за ТК тематике для включения в программы (планы) работ технических органов международных организаций по стандартизации;

·Подготовка предложений по позиции Российской Федерации по позиции для голосования по проектам международных, а также межгосударственных стандартов;

·Подготовка предложений по участию в заседаниях технических органов международных организаций по стандартизации, в том числе по составу делегаций;

·Участие в проведении в России заседаний технических органов международных организаций по стандартизации.

Службы стандартов на предприятии (научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел, лаборатория, бюро, группа, специалист) выполняет самостоятельные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные, экспериментальные, испытательные и другие работы по стандартизации, проводимых другими подразделениями, а также осуществляют организационно-методические и научно-техническое руководство работами по стандартизации, ведут нормоконтроль разрабатываемой технической документации (конструкторской, технологической и проектной). Они осуществляют свою работу в соответствии с положением о конкретных службах, разрабатываемых с учётом рекомендаций о службах стандартизации. Также на службы возложена осуществления обязанностей по ведению дел секретариата ТК.

Важную роль в системе органов и служб стандартизации Российской Федерации играют четыре всероссийских научно-исследовательских института по стандартизации (ВНИИстандарт, ВНИИНМАШ, ВНИИЦСМВ, ВНИИКИ) Госстандарта России, а также центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) Госстандарта России (их в стране 101).

ВНИИстандарт Госстандарта России является головным научно-исследовательским институтом по широкой проблематике отечественной, межгосударственной и международной стандартизации. Он осуществляет разработку общих организационно-правовых и научно-технических основ стандартизации для России и СНГ, формируют, и организовывает выполнение заданий постоянно пролонгируемой федеральной инновационной программы «Стандартизация и метрология», ведет дела национальных российских секретариатов ИСО и МЭК, а также обеспечивает проведение экспертизы проектов государственных и межгосударственных стандартов перед их принятием по закрепленной за ним предметным областям.

в Российской Федерации

В Российской Федерации используются несколько видов стандартов, которые отличаются назначением и спецификой объекта стандартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, изменений, анализа).

Основополагающие стандарты разрабатываются в целях обеспечения взаимопонимания, единства подходов и взаимосвязи деятельности науки, техники и производства. Основополагающие стандарты устанавливают также принципы, требования, правила и нормы, которые рассматриваются в качестве общих и должны содействовать решению общих целей как для науки, так и для производства.

Примерами основополагающих стандартов могут быть государственные стандарты, определяющие общие положения в комплексе стандартов конкретной системы (напри­мер, ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации. Основные положения»). Основополагающие стандарты могут устанавливать научно-техническую терминологию, широко используемую в науке, технике, производстве, например, терминологию по технической эстетике, эргономике, требования и нормы по техническому обеспечению технологических процессов (предпочтительные числа, классы точности и т. п.).

Стандарты на продукцию {услуги) устанавливают требования, либо к конкретному виду продукции (услуге), либо к группам однородной продукции (услуг). Применяются две разновидности этого вида стандартов:

стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции (услуг);

стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге).

По группам однородной продукции (услуг) могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарт общих технических условий в общем случае включает следующие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки продукции; методы контроля транспортирования и хранения.

Стандарт технических условий устанавливает требования, как было сказано, к конкретной продукции (в том числе различных марок или моделей этой продукции), касающиеся производства, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Эти требования не должны противоречить стандарту общих технических условий. Стандарт технических условий содержит дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации: указание о товарном знаке, знаке соответствия, если изделие сертифицировано, и др.



Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции: разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации в целях их технического единства и оптимальности решений. Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций. Данный вид стандартов находит широкое применение в области управления, делопроизводства, подготовки кадров и т. п.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) предназначены для обеспечения всесторонней проверки всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть точными, объективными и обеспечивать воспроизводимые и сопоставимые результаты.

Каждый из методов имеет свою специфику, связанную с конкретным объектом контроля, однако можно выделить общие элементы процесса контроля, которые можно подвергнуть стандартизации: средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов; до­пустимую погрешность метода.

Необходимо пользоваться именно стандартизированными методами контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте, передовых достижениях метрологии.

ВВЕДЕНИЕ.

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.

Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории:

государственные стандарты – ГОСТ;

отраслевые стандарты – ОСТ;

республиканские стандарты бывших союзных республик – РСТ;

стандарты предприятий – СТП.

Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки и техники, производства, а также на продукцию массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли.

Под отраслью здесь понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального распределения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и (или) изготовляющих определенные виды продукции, закрепленной за министерством, являющимся ведущим в ее производстве.

ОСТы разрабатывают на объекты, не подлежащие государственной стандартизации, в том числе на технологическую оснастку, инструмент, типовые технологические процессы отраслевого применения, а также нормы, правила, требования, необходимые для взаимосвязи предприятий.

Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.

Отраслевые стандарты утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.

Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.

Стандарты предприятия обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий, внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений и контроля.

2. ВИДЫ СТАНДАРТОВ.

В зависимости от назначения и содержания Государственная система стандартизации устанавливает на продукцию стандарт всех категорий следующих видов:

общих технических условий;

общих технических требований;

параметров и (или) размеров;

типов, основных параметров и (или) размеров;

конструкции и размеров;

правил приемки;

методов контроля (испытаний, анализа, измерений);

правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;

правил эксплуатации и ремонта;

типовых технологических процессов.

СТП разрабатывают на детали и сборочные единицы, технологическую оснастку и инструмент; нормы и правила в области организации производства и управления качеством продукции; технологические нормы, требования и типовые технологические процессы; поверочные схемы предприятия.

Понятие «вид стандарта» определяет содержание стандарта в зависимости от его назначения.

Стандарты общих технических условий устанавливают общие для данной группы однородной продукции эксплуатационные характеристики, правила приемки, методы контроля, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, комплектность и гарантии изготовителя (поставщика).

Стандарты технических условий имеют аналогичное содержание, но относятся к конкретной продукции или нескольким ее близким типам (видам, маркам, моделям).

Стандарты общих технических требований устанавливают общие для группы однородной продукции нормы и требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальный уровень качества при проектировании и изготовлении.

Стандарты технических требований устанавливают требования к качеству, надежности, внешнему виду конкретного вида продукции в соответствии с ее основными потребительскими (эксплуатационными) характеристиками.

Стандарты параметров и (или) размеров устанавливают параметрические или размерные ряды продукции по основным потребительским (эксплуатационным) характеристикам, на базе которых следует проектировать продукцию конкретных типов, моделей, марок.

Стандарты конструкции и размеров устанавливают конструктивные исполнения и основные размеры для определенной группы изделий в целях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров, моделей и т. п.

Стандарты марок устанавливают номенклатуру марок и химический состав материала (сырья).

Стандарты сортамента устанавливают геометрические формы и размеры продукции.

Стандарты методов контроля (испытаний, анализа, измерений) устанавливают порядок отбора образцов (проб), методы контроля потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции в целях обеспечения единства оценки показателей качества.

Стандарты типовых технологических процессов устанавливают способы и технические средства выполнения и контроля технологических операций для изготовления продукции в целях внедрения прогрессивной технологии производства и обеспечения единого уровня качества продукции.

Общетехнические и организационно-методические стандарты (на общие нормы, показатели качества, методы расчета и проектирования, классификации и кодирования, термины, единицы физических величин, общие требования к продукции, требования к безопасности труда, охране окружающей среды и т. п.) на виды не подразделяют.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ.

На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях народного хозяйства.

Нормативно-техническую и организационно-методическую основу производства конкретных видов, типов, групп продукции составляют отраслевые системы стандартов, регламентирующие технические характеристики, требования к качеству и надежности изделий, способы и методы достижения и контроля этих требований и др. Отраслевые системы включают также комплексы стандартов на термины, определения и обозначения, применяемые в отрасли.

Единые государственные системы стандартов обеспечивают единообразие и наивысшую эффективность проведения важнейших видов работ, общих для различных отраслей народного хозяйства. К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.

Единая десятичная система классификации и кодирования технико-экономической информации. Огромные масштабы производства и связанное с этим увеличение потоков информации требуют оперативной ее обработки для планирования, учета и эффективного управления деятельностью предприятий и отраслей. Этой цели служит общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматической сети связи страны.

Понятие «вид стандарта» определяет содержание в зависимости от его назначения. Государственная система стандартизации устанавливает следующие виды стандартов:

1. Основополагающие

2. Стандарты на продукцию и услуги

3. Стандарты на работы (процессы)

4 Стандарт на методы контроля (на методы испытаний, методы измерений)

Разрабатываются в целях обеспечения взаимопонимания, единства подходов и взаимосвязи деятельности науки и производства. Эти стандарты устанавливают нормы, требования, правила которые рассматриваются в качестве общих и должны содействовать решению общих для науки и производства задач.

Основополагающие стандарты могут устанавливать научно-техническую терминологию, широко используемую в науке и производстве.

Стандарты на продукцию устанавливают требования либо к конкретному виду продукции, либо к группе однородной продукции в зависимости от этого делятся на 2 вида:

Стандарт технических условий . Содержащие требования к конкретной продукции. Эти стандарты касаются производства, поставки, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции. Эти стандарты не должны противоречить стандартам общих технических условий и содержать дополнительные (по сравнению со стандартами общих технических условий) требования к продукции.

Стандарты общетехнических условий .

Стандарты, которые содержат общие требования к группам однородной продукции. Они содержат такие границы как:

1 Классификация

2 Основные параметры (размеры)

3 Общие требования к качеству

4 Требования к маркировке

5 Требования к безопасности для жизни и имущества человека, и для окружающей среды.

Также эти стандарты содержат требования к приемке продукции, методы контроля, транспортирования и хранения. Они устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных стадиях существования (проектировка, производство, поставка, эксплуатация, ремонт, утилизация). Стандарты на работу должны содержать требования по ТБ и ПБ, на всех стадиях жизненного цикла продукции. Предназначены для обеспечения всестороннего контроля всех обязательных требований к качеству продукции.

§7 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.

В соответствии с Законом «О стандартизации» осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов. К таким требованиям относится - требование по обеспечению безопасности для жизни людей их имущества, для окружающей среды, а также другие требования указанные в законах. По содержанию контроль и надзор идентичны, различие заключается в полномочиях субъектов, которые осуществляют надзор или контроль. В случае выявления нарушений обязательных требований государственных стандартов составляется акт проверки, который является основанием для выдачи предписаний и внесения постановления о наложении штрафа. В случае не выполнения субъектами хозяйственной деятельности полученных предписаний государственные инспекторы направляют необходимые материалы в суд в установленном порядке.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги