Гибкое бюджетирование. Гибкие и статические бюджеты: понятие, порядок формирования, отличия

Составление гибких бюджетов связано с тем, что некоторые показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций, предусмотренные бюджетом, изменяются в связи с изменением объема производства и продаж.

Изменение объемов деятельности отразиться на выручке, на всех переменных затратах, на части полупеременных и ступенчатых постоянных затрат. Это реагирование затрат необходимо отразить в бюджетах для целей планирования (составив несколько бюджетов, соответствующих вариантам изменения объемов производства), а также для обеспечения бюджетного контроля. Для этих целей составляется так называемый гибкий бюджет, - корректировка первоначального бюджета (сметы) с учетом фактического объема производства.

Гибкие бюджеты в той или иной форме существуют почти в любой системе бюджетирования, так как руководители организаций, прежде чем утвердить бюджет рассматривают несколько вариантов развития событий.

Бюджет, который принимается как окончательный, обычно называют жестким (или статичным) бюджетом, поскольку в его основу положен определенный (утвержденный) показатель объема деятельности организации.

Базисом для составления гибких бюджетов обычно выступает калькуляционная единица (единица выпуска продукции). Однако это возможно в случае, когда производится один вид изделий. При производстве нескольких различных видов продукции гибкий бюджет составляется на базе нормативного времени, показателем которого является нормативный час.

Нормативный час (норма-час) - единица работы, выполненная за один час при нормативном уровне эффективности деятельности. Он позволяет привести к единому показателю выпуска продукции разных видов. Для этого выпуск продукции и отклонения выражаются в норма-часах. Бюджетная выручка рассчитывается на основе объема выпуска суммированием произведений нормативной цены продажи на фактический объем выпуска для всех видов изделий, относящихся к конкретному подразделению или организации в целом.

Использование норма-часов для построения гибкого бюджета возможно только там, где переменные затраты изменяются пропорционально трудоемкости производства продукции (услуг).

Гибкий бюджет на базе нормативного времени невозможен, если затраты на оплату труда производственных рабочих являются постоянными, а переменные затраты меняются пропорционально объему выпуска продукции.

Необходимость составления гибкого бюджета выявляется в ходе анализа отклонений при сравнении фактических результатов с запланированным уровнем.

Сопоставление фактических показателей с бюджетными, запланированными на конкретный, плановый объем производства (жесткий, статичный бюджет) дает ограниченную информацию, и анализ таких показателей носит поверхностный характер, рассмотрим это на примере.

То, что план по прибыли недовыполнен на 110600 д.е., и отклонение составило 98,7% не может удовлетворить руководство, так как это только констатация факта.

Для анализа можно сопоставить основные показатели: выручку, затраты (переменные и постоянные) маржинальный доход (разница между выручкой и переменными затратами) операционную прибыль.

Анализ отклонений за _____ месяц.


Отклонения от статичного бюджета 110600 д.е.

Анализ данных показал, что объем продаж упал на 2000 единиц, но это не вызвало пропорционального падения переменных затрат. В результате их доля повысилась с 65,7% запланированных бюджетом, до 75,9%, что привело к сокращению доли маржинального дохода в выручке с 34,3%, запланированных бюджетом, до 24,1%

Сопоставление относительных и абсолютных показателей дало реальную картину, но взаимосвязь между изменением показателей в результате изменением объема производства (сокращения) не получило освещения. Это возможно прояснить только с помощью гибкого бюджета.

Гибкий бюджет приспособлен к меняющемуся объему производства, его можно использовать как в предплановом (для целей планирования) так и в послеплановом периоде (для аналитических целей). При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж, при анализе - оценить фактические результаты.

Анализ выполнения плана за ______месяц_____года


Отклонение от гибкого бюджета 62600 д.е.

Отклонение объема 48000 д.е.

Отклонение от статичного бюджета 110600 д.е.

В таблице графы 1,2,3 предназначены для сравнения фактических результатов с гибким бюджетом. Отклонение от гибкого бюджета по операционной прибыли определяется разницей между фактической прибылью и прибылью по гибкому бюджету (1400 - 64000 = 626000).

Гибкий бюджет составлен умножением выпуска на удельные значения показателей, соответственно на 70 д.е., 46 д.е., 24 д.е., постоянные (общепроизводственные) расходы взяты в сумме 176000 д.е. за месяц.

Таким образом, отклонение по прибыли. рассчитанные путем сравнения фактических данных с данными жесткого (статического) бюджета, равное 110600 д.е. состоит из двух частей: отклонения от гибкого бюджета (62600 д.е.) и отклонения в объеме продаж (48000 д.е.)

При определении характера отклонений необходимо учитывать влияние изменения затрат на бюджетные результаты. Так, объем производства (продаж) может оказаться выше запланированного (и это будет благоприятным отклонением для выручки), но цена продажи ниже (неблагоприятное отклонение гибкого бюджета для выручки). Превышение фактического объема продаж может вызвать более высокие, чем планировалось прямые материальные затраты. Это естественно, так как затраты на основные материалы относятся к прямым, переменным затратам. Но, если материалы закупались по цене, превышающей предусмотренную бюджетом или фактические удельные расходы материалов оказались выше нормативных, это вызовет неблагоприятное отклонение от гибкого бюджета.

Причины таких отклонений требуют специального анализа основанного на более глубокой детализации информации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

В условиях динамических изменений окружающей экономической, технологической, социальной и политической среды, затруднение производственных и коммерческих связей предприятию, которое не планирует своей деятельности, выжить на рынке практически невозможно.

Для разработки эффективных планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходима достоверная информация, которую формируют в системе управленческого учета.

Выделяют долгосрочное, текущее и оперативное планирование деятельности предприятия, в процессе которых разрабатываются различные виды бюджетов.

Бюджет - это план будущих действий и мероприятий предприятия, выраженный в денежных или натуральных измерителях, который отражает доходы и затраты, поступления и выбытия как предприятия в целом, так и его структурных подразделений на определенный период времени, а также сумму капитала, которую необходимо задействовать предприятию для достижения плановых заданий.

Разработка бюджета является актуальной проблемой, которая дает возможность учитывать особенности отечественных предприятий в планировании финансово-хозяйственной деятельности и контролировать экономический результат деятельности предприятия в непосредственной связи с принципами и методами бухгалтерского учета.

Жесткие и гибкие бюджеты

Бюджетирование, как комплексная система мероприятий, охватывает основные стороны деятельности предприятия - производство, сбыт, финансы - и координирует их. Причем принимая управленческие решения, на всех уровнях менеджмента акцент делается на финансовую сторону, что и позволяет достичь таких целей, как оптимизация затрат, максимизация прибыли, сбалансированность привлеченных финансовых ресурсов с направлениями их использования как в объемах, так и во времени, а следовательно, оказывает содействие в целом - улучшению финансового состояния предприятия.

Бюджетирование как метод управления за свой цикл выполняет функции планирования деятельности предприятия в целом и по его подразделениям; суммирование всех коллективных предложений; разработки проектов бюджетов; расчета вариантов плана; внесение коррективов; окончательного утверждения планов, проектирования коммуникационных обратных связей и учета меняющихся условий.

Преимущества бюджетирования проявляются в принудительном краткосрочном и долгосрочном планирования ресурсов предприятия, поведение конкурентов и особенно текущего и проектируемого рыночного спроса продукции. По этим стратегическим аспектам разрабатываются планы и формируются бюджеты всех уровней и разной периодичности.

Под бюджетом понимают финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения целей, поставленных на предстоящий период. Основной бюджет предприятия охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование.

Бюджет консолидирует учетные данные по выбранному направлению или объекту бизнеса. Бюджет планируется исходя из норм, принятых в этом направлении или объекте, с учетом их предыдущего функционирования.

Бюджет имеет иерархическую структуру из статей, где самая вложенная статья имеет один или несколько числовых показателей.

Бюджет является инструментом управления на основе анализа причин отклонения значений фактических показателей от плановых.

В процессе реализации бюджетного планирования в организации осуществляется определение целей, задач и принципов формирования бюджета, выбор методов бюджетного планирования, выбор видов, структуры бюджета.

В процессе бюджетирования может разрабатываться жесткий или гибкий бюджет.

Жесткий бюджет - это бюджет, который составлен таким образом, что он не меняется в зависимости от достигнутого объема производства или объема продаж.

Жесткий бюджет разрабатывается для одного объема продаж и соответственно производства. Основной недостаток жесткого бюджета в том, что при отклонении фактических объемов от планируемых показателей он не позволяет контролировать затраты. Жесткие бюджеты используют для подразделений, уровень затрат которых не зависит от объема выпуска продукции.

Жесткий бюджет, составляется для одного фиксированного (планового) уровня производства и поэтому не учитывает различий между постоянными и переменными затратами. Поэтому такой бюджет малопригоден для анализа отклонений по затратам в том случае, если фактический уровень производства существенно отличается от планового.

Также жестким бюджетом называется финансовый план, который подготовлен до начала бюджетного периода. Термин "жесткий" означает, что:

Бюджет составлен на основе оценок объема производства и объема продаж, однако он не предусматривает никаких планов на случай, если фактические объемы производства и продаж будут отличаться от предусмотренных в бюджете.

Когда будут получены фактические объемы производства и продаж за контрольный период (месяц, четыре недели или квартал), то жесткий бюджет не будет скорректирован до нового уровня деловой активности.

Главное предназначение жесткого бюджета раскрывается на этапе планирования, когда нужно определить общие цели и задачи данной организации.

Жесткий бюджет статичен, он рассчитан на конкретный уровень деятельности. Все бюджеты, входящие в общий - жесткие. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. При сравнении жесткого бюджета с фактическими данными не учитывается реально достигнутый уровень деятельности, то есть все фактические результаты сравниваются с прогнозированными вне зависимости от достигнутого объема реализации. Поэтому на основе жесткого бюджета возможен лишь так называемый нулевой уровень анализа отклонений. Для более детального и глубокого анализа необходимо использовать гибкий бюджет.

Бюджет, который учитывает возможные варианты изменения объема деятельности в границах релевантного диапазона, называют гибким, или динамичным бюджетом. Итак, гибкий бюджет - это бюджет, составленный на основе бюджетных затрат и доходов для фактического объема деятельности или для нескольких релевантных уровней предвиденной деятельности. Такой бюджет необходим, в первую очередь, для анализа тех расходов, которые включают постоянную и переменную составляющие (производственные накладные, расходы на сбыт, административные).

Гибкий бюджет - бюджет, в котором выделены постоянные затраты и ставка переменных затрат, в связи с чем он автоматически подстраивается под изменяющийся объем производства.

Гибкий бюджет - бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, то есть предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации определена соответствующая сумма расходов. Гибкий бюджет учитывает изменение расходов в зависимости от изменения уровня реализации, она представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основу гибкого бюджетирования положен принцип реагирования отдельных показателей бюджета на изменение объемов деятельности. В связи с этим в гибком бюджете перерасчету подлежат те статьи, которые характеризуют доходы и переменные затраты предприятия. Основу гибкого бюджета составляют элементы анализа «затраты - выручка - прибыль» и, в первую очередь - деление издержек на постоянные и переменные. Гибкое бюджетирование позволяет автоматически подстраивать бюджет в соответствии с объемом производства в пределах релевантного интервала и контролировать затраты.

При составлении гибкого бюджета в основе лежит деление расходов на постоянные и переменные. Если в статичном бюджете расходы планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния объема реализации на каждый вид расходов. Для переменных расходов определяют нормы, рассчитывая их на единицу продукции, то есть определяют удельные переменные расходы. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных расходов в зависимости от уровня реализации. Постоянные расходы не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статичного, так и для гибкого бюджетов.

Гибкий бюджет отражает изменения уровня деятельности. В течение финансового периода статьи постоянных затрат, таких как арендная плата или страхование, не будут изменяться в зависимости от спадов и подъемов деятельности. Другие затраты могут изменяться пропорционально уровню деятельности. При гибком бюджете изменение затрат по каждой статье определяется пересмотром первоначально запланированного (ранее жесткого) бюджета в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Для контроля затрат это дает поддающееся интерпретации сравнение между фактическими затратами и затратами по бюджету, которые теперь основываются на одном и том же уровне деятельности.

Таким образом, бюджетирование является одним из основных инструментов планирования и контроля на предприятии, который используется для разработки плановых показателей с целью поиска наиболее оптимального варианта действия в будущем, контроля и оценки фактического выполнения плановых показателей. Более того, бюджетирование открывает новые перспективы относительно применения новейших методик управления отдельными структурными звеньями и предприятием в целом.

В Ы ВОДЫ

бюджет жесткий гибкий расход

Важную роль в принятии обоснованных управленческих решений играют бюджеты, разрабатываемые организацией (финансовые документы, раскрывающие прогнозные финансовые потоки, охватывающие весь комплекс деятельности). Качество подготовки бюджетов во многом предопределяет как темпы развития предприятия в целом, так и возможности по выработке оптимальных направлений хозяйственной деятельности, корректировки и оценки результатов хозяйствования.

Одними из форм бюджетов, разрабатываемых на предприятиях, является жесткий и гибкий бюджет. Жесткий бюджет разрабатывается для одного объема продаж и соответственно производства. Основной недостаток жесткого бюджета в том, что при отклонении фактических объемов от планируемых показателей он не позволяет контролировать затраты. Гибкий бюджет подстраивается с целью изменения всех издержек на единицу продукции. Он позволяет оценить соотношения затрат и прибыли с учетом разных объемов продаж. Гибкий бюджет отражает изменения уровня деятельности. В основу гибкого бюджетирования положен принцип реагирования отдельных показателей бюджета на изменение объемов деятельности.

Таким образом, составление бюджета является одним из основных инструментов планирования и контроля на предприятии.

ЛИ ТЕРА ТУР А

1. Корецкий М.Х., Даций Н.В., Пельтек Л.В. Управленческий учет: Учебное пособие. - К.: Центр учебной литературы, 2007 - 296 с.

2. Бердар М.М. Бюджетирование в системе управления финансовыми ресурсами предприятия// Внешняя торговля: право и экономика. - 2010. - №5. - С.82-88.

3. Онищенко С. Бюджетирование в системе финансового управления предприятием// Бухгалтерский учет и аудит. - 2009. - №6. - С.42-51.

4. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 350 с.

5. С.Ф. Голов Управленческий учет. Учебник. - 4-е изд. - К.: Либра, 2008. - 704 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Доходы государственного бюджета. Расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит. Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году. Федеральный бюджет 2005г. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2005

    Бюджет государства – центральное звено финансовой системы страны, финансовый план, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы. История возникновения бюджета. Понятие и роль государственного бюджета: бюджетная политика, расходы, доходы и виды бюджета.

    реферат , добавлен 15.03.2008

    Понятие, сущность и виды бюджета, его задачи и функции. Особенности бюджетного процесса в промышленности. Технология составления сводного бюджета промышленного предприятия. Система контроля за формированием и использованием сводного бюджета организации.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2013

    Государственный бюджет, его структура и социально-экономическая сущность. Доходы и расходы государственного бюджета, его состояние. Государственный бюджет Российской Федерации - главный финансовый документ страны. Государственное регулирование бюджета.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2015

    Нормативная база регулирования, порядок составления, утверждения и предоставления отчетности об исполнении бюджета. Отчетность налоговых органов об исполнении бюджета. Анализ исполнения бюджета по налогам и сборам на 2011 г. на примере г. Ставрополя.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2012

    Сущность понятия "государственный бюджет". История возникновения бюджета. Понятие и роль государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Бюджетное устройство Российской Федерации. Принципы бюджетной системы РФ. Условия сбалансированности бюджета.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2009

    Сущность и функции бюджета. Бюджетная классификация Российской Федерации. Этапы формирования бюджета страны. Центр исследования бюджетных отношений и его функции. Структура, расходы и доходы государственного бюджета России согласно информации Минфина.

    презентация , добавлен 11.06.2011

    Доходы государственного бюджета. Расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит. Причина бюджетного дефицита. Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета РФ. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы. Характер бюджетного сальдо.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2008

    Сущность государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды. Регулирование дефицита бюджета. Основы организации бюджетного процесса. Бюджет Российской Федерации и США. Проблемы бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Государственный бюджет, как главное звено в финансовой системе государства. Сущность бюджетных отношений. Налоговые и неналоговые, внутренние и внешние доходы бюджета. Текущие и капитальные расходы (инвестиционные нужды, а также прирост запасов) бюджета.

"Консультант", 2012, N 1

Если ваша компания динамично развивается и вы расширяете линейку товаров, производство и закрепляетесь в рыночной нише, то фиксированным бюджетом вам не обойтись. Как добиться наибольшего эффекта от гибкого бюджета и вывести компанию на новый уровень прибыльности?

В настоящее время большинство предприятий осознают необходимость бюджетирования. Многие уже и внедрили его у себя в том или ином виде.

Основные цели, которые преследуют при этом компании, следующие:

  • получение прогноза финансово-хозяйственного состояния предприятия;
  • определение плановых показателей, обеспечивающих сбалансированный рост бизнеса с учетом имеющихся и планируемых ресурсов и будущей прибыли;
  • согласование и утверждение плановых финансово-экономических показателей предприятия;
  • определение ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  • проведение анализа будущего положения предприятия;
  • повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления;
  • мотивирование участников бюджетного процесса на достижение конечного результата;
  • создание системы контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • обеспечение и укрепление финансовой дисциплины.

Корректные сравнения

Многие из указанных целей требуют для достижения грамотно составленного бюджета. Кроме того, необходимо сопоставление его плановых значений с фактически достигнутыми результатами - анализ отклонений (план-факт анализ).

Без профессионально выполненного анализа отклонений, установления причин их возникновения, разработки и реализации мероприятий по их устранению большая часть преимуществ бюджетирования останется невостребованной.

Функция анализа отклонений - одна из наиболее значимых в эффективно функционирующей системе бюджетирования на предприятии.

Механизм анализа, встроенный в систему бюджетирования, должен позволять проводить корректные сравнения плана с фактом и выявлять причины этих отклонений.

Анализ отклонений не является самоцелью. Результаты анализа должны быть такими, чтобы их можно было использовать в практических целях.

Выявленные отклонения между планом и фактом служат в первую очередь базой для оценки деятельности центров ответственности по итогам бюджетного периода и принятия управленческих решений.

Формальный анализ

Как показывает практика, в большинстве случаев внедрение системы бюджетирования не дает ожидаемого эффекта. Причин тому много. Среди них некачественный, формальный анализ отклонений. Рассмотрим простой пример (табл. 1).

Таблица 1. Исходные данные

Данные по заложенным в бюджете показателям, фактически достигнутым значениям и отклонениям показаны в табл. 2.

Таблица 2. Анализ отклонений

Приведенный в табл. 2 (формально выполненный) анализ отклонений показывает, что желательным отклонением (положительным фактом) является сокращение переменных затрат.

Все остальные отклонения нежелательны. Но такой анализ не учитывает влияние количества проданной продукции на статьи доходов и затрат.

Для корректного сравнения плановые и фактические показатели должны относиться к одному объему реализации. Таким образом, прежде чем проводить анализ отклонений, следует скорректировать бюджетные данные, пересчитав их для фактического объема реализации (выручки от реализации).

Прямое сравнение бюджетных и фактических данных некорректно. Ведь они относятся к разному количеству реализованной продукции.

Адекватная гибкость

Именно гибкий бюджет обеспечивает возможность расчета размера (величины) статей затрат для разных объемов реализации и определения отклонений фактически достигнутых результатов от запланированных. Это устраняет влияние фактора объема реализации на результаты анализа.

Вариант гибкого бюджета для приведенного выше примера при количестве единиц реализованной продукции, равном фактическому объему, представлен в табл. 3.

Таблица 3. Гибкий бюджет

В данном примере гибкого бюджета объем выручки и величина переменных затрат приведены для количества единиц реализованной продукции, равного фактическому. При этом цена единицы продукции и величина переменных затрат на единицу продукции те же, что и для фиксированного бюджета (см. табл. 1).

Как видно из табл. 4, выводы, которые следуют из результатов анализа отклонений с использованием гибкого бюджета, будут отличаться от выводов по результатам анализа, приведенного в табл. 2.

Таблица 4. Анализ отклонений с использованием гибкого бюджета

В данном случае оказывается, что положительный момент - это рост выручки, а не сокращение переменных затрат (как в табл. 2).

Переменные затраты при учете фактора объема реализации не сократились, а возросли, что является отрицательным фактом.

Более того, отсутствие изменений в валовой марже означает, что рост выручки был полностью компенсирован ростом переменных затрат.

Отдельного анализа требует выяснение причин отсутствия отклонений показателя валовой маржи.

Одной из причин может быть повышение цен на продукцию в целях компенсации роста затрат на сырье и материалы.

Сопоставление бюджетов

Особый интерес вызывает рост постоянных затрат. Фактически именно он и определяет падение прибыли за анализируемый период. Можно провести более глубокий анализ и оценить влияние фактора объема продаж (запланированного в фиксированном бюджете и фактического) на финансовые результаты предприятия. Для этого надо сопоставить гибкий и фиксированный бюджеты (табл. 5).

Таблица 5. Анализ влияния объема продаж на финансовые результаты предприятия

Из нее следует, что уменьшение количества реализованной продукции по факту в сравнении с тем, что было запланировано в фиксированном бюджете, привело к уменьшению прибыли предприятия на 120 000 руб.

При сопоставлении отклонений прибыли в таблицах 2, 3 и 5 видно следующее. Отклонение фактической прибыли от прибыли в фиксированном бюджете (134 000 руб.) равно сумме отклонений прибыли фактического и гибкого бюджета (120 000 руб.) и гибкого бюджета и факта (14 000 руб.).

Факторный анализ отклонений

Интересно провести сравнение результатов анализа с применением гибкого бюджета и факторного анализа.

Факторный анализ отклонений, для которого взяты данные из табл. 2, представлен в табл. 6. Прибыль рассчитывается по следующей модели:

Прибыль = Количество реализованной продукции x (Цена единицы продукции - (минус) Переменные затраты на единицу продукции) - Постоянные затраты.

Таблица 6. Факторный анализ отклонений факта от фиксированного бюджета

Факторный анализ выполнен обычным методом цепных подстановок, порядок факторов такой же, как и в приведенной выше модели.

Анализ данных табл. 6 показывает, что наибольшее влияние на уменьшение фактической прибыли оказало уменьшение количества реализованной продукции.

Увеличение цены на продукцию противодействовало сокращению прибыли, но было полностью компенсировано ростом переменных затрат на единицу продукции.

Наименьший вклад в уменьшение прибыли предприятия внес рост постоянных затрат.

План-факт анализ и гибкий бюджет

Получается, что факторный анализ с фиксированным бюджетом отвечает на те же вопросы, что и анализ с гибким бюджетом. Правда, он требует создания математической модели, учитывающей все факторы (в приведенном выше примере это было легко).

Примечательно полное совпадение результатов факторного анализа с результатами, представленными в таблицах 4 и 5. Разница лишь в том, что в табл. 4 вместо цены единицы продукции обозначена выручка, но оба эти фактора находятся в прямой зависимости друг от друга.

План-факт анализ с использованием гибкого бюджета дает больше полезной информации, чем использование фиксированного бюджета.

Но он, в свою очередь, лишь упрощенная версия факторного анализа.

Грамотно выполненный факторный анализ способен дать намного больше полезной информации, чем анализ с использованием гибкого бюджета.

Особенно в случае зависимости результата от большого количества факторов. Но факторный анализ более сложен в реализации и требует специалистов более высокой квалификации.

Плюсы и минусы

Преимущества гибкого бюджета являются и наиболее существенным его минусом с точки зрения практической реализации.

Вот основные вопросы, которые мы должны задать, при составлении гибкого бюджета.

Представляя гибкий бюджет на обсуждение и утверждение руководству, какие цифры в нем приводить?

Ведь гибкий бюджет формируется для широкого диапазона значений объема реализации. Если бюджет формируется снизу вверх, то какие данные будут поступать от подразделений? Ведь они должны охватывать диапазон значений.

Тем не менее преимущества гибкого бюджета перед фиксированным очевидны. Фактически фиксированный бюджет есть гибкий бюджет, рассчитанный для одного варианта объемов реализации.

Большая сложность реализации гибкого бюджета окупается более высоким качеством план-факт анализа с его применением. При этом такой анализ проще и понятнее факторного анализа.

Ведущий консультант

группы компаний "Нексиа Пачоли"

Функции бюджета как средство контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. Другими словами, по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.

Статические бюджеты

Исходные данные представлены в таблице 16. ОАО «Альфа» выпускает комплектующие изделия для автомобильного завода.

Таблица 16 – Отчет о деятельности ОАО «Альфа» на основании статического бюджета на 20__ год (руб.)

Статический бюджет – бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Другими словами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации (в вышеприведенном примере все доходы и расходы рассчитаны на 9000 изделий). Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от фактически достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонения от плана считается нулевым. С него обычно начинаются отчеты о деятельности западных компаний.

Нулевой уровень анализа

В результате сравнения фактических и плановых показателей выявляются отклонения от статического бюджета (таблица 16). Результатом выполненных выше расчетов могут стать следующие выводы: на отклонение от статического бюджета, в основном, повлияло резкое снижение объема реализации; вместе с объемом реализации снизились и издержки. Соответствовало ли уменьшение затрат сокращению объема производства? Конечно, нет. Ведь в итоге, несмотря на снижение переменных затрат, маржинальный доход также сокращается, следовательно, темпы уменьшения затрат отставали от темпов снижения объемов реализации.

Возможности более детализированного анализа деятельности предприятия статический бюджет не предоставляет. Для этих целей используется гибкий бюджет.

Гибкие бюджеты

Таблица 17 – Отчет о деятельности ОАО «Альфа» на основании гибкого бюджета на 20…год

Гибкий бюджет – это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации в гибком бюджете определена соответствующая сумма плановых затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменения плановых затрат в зависимости от изменения уровня продаж, он представляет собой динамическую базу для сравнения фактически достигнутых результатов с запланированными показателями.

Первый уровень анализа

Задача анализа первого уровня – выявить, за счет чего произошли отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Возможны две причины: изменение объема реализации и изменение общей суммы затрат (отклонения от гибкого бюджета).

Для выявления отклонений в объеме реализации сравниваются показатели двух бюджетов – статического и гибкого (расчет гибкого бюджета приведен в таблице 17). Гибкий бюджет включает плановые доходы и расходы, скорректированные с учетом фактического объема реализации. Статический бюджет, напротив, включает доходы и расходы, исчисляемые исходя из запланированного объема реализации (9000 шт.). В обоих бюджетах используется одинаковый размер плановых затрат на единицу реализованной продукции. Таким образом, различия между этими бюджетами вызваны исключительно различиями в объеме реализации. Этот показатель характеризует, прежде всего, качество работы руководителя отдела сбыта по достижению запланированного уровня реализации.

Сравнение фактических показателей с гибким и генеральным (статическим) бюджетами приведено в таблице 18.

Таблица 18 – Сравнение фактических показателей с гибким и генеральным бюджетами

Показатели Факт – 7000 шт. Гибкий бюджет на 7000 шт. Отклонение фактических затрат от гибкого бюджета Генеральный (статический бюджет) на 9000 шт. Отклонение гибкого бюджета от генерального (статического)
Реализация, шт. 2000 (Н)
Выручка от реализации продукции 62000 (Н)
Переменные затраты – всего 8470 (Н) 43600 (Б)
Маржинальный доход 8470 (Н) 18400 (Н)
Постоянные затраты
Финансовый результат основной деятельности -14070 -5600 8470 (Н) +12800 -18400 (Н)

При сравнении фактических показателей с прогнозируемыми в управленческом учете используются понятия эффективности и производительности. Эффективность – степень достижения поставленной цели. Производительность – степень использования ресурсов для достижения поставленной цели. Для расчета этого показателя необходимо сопоставить фактические результаты с применяемыми стандартами (нормами), в частности: со стандартом затрат материалов на единицу продукции (в натуральном выражении), со стандартом расхода материалов (в руб.), со стандартом затрат рабочего времени на изготовление единицы продукции (часы), со стандартом затрат труда в денежном выражении (руб./час.). Рассматривая отклонения фактических данных от статического бюджета, с точки зрения эффективности и производительности, можно сказать, что отклонение от объема реализации – это показатель эффективности организации. При сравнении планового объема реализации (9000 шт.) с фактическим (7000 шт.) можно сделать вывод, что анализируемое предприятие работает неэффективно и неблагоприятное отклонение прибыли по этой причине составляет 26870 руб. (таблица 16).

Оценить производительность можно путем сравнения отклонений в затратах. В данном случае общая сумма фактических затрат превысила сумму затрат, планируемых на данный объем реализации, в сравнении с гибким бюджетом. Это значит, что деятельность ОАО «Альфа» оказалась не только неэффективной, но и не производительной. Далее следует анализ отклонений по цене (второй уровень) и по производительности (третий уровень).

Второй уровень анализа

Анализируются отклонения от гибкого бюджета по цене ресурсов, запланированных и фактически затраченных. Данное отклонение рассчитывается по формуле:

Третий уровень анализа

Предполагает анализ и оценку степени эффективности ресурсов и рассчитывается следующим образом:

(20)

– это довольно жесткий инструмент управления, но эта жесткость обусловлена внешней средой, в которой приходиться работать компании. Поэтому, если компания даст слабину, она просто может погибнуть, не выдержав конкуренции. Тем не менее есть такой термин как «гибкое бюджетирование». Что же тогда может подразумеваться под гибкостью?

В данном случае имеется ввиду подход к оценке эффективности работы центров финансовой ответственности (ЦФО) компании. Основная идея гибкого бюджетирования заключается в том, что при оценке ЦФО нужно максимально полно исключить влияние смежных ЦФО на работу анализируемого ЦФО (см. Рис. 1 ).

Рис. 1. Принципы гибкого бюджетирования для анализа деятельности ЦФО

Для этого в финансовой модели бюджетирования должны быть прописаны взаимосвязи показателей, чтобы можно было разделить влияние различных ЦФО на показатели анализируемого центра ответственности (см. Книгу 3 «Финансовая модель бюджетирования»). Таким образом, фактические показатели ЦФО должны сравниваться не с плановыми, а с теми, которые пересчитаны с учетом влияния на них других ЦФО.

То есть сначала должен быть рассчитан так называемый гибкий план, который нужно сравнить с фактом. Если при этом будут обнаружены существенные отклонения факта от гибкого плана, то необходимо провести соответствующий анализ, чтобы выявить причины отклонений и принять необходимые решения.

Итак, процедура план-фактного анализа бюджетов ЦФО при использовании принципа гибкого бюджетирования должна выглядеть следующим образом (см. Рис. 2 ). После завершения отчетного периода финансовая дирекция направляет в ЦФО плановый и фактический бюджет. Точнее говоря, в плановом бюджете, как уже упоминалось, должен быть не план, а гибкий план, учитывающий влияние других ЦФО на показатели бюджета.

Рис. 2. Схема использования методики анализа деятельности ЦФО в системе бюджетирования

В случае если обнаружены существенные план-фактные отклонения, ЦФО проводит анализ и направляет предварительные результаты в финансовую дирекцию. Результаты анализа должны быть оформлены в виде аналитической записки в установленной форме. После этого проводится согласование результатов анализа между ЦФО и финансовой дирекцией. Затем результаты анализа представляются на бюджетном комитете.

Если они принимаются, то ОТиЗ производит соответствующие расчеты, и ЦФО либо выписывается премия, либо они штрафуются. Что касается штрафов, то в некоторых компаниях их нет, и они заменяются соответствующими разъяснительными беседами с руководством, на которых директор, так сказать, «трамбует» руководителей ЦФО, объясняя им, как они нехорошо поступили.

Если подытожить вышесказанное, то схема использования гибкого бюджетирования для анализа деятельности ЦФО должна быть организована так, как это представлено на рисунке 3 . Следует отметить, что в ходе такого анализа не только делаются выводы о причинах отклонений и готовятся проекты решений, но в том числе совершенствуется и сама модель бюджетирования. Ведь причина план-фактных отклонений может заключаться и в том, что качество планирования или учета пока еще оставляет желать лучшего.

Рис. 3. Схема использования принципа гибкого бюджетирования для анализа деятельности ЦФО

То есть в результате анализа может быть сделан вывод о том, что нужно внести определенные изменения в финансовую модель бюджетирования и, в частности, в информационное поле системы бюджетирования (см. Книгу 3 «Финансовая модель бюджетирования»). Имеется в виду, что в результате такой процедуры план-фактного анализа могут быть сделаны выводы, например, о пересмотре системы нормативов, системы ограничений (лимитов), о недостаточном учете факторов, существенно влияющих на бюджетные показатели и т.д. Таким образом, данная система позволит и повышать эффективность работы, и увеличивать точность финансовой модели бюджетирования.

При этом необходимо обратить внимание, что такой принцип гибкого бюджетирования ни в коем случае не должен применяться к компании в целом. Иначе это приведет к тому, что финансовый директор, докладывая на бюджетном комитете о низких финансово-экономических показателях компании, при этом будет ссылаться на то, что такая вот нехорошая внешняя среда им досталась, и ничего с этим не поделаешь. Такого допускать ни в коем случае нельзя. Принципы гибкого бюджетирования могут применяться к компании в целом только в том случае, если она входит в группу компаний. Тогда по отношению к холдингу в целом, действительно, можно говорить о гибком бюджетировании компаний, входящих в эту группу.

При построении финансовой модели бюджетирования и определении взаимосвязи показателей не всегда удается построить четкий алгоритм гибкого бюджетирования. Речь идет о том, что не всегда можно на методическом уровне четко разделить влияние нескольких ЦФО на какой-то важный показатель. При использовании принципов гибкого бюджетирования для дирекции по маркетингу и продажам можно попытаться выделить внутренние факторы, влияющие на объем продаж, но независящие от этого ЦФО.

Например, если из-за проблем с отгрузкой продукции на складе получилось так, что вовремя не отгрузили продукцию, или из-за большого срока отгрузки клиент ушел к конкуренту, то получается, что вроде как это нужно учитывать при оценке эффективности работы ЦФО. Но как уже отмечалось в этой книге, к сожалению, построить абсолютно точную модель на практике не получается, поэтому такими факторами чаще всего пренебрегают. Но если есть такая проблема с отгрузкой, это не значит, что на нее не нужно обращать внимание. Один из вариантов решения данной проблемы – введение соответствующего показателя в систему показателей ЦФО «Склад» и использование этих показателей в схеме мотивации при формировании ФМП ЦФО.

К тому же, что касается такого показателя, как объем продаж, то при использовании принципов гибкого бюджетирования для ЦФО, входящих в состав дирекции по маркетингу и продажам, также могут возникнуть проблемы. Ведь на показатель объема продаж влияет и отдел маркетинга, и сбытовые подразделения. Здесь также очень сложно разделить степень влияния на показатель указанных ЦФО. Да еще нужно не забывать, что ФМП этих ЦФО может зависеть не только от фактического значения объема продаж, но также и от план-фактного отклонения. Например, отдел маркетинга запланировал проведение рекламных акций и оценил их эффективность, то есть ожидаемое увеличение объема продаж, которое было заложено в бюджет.

А потом по каким-то причинам не выделили финансирования на эту акцию, или по другим причинам акция не была проведена, и план не был выполнен. Получается, что вины сбытовых подразделений в этом нет, но они будут наказаны. С другой стороны, очень сложно выделить причину невыполнения плана продаж.

Может быть, сами сбытовые подразделения тоже сработали неэффективно и без рекламы. Поэтому и в таком случае при формировании ФМП ЦФО проще не разделять влияние отдела маркетинга и сбытовых подразделений на показатель объем продаж. Это значит, что объем продаж должен быть среди показателей и отдела маркетинга, и сбытовых подразделений.

Примечание : более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги