Полная проверка юридического лица. Нарушения налогового законодательства

Львиная доля отказов в вычете «входного» НДС и признании расходов по сделкам приходится на недобросовестных контрагентов (НК). Недостаточная проверка будущего бизнес-партнера, особенно по крупной сделке, может грозить не только риском неисполнения обязательств по договору, но и претензиями контролирующих органов по заявленным вычетам и расходам по прибыли. Обезопасить себя можно тщательно проверив партнера всеми возможными способами. На данный момент их более 17.

 

Практически каждая компания хоть раз в жизни сталкивалась с отказом в вычете налога на добавленную стоимость и признании расходов по прибыль из-за недобросовестного контрагента. Налоговыми органами сделки с такими лицами признаются сомнительными, расходы неподтвержденными и завышенными, а налоговая выгода - необоснованной. Партнер, который при заключении сделки казался надежным и вполне реальным впоследствии признается налоговиками «однодневкой» или «транзитной компанией». Встает резонный вопрос, как проверить контрагента перед важной сделкой и доказать налоговому органу проявление должной осмотрительности и осторожности. Существует несколько способов, которые можно разделить на 5 групп:

  • Электронные сервисы проверки (ФНС, ФАС, ФМС ФССП, РНП и др.);
  • Запросы в гос органы (налоговые инспекции);
  • Предоставление пакета документов от партнера по сделке;
  • Личная встреча с контрагентом (его представителем)
  • Опрос компаний и ИП, сотрудничавших с данным поставщиком/подрядчиком/исполнителем/продавцом;
  • Изучение сайта компании/ИП и отзывов о нем в сети Интернет

Чем грозить организации сотрудничество с непроверенным партнером

  • Материальные потери, сорванные сделки, «подмоченная» репутация
  • Отказ в вычете (уменьшении) НДС;
  • Доначисление налога на добавленную стоимость;
  • Отказ в признании обоснованными расходов в целях налогообложения прибыли и уменьшении налоговой базы по спорному лицу;
  • Доначисление налога на прибыль (НП);
  • Привлечение к налоговой ответственности за неуплату сумм НДС, НП;
  • Начисление штрафных санкций, пени
  • Назначение выездной налоговой проверки (ВНП)

Взаимодействие с сомнительной компанией (предпринимателем) может стать основанием назначения ВНП. Данное право контролирующим органам предоставлено п. 12 Концепции проведения выездных проверок :

Указанный пункт предполагает применение схем ухода от уплаты налогов, минимизации налогообложения. Использование «фирм-однодневок» является одной из таких схем. Заключается она в уменьшении налоговой нагрузки по НДС и прибыли, незаконное возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, необоснованное признание расходов по прибыли. Поэтому взаимодействие с непроверенными компаниями (ИП) признанными налоговиками недобросовестными, «однодневками», грозит налогоплательщику проведением выездной проверки. Основным документом, которым руководствуются контролирующие органы в данной ситуации является Постановление Пленума ФАС № 53. Оно определяет основные критерии проявления лицом должной осмотрительности и осторожности (ДОИО).

Стоит отметить, что на данный момент четкого перечня действий, совершение которых будет однозначным подтверждением проявления ДОИО не существует. Даже при проведении всех ниже перечисленных способов проверки налоговый орган может признать контрагента недобросовестным, а налоговую выгоду необоснованной.

Причина состоит в том, что на данный момент налогоплательщики не обладают теми правами, которые предоставлены госорганам, в частности: проведение допросов руководителей и учредителей спорных контрагентов, запросы в банки и инспекции по месту учета, истребование документов и многое другое. Но использование всех возможных способов проверки торгового партнера с большей вероятностью убережет от риска наступления неблагоприятных последствий.

Электронные ресурсы для проверки контрагента

С помощью интернет сайтов официальных госструктур можно получить основную информацию о будущем бизнес-партнере, узнать о том находится ли юрлицо в стадии банкротства, внесения изменений в ЕГРЮЛ, дисквалифицированны ли главные лица компании, проверить достоверность основных данных ЮЛ и многое другое.

Сайт Федеральной налоговой службы

Необходимо отметить, что дисквалифицированное лицо не имеет права подписи документов от имени компании, поэтому данным поиском целесообразно пользоваться и при заключении крупных сделок.

Если контрагент отсутствует по адресу регистрации это очень часто является еще одним признаком недобросовестности налогоплательщика, на который ссылаются налоговые органы при проверке.

Узнать не является ли организация истцом или ответчиком, можно обратившись к картотеке арбитражных дел.

При проверке сведений с использованием интернет-ресурсов необходимо сохранять скриншоты проверок для подтверждения факта ДОИО при появлении претензий со стороны налоговых органов.

Получение выписки ЕГРЮЛ

Одним из основных способов проверки правоспособности организации перед заключением договоров, является получение выписки из госреестра. Совершение данного действия, даже при отсутствии иных доказательств, может послужить основанием для подтверждения факта проявления ДОИО при выборе бизнес-партнера. Получить выписку из ЕГРЮЛ можно двумя способами:

Для получения выписки в бумажном виде необходимо оплатить услуги по ее представлению в размере:

  • 200р. - срок получения составляет пять дней с момента получения налоговым органом запроса;
  • 400р. - срочная выписка, срок получения которой составляет 1 день.

Также необходимо составить запрос на представление данной выписки. Составляется он в произвольной форме. В нем должны быть указаны наименованием, ИНН, ОГРН вашей организации и контрагента, почтовый (электронный) адрес и телефон заявителя.

Для получения электронной выписки необходимо иметь личный кабинет налогоплательщика или быть зарегистрированным на сайте ФНС.

Выписка в электронном виде предоставляется бесплатно, имеет ЭЦП и равнозначна бумажной.

Получение пакета документов у будущего партнера

Признаком добросовестности и осторожности при выборе делового партнера будет служить факт запроса у последнего пакета необходимых документов, в числе которых:

  • Устав;
  • Свид-во о госрегистрации;
  • Свид-во о постановке на учет в налоговом органе;
  • Решение об избрании (назначении) руководителя юрлица;
  • Лицензия или свидетельство о допуске к определенным видам работ (СРО)

Проверить лицензию можно на соответствующем виду работ сайте. Действительность данных свидетельства СРО - на сайте саморегулируемой организации, а также запросив выписку из реестра членов СРО.

Необходимо отметить, что указанные документы должны быть действительными не только на момент заключения договоров, но и на дату признания расходов.

  • Документы, подтверждающие полномочия лиц, имеющих право действовать без доверенности.

Такими документами являются: копия паспорта такого лица, копия приказа о приеме на работу, копия протокола общего собрания учредителей, копия банковской карточки, доверенность, если таким лицом является не руководитель организации.

Копии должны быть заверены печатью и подписью соответствующего лица.

Также желательно произвести сверку подписей в паспорте и банковской карточке.

Удостовериться в подлинности документа, удостоверяющего личность можно на сайте ФМС.

Также можно запросить у организации дополнительно:

  • Справку о состоянии расчетов с бюджетом;
  • Рекомендательные письма от сотрудничавших с данным юрлицом компаний;
  • Справку о стоимости и количестве основных средств;
  • О наличии трудовых ресурсов;
  • Балансы и отчеты о финансовых результатах
  • Сайт бизнес-партнера и отзывы о нем
  • Также стоит внимательно изучить сайт компании, если на нем указаны номера ИНН и свидетельств, сличить их с полученными нарочно документами. Также необходимо тщательно проверить отзывы об организации в сети Интернет.

Личная встреча с генеральным директором

Перед заключением сделки, крупного контракта, лучше встретиться с директором или руководителем лично. Очень часто сделки, осуществленные «заочно» и по почте, вызывают сомнения у налоговых органов и, как правило, обоснованное.

В завершение необходимо отметить, что все вышеперечисленные проверки контрагента даже в совокупности не могут служить 100% подтверждение того, что организация окажется добросовестным налогоплательщиком, но они помогут подтвердить факт проявления ДОИО при выборе стороны договора. Как правило, даже при отказе налоговых органов в вычете и признании расходов по спорному юрлицу, суды встают на сторону добросовестных налогоплательщиком при наличии у них документов, подтверждающих проявлением им ДОИО.

Также ознакомится с этими и другими способам проверки юридических лиц можно в нижеследующем видео:

Подводя итоги вышесказанному отразим кратко способы проверки будущего партнера на благонадежность:

  • Посредством Интернет ресурсов (сайта ФНС, ФМС, ФАС, ФССП, Реестров недобросовестных поставщиков и сведений о фактах деятельности ЮЛ);
  • Запрос пакета документов;
  • Получение выписки из госреестра;
  • Проверка сайта компании и отзывов;
  • Личная встреча с руководителем организации

Кому будет интересна статья? Тому, кто хочет, наконец, разобраться, откуда берется информация о компаниях РФ, в чем отличие платных и бесплатных систем и как они работают и кому в итоге верить.

Прошлое

Думаю, что ни для кого не является «открытием», что буквально до 2010 года, в России доступ к информации о компаниях и ИП был практически недоступен для рядового пользователя. Все сведения по ним были закрыты для открытого использования.

Сразу стоит оговориться - в данной статье рассматриваются только поставщики официальной информации из государственных источников, ну, а различные каталоги и справочники к Онлайн-системам не относятся, и составляют совершенно другой рынок.

Но вернемся к истокам, итак, основу баз данных Онлайн-систем, которых на тот момент было не больше десяти, составляли информационные фонды Росстата, поставщиком, же таких сведений являлся ГМЦ Росстата, «подшефная» организация вышеупомянутой «конторы».

Учетно-регистрационные сведения, ФИО руководителя и его должность, контактные данные, усеченные сведения об учредителях, бухгалтерская отчетность, вот на таких именно данных, компании, среди которых особенно выделялся «СПАРК-Интерфакс», создавали Онлайн-сервисы. Такие системы были дорогими (т.к. особой конкуренции не было, а информация стоила, как «самолет»), иногда медленными, не всегда отличались объемом и актуальностью предоставляемой информации, но других законных способов получить данные о компаниях и ИП просто не было. Вскоре у таких систем стали появляться постоянные клиенты, количество которых было небольшим, но очень заметным, так как это были крупнейшие компании РФ.

Все изменилось после 2010 года, когда стали появляться Онлайн-системы, ориентированные на самый широкий круг пользователей. Лидерами стали сервисы Контур-Фокус (СКБ Контур) и СБИС (Тензор). Данные компании на сегодняшний день являются крупнейшими операторами электронного документооборота, и создание сервисов для проверки контрагентов было важным смежным направлением деятельности. По сути, выход операторов на рынок информации, стал «локомотивом» для развития Онлайн-систем в России. Цены на информацию пошли вниз, количество пользователей сервисов и собственно самих сервисов, увеличилось в разы.

Настоящее

Появление Открытого правительства и назначение Абызова М.А. министром по организации деятельности Открытого правительства в 2012 году определило бурное развитие рынка предоставления информации в РФ. Добиваясь “открытости” и публикации данных от Министерств и ведомств, Открытое правительство постепенно стало делать доступной информацию, в том числе о компаниях, для всех желающих. Массивы данных представлены на сайте Открытые данные РФ .

В 2015 году, Федеральная налоговая служба предоставила доступ к полным массивам данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях (за исключением персональных данных физических лиц) всем желающим. В сети интернет появилось множество сайтов платных и бесплатных, предоставляющих систематизированную информацию о компаниях РФ. Открытие информации также и других государственных источников (Федеральной службы статистики, Генеральной прокуратуры, Центрального банка и многих других) позволило Онлайн-системам продолжить бурное развитие.

На сегодняшний день, существует более трех десятков различных сервисов по предоставлению официальной информации, их количество растет ежемесячно, так как не составляет большого труда получить информацию, создать базу данных и обеспечить к ней доступ Пользователей через интерфейс в сети интернет.

У «Клерка» есть удобные и бесплатные сервисы по проверке контрагентов: прямо сейчас.

Различия платных и бесплатных систем

При сегодняшнем уровне открытости официальных данных о компаниях и доступа к ним, разницы в достоверности информации платных и бесплатных систем нет (сразу определимся - рассматриваются серьезные бесплатные системы, которые специализируются на предоставлении информации). Источники одни и те же, обновление с одинаковой периодичностью, законные условия получения информации со стороны гос. органов для всех одинаковы. Разница может быть только в количестве источников данных, используемых системой, интерфейсе, быстроте работы системы, в формировании отчетов обработки информации.

Бухгалтерская отчетность компаний. Обновление 1 раз в год.

Судебные дела организаций. Обновление - ежедневно.

Перечислены самые важные источники, используемые при проверке контрагента. Также, дополнительно, могут использоваться данные Банка России, Генеральной прокуратуры, Гос.закупок, ФССП и многих других, но серьезного влияния на оценку Контрагента данные источники не оказывают, скорее дополняют, полученную из основных официальных органов, информацию.

Интерфейс сервиса проверки контрагентов

Современные Онлайн-системы в основном используют единую поисковую строку, которая позволяет проводить поиск как по точным реквизитам организации (ИНН, ОГРН) так и по комбинации данных (например: Название компании + ФИО директора). Далее выводится карточка с данными проверяемого Контрагента.

Быстрота работы системы

Для того чтобы, оценить быстроту обработки и выдачу информации (особенно актуально проверять платные системы - вы же платите не за ожидания у монитора). Так, например можно в поисковой строке любой системы ввести самый простой тестовый запрос - “ООО” (прим. автора: “Общество с ограниченной ответственностью”) - система должна выдать в течение одной - двух секунд результат более 7 млн. записей. Если сервис зависает или выдает ограниченный список - стоит задуматься о выборе другого поставщика информации, сервис, возможно, использует устаревшее оборудование и программное обеспечение и Вам придется тратить лишнее время на работу с данным сервисом.

Формирование различных отчетов

Важно: любой отчет, предоставленный коммерческим Онлайн-сервисом, никакой юридической силы не имеет и несет скорее информативный смысл. Тем более, у всех сервисов в “Правилах использования” обязательно написано об отсутствии ответственности за качество и актуальность предоставленной информации. Любой отчет по любой компании, полученный с помощью Онлайн-сервиса с каким-либо выводом в конце - это всего лишь мнение создателей сервиса и не более того.

Помните, Вы всегда самостоятельно несете финансовые и налоговые риски, связанные с заключением договора и выбором контрагента.

Будущее

При дальнейшем развитии направления открытых данных, доступ к открытой информации будет упрощаться. Продажа информации будет терять актуальность. Мы все видим существенные изменения в сети интернет - множество различных сервисов становятся бесплатными, используя альтернативные способы коммерциализации проектов. Прогнозируется появление большого количества бесплатных профессиональных сервисов по проверке контрагента. Уже сейчас можно выделить ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС и Руспрофайл . Они дают бесплатный доступ к основной информации.

Разумеется, останутся востребованными также лидеры среди платных сервисов - СПАРК, Контур-Фокус, Сбис, для профессионалов-аналитиков они необходимы, но количество таких пользователей в РФ не превышает 3% от общей аудитории пользователей информации. Для операторов электронного документооборота, сервис проверки контрагентов скорее станет дополнительным функционалом к основному бизнесу - передаче электронной отчетности. С дальнейшим развитием бесплатных профессиональных сервисов, остальные платные системы либо прекратят существование, либо будут искать альтернативные способы коммерциализации своих сервисов.

Политика конфиденциальности (далее – Политика) разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152). Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в сервисе vipiska-nalog.com(далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В соответствии с законом, сервис vipiska-nalog.com несет информационный характер и не обязывает посетителя к платежам и прочим действиям без его согласия. Сбор данных необходим исключительно для связи с посетителем по его желанию и информировании об услугах сервиса vipiska-nalog.com.

Основные положения нашей политики конфиденциальности могут быть сформулированы следующим образом:

Мы не передаем Ваши персональную информацию третьим лицам. Мы не передаем Вашу контактную информацию в отдел продаж без Вашего на то согласия. Вы самостоятельно определяете объем раскрываемой персональной информации.

Собираемая информация

Мы собираем персональную информацию, которую Вы сознательно согласились раскрыть нам, для получения подробной информации об услугах компании. Персональная информация попадает к нам путем заполнения анкеты на сайте vipiska-nalog.com. Для того, чтобы получить подробную информацию об услугах, стоимости и видах оплат, Вам необходимо предоставить нам свой адрес электронной почты, имя (настоящее или вымышленное) и номер телефона. Эта информация предоставляется Вами добровольно и ее достоверность мы никак не проверяем.

Использование полученной информации

Информация, предоставляемая Вами при заполнении анкеты, обрабатывается только в момент запроса и не сохраняется. Мы используем эту информацию только для отправки Вам той информации, на которую Вы подписывались.

Предоставление информации третьим лицам

Мы очень серьезно относимся к защите Вашей частной жизни. Мы никогда не предоставим Вашу личную информацию третьим лицам, кроме случаев, когда это прямо может требовать Российское законодательство (например, по запросу суда). Вся контактная информация, которую Вы нам предоставляете, раскрывается только с Вашего разрешения. Адреса электронной почты никогда не публикуются на Сайте и используются нами только для связи с Вами.

Защита данных

Администрация Сайта осуществляет защиту информации, предоставленной пользователями, и использует ее только в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности на Сайте.

Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .

Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.

Совет

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

Хотите удостовериться в добросовестности потенциального клиента или партнера и обезопасить себя от проблем? Воспользуйтесь сервисом КУБ для бесплатной онлайн проверки надежности контрагента по ИНН, ОГРН или названию организации.

Кому и когда требуется проверка контрагента по ИНН или ОГРН онлайн?

Проверять контрагентов на благонадежность необходимо перед заключением договора и началом сотрудничества с каждым новым клиентом или деловым партнером. Это позволит избежать целого ряда рисков, в число которых входят:

    Потеря прибыли из-за невыполнения контрагентом-«однодневкой» принятых на себя обязательств (поставки товаров, оказания услуг, оплаты товаров/услуг и т. д.).

    Претензии со стороны налоговой из-за невозможности обосновать расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли и НДС.

    Претензии со стороны налоговой из-за невозможности обосновать полученную налоговую выгоду для возврата НДС.

    Потеря репутации из-за работы с недобросовестной организацией и т. д.

Всесторонняя проверка контрагента до заключения с ним договора не только снизит риски при работе с ним, но и станет аргументом в вашу пользу в случае судебных разбирательств с налоговой, так как подтвердит вашу осмотрительность при выборе деловых партнеров и клиентов.

Что входит в проверку контрагента?

Сервис онлайн-проверки контрагентов позволит вам бесплатно и без регистрации проверить клиента или партнера по следующим источникам:

    Базе ФНС (Федеральной Налоговой Службы) – дает возможность получить краткие сведения из ЕГРЮЛ, информацию о внесении изменений в данные о предприятии, содержащиеся в ЕГРЮЛ, данные о планируемой ликвидации, реорганизации, исключении фирмы из ЕГРЮЛ, уменьшении уставного капитала. Также источник предоставляет сведения о внесении руководителя или учредителей контрагента в реестр лиц, которые отказались от руководства организацией.

    Реестру массовых руководителей и массовых учредителей – позволяет узнать о наличии в руководстве организации лиц, которые возглавляют несколько юридических лиц.

    Реестру адресов массовой регистрации – предоставляет данные о регистрации фирмы в местах массовой регистрации и о возможности связаться с представителями контрагента по адресу, указанному в их регистрационных данных.

    Реестру бухгалтерской отчетности Росстата – позволяет ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента, которая является открытой по пункту 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н.

    Реестру госконтрактов Казначейства России – дает возможность узнать, какие государственные контракты по итогам размещения заказов выполняла и выполняет фирма.

    Реестр недобросовестных поставщиков – позволяет узнать, не является ли контрагент подрядчиком, поставщиком, исполнителем госзаказов, контракты с которым были расторгнуты по решению суда или из-за существенных нарушений условий сотрудничества.

    Картотеке арбитражных дел – позволяет узнать, участвовал ли контрагент в арбитражных делах, в каком качестве, а также чем закончилось каждое дело.

    Базу ФСПП (Федеральной службы Судебных Приставов) – дает возможность узнать, открыты ли в отношении фирмы исполнительные производства и есть ли у нее задолженности в ФСПП.

    Реестру дисквалифицированных лиц – позволяет узнать о наличии в составе исполнительных органов контрагента дисквалифицированных лиц.

Организационные меры по защите от недобросовестных контрагентов

Для защиты от сотрудничества с недобросовестными организациями рекомендуется разработать внутренний нормативный акт, который будет регламентировать процедуры преддоговорной работы с новыми бизнес-партнерами и заказчиками. В документе указываются:

    цели и принципы преддоговорной работы с потенциальными контрагентами;

    порядок взаимодействия менеджеров, служб безопасности и снабжения, юристов и прочих должностных лиц компании, которые контактируют с потенциальными контрагентами;

    перечень документов, которые в обязательном порядке запрашиваются у нового контрагента;

    перечень процедур, которые проводятся перед началом сотрудничества с контрагентом в целях его проверки и т. д.

Для проверки каждого нового контрагента на благонадежность, налоговые риски, долги, платежеспособность, финансовую устойчивость и другие параметры выпускаются отдельные приказы.

Не стоит пренебрегать возможностью онлайн-проверки каждого нового партнера или заказчика и получения всех возможных открытых данных о нем. Необходимо полностью отказаться от заключения договоров «задним числом». Для дополнительной защиты от финансовых рисков, которые возникают при работе с недобросовестными контрагентами, можно заключить договоры страхования техники, грузов, гражданской ответственности, перерывов в деятельности и т. д.

Кого еще можно проверить с помощью нашего сервиса?

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги