Какие виды стандартов применяются в рф. Виды стандартов применяемых в рф

  • Виды стандартов, применяемых в РФ

  • В зависимости от назначения и содержания устанавливаемых требований (аспекта стандартизации), от вида конкретного объекта стандартизации в РФ разрабатываются стандарты следующих видов:

  • Основополагающие;

  • На продукцию и услуги;

  • На работы (процессы;

  • На методы контроля.

Основополагающий стандарт

  • НД имеющий широкую область применения или содержащий общие положения для определенной области .

  • В широком смысле основополагающий стандарт имеет объекты межотраслевого значения :

  • система государственной стандартизации,

  • система конструкторской документации,

  • единицы измерения,

  • термины межотраслевого значения (управления качеством, надежность, упаковка и пр.)


  • о бщие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области.

  • Например ГОСТ Р 1.0-92 "ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов".


Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают

  • научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве;

  • условные обозначения различных объектов стандартизации - коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192 "Маркировка грузов");

  • требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации (например ГОСТ Р 1.5 "Требования к построению и содержанию стандартов";


Стандарты на продукцию устанавливают

  • требования к группе однородной продукции (услуги) или конкретной продукции (услуги).

  • В стандартах на продукцию могут устанавливаться требования ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации этого вида, так и к тем, что наиболее актуальны для практики .


Аспекты

  • классификация;

  • основные параметры или размеры,

  • общие технические требования;

  • правила приемки;

  • маркировка, упаковка, транспортирование, хранение;

  • безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;

  • требования к методам и средствам контроля;

  • к условиям технически эффективной и безопасной утилизации (захоронения или уничтожения).


Стандарты на услуги

  • В них устанавливаются требования к:

  • Основным показателям качества услуг;

  • Показателям уровня экономичности и времени оказания услуг;

  • Комплексности и условиям (режиму, гигиене, комфорту, культуре);

  • К условиям повторного в т.ч. бесплатного, льготного оказания услуг.


Стандарты на работы (процессы)

  • устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах ЖЦП (услуги):

  • Разработке;

  • Изготовление;

  • Хранение;

  • Транспортирование;

  • Эксплуатация;

  • Утилизация.


Стандарты на методы контроля

  • (испытаний, измерений, контроля) обеспечивают всестороннюю проверку всех обязательных требований

  • Устанавливаемые в стандартах методы должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты .


Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают:

  • Средства испытаний и вспомогательные устройства;

  • Порядок подготовки к испытаниям;

  • Порядок проведения испытаний;

  • Правила обработки результатов испытаний;

  • Допустимую погрешность испытаний.


Стандарты могут быть

  • узкого назначения - проверка одного показателя качества (проверка паропроницаемости натуральных кож),

  • широкого назначения - проверка комплекса показателей (испытание шелковых и полушелковых штучных изделий).


Административная реформа

  • В ходе реформы:

  • пересматривается и модернизируется действующее законодательство. В области технического регулирования правовой основой реформирования является Закон РФ «О техническом регулировании» ;

  • реорганизуются органы управления правительства. В соответствии с Указом № 314 проведена реорганизация Правительства РФ;

  • пересматриваются функции органов госуправления. Избыточные функции ликвидируются.


Разработка российских стандартов на базе международных СALS - стандартов

  • Н аучно-технический совет (НТС) Госстандарта принял рекомендацию "считать В нимание к СALS - технологиям и стандартам, обусловлено развитием новых направлений науки и техники:

  • Автоматизированного проектирования и управления производством;

  • Компьютеров для хранения и обработки информации;

  • Новых средств связи и др.


Международное СALS - сообщество (клуб)

  • Для того, чтобы "разговаривать на одном языке", с целью определения правил, организовано Международное СALS - сообщество (клуб).

  • Оно ищет лучшие стандарты, которые могут эффективно применяться на рынке, и организует использование реально существующих стандартов на практике.


"Международное общество инженеров логистики"

  • Россия организовала НИ центры СALS - технологий "Прикладная логистика" и вступает в международный СALS - клуб. Интенсифицируется перевод соответствующих международных стандартов и разработка на их основе национальных с использованием отечественного задела в этой области.


ФЗ «О техническом регулировании»

    • регулирует отношения, возникающие между Потребителями и Изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);
    • устанавливает права Потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей;
    • гарантирует получение информации о товарах (работах, услугах) и об их Изготовителях (исполнителях, продавцах);
    • обеспечивает просвещение, государственную и общественную защиту интересов Потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.

Д ля обеспечения прав Потребителя

  • На безопасную продукцию государство определяет перечень обязательных требований к продукции, выполнение которых Производитель (или Продавец) обязаны подтверждать .

  • В настоящее время большинство этих обязательных требований задается стандартами, а по мере разработки технических регламентов будет закрепляться законами прямого действия. Государственные органы осуществляют надзор и контроль над соблюдением этих требований.


Каталог стандартов ИСО

  • Каталог стандартов ИСО включает свыше 5500 единиц международных стандартов: в среднем в год принимается более 500.

  • ИСО сотрудничает более чем с 500 международными организациями, в том числе со всеми специализированными агентствами ООН.


Спектр деятельности ИСО

  • ИСО охватывает широкий спектр человеческой деятельности - от размерных характеристик винтовых резьб до важнейших характеристик систем управления окружающей средой.

  • пять приоритетных направлений деятельности ИСО:

  • -качество;

  • - информационные технологии;

  • - кооперация с другими организациями в работе над международными стандартами;

  • - окружающая среда.


Проблемы качества в ИСО

  • Решением проблем качества в ИСО занимается ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества», организованный в 1979г. и возглавляемый Канадой.


Менеджмент качества

  • Основными «законодателями мод» в области менеджмента качества и обеспечения качества являются четыре страны (Великобритания, Канада, Франция и Нидерланды), продукция которых пользуется заслуженным признанием на мировом рынке.

  • В работе ИСО/ТК 176 активное участие, кроме отмеченных стран, принимают США, Германия, Швеция, Япония, Австралия и др.

  • Многие делегаты членов-комитетов являются сотрудниками известных промышленных фирм (таких, как IBM, ITT, «Кодак», «Филипс» и др.).


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Функции стандартизации

2. Система органов и служб стандартизации Российской Федерации

3. Виды стандартов, применяемых в Российской Федерации

4. Применение стандартов в Российской Федерации

5. Применением нормативных документов в Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всех общего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стандартизация в России осуществляется в целях обеспечения:

1. Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2. Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

3. Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;

4. Единства измерений;

5. Экономии всех видов ресурсов;

6. Обороноспособности и мобилизации готовности страны.

Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышения степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, а также содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству.

Объект стандартизации - конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, группы однородных конкретных производственных процессов.

Аспект стандартизации - направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойства данного объекта.

Так, аспектами стандартизации являются:

· термины и определения;

· условные обозначения и сокращения;

· требования к основным показателям уровня качества;

· требования к основным показателям уровня экономичности;

· требования к комплектности продукции;

· требования к методам и средствам хранения и транспортировки

· требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращения и потребления;

· требования к правилам и средствам приемки продукции;

· требования к маркировке продукции;

· требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре;

· требования и условия технически эффективного и безопасного потребления продукции по ее целевому назначению;

· требования и условия технически эффективной и безопасной утилизации.

Нормативный документ по стандартизации - это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

К нормативным документам по стандартизации в России относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также правила по стандартизации.

Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующего отсутствием устойчивых возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый признанным органом. Стандарты основываются на обобщенных результатах достижений науки, техники и практического опыта, цель их применения - получение оптимальной пользы для общества. Они являются наиболее массовым видом документов, используемых для оформления результатов деятельности по собственно стандартизации, в число которых входят технические регламенты, ОКТЭИ, правила по стандартизации, а также натурально-вещественные образцы - эталоны изделий, материалов и веществ.

Государственный стандарт РФ - стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой России). Разрабатывается на конкретную продукцию, конкретные услуги, конкретные производственные процессы или их элементы, имеющие преимущественно общенародное хозяйственное значение (применение).

Технический регламент - документ, который устанавливает характеристики продукции или связанные с ней процессы и методы производства. Соблюдение технического регламента обязательно (в соответствии с Соглашением по техническим барьером в торговле, принятым в рамках Всемирной торговой организации ВТО).

В качестве технических регламентов в России рассматриваются: техническое законодательство Российской Федерации;

Указа Президента РФ и постановления Правительства, содержащие требования технического характера; стандарты, содержащие обязательные требования, а также технические нормы и правила специализированных государственных контрольно-надзорных органов (СНиП, САНПиП и др.).

Стандарт отрасли - стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции. Разрабатывается на конкретную продукцию, конкретные услуги, конкретные производственные процессы или их элементы, имеющих преимущественно внутриотраслевое значение (применение).

Стандарт предприятия - стандарт, утвержденный самим предприятием. В России СТП утверждают по двум вариантам: на уровне предприятий, не входящих или входящих в какое-либо хозяйственное объединение; на уровне любых хозяйственных объединений.

Правила по стандартизации - нормативный документ по стандартизации, принятый Госстандартом России и содержащий, во-первых, типовые организационно-технические и (или) общетехнические правила, общие принципы, характеристики, нормы, соблюдение которых является обязательным при выполнении производственных процессов определенного вида в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, а во-вторых, обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Рекомендации по стандартизации разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации, координации и осуществления работ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной (мировой) организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО и МЭК, поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах - членах ИСО и МЭК, добровольный.

Межгосударственный стандарт - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992 г.) Межгосударственными стандартами являются в настоящее время международными стандартами регионального типа.

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальными органами по стандартизации. Таковыми являются - государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), Украины (ДСУ).

Комплекс стандартов - это совокупность взаимосвязанных государственных и (или) международных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные, преимущественно основополагающие организационно-технические и (или) общетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

Объективный закон стандартизации - это социально-экономическая необходимость современного обобществления новых позитивных результатов творческого интеллектуально-технического труда исследователей и разработчиков в форме нормативно-технической информации (т.е. в форме требований, включенных в принятые новые или обновленные стандарты) об интегральном качестве новых объектов второй природы, которые имеют четкую перспективу последующего многократного эффективного применения в любой сфере общественной практики.

1. Функции стандартизации

Функции стандартизации установлены в законе «Техническом регулировании» и более подробно в ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения».

Стандартизация выполняет следующие функции:

А) Функция упорядочения - преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с её требованиями и законами;

Б) Охранная (социальная) функция - обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Реализация этой функции позволяет достигнуть следующих целей:

· сбалансированность интересов сторон;

· системность стандартизации;

· динамичность и опережающее развитие стандарта.

Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативном документе обоснованных ограничений и расходов ресурсов;

В) Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путём личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству;

Г) Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни (для достижения гармонизации). Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е. цивилизации;

Д) Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами - эталонами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара, как главного условия договора (контракта);

Е) Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта или любого другого нормативного документа и его всеобщим применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований нормативного документа обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.

2. Система органов и служб стандартизации в России

Систему органов и служб стандартизации в Российской Федерации образуют следующие структуры:

1. Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), подчиненный Правительству РФ;

2. Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации в центральном аппарате Государственного комитета;

3. РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России), подчиненный Правительству РФ;

4. Группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах государственных органов управления (в федеральных министерствах и ведомствах Российской Федерации), подчиненных Правительству РФ;

5. Технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые заинтересованные сторонами (предприятия и организации) на добровольной основе;

6. Подразделения (службы) стандартизации, создаваемые самими субъектами хозяйственной деятельности.

Основными направлениями деятельности Госстандарта являются:

Организация и государственное управление стандартизацией в стране;

Организация и государственное управление деятельности по обеспечению единства измерений в стране;

Формирование и реализация государственной политики в области оценки и подтверждения соответствия продукции, услуг и производственных процессов (производств) установленным техническим требованиям (аккредитация, сертификация, системы качеств, системы охраны окружающей природной среды, лицензирование);

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов, за соблюдением правил обязательной аккредитации, сертификации, лицензирования, государственный метрологический контроль и надзор;

Участие и защита интересов России в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации;

Обеспечение ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации;

Профессиональная подготовка и систематическое повышение квалификации кадров (в том числе кадров высшей научной квалификации) в области стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и обеспечениям качества продукции, услуг и производственных процессов.

Другие государственные органы управления (группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах федеральных министерств и ведомства Российской Федерации) участвуют в работах по стандартизации в пределах компетенции, определяемой положениями об этих группах специалистов и их должностными инструкциями, утвержденными самими министерствами (ведомствами).

Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации Российской Федерации (далее - национальный орган по стандартизации). Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

Функции национального органа по стандартизации возложены правительством Российской Федерации на федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции:

· утверждение национальных стандартов;

· принятие программ разработки национальных стандартов;

· организацию экспертизы проектов национальных стандартов;

· обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

· осуществление учёта национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

· создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;

· участие в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечение учёта интересов Российской Федерации при их принятии;

· Утверждение изображение знака соответствия национальным стандартам;

· представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Организация и разработка национальных стандартов, согласование, организация экспертизы национальных стандартов, в том числе представленных субъектами хозяйственной деятельности, осуществляются техническими комитетами по стандартизации: непосредственным разработчиком стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон.

Технические комитеты (ТК) по стандартизации создаются для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной и (международной) региональной стандартизации.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Правила создания, формирования и функционирования технических комитетов по стандартизации устанавливает национальный орган по стандартизации.

Заседание технических комитетов по стандартизации являются открытыми, если не связаны с обсуждением проблем, отнесённых действующим законодательством к информации ограниченного доступа. В последнем случае порядок допуска на заседании технических комитетов определяется законодательством в области сохранения государственной тайны.

ТК по стандартизации имеют следующую типовую структуру: председатель по стандартизации, заместитель председателя; ответственный секретарь, секретариат; подкомитеты (ПК), образуемые по группам закрепляемых за ними объектов стандартизации и (или) направлениям деятельности, секретариаты ПК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ПК в рамках данного ТК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ТК по стандартизации.

Основными функциями Российских ТК по стандартизации являются:

· Разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов государственных стандартов Российской Федерации, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов;

· Содействие применению международных, региональных стандартов в экономике страны и гармонизация государственных стандартов Российской Федерации с международными стандартами, а также с прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;

· Сотрудничество с ТК в смежных областях деятельности, в том числе с расположенными на территории других государств - участников Соглашения о проведении согласованной политике в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13марта 1992 г., обеспечивая при этом комплексную стандартизацию;

· Сотрудничество с предприятиями (организациями) - пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями;

· Разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации;

· Участие в работе технических комитетов международных, региональных организаций по стандартизации, что способствуют принятию государственных стандартов Российской Федерации в качестве международных стандартов, а также участие в создании новых технических комитетов (подкомитетов) этих организаций и ведение их секретариатов в соответствии с действующими соглашениями между Госстандартом России и международными организациями;

· Разработка проектов (участие в разработке) международных, региональных стандартов, подготовка предложений по закрепленной за ТК тематике для включения в программы (планы) работ технических органов международных организаций по стандартизации;

· Подготовка предложений по позиции Российской Федерации по позиции для голосования по проектам международных, а также межгосударственных стандартов;

· Подготовка предложений по участию в заседаниях технических органов международных организаций по стандартизации, в том числе по составу делегаций;

· Участие в проведении в России заседаний технических органов международных организаций по стандартизации.

Службы стандартов на предприятии (научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел, лаборатория, бюро, группа, специалист) выполняет самостоятельные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные, экспериментальные, испытательные и другие работы по стандартизации, проводимых другими подразделениями, а также осуществляют организационно-методические и научно-техническое руководство работами по стандартизации, ведут нормоконтроль разрабатываемой технической документации (конструкторской, технологической и проектной). Они осуществляют свою работу в соответствии с положением о конкретных службах, разрабатываемых с учётом рекомендаций о службах стандартизации. Также на службы возложена осуществления обязанностей по ведению дел секретариата ТК.

Важную роль в системе органов и служб стандартизации Российской Федерации играют четыре всероссийских научно-исследовательских института по стандартизации (ВНИИстандарт, ВНИИНМАШ, ВНИИЦСМВ, ВНИИКИ) Госстандарта России, а также центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) Госстандарта России (их в стране 101).

ВНИИстандарт Госстандарта России является головным научно-исследовательским институтом по широкой проблематике отечественной, межгосударственной и международной стандартизации. Он осуществляет разработку общих организационно-правовых и научно-технических основ стандартизации для России и СНГ, формируют, и организовывает выполнение заданий постоянно пролонгируемой федеральной инновационной программы «Стандартизация и метрология», ведет дела национальных российских секретариатов ИСО и МЭК, а также обеспечивает проведение экспертизы проектов государственных и межгосударственных стандартов перед их принятием по закрепленной за ним предметным областям.

3. Виды стандартов, применяемых в Российской Федерации

В зависимости от вида конкретного объекта стандартизации, а также от содержания устанавливаемых к нему требований (аспекта стандартизации) в Российской Федерации разрабатывают и применяют стандарты трех основных видов:

· На конкретные производственные процессы или работы (или группы однородных конкретных производственных процессов или работ) и (или) стандарты на их отдельные элементы (аспекты стандартизации, производственных процессов), в том числе стандарты на методы контроля;

· На конкретную продукцию определенного вида (или группу однородной конкретной продукции общего целевого или функционального назначения) и (или) стандарты на ее отдельные элементы (аспекты стандартизации продукции);

· На конкретную услугу определенного вида (или группу однородных конкретных услуг общего целевого или функционального назначения) и (или) стандарты на ее отдельные элементы (аспекты стандартизации услуг).

В стандартах на производственные процессы или работы могут устанавливаться требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к части этих аспектов.

Характерными аспектами стандартизации являются:

· Основополагающие организационно-технические положения и правила процедуры выполнения работ в определенной области деятельности (в том числе деятельности по самой стандартизации, а также по метрологии, аккредитации, сертификации);

· Основополагающие общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использование продукции, охрану окружающей природной среды, безопасность продукции, услуг и производственных процессов для жизни, здоровья, имущества;

· Основные требования к методам и методикам выполнения различного рода типовых работ в технологической части производственных процессов исследований, разработки, производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации продукции;

· Требования к методам и методикам контроля регламентируемых параметров и показателей качества продукции при ее создании, сертификации и использовании.

В стандартах на продукцию могут устанавливаться требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к тем, что наиболее части этих аспектов. Характерными аспектами стандартизации являются:

· Термины и определения продукции (при необходимости);

· Условные обозначения конкретной продукции и ее элементов (при наличии);

· Классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам продукции (обязательно);

· Требования к основным показателям уровня качества продукции (обязательно);

· Требования к основным показателям уровня экономичности продукции (обязательно);

· Требования к комплектности поставляемой продукции (при наличии);

· Требования к методам и средствам хранения и транспортирования продукции (обязательно);

· Требования к методам и средствам ремонта (при возможности);

· Требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потребления продукции (обязательно);

· Требования охраны окружающей природной среды при производстве, обращении и потреблении продукции (обязательно);

· Требования к правилам и средствам приемки продукции (обязательно);

· Требования к методам, методикам и средствам контроля продукции (обязательно);

· Требования к маркировке продукции (обязательно);

· Требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре (при наличии и необходимости);

· Требования и условия технически эффективного и безопасного потребления продукции (обязательно);

· Требования и условия технически эффективной и безопасной утилизации продукции (обязательно).

В стандартах на услуги могут устанавливаться требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к тем, что наиболее части этих аспектов. Характерными аспектами стандартизации являются:

· Термины и определения услуг (при необходимости);

· Условные обозначения конкретных услуг (при наличии);

· Классификация и требования к главным параметрам услуг (обязательно);

· Требования к основным показателям уровня качества услуг (обязательно);

· Требования к основным показателям уровня экономичности и времени оказания услуг (обязательно);

· Требования к комплектности и условиям оказания услуг (как правило);

· Требования к условиям повторного оказания услуг (при наличии);

· Требования безопасности оказания услуг для жизни, здоровья и имущества (обязательно);

· Требования охраны окружающей природной среды при оказании услуг (обязательно);

· Требованиям к правилам и средствам приемки результатов оказания услуг (обязательно);

· Требования к методам, методикам и средствам контроля регламентированных параметров и показателей качества услуг (обязательно);

· Требования к методам и методикам оценки уровня качества и подтверждения соответствия результатов оказанных услуг регламентированным требованиям.

4. Применение стандартов в Российской Федерации

Применение стандартов - это стадия их нормоприменения, т.е. использование и соблюдение установленных в них императивных (обязательных во всех случаях) и диспозитивных (обязательных для конкретных случаев) требований в процессах производственно - хозяйственной и иной жизнедеятельности общества.

Российские стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) в соответствии с областью их распространения и сферой действия применяются на территории Российской Федерации с помощью следующих трёх основных методов:

Прямое применение международных или региональных стандартов в РФ может осуществляться субъектами хозяйственной деятельности независимо от их принятия в любом документе в области стандартизации, действующем на территории РФ, в следующих случаях:

по предложению потребителя при заключении субъектом хозяйственно деятельности договора (контракта) на изготовление и поставку продукции на экспорт, если в этом договоре имеются ссылки на конкретные международные или региональные стандарты;

по согласованию с потребителем при заключении субъектом хозяйственной деятельности договора на импорт продукции в РФ (до принятия международного или регионального стандарта в национальном стандарте), если:

1. аналогичные национальные стандарта имеются, а конкретные международные или региональные стандарты, указанные в договоре на импортируемую продукцию, не противоречат требованиям национальных стандартов и дополняют требования этих стандартов;

2. при выполнении научно-исследовательских и экспериментальных работ (до принятия международных или региональных стандартов в национальных стандартах), если отсутствуют аналогичные национальные стандарты, а при их наличии, если требования международных или региональных стандартов выше требований национальных стандартов.

Работа по прямому применению стандартов международных или региональных стандартов может начинаться с момента получения официально изданных стандартов.

Косвенное применение международных и региональных стандартов в национальных стандартах РФ осуществляют следующими методами:

А) утверждением национального стандарта, идентичного соответствующему международному или региональному стандарту, основанного на непосредственном использовании текста оригинала (без технических отклонений и без изменения структуры) международного или регионального стандарта, опубликованного международной или региональной организации и дополненного национальной обложкой (метод обложки).

Метод обложки может применяться только при одновременном выполнении следующих условий:

· международный или региональный стандарт разработан международный или региональной организаций, членом которой является РФ, и имеется оригинал русской версии этого стандарта, опубликованный международной или региональной организацией;

· международный или региональной стандарт полностью удовлетворяет потребностям экономики РФ, и РФ проголосовала положительно на этапе одобрения этого стандарта;

· в международном или региональном стандарте отсутствуют ссылки на другие международные или региональные стандарты, не принятые в национальных стандартах.

Национальный стандарт, принятый методом обложки, должен представлять собой копию официального экземпляра русской версии соответствующего международного или регионального стандарта (включая все его изменения и технические поправки), опубликованного международной или региональной организацией, дополненный обложкой, имеющей обозначение стандарта, присвоенное в РФ, справочной номер принятого международного или регионального стандарта и содержащей необходимую информацию, относящуюся к стандарту.

Б) утверждением национального стандарта РФ, идентичного соответствующему международному или региональному стандарту, представляющего собой аутентичный перевод на русский язык этого международного или регионального стандарта без изменения его структуры и технического содержания (метод переиздания в виде аутентичного перевода).

В этом случае допускается вносить в национальный стандарт следующие редакционные изменения по отношению к международному или региональному стандарту:

1. заменять точку на запятую при указании десятичного знака;

2. исправлять любые опечатки (например, орфографические ошибки) или изменять нумерацию страниц;

3. включать все технические опечатки и поправки к международному или региональному стандарту, официально опубликованные соответствующей международной или региональной организацией в виде отдельных документов после публикации международного или регионально стандарта, принимаемого в качестве основы национального стандарта;

4. изменять наименование международного или регионального стандарта в целях увязки с действующими в РФ национальными стандартами;

5. заменять фразу

6. «настоящий международный стандарт» или «настоящий региональный стандарт» на «настоящий стандарт»;

7. включать любой национальной информационный материал (например, информационные приложения), не изменяющий, не дополняющий и не исключающий положения международного или регионального стандарта;

8. исключать информационный предварительный материал, имеющийся в международном или региональном стандарте;

9. изменять слова или фразы для приведения их в соответствие с принятыми в РФ правилами орфографии;

10. включать в информационных целях пересчитанные количественные единицы, если в международном или региональном стандарте принята система измерений, отличная от действующей в РФ.

Все дополнения и изменения, внесенные в национальный стандарт по отношению к международному или региональному стандарту, должны быть идентифицированы.

В) утверждением национального стандарта. Модифицированного по отношению к международному или региональному стандарту, представляющего собой аутентичный перевод соответствующего международного или регионального стандарта, с внесением (исключением) в него дополнительных требований и изменений, отражающих потребности экономики РФ.

Модификацию национального стандарта по отношению к соответствующему международному или региональному стандарту осуществляют в случае необходимости:

1. установление в нем более жестких требований;

2. дополнения его новыми положениями, требованиями, показателями и их значениями;

3. исключения из него отдельных структурных элементов (разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, приложений);

4. изменение его структуры.

5. Все дополнения и изменения, внесенные в национальный стандарт по отношению к соответствующему международному или региональному стандарту, должны быть чётко идентифицированы с объяснением причин их внесения.

Изменения в структуре национального стандарта по отношению к международному или региональному стандарту допускаются при условии, что измененная структура обеспечивает легкое сравнение содержания двух стандартов.

Г) использованием перевода соответствующего международного или регионального стандарта (с изменением его технического содержания и структуры) в качестве основы для разработки национального стандарта.

Этот метод применяется в случае, если в интересах экономики РФ международной или региональной стандарт нецелесообразно принимать в национальном стандарте, идентичном или модифицированном по отношению к ним.

В разрабатываемый национальный стандарт могут быть включены:

1. полный перевод международного или регионального стандарта, но с существенным изменением его структуры и технического содержания, которые невозможно или нецелесообразно идентифицировать;

2. меньшая часть перевода международного или регионального стандарта (с соблюдением или без соблюдения аутентичности).

3. Разработанный таким образом национальный стандарт является неэквивалентным соответствующему международному или региональному стандарту.

5. Применение нормативных документов в Российской Федерации

Вопросы применения нормативных документов в России касаются:

· использование национальных стандартов и других нормативных документов российскими организациями и субъектами хозяйственной деятельности;

· применение международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РФ;

· применение нормативных документов на экспортируемую или импортируемую продукцию, а также использование российских стандартов зарубежными странами.

Российские нормативные документы применяют государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности. В зависимости от объекта стандартизации и вида деятельности пользователя нормативные документов необходимы при выполнении различного вида работ или оказания услуг; при создании проектов; разработке технической документации, условий технологического процесса; регламентации видов деятельности, связанных с реализацией всех фаз жизненного цикла любого объекта стандартизации. Могут быть такие ситуации, когда продукция была освоена и выпускается предприятием раньше принятия нового или пересмотра государственного (отраслевого) стандарта. Российской законодательство в таких случаях допускает нераспространение новых нормативных документов на данную продукцию, если в них содержатся соответствующие указания (примечания).

Для экспортируемой продукции российского производства применимость нормативных документов определяется контрактом, но возможны исключения, обусловленные законодательством РФ. При этом соблюдается приоритет потребителя, т.е. допускается изготовление и поставка продукции за рубеж в соответствии с требованиями международных, региональных стандартов, а также национальных либо фирменных стандартов принимающей страны. Выбор нормативного документа фиксируется в контракте.

Для импортируемой продукции российское законодательство устанавливает следующие правила. Импортируемая продукция не может быть реализована или передана для реализации, если она не соответствует обязательным требованиям на такую продукцию в российских действующих нормативных документах. Подтвердить это соответствие необходимо путём сертификации. Если импортируемая продукция подлежит обязательной сертификации по российскому законодательству, она должна сопровождаться сертификатом соответствия и знаком соответствия. Сертификат и знак соответствия должны быть либо выдана российским уполномоченным на то органом, либо признаны этим органом в порядке, соответствующим закону РФ «О сертификации продукции и услуг».

Применение международных и национальных стандартов других стран в России возможно на основе соглашений о сотрудничестве, а также по разрешению региональных организаций, национальных органов по стандартизации. Кроме правовой стороны, нужно учитывать и целесообразность применения указанных нормативных документов, которая, прежде всего, диктуется потребностями внутри страны либо во внешнеэкономической деятельности. Очень важно также, что требования стандартов должны способствовать научно-техническому прогрессу, не уступать нормам и требованиям российских стандартов и соответствовать условиям их выполняемости российскими предприятиями и организациями.

Международные, региональные стандарты, правила, нормы ЕЭК ООН и других международных организаций, занимающихся стандартизацией, а также национальные зарубежные стандарты вводятся в России через принятие государственного стандарта РФ (ГОСТ Р). В этот стандарт включается полный текст указанных нормативных документов в русском переводе либо еще и дополнения, если это необходимо для учёта специфики внутренних потребностей и др. Российское законодательство допускает также применение международных, региональных, зарубежных национальных стандартов, правил, норм, разработанных международными организациями, российскими отраслями, предприятиями и общественными объединениями до их принятия в качестве ГОСТ Р. В таком случае, как правило, они используются как соответствующие категории стандартов.

Разновидность российских стандартов, принятых в РФ, составляют межгосударственные стандарты, действующие в рамках СНГ. Если РФ присоединилась к этим стандартам, то они применяются на ее территории без переоформления и вводятся постановлением Госстандарта РФ.

Применение российских стандартов другими странами предусмотрено российским законодательством, что не противоречит правовым международным нормам в данной области. Юридические и физические лица зарубежных государств имеют право пользоваться в своей деятельности российскими нормативами документами на основании соглашений, договоров, заключаемых на соответствующих уровнях. Кроме того, правовой основой могут служить и официальные разрешения, полученные иностранным юридическим или физическим лицом от органов, организаций или предприятий, принявших нормативный документ.

стандарт международный национальный нормативный

Заключение

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Порядок работ по стандартизации устанавливается настоящим Законом, комплексом стандартов государственной системы стандартизации, а также другими нормативными актами, принимаемыми государственным органов по стандартизации, метрологии и сертификации.

Работы по стандартизации осуществляют: государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации; органы управления; технические комитеты по стандартизации; юридические лица.

Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт - это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

Список используемой литературы

1) Законы РФ «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг».

2) Стандартизация и управление качеством продукции / под Ред. В. А, Швандара.- М.: Юнити-Дана, 1999.-487 с.

3) Крылова Г.Д. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. -М.: Аудит, 1998.-711с.

4) ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в РФ. Основные положения.

5) Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебные.-Юрайт,200.-285 с.

6) Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством продукции. С.-Пб.: Университет экономики и финансов, ч. 1-3, 1995 г.

7) Таныгин В.А. Основы стандартизации и управления качеством. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - 208 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    презентация , добавлен 03.12.2015

    Цели, задачи и управленческая структура международных и региональных организаций по стандартизации; особенности их взаимодействия. Деятельность Европейского комитета по стандартизации в электротехнике. Основные принципы разработки национальных стандартов.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Основные закономерности процесса разработки стандартов. Единые требования к качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, используемых в ее производстве. Органы и службы стандартизации в РФ. Виды и категории стандартов.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2011

    Понятия "стандартизация" и "унификация". Определение нормативных документов, регламентирующих процессы стандартизации в Российской Федерации. Функции технических комитетов по стандартизации документационного обеспечения управления и архивного дела.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Понятие международной стандартизации. История развития стандартизации и структура органов, способствующих этому. Предпосылки возникновения ISO и IEC. Понятие ISO. Назначение международных стандартов. Деятельность, направленная на модернизацию ИСО.

    доклад , добавлен 13.04.2014

    История и организационная структура, цели, задачи деятельности международных организаций по стандартизации. Порядок принятия стандартов, их составление. Сравнительная характеристика организаций и процессов стандартизации разных уровней и в разных странах.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2014

    Современное управление качеством продукции. Содействие развитию стандартизации и активизации роли стандартов происходит при активном участии Международной организации по стандартизации (ISO) с целью развития сотрудничества и международного обмена.

    реферат , добавлен 29.06.2011

    История развития международной стандартизации. Характеристика стандартов качества в России и за рубежом. Особенности Системы Менеджмента Качества. Изучение стандарта, выполняющего функции методического пособия по разработке и принятию системы качества.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2010

    Стандартизация как один из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции, ее функции, задачи и объекты. Современная система стандартизации, Госстандарт России. Деятельность Международной организации по стандартизации (ИСО).

    курсовая работа , добавлен 01.02.2010

    Современное представление о стандартах в рамках общей теории управления организацией. Международные стандарты и система управления организаций: проблемы взаимодействия. Концептуальные основы стандартизации. Семейство стандартов ISO.

Введение

Функции стандартизации

Система органов и служб стандартизации Российской Федерации

Виды стандартов, применяемых в Российской Федерации

Применение стандартов в Российской Федерации

Список используемой литературы

Введение

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всех общего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стандартизация в России осуществляется в целях обеспечения:

·Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

·Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

·Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;

·Единства измерений;

·Экономии всех видов ресурсов;

·Обороноспособности и мобилизации готовности страны.

Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышения степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, а также содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству.

Объект стандартизации - конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, группы однородных конкретных производственных процессов.

Аспект стандартизации - направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойства данного объекта.

Так, аспектами стандартизации являются:

·термины и определения;

·условные обозначения и сокращения;

·требования к основным показателям уровня качества;

·требования к основным показателям уровня экономичности;

·требования к комплектности продукции;

·требования к методам и средствам хранения и транспортировки

·требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производства, обращения и потребления;

·требования к правилам и средствам приемки продукции;

·требования к маркировке продукции;

·требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре;

·требования и условия технически эффективного и безопасного потребления продукции по ее целевому назначению;

·требования и условия технически эффективной и безопасной утилизации.

Нормативный документ по стандартизации - это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

К нормативным документам по стандартизации в России относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также правила по стандартизации.

Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующего отсутствием устойчивых возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый признанным органом. Стандарты основываются на обобщенных результатах достижений науки, техники и практического опыта, цель их применения - получение оптимальной пользы для общества. Они являются наиболее массовым видом документов, используемых для оформления результатов деятельности по собственно стандартизации, в число которых входят технические регламенты, ОКТЭИ, правила по стандартизации, а также натурально-вещественные образцы - эталоны изделий, материалов и веществ.

Государственный стандарт РФ - стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой России). Разрабатывается на конкретную продукцию, конкретные услуги, конкретные производственные процессы или их элементы, имеющие преимущественно общенародное хозяйственное значение (применение).

Технический регламент - документ, который устанавливает характеристики продукции или связанные с ней процессы и методы производства. Соблюдение технического регламента обязательно (в соответствии с Соглашением по техническим барьером в торговле, принятым в рамках Всемирной торговой организации ВТО).

В качестве технических регламентов в России рассматриваются: техническое законодательство Российской Федерации;

Указа Президента РФ и постановления Правительства, содержащие требования технического характера; стандарты, содержащие обязательные требования, а также технические нормы и правила специализированных государственных контрольно-надзорных органов (СНиП, САНПиП и др.).

Стандарт отрасли - стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции. Разрабатывается на конкретную продукцию, конкретные услуги, конкретные производственные процессы или их элементы, имеющих преимущественно внутриотраслевое значение (применение).

Стандарт предприятия - стандарт, утвержденный самим предприятием. В России СТП утверждают по двум вариантам: на уровне предприятий, не входящих или входящих в какое-либо хозяйственное объединение; на уровне любых хозяйственных объединений.

Правила по стандартизации - нормативный документ по стандартизации, принятый Госстандартом России и содержащий, во-первых, типовые организационно-технические и (или) общетехнические правила, общие принципы, характеристики, нормы, соблюдение которых является обязательным при выполнении производственных процессов определенного вида в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, а во-вторых, обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Рекомендации по стандартизации разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации, координации и осуществления работ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной (мировой) организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО и МЭК, поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах - членах ИСО и МЭК, добровольный.

Межгосударственный стандарт - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992 г.) Межгосударственными стандартами являются в настоящее время международными стандартами регионального типа.

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальными органами по стандартизации. Таковыми являются - государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), Украины (ДСУ).

Комплекс стандартов - это совокупность взаимосвязанных государственных и (или) международных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные, преимущественно основополагающие организационно-технические и (или) общетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

Объективный закон стандартизации - это социально-экономическая необходимость современного обобществления новых позитивных результатов творческого интеллектуально-технического труда исследователей и разработчиков в форме нормативно-технической информации (т.е. в форме требований, включенных в принятые новые или обновленные стандарты) об интегральном качестве новых объектов второй природы, которые имеют четкую перспективу последующего многократного эффективного применения в любой сфере общественной практики.

Функции стандартизации

Функции стандартизации установлены в законе «Техническом регулировании» и более подробно в ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения».

Стандартизация выполняет следующие функции:

Функция упорядочения - преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с её требованиями и законами.

Охранная (социальная) функция - обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Реализация этой функции позволяет достигнуть следующих целей:

сбалансированность интересов сторон;

системность стандартизации;

динамичность и опережающее развитие стандарта.

Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативном документе обоснованных ограничений и расходов ресурсов.

Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путём личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни (для достижения гармонизации). Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е. цивилизации.

Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами - эталонами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара, как главного условия договора (контракта).

Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта или любого другого нормативного документа и его всеобщим применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований нормативного документа обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.

стандартизация нормативный документ

Система органов и служб стандартизации в России

Систему органов и служб стандартизации в Российской Федерации образуют следующие структуры:

·Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), подчиненный Правительству РФ;

·Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации в центральном аппарате Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России), подчиненный Правительству РФ;

·Группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах государственных органов управления (в федеральных министерствах и ведомствах Российской Федерации), подчиненных Правительству РФ;

·Технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые заинтересованные сторонами (предприятия и организации) на добровольной основе;

·Подразделения (службы) стандартизации, создаваемые самими субъектами хозяйственной деятельности.

Основными направлениями деятельности Госстандарта являются:

Организация и государственное управление стандартизацией в стране;

Организация и государственное управление деятельности по обеспечению единства измерений в стране;

Формирование и реализация государственной политики в области оценки и подтверждения соответствия продукции, услуг и производственных процессов (производств) установленным техническим требованиям (аккредитация, сертификация, системы качеств, системы охраны окружающей природной среды, лицензирование);

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов, за соблюдением правил обязательной аккредитации, сертификации, лицензирования, государственный метрологический контроль и надзор;

Участие и защита интересов России в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации;

Обеспечение ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации;

Профессиональная подготовка и систематическое повышение квалификации кадров (в том числе кадров высшей научной квалификации) в области стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и обеспечениям качества продукции, услуг и производственных процессов.

Другие государственные органы управления (группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах федеральных министерств и ведомства Российской Федерации) участвуют в работах по стандартизации в пределах компетенции, определяемой положениями об этих группах специалистов и их должностными инструкциями, утвержденными самими министерствами (ведомствами).

Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации Российской Федерации (далее - национальный орган по стандартизации). Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

Функции национального органа по стандартизации возложены правительством Российской Федерации на федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции:

утверждение национальных стандартов;

принятие программ разработки национальных стандартов;

организацию экспертизы проектов национальных стандартов;

обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

осуществление учёта национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;

участие в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечение учёта интересов Российской Федерации при их принятии;

Утверждение изображение знака соответствия национальным стандартам;

представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Организация и разработка национальных стандартов, согласование, организация экспертизы национальных стандартов, в том числе представленных субъектами хозяйственной деятельности, осуществляются техническими комитетами по стандартизации: непосредственным разработчиком стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон.

Технические комитеты (ТК) по стандартизации создаются для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной и (международной) региональной стандартизации.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Правила создания, формирования и функционирования технических комитетов по стандартизации устанавливает национальный орган по стандартизации.

Заседание технических комитетов по стандартизации являются открытыми, если не связаны с обсуждением проблем, отнесённых действующим законодательством к информации ограниченного доступа. В последнем случае порядок допуска на заседании технических комитетов определяется законодательством в области сохранения государственной тайны.

ТК по стандартизации имеют следующую типовую структуру: председатель по стандартизации, заместитель председателя; ответственный секретарь, секретариат; подкомитеты (ПК), образуемые по группам закрепляемых за ними объектов стандартизации и (или) направлениям деятельности, секретариаты ПК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ПК в рамках данного ТК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ТК по стандартизации.

Основными функциями российских ТК по стандартизации являются:

·Разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов государственных стандартов Российской Федерации, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов;

·Содействие применению международных, региональных стандартов в экономике страны и гармонизация государственных стандартов Российской Федерации с международными стандартами, а также с прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;

·Сотрудничество с ТК в смежных областях деятельности, в том числе с расположенными на территории других государств - участников Соглашения о проведении согласованной политике в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13марта 1992 г., обеспечивая при этом комплексную стандартизацию;

·Сотрудничество с предприятиями (организациями) - пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями;

·Разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации;

·Участие в работе технических комитетов международных, региональных организаций по стандартизации, что способствуют принятию государственных стандартов Российской Федерации в качестве международных стандартов, а также участие в создании новых технических комитетов (подкомитетов) этих организаций и ведение их секретариатов в соответствии с действующими соглашениями между Госстандартом России и международными организациями;

·Разработка проектов (участие в разработке) международных, региональных стандартов, подготовка предложений по закрепленной за ТК тематике для включения в программы (планы) работ технических органов международных организаций по стандартизации;

·Подготовка предложений по позиции Российской Федерации по позиции для голосования по проектам международных, а также межгосударственных стандартов;

·Подготовка предложений по участию в заседаниях технических органов международных организаций по стандартизации, в том числе по составу делегаций;

·Участие в проведении в России заседаний технических органов международных организаций по стандартизации.

Службы стандартов на предприятии (научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел, лаборатория, бюро, группа, специалист) выполняет самостоятельные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные, экспериментальные, испытательные и другие работы по стандартизации, проводимых другими подразделениями, а также осуществляют организационно-методические и научно-техническое руководство работами по стандартизации, ведут нормоконтроль разрабатываемой технической документации (конструкторской, технологической и проектной). Они осуществляют свою работу в соответствии с положением о конкретных службах, разрабатываемых с учётом рекомендаций о службах стандартизации. Также на службы возложена осуществления обязанностей по ведению дел секретариата ТК.

Важную роль в системе органов и служб стандартизации Российской Федерации играют четыре всероссийских научно-исследовательских института по стандартизации (ВНИИстандарт, ВНИИНМАШ, ВНИИЦСМВ, ВНИИКИ) Госстандарта России, а также центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) Госстандарта России (их в стране 101).

ВНИИстандарт Госстандарта России является головным научно-исследовательским институтом по широкой проблематике отечественной, межгосударственной и международной стандартизации. Он осуществляет разработку общих организационно-правовых и научно-технических основ стандартизации для России и СНГ, формируют, и организовывает выполнение заданий постоянно пролонгируемой федеральной инновационной программы «Стандартизация и метрология», ведет дела национальных российских секретариатов ИСО и МЭК, а также обеспечивает проведение экспертизы проектов государственных и межгосударственных стандартов перед их принятием по закрепленной за ним предметным областям.

Основополагающий стандарт - стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.

Существует два подвида стандартов - организационно-методические и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации ; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила.

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации - коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.

Стандарт на продукцию - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.

На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1.стандарт общих технических условий; 2. стандарт технических условий . В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором - к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) - разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) - управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Имеются в виду стандарты по системам менеджмента качества.

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают:

  • средства испытаний и вспомогательные устройства;
  • порядок подготовки к проведению испытаний;
  • порядок проведения испытаний;
  • правила обработки результатов испытаний;
  • правила оформления результатов испытаний;
  • допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения - проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения - проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида - стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарт на термины и определения - стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации - обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации - обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

Нормативные документы по стандартизации в РФ установлены Законом РФ «О стандартизации». К ним относятся: Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р); применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. До настоящего времени действуют еще и стандарты бывшего СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Кроме стандартов, нормативными документами являются также ПР - правила по стандартизации, Р - рекомендации по стандартизации и ТУ - технические условия. Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая согласно российскому законодательству подлежит обязательной сертификации. В них должны быть указаны те требования к продукции (услуге), которые подтверждаются посредством сертификации, а также методы контроля (испытаний), которые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной документации.

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость.

Отраслевые ставдарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли.

Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самим предприятием.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно.

В России действуют несколько видов стандартов, которые отличаются спецификой объекта стандартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты разрабатывают с целью содействия взаимопониманию, техническому единству и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства.

Этот вид нормативных документов устанавливает такие организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для производства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разработке, создании и эксплуатации продукта (услуги) таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукта или процесса для жизни, здоровья и имущества человека; ресурсосбережению и другим общетехническим нормам, предусмотренным государственными стандартами на продукцию.

Примером основополагающих стандартов могут быть ГОСТ Р 1.0- 92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92 — нормативные документы по организации Государственной системы стандартизации в России.

Этот пример говорит также о том, что еще одним нормативным документом может быть комплекс стандартов, который объединяет взаимосвязанные стандарты, если они имеют общую целевую направленность, устанавливают согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. Так, комплекс основополагающих стандартов, по существу являясь объединением взаимосвязанных нормативных документов, носящих методический характер, содержит положения, направленные на то, чтобы стандарты, применяемые на разных уровнях управления, не противоречили друг другу и законодательству, обеспечивали достижение общей цели и выполнение обязательных требований к продукции, процессам, услугам.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги