Как вести совместный бизнес. Стоит ли открывать бизнес на двоих: плюсы и минусы

Помимо участия в проверках на правах приглашенных (например, по приглашению налоговых органов), полицейские могут проводить и самостоятельные контрольные мероприятия, требующие посещения офисов, складов и производств. В сегодняшней статье мы расскажем, какие обязанности есть у проверяемой организации или ИП и какими правами наделены проверяющие. Это поможет правильно себя вести во время полицейской проверки и тем самым минимизировать негативные последствия подобных визитов.

Гласные и негласные мероприятия

Законных причин для самостоятельного появления в офисе «людей в форме» может быть несколько. Так, полицейские могут действовать в рамках возбужденного уголовного дела, обеспечивая его оперативное сопровождение, либо выполняя отдельное поручение следователя. Соответственно, в первом случае группу полицейских будет возглавлять непосредственно следователь, а во втором полномочия сотрудников полиции будет подтверждать письменное поручение следователя. На практике в рамках уголовного дела полицейским часто поручают самостоятельное проведение обысков и выемок, а также допросы и доставление лиц для допроса. Нередко причиной для появления полиции служит расследование налоговых преступлений (см. « ») или проверка информации о совершении таких преступлений. Поводом для проверки зачастую становятся связи организации или ИП с так называемыми фирмами-однодневками.

Кроме работы в рамках уголовного дела полицейские могут действовать и на «доследственной» стадии, проводя оперативно-розыскные мероприятия. Эти действия проводятся на основании различных материалов, поступивших в ОВД (это могут быть заявления граждан, информация СМИ, рапорт самих полицейских и т.п.). При этом существуют как негласные (об их проведении проверяемого не уведомляют), так и гласные оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

К негласным ОРМ относятся:

  • наблюдение, которое устанавливается за сотрудниками организации для выяснения их маршрутов передвижения, круга общения, бизнес-партнеров и т.д. с целью выявления незаконной деятельности;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи (например, просмотр электронной почты);
  • оперативное внедрение (например, для сбора необходимой информации сотрудник полиции устраивается на работу в проверяемую компанию) и т.д.

Что касается гласных мероприятий (тех, которые требуют открытых взаимоотношений с владельцами бизнеса или работниками проверяемой организации), то на практике полицейские чаще всего появляются у коммерсантов для проведения обследования, опроса или изъятия документов и предметов.

Подробная информация о каждом из приведенных выше ОРМ и тактике поведения при них приведена ниже в таблице. Сейчас же остановимся на общих правилах общения с вдруг появившимся на пороге проверяющими. Ведь действия, которые стоит предпринять, встречая проверяющих из полиции, одинаковы и почти не зависят от причины проверки.

Проверяем проверяющих

Прежде чем пропустить полицейских на территорию, необходимо проверить их служебные удостоверения и переписать оттуда все данные, в том числе срок действия. Если полицейский отказывается предоставлять документы или не дает списывать данные с удостоверения, сообщите об этом в дежурную часть по телефону 02. Также по телефону 02 можно сообщить о предъявлении сотрудником просроченного удостоверения либо удостоверения на иное лицо.

Все звонки по этому номеру автоматически фиксируются и передаются для реагирования в соответствующие инстанции. Поэтому звонок с жалобой по этому телефону, обычно, оказывает дисциплинирующее воздействие на сотрудников полиции. Попутно можно выяснить, действительно ли данные лица являются сотрудниками полиции, не были ли они недавно уволены, узнать телефон их непосредственного руководителя.

Подготовьте специальную инструкцию для работника, который встречает посетителей на входе (охранник, сотрудник пропускной системы, секретарь и т.п.), на случай появления контролеров.

Первым делом он должен выяснить, кто они такие, попросить представиться, предъявить удостоверения. После этого нужно проверить, не просрочены ли удостоверения, совпадает ли фотография с лицом, представившим удостоверение, записать номер удостоверения, фамилию сотрудника полиции, его звание и место работы.

Заключительным этапом является обязательное уведомление руководителя о том, что пришли сотрудники полиции, с указанием цели их появления, если она известна, и организация их подконтрольного перемещения по территории для встречи с руководителем.
Следующий шаг — проверка оснований для проведения контрольных мероприятий. Этим должен заниматься уже не рядовой сотрудник, а руководитель или его заместитель. А еще лучше, если это будет делать специально обученный юрист или адвокат.

В идеале как только с проходной поступает сигнал о появлении полицейских с намерением получить доступ на территорию компании, руководитель (или иное лицо, выполняющее его функции) должно сразу же связаться с адвокатом (иным лицом, обеспечивающим юридическую поддержку бизнеса) и вызвать его на место, сообщив о том, что проходит полицейская проверка. Соответственно, подбором такого специалиста лучше озаботиться заблаговременно, чтобы в час Х просто набрать нужный номер.

Алгоритм поведения

Если же ждать полицейские отказываются ждать либо если компания еще не обзавелась собственным защитником, руководителю придется взять эти функции на себя. А то, как именно себя вести и что делать зависит от конкретной цели визита полицейских. Для удобства мы свели эту информацию в таблицу.

Цель визита полицейских

Какие документы проверить

Что делать

Законных оснований нет: полицейские просто не в состоянии предъявить какой-либо документ или внятное объяснение своего посещения.

Служебные удостоверения

Вызвать наряд полиции по телефону 02, а также известить о факте появления незваных гостей прокуратуру и вышестоящее полицейское начальство, позвонив по соответствующим номерам, которые легко найти в интернете (но лучше найти их заранее и иметь под рукой).

Посещение

Какое-то документальное основание для визита у полицейских наличествует (рапорт, заявление и т.п.), но вот документа (в том числе внутреннего), позволяющего им проводить ОРМ, в наличии не имеется. На профессиональном языке это называется «посещение». Законным основанием для этого мероприятия служит пп. 5 п. 1 ст. 13 Закона от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции», согласно которому полицейские имеют право беспрепятственно посетить территорию фирмы «в связи» с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях.

Однако в рамках такого посещения у них нет права на проход в служебные и иные помещения без соответствующего разрешения собственника. Следовательно, вы можете общаться с ними в любом приемлемом для вас помещении.

Цель этого мероприятия — получить как можно больше информации о фирме, что называется, в добровольном порядке.

Служебные удостоверения

В этом случае можно посоветовать не выдавать визитерам какой-либо информации, за исключением той, что есть в открытом доступе. Т.е. цель сделать так, чтобы полицейские могли получить от компании только ту информацию, которую они могли бы найти, не выходя из кабинета — сведения из ЕГРЮЛ, устав, статистические данные и т.п. Как известно, подобная информация является открытой и сейчас существует много сервисов (например, « »), позволяющих очень быстро получить сводные данные по организации.

Передавая документы (копии), обязательно составьте их опись и попросите проверяющих проставить подпись в получении с указанием даты, ФИО и должности.

Обследование

Обследование не тождественно простому осмотру. В ходе обследования полицейские также имеют право изымать документы и предметы, могущие быть доказательством по делу. С изымаемых документов положено изготовить копии, которые сотрудник полиции, оформляющий протокол, обязан заверить. Отметку о передаче таких копий обязательно нужно сделать в протоколе.

Если по каким-то причинам изготовить копии на месте невозможно, полицейские обязаны сделать соответствующую запись в протоколе. В таком случае они обязаны изготовить и передать организации такие копии не позднее пяти дней после изъятия. Аналогичные правила установлены и для случаев изъятия материалов на компьютерных и прочих цифровых носителях.

Изъятие оформляется соответствующим протоколом.

Само обследование оформляется актом, в котором фиксируются все обстоятельства данного мероприятия: дата, место и время проведения, перечисляются все участвующие лица, включая самих полицейских, представителей организации и понятых. Также в акте указывается информация о том, в каких именно помещениях произведено обследование и результаты: обнаруженные документы и предметы с указанием точного места и обстоятельств их обнаружения.

Служебные удостоверения;

письменное распоряжение руководителя ОВД или его заместителя

  1. Проверьте, кто конкретно указан в распоряжении в качестве лиц, проводящих обследование. Это должны быть именно те сотрудники, которые реально находятся в офисе (тут пригодится список посетителей, составленный встречающим посетителей работником). Также обязательно сверьте данные о проверяемом лице: правильно ли указан адрес и наименование компании реквизитам. Обратите внимание, что сотрудники полиции могут проводить обследования не только офисных помещений, но и складов, торговых точек и т.д. Поэтому внимательно читайте формулировки распоряжения — что именно поручено обследовать прибывшим сотрудникам.
  2. Обо всех выявленных противоречиях сначала устно заявите проверяющим, а если они не примут соответствующих мер, письменно зафиксируйте в распоряжении о проведении проверки, а также сообщите в дежурную часть по телефону 02.
  3. Ни в коем случае не оказывайте физического противодействия сотрудникам полиции, ибо это уже уголовно наказуемое деяние (ст. 318 УК РФ).
  4. Поставьте свою подпись в распоряжении, подтверждая ознакомление с ним. Отказываться от проставления подписи смысла не имеет, т.к. этот факт никак не повлияет на проведение обследования, а вот возможность письменно зафиксировать свое несогласие с действиями проверяющих будет упущена. Поэтому лучше проставить подпись с указанием «с проведением оперативно-розыскного мероприятия в виде обследования помещения не согласен, в связи с …» и далее указывается причина несогласия.
  5. Получите копию распоряжения.
  6. Желательно ни на секунду не оставлять полицейских одних. Поэтому обеспечьте присутствие своих сотрудников в каждом помещении, где будут работать представители силовых структур. По возможности организуйте видеозапись происходящего.
  7. Получите экземпляр акта осмотра и протокола изъятия, если таковой оформлялся.

Опрос

Суть этого мероприятия заключается в том, что сотрудник полиции беседует с лицами, которым может быть известна информация по сути проверки.

Опрос может проводиться не только в помещении фирмы, но и в здании полиции. Для этого сотрудники полиции должны прислать приглашение на опрос. Ответственности за неявку на опрос законодательством не установлено.

Служебное удостоверение

Опрос всегда проводится лишь с согласия опрашиваемого (ст. 51 Конституции РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.05 № 327-О). Другими словами, обязанности отвечать на вопросы полицейского у опрашиваемого нет. При этом он не обязан объяснять причины своего нежелания давать ответы на вопросы сотрудника полиции, равно как не обязан и ссылаться на какие-то нормы законов, дающие ему такое право.

Поэтому тактика поведения при опросе должна быть примерно такой же, как и в случае с посещением: давать опрашивающему только ту информацию, которая и так имеется в открытом доступе.

На все прочие вопросы лучше отвечать только посоветовавшись с адвокатом, чтобы в дальнейшем эти ответы не были использованы против компании, ее руководства и сотрудников. Соответственно, если обеспечить присутствие адвоката на опросе не получается, от ответов на вопросы лучше вообще воздержаться.

С подобной линией поведения нужно обязательно заблаговременно ознакомить и сотрудников, разъяснив им какую информацию они могут выдавать опрашивающим без присутствия адвоката, а на какие вопросы отвечать без адвоката запрещается категорически.

Выемка

Служебные удостоверения;

постановление о производстве выемки.

Если выемка проводится без участия следователя — поручение на ее проведение.

  1. Передать полицейским те документы, которые указаны в постановлении.
  2. Получить копию протокола выемки, где будет перечислено все изъятое.

Обыск

При обыске сотрудники полиции вправе вскрывать запертые помещения, шкафы, сейфы и т.д.; изымать предметы и документы; производить личный обыск и изъятие личных вещей; запретить присутствующим общаться между собой, по телефону и покидать помещение.

Процесс проведения обыска должен фиксироваться в протоколе.

Служебные удостоверения;

постановление о производстве обыска.

Если обыск проводится без участия следователя — поручение на его проведение.

  1. Выдать предметы и вещи, которые являются причиной для проведения обыска. Если все вещи выданы добровольно, об этом делается отметка в протоколе и дальнейший обыск может не проводиться.
  2. Ознакомиться и получить копию протокола обыска. При ознакомлении следует уделить внимание списку изъятых вещей и, если он не полный, следует внести свои замечания и дополнить его. Также в протоколе можно указать на нарушения, допущенные сотрудниками полиции при обыске.

Допрос свидетелей

Дача показаний является обязанностью допрашиваемого, а отказ от этого (равно как и дача ложных показаний) влечет уголовную ответственность. Однако и тут есть нюанс, позволяющий оградить компанию от непродуманных показаний сотрудников.

Согласно ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Следовательно, если допрашиваемому кажется, что ответы на поставленные вопросы могут затронуть его интересы или интересы его близких, то в протоколе допроса нужно указать, что он отказывается от дачи показаний на основании ст. 51 Конституции РФ.

Допрос может проходить в помещении ОВД. В этом случае вызов осуществляется повесткой. За неявку без уважительной причины лицо может быть подвергнуто принудительному приводу.

Служебные удостоверения;

поручение следователя на проведение допроса.

  1. Среди сотрудников обязательно нужно провести разъяснительную работу, направленную на то, что в случае вызова на допрос по делам компании, компания обязательно предоставит адвоката. А без адвоката можно давать ответы только на те вопросы, информация по которым является общедоступной. От ответа на все остальные вопросы без адвоката можно отказываться на основании ст. 51 Конституции.
  2. Результаты допроса всегда фиксируются в протоколе, который по окончании допроса передается допрошенному на подпись. Перед проставлением подписи обязательно прочитайте протокол целиком. Особое внимание уделяйте правильности внесения вопросов и ответов на них. Если в протоколе, по мнению допрашиваемого, что-то не отражено или зафиксировано с ошибками, то он вправе ходатайствовать о внесении дополнений и уточнений в протокол.
  3. Обязательно проставьте прочерки во всех оставшихся свободными строчках протокола.
  4. Подписывать нужно каждую страницу протокола; подпись старайтесь ставить как можно ближе к тексту, чтобы избежать дописок и приписок.

В многочисленных беседах с юристами я неоднократно сталкивалась с одним интересным фактом: «Бизнесмены считают, что полицейская проверка может прийти (либо пришла) по двум причинам:

    Бизнес заказали недоброжелатели/завистники/конкуренты;

    У бизнесмена есть, что взять».

Так ли это на самом деле? Или это все-таки вымысел, далекий от реальности? Точнее надуманная реальность, основанная на страхах и стереотипах. Чтобы расставить все точки над « i» в этой легенде, а также разобраться, как вести себя бизнесменам на полицейских проверках, я пригласила человека, который не понаслышке знает абсолютно все в этой области. Это Александр Купцов: экс-начальник отдела ОБЭП ГУВД Московской области, подполковник милиции, полковник таможенной службы, ветеран УЭБиПК ГУВД Московской области.

Александр Купцов: Я 27 лет отслужил в правоохранительных органах. Я пенсионер двух служб: МВД и Федеральной таможенной службы. За период своей службы я организовывал проверки и принимал непосредственное участие.

Вы наверняка знаете все тонкости полицейских проверок. Я почему-то уверена, что вы с легкостью сможете распознать, когда сотрудник врет на допросе, а когда искренне и от чистого сердца говорит правду. У вас наверняка за долгие годы службы появился «топ самых распространенных ошибок бизнесменов». Расскажите, про самые частые ошибки, которые совершают бизнесмены на полицейских проверках?

Александр Купцов: Я бы хотел этот вопрос разбить на несколько частей. Первый вопрос: «Вы видите, когда сотрудник врёт?» Итак, для начала уточню: не сотрудник, а лицо, которое попало под проверку. Либо лицо, в отношении которого производится проверка. Из своего собственного опыта скажу: получая соответствующие объяснения от лица, в отношении которого производится проверка, всегда видно, врет или не врет. Ничего сложного в этом нет, тем более, когда разговариваешь с несколькими лицами и проверяешь одну компанию. Ложь всегда видно.

Иногда происходит такая ситуация, когда все сотрудники говорят на одном языке. Это говорит о следующем: либо сотрудники врут, либо у них есть определенный круг договоренностей. А бывает, что каждый сотрудник компании рассказывает что-то свое, какие-то моменты помнит, что-то не помнит. Как раз такая ситуация ближе к истине. Особенно приятно работать с теми лицами, которых опросил, а потом, через некоторое время, опрашиваешь их по-новому. Люди, которые для себя придумывают легенду, говорят один в один. Рассказывают так, как будто им только вчера задавали эти вопросы, подтверждают свои предыдущие показания, которые давали месяц назад…

Люди, которые не готовились – это алиби. Они действительно не имеют непосредственного отношения к тому, в рамках чего они проверяются. Они не имеют отношения к преступлению. Практика показывает, что со временем многие вещи забываются. Не потому, что их не хотят говорить, а потому, что об этих вещах просто не помнят.

А теперь о противоположной стороне – о тех, кто проверяет. Какие ошибки совершают полицейские на проверках? О чем сотрудники правоохранительных органов частенько забывают?

Александр Купцов: Бизнесмену нужно знать только одно: нужно всегда быть готовым к проверке. Если бизнесмен начнет противостоять и противодействовать, работники полиции в этом отношении народ грамотный и всегда знают, как себя вести, когда им начинают противостоять. Поэтому нужно вести диалог. В чем заключается смысл? Иногда, как почитаешь… Полицейские, считают, что все коммерсанты – жулики, а коммерсанты считают, что полицейские обязательно должны к кому-то приходить с учетом личной выгоды. Ничего подобного.

В правоохранительных структурах работает очень много порядочных людей, которые делают свою работу, а от ошибок не застрахован никто. Прежде всего, бизнесменам нужно подумать о том, как самим быть готовым к проверке. Человек должен быть морально готов к проверке. Обычно бизнесмены слушают друзей и товарищей, которые рассказывают, как они себя вели на проверке, как они успешно ее прошли и т.д. Но правду о том, как на самом деле эти друзья-товарищи проходили проверку, никто не скажет. Никто не будет говорить о своих ошибках, недостатках при проверке. Никто не будет рассказывать, как реально происходила вся картина.

Что еще нужно помнить? Почему так много внимания уделяется именно подготовке к проверке? Потому что именно с этого момента начинается все ваше последующее участие в проверке и результат, который вы получите.

Если полицейский приходит и понимает, что в вашей компании грамотные люди, то и вопросы решать легче. Если полицейский приходит и видит, что человек испугался и находится в позиции, что его сейчас «съедят», тогда считайте, что полицейский все свои возможности обязательно использует.

Получается, что бизнесмену не нужно занимать позицию кролика, которого вот-вот съест удав? Все-таки лучше занять позицию хищника, готового на законных основаниях защищать свою территорию.

Александр Купцов: Лучше не занимать позицию ни кролика, ни хищника. А лучше выбрать нормальную человеческую позицию: к вам пришли нормальные люди, которые выполняют свои обязанности. Они пришли, и для этого есть основания. Вы им должны помочь, и сами должны разобраться, что они от вас хотят. Если вы начнете вести себя неправильно, тогда у проверяющих будет основание и повод, чтобы более детально отнестись к каким-то моментам.

Любая проверка вызвана проверкой какой-то информации. Когда приходишь и чувствуешь, что офис разбегается, пытается куда-то сбежать…

Т.е. это первый щелчок к тому, что в этой компании, есть что проверять…

Александр Купцов: Это говорит о том, что люди боятся. Чтобы понять, что происходит в этой компании, нужно залезать во все вопросы более детально.

Получается, что сотрудники правоохранительных органов учитывают такой фактор, что, если человек боится – это не означает, что есть, что скрывать?

Александр Купцов: Не бывает такой проверки, чтобы работники полиции пришли и сказали: «Мы сейчас будем проверять у вас все». Так не бывает. Они приходят с конкретными основаниями для проверки: у сотрудников правоохранительных органов есть какое-то сообщение или информация, которую они обязаны проверить. Поэтому дайте им возможность показать, что вы готовы к диалогу, к сотрудничеству, но не готовы к прессингу и к поведению, когда на вас начинают давить. Должна быть объективность.

В чем заключается объективность любой проверки? Прежде всего, в нормальном отношении бизнесмена к полицейским и полицейских к бизнесменам. Средства массовой информации постоянно пытаются осветить и показать нам, что в правоохранительных органах присутствует коррупция. А полицейские смотрят на коммерсанта, как на жулика, и точно так же убеждают, что бизнесмены в нашей стране честно работать не могут. Поэтому, чтобы заранее друг другу не приделать ярлыки, ни в чем не обвинять, нужно вести нормальный диалог. А нормальный диалог начинается прежде всего с элементарных вопросов.

Иногда бизнесмены не могут понять: «Мы же честно работаем. Почему у нас запрашивают сведения?» Иногда полицейские запрашивают сведения не по одной компании, а по нескольким компаниям и за все 3 года. Зачем за все 3 года запрашивать? Я так понимаю, чтобы проверить за все 3 года и посмотреть: «А может, мы найдем какие-то нарушения в той компании?»

Когда начинаешь с разбираться с подобными запросами, они немножко вводят в заблуждение как бизнесменов, так и самих полицейских. Заниматься проверкой компании, выяснять, искать какие-то нарушения в течение 3-х лет… Документы передали, документы забыли, где эти документы находятся, никто не знает… Бизнесмены спрашивать боятся, потому что во всех запросах в конце идут страшилки: вовремя не предоставишь документы – административная ответственность и т.д. А еще говорят, что нужно документы прошить, заверить и т.д. Есть определенный порядок заверки копий документов. Но нигде не написано о том, что документы надо сшивать и предоставлять в сшитом виде.

Мы должны понимать, что нормальный диалог – это, прежде всего, успеха. Грамотный сотрудник правоохранительных органов знает, где, что смотреть, где проверять и где найти.

Соответственно, в первую очередь, бизнесменам нужно поменять психологическую установку: не смотреть на полицейских, как на тех, кто любой ценой хочет тебя наказать.

Александр Купцов: В компании должно быть Положение о корпоративной защите (Положение о безопасности). Когда приходит проверка, вы должны моментально и незамедлительно показать этот документ: «У нас тоже есть свои правила и порядки, и они определены в положении о корпоративной защите». Будут знакомиться полицейские, или нет – это другой вопрос.

Следующий момент. В каждой компании есть журнал проверок. Полицейские (оперативный состав, следователи, дознаватели) не обязаны расписываться в этом журнале, выходя на проверку. Все остальные представители правоохранительных структур или проверяющие фискальных органов обязаны расписываться в этом журнале. Это определено законом.

Как только приходит полицейская проверка, вы даете для подписи журнал… и полицейские подписывают, и следователи подписывают. Это из собственного опыта. О чем это говорит? О том, что эти полицейские и следователи не вникали в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ от 12.08.1995 года и Федеральный закон «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011 года.

Многие бизнесмены забывают, либо попросту не знают о своих законных правах, в том числе о предоставлении информации. Расскажите, пожалуйста, о статье 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации» .

Александр Купцов: У должностных лиц есть обязанность представлять информацию. Если эта информация не предоставлена, за это предусмотрена ответственность. Почему все забывают про статью 140 УК РФ ?

Вы должны четко понимать, что оперативно-разыскные мероприятия проводятся в отношении конкретных физических лиц. Также вы должны четко понимать, что информацию по проверке предоставят только в отношении вас, потому что компания (юридические лица) преступления не совершают.

Если вы знаете, что в отношении вас проводилась проверка, собиралась какая-то информация, вы можете запросить эту информацию. И вам обязаны предоставить эту информацию только по вашему обращению. Если вам не предоставили информацию в течение 30 дней, тогда вы имеете право… Идете по инстанциям, говорите о том, что вам либо не ответили, либо вы получили отказ в предоставлении информации… Либо: «Мне сказали, что в отношении меня мероприятия не проводились, но я в этом сомневаюсь».

Единственный человек, который надзирает за всеми этими вопросами – это прокурор. Только он имеет право проводить проверку любых материалов, которые связаны с оперативно-разыскной деятельностью. Он надзирает за оперативно-разыскной деятельностью, он надзирает за законностью при проведении мероприятий. Он будет отвечать на все ваши вопросы и разбираться с ситуацией: почему не предоставили, что не предоставили, действительно была ли проверка.

Ну, и напоследок парочка советов нашим предпринимателям по поводу полицейских проверок.

Александр Купцов: Что я хочу посоветовать нашим предпринимателям? Начну с элементарных вещей.

Всегда видно, готовы люди к проверке или не готовы. Многие бизнесмены не знают разницы: полиция к ним пришла или следователи… Нужно иметь хотя бы элементарные навыки. Откройте УПК РФ. Нет, не полностью перечитывать. Вы должны хотя бы понимать, кто такой дознаватель, следователь, оперативник… Что такое «проведение следственных действий»? Что такое «проведение доследственной проверки»?

Приведу простой пример. Когда спрашиваешь коммерсанта, в чем разница между дейсвиями следователя из следственного комитета и следователя из МВД, он не понимает разницы. Он думает, что это одно и то же. А если взять, например, статью 151 УПК РФ , то последствия всех налоговых преступлений относятся к компетенции следственного комитета.

Работники полиции могут участвовать либо при проведении следственных действий, когда уже возможно уголовное дело, либо им может быть поручено проведение проверки, точно так же, как и налоговикам. Чтобы уже дальше следователь следственного комитета принял решение о возбуждении уголовного дела. Компетенция производства по делам налоговых преступлений находится в следственном комитете. Бизнесмены, к великому сожалению, начинают понимать это слишком поздно. Для них любая проверка, которая приходит в погонах – это следователи. Я это встречал неоднократно.

Второй совет: убедитесь, что к вам пришла законная проверка

Дайте установку сотрудникам: пришла проверка – ваши дальнейшие действия. Любая проверка прежде всего начинается, с того, что работники обязаны представиться. Вы должны убедиться, что действительно к вам пришли работники правоохранительных органов, у них есть основания и соответствующий документ, который подписан на проверку. Вы должны убедиться, что на проверку пришли именно те люди, которые указаны в документе. Также вы должны убедиться, что проверяющие будут изымать или требовать именно те документы, которые необходимы и прописаны. Вы должны удостовериться, что лица, которые пришли, уполномочены проводить проверку.

Часто бывает так: приходит работник, написано звание «капитан», начинаешь смотреть удостоверение – «старший лейтенант». Спрашиваешь: «Так вы старший лейтенант или капитан?» Он отвечает: «Мне только неделю назад присвоили капитана». Замечательно! В документах написано «капитан», а почему тогда удостоверение старшего лейтенанта? Тогда вы имеете право сказать: «Извините, при всем уважении к вам, на проверку мы вас не пустим. Вот будет у вас удостоверение капитана – ради Бога». Часто бывает, что удостоверение просрочено.

Бывает, что приходят всевозможные работники со всевозможными удостоверениями всяких всевозможных организаций, которых люди принимают за правоохранительные органы. Была ситуация, когда пришел сотрудник и представился судебным приставом. Начинаем разбираться: в удостоверении судебного пристава указано ООО… Самый простой вопрос: вы видели когда-нибудь документы работников полиции?

Представьте, когда пришла проверка, а люди никогда не видели, как выглядит удостоверение полицейских, как выглядит удостоверение сотрудников налоговых органов… Конечно, надо выяснять, к вам действительно пришла проверка, или это проверка, которая пришла «под законную проверку». Как можно проверить? Позвонить по телефону «112», «02» и спросить в справочной телефон дежурного, например, того отдела полиции, откуда пришли полицейские. Затем позвонить дежурному и спросить, где находятся такие-то полицейские (перечислить фамилии, которые указаны в распоряжении). Иногда бывает очень интересно: вы начинаете перечислять фамилии работников правоохранительных органов, а выясняется, что такие не служат в органах. Такое тоже бывает.

Поэтому, прежде всего, вы должны убедиться, что к вам пришла законная проверка.

Сколько я ни беседую с бизнесменами, самая тяжелая ситуация – восстановить хронологию проверки. Люди забывают, во сколько пришла проверка, где представлялись люди, что делал, кто присутствовал при проведении проверки, что смотрели полицейские или сотрудники налоговой и т.д. Люди по времени и по факту не могут восстановить ход событий…

Самый простой пример. Пришла проверка, предъявили полномочия. Генеральный директор должен сказать: «Спасибо, сейчас я вызову своего представителя».

Если вам работники правоохранительных органов говорят: «Мы бы хотели пообщаться с генеральным директором или с учредителем»… В этом отношении у вас сеть замечательное основание сказать: «Ну, вы же исполняете поручение начальника УЭБиПК? Ко мне же приехал не начальник УЭБиПК, поэтому у меня, как у генерального директора, есть свои функции. Я вам сейчас представлю человека, который уполномочен мной решать все вопросы, связанные с вашей проверкой. По всем вопросам, которые будут возникать обращайтесь к нему».

Приходит представитель, который имеет официальные полномочия (либо нотариальную , либо обычную), и предлагает пройти в комнату для ведения переговоров, чтобы там можно было спокойно вести диалог.

Вы намечаете, что и кто будет делать, каким образом, в какие сроки, в какое время, что для этого необходимо подготовить. Идет нормальный диалог. Почему? Вы не препятствуете, вы не противодействуете. Вы оказываете содействие, но вы, в том числе, показываете, что есть права как у одних, так и у других. Поэтому мы должны нормально, по-человечески, с уважением относиться друг к другу.

От чего защищается бизнес? Он защищается от неправомерных действий. А если вы устроите противостояние, то в противостоянии правых не будет, у всех найдутся недостатки: вы найдете у правоохранителей, а они у вас. Чем это «ледовое побоище» закончится, никто не знает… Как правило, печально.

Если бизнесмен нарушил законодательство, сразу же моментально вводятся санкции. Не дается даже время на исправление недостатков. Когда в суде коммерсант оспаривает решение фискального или правоохранительного органа, никто из работников к ответственности не привлекается. Почему бизнесмены молчат? Чего боятся? Боятся того, что к ним приедут и наедут?

Если судебным решением отменено взыскание, которое накладывалось либо фискалами, либо другими органами, были нарушения при проведении проверок. Эти проверки сказались на том, что с вас неправомерно взыскали деньги, либо ваш бизнес понес потери, то это говорит о том, что работник превысил служебные полномочия либо проявил халатность. Соответственно, работник, пришедший на проверку, не соответствовал своей занимаемой должности. Поэтому тот, кто отправлял такого работника на проверку, должен был прекрасно понимать уровень компетенции, уровень знаний этого сотрудника.

Это я говорю не понаслышке. Нам часто за период службы приходилось общаться с прокуратурой, объяснять законность своих действий. За период своей службы не оспорено ни одного решения, которое мы принимали. Жалобы были. Их проверяют. Но мы эти жалобы доходчиво объясняли, приводили доказательства того, что мы действовали законно.

С проверяющими должны быть нормальные, партнерские отношения. Никогда не надо переходить планку. Даже если на вас начинают давить, надо четко и мягко объяснить: «А вы нас уже в чем-то подозреваете?»

Если же идет просто жесткий накат – нужно всегда действовать очень просто. Первое: предупредить о том, чтобы вам не угрожали законом. Очень часто бывает: «Мы вас посадим!» Так поступает бестолковый работник, он не имеет права ни в коем случае так говорить. Если было бы, за что вас посадить – поверьте, все бы молчали, и тихо, мирно действовали.

Второе: если вам продолжают угрожать законом – не стесняйтесь решать вопрос гораздо проще. Просто звоните «02», «112» и вызывайте местных работников полиции. Говорите: «В отношении меня происходит противоправное действие, непонятная проверка. Мне угрожают».

Соответственно, после вашего звонка сотрудники правоохранительных органов имеют право выяснить, законная эта проверка или незаконная, и на каких основаниях эта проверка проходит. Они вам помогут, потому что все, что вы сообщите по «02» или «112», записывается, и вам должны отчитаться, какие меры приняты.

Проверка предприятия сотрудниками полиции может быть плановой или внеплановой. Действия проверяющих регламентируются нормами:

  • УПК РФ;
  • Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ;
  • Закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

Причины проверки полицией

Проверочные мероприятия могут инициироваться в порядке доследственного мониторинга на основании:

  • поступившего заявления о совершенном преступлении;
  • явке нарушителя с повинной;
  • наличии информации от третьих лиц, которая свидетельствует о готовящихся действиях незаконного характера;
  • изданного прокурорского постановления.

Внеплановая проверка может быть реализована, если:

  • в адрес организации было выписано предписание об устранении обнаруженных нарушений, но его требования не были выполнены до истечения срока действия документа;
  • поступление жалобы от физических или юридических лиц, сигналов от органов власти и других государственных структур;
  • при анализе работы частных детективных организаций были выявлены нарушения лицензионного порядка.

КСТАТИ! Вероятность инициирования проверки полицией у предприятий, работающих с большими суммами налички, выше, чем у других субъектов предпринимательства.

В категорию повышенного риска входят автозаправочные станции, торговые точки с широким алкогольным ассортиментом. Перечень правовых оснований для проверочных мероприятий ограничен, в них входят:

  1. Доследственная проверка.
  2. Необходимость привлечения сотрудников полиции при выездной налоговой проверке (комбинированный состав проверяющих встречается в 90% случаев).
  3. Действия в рамках возбужденного уголовного дела в отношении субъекта предпринимательства.

Полномочия органов власти при полицейской проверке

Права, которыми наделяются сотрудники полиции в период проведения проверочных мероприятий, закреплены ст. 13 Закона № 3-ФЗ. До момента возбуждения уголовного дела проверяющим разрешается:

  • осматривать территории совершения противоправных действий;
  • проводить беседы с персоналом для получения объяснений;
  • выступать с требованием предоставления документации или вещественных активов с возможным их изъятием.

У полицейских имеются полномочия по назначению судебных экспертиз, освидетельствованию документов, инициации документальных проверок. Они могут привлекать узкоквалифицированных специалистов для исследований и ревизий. В рамках следственных мероприятий по уголовным делам, которые на дату проверки запущены в производство, проверяющим разрешено проводить обыски, выемки, допросы с очными ставками.

ВАЖНО! Полномочия должностных лиц полиции ограничены сферой применения. Проверяющие не могут требовать предоставления им документации, не относящейся к предмету обследования.

Порядок проведения проверки

До начала мероприятий по проверке сотрудники полиции обязаны представиться и предъявить руководителю субъекта хозяйствования документы, удостоверяющие личность и подтверждающие названные ими должность со званием. Перед тем как впустить сотрудников полиции, работники предприятия знакомятся с обоснованием проверки: текстом постановления на следственные мероприятия. В бланке должны быть правильно указаны адрес компании, ее название.

Важно! При желании полиции произвести осмотр помещений или территории фирмы должностные лица проверяющего органа должны будут привлечь для этой процедуры понятых.

Численность понятых оговаривается ст. 170 УПК РФ и равна 2 лицам или больше. Обязанности понятых должны разъясняются им до начала осмотра. Привлекаемые лица не имеют права покидать территорию обследования до окончания всех необходимых процедур.

По результатам осмотра оформляется протокольная документация, которая подписывается всеми участниками процесса. При реализации осмотров необходимо следить, чтобы не было признаков обыска. Обыски разрешены только в ситуациях с открытыми уголовными делами. Для этой процедуры характерно наличие соответствующего документального обоснование. Это дает возможность полиции входить в любые помещения, открывать тумбы, сейфы, вскрывать ящики в письменных столах.

Полицейская проверка состоит из двух этапов:

  1. Первым шагом является сбор и систематизация информационных сведений. Это необходимо для накопления доказательной базы, поиска сведений, которые могут компрометировать предпринимателя и служить основой для возбуждения уголовного дела. На данном этапе полицейские могут пользоваться инструментарием оперативно-розыскной деятельности.
  2. Сбор доказательных сведений, который инициируется при наличии открытого дела по статьям уголовного права. В рамках этого направления деятельности полицейским доступны методы следственных мероприятий.

Действия руководителя

Алгоритм действий руководства компании должен быть направлен на соблюдение всеми участниками процесса правовых норм и стандартов. При появлении на пороге фирмы должностных лиц полиции необходимо ознакомиться с информацией в их служебных удостоверениях, задокументировать ее. Проверяющие обязаны представляться, озвучивать причину и цель визита.

В процессе знакомства с составом коллектива проверяющих руководитель предприятия (замещающее его лицо) читает постановление, дающее право на обследование территории субъекта хозяйствования. Надо изучить текст на предмет наличия или отсутствия в документе упоминания о праве проведения обыска и выемки. Если имеется возможность, рекомендуется распустить персонал организации (полностью или частично) по домам. Такой шаг позволит избавить сотрудников от влияния стрессовых факторов. Деятельность на рабочих местах на период проверки будет приостановлена, потому пребывание на площадках предприятия всего наемного персонала будет нецелесообразным.

Руководитель проверяемого предприятия должен придерживаться таких правил:

  1. Фиксировать действия полицейских на видео разрешено и рекомендовано. Записи при необходимости смогут стать основой доказательной базы. Если имело место превышение полномочий, нарушение процедуры, оформляется жалоба на проверяющих в вышестоящие структуры полиции или прокурору.
  2. Передача документов в рамках изъятия может быть реализована при наличии документальных оснований и в присутствии понятых. Законность процедуры обеспечивается независимым мнением привлекаемых понятых и через оформление описи изымаемой документации или ценностей. Опись надо заверять обеим сторонам проверки.
  3. Во время проверочных мероприятий производить фиксацию замечаний, претензий к работе должностных лиц полиции.
  4. ВАЖНО! При прочтении протокола проверки надо обращать внимание на все неточности в тексте. Замечания фиксируются, а информационные пробелы устраняются путем дополнения протокола.

  5. При инициировании изъятий представителем компании должны отслеживаться все действия полицейских. Необходимо удостовериться, что к внутренним системам электронных носителей был ограничен доступ путем их пломбировки.
  6. Изымаемые документы по правилам должны быть упакованы в коробки, заклеены при помощи скотча и опечатаны. Каждая партия изъятых бланков скрепляется подписями всех присутствующих лиц.

Результат

Результаты проверок должны быть зафиксированы документально. При выявлении состава административного нарушения об этом составляется протокол. Без его оформления не допускается назначение штрафов.

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! Суммы штрафов не могут взиматься с субъектов хозяйствования на месте проверки. Применение штрафных санкций без документального обоснования в судебном порядке будет признано незаконным.

В форме протокола надо указать:

  • полный перечень обстоятельств, сопутствующих нарушению;
  • доказательную основу;
  • ссылки на статьи правовых актов, которыми установлены правила применения конкретных мер наказания.

По итогам проверки с оригинала протокола снимается копия и передается представителю предприятия с оформлением расписки в получении. Все эти действия должны быть осуществлены в день окончания проверочных мероприятий.

При заведении административного дела на его рассмотрение отводится до 15 суток. Решение о признании вины и назначении наказания без присутствия одной из заинтересованных сторон может быть признано незаконным. Об этом говорится в ст. 25.1 КоАП РФ. Прекращение производства при отсутствии оснований или назначение наказания происходит путем оформления постановления. Копия постановления должна быть вручена в руки представителю компании или направлена на адрес предприятия по почте (ст. 29.11 КоАП РФ).

На обжалование постановлений дается 10 дней, после чего примененная мера ответственности будет введена в действие. Для документального оформления комплекса оперативно-розыскных операций могут применяться:

  • справки;
  • письменные рапорта;
  • пояснения физических лиц;
  • акты;
  • другие формы документов, имеющие полный перечень обязательных реквизитов, утвержденные подписями ответственных лиц.

Сама по себе возможность проведения в отношении налогоплательщика полицейской проверки - в том понимании термина «проверка» какое обычно подразумевается при проведении такого контрольного мероприятия налоговыми или иными контролирующими органами, Законом о полиции не предусмотрена. Самостоятельных проверок полицейские проводить не могут.

Подобная возможность в свое время была исключена еще из Закона о милиции.

Однако, как и до введения в действие закона о полиции, полицейские могут привлекаться представителями налоговой службы в ходе проведения выездных налоговых проверок. Такое право закреплено в ст. 36 Налогового кодекса. Соответствующая норма предусмотрена и Законом о полиции (подп. 28 п. 1 ст.13).

Если же говорить о проведении полицейских проверок, направленных на выявление налоговых преступлений, то в данном случае речь следует вести о предварительных оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на выявление факта совершения налогового преступления.

К таким мероприятиям, которые органы полиции вправе производить в ходе оперативно-розыскной деятельности, относятся:

Проведение опроса;

Сбор образцов для исследования;

Осуществление проверочной закупки;

Проведение оперативного эксперимента;

Исследование предметов и документов;

Наблюдение;

Обследование помещений, сооружений, участков местности, транспортных средств;

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

Прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи;

Оперативное внедрение;

Контролируемая поставка и т.д.

Следует отметить, что оперативно-розыскные мероприятия принято делить на гласные и негласные. Особенность проведения негласных ОРМ заключается в том, что оперативники собирают информацию без ведома и без согласия проверяемого лица. Это может быть прослушивание телефонных переговоров, отслеживание электронной почты компании, наблюдение. При осуществлении гласных ОРМ, оперативник обращается непосредственно в компанию и обязан при этом представиться и сообщить какое мероприятие он проводит. Например, это может быть опрос или обследование помещений. В отличие от негласных - гласные ОРМ проводятся только с согласия проверяемого лица и с обязательным его уведомлением о предстоящем проведении ОРМ.

Как правило, до проведения какого-либо гласного ОРМ, начало осуществления которого уже дает определенный сигнал налогоплательщику о возможном в скором будущем возбуждении в его отношении уголовного дела, сотрудники полиции проводят предварительный сбор информации о деятельности налогоплательщика. В частности, полицейские подробно выясняют, кто является учредителем, генеральным директором, кто фактически управляет компанией, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах. Учитывая тесное взаимодействие полиции и налоговых органов в ходе рассмотрения вопросов о наличии в действиях налогоплательщика состава преступления - получить необходимые сведения для сотрудников полиции не представляется затруднительным.

Собрав необходимые первоначальные сведения о компании, сотрудники полиции далее, как правило, приступают к сбору доказательств, подтверждающих наличие признаков уголовно наказуемого деяния. Для этого, наряду с негласными ОРМ, полиция вправе запрашивать у организации документы, проводить обследование помещений, осуществлять изъятие документов, компьютерной техники, опрашивать сотрудников организации.

Важно при этом внимательно проверять основания для проведения таких мероприятий, по возможности максимально точно фиксировать ход проведения любого ОРМ и в письменной форме отображать любые замечания, возникающие в ходе проведения проверочных мероприятий.

Так, п.4, ч.1, ст. 13 Закона о полиции предусматривает право сотрудников полиции запрашивать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях. Исходя из данной нормы запрос должен в обязательном порядке содержать информацию о проверке - номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. Соответственно, отсутствие всех сведений, позволяющих идентифицировать проверку, основания ее проведения и вашу компанию в качестве проверяемого лица, может быть основанием для отказа в предоставлении запрашиваемых сведений и документов.

При появлении оперативных работников с целью проведения обследования помещения, в первую очередь, необходимо внимательно проанализировать постановление о проведении данного ОРМ. В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения обследования, и перечень оперативных работников, которым поручено проведение обследования. Постановление должно быть объявлено под расписку руководителю, главному бухгалтеру, любому иному лицу, являющемуся работником/должностным лицом проверяемой организации.

Объем помещений в здании, подлежащих обследованию, зависит от формулировки места проведения даного ОРМ в постановлении. Если указан только номер здания - сотрудникам полиции предоставляется возможность обследовать полностью все помещения, независимо от того, расположены ли в них сотрудники проверяемой организации или третьи лица.

Цель обследования - поиск и изъятие доказательств, как правило, документов и электронных носителей информации.

Важно отметить, что при производстве обследования, как и любого другого ОРМ, любое физическое лицо вправе пользоваться квалифицированной юридической помощью и при выражении волеизъявления о необходимости присутствия адвоката в ходе проведения ОРМ - без его наличия в месте проведения ОРМ сотрудники полиции начать обследование не вправе.

Любые замечание о ходе проведения обследования и изъятия каких-либо документов, вещей, техники обязательно следует фиксировать в протоколе, оформляемом сотрудниками полиции по итогам проведения ОРМ. В случае отсутствия каких-либо замечаний в протоколе, доказать впоследствии факт нарушения оперативными работниками процедуры проведения ОРМ практически невозможно. Положительным моментом в случае необходимости доказывания незаконности действий сотрудников полиции является также наличие в организации системы видео- и аудионаблюдения.

Достаточно часто одновременно с проведением обследования, пытаясь воспользоваться фактором внезапности, сотрудники полиции проводят опрос сотрудников организации. Под опросом понимается право работника полиции задать вам вопросы и зафиксировать полученные от вас ответы, то есть составить объяснение. Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица. Никакой ответственности за отказ от дачи объяснений при проведении опроса не предусмотрено. Отсутствует и возможность привлечения вас к ответственности за дачу ложных объяснений. Этим опрос отличается от такого следственного действия - как допрос свидетеля или подозреваемого/обвиняемого, проводимого уже в ходе расследования уголовного дела.

При этом право отказа от дачи объяснений касается не только полицейской, но и налоговой проверки. В ходе проведения допроса налоговым органом отказ от участия в допросе либо дача ложных показаний ненаказуемы.

Исходя из отмеченных выше особенностей проведения ОРМ можно выделить следующие необходимые действия сотрудников организации при взаимодействии с работниками полиции:

Обязательная проверка служебных документов оперативных работников и сопоставление их данных с данными лиц, указанных в постановлении о проведении ОРМ как имеющих право на его проведение. При необходимости следует переписать такие данные или сделать копии документов.

Важно внимательно изучить постановление о проведении обследования на изучение описание места проведения ОРМ. Если указан, например, точный номер обследуемого кабинета, в любые другие помещения сотрудники полиции заходить права не имеют.

важно не путать ОРМ, проводимые на стадии доследственной проверки (до факта возбуждения уголовного дела) и в рамках расследования уголовного дела. Так, значительно сильно отличаются права и обязанности сотрудников полиции и ваши при проведении опроса и допроса, обследования помещения и обыска.

Если говорить о превентивных мерах защиты от последствий полицейских проверок следует отметить важность грамотной организации хранения документов. Наиболее компрометирующие лучше хранить вне места основной деятельности организации. Ни в коем случае не следует хранить документы и печати разных организаций в одном месте. То же касается и информации, содержащейся на жестких дисках компьютеров, внешних носителях и т.д.

Также заранее стоит подготовить сценарий поведения сотрудников в случае внезапной проверки. Этот план действий поможет не паниковать, действовать быстро и эффективно. Каждый сотрудник будет знать, что ему делать и как реагировать. Вести переговоры с проверяющими должен заранее определенный, а следовательно, подготовленный сотрудник. Это касается не только полицейский проверок, но и любых других контрольных мероприятий.

Соблюдение хотя бы самых простых мер безопасности и должная внимательность к мелочам в ходе проведения ОРМ позволит в дальнейшем избежать многих сложностей и отстоять свою позицию в возможном далее расследовании уголовного дела или избежать начала проведения такого расследования.

Правовая деятельность полицейских в России основывается на Конституции Российской Федерации, которая, в свою очередь, базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права. Эти принципы закреплены международными договорами Российской Федерации, конституционными законами, федеральным законом «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011г.

Также в регионах они закреплены нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти, который напрямую осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики по нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Осмотр помещения сотрудниками полиции

Существуют определенные инструкции, которых должны придерживаться сотрудники полиции при осмотре помещений , зданий, транспортных средств и участков местности.

Эти инструкции четко зарегламентированы и утверждены приказом МВД России от 30.03.2010г. № 249, и нежелание представителя органа безопасности придерживаться этих инструкций и приказов повлечет за собой массу неприятностей.

Инструкция «О порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и любых транспортных средств» гласит:

Обследование помещений, домов и транспортных средств проводится строго по назначению должностным лицом органа внутренних дел. Это должен быть человек, который уполномочен давать распоряжения и приказы по проведению обследования. Распоряжение обязательно должно быть вынесено в строго установленной форме.
. Должностное лицо, которое выдает подобное разрешение, имеет строгую территориальную компетенцию. Поэтому выдавать разрешение на осмотр помещений или автомобилей в другом районе и регионе этот чиновник не имеет права.

Что должно быть указано в распоряжении:

Обязательно должна присутствовать дата регистрации распоряжения и его регистрационный номер.
. Все данные лица, которое выдало распоряжение: Ф.И.О, должность или звание.
. Причины, по которым назначен осмотр собственности , точные нарушения законодательства, по которым привлекается к уголовной ответственности.
. Для юридических лиц - полное наименование и юридический адрес. Для физических лиц - адрес фактического проживания и регистрации.
. Должностные звания и фамилии представителей власти, которые уполномочены провести осмотр помещения или машины.
. Фамилии физических лиц и наименования и адреса юридических лиц, которым принадлежит осматриваемая собственность.
. Подпись чиновника, который назначил осмотр, заверенная печатью. Запись о регистрации в специальном журнале.

Лица и органы, которые имеют право издавать распоряжение об обследовании помещений, домов, квартир, транспортных средств и др.

По всей территории РФ - начальники департаментов собственной безопасности, противодействия экстремизму МВД , департамента обеспечения правопорядка на транспорте, закрытых территориях и режимных объектах МВД , начальники управлений по обеспечению охраны лиц, подлежащих госзащите. А также их заместители.
. На территории РФ лиц, которые располагаются в федеративных округах, - первый зам и его начальник по главному управлению МВД в федеральном округе, начальник управления транспортом МВД.
. На территории субъектов, проживающих в Российской Федерации, в федеральных округах, - начальники главных и транспортных управлений МВД по федеральным округам, а также их заместители.
. Территория линейного обслуживания, на которой имеют право давать разрешение на осмотр помещений или транспортных средств исключительно начальники линейного управления внутренних дел транспорта, закрытых административно-территориальных объектов и учреждений образования.
. Москва и прилежащий административный округ. В Московской области разрешение на осмотр помещений и транспорта может давать начальник управления внутренних дел и его заместители.
. Территория оперативного обслуживания —выдает начальник, который занимается внутренними делами района.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги