Виды общения по цели. Типы, виды и формы общения в социальной психологии

Виды общения. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно отметить несколько классификаций общения.

    Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

    Когнитивное (обмен знаниями);

    Кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями);

    Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

    Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навками).

По целям:

  • Биологическое общение – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

    Социальное общение – преследует цели расширения и укрепления ме6жличностных контактов.

По средствам:

  • Непосредственное (осуществляется с помощью естественных органов);

    Опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией);

    Прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);

    Косвенное общение (общение через посредников).

Классификация.

  • Деловое общение – содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир .

    Личностное общение.

    Инструментальное. Это общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения.

    Вербальное общение.

    Невербальное общение.

    Если за основу взять уровень взаимодействия индивидов в процессе общения, то выделятся:

    Личностно-ориентированное (межличностное);

    Социально-ориентированное (Субъект этого общения как бы удвоен: с одной стороны, осуществляет такое общение один человек как личность, а с другой, субъектом такого общения выступает тот или иной коллектив или общество в целом);

    Предметно-ориентированное общение (предметом является взаимодействие).

    Выделяют непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение является исторически первой формой, на основе которой в более поздние периоды развития цивилизации возникают другие виды общения. Это естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (например, беседа, игра и т.п.). Опосредованное общение – это неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т.п.).

    Различают также межличностное, групповое и массовое общение. Межличностное общение – это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения – определенное знание индивидуальных особенностей друг друга участниками общения, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимания. Массовое общение – это множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации. Массовая коммуникация – близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации.

Е.И. Рогов выделяет три основных типа общения : императивное, манипулятивное и диалогическое (Рогов Е.И., 2002). Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект действия. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается.

Манипулятивное общение – сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению, но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Партнер воспринимается как носитель определенных, «нужных» нам свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как показывают исследования, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Выделяют 4 основных типа манипулятивных систем .

    Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родителя, учителя или начальника. Жизненная философия – главенствовать и властвовать, во что бы то ни стало.

    Пассивный манипулятор – противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, позволяя окружающим думать и работать за него. Жизненная философия – никогда не вызывать раздражения.

    Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрышей и проигрышей. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди – соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Жизненная философия – выигрывать любой ценой.

    Безразличный манипулятор играет в безразличность, индифферентность. Старается уйти, отстраниться от контактов. Его методы то активны, то пассивны. Жизненная философия – отвергать заботу.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое, или так называемое гуманистическое, общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

    Психологический настрой на эмоционально состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);

    Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

    Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности);

    Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»);

    Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).

Самым главным способом взаимодействия с другими людьми является . У данного процесса есть понятие и виды, формы и методы проявления, категории и типы. Все люди общаются. Первое, с чего начинается взаимодействие, — это коммуникация. Нужно договориться, чтобы к чему-то прийти. Нужно поздороваться, чтобы заострить на себе внимание. В психологии одну из главных ролей занимает общение, через которое человек выражает себя и .

Общение не является чисто человеческим проявлением. Даже животные между собой общаются. Отличаются лишь языки и структура общения. У человека коммуникация является самой сложной и многоуровневой, в отличие от животной или природной.

С самого рождения человек уже вступает в . Он делает это через плач, крик, звуки. Он пока не знает того языка, на котором общаются окружающие люди, поэтому уделяет этому процессу большое количество внимания. Он постепенно узнает язык, структуры, формы построения предложений и фраз. Чтобы общаться, нужно обладать тем языком, на котором говорят окружающие. Тогда можно выразить свои мысли и понять идеи других людей.

Понятие общения детально рассмотрим в интернет-журнале сайт, где будет представлено все многообразие данного явления.

Что такое общение?

Что такое общение? Это контакт двух и более лиц, которые используют определенные смысловые структуры для передачи информации друг другу. Люди используют язык, который выражает слова и устойчивые фразы для передачи главной мысли. Проблемы здесь возникают на различных уровнях:

  1. Человек вкладывает в слова другие значения, не те, которые подразумевал собеседник.
  2. Человек говорит на другом языке, вообще не понимая, что ему говорит собеседник.
  3. Человек не владеет пониманием тех слов, которые собеседник использует (например, использование профессионального сленга).
  4. Человек не обращает внимания на то, что говорит собеседник, заострив его на собственных мыслях.

Чтобы общение состоялось, должны присутствовать следующие 3 критерия:

  1. Должен быть собеседник, то есть второй человек, с которым и происходит общение.
  2. Должна быть общая тема для разговора.
  3. Должен использоваться один язык, который понимают оба субъекта. То же самое касается и фраз, терминов. Если кто-то не обладает специальной терминологией, то общение будет затрудненно непониманием второго собеседника, его переспросами.

Общение – один из видов взаимодействия между людьми, который сейчас является повсеместным. Все люди общаются и вступают в данный процесс по доброй воле. Порой данный вид взаимодействия является единственным между людьми.

Понятие и виды общения

В психологии под общением подразумевается понятие, когда в коммуникационный процесс вступают два равноправных партнера, создающих психологическое взаимодействие между собой. Разделяют виды коммуникации, которые учитывают обстановку, в которой собеседники находятся:

  • Прямая и опосредованная.
  • Терапевтическая.
  • Групповая и межгрупповая.
  • Межличностная.
  • Массовая.
  • Криминогенная.
  • Интимная.
  • Доверительная.
  • Конфликтная.
  • Личная.
  • Деловая.
  • Ненасильственная.

В общении участвует как минимум два человека: коммуникатор (тот, кто передает информацию) и реципиент (тот, кто информацию воспринимает). В процессе происходит выражение, передача, восприятие и понимание информации. Обычно коммуникация происходит между людьми, хотя общаются абсолютно все живые существа. Просто именно люди делают данный акт осознанным, который включает вербальную и невербальную коммуникации.

Общение включает такие аспекты:

  • Суть – информация, которая транслируется. Может передавать эмоциональный настрой, информацию о внешней среде.
  • Задача – с какой целью человек вступает в процесс общения? Здесь могут удовлетворяться многочисленные потребности: социокультурные, эстетические, когнитивные, созидательные, нравственные и пр.
  • Средства – какими способами передается информация? Сюда входят язык, формы сообщения, использование специальных знаков и органов чувств, пр.

Понятие педагогического общения

Под педагогическим общением понимается взаимодействие ученика и учителя, когда один индивид передает знания и развивает вторую личность путем учебно-воспитательного процесса. Педагогический процесс не может происходить без общения. Данный вид деятельности является главным и основным. Данное понятие подразумевает обоюдное целенаправленное взаимодействие на одну цель, когда происходит трансформация, информирование, совершенствование одного из собеседников.

Кроме информационной функции, выделяют такие направления педагогического общения:

  1. Контактная функция – когда люди вступают в контакт друг с другом ради трансляции и поддержания взаимодействия.
  2. Побудительная функция – когда один побуждает другого на совершение определенных действий, направленных на закрепление нового материала.
  3. Эмотивная функция – когда у ученика вызывают определенные эмоции, переживания, настроения, таким образом происходит своеобразный обмен состоянием.

Педагогическое общение зависит от учителя и ученика – их индивидуальности, особенностей, целей и пр.

Этика общения

В неформальной обстановке люди просто общаются так, как им того хочется. В определенных кругах и заведениях принята этика общения, когда человек придерживается определенных правил и норм. Что такое этика общения?

  1. Общение – это взаимодействие людей на вербальном и невербальном уровнях.
  2. Этика – дисциплина, которая изучает мораль и нравственность.

Таким образом, этика общения – моральная, нравственно-этическая сторона общения, ее особенности и техники. Она включает искусство общения, когда применяются определенные техники в процессе коммуникации. Все это базируется на нравственно-ценностных и морально-этических потребностях.

В привычном понимании, этика общения – это свод правил, норм и техник, которые позволяют человеку в определенном кругу показать себя с лучшей стороны. Она носит характер должного.

Этика общения изучает формы коммуникации, чтобы выделять наиболее приемлемые и правильные. Здесь требуется обучение общению по определенным правилам ради сохранения моральности коммуникации и необходимости следования гуманистическим ценностям.

Этика общения направлена на обучение коммуникации: что нужно и чего не нужно делать? Проявляется она на словах и поступках между собеседниками. Здесь идет прививание каждому индивиду норм, культуры общения, рамок и норм поведения, которые одобряемые в обществе.

Функции общения

Главная функция общения просматривается в необходимости человека, который коммуницирует, самосовершенствоваться, развиваться, познавать новое, образовываться, развивать положительные качества характера. Выделяют такие стержневые функции общения:

  • Эмотивная – вызов в другом человеке определенных эмоций и переживаний, а также трансформация собственных.
  • Координационная – обоюдная направленность, координированность и гармоничность действий в процессе взаимодействия.
  • Функция понимания – восприятие и понимание информации, которая проговаривается и передается.
  • Побудительная – побуждение собеседника на совершение определенных действий.
  • Функцию установления взаимоотношений – постижение и фиксация собственной позиции в той роли и статусе, который наблюдается в отношениях с другим человеком.
  • Функция оказания влияния – изменение настроения, убеждений, состояний и поступков собеседника.
  • Информационная – обмен сообщениями, знаниями, информацией, идеями и пр.
  • Контактная – установление между субъектами контакта ради обмена и получения информации. Данный процесс обоюдный.

Культура общения

Под культурой общения понимается совмещение понятий:

  1. Общение – это коммуникативный акт между людьми.
  2. Культура – это воспитание и формирование личности.

В процессе общения человек выражает самого себя, проявляет свою воспитанность, а также познает другого собеседника, его личность и качества.

Под культурой общения понимается свод правил и норм, которые приняты в том или ином кругу. Здесь проявляется образованность и культурность, которые и выражаются через манеру общения. Культура общения присутствует в цивилизованных странах, где существуют определенные рамки, которых следует соблюдать каждому уважающему себя человеку.

Формирование культуры речи позволяет человеку сделать ее более привлекательной и располагающей. Это происходит путем использования различных инструментов. Их развитие происходит на уровне рефлексии, обратной связи и саморегуляции.

Именно через культуру выявляется высокоразвитая личность. Менее развитый человек обладает скудностью словарного запаса и однообразием выражения своих мыслей. Высокоразвитый человек может по-разному выразить собственные мысли и является более гибким в отношениях с многочисленными людьми.

Структура общения

В качестве структуры общения используется речевая (вербальная, словесная) и неречевая (невербальная) форматы. Если на уровне слов люди используют конкретные значения своей языковой культуры, то на уровне невербального общения используются жесты, мимика, позы и жестикуляция.

В цивилизованном мире для достижения общих целей нужно взаимодействие между людьми. Это достигается путем общения, которое помогает каждому отдельному индивиду понимать окружающих, вступать с ними во взаимоотношения, выражать собственные идеи и мысли. Общение наступает тогда, когда у людей возникают потребности, которые они не могут достичь без посторонней помощи.

Коммуникацию делят на 3 уровня:

  1. Внутриличностный – это общение индивида с самим собой. Возникает при построении планов, решении задач, планировании и пр.
  2. Межличностный – это общение между двумя индивидами ради построения определенных взаимоотношений.
  3. Общественный – это общение человека с большой группой лиц.

Выделяют 3 аспекта коммуникации между собеседниками:

  1. Коммуникативный – каким образом собеседники обмениваются информацией?
  2. Интерактивный – как партнеры взаимодействуют при выполнении одной задачи?
  3. Перцептивный – каким собеседник представляется с учетом его физиологических особенностей и психологического поведения?

Итог

Цивилизованный мир контактирует на уровне общения. Каждый отдельный индивид должен познать все способы общения, чтобы иметь возможность успешно устанавливать контакты, передавать свою и воспринимать чужую информацию, а также влиять на эмоции и поведение собеседников. Итогом понимания сути и форм общения является успешное взаимодействие со всеми людьми.

Все люди контактируют с окружающими через общение. Этому с самого детства обучают. Этому посвящены многочисленные тренинги и семинары. В наше время человек должен уметь хорошо и успешно общаться с окружающими, чтобы чего-то достичь.

В течение жизни человек вступает в разнообразные отношения. Он обращается к другому человеку с целью получить желаемое, учит и учится сам (имеется в виду не только систематическое обучение, но и наставление, передача опыта), делится радостью, когда всё прекрасно, ищет сочувствия, если случилась беда.

В этих и других случаях имеет место общение – взаимодействие двух и более индивидов, обменивающихся информацией. Психологи выделяют следующие виды общения и их классификацию.

В зависимости от того, чем именно обмениваются люди, выделяют:

  • материальное;
  • когнитивное;
  • кондиционное;
  • мотивационное;
  • деятельностное и
  • конвенциональное общение.

При материальном общении происходит обмен продуктами деятельности, например, в магазине. Когнитивное общение – это обмен знаниями. К нему прибегают учителя, воспитатели, лекторы, преподаватели кафедры, коллеги в научной лаборатории, инженеры на предприятии, сотрудники в офисе и т. д. Поскольку люди выполняют совместную работу, этот вид общения реализуется в сочетании с деятельностным (разговоры по поводу совместной деятельности во время её выполнения).

Кондиционное общение имеет целью изменить психическое состояние собеседника: утешить плачущую подругу, привести в боевую готовность спортсмена и т. д. В основе мотивационного общения – побуждение к тому или иному действию, формирование потребностей, установок: ребёнок хочет играть, а мама убеждает его сесть за уроки. Конвенциональное общение призвано готовить к предстоящей деятельности (церемонии, ритуалы, нормы и правила этикета).

Виды общения по целям

С целью удовлетворения базовых потребностей и продолжения рода люди вступают в биологическое общение. К нему относят половую жизнь и кормление грудью.

Цели социального общения – установление контактов с другими людьми и собственный личностный рост. Кроме общих, существуют частные цели, коих ровно столько, сколько потребностей у каждого жителя Земли.

Виды общения по средствам

В зависимости от применяемых средств обмен информацией бывает:

  • непосредственным;
  • опосредованным;
  • прямым;
  • косвенным.

Непосредственное общение происходит с помощью органов, которые даны человеку природой: голосовые связки, руки, туловище, голова. Если для передачи информации используются объекты природы (палки, камни, следы на земле) и достижения цивилизации (письменность, теле- и радиовещание, электронная почта, скайп, социальные сети), – это опосредованное взаимодействие. К нему прибегают, чтобы поговорить с родными, близкими, коллегами, друзьями, которых нет рядом. Природные объекты помогали первобытным людям успешно охотиться и заниматься другими жизненно важными делами.

При прямом общении индивиды контактируют лично. Это может быть разговор, объятия, рукопожатие, ссора. Участники события видят друг друга без технических средств и сразу реагируют на высказывания, действия собеседника. Косвенное общение – это донесение информации через посредника (дипломата, адвоката и т. д.).

Виды общения по времени

Общение бывает кратковременным и долговременным. Кратковременное занимает от нескольких минут до пары часов. В процессе долговременного взаимодействия участники обсуждают способы решения предстоящих задач, а также самовыражаются, пытаются лучше узнать друг друга, укрепляют деловые или дружеские отношения, проверяют себя и партнёра на совместимость.

Другие виды общения

Кроме перечисленных видов, общение бывает:

  • деловое;
  • личностное;
  • инструментальное;
  • целевое;
  • вербальное;
  • невербальное;
  • формально-ролевое;
  • манипулятивное.

Содержанием делового общения выступает совместно выполняемая работа. Специалисты ведут переговоры, обсуждают подготовку отчёта, план работы на ближайшее полугодие и т. д. Вступая в личностное общение, люди интересуются мнением, настроением, внутренним миром друг друга, выражают отношение к явлениям, событиям окружающего мира, разрешают конфликты.

Инструментальное общение – это установление контактов для достижения каких-либо целей. К нему прибегают сотрудники, желающие сделать карьеру или просто быть успешными в труде (этому способствует умение взаимодействовать с разными людьми, выстраивать доброжелательные отношения), политические деятели (учатся убеждать, вести за собой) и т. д. Целевое общение призвано удовлетворять потребность в установлении контактов с другими людьми.

Вербальное общение осуществляется посредством звучащей речи и реализуется в форме разговора. Разговоры бывают формализованными (конференция, защита диссертации, протокольный приём), полуформализованными (светская беседа) и неформализованными (общение в быту).

При невербальном общении партнёры обмениваются «репликами» с помощью жестов, мимики, пантомимы, прикосновений (кивок головы, поднятая рука на уроке, помахивание рукой на прощание и т. д.).

Каждый человек имеет социальный статус и роль (преподаватель, заведующий кафедрой, директор компании, младший научный сотрудник и др.). Чтобы соответствовать положению, личность ведёт себя так, как предписано принятыми в социуме нормами. Вид общения в зависимости от статуса и роли получил название формально-ролевого .

Одним из способов взаимодействия между людьми выступает манипулирование. Желая склонить другого к каким-либо действиям, один из партнёров применяет манипулятивное общение. В ход идут лесть, угрозы, капризы и т. д.

Педагогическое общение


Без общения невозможно эффективное воспитание и обучение детей. Под педагогическим общением подразумевается взаимодействие педагога и обучающегося, которое способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе и разностороннему развитию личности.

Работая с детьми, педагог выбирает один из стилей:

  • на основе увлечённости совместным делом;
  • на основе дружеского расположения;
  • диалог;
  • дистанцирование;
  • устрашение;
  • заигрывание.

Позитивными считаются способы взаимодействия на основе увлечённости совместным делом, дружеское общение и диалог. Творческий педагог-энтузиаст способен увлечь, заинтересовать детей, но, практикуя подобное, не допустит панибратства. Дистанцирование уместно, если этого требует логика образовательного процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые стили, их применение свидетельствует о профнепригодности педагога.

Обмен информацией в жизни

Перечисленные виды и стили общения редко встречаются в «чистом виде». Так, секретарь-референт женского пола, беседуя с директором предприятия, использует когнитивное, инструментальное, деловое, непосредственное, формально-ролевое, вербальное общение. Разговаривая по телефону с подругой, применяет опосредованное, вербальное, личностное общение. Уйдя в отпуск по уходу за ребёнком, практикует биологическое, целевое, вербальное и невербальное взаимодействие. Все виды общения необходимы для формирования человеческой психики, освоение индивидом культурных норм и особенностей поведения в обществе, становления разумной, высоконравственной, физически и психологически здоровой личности.

Виды общения по средствам :

  1. вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
  2. невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

По целям :

  1. биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
  2. социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
  1. материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
  2. когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
  3. кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
  4. деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
  5. мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

По опосредованности :

  1. непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.;
  2. опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.) Это коммуникация, в которой присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).;
  3. прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
  4. косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

  1. деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
  2. воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
  3. диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
  4. интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение .

В первичной группе, первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу такого парного общения устанавливаются как личные, так и групповые задачи и цели. Знание общностей о содержании общения или наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.

Лично-групповое общение более выражено проявляется между начальником и группой или коллективом.

Межгрупповое общение означает контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте. задачи и цели межгруппового общения коллективов могут часто совпадать (общение обладает мирным характером), а могут и разниться (конфликтное общение). Межгрупповое общение - отнюдь не безликое аморфное воздействие. В этом общении каждая личность своеобразный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.

Временной интервал общения, оказывает большое влияние на его характеристику. Оно является неким катализатором способов и смыслового содержания общения. Узнать детально человека за маленький срок, естественно, нельзя, но попытка узнать особенности личности и характера существует постоянно. Длительное общение - не только путь к взаимному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку психологической совместимости, либо конфронтации.

Общение также разделяется на законченное и незаконченное . Законченным общением может считаться такой вид общения, который одинаково расценивается участниками. При этом оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.

По ходу незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не исчерпанным, не результатным, который преследовала каждая из сторон. Незавершенность общения может быть вызвана объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины - разъединение людей в пространстве, запреты, нехватка средств общения и другие. Субъективные - взаимное или одностороннее отсутствие желания продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.

Общение как социально-психологический феномен - это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления. Язык - система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Использование языка с целью общения людей называют речью. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды (схема 3).

Схема 3. Виды общения

По контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное общение (прямое) - это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например разговор по телефону, переписка. Опосредованное общение - это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.

Общение может быть межличностным или массовым. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение наблюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

По критерию равноправия партнеров в межличностном общении (схема 4) выделяют два типа: диалогическое и монологическое.

Схема 4. Типы межличностного общения


Диалогическое общение - равноправное субъект-субъект- ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивным и манипулятивным. Императивное общение - авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалирована. Манипулятивное общение - форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.

Выделяют два типа коммуникаций - ролевую и личностную. В ролевом общении люди действуют, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с учениками, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения. Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.

Общение может быть кратковременным или длительным в

зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.

Обмен информацией может происходить посредством вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение происходит посредством речи, невербальное - с помощью па- ралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих объектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу (схема 5).

Схема 5. Уровни общения


Самый примитивный уровень общения - фатический (от лат. fatuus - глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Такое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.

Информационный уровень общения предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой активности человека.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший духовный уровень общения.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги