Какие виды стандартов используются в рф. Категории и виды стандартов, применяемых в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ.
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.
Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.
Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.
Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.
Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.
Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории:
государственные стандарты – ГОСТ;
отраслевые стандарты – ОСТ;
республиканские стандарты бывших союзных республик – РСТ;
стандарты предприятий – СТП.
Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки и техники, производства, а также на продукцию массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам.
Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли.
Под отраслью здесь понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального распределения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и (или) изготовляющих определенные виды продукции, закрепленной за министерством, являющимся ведущим в ее производстве.
ОСТы разрабатывают на объекты, не подлежащие государственной стандартизации, в том числе на технологическую оснастку, инструмент, типовые технологические процессы отраслевого применения, а также нормы, правила, требования, необходимые для взаимосвязи предприятий.
Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.
Отраслевые стандарты утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.
Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.
Стандарты предприятия обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий, внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений и контроля.
2. ВИДЫ СТАНДАРТОВ.
В зависимости от назначения и содержания Государственная система стандартизации устанавливает на продукцию стандарт всех категорий следующих видов:
общих технических условий;
общих технических требований;
параметров и (или) размеров;
типов, основных параметров и (или) размеров;
конструкции и размеров;
правил приемки;
методов контроля (испытаний, анализа, измерений);
правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;
правил эксплуатации и ремонта;
типовых технологических процессов.
СТП разрабатывают на детали и сборочные единицы, технологическую оснастку и инструмент; нормы и правила в области организации производства и управления качеством продукции; технологические нормы, требования и типовые технологические процессы; поверочные схемы предприятия.
Понятие «вид стандарта» определяет содержание стандарта в зависимости от его назначения.
Стандарты общих технических условий устанавливают общие для данной группы однородной продукции эксплуатационные характеристики, правила приемки, методы контроля, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, комплектность и гарантии изготовителя (поставщика).
Стандарты технических условий имеют аналогичное содержание, но относятся к конкретной продукции или нескольким ее близким типам (видам, маркам, моделям).
Стандарты общих технических требований устанавливают общие для группы однородной продукции нормы и требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальный уровень качества при проектировании и изготовлении.
Стандарты технических требований устанавливают требования к качеству, надежности, внешнему виду конкретного вида продукции в соответствии с ее основными потребительскими (эксплуатационными) характеристиками.
Стандарты параметров и (или) размеров устанавливают параметрические или размерные ряды продукции по основным потребительским (эксплуатационным) характеристикам, на базе которых следует проектировать продукцию конкретных типов, моделей, марок.
Стандарты конструкции и размеров устанавливают конструктивные исполнения и основные размеры для определенной группы изделий в целях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров, моделей и т. п.
Стандарты марок устанавливают номенклатуру марок и химический состав материала (сырья).
Стандарты сортамента устанавливают геометрические формы и размеры продукции.
Стандарты методов контроля (испытаний, анализа, измерений) устанавливают порядок отбора образцов (проб), методы контроля потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции в целях обеспечения единства оценки показателей качества.
Стандарты типовых технологических процессов устанавливают способы и технические средства выполнения и контроля технологических операций для изготовления продукции в целях внедрения прогрессивной технологии производства и обеспечения единого уровня качества продукции.
Общетехнические и организационно-методические стандарты (на общие нормы, показатели качества, методы расчета и проектирования, классификации и кодирования, термины, единицы физических величин, общие требования к продукции, требования к безопасности труда, охране окружающей среды и т. п.) на виды не подразделяют.
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ.
На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях народного хозяйства.
Нормативно-техническую и организационно-методическую основу производства конкретных видов, типов, групп продукции составляют отраслевые системы стандартов, регламентирующие технические характеристики, требования к качеству и надежности изделий, способы и методы достижения и контроля этих требований и др. Отраслевые системы включают также комплексы стандартов на термины, определения и обозначения, применяемые в отрасли.
Единые государственные системы стандартов обеспечивают единообразие и наивысшую эффективность проведения важнейших видов работ, общих для различных отраслей народного хозяйства. К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.
Единая десятичная система классификации и кодирования технико-экономической информации. Огромные масштабы производства и связанное с этим увеличение потоков информации требуют оперативной ее обработки для планирования, учета и эффективного управления деятельностью предприятий и отраслей. Этой цели служит общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматической сети связи страны.
Выделяют несколько видов стандартов.
Основополагающие стандарты – нормативные документы, утвержденные для определенных областей науки, техники и производства, содержащие в себе общие положения, принципы, правила и нормы для данных областей. Этот тип стандартов должен способствовать эффективному взаимодействию между различными отраслями науки, техники и производства, а также устанавливать общие нормы и принципы проведения работ в определенной области. Главная цель утверждения основополагающих стандартов – обеспечение в процессе разработки и эксплуатации продукта выполнения обязательных требований и общетехнических норм, предусмотренных Государственными стандартами, таких, как безопасность продукта для жизни и здоровья потребителя, имущества и окружающей среды.
Стандарты на продукцию (услуги) – нормативные документы, утверждающие требования либо к определенному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги). Существуют две следующих разновидности данного нормативного документа:
1) стандарты общих технических условий, применяющиеся к группам однородной продукции (услуг);
2) стандарты технических условий, применяющиеся к конкретным видам продукции (услуги).
Стандарт общих технических условий включает в себя: классификацию, основные параметры (размеры), требования к качеству, упаковке, маркировке, транспортировке, правила эксплуатации и обязательные требования по безопасности жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, правила утилизации.
Стандарт технических условий содержит более конкретные требования, так как применяется уже непосредственно к конкретным видам продукции (услуги). Однако требования стандарта технических условий не должны вступать в противоречие с требованиями стандарта общих технических условий.
Стандарты на работы (процесс) – нормативные документы, утверждающие нормы и правила для различных видов работ, которые проводятся на определенных стадиях жизненного цикла продукции (разработка, изготовление, потребление, хранение, транспортировка, ремонт и утилизация).
Стандарты на методы контроля (испытания, измерения, анализа) должны обеспечивать полный контроль над выполнением обязательных требований к качеству продукции, определенному принятыми стандартами. В данном типе стандартов должны утверждаться максимально объективные методы контроля, дающие воспроизводимые и сопоставимые результаты. Основой стандартизированных методов контроля являются Международные стандарты. В стандарте обязательно должна присутствовать информация о возможной допустимой погрешности измерений.
Виды стандартов, применяемых в РФ
В зависимости от назначения и содержания устанавливаемых требований (аспекта стандартизации), от вида конкретного объекта стандартизации в РФ разрабатываются стандарты следующих видов:
Основополагающие;
На продукцию и услуги;
На работы (процессы;
На методы контроля.
Основополагающий стандарт
НД имеющий широкую область применения или содержащий общие положения для определенной области .
В широком смысле основополагающий стандарт имеет объекты межотраслевого значения :
система государственной стандартизации,
система конструкторской документации,
единицы измерения,
термины межотраслевого значения (управления качеством, надежность, упаковка и пр.)
о бщие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области.
Например ГОСТ Р 1.0-92 "ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов".
Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают
научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве;
условные обозначения различных объектов стандартизации - коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192 "Маркировка грузов");
требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации (например ГОСТ Р 1.5 "Требования к построению и содержанию стандартов";
Стандарты на продукцию устанавливают
требования к группе однородной продукции (услуги) или конкретной продукции (услуги).
В стандартах на продукцию могут устанавливаться требования ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации этого вида, так и к тем, что наиболее актуальны для практики .
Аспекты
классификация;
основные параметры или размеры,
общие технические требования;
правила приемки;
маркировка, упаковка, транспортирование, хранение;
безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;
требования к методам и средствам контроля;
к условиям технически эффективной и безопасной утилизации (захоронения или уничтожения).
Стандарты на услуги
В них устанавливаются требования к:
Основным показателям качества услуг;
Показателям уровня экономичности и времени оказания услуг;
Комплексности и условиям (режиму, гигиене, комфорту, культуре);
К условиям повторного в т.ч. бесплатного, льготного оказания услуг.
Стандарты на работы (процессы)
устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах ЖЦП (услуги):
Разработке;
Изготовление;
Хранение;
Транспортирование;
Эксплуатация;
Утилизация.
Стандарты на методы контроля
(испытаний, измерений, контроля) обеспечивают всестороннюю проверку всех обязательных требований
Устанавливаемые в стандартах методы должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты .
Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают:
Средства испытаний и вспомогательные устройства;
Порядок подготовки к испытаниям;
Порядок проведения испытаний;
Правила обработки результатов испытаний;
Допустимую погрешность испытаний.
Стандарты могут быть
узкого назначения - проверка одного показателя качества (проверка паропроницаемости натуральных кож),
широкого назначения - проверка комплекса показателей (испытание шелковых и полушелковых штучных изделий).
Административная реформа
В ходе реформы:
пересматривается и модернизируется действующее законодательство. В области технического регулирования правовой основой реформирования является Закон РФ «О техническом регулировании» ;
реорганизуются органы управления правительства. В соответствии с Указом № 314 проведена реорганизация Правительства РФ;
пересматриваются функции органов госуправления. Избыточные функции ликвидируются.
Разработка российских стандартов на базе международных СALS - стандартов
Н аучно-технический совет (НТС) Госстандарта принял рекомендацию "считать В нимание к СALS - технологиям и стандартам, обусловлено развитием новых направлений науки и техники:
Автоматизированного проектирования и управления производством;
Компьютеров для хранения и обработки информации;
Новых средств связи и др.
Международное СALS - сообщество (клуб)
Для того, чтобы "разговаривать на одном языке", с целью определения правил, организовано Международное СALS - сообщество (клуб).
Оно ищет лучшие стандарты, которые могут эффективно применяться на рынке, и организует использование реально существующих стандартов на практике.
"Международное общество инженеров логистики"
Россия организовала НИ центры СALS - технологий "Прикладная логистика" и вступает в международный СALS - клуб. Интенсифицируется перевод соответствующих международных стандартов и разработка на их основе национальных с использованием отечественного задела в этой области.
ФЗ «О техническом регулировании»
- регулирует отношения, возникающие между Потребителями и Изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);
- устанавливает права Потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей;
- гарантирует получение информации о товарах (работах, услугах) и об их Изготовителях (исполнителях, продавцах);
- обеспечивает просвещение, государственную и общественную защиту интересов Потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.
Д ля обеспечения прав Потребителя
На безопасную продукцию государство определяет перечень обязательных требований к продукции, выполнение которых Производитель (или Продавец) обязаны подтверждать .
В настоящее время большинство этих обязательных требований задается стандартами, а по мере разработки технических регламентов будет закрепляться законами прямого действия. Государственные органы осуществляют надзор и контроль над соблюдением этих требований.
Каталог стандартов ИСО
Каталог стандартов ИСО включает свыше 5500 единиц международных стандартов: в среднем в год принимается более 500.
ИСО сотрудничает более чем с 500 международными организациями, в том числе со всеми специализированными агентствами ООН.
Спектр деятельности ИСО
ИСО охватывает широкий спектр человеческой деятельности - от размерных характеристик винтовых резьб до важнейших характеристик систем управления окружающей средой.
пять приоритетных направлений деятельности ИСО:
-качество;
- информационные технологии;
- кооперация с другими организациями в работе над международными стандартами;
- окружающая среда.
Проблемы качества в ИСО
Решением проблем качества в ИСО занимается ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества», организованный в 1979г. и возглавляемый Канадой.
Менеджмент качества
Основными «законодателями мод» в области менеджмента качества и обеспечения качества являются четыре страны (Великобритания, Канада, Франция и Нидерланды), продукция которых пользуется заслуженным признанием на мировом рынке.
В работе ИСО/ТК 176 активное участие, кроме отмеченных стран, принимают США, Германия, Швеция, Япония, Австралия и др.
Многие делегаты членов-комитетов являются сотрудниками известных промышленных фирм (таких, как IBM, ITT, «Кодак», «Филипс» и др.).
Рязань – 2010 г.
Методические указания обсуждены на заседании кафедры «Технология общественного питания» протокол № « » 2010 года
Заведующий кафедрой___________ О.В. Черкасов
Одобрено советом (методической комиссией) технологического факультета
«_____» _____________ 2010 года.
Председатель ____________ Е.Н. Бондаренко
Цель работы – изучение категорий нормативных документов стандартизации (согласно ГСС РФ) и видов стандартов, применяемых в Российской Федерации.
В результате выполнения лабораторной работы студенты должны изучить существующиекатегории нормативных документов стандартизации (согласно ГСС РФ) и виды стандартов, применяемых в Российской Федерации.
Нормативный документ по стандартизации - это документ, устанавливающий правила, принципы, нормы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, различных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.
Объектами стандартизации являются продукция производственно-технического назначения, товары широкого потребления, технологические процессы, формы и методы организации труда и производства, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ, требования к оформлению документации, правила транспортирования и хранения продукции, бытовые услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.
К нормативным документам по стандартизации согласно ГСС РФ относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также нормы, правила и рекомендации по стандартизации. С определенной оговоркой к нормативным документам относятся технические условия .
Наиболее массовым нормативным документом по стандартизации является стандарт.
Стандарт согласно ГОСТ Р 1.0-92 - это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый признанным органом (организацией, предприятием). Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
В зависимости от объекта стандартизации и уровня утверждения (принятия) документа стандарты различаются по категориям:
· международный;
· региональный;
· государственный стандарт РФ (ГОСТ Р);
· межгосударственный (ГОСТ);
· стандарт отрасли (ОСТ);
· стандарт научно-технического или инженерного общества (СТО);
· стандарт предприятия (СТП).
Международный стандарт - стандарт, принятый какой-либо международной (всемирной) организацией по стандартизации. Такими общепризнанными организациями являются неправительственные организации ИСО (ISO) и 1 МЭК (IEC). Статус стандартов, принятых ИСО и МЭК, - рекомендательный,добровольный.
Региональный международный стандарт - стандарт, принятый международной межправительственной, региональной организацией по стандартизации. Такими стандартами в Европе являются стандарты CEN Европейского комитета по стандартам, ENSI Европейского института телекоммуникационных стандартов и др. Статус подобных стандартов для стран, входящих в региональные объединения (например, ЕС), - обязательный.
ГОСТ - государственные стандарты бывшего СССР , действующие в качестве межгосударственных стандартов для стран - бывших республик, входивших в свое время в состав СССР. Применяются без переоформления по постановлениям национальных комитетов по стандартизации. ГОСТ по существу является международным стандартом регионального характера. По состоянию на 1 января 2001 г. в России и странах СНГ действуют свыше 20 тыс. ГОСТ.
ГОСТ Р - стандарт, принимаемый Госстандартом России или Госстроем России. К объектам ГОСТ Р относятся организационно-методические и общетехнические объекты, продукция, работы, и услуги, имеющие межотраслевое, общенародное хозяйственное значение.
ОСТ - отраслевые стандарты, устанавливаются на аналогичные с ГОСТ Р и ГОСТ объекты, однако имеющие сугубо отраслевое значение. ОСТ применяют предприятия и организации, подведомственные соответствующему федеральному органу исполнительной власти, утвердившему (принявшему) отраслевой стандарт, и все прочие предприятия и организации, применяющие (потребляющие) продукцию данной отрасли. Отраслевые стандарты могут устанавливать ограничения ГОСТ и ГОСТ Р в части номенклатуры, типоразмеров, требований, не снижая при этом качественных и эксплуатационных показателей, установленных государственными стандартами. Такие стандарты называют ограничительными.
Фонд отраслевых стандартов составляет около 40 тыс. наименований.
СТО - стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Объектами СТО являются новые оригинальные виды продукции и услуг, методы испытаний, технологии, новые принципы организации и управления производством и т. п.
СТП - стандарты предприятий, организаций. Разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации на предприятии могут быть детали, узлы и агрегаты изготовляемых (разрабатываемых) изделий, нормы и правила в области организации и управления производством, нормы для разработки продукции предприятия и методы расчета, технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастка и инструмент. СТП могут устанавливать ограничения ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ без ухудшения показателей качества соответствующей продукцией или услуги.
Кроме того существуют:
Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей. К нему можно отнести Государственные стандарты и стандарты отрасли.
Стандарт административно-территориальной единицы - стандарт, принятый на уровне одного субъекта - Российской Федерации и доступный широкому кругу потребителей.
Предварительный стандарт - временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей; информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия и введения в действие стандарта.
Стандарт на совместимость - стандарт, устанавливающий требования касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения.
Стандарт с открытыми значениями - стандарт, содержащий перечень характеристик, для которых должны быть установлены значения или другие данные для конкретизации продукции, процесса или услуги.
Закон РФ «О стандартизации» рекомендует использовать СТП для освоения государственных, международных стандартов, а также для регламентирования требований к сырью, полуфабрикатам и т. п., закупаемым у других организаций и предприятий. СТП обязателен, для предприятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на разработку, производство, поставку продукции или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности - участников договора.
Относительно новым для российской стандартизации является введение в перечень нормативных документов технического регламента.
К техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления Правительства РФ, содержащие требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты РФ в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством РФ входит установление обязательных требований.
Технический регламент содержит технические требования или непосредственно (например, обязательные требования государственных стандартов), или путем ссылки на стандарт, либо путем включения в себя содержания стандарта.
К нормативным документам относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ).
ОКТЭИ - это систематизированные своды классификационных группировок определенных объектов классификации, содержащие их условные цифровые коды и наименования. Разрабатываются на продукцию, услуги, документацию, производственные процессы и их составные элементы, имеющие общегосударственное хозяйственное применение. Примером ОКТЭИ могут служить такие, как Общероссийский классификатор продукции ОКП; предприятий и организаций - ОКПО; управленческой документации ОКУД и др., свыше 30 наименований.
Правила по стандартизации (ПР) - нормативный документ по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России.
ПР разрабатывается на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Если ПР прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.
Норма - нормативный документ, содержащий положения, устанавливающие количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства или работы.
Технические условия (ТУ) - документ, разрабатываемый предприятиями и организациями в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть пробная продукция или продукция разовой поставки, выпускаемая небольшой партией, а также произведения художественных промыслов и т. п.
В соответствии с Законом «О стандартизации» ТУ отнесены к техническим, а не нормативным документам. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. ТУ разрабатывают в соответствии с ГОСТ 2.114-95". Фонд ТУ насчитывает около 150 тыс. наименований.
Категории и виды стандартов разрабатываются на основе и по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ с учетом лучших отечественных и зарубежных достижений в соответствующих областях науки и техники, требований международных, региональных и прогрессивных национальных стандартов других стран и предусматривают оптимальные решения для экономического и социального развития страны.
Рис. 10.1. Классификация категорий и видов стандартов
Государственные стандарты (ГОСТ Р) обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений страны, независимо от форм собственности и подчинения, граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, министерств (ведомств), других организаций государственного управления Российской Федерации, а также органов местного управления в пределах сферы их деятельности. ГОСТы Р устанавливают преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, изделия, прошедшие государственную аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, которые необходимы для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, производства и др. Например, объектами государственной стандартизации могут быть:
Организационно-методические и общетехнические объекты, в том числе организация проведения работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения (подшипники, крепеж, инструмент и др.), совместимые программные и технические средства информационных технологий, работы по метрологическому обеспечению, справочные данные о свойствах материалов и веществ, классификация и кодирование технико-экономической информации;
Составляющие элементы крупных народно-хозяйственных комплексов (транспорта, энергосистемы, связи, обороны, охраны окружающей среды и др.);
Объекты государственных научно-технических и социально-экономических целевых программ и проектов;
Продукция широкого, в том числе межотраслевого, применения;
Достижения науки и техники, позволяющие Российской Федерации (или конкретным предприятиям) обеспечить конкурентоспособность своей продукции или технологии;
Продукция, производимая в Российской Федерации для удовлетворения внутренних потребностей населения и производства, а также поставляемая в другие государства по двухсторонним обязательствам;
Система конструкторской (ЕСКД) и технологической (ЕСТД) документации, документации в области управления и организации производства и т.д.
Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации в соответствии с заданными планами государственной стандартизации Российской Федерации, программами (планами) работ технических комитетов и договорами на разработку стандартов. При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, государственными стандартами и другими нормативными документами по стандартизации, а также учитывать документы международных и региональных организаций по стандартизации.
В государственные стандарты Российской Федерации включают:
Обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества человека, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
Обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
Обязательные методы контроля (измерения, испытания, анализа) требований к качеству продукции, работ и услуг;
Параметрические ряды и типовые конструкции изделий;
Основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;
Положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) продукции и оказании услуг;
Правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, сохранения и рационального использования всех ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
Государственные стандарты содержат следующие структурные элементы: титульный лист; предисловие; содержание; введение; наименование; область применения; нормативные ссылки; определения; обозначения и сокращения; требования; приложения; библиографические данные. Структурные элементы, за исключением элементов "Титульный лист", "Предисловие", "Наименование", "Требования", приводят в зависимости от особенностей стандартизуемого объекта. Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ Р 1.5-93.
ГОСТы Р утверждаются Госстандартом России (Госстроем России). Перед утверждением стандарта Госстандарт России или Госстрой России проводит их проверку на соответствие требованиям законодательства, действующим государственным стандартам Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов. При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают. После утверждения ему присваивается индекс ГОСТ Р, номер стандарта и две последние цифры года утверждения или пересмотра (например, ГОСТ Р 248-99). Государственную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России в установленном порядке.
Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государственные стандарты Российской Федерации или при необходимости установления требований, превышающих требования государственных стандартов Российской Федерации (требования отраслевых стандартов не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов). ОСТы используют все предприятия и организации данной отрасли (например, станкостроительной, автотракторной и т.д.), а также другие предприятия и организации (независимо от их ведомственной принадлежности и вида собственности), разрабатывающие, изготовляющие и применяющие изделия, которые относятся к номенклатуре, закрепленной за соответствующим министерством. ОСТы устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, технологической оснастке, инструменту, специфическим для отрасли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли и для достижения оптимального уровня качества продукции.
ОСТы обязательны для предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих или потребляющих продукцию этой отрасли.
Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведомством), являющимся ведущим в производстве данного вида продукции. После утверждения им присваивается индекс ОСТ, цифровой код отрасли, номер стандарта и две последние цифры года утверждения или пересмотра (например, ОСТ 3.348-98).
Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия, организации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесообразно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих ГОСТах или ОСТах. Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований категорий стандартов или противоречат им.
ТУ применяют на территории Российской Федерации предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, в соответствии с договорными обязательствами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.
В состав разделов ТУ входит вводная часть и следующие разделы:
Основные параметры и (или) размеры;
Технические требования;
Требования по безопасности;
Комплектность, правила приемки;
Методы контроля (испытаний, анализа, измерений);
Правила маркировки, транспортирования и хранения;
Указания по эксплуатации;
Гарантии изготовителя.
Проекты ТУ перед утверждением согласовываются с потребителями или заказчиками продукции (чтобы отразить в ТУ пожелания и замечания потребителей) и другими заинтересованными организациями. При этом проверяется, не противоречат ли они действующим в стране стандартам и другим ТУ.
ТУ утверждает предприятие-изготовитель (разработчик технических условий), как правило, без ограничения срока действия. Ограничение срока действия ТУ устанавливают по согласованию с предприятием-заказчиком (потребителем).
Обозначения техническим условиям присваивает предприятие-разработчик продукции в соответствии с принятым порядком обозначения технических условий. Для вновь организуемых предприятий и объединений рекомендуются обозначения технических условий со следующей структурой, состоящей из индекса ТУ, четырехразрядного кода класса продукции по ОКП (Общероссийский классификатор продукции) и разделенного тире трехразрядного регистрационного номера, как правило, восьмиразрядного кода предприятия по ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций), являющегося держателем подлинника технических условий, и двух последних цифр года утверждения документа (например: ТУ 4521-164-34267369-99, где 4521 - группа продукции по ОКП, 34267369 - код предприятия по ОКПО).
После утверждения ТУ подлежат государственной учетной регистрации. Если ТУ утверждены предприятием, то они направляются в лаборатории государственного надзора за стандартами. Учетной регистрации не подлежат технические условия на следующую продукцию:
Опытные образцы (опытные партии);
Сувениры и изделия народных художественных промыслов (кроме изделий из драгоценных металлов и камней);
Технологические промышленные отходы сырья, материалов, полуфабрикатов;
Составные части изделия, полуфабрикаты, вещества и материалы, не предназначенные к самостоятельной поставке или изготовляемые по прямому заказу одного предприятия;
Средства технологического оснащения, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий, эпизодически, по мере возникновения потребности в них, за исключением средств измерений и средств испытаний;
Продукцию единичного производства.
Сведения о ТУ публикуются в ежемесячных изданиях Госстандарта Российской Федерации.
Стандарты предприятий (СТП) разрабатывают и утверждают предприятия и объединения, в том числе союзы, ассоциации, концерны, акционерные общества, межотраслевые, региональные и другие объединения, на создаваемые и применяемые только на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.
СТП распространяются на нормы, правила, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастку, инструмент; услуги, оказываемые внутри предприятия; процессы организации и управления производством и т.д. СТП могут разрабатываться также с целью ограничения государственных и отраслевых стандартов и особенностей данного предприятия, если это не нарушает и не снижает качественных показателей и требований, установленных ГОСТами или ОСТами.
В качестве стандарта предприятия допускается применение международных, региональных и национальных стандартов других стран на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих региональных организаций и национальных органов, если их требования удовлетворяют потребностям народного хозяйства и отсутствуют разработанные на их основе государственные и отраслевые стандарты. Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов предприятий приводятся в ГОСТ Р 1.5-93. СТП утверждает руководство предприятия (главный инженер предприятия, объединения). После утверждения им присваивается индекс СТП, цифровой код предприятия, цеха, отдела, объекта стандартизации и две последние цифры года утверждения или пересмотра (например, СТП 0005-48-553-44-92.). СТП утверждают, как правило, без ограничения срока действия, и они не распространяются на поставляемую продукцию и государственной регистрации в органах Госстандарта России не подлежат.
Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые виды продукции, услуг или процессов, передовые методы контроля, измерений, испытаний и анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель распространять через свои стандарты перспективные результаты и мировые научно-технические, фундаментальные и прикладные исследования. Эти категории стандартов учитываются и применяются субъектами хозяйственной деятельности для динамического использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок, а также служат важным источником информации о передовых достижениях. По решению самого предприятия или организации они принимаются на добровольной основе для использования отдельных положений при разработке ОСТов и стандартов предприятия.
СТО, как и ОСТ и СТП, не должны противоречить российскому законодательству, а если их содержание касается аспекта безопасности, то проекты этих стандартов должны быть согласованы с органами государственного надзора.
Необходимость применения СТО субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно и несут за это ответственность. Информацию о принятых стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений направляются в органы Госстандарта России.
При разработке всех типов отечественных стандартов учитывают рекомендации международных организаций по стандартизации.
Международный стандарт (ИСО) разрабатывает и выпускает международная организация по стандартизации. На основе ИСО создаются национальные стандарты, их используют также для международных экономических связей. Основная цель ИСО - содействовать благоприятному развитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.
После утверждения международному стандарту присваивается индекс, номер стандарта и год утверждения или пересмотра (например, ИСО/Р 1989).
Госстандарт России допускает следующие правила применения международных стандартов:
Принятие без дополнений изменения текста международного стандарта в качестве государственного российского ГОСТ Р. Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественных стандартов;
Принятие текста международного стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого стандарта к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного.
10.2. Виды стандартов
Стандарты основополагающие;
Стандарты на продукцию, услуги;
Стандарты на процессы;
Стандарты на методы контроля, измерений, испытаний, анализа и др.
Стандарты основополагающие разрабатывают с целью содействия взаимопонимания, технического единства и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства. Этот вид стандартов устанавливает такие организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для производства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разработке, создании и эксплуатации продукта или услуг таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукта или процесса для жизни, здоровья и имущества человека, а также ресурсосбережению и другим общетехническим нормам, предусмотренным государственными стандартами на продукцию.
Это говорит о том, что основополагающие стандарты должны быть в основном комплексными стандартами, объединяющими взаимосвязанные стандарты, если они имеют общую целевую направленность, устанавливают согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. Эти стандарты, по существу являясь объединением взаимосвязанных нормативных документов, носящих методический характер, содержат положения, направленные на то, чтобы стандарты, применяемые на разных уровнях управления, не противоречили друг другу и законодательству, обеспечивали достижение общей цели и выполнение обязательных требований к продукции, процессам, услугам. Примером основополагающих стандартов могут быть комплексные стандарты (ЕСКД, ЕСТД, ЕСДП, нормативные документы по организации Государственной системы стандартизации в России и др.).
Стандарты на продукцию, услуги устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услугам).
Примером стандартов на продукцию, услуги могут быть:
Стандарты общих технических требований;
Стандарты параметров и (или) размеров;
Стандарты типов конструкции, размера, марки, сортамента;
Стандарты правил приемки и др.
Стандарты общих технических требований регламентируют общие для группы однородной продукции нормы и требования, обеспечивающие оптимальный уровень качества, который должен быть заложен при проектировании и задан при изготовлении конкретных видов продукции, входящих в данную группу.
В зависимости от вида и назначения продукции могут устанавливаться требования к ее физико-механическим свойствам (прочности, твердости, упругости, износоустойчивости и др.); надежности и долговечности; технической эстетике (окраске, удобству пользования, отделке и др.); исходным материалам, применяемому при изготовлении данной продукции сырью, полуфабрикатам и др.
Стандарты общих технических требований включают разделы:
Классификация, основные параметры или размеры;
Общие требования к параметрам качества и, как правило, приводят только те требования, которые являются обязательными и подлежат контролю;
Требования к упаковке, маркировке, безопасности;
Требования охраны окружающей среды;
Правила приемки продукции;
Правила транспортирования и хранения;
Правила эксплуатации, ремонта и утилизации.
Стандарты параметров и (или) размеров устанавливают параметрические или размерные ряды продукции по основным потребительским (эксплуатационным) характеристикам, на базе которых должна проектироваться продукция конкретных типов, моделей, марок, подлежащих изготовлению соответствующими отраслями. Эти стандарты должны учитывать перспективы развития продукции, которая способствует научно-техническому прогрессу и повышению эффективности промышленного производства. Таким стандартом является, например, ГОСТ 8032-84, регламентирующий предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел.
Стандарты типов конструкции, размера, марки, сортамента определяют конструктивные исполнения и основные размеры для определения группы изделий, унификации и обеспечения взаимозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров, моделей и т.д. Выполнение требований стандартов конструкций и размеров дает большой технико-экономический эффект, так как сокращает затраты на проектирование, освоение и изготовление изделий. Стандарты марок устанавливают номенклатуру марок и химический состав материала (сырья), а в отдельных случаях - основные потребительские характеристики. Стандарты сортамента регламентируют геометрические формы и размеры продукции. Особенно широко этот вид стандартов применяется в металлургической промышленности.
Стандарты правил приемки регламентируют порядок приемки определенной группы или вида продукции для обеспечения единства требований при приемке продукции по качеству и количеству.
Стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения нормируют требования к потребительской маркировке продукции с целью информации потребителя об основных характеристиках продукции, к упаковке с учетом технической эстетики и т.п.
Стандарты правил эксплуатации и ремонта устанавливают общие правила, обеспечивающие в заданных условиях работоспособность изделий и гарантирующие их эксплуатацию.
Стандарты на процессы устанавливают требования к конкретным процессам, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции (проектирования, производства, потребления (эксплуатации), хранения, транспортирования, ремонта, утилизации).
Стандарты на процессы включают следующие нормативы:
Требования к методам автоматизированного проектирования продукции, модульного конструирования;
Схемы технологического процесса изготовления продукции;
Требования к технологическим режимам и влияющим на них факторам;
Правила потребления (эксплуатации);
Общие требования к хранению, транспортированию, ремонту и утилизации;
Требования безопасности для жизни и здоровья людей и т.д.
Особое место занимают экологические требования. При проведении технологических операций стандартизации подлежат предельно допустимые нормы различного рода воздействий технологий на природную среду. Эти воздействия могут носить химический (выброс вредных химикатов), физический (радиационное излучение), биологический (заражение микроорганизмами) и механический (разрушение) характер, опасный в экологическом отношении.
Экологические требования включают:
Условия применения определенных материалов и сырья, потенциально вредных для окружающей среды;
Параметры эффективности работы очистного оборудования;
Правила аварийных выбросов и ликвидацию их последствий, предельно допустимые нормы сбросов загрязняющих веществ со сточными водами.
Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают порядок отбора проб (образцов) для испытаний, методы испытаний (контроля, анализа, измерения) потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции с целью обеспечения единства оценки показателей качества.
Необходимо пользоваться именно стандартизованными методами контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях. Каждый метод имеет свою специфику, связанную прежде всего с конкретным объектом контроля, но в то же время можно выделить и общие положения, подлежащие стандартизации:
Средства контроля и вспомогательные устройства;
Порядок подготовки и проведения контроля;
Правила обработки и оформления результатов;
Допустимая погрешность метода.
Стандарт обычно рекомендует несколько методик контроля, испытания, анализа применительно к одному показателю качества продукции. Это нужно для того, чтобы одна из методик при необходимости была выбрана в качестве арбитражной. Кроме того, надо иметь в виду, что не всегда методики полностью взаимозаменяемы. Для таких случаев стандарт приводит либо четкую рекомендацию по условиям выбора того или иного метода, либо данные по их отличительным характеристикам.
Методы испытаний выбираются в зависимости от вида продукции для обеспечения надлежащего ее качества. В стандартах предусмотрены различные виды испытаний: повседневные для контроля качества выпускаемой продукции; типовые, производимые предприятием-поставщиком при освоении производства новых изделий; периодические, проводимые для проверки соответствия выпускаемой продукции предъявляемым к ней требованиям.