Расходы на содержание складского помещения. Логистические затраты и их отражение в учете

Бюджет складирования содержит информацию о финансово-экономических показателях, характеризующих эффективность бизнес-процесса "Складирование" и предназначен для управления финансово-экономической эффективностью складской логистики компании.

Бюджет складирования может содержать, например, следующие группы показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса "Складирование":

  • общая сумма затрат на складирование;
  • грузооборот склада;
  • коэффициент напряженности работы склада;
  • коэффициент использования площади склада;
  • сумма сверхнормативных потерь при хранении;
  • производительность труда;
  • себестоимость обработки 1 места.

    С помощью данных показателей содержащихся в бюджете складирования можно управлять и самим бизнес-процессом "Складирование".

    Cкладская логистика в последнее время становится одним из узких мест для многих растущих компаний. И в этой области деятельности могут скрываться значительные резервы роста эффективности работы компании, особенно если речь идет о торговых организациях. Ведь в торговых компаниях, в отличие от производственных, существенную долю затрат составляют затраты на закупку товаров и складскую логистику.

    Если компания уже более-менее оптимизировала свою работу в части снижения закупочных цен, то единственным направлением работы, которое может внести существенный вклад в совершенствование деятельности и улучшение финансово-экономического состояния компании за счет снижения затрат, как раз является логистика и складская логистика, в частности.

    Регламент бюджетирования складирования (складских расходов)

    При выстраивании бюджетирования складской логистики очень важно обращать внимание на обеспечение контроля затратных и временных показателей. Причем может быть даже и так, что временные показатели окажутся более важными, чем стоимостные. То есть, например, очень важным показателем может быть время обработки грузов на складе, время отгрузки товара покупателю и т.д. Для некоторых видов бизнеса сроки отгрузки могут быть одним из существенных факторов успеха.

    При выстраивании регламента бюджетирования складирования нужно обратить внимание на границы данного бизнес-процесса. То есть по каждому из бизнес-процессов компании должно быть понятно с чего он начинается и чем заканчивает и в какой момент времени ответственность от одного подразделения переходит к другому. На таких стыках бизнес-процессов могут возникать проблемы, которые будут приводить к ухудшению показателей бизнес-процессов, а в следствие этого и финансово-экономических показателей компании в целом.

    В одной розничной сети, к примеру, из-за этого возникала следующая проблема. Время доставки товара от поставщика до торговых точек было очень существенным фактором, влияющим на объем продаж. Продукция от поставщиков сначала поступала на распределительный центр для учета и подготовки к отгрузке на торговые точки. Офис и склад у компании находился на 4 этаже.

    Когда компания подбирала себе офис, допустила ошибку. Естественно, что, просматривая варианты офисного помещения, всегда обращали внимание есть ли грузовой лифт, если офис сдавался не на первом этаже. Как потом оказалось, нужно было у арендодателей спрашивать не только о наличие лифта, но и о том работает он или нет.

    В итоге был найден офис, который подходил по всем параметрам и был достаточно недорогим. Там был большой грузовой лифт, но он не работал, точнее говоря работа, но часто ломался. Арендодатели, когда сдавали это помещение всем честно говорили о том, что в здании есть большой грузовой лифт. О том что он часто ломался и не работал они не говорили потому что никто не спрашивал.

    Арендодатель делал так, что при осмотре офиса лифт работал. Компания уже потом сообразила, что нужно было зайти к другим арендаторам и расспросить что тут и как. Так вот поскольку лифт часто ломался это приводило к тому, что водители компании, доставляющие продукцию на склад и со склада на торговые точки, отказывались выполнять функции грузчиков.

    Сотрудники распределительного центра также говорили, что они работают с тем, что доставлено на склад. Из-за таких споров часто возникали задержки с доставкой товаров на торговые точки и компания теряла на этом прибыль. Можно было в принципе увеличить заработную плату водителям или сотрудникам распределительного центра, чтобы они этот потерянный "хвостик" бизнес-процесса закрыли. Но в компании были установлены ограничения по заработной плате, так же как и по другим статьям постоянных расходов.

    То есть действующие на тот момент элементы системы бюджетирования такое решение не пропустили. Компания попыталась добиться от арендодателя, чтобы он сделал капитальный ремонт лифта. На такое предложение от арендодателя был получен ответ о том, что у них в этом году тоже стали внедрять систему бюджетирования и такие затраты у них не предусмотрены.

    Можно было конечно офис сменить, но в итоге было принято решение скинуться с остальными заинтересованными арендаторами и сделать капитальный ремонт лифта самостоятельно. По расчетам данное решение с единовременными затратами было выгоднее, чем увеличение ежемесячных затрат на оплату труда. К тому же при данном решении такой важный показатель как время доставки товара уменьшался, что положительно влияло на выручку и прибыль компании.

    Пример регламента бюджетирования складирования (складских расходов)

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования складирования (складских затрат) на фазе планирования (см. Рис. 1 ):
  • планирование ФОТ сотрудников складов;
  • планирование административно-хозяйственных расходов складов;
  • планирование затрат на содержание складских помещений;
  • планирование затрат на погрузочно-разгрузочные работы;
  • формирование бюджета складирования;
  • согласование и корректировка бюджета складирования;
  • предварительное утверждение бюджета складирования.

    Рис.1. Пример регламента бюджетирования складирования (складских расходов) (на фазе планирования)

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования складирования (складских расходов) на фазе учета, контроля и анализа (см. Рис. 2 ):

  • сбор данных для фактического бюджета складирования;
  • формирование фактического бюджета складирования;
  • анализ исполнения бюджета складирования;
  • согласование и утверждение результатов анализа бюджета складирования.

    Рис. 2. Пример регламента бюджетирования складирования (складских расходов) (на фазе учета, контроля и анализа)

    Модель бюджета складирования (складских расходов)

    Для планирования затрат на складирование можно использовать несколько подходов. Более простой подход заключается в том, что по каждой крупной статье затрат на складирование на основе обработки статистической информации определяются значения затрат на плановый период. То есть речь идет о таком подходе, как планирование от факта. С одной стороны, он довольно простой, но, с другой стороны, он может оказаться очень неточным.

    Более сложный и точный подход заключается в том, что все статьи затрат на складирование разбиваются на переменные и постоянные. Для планирования постоянных затрат составляются четкие планы мероприятий с привязкой их к затратам, выплатам и активам.

    Для планирования переменных затрат опять-таки можно использовать несколько различных вариантов. Например, можно получить линейную зависимость этих статей затрат от объемных показателей на основе обработки статистической информации за прошлые периоды. А можно, по аналогии с транспортными затратами, ввести внутренние (трансфертные) цены на услуги складской системы компании.

    То есть можно ввести стоимость обработки одного места на складе, стоимость хранения и т.д. В таком случае переменные затраты на складирование можно более четко привязывать к объемным показателям, от которых на самом деле зависят эти статьи затрат.

    Но при этом, конечно же, усложнится система управленческого учета . Зато увеличится точность планирования и возрастет качество выполнения такой функции, как план-фактный анализ исполнения бюджета складирования, что, естественно, скажется на увеличении степени управляемости финансово-экономическим состоянием компании.

    Пример модели бюджета складирования (складских расходов)

    В таблице 1 представлен пример бюджета затрат на складирование и хранение для торговой компании, занимающейся реализацией кофейных аппаратов и картриджей с продуктами (кофе, супы). В данном бюджете, также как и бюджетах, составленных по остальным бизнес-процессам этой компании, выделяется текущая и инвестиционная часть затрат. Основными статьями текущих затрат являются: заработная плата кладовщиков, аренда складского помещения и амортизация основных средств склада. Таблица 1. Пример бюджета складирования (затраты на складирование и хранение)
    Статьи затрат полгода 1-й мес. 2-й мес. 3-й мес. 4-й мес. 5-й мес. 6-й мес.
    Текущие затраты 21 668 1 448 1 977 2 582 3 664 5 154 6 843
    Заработная плата кладовщиков 20 442 1 398 1 849 2 425 3 429 4 875 6 466
    Постоянная часть 12 600 900 1 200 1 500 2 100 3 000 3 900
    количество кладовщиков 42 3 4 5 7 10 13
    грузооборот склада 78 416 4 976 6 492 9 254 13 286 18 747 25 661
    норматив управляемости грузооборотом, шт. 2 000 2 000 2 000 2 000 2 000 2 000
    оклад одного кладовщика 300 300 300 300 300 300
    Переменная часть (премия) 7 842 498 649 925 1 329 1 875 2 566
    грузооборот склада 78 416 4 976 6 492 9 254 13 286 18 747 25 661
    премия за обработку единицы товара 0,10 0,10 0,10 0,10 0,10 0,10
    Аренда складского помещения 663 50 63 88 125 150 188
    площадь, кв. м. 4 5 7 10 12 15
    остатки товаров
    аппараты 9 21 35 49 66 81
    продукты 613 919 1 377 1 965 2 734 3 628
    аксессуары 504 779 1 171 1 661 2 298 3 016
    площадь, занимаемая упаковками товаров, кв. м.
    аппараты 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24
    продукты 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02
    аксессуары 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02
    плотность размещения товаров
    аппараты 3 3 3 3 3 3
    продукты 20 20 20 20 20 20
    аксессуары 50 50 50 50 50 50
    стоимость аренды 1 кв. м. в год 150 150 150 150 150 150
    коэффициент эффективного использования площади склада 50% 60% 70% 70% 80% 80%
    Амортизация основных средств склада 564 0 66 69 111 129 189
    Компьютер 146 29 29 29 29 29
    42 8 8 8 8 8
    Телефон 8 2 2 2 2 2
    Стеллажи для товаров 160 10 13 30 40 67
    Тележки 208 17 17 42 50 83
    Потери продуктов при хранении 1 348 74 110 165 236 328 435
    % потерь 2% 2% 2% 2% 2% 2%
    стоимость хранимых продуктов 3 678 5 514 8 262 11 790 16 404 21 768
    Инвестиционные затраты 940 940 0 0 0 0 0
    Приобретение основных средств 940 940 0 0 0 0 0
    Компьютеры 700 700
    Рабочее место (стол, стул, тумбочка) 200 200
    Телефоны 40 40
    Стеллажи для товаров 2 160 240 80 400 240 640 560
    кол-во закупаемых стеллажей 27 3 1 5 3 8 7
    вместимость стеллажа (кол-во продуктов) 250 250 250 250 250 250
    остатки продуктов 613 919 1 377 1 965 2 734 3 628
    цена стеллажа 80 80 80 80 80 80
    Тележки 2 600 400 0 600 200 800 600
    кол-во закупаемых тележек 13 2 0 3 1 4 3
    грузооборот склада 78 416 4 976 6 492 9 254 13 286 18 747 25 661
    средний объем перевозок на одной тележке 4 000 4 000 4 000 4 000 4 000 4 000
    цена тележки 200 200 200 200 200 200
    Итого затраты на складирование и хранение 22 608 2 388 1 977 2 582 3 664 5 154 6 843

    Заработная плата кладовщиков состоит из постоянной и переменной части. Постоянная часть рассчитывается путем умножения количества работающих кладовщиков на размер оклада. Для того чтобы определить количество кладовщиков, в данном бюджете используется следующая модель. Вводится норматив управляемости грузооборотом.

    Понятно, что при увеличении грузопотока через склад требуется и увеличение кладовщиков. Грузооборот склада планируется на основе данных о продажах, закупках и остатках товаров. Используя данные о грузообороте склада и нормативе управляемости, рассчитывается требуемое количество кладовщиков. Для этого грузооборот склада делится на норматив, и полученное число округляется в большую сторону.

    Переменная часть заработной платы опять-таки зависит от грузооборота. В компании введена премия за обработку единицы товара, прошедшего через склад. Таким образом, переменная часть оплаты труда кладовщиков определяется путем умножения значения грузооборота на премию за обработку единицы товара.

    Кстати, очевидно, что для расчета переменной части оплаты труда не нужно знать информацию о количестве кладовщиков. Поэтому, если бы у кладовщиков была бы только переменная часть, то не пришлось бы вводить и норматив управляемости грузооборотом. Хотя все равно нужно знать количество сотрудников, т.к. от этого могут зависеть и другие бюджетные показатели.

    Затраты на аренду складского помещения планируются следующим образом. Площадь помещения умножается на стоимость аренды 1 кв. м. в год и делится на коэффициент эффективного использования площади склада. Очевидно, что на складе должно быть свободное место, чтобы можно было катать тележки с товарами, расставлять товар и т.д. Поэтому 100% заполнения площади склада добиться невозможно.

    В представленном примере предполагается, что со временем данный коэффициент будет увеличиваться. Это вполне логично объясняется тем, что при увеличении площади склада место, необходимое кладовщикам, растет не прямо пропорционально росту площади. Темпы роста такого рабочего пространства гораздо ниже. Поэтому в модели запланировано, что в течение полугода коэффициент эффективного использования площади склада увеличиться с 50% до 80%.

    Для расчета требуемой площади склада в данном примере бюджета складирования и хранения используется следующая методика (см. Табл. 1 ). Товарные остатки умножаются на площадь, которая необходима для их размещения в соответствии с условиями хранения. Естественно, что товары будут размещаться на складе, так сказать, не в один слой. Поэтому полученная величина делиться на плотность размещения товаров. А эта плотность размещения определяется размерами стеллажей, с учетом требований по хранению товаров.

    Полученный результат округляется в сторону увеличения, и таким образом получается расчетная площадь склада. Конечно же, модель можно было усложнить, поскольку в реальности может не оказаться складского помещения с требуемым метражом, и поэтому придется брать в аренду немного большее помещение. Кроме того, если компания заранее планирует такое динамичное развитие, то может быть окажется более выгодным сразу снять большое помещение.

    К тому же, если каждый раз искать новое помещение, это может привести к дополнительным затратам времени (если компания ищет сама) или денег (если компания привлекает агентов). Но в данном случае было принято решение не усложнять модель, поскольку конкретно у руководства этой компании были неплохие отношения с арендодателем, поэтому он мог, действительно, "нарезать" сдаваемые им складские помещения чуть ли не по метрам.

    Последняя статья текущих затрат в данном примере бюджета – амортизация основных средств склада. Она рассчитывалась на основе информации о планируемом приобретении основных средств. Для расчета амортизации использовались данные о стоимости основных средств, периоде их приобретения и ввода в эксплуатацию, а также о сроке полезного использования. Считалось, что основные средства вводятся в эксплуатацию в том же месяце, когда они были приобретены.

    Инвестиционные затраты представленного примера бюджета затрат на складирование и хранение состоят как раз только из затрат на приобретение основных средств. При планировании бизнес-процесса "Складирование и хранение" было принято решение о том, что для эффективной работы склада необходимы следующие основные средства: компьютер, рабочее место, на котором можно было бы работать на компьютере, телефон, стеллажи для товаров и тележки для их транспортировки.

    Было решено, что будет достаточно одного компьютера и одного оборудованного рабочего места с телефоном. Их планировалось приобрести в первом месяце. А вот что касается тележек и стеллажей, то для планирования количества их закупок использовалась динамическая модель. Объем требуемых стеллажей привязывался к товарным остаткам и вместимости стеллажей. То есть количество требуемых стеллажей рассчитывалось путем деления товарных остатков на вместимость.

    Полученное число округлялось в большую сторону. Количество требуемых тележек рассчитывалось на основе плановых данных о грузообороте склада и среднего объема "перевозок" на одной тележке. То есть грузооборот делился на объем перевозок, и полученное число округлялось в большую сторону.

    Естественно, что для планирования затрат нужно было применять не только модель расчета количественной составляющей, но также определить и ценовой фактор. В данном примере модели использовалось предположение о том, что цены расти не будут. Хотя для некоторых статей затрат это может оказаться довольно смелым предположением.

    Например, если речь идет о цене на аренду помещения, то полгода может оказаться достаточно большим сроком для того, чтобы стоимость изменилась (естественно, в большую сторону). Но в данном примере решили пренебречь таким потенциальным влиянием на затраты стоимостного фактора.

    Примечание : более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме

  • МДС 81-35.2004

    4.64. В заготовительно-складские расходы относятся затраты, связанные с размещением заказов на поставку, приемкой, учетом, хранением оборудования на складе, ревизией и подготовкой его к монтажу, а также передачей его в монтаж. Они учитываются в составе сметной стоимости оборудования. Размер заготовительно-складских расходов может определяться отдельным расчетом.

    МДС 81-2.99

    3.3.1. Сметная цена на материал формируется на основе следующих ее составляющих элементов:
    -отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
    -наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
    -таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);
    -стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ — в составе -единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы);
    заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.

    3.3.12. Заготовительно-складские расходы определяются на основании расчетов, исходя из сложившихся в регионе условий. По стройкам, финансируемым из федерального бюджета, они принимаются по нормам СНиП 4.04-91 в процентах от стоимости материалов, в том числе:

    По строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) — 2 %;

    По металлическим строительным конструкциям — 0,75 %;

    По оборудованию — 1,2 %.

    МДС 81-36.2004

    1.7. В ФЕР учтены:
    — сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции — по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (включают средние сложившиеся отпускные цены и транспортные затраты в размере до 13 % от отпускных цен, учитывающих доставку от франко-склада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, включая заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения);

    Складские операции

    Складские операции – разгрузка и погрузка транспорта, приемка груза по количеству и качеству, размещение на местах хранения, хранение, перемещение груза на складе, отборка груза с мест хранения, комплектование, упаковка и маркировка, оформление документов, отправка грузов потребителям, учет и инвентаризация запасов.

    Разгрузка - логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза. Погрузка - логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентиро­вании и укладке груза в транспортное средство.

    Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного сред­ства, а также от вида используемых средств механизации.

    Следующей, существенной с точки зрения совокупного логистического процесса, операцией является приемка поступивших грузов по количеству и по качеству.

    В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это дает возможность скорректировать информационный поток. Проведение приемки на всех этапах движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя позволяет постоянно актуализировать информацию о его количественном и качественном составе.

    На складе принятый по количеству и качеству груз переме­щается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться в стеллажах или в штабелях.

    Следующая операция - отборка товаров из мест храпения может производиться двумя основными способами:

    Отборка целого грузового пакета:

    Отборка части пакета без снятия поддона.

    Логистические затраты на складскую деятельность (затра­ты на хранение) - это затраты, связанные с обеспечением со­хранности продукции. Затраты на хранение являются дополни­тельными затратами, вызванными продолжением процесса про­изводства в сфере обращения, т.е. носят производительный ха­рактер. В затраты на хранение входят:

    Затраты на содержание складов;

    Зарплата складского персонала;

    Недостача продукции в пределах естественной убыли;

    Административно-управленческие и другие расходы.

    Складские затраты определяют по сумме затрат на органи­зацию хранения продукции и сумме накладных расходов.

    Задачи минимизации складских затрат:

    Определение оптимального числа ступеней складирова­ния;

    Определение оптимального числа складов на каждой сту­пени;

    Определение местоположения складов, обеспечивающе­го минимальные общие затраты;

    Нахождение рационального распределения мест поставки.

    Затраты, необходимые для эксплуатации складов, вклю­чают в себя: затраты на планирование загрузки и работы персо­нала склада; расходы на ввод склада в эксплуатацию и на его апробацию; годовые расходы на межскладские перемещения; денежные расходы, списываемые на издержки; затраты на необ­ходимые начальные запасы продукции.

    Доходы складов определяют исходя из действующих ста­вок сборов, устанавливаемых по видам продукции за тонно-сутки хранения.

    Затраты хранения связаны с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными затратами, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса. В затраты хранения входят:

    · затраты по содержанию складов;

    · заработная плата складского персонала;

    · недостача продукции в пределах норм естественной убыли;

    · административно-управленческие и другие расходы. Складские затраты определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.

    Задачи минимизации складских затрат:

    · определение оптимального числа ступеней складирования;

    · определение оптимального числа складов на каждой ступени;

    · установление местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;

    · нахождение рационального распределения мест поставки.

    Перечень затрат, необходимых для эксплуатации склада:

    1. затраты на планирование загрузки и работы персонала склада;

    2. расходы на ввод в эксплуатацию и апробацию;

    3. годовые расходы на межскладские перемещения;

    4. денежные расходы, списываемые на издержки;

    5. затраты на необходимые начальные запасы продукции.

    Затраты на транспортировку

    Это затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до местонахождения покупателей; являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Транспортные затраты включают в себя оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.

    Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю:

    1. расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);

    2. расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;

    3. оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;

    4. оплата тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;

    5. оплата стоимости транспортировки продукции международным транспортом;

    6. оплата страхования груза при доставке;



    7. оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;

    8. расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;

    9. расходы по выгрузке груза в пункте назначения;

    10. расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.

    Основные направления снижения затрат на перевозки:

    · снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах;

    · снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;

    · уменьшение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;

    · повышение производительности труда.

    Затраты по завозу продукции включают в себя:

    · оплату тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на торговые предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза;

    · сборы транспортных предприятий на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);



    · оплату транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;

    · затраты на содержание собственного транспорта.

    К затратам по отправке продукции относятся:

    · расходы по оборудованию транспортных средств;

    · издержки по переадресовке грузов;

    · сборы транспортных организаций;

    · расходы по оплате счетов сторонних организаций;

    · расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли.

    Себестоимость перевозок - выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта.

    Себестоимость перевозки 1 т груза складывается из затрат:

    1. на погрузку- разгрузку;

    2. транспортирование;

    3. ремонт и содержание автомобильных дорог;

    4. организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;

    5. складское хранение груза;

    6. подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.

    Рассмотренные и многие другие виды затрат формируют себестоимость изделия.

    Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, а также другие затраты на производство и реализацию продукции.

    1. сырье и материалы;

    2. покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

    3. возвратные отходы (вычитаются);

    4. топливо и энергия на технологические цели;

    5. основная заработная плата производственных рабочих;

    6. дополнительная заработная плата производственных рабочих;

    7. налоги и отчисления в бюджет, сборы и отчисления местным органам власти;

    8. износ инструментов и приспособлений целевого назначения;

    9. общепроизводственные расходы;

    10. общехозяйственные расходы;

    11. потери от брака;

    12. коммерческие расходы.

    Себестоимость продукции является одним из факторов формирования прибыли. Между величиной прибыли и себестоимостью существует обратная функциональная зависимость. При росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка, рентабельность продаж снижается, и наоборот. Себестоимость реализованной продукции не равна себестоимости продукции произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будут реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, то можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится. Этапы анализа себестоимости:

    1. сопоставление затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации;

    2. оценка эффективности использования каждого вида ресурсов;

    3. анализ затрат на 1 руб. произведенной (реализованной) продукции;

    4. анализ выручки на 1 руб. вложенных средств.

    Эти показатели обеспечивают наглядную связь с прибылью – повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля вложенных средств, и наоборот.

    Достоинство этих показателей состоит в том, что они универсальны – их можно использовать в любой отрасли и охватывать как всю продукцию, так и отдельные ее виды.

    Недостаток показателей – на них может оказывать влияние множество факторов как субъективного, так и объективного характера, т. е. не зависящих от качества работы предприятия.

    Для снижения себестоимости на предприятиях проводится анализ затрат. При этом используют различные методы:

    1. стратегический анализ - сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с другим, занимающимся аналогичным видом деятельности;

    2. функционально-стоимостный анализ - метод, основанный на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

    Принципы контроля над логистическими затратами: 1) усилия концентрируются на контроле затрат в местах их возникновения;

    3. данные по разным видам затрат обрабатываются по- разному;

    4. эффективным путем к сокращению затрат является сокращение видов деятельности (процедур, работ, операций). Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно было делать вовсе;

    5. деятельность предприятия должна оцениваться в целом. Для экономической оценки бизнеса нужно иметь представление о том, как снижение затрат в одной области повлияет на производительность в другой;

    6. недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявить механизм их образования и влияние внешних факторов.

    Способы снижения уровня логистических затрат:

    1. проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых скидок;

    2. поиск более дешевых заменителей ресурсов;

    3. выявление путем анализа и пересмотра цепи поставок тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, и их исключение;

    4. компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;

    5. улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. Например, координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;

    6. проведение регулярного внутреннего аудита с последующим выявлением резервов для улучшения использования ресурсов предприятия;

    7. обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок путем привлечения инвестиций в бизнес;

    8. повышение уровня подготовки сотрудников путем участия в тренингах, курсах повышения квалификации, проведение аттестаций;

    9. использование прогрессивных методов оплаты труда (премирование за достижение и перевыполнение плановых показателей);

    10. оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров).

    Проектная организация по заданию Заказчика (бюджетное строительство) составляет проектную документацию на строительство промышленного объекта по сметно-нормативной базе 2017 года и с использованием новых Методик. Возникли разногласия по определению заготовительно-складских расходов на оборудование.

    Мы применили 1,5 %, а Заказчик требует 1,2 %, как было раньше. Кто из нас прав?

    Ответ

    Обращаем внимание на то, что ранее, согласно п. 3.3.1. и 3.3.12 «Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений» - (и п. 4.24. и 4.64. ), заготовительно-складские расходы принимались в процентах от стоимости материалов, изделий и конструкций, а также оборудования с учетом транспортных расходов (франко-транспортное средство на приобъектном складе строительной площадки), так как сметная цена на материалы формировалась из следующих элементов:

    • отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
    • наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
    • таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);
    • стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ - в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы);
    • заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.

    Размеры заготовительно-складских расходов были определены п. 3.3.12 :

    «3.3.12. Заготовительно-складские расходы определяются на основании расчетов, исходя из сложившихся в регионе условий. По стройкам, финансируемым из федерального бюджета, они принимаются по нормам СНиП 4-91 в процентах от стоимости материалов, в том числе:

    • по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) - 2%;
    • по металлическим строительным конструкциям - 0,75 %;
    • по оборудованию - 1,2 %.».

    В настоящий момент приказом Минстроя от 20.12.2016 № утверждена «Методика определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства». В утвержденной Методике нет прямого указания, взамен какой существующей Методики она вводится, но можно предположить, что взамен .

    В п.п. 4.1 и 4.13 Методики изменено понятие «сметной» цены и определения заготовительно-складских расходов:

    «4.1. Отпускные цены (цены реализации) материальных ресурсов отечественного производства включают в себя стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии таковых), стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования), затраты на погрузку продукции на транспортные средства у склада производителя.

    4.13. Сметные цены, сформированные в порядке, предусмотренном настоящим разделом, не учитывают транспортные расходы по доставке материальных ресурсов от производителей (поставщиков) до приобъектного склада строительной площадки и заготовительно-складские расходы. Транспортные и заготовительно-складские расходы определяются при составлении сметной документации в порядке, установленном в Методике применения сметных цен строительных ресурсов.».

    Более конкретно об учете транспортных затрат и заготовительно-складских расходов сказано в п. 6.4.5 «Методики применения сметных цен строительных ресурсов», утвержденной приказом Минстроя от 08.02.2017 № :

    «6.4.5. Стоимость материальных ресурсов, учитывающая затраты по доставке на приобъектный склад, определяется в соответствии с формулой (6.1):

    З = (СЦ * ЗСР + Т1) + (СЦ * ЗСР + Т2) / 2

    где: 3 - стоимость материального ресурса, руб.;

    СЦ - сметная цена строительного ресурса - сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и опубликованная в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, руб.;

    Т1, Т2 - стоимость перевозки материального ресурса, руб.;

    ЗСР - заготовительно-складские расходы, руб*.

    Показатель ЗСР дифференцируется по следующим видам материальных ресурсов:

    • строительные материалы (за исключением металлических конструкций) - 2%;
    • металлические строительные конструкции - 0,75%;
    • оборудование -1,5%.».

    Таким образом, заготовительно-складские расходы по приведенной формуле начисляются на сметную (вернее - на отпускную) цену материалов. До настоящего момента Минстрой отказывается вносить изменения в порядок начисления заготовительно-складских расходов.

    Главгосэкспертиза своим письмом от 24.10.2017 № 01-01-17/7342-ИЛ (приведено ниже) сообщила, что 1,5% - это опечатка (т.е. размер заготовительно-складских расходов по оборудованию должен быть по старому - 1,2% согласно п. 4.64 или п. 3.3.12 ).

    ПИСЬМО
    Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России»)
    от 24.10.2017 № 01-01-17/7342-ИЛ

    ФАУ «Главгосэкспертиза России» сообщает следующее.

    При составлении сметной документации с использованием федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве ФССЦ 81-01-2001 следует руководствоваться общими положениями к ним.

    Согласно пункту 5 Общих положений ФССЦ 81-01-2001 заготовительно-складские расходы приняты в процентах от стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования франко-приобъектный склад в размере:

    • по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлических строительных конструкций) - 2%;
    • по металлическим строительным конструкциям - 0,75%;
    • по оборудованию - 1,2%.

    Положения Методики применения сметных цен строительных ресурсов (далее - Методика), утвержденной приказом Минстроя России от 08.02.2017 № , распространяются на сметные цены, определенные в соответствии с:

    • Методикой определения сметных цен на затраты труда, утвержденной приказом Минстроя России от 20.12.2016 № ;
    • Методикой определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, утвержденной приказом Минстроя России от 20.12.2016 № ;
    • Методикой сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 20.12.2016 № .
    В показателе заготовительно-складских расходов по оборудованию, указанному в пункте 6.4.5 Методики в размере 1,5 %, допущена опечатка. Корректировка указанного документа планируется до конца 2017 года.

    Первый заместитель
    начальника Учреждения по ценообразованию
    И.Н. Лищенко

    * Должны быть %, а не рубли (примечание редакции).

    airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги