Ситуации взаимодействия и их стили. Презентация на тему: Эффективные стили взаимодействия педагога и учащегося Стили взаимодействия

Презентация на тему: Эффективные стили взаимодействия педагога и учащегося


















1 из 17

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля - единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности».В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель-ученик» рассматривается как двустороннее субъект-субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности.

№ слайда 3

Описание слайда:

В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Начинающие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.

№ слайда 4

Описание слайда:

Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести: а) общение-устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры; в) общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.

№ слайда 5

Описание слайда:

При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения - указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает непроницаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками.

№ слайда 6

Описание слайда:

При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения - совет, рекомендация, просьба.Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и. что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.

№ слайда 7

Описание слайда:

При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения - увещевания, уговоры.Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель-ученик».Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко.

№ слайда 8

Описание слайда:

Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело - с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

№ слайда 9

Описание слайда:

1.Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме? 2.Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу? 3.Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом? 4.Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом? 5.Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты? 6.Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока? 7.Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами? 8.Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся? 9.Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей? 10.Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?11. Предпочитаете ли вы вести объяснения учебного материала, не отрываясь от своих записей? 12.Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории(шум, гул) среди учащихся?13.Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени, чтобы установить нарушенный контакт и привлечь к себе внимание учащихся?14. Повышаете ли вы голос, делаете ли вы паузу, если чувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить.16. Предпочитаете ли вы,чтобы учащиеся задавали вам вопросы по ходу объяснения учебного материала?17.Забываете ли во время урока о том, кто вас слушает?18.Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе 2-3 лица и следить за их эмоциональной реакцией.19.Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?20.Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся? 21.Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?22.Отвечаете ли вы сразу на реплики учащихся?23.Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз?24.Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану времени урока?25.Чувствуете ли вы себя после уроков одной смены уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в во вторую смену?

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов. Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю. .

№ слайда 12

Описание слайда:

Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых студентов, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженном нерву. Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у студентов, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях. Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.

№ слайда 13

Описание слайда:

Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность. Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности. Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.

№ слайда 14

Описание слайда:

Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения студентов с фронтальным подходом. Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель- коллектив учащихся, она подменяется фрагментарностью ситуативны

№ слайда 15

Описание слайда:

Модель гипорефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

Описание слайда:

С.Л. Братченко под стилем взаимодействия понимает индивидуальную модель межличностного общения, предпочитаемую конкретным человеком.

Критерии выделения стилей: соотношение позиций собеседника (свобода, власть, подчинение); степень взаимопонимания; результаты, последствия и возможности взаимодействия.

Таблица 2. Стили межличностного взаимодействия (по С.Л. Братченко )

Соотношение позиций

Степень взаимопонимания

Возможности

Диалогический

Полное равноправие, обоюдная свобода, доверие, уважение

Высокий уровень взаимопонимания

Максимальные возможности для самораскрытия, саморазвития обоих партнеров

Нежелание понимать и сопереживать, требование быть понятым

Отсутствие возможностей для одного при максимальных возможностях для другого

Манипулятивный

Неравноправие в отношениях, власть одного над другим

Стремление скрыть свою позицию и желание раскрыть уязвимые стороны партнера

Развитие за счет другого

Альтруистический

Неравноправие в ущерб себе

Стремление к пониманию, сопереживанию; игнорирование своих проблем

Возможности развития собеседника за свой счет

Конформный

Отсутствие собственной позиции, присоединение к мнению партнера или группы

Стремление к некритическому согласию

Отсутствие возможностей для саморазвития

Индифферентный

Прагматическая позиция

Игнорирование психологических проблем взаимодействия

Отсутствие возможностей для развития другого

Типы взаимодействий

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников совместной деятельности.

Выделяют три вида кооперативного взаимодействия :

    объединение индивидуальных усилий (например, учителя в одной школе);

    последовательная совместная деятельность (например, конвейер);

    собственно совместная деятельность (например, актеры, играющие в одном спектакле)

Конкуренция заключается в соперничестве. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт.

Конфликт – это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.

К основным характеристикам конфликтов можно отнести следующие:

    Конфликт – это распространённая черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия.

    Конфликт не всегда и необязательно приводит к разрушениям. Наоборот, это один из основных процессов, служащих сохранению целого. Конфликт – это не всегда плохо.

    Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности: Конфликт-изменение-адаптация-выживание

Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнём относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займём более конструктивную позицию.

    Конфликт может быть управляем, причём управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможно усилены. Конфликт представляет собой ту область, с которой можно и нужно работать.

Выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта.

Конструктивные функции конфликта: развивающая функция – он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия; познавательная функция – обнаруживает возникшее противоречие; инструментальная функция – призвана разрешить противоречие; перестроечная функция – имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств.

Деструктивные функции конфликта:

    в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение;

    нарушается система взаимосвязей;

    понижается эффективность совместной деятельности.

Н.В. Гришина выделяет следующие типы конфликтов.

    Социальный (процессы, которые протекают на уровне макроструктур) – это такой социальный процесс или ситуация, в которых одна социальная группа находится в сознательной оппозиции по отношению к одной или более другим группам, поскольку эти группы преследуют несовместимые цели.

    Социально-психологический (на уровне межгруппового и межличностного взаимодействия). Речь идёт о малых группах – находящихся в непосредственном взаимодействии или на уровне взаимодействия личностей, их интересов и т.д.

    Психологический (внутриличностный уровень) Столкновение различных личностных образований (мотивов, целей, интересов), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. Основное условие психологического конфликта – это субъективная неразрешимость ситуации.

2.2 Ситуации взаимодействия и их стили

В психологии управления существует много классификаций ситуаций взаимодействия.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Его цель - не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней: например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» - отвечать: «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Несоблюдение ритуала порождает предположение о некомпетентности человека, о его неумении соблюдать «правила игры» (например, длительное топтание гостя в прихожей, когда встреча давно уже закончена, может вызвать негативную оценку поведения с точки зрения принятых норм).

Что касается использования манипулятивного стиля взаимодействия, то цель при его использовании состоит в намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Ради осуществления манипуляции применяется широкий набор средств, таких, как отвлечение внимания, перехват инициативы, «эксплуатация» личных качеств объекта манипуляции. Широко известен феномен «нога-в-дверях», когда воздействие на партнера оказывается порциями: вначале ему предлагается пойти на небольшую уступку, а затем незаметно подчинить его навязанному мнению. Умение противостоять манипулятивному стилю зависит от целого ряда факторов: достаточно высокой самооценки, твердости сложившихся убеждений, умения противостоять чужому мнению и т.п.

Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаимодействия - не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка. Гуманистический стиль предполагает соответствующее осознание и даже переживание ситуации взаимодействия. Естественно, особое внимание исследованию этого стиля уделяется в гуманистической психологии, в частности, в работах К. Роджерса.

При использовании каждого стиля применяются разные приемы самоподачи - от стремления понравиться до запугивания. Нельзя однозначно сказать, какой из названных стилей «хорош» или «плох»: в разных ситуациях и при различных позициях участников взаимодействия возможны разнообразные комбинации стилей поведения. Самым же главным для эффективного взаимодействия остается адекватное согласование всех трех компонентов - позиции, ситуации и стиля.

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

2.3 Типы взаимодействий

Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия - построение классификаций различных его видов. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их включенность во взаимодействие. Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А. Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.

Что касается другого типа взаимодействий - конкуренции, то здесь на обыденном уровне чаще всего предлагаются негативные характеристики этого процесса (включающие в себя даже отождествление его с враждой), что и было отмечено в приведенном определении. Однако более внимательный анализ конкуренции позволяет наделить его и позитивными чертами. В ряде исследований вводится понятие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, честная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состязательность.

Различают несколько степеней продуктивной конкуренции, различающихся мерой такого ее качества, как «мягкость/жесткость»: а) соревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет (например, в спорте проигравший не выбывает, а просто занимает более низкое место в рейтинге); б) соперничество, когда только победитель оказывается безусловно выигравшим, другой партнер оказывается в абсолютном проигрыше (например, ситуация шахматного чемпионата мира), что означает нарушение партнерства, возникновение элементов конфликта; в) конфронтация, когда со стороны одного участника взаимодействия возникает намерение нанести другому ущерб, т.е. соперники превращаются во врагов. Границы между этими степенями, конечно, условны, но важно, что последняя степень непосредственно может перерасти в конфликт.

Конфликт иногда рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Специфика социально-психологического угла зрения на конфликт заключается в одновременном анализе двух составляющих: конфликтной ситуации и ее представленности в сознании участников. Это дало основания для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфликта - понимания его природы как психологического феномена. В самом деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленности противоречия в сознании) или это обязательно наличие конфликтных действий. Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии позволяет сделать вывод о том, что оба названных компонента есть обязательные признаки конфликта.

Задачи его изучения могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования конфликта. Она фиксирует как минимум четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликтов. Хотя структура конфликта описывается по-разному разными авторами, основные ее элементы практически принимаются всеми. Это - конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. Большинство ученых в этой области обычно называют две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта - «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение ложного восприятия все большего числа как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения - она воспринимается как более «легитимная». Сам факт допущения другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта, обозначает возникновение элементов дружественной атмосферы и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения.

Способы разрешения конфликта - важнейшая часть проблемы. Так же как и при коммуникации, большую роль здесь играет обратная связь, т.е. выявление реакции партнера на совершенное действие. Обратная связь служит средством регулирования поведения участников конфликта, что особенно проявляет себя при ведении переговоров. Цель переговоров - достижение соглашения, основной способ которого - компромисс, т.е. согласие каждой стороны в равной мере отступить от своей прежней позиции с целью их сближения. В осуществлении такой стратегии велика роль посредника или арбитра- представителя третьей, нейтральной стороны, способствующего успеху переговоров.

При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так, можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков - совместного ограбления, кражи и т.д. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их вне общего контекста деятельности.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Так, одна из схем предлагает выделить три возможные формы, или модели:

1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других - «совместно-индивидуальная деятельность» (пример - некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание);

2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником - «совместно-последовательная деятельность» (пример - конвейер);

3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными - «совместно-взаимодействующая деятельность» (пример - спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро)

Таким образом, психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей своеобразен в каждом конкретном случае.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совместная деятельность - это постоянно действующий фактор общения членов в коллективе. Деловое общение способствует не только решению чисто утилитарных задач, но и духовному взаимообогащению общающихся. При анализе коммуникативной стороны общения установлено, что существует определенная зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между партнерами.

Межличностные отношения определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и полученный результат (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество). В процессе совместной деятельности присущая межличностным отношениям эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие.

Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях «плохих» межличностных отношений, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует.

В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно «подчинено» требованиям выполняемой деятельности, зависит, в том числе, от характера социальных отношений, в которой эта деятельность осуществляется.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная зарубежная социальная психология. М., 2001.

2. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. М., 2001.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Пер. с англ. М., 1988.

4. Бородкин Ф.М., Каряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 2003.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

8. Ломов Б.Ф. Общение как проблема психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1995.

10. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 2005.

11. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и взаимоотношения/ THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Альманах. – 1993, т. I, Вып. 2.

12. Психология управления: учебник для вузов. М.,

13. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.

14. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512 с.

Коллектива. Оптимально организованное педагогическое общение позволяет эффективно влиять на социально-психологический климат коллектива, предупреждать межличностные конфликты. 2.2. ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие с ребенком, ...




Между партнерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. 3. Исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов Актуальность данной темы заключается в том, что далеко не все понимают, что между темпераментом и способностями существует взаимосвязь. В современных школах...

Отношения разделяются на формальные (например, беседа между должностными лицами в служебное время и неформальные (вечеринка, турпоход), деловые (служебные) и личные. Дружба - форма межличностных отношений, основанная на общность интересов и взаимной привязанности. Дружбе присущи: личностный характер (в противоположность например, деловым отношениям), добровольная и индивидуальная избирательность...

Рассмотрим стили педагогического общения воспитателя, учителя, педагога, стиль педагогического руководства.

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль общения

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Авторитарный стиль общения

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения

Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристи-ки. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Исследования показали, что после ушедшего педагога-«автократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала», а после «либерала» — «автократа» — возможно. «Демократа» можно назначить после любого предшественника.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характерезуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Реферат по психологии общения

ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА

группы 4пс-22

Сапожникова Е. С.

Проверил: к. п. н., доцент

Хромов В. В.

ЧЕРЕПОВЕЦ

Введение

Общее понятие о конфликте

Стили конфликтного взаимодействия

Заключение

Введение.

Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Конфликт - это

столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают

неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются

при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой

Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними

(конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет.

Однако это не значит, что внутренние конфликты - пустяк или что они не

важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему

ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом

внутреннего конфликта. Эти конфликты - основа этики и морали. Если бы люди

в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не

задумывались бы о вопросах нравственности. Понятию «внутренний конфликт»

очень близко понятие «совесть».

Не говоря уже о том, что большинству людей никакого удовольствия конфликты

не доставляют, современные ученые-медики отмечают губительные последствия

стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать

конфликты - это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает

пытались бы улаживать конфликты.

Конечно, признанный, серьезный, глубоко переживаемый конфликт берет свое,

но, если есть намерение его уладить, вероятность того, что удастся

велика. Очень важно, чтобы стороны объективно оценили друг друга и

предприняли возможные усилия для признания ценности и важности своих

взаимоотношений, даже при их нынешнем конфликте. Этот шаг одинаково

пригоден для споров между учителем и учеником, матерью и детьми, между

мужем и женой.

Общее понятие о конфликте

Недостатка в различных определениях конфликта нет. Мы приведем

несколько из них, каждое из которых раскрывает и подчеркивает ту или иную

сторону этого динамического группового процесса:

* Конфликт обычно рассматривается как состояние несогласия по поводу

возможности распоряжаться ограниченными ресурсами;

* Конфликт - это такое состояние отношений между людьми, когда по крайней

мере один из них сердит, раздражен, враждебен по отношению к другому,

критикует его действия, что ведет к остановке продуктивной работы и

нарушению морального равновесия;

* Конфликт - функция степени или количества взаимозависимости и

взаимодействия между людьми: чем больше наша зависимость от других или чем

больше мы от них ожидаем, тем больше вероятность конфликта и того, что он

будет сильным;

* Конфликт - интерактивное состояние, проявляющееся в несогласии,

различиях или несовместимости внутри или между социальными единицами:

индивидуальностями, группами, организациями и т.д. Конфликт возникает на

разных интра- и интер- персональных уровнях:

а) интраиндивидуальный конфликт возникает, когда человек должен выполнить

определенные действия, роли, которые не соответствуют

его умениям, интересам, целям или ценностям;

б) интрагрупповой конфликт относится к конфликту между членами группы;

в) интергрупповой конфликт - конфликт между представителями двух или более

Несмотря на многозначность, термин "конфликт" имеет вполне

определенный смысл, так или иначе проявляющийся во многих определениях. Во-

первых, конфликт должен восприниматься его участниками. Многие ситуации,

которые могли быть расценены, как конфликтные, на самом деле не являются

таковыми, т.к. люди, вовлеченные в них, не воспринимают свои

взаимоотношения как конфликтные. Во-вторых, для возникновения конфликта

необходимы противоречия в мотивах, интересах, ценностях, позициях, по

крайней мере, двух сторон. Исключением, как может показаться, является

внутриличностный конфликт, однако и здесь имеют место расхождения между

реальной и желаемой для индивидуальности ситуацией.

В-третьих, конфликт - это всегда борьба за обладание ресурсами - деньгами,

работой, престижем, властью, временем - которые ограничены, которые

приходиться распределять между сторонами, заинтересованными в их получении.

Основное различие между определениями конфликта касается в

большинстве случаев двух пунктов. Конфликт может рассматриваться или как

преднамеренное противопоставление интересов сторон, или как результат

стечения обстоятельств. С другой стороны, несовпадение точек зрения

касается того, является ли открытое противоборство обязательным критерием

наличия конфликта или он может протекать в скрытой форме.

Стили конфликтного взаимодействия.

используется два измерения. Напористость т.е. степень ориентации на

собственные интересы и кооперативность, т.е. степень ориентации на интересы

противоположной стороны, вовлеченной в конфликт. Соответственно выделяются

пять ориентаций поведения: конфронтация, сотрудничество, избегание,

приспособление и компромисс.

Конфронтация.

Тактика конфронтации заключается в активном и упорном противостоянии своим

противникам, несмотря на их попытки достичь компромисса или пойти на

примирение. Она предполагает:

Настаивание на своей позиции, точке зрения без чёткого их обозначения;

Несдержанность, раздражительность, когда партнёр пытается

противопоставить своё мнение, позицию, мнению или позиции данного

субъекта;

Слабая изменчивость целейдаже при высокой динамичности и изменчивости

ситуациии взаимодействия;

Общий консерватизм интересов;

Нетерпимость к чужому мнению и чужой воле;

Краткосрочность этапа конфликтной ситуации, использование

незначительных поводов для перевода её на стадию инцидента;

Затяжной характер инцидентов, их острота и эмоциональная насыщенность;

Оценка своих партнёров по взаимодействию как лиц, имеющих

предубеждения против них.

Основными задачами, решаемыми в ходе конфликта при использовании техники

конфронтации, являются следующие:

Отстаивание своих интересов или интересов третьих лиц,

правдоискательство;

Стремление переубедить, навязать своё мнение, решение, точку зрения;

Попытки принизить своих противников, доказать неправомерность их

Люди, придерживающиеся этой тактики, полагают, что есть «их точка зрения» и

неправильная. Для них не имеет значения количество их сторонников и

противников: даже оставшись в одиночестве, они отстаивают свои позиции.

Эта тактика чревата непримиримой враждой, особенно если её придерживаются

обе стороны. Часто её выбирают подростки.

Например, представим себе следующую ситуацию. Дима и Серёжа – братья-

погодки, им 17 и 16 лет. Мать, уходя на работу, поручила им пропылесосить в

комнатах. Как только за ней захлопнулась дверь, Дима стал натягивать

ботинки. Серёжа же достал пылесос:

Э, ты куда так разбежался? Одна комната моя, другая – твоя!

Отвали, пацан.

Не, Димон, серьёзно, это не дело! Я за тебя убираться не буду!

Ага, ещё как будешь! Вот скажу матери, что покуриваешь, так полгода

пылесосить будешь. Без выходных!

Сергей рассерженно молчит. Дима улыбается напоследок:

Чао, братик! У меня почище уберись!

Наиболее ярко можно это проиллюстрировать на примере конфликта подростка с

родителем. Когда мне было 14, моим конфликтам с мамой не было конца. Каждое

утро начиналось с крика:

Елена! Ты что на себя нацепила??? На улице холодина, а она в

капроночках!

Ну и что.

Что? Ты понимаешь, что ты простудишься! Что у тебя слабое здоровье!

Ну и наплевать! Моё здоровье!

Да? А потом будешь ходить меня заражать? Спасибо!

Я буду носить, что хочу! Я уже не маленькая! Не смей мне указывать!

Не смей мне хамить!!!

Вечером мы не разговаривали.

Конфронтация приемлема, когда:

* необходимы быстрые решительные действия

*необходимо принять непопулярное решение по важным вопросам

*есть уверенность в правильности выбранного важного решения

*люди манипулятивно используют преимущества собственной позиции

Сотрудничество.

Тактика сотрудничества представляет собой стремление разрешить противоречие

посредством активного взаимодействия со своим партнёром. Её использование

резко повышает вероятность позитивного исхода конфликта. Таким образом, не

только устраняется причина недовольства, напряжённости, но и достигается

большее взаимопонимание, доверие, уважение.

Отличительные признаки сотрудничества:

Уважительное отношение к партнёру, готовность выслушать и понять их

чувства и желания;

Оценка своей позиции в качестве важной, но не единственно возможной;

Стремление регулировать своё поведение в сторону большей корректности;

Забота о сохранении отношений, несмотря на имеющиеся разногласия;

Акцентирование внимания на этапе разрешения конфликта;

Готовность принести извинения;

Стремление действовать разумно и осознанно;

Поэтапность, последовательность в достижении целей.

Из всех стилей сотрудничество наиболее универсально. Оно подходит как для

одноуровневого (горизонтального) общения, так и для разрешения конфликтов в

вертикальных структурах (между руководителями и подчинёнными, учащимися и

педагогами), однако её использованию может противостоять ряд личностных

качеств и установок (высокомерие и самомнение, подозрительность, установка

на лидерство). Личностная зрелость, уважительное отношение к людям,

ответственность способствуют применению этого стиля на практике.

Приведём пример. Конфликт произошёл между руководителем частного

предприятия и одним из его подчинённых по поводу задержки отчёта последним.

Давайте послушаем их:

Итак, Иван Петрович, потрудитесь объяснить причину задержки отчёта. Я

Вас предупреждал уже десять раз о том, что он необходим мне именно

сегодня в десять!

Лев Карлович, позвольте, но…

Я позволю Вам лишиться премии! И работы, если это будет повторяться!

Прошу Вас, выслушайте меня.

- …Хорошо.

Лев Карлович. Вы, конечно, в курсе, что мы живём в век компьютерных

технологий.

И что я неоднократно обращался к Вам с жалобами на наше программное

обеспечение.

Так вот. В офисный компьютер проник неизвестный вирус, который

уничтожил все мои файлы, включая отчет.

М-да… Почему вовремя не сообщили? Впрочем, Вы правы… Я разберусь. Что

за вирус?

- «Бяша»… Там… Овца бегает… и, простите, гадит на файлы.

ХА-ХА-ХА!

Нужно признать, что Иван Петрович с честью вышел из конфликтной ситуации,

заключив с шефом договорённость о том, что впредь будет своевременно

извещать его о неполадках.

Сотрудничество приемлемо, когда:

*необходимо найти решение проблемы, и при этом разные позиции настолько

важны, что компромисс недопустим

*нужно полностью использовать весь творческий потенциал сотрудников

*необходимо обеспечить приверженность какой-либо общей цели

*нужно преодолеть негативные эмоции, возникшее в опыте общения

Компромисс.

Этот стиль заключается в стремлении преодолеть противоречие за счёт

частичных уступок одной стороны в ответ на взаимные уступки другой.

Поведение людей, прибегающих к его помощи, характеризуется такими

особенностями:

Осмысленностью шагов, предпринимаемых на протяжении исхода конфликта;

Готовностью много раз менять решение, если другая сторона не

соглашается с ним;

Заботой о том, чтобы уступки каждой стороны были равноценны;

Призванием посредников;

Применением убеждения ради нахождения точек общего решения, выработки

единой позиции;

Готовностью выслушать претензии противоположной стороны;

Заботой о сохранности взаимоотношений с партнёром в дальнейшем.

Компромисс не снимает напряжённости до конца, т. к. исходное противоречие

сохраняется, но создаётся возможность для урегулирования отношений в

дальнейшем. Особенно эффективен при разрешении сложных социальных

конфликтов. Значительно реже используется в межличностной сфере и

практически никогда детьми.

Компромисс можно проиллюстрировать на примере знаменитого судебного

процесса в США, когда ассоциация инвалидов по зрению (слепые) предъявили

иск по поводу того, что их права ущемляются в пользу инвалидов, прикованных

к коляске. И ущемляются следующим образом: на тротуарах улиц славной

Америки обязательно делают спуски, для того, чтобы не приходилось с

инвалидной коляской прыгать с бордюра. А для слепых, между прочим, этот

бордюр – главный ориентир при переходе через улицу. А когда слепой двигает

палочкой перед собой, палочка о бордюр не ударяется и слепой думает, что

там прямая дорожка. (Или яма. Или кому что покажется.) Дело разбирали очень

долго, очень долго посредники-адвокаты искали компромисс, чтобы не ущемлять

права ни тех, ни других граждан свободной страны. И нашли его – теперь на

этих скатах делают специальные насечки, чтобы палочкой можно было об них

удариться и понять, что это такое. (Только теперь, говорят, инвалидов на

колясках на этих скатах трясти стало…)

Компромисс приемлем, когда

*цели важны, но все же не стоят того, чтобы прибегать к жестким мерам для

их достижения

*оппоненты имеют одинаковую силу, но стремятся достичь важных целей

*придти к временному соглашению по важным вопросам

*принят приемлемое решение при недостатке времени

*когда нужно сделать “шаг назад”, если сотрудничество и конкуренция не

помогают достичь целей

Приспособление.

Приспособление предполагает, что одна из конфликтующих сторон целиком

оказывается зависима от другой. Ради сохранения уже сложившихся отношений

человек готов жертвовать своими интересами, замалчивать существующие

проблемы, постоянно идти на уступки. Доминирование стиля приспособления

приводит к тому, что человек позволяет другим «ездить на себе».

Конфликты с использованием этого стиля могут характеризоваться:

Низкой динамичностью;

Отсутствием внешнего противоборства, попыток защитить свои интересы;

Установкой на безоговорочное признание вины;

Страх потерять расположение, любовь, дружбу;

Социальная или экономическая зависимость;

Использование приёмов шантажа со стороны одного партнёра и боязнь быть

разоблачённым со стороны другого.

Рассмотрим этот стиль на примере молодой пары: Илья (19 лет) и Лика (16

лет.) Они не женаты. Илья очень долго добивался Ликиного расположения и,

наконец, достигнув цели, был очень счастлив. Целые четыре дня. Потом Лика

начала капризничать, привередничать и посматривать на других молодых людей.

Лика, давай побудем сегодня вдвоём.

Не хочу. Хочу с ребятами на пикник.

Пожалуйста, перестань капризничать.

Я вообще могу уйти. Меня Славка на пикник отвезёт.

Какой Славка?

Как ты со мной обращаешься?

Как хочу. Не нравится – гуд бай!

Ладно… Едем на твой пикник.

Приспособление приемлемо, когда

*есть необходимость прислушаться к иной точке зрения, показать гибкость

*предмет разногласий важнее для других

*надо завоевать доверие и обеспечить прочную позицию на будущее

*целесообразно минимизировать потери при слабой позиции

*важны гармония и стабильность отношений

Избегание, или уход.

Об избегании можно говорить в том случае, если человек старательно

уклоняется от всякого обострения отношений, споров, меняя при этом

обсуждаемую тему или удаляясь из ситуации. Он не поддаётся ни на какие

провокации и проявляет изобретательность в разрядке напряжённых отношений.

Таким образом, проблема остаётся неразрешённой, остаётся вероятность

возобновления конфликта.

Уход предполагает наличие:

Несовпадающих взглядов и стремлений участников, их разный

эмоциональный настрой;

Противоположности интересов и целей;

Действий, направленных на быстрое свёртывание конфликта;

Стремление к разрядке напряжённости;

Слабой эмоциональной вовлечённости в проблему одной из сторон.

Пример. Мать и сын завтракают. Мать:

Алёша, я вот вчера в окно опять видела, что ты с сигаретой шёл… Ну ты

же обещал бросить!

Ма, не сейчас, ладно?

Ну а когда я ещё тебя увижу? Всё гуляешь. Ты мне три месяца назад

обещал, что бросишь.

Да брошу, брошу. Всё.

Да, наобещаешь опять, а чуть за порог – и задымишь.

Сын (тихо):

Блин, что за привычка с утра по ушам ездить?

Я говорю, пока, мам, я в институт!

Избегание приемлемо, когда

*предмет разногласий несущественен. и есть другие более важные дела

*отсутствует возможность удовлетворить собственные интересы

*вероятность разрушить отношения больше, чем улучшить их

*надо дать людям успокоиться, отойти от переживаний

*другие могут решить конфликт более эффективно

*перед принятием конкретных действий необходимо собрать информацию

Заключение.

Итак, мы рассмотрели пять стилей взаимодействия в конфликте. Каждый человек

использует различные стили, что не исключает наличия излюбленных,

предпочитаемых, доминирующих. Знание особенностей каждого из них позволяет

сделать правильный выбор, подняться над ситуацией и управлять ею.

Список используемой литературы

1. Аграшенков А. В. Психология на каждый день. Советы,

2. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск:

Наука. Сиб. отд-ние, 1989.

3. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… - Ярославль: Академия

развития: Академия Холдинг, 2001.

4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону.

Издательство «Феникс», 1996.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги