Управление логистическими процессами в цепях поставок. Управление поставками Менеджмент профиль логистика и управление цепями поставок

Как организовать эффективное логистическое управление цепями поставок

Чтобы успешно работать на высоконкурентном рынке, торговым, производственным и транспортно-логистическим компаниям нужно поддерживать высокое качество товаров и услуг, обеспечивать точность поставок, быстро реагировать на меняющиеся потребности клиентов и сохранять оптимальный уровень затрат.

Успешность решения этих задач напрямую зависит от качества организации управления цепями поставок (Supply Chain Management) на всем цикле товародвижения – от закупки сырья и производства готовой продукции до доставки товара конечному покупателю. Вопрос транспортной логистики в этом процессе играет одну из первостепенных ролей.

В этой статье мы поговорим о том, как организовать оперативное с помощью «1С:TMS Логистика.Управление перевозками» – системы для комплексной автоматизации транспортно-логистических процессов.

Управление цепочками поставок в 1С:TMS

«1С:TMS Логистика.Управление перевозками» (1С:TMS) решает одну из ключевых задач управления цепями поставок предприятий – автоматизирует доставку материальных предметов и услуг от источника производства конечному покупателю.

Система подходит как для управления международными цепями поставок, так и для организации междугородних и внутригородских перевозок.

Возможности 1С:TMS для логистического управления поставками

1С:TMS имеет модульную структуру. Каждый модуль автоматизирует определенный вид задач управления поставками товаров: планирование перевозок, управление работой мобильного персонала, спутниковый мониторинг работы транспорта, управление имуществом автопарка.

Вместе эти модули охватывают весь комплекс процессов логистического управления перевозками в цепи поставок:

· Оформление заданий на перевозку;

· Расчет предварительной стоимости транспортных услуг;

· Формирование рейсов и составление оптимальных маршрутов;

· Выписка путевых листов;

· Оперативное управление работой удаленных сотрудников (водителей, экспедиторов, курьеров) – выгрузка заданий, получение отчетов и текстовых сообщений, голосовая связь;

· ГЛОНАСС/GPS контроль выполнения заданий с подключением телематического оборудования (фактические маршруты, время прохождения контрольных точек, расход ГСМ, различные показатели работы транспорта);

· Управление тарифной политикой;

· Учет расходов на содержание парка предприятия (затраты на топливо, запчасти и ремонты, зарплата водителей и т.п.);

· Организация взаимодействий между участниками процесса управления цепями поставок;

· Получение аналитики после исполнения рейсов и закрытия заявок на транспортировку.

Функционал системы можно настроить в соответствии с индивидуальными потребностями пользователей и адаптировать под специфику любой компании, задействующей в работе собственный или наемный транспорт.

Модульная структура позволяет в каждый момент времени использовать только нужный функционал и быстро расширять возможности системы в случае необходимости.

Интеграция системы управления поставок с корпоративными системами

1С:TMS создана на платформе «1С:Предпрятие» и легко интегрируется с любыми программами 1С, а также с решениями других вендоров (SAP, Oracle и т.д.). Благодаря этому можно органично встроить систему управления цепями поставок в корпоративную информационную систему, получив преимущества синергетического эффекта от совместного использования нескольких программных решений.

Интеграция позволяет связать воедино ключевые бизнес-процессы компании, включая закупку и реализацию товаров и услуг, управление запасами, внутренний и внешний документооборот, планирование и контроль работы подразделений, управление взаимоотношениями с клиентами, ведение регламентированного учета, формирование отчетности и т.п..

Преимущества автоматизированного управления поставками и логистикой

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

С чем это связано? Кто такой логист и какие функции он осуществляет? Об этом и будет рассказано далее.

Кто такой логист?

Доставить нужную продукцию из одного пункта в другой согласно назначенным срокам - очень важная задача. Еще более важно сохранить товар целым и невредимым. Именно такой специалист, как логист, осуществляет управление цепями поставок и контролирует эффективную транспортировку и доставку нужной продукции. Сразу стоит отметить, что любая профессия в сфере логистики считается очень сложной и трудной. Так, чтобы стать качественным специалистом в сфере управления поставками, необходимо обладать очень развитым мышлением, знать иностранные языки, иметь отличные организаторские способности. Проследить за большим количеством разного рода товаров не так уж и просто, а делать это качественно - тем более.

Где должен учиться человек, чтобы получить возможность работать логистом и осуществлять управление цепями поставок? Какие есть у рассматриваемых специалистов обязанности? Об этом будет рассказано далее.

Необходимое для работы образование

В сфере логистики можно работать, имея как высшее, так и среднее образование. Однако количество обязанностей, прав, а также оплата труда в этом случае будут значительно отличаться.

Лицо, имеющее среднее профессиональное образование, способно работать лишь помощником логиста или менеджером. Осуществлять полноценное управление людям, не окончившим вуз, если и удастся, то с большим трудом. Стоит также отметить, что далеко не везде есть рабочие места для лиц, не имеющих высшего образования. Из-за узкой направленности, а также из-за ряда других факторов устроиться на рассматриваемую работу лицу, имеющему лишь среднее образование, будет не так уж и просто.

Совсем по-другому дела обстоят с лицами, все-таки имеющими высшее образование. Так, люди, окончившие экономические вузы по соответствующей специальности, имеют полное право устроиться на любое свободное рабочее место. Пожалуй, стоит выделить основные учебные заведения, где можно получить необходимое образование. Это (в Москве на Лубянке), МИИТ, МАДИ и знаменитый СПбГУ. В любом из этих вузов есть специальность, именующаяся как "Логистика и управление цепями поставок".

Что должен знать логист?

Как уже было сказано выше, специалист в сфере логистики должен обладать очень обширным багажом знаний. Какие именно дисциплины обязан качественно знать рассматриваемый работник? Вот лишь некоторые из них:

  • Основы экономических и математических методов.
  • Основы распределения, производства, складирования и др.
  • проектами.
  • Контроль над транспортировкой, разгрузочными и погрузочными работами.
  • Основы информационных систем и технологий.
  • Основы экономики.
  • Основы планирования поставок.
  • Управление рисками в сфере логистики.
  • Контроль над системами логистики и многое другое.

Специалист, на плечи которого ложится управление цепями поставок, должен знать действительно очень многие вещи. Более того, работник в сфере логистики обязан еще и постоянно самосовершенствоваться и дополнять свои знания. Связано это с тем, что технологии постоянно модернизируются, а потому работать на протяжении нескольких десятков лет с одними лишь университетскими знаниями логисту вряд ли удастся.

Необходимые для работы навыки

Безусловно, одних лишь знаний для осуществления своих рабочих функций логисту будет недостаточно. Специалист, в задачи которого входит логистическое управление цепями поставок, должен обладать также определенными навыками, умениями и чертами характера.

Что именно здесь можно выделить?

  • Знание нескольких иностранных языков. Довольно очевидно, что в работе, связанной с транспортировками, никак нельзя обойтись без переговоров с иностранными гражданами; тем более если компания иностранная.
  • Коммуникативные навыки. Знать несколько языков совершенно недостаточно, необходимо еще и уметь грамотно излагать свои мысли и требования. Относится это и к родному языку. Качественный специалист просто обязан обладать грамотной, ясной и четкой речью.
  • Работа с программным оборудованием. В век компьютерных технологий попросту нельзя обойтись без умений грамотно обращаться с программами. Особенно это касается работников, функции которых - управление логистикой, цепями поставок, транспортировка и т. д.

Стоит также отметить, что качественный специалист обязан также обладать такими чертами характера, как стрессоустойчивость, высокая работоспособность, организаторские функции и т. д.

Обязанности логиста

Как уже было сказано, сфера логистики невероятно обширна. Здесь трудится большое количество работников, осуществляющих самые разные функции. Однако возможность выделить наиболее обобщенные обязанности все-таки имеется.

Так, стоит отметить, что в рассматриваемой профессиональной среде за работниками закреплены следующие обязанности:

  • Работа с разного рода лицами. Сюда относятся клиенты, поставщики, операторы и т. д.
  • Работы с документацией.
  • Планирование заказов и поставок.
  • Переговоры с таможнями.
  • Управление запасами в цепях поставок.
  • Построение маршрутов и многое другое.

Функций у логиста действительно много. Однако зависит все, в основном, от имеющегося разряда и уровня квалификации.

Где можно работать?

Почти никаких проблем не должно возникнуть у выпускника образовательного заведения по специальности "Логистика и управление цепями поставок". Вузы зачастую сами предлагают студенту варианты вакантных мест. А в связи с тем, что рассматриваемая профессия сегодня является невероятно актуальной и востребованной, перед человеком, имеющим должное образование, откроется попросту множество самых разных возможностей трудоустройства.

И все же, где именно может работать рассматриваемый специалист? Можно выделить:

  • транспортные компании (РЖД, различные авиалинии и т. д.);
  • грузопереработку;
  • таможенные службы;
  • промышленные предприятия и многие другие места.

Управление поставками и логистика нужны практически на каждом производственном предприятии. И это громадное преимущество данной сферы: у человека, желающего связать свою жизнь с рассматриваемой трудовой деятельностью, совершенно точно не возникнет проблем с трудоустройством.

О карьере логиста

Что можно сказать о карьере рассматриваемого специалиста? Как и в любой другой трудовой сфере, повышение квалификации можно заработать лишь путем накопления должного опыта и совершенствования рабочих навыков.

Однако в сфере системы управления цепями поставок есть одна немаловажная черта. Если вкратце, то заключается она в том, что возможностей для так называемого самосовершенствования здесь просто масса. Так, специалист может усиленно изучать новые иностранные языки, разрабатывать собственные специализированные программы, улучшать свои коммуникативные навыки, доводить до автоматизма работу с документацией и т. д. Благодаря всему этому практически любой специалист, даже не имеющий высшего образования и работающий помощником, сможет достичь профессиональных высот.

О правах и ответственности логиста

Специалист в сфере логистики, как и любой другой работник, обладает определенными профессиональными правами. Что именно здесь можно выделить? Вот что закрепляет специальная должностная инструкция работника:

  • право на все установленные государством социальные гарантии и льготы;
  • право на своевременные выплаты зарплат;
  • право требовать у начальства всю необходимую для работы документацию;
  • право предлагать руководству идеи и предложения по усовершенствованию работы организации;
  • право отказываться от выполнения работ в случае очевидных нарушений, влекущих отсутствие оптимальных условий труда;
  • право повышать уровень своей квалификации;
  • право задействовать специалистов других профессиональных направлений для оказания необходимой помощи (но на условиях согласования с начальством).

Таким образом, довольно широкий спектр прав закреплен за специалистом, имеющим своей обязанностью управление цепями поставок. На предприятии, однако, логисты обладают и большой долей ответственности за все совершаемые действия. В особенности стоит выделить, что на работника налагается ответственность:

  • за правонарушения или преступления, совершаемые на рабочем месте;
  • за полное невыполнение или неверное выполнение собственных должностных обязанностей;
  • за пребывание на рабочем месте в нетрезвом состоянии;
  • за нарушение установленных правил безопасности.

Плюсы и минусы профессии

Профессия логиста имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Какие плюсы работы можно выделить? Сюда относятся, безусловно:

  • Востребованность и актуальность профессии.
  • Высокий доход.
  • Возможность практиковаться в разговорах на иностранном языке.
  • Постоянное самосовершенствование.

Возможно, есть у профессии и другие плюсы. Выше были названы лишь самые основные достоинства. А какие здесь можно выделить недостатки?

  • Работа в промышленной зоне (безусловно, можно найти работу и в чистом офисе; однако сама концепция управления цепью поставок выстроена так, что специальность практически неотделима от производства).
  • Достоинств у профессии, безусловно, больше. И это совсем не удивительно: логистика - это поистине престижная и важная сфера.

    Международная российско-германская программа

    Уважаемые коллеги!

    Если среди Ваших профессиональных забот присутствуют проблемы значительного сокращения запасов материалов, сырья, комплектующих изделий в системе снабжения, межоперационных и межцеховых запасов в производстве, а также запасов готовой продукции в сфере сбыта; если для Вас является актуальными задачи ускорения оборачиваемости капитала и снижения себестоимости продукции, то, скорее всего, без успешного развития логистики в практике Вашей фирмы не обойтись. Если, наряду с этим, Вас беспокоят установление длительных хозяйственных связей, достижение высокой надежности взаимодействия с партнерами по бизнесу в сферах снабжения и сбыта, то на сегодняшний день невозможно обойтись без новой сферы функционального менеджмента - управления цепями поставок – целью которого является эффективное интегрирование бизнес-процессов фирмы и её партнёров для обеспечения высокого качества поставок товаров для конечного потребителя.
    Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов уже более десяти лет реализует логистическое направление в сфере профессиональной переподготовки, повышения квалификации и консалтинговой деятельности. Накопленные нами за это время профессиональный опыт, интеллектуальный капитал, инновационные решения могут стать Вашими и помочь в осуществлении масштабной задачи – модернизации деятельности Вашей фирмы. Обучение на нашей российско-германской программе «Логистика и управление цепями поставок» поможет Вам овладеть совокупностью средств и методов, направленных на организацию и управление движением материальных, финансовых, информационных и прочих потоков в системах производства и продвижения товаров к потребителям, анализ и организацию функционирования логистических систем и цепей поставок.


    Многие выпускники нашей программы являются в настоящее время вице-президентами и директорами по логистике и управлению цепями поставок, руководителями и специалистами логистических подразделений ряда фирм различных отраслей экономики Санкт-Петербурга и России.
    Мы ждем Вас на нашей программе, и будем активно способствовать эффективной реализации Ваших профессиональных и человеческих амбиций.

    До встречи на программе, приходите - будет интересно.


    [подробнее] [скрыть]

    Директор программы "Логистика и управление цепями поставок"
    Уваров Сергей Алексеевич
    доктор экономических наук, профессор.

    Общая информация о программе

    Программа повышения квалификации «Логистический менеджмент» объемом 100 учебных часов, предназначенная для руководителей фирм и компаний, а также персонала служб коммерции, сбыта, логистики, снабжения, организации продаж, транспорта и складирования была предложена Высшей экономической школой на рынке образовательных услуг в 1999 году.
    Следующим этапом развития этого образовательного направления, в связи с высоким спросом на специалистов в области логистики, начиная с 2001 года, стала программа профессиональной переподготовки «Логистический менеджмент» объемом более 500 учебных часов.
    С 2005 года программа изменила свой статус и позиционировалась как международная российско-германская программа «Логистический менеджмент», а с 2007 года, с учетом тенденций развития логистики за рубежом и в России, преобразована в международную российско-германскую программу «Логистика и управление цепями поставок».

    Программа разработана и реализуется совместно с Университетом г. Бремена (Германия).

    Внедрение современного логистического менеджмента в практику бизнеса позволит фирмам значительно сократить запасы в снабжении, производстве и сбыте; ускорить оборачиваемость капитала; снизить себестоимость продукции.

    Управление цепями поставок направлено на обеспечение высокого качества поставки продукции и оказания услуг для конечного потребителя; использование преимуществ логистической интеграции; устойчивое развитие корпорации и повышение конкурентоспособности.

    Миссия программы

    Повышение конкурентоспособности предприятий посредством переподготовки руководителей и специалистов служб снабжения, сбыта, логистики и управления цепями поставок на основе приобретения компетенции и развитие навыков, позволяющих реализовать ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской деятельности.

    Целевая аудитория

    • высший управленческий персонал;
    • функциональные менеджеры;
    • аналитики и исследователи операций в сфере логистики.

    Цели программы

    • Овладение современными приемами логистики как науки и практики управления процессами товародвижения.
    • Получение системного представления о передовых отечественных и зарубежных подходах к формированию и эксплуатации цепей поставок.
    • Приобретение навыков эффективного управления в области логистического менеджмента.

    Ключевые особенности программы

    Университетская теоретическая база , основанная на фундаментальных общеэкономических концепциях и современной управленческой парадигме логистики и управления цепями поставок.

    Прикладная направленность на обеспечение функционирования предприятий всех органи­зационно-правовых форм в целях рациональной организации логистической деятельности, а также формирования пространства логистической интеграции ключевых функций управления интегральными процессами в цепях поставок.

    Междисциплинарный характер обучения , основанный на формировании компромисса с другими видами функционального менеджмента.

    Международный аспект программы , обеспеченный участием зарубежных партнеров.

    Организация учебного процесса

    Преподавательский состав

    В учебном процессе и методической работе участвуют ведущие преподаватели-консультанты СПбГЭУ, признанные лидеры в области бизнес-обучения и консалтинга, а также специалисты предприятий Санкт-Петербурга. Со стороны Германии в программе принимают участие ведущие преподаватели Университета г. Бремена.

    Сергей Алексеевич Уваров , д.э.н., профессор, зав. кафедрой СПбГЭУ
    Игорь Анатольевич Аренков , д.э.н., профессор СПбГЭУ
    Виктор Петрович Чернов , д.э.н., профессор СПбГЭУ
    Евгений Иванович Зайцев , д.э.н., профессор СПбГЭУ
    Владимир Константинович Козлов , к.э.н., доцент СПбГЭУ
    Владимир Владимирович Ткач , к.э.н., доцент СПбГЭУ
    Елена Арсентьевна Королева , д.э.н., профессор, зав. кафедрой СПбГУВК
    Ханс-Дитрих Хаасис , д.э.н., профессор Университета Бремена

    Слушатели обеспечиваются необходимой учебной литературой, значительная часть которой подготовлена преподавателями, участвующими в учебном процессе. Ряд учебников и учебных пособий, написанных преподавателями программы, получили широкое распространение, а также всероссийское и международное признание. Специально разработанные комплекты методических материалов и учебные пособия, компьютерные программы, деловые игры делают учебный процесс более эффективным.

    Приобретаемая в процессе обучения квалификация позволяет успешно работать в области экономики, организации и управления предпринимательской деятельностью в условиях конкурентной среды.

    Выпускники программы «Логистика и управление цепями поставок» получают диплом о профессиональной переподготовке , удостоверяющий право (соответствие квалификации) на ведение нового вида профессиональной деятельности и сертификат Университета г. Бремена (Германия).

    Директорат программы

    Контроль знаний и аттестационная работа

    В процессе обучения проводятся экзамены по дисциплинам:

    • Менеджмент.
    • Управление запасами в логистике и цепях поставок
    • Информационные системы и технологии в логистике и цепях поставок
    • Экономико-математические методы и модели.

    По остальным дисциплинам проводятся зачеты. По каждому модулю специализации проводится комплексный экзамен.

    Завершающим этапом обучения является защита аттестационной работы. Каждый слушатель подготавливает работу по проблеме, предложенной его предприятием, или выбирает тему самостоятельно.

    Процедура поступления на программу

    Слушателями программы могут быть только лица, имеющие высшее образование.

    По правилам приема входное тестирование не предусматривается. При возникновении вопросов по обучению и зачислению на программу производится индивидуальное собеседование с директором программы.

    Заключение контракта и оплата обучения

    До заключения контракта на обучение на данной программе будущим слушателям необходимо представить следующие документы:

    1. Заявление о зачислении слушателя на программу «Логистический менеджмент».
    2. Копию трудовой книжки.
    3. Диплом и копию диплома о высшем образовании (заверяется при приеме документов).
    4. Три фотографии размером 3х4.

    Все перечисленные документы представляются в сектор коммуникаций (комн.233, тел.310-38-62).

    Оплата обучения может производиться единовременно или поэтапно (условия оплаты рассматриваются индивидуально при заключении контракта).

    Отзывы выпускников


    В процессе обучения мне удалось познакомиться с коллегами - интересными людьми и расширить круг общения. Особо приятно отметить грамотное сопровождение учебного процесса удобными и качественными методическими материалами и возможность пользоваться научной библиотекой.

    На мой взгляд, учебная программа в ВЭШ является оптимальным сочетанием таких параметров, как брэнд учебного заведения, продолжительность обучения, качество преподавания, величина и условия оплаты.
    В процессе обучения мне удалось познакомиться с коллегами - интересными людьми и расширить круг общения. Особо приятно отметить грамотное сопровождение учебного процесса удобными и качественными методическими материалами и возможность пользоваться научной библиотекой. Деловые игры и тренинги, чередующиеся с лекциями, придавали обучению динамичный характер и, иногда, вызывали острые споры между слушателями, тем самым, подчеркивая заинтересованное отношение к поставленным вопросам.
    Огромное спасибо преподавателям, мужественно доносящих до нас знания и новые веяния из мира логистики. Незабываемые лекции Уварова С.А., Королевой Е.А., Кулешова А.В., а также других преподавателей программы позволили структурировать имеющиеся и полученные знания, а также увеличить эффективность их использования на практике.
    По окончании обучения я поменял место работы. В настоящее время - возглавляю отдел логистики ООО «Профмеханика», заметного игрока на рынке поставок запасных частей для импортной дорожно-строительной техники. Головной офис компании расположен в Санкт-Петербурге, есть филиалы в Москве, Тюмени, Иркутске, а также склады в Германии, Финляндии и Санкт-Петербурге.
    Надеюсь, что года через 3-4 представится возможность продолжить обучение и получить степень МВА по логистике.

    [подробнее] [скрыть]

    Юрий Дроздов Руководитель отдела логистики ООО «Профмеханика» Выпуск 2006 г.

    В сферу логистики я попала абсолютно случайно, первое образование у меня филологическое. Азы закупок постигала, так скажем, методом погружения. Но я чувствовала, что одного опыта недостаточно - необходимы знания. Программа ВЭШ по структурному содержанию мне очень понравилась, и я остановила свой выбор на этой бизнес-школе. Сейчас осознанно могу сказать, что не ошиблась.

    В сферу логистики я попала абсолютно случайно, первое образование у меня филологическое. Азы закупок постигала, так скажем, методом погружения. Но я чувствовала, что одного опыта недостаточно - необходимы знания. Программа ВЭШ по структурному содержанию мне очень понравилась, и я остановила свой выбор на этой бизнес-школе. Сейчас осознанно могу сказать, что не ошиблась.
    На вопрос, что дало обучение, можно говорить долго. Для меня самое основное это, наверное, уверенность в себе. Я часто общаюсь с директорами и высшим руководством крупных компаний, порой монопольных, и ощущаю себя на высоте. Всегда могу не только практически, но и теоретически обосновать свою точку зрения или то или иное решение и настоять на своём.
    Во время учебы я работала в компании «Heineken», специалистом по снабжению, обеспечивала завод в Петербурге сырьём. В мои обязанности входил весь процесс снабжения, начиная от проведения тендеров и заканчивая претензионной работой. Получив новые знания, я многое изменила в своей работе, что привело к улучшению показателей, и в дальнейшем к карьерному росту. На данный момент я работаю менеджером отдела по поставкам оборудования на проекте «Тиман», ОАО «РУСАЛ».
    Огромное спасибо преподавателям и всему коллективу Высшей экономической школы.

    [подробнее] [скрыть]

    Татьяна Кирьянова Менеджер отдела по поставкам оборудования Департамента снабжения ООО "Тиман-Ижиниринг" Выпуск 2006 г.

    Программу профессиональной подготовки "Логистический менеджмент" в ВЭШ СПбГУЭФ я оцениваю исключительно положительно. В соответствии с моими профессиональными интересами отмечу, что очень понравились преподаватели по предмету "Логистика торговли" (в частности практические занятия), так как на данных занятиях было рассказано очень много интересного и полезного в сфере торговли.

    Образовательные установки:

    знать

    Принципы формирования и функционирования цепей поставок;

    уметь

    Моделировать бизнес-процессы в цепях поставок;

    владеть

    Организационно-экономическими методами управления цепями поставок.

    Ключевые термины

    Интегрированная логистика (логистика цепей поставок). Интегрированная цепь поставок. Управление цепями поставок. Фокусная компания. Прямая цепь поставок. Расширенная цепь поставок. Максимальная цепь поставок. Сетевая структура цепи поставок (логистическая сеть). Конфигурация сетевой структуры. Ключевые (основные) участники цепи поставок. Вспомогательные участники цепи поставок. Управляемые хозяйственные связи. Отслеживаемые хозяйственные связи. Неуправляемые хозяйственные связи. Связи с субъектами, не входящими в цепь поставок. Функция логистической координации. Интеграция бизнес-процессов. Глобальная оптимизация цепи поставок.

    Эволюция концепции управления цепями поставок

    Развитие интеграционных процессов в экономике и выход их за рамки основного экономического звена по линиям взаимодействия с бизнес-партнерами в сфере снабжения и сфере сбыта готовой продукции привели к появлению понятия интегрированной логистики, или логистики цепей поставок. Соответственно в управлении интегрированной логистикой выработалось понятие "управление цепями поставок".

    Термин "управление цепями поставок" был предложен системным интегратором – компанией i2 Technologies и консалтинговой компанией "Артур Андерсен" в начале 1980-х гг. Появление одноименной концепции (supply chain management – SCM) связывают с опубликованием статьи К. Оливера и М. Вебера "Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy" в Лондоне в 1982 г.

    Первоначально управление цепями поставок отождествлялось с интегрированной логистикой. Например, Д. Бауэрсокс и Дж. Клосс остаются на этой позиции и рассматривают соответствующие аспекты логистики и управление цепью поставок практически как синонимы, считая, что "интеграция логистики преодолевает рамки внутрифирменной координации процессов снабжения, материально-технического обеспечения производства и физического распределения, распространяясь на поставщиков и потребителей" .

    Взаимодействие функциональных сфер предпринимательской логистики и их связь с деловым окружением бизнеса подчеркивает термин "интегрированная цепь поставок". Его содержание характеризуют последовательно выстроенные: цепь снабжения, внутрипроизводственная цепь и цепь поставок предприятия. С точки зрения системной организации логистики, интегрированная цепь поставок – это прежде всего совокупность хозяйствующих субъектов: поставщиков, производителей, потребителей и посредников, состоящих в хозяйственных связях и объединенных участием в едином воспроизводственном цикле товара (услуги).

    По мере развития концепции управления цепями поставок происходит разделение понятийно-смысловых категорий и отдельных терминов между логистикой и SCM. Но определению Европейской логистической ассоциации, SCM – управление цепью поставок – это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур .

    В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управления цепями поставок существенно изменился. В 1980-х гг. в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой традиционные методы управления бизнесом, работающие в направлении достижения экономии текущих затрат, практически исчерпали свой ресурс. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новых подходах, один из которых предложила концепция управления цепями поставок. Она выдвинула и обосновала идею координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, взаимодействующих в бизнесе.

    Освоение концепции и становление практики управления цепями поставок определяются переходом от управления хозяйственными связями к управлению логистическими цепями, в частности, от управления хозяйственными связями по поставкам к управлению интегрированными цепями поставок. Об этом говорит тот факт, что "хозяйственные связи подчиняются общей логике процесса материально-технического обеспечения, выраженной последовательностью этапов взаимодействия – от поиска партнеров до исполнения договорных обязательств и удовлетворения интересов каждого из них" . Первыми практику освоили зарубежные компании, реально осознавшие, что эффективное управление цепями поставок – следующий шаг, который им необходимо сделать для повышения своей конкурентоспособности.

    К настоящему времени в развитии концепции управления цепями поставок обозначились четыре этапа (табл. 8.1).

    Этап I. Зарождение теории SCM (1980-е гг.) На этом этапе развития понятие "управление цепями поставок" скорее было новым модным термином, по своему содержанию мало чем отличавшимся от понятия "логистика". Концепция SCM на тот момент имела сходство с расширенным толкованием интегрированной логистики и почти полностью ею определялась. Д. Уотерс по поводу соотношения двух понятий отмечал, что "это скорее вопрос семантики, а не реаль-

    Таблица 8.1

    Эволюция концепции управления цепями поставок

    Характеристика

    I. Зарождение теории SCM

    Возникает необходимость в новой концепции управления бизнесом как идеи координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, находящихся во взаимодействии. Понятие "управление цепями поставок" по своему содержанию лишь незначительно отличалось от расширенного толкования интегрированной логистики

    II. Отделение теории SCM от логистики

    Первая половина 1990-х гг.

    Происходит обособление теории SCM от логистики, появляются самостоятельные исследования цепей поставок как объекта управления, а также областей использования отдельных концепций общего и функционального менеджмента в практической деятельности. Предпринимаются попытки разграничения понятийных аппаратов. Возникает необходимость в систематизации применяемых понятий и терминов логистики и управления цепями поставок

    III. Формирование классической концепции SCM

    Вторая половина 1990-х – начало 2000-х гг.

    Четко обозначается различие между интегрированной логистикой и управлением цепями поставок, функции контроллинга и координации при управлении товарным потоком закрепляются за понятием "управление цепями поставок". Основные направления исследований сосредотачиваются на процессах интеграции и создания стратегических партнерских отношений, а также обеспечении контроля движения товарных потоков и информационной координации, согласования действий участников цепи. Комплекс накопленных теоретических знаний и практический опыт формируют учебные курсы по новой дисциплине

    IV. Современный этап развития концепции SCM

    Вторая половина 2000-х гг.

    Происходит еще более углубленное исследование теории и практики управления цепями поставок и их адаптация под разные рынки. Современная практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменном планировании и оптимизации ресурсов при построении взаимоотношений между фокусной компанией и остальными участниками цепи поставок

    ных различий... оба термина относятся к одной и той же функции" .

    Логику толкования концепции управления цепями поставок того времени можно сформулировать следующим образом. Хозяйствующие субъекты формируют цепь поставок, через которую проходит сквозной материальный поток, являющийся объектом управления цепью поставок с целью оптимизации параметров потока на выходе. Для достижения общей цели все субъекты – участники цепи действуют координированно. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами вследствие улучшения значения параметров системы в целом.

    Таким образом, управление цепыо поставок подразумевало использование логистического подхода для координации действий всех звеньев системы, т.е. фактически была востребована концепция логистики для организации бизнеса в производственно-коммерческой сфере.

    Этап II. Отделение теории SCM от логистики (первая половина 1990-х гг.). Как самостоятельная научная идея концепция управления цепями поставок определилась в 1990-е гг. В это время происходит обособление теории управления цепями поставок, начинают развиваться самостоятельные теоретические исследования в этой и смежных областях знаний. Предпринимаются попытки выявить сущность и содержание управления цепями поставок как науки, а также областей использования концепции в практической деятельности. С возникновением идеологии SCM происходит разделение логистики и SCM как самостоятельных терминов, а также как понятийно-смысловых категорий. Появляется необходимость в систематизации применяемых понятий и определений логистики и управления цепями поставок. Начинается поиск разумной организации базовой лексики логистики и SCM, которая позволила бы определить классы взаимосвязанных понятий и учесть все многообразное и неоднородное множество терминов, применяемых в этих областях знаний. Для единообразного толкования основных терминов и понятий особое значение приобретает проблема стандартизации терминологии в логистике и SCM, которой занимаются несколько зарубежных организаций, в частности Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association) и Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals).

    Этап III. Формирование классической концепции SCM (iвторая половина 1990-х начало 2000-х гг.). На этапе формирования классической концепции уже было четко обозначено различие между интегрированной логистикой и управлением цепями поставок. Прежняя координирующая роль логистики и сквозное управление материальными потоками в цепи поставок становятся прерогативой SCM, функции контроллинга и координации при управлении материальным потоком также закрепляются за понятием "управление цепями поставок". Логистика же трактуется как функционал контроллинга и оптимизация всех видов деятельности, связанных с движением товаров, т.е. фокус переводится на операционную деятельность (транспортировку, складирование, грузопереработку, перевалку и т.п.), а также размещение логистических и производственных мощностей .

    Стремительное развитие концепции потребовало серьезных прикладных исследований в различных отраслях и на разных региональных рынках. Накопленные теоретические знания и практический опыт были положены в основу формирования учебных курсов по новой дисциплине. На этом этапе идеология управления цепями поставок начинает развиваться и как самостоятельная концепция, и как функциональная область менеджмента, коммерции, маркетинга и логистики. Основные направления исследований сосредоточиваются на процессах интеграции и формировании стратегических партнерских отношений, а также использовании процессного подхода, изучении основных функций компаний в разрезе бизнес-процессов. Особое внимание при этом уделялось развитию процессов обеспечения синхронизации товарных потоков, а также активизации коммуникаций между звеньями и информационной координации действий.

    Этап IV. Современный этап развития теории SCM (середина 2000-х гг. и далее). Происходит еще более углубленное исследование управления цепями поставок и как концепции, и как функциональной области деятельности, а также адаптация концепции под разные рынки. Концепция SCM направлена на решение задач интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического процесса фирмы. Накопленный практический опыт анализируется и востребуется компаниями для повышения своей конкурентоспособности. Особое внимание уделяется развитию информационных технологий с использованием инженерно-технических инструментов, основанных на применении идеологии управления цепями поставок в реальном времени. Практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменном планировании и оптимизации ресурсов и приобретает ключевое значение в построении перспективных взаимоотношений фокусной компании с участниками цепи поставок. Все это требует дальнейшего развития научных исследований в областях, сопряженных с SCM, по созданию новых релевантных концепций.

    В настоящее время управление цепями поставок как концепция SCM является одним из эффективных способов увеличения прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том числе и российские, осваивают принципы SCM как новую идеологию бизнеса. Обеспечению и развитию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и в нашей стране способствуют общенациональные координирующее органы – Европейская логистическая ассоциация и Совет профессионалов в области управления цепями поставок. В Российской Федерации в роли таких координаторов в настоящее время выступают: Национальная логистическая ассоциация России (НЛА), Национальный совет по цепям поставок.

    Предназначение этих организаций заключается в том, чтобы:

    • разрабатывать предложения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты РФ в части, касающейся логистики, так как в настоящее время в нашей стране отсутствует законодательство в области логистики;
    • устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможенном, транспортном законодательстве РФ, которые препятствуют эффективному использованию стратегического потенциала логистики;
    • формировать интегрированные логистические системы, охватывающие различные сферы предпринимательства, создавать межрегиональные и международные интегрированные логистические транспортные, торговые и информационные системы.

    Национальная логистическая ассоциация России – это общественная организация, учредителями которой выступили: Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образования и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Миссией НЛА является становление и упрочение логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Среди основных задач организации провозглашены:

    • анализ зарубежных теоретических исследований и практического опыта в области логистики в целях их адаптации и внедрения в России;
    • разработка предложений и дополнений в законодательные и нормативно-правовые акты РФ в части, касающейся логистики;
    • координация деятельности предприятий, организаций и учреждений, занятых исследованиями в области проектирования, построения и обеспечения функционирования систем логистики; обмен передовым опытом применения логистических разработок в Российской Федерации и за рубежом;
    • организация и участие в процедуре сертификации специалистов по логистике в соответствии с российскими и международными требованиями и стандартами .

    Национальный совет по цепям поставок – это общественная организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, в том числе государственные транспортные и логистические компании, финансовые и кредитные организации, страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры, консалтинговые фирмы, образовательные учреждения). Основная цель ее деятельности – содействие освоению стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса Российской Федерации и странах СНГ. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке, развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической деятельности, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутри-, так и межкорпоративных цепей поставок .

    Растущая глобализация, развитие внешнеэкономических взаимодействий позволяют использовать мировой опыт на практике. Многие зарубежные компании, расширяя географию цепей поставок, рассматривают территорию РФ в качестве рынков сбыта готовой продукции, а также базы для размещения производственных мощностей по ее изготовлению для включения в собственную цепь поставок, вовлекая, таким образом, российских партнеров в процесс мировой интеграции бизнеса.

    Россия вслед за остальными странами Восточной Европы постепенно втягивается в орбиту глобальной логистики. В этом ей помогают обильные капиталовложения из разных источников. Рынок российской логистики в последние годы становится все более привлекательным для иностранных инвесторов: об этом можно судить по крупным зарубежным инвесторам, которые пришли в Россию. Это, например, британские фонды Fleming Family & Partners и Raven. Помимо всего прочего, учитывается то обстоятельство, что в России средние сроки окупаемости проектов составляют 7–8 лет и меньше.

    Компания Castorama входит в состав британской группы компаний Kingfi sher. Это первая в Европе и третья в мире сеть гипермаркетов товаров для дома и ремонта формата DIY – Do It Yourself ("Сделай сам"). Группа Kingfi sher – это более 770 магазинов в Европе и Азии. Основные ритейл-бренды компании Kingfi sher Castorama, Brico Depot, Screwfix и B&Q. Гипермаркеты Castorama завоевали свою популярность в Европе благодаря широкому ассортименту продукции высокого качества, низким ценам и системе обслуживания, построенной на принципе профессиональной консультации. Первые европейские магазины под брендом Castorama открылись в 1969 г. На сегодняшний день Castorama – это 98 гипермаркетов во Франции, 27 – в Италии, 37 – в Польше, семь – в России. Castorama в России начала свою работу в 2005 г. На данный момент открыты и успешно функционируют гипермаркеты в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Омске и Краснодаре. Компания планирует дальнейшее открытие порядка пяти–семи гипермаркетов каждый год в крупнейших российских городах. Миссия Castorama – помочь покупателям сделать свои дома совершеннее и комфортнее, преобразовать трудоемкий и затратный процесс ремонта и обустройства в интересное, доступное каждому увлечение. Цель Castorama – стать номером один на российском DIY-рынке.

    В 2005 г. компания Castorama RUS организовала офис в Москве со штатом всего 10 человек. Сотрудники фирмы занимались открытием первого гипермаркета в Самаре, активно проводят переговорные сессии с поставщиками и осуществляют все необходимые организационные действия относительно costart-up проекта в России.

    Основная задача руководителя и единственного сотрудника Supply Chain Department – разработка стратегии SCM и внедрение проекта. Так как компания Castorama является частью группы компаний Kingfi sher, то она располагает возможностью применять ее наработки и опыт, мощности и технологии, процедуры и т.д. В виде основы SCM в Castorama было принято решение использовать опыт компании B&Q в Англии. Компания S&Q – это 320 магазинов, 40 000 товаров и 650 поставщиков; компания использует восемь региональных центров для консолидации грузов и пять дистрибутивных центров. Преимуществами SCM в В&О стали: централизация управления, активное использование аутсорсинга, система распределения товаров, категорийный менеджмент и информационное обеспечение.

    За 2006–2007 гг. компания Castorama открыла в общей сложности пять гипермаркетов. На основании имеющейся концепции передачи бизнес-процессов на аутсорсинг Castorama подписала контракт с логистическим оператором на оказание услуг ответственного хранения. Кроме прямой поставки товара в магазины, поставщики в России начали осуществлять доставку товара по принципу "кросс-докинг" через распределительный центр Castorama. Управление товарными запасами и размещение заказов поставщикам возложены на Buying Department. Однако развитие компании привело к тому, что структура планирования и формирования заказов поставщикам (как импортным, так и российским) была изменена. В каждом из гипермаркетов был организован Ordering Department, в задачи которого входит: отслеживание и контроль стока на складах гипермаркетов, планирование и прогнозирование продаж, размещение заказов у поставщиков с учетом транзитного времени.

    Начиная с 2008 г. уже можно говорить о реализованной системе управления цепочкой поставок (SCM) в компании.

    Современная наука предлагает множество различных определений понятия "управление цепями поставок". Единого мнения относительно его содержания не выработано, более того, разброс мнений очень широк и зависит от логистической школы (направления) и позиции конкретного исследователя.

    Общее состоит в том, что акцент в толковании концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания SCM, приведенного в сборнике "Стандартов по логистике и управлению цепями поставок": управление цепями поставок – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам .

    М. Кристофер дает следующее определение управления цепью поставок: это "управление взаимоотношениями с находящимися выше и ниже по течению поставщиками и клиентами, направленное на достижение более высокой потребительской ценности при меньших издержках всей цепи поставок в целом" .

    Дж. Сток и Д. Ламберт определяют управление цепями поставок "как интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц" .

    Список определений можно продолжить, η том числе в контексте сопоставления понятий логистики и управления цепями поставок. Сложившуюся ситуацию неоднозначности обусловливают ряд причин.

    • 1. Исторически непродолжительное время развития. И логистика, и управление цепями поставок – достаточно молодые и активно дискутируемые области знаний, учитывая, что сам термин "supply chain management" введен в оборот в 1980-е гг. Естественно, что их понятийный аппарат постоянно уточняется и изменяется, наполняется новым содержанием.
    • 2. Наличие различных национальных школ и течений в логистике и управлении цепями поставок. В настоящее время можно говорить о существовании американской школы (Д. Бауэрсоке, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберт и др.), серьезных исследованиях в различных европейских странах, в том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер, К. Оливер, М. Вебер и др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды Джона Гаторны – признанного специалиста мирового уровня в области логистики и SCM из Австралии – переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии. Научные школы логистики и управления цепями поставок созданы и продолжают свое развитие в России (см. параграф 1.1).
    • 3. Междисциплинарный характер логистики и управления цепями поставок и сочетание в них экономических и инженерно-технических дисциплин. Управление цепями поставок на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке коммерции, маркетинга, логистики, операционного и стратегического менеджмента.
    • 4. Наличие большого количества терминов из различных областей знаний. Это также обусловлено тем, что ведущие специалисты в этой области знаний изначально являются профессионалами в других областях, включая и инженерно- технические специальности.
    • 5. Отсутствие некоторых терминов логистики в различных языках, а также их неточное понимание в разных странах. Использование различной терминологии можно объяснить принадлежностью авторов к той или иной логистамеской школе, а также желанием сосредоточить внимание на отдельных аспектах логистического процесса. Например, термин "физическое распределение" использовался в США во второй половине XX в. как синоним современного понятия логистики, а в настоящее время он обозначает одну из функциональных областей логистики и является синонимом термина "дистрибуция".

    Апеллируя к существующим исследованиям и обобщая их результаты, научная школа кафедры Коммерции и логистики СПбГЭУ руководствуется следующим определением.

    Управление цепями поставок – это процесс планирования, организации, учета, контроля, анализа, регулирования, направленный на достижение стратегических целей участников цепи поставок. Сочетанием общих функций управления и специальных функций управления в логистике (управление затратами, управление качеством обслуживания и др.) формируется комплексная функция контроллинга, обеспечивающая достижение логистической координации в цепях поставок.

    Цепи поставок представляют собой совокупность последовательно взаимодействующих между собой поставщиков и потребителей: каждый потребитель становится поставщиком для следующих потребителей – так продолжается до тех пор, пока готовый продукт не поступит к конечному потребителю. Цепь поставок имеет в своей структуре фокусную компанию, поставщиков, потребителей, а также вовлеченных во взаимодействие канальных посредников. Фокусная компания это ключевое звено цепи поставок, которое определяет конфигурацию цепи и особенности взаимодействия участников.

    В зависимости от количества звеньев различают три уровня сложности цепей поставок:

    • 1) прямая цепь поставок;
    • 2) расширенная цепь поставок;
    • 3) максимальная цепь поставок.

    состоит из фокусной (центральной) компании (обычно – производственной или торговой фирмы), поставщика и покупателя/потребителя, участвующего во внешнем и (или) внутреннем потоке продукции, услуг, финансов, информации. При этом, как правило, фокусная компания определяет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с партнерами по бизнесу (рис. 8.1).

    Рис. 8.1.

    Расширенная цепь поставок включает в себя дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня (рис. 8.2).

  • Сток Дж., Ламберт Д. Стратегическое управление логистикой: пер. с англ. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 51.
  • airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги