Как правильно фотографировать луну урок фотографии. Как сфотографировать луну: простой способ снимать лунные снимки, полные деталей

Луна всегда притягивала к себе внимание людей. Таинственная далекая планета всегда была окружена облаками мифов, слухов и тайн. Порой лунные пейзажи бывают настолько красивы и выразительны, что даже начинающие фотографы расчехляют свои простенькие мыльницы (или мобильные телефоны) в надежде запечатлеть это чудо. К сожалению, результаты таких спонтанных съемок зачастую бывают более чем удручающими. В этой статье мы учимся фотографировать Луну .

Когда лучше фотографировать Луну

Ни для кого не секрет, что Луну можно видеть даже днем. Иногда на ясном безоблачном небе вдруг появляется узкий серп, иногда чуть больше. Но никогда днем мы не увидим полной Луны. почему?

Все очень просто. Чтобы видеть полную Луну мы должны иметь Солнце на противоположной стороне, то есть за горизонтом. Следовательно, у нас должна быть ночь или по крайней мере вечер. Днем фотографировать Луну не очень интересно. Она блеклая, тусклая и невыразительная.

Темной ночью луну фотографировать проще всего. Она яркая, четкая. Поскольку небо вокруг нее почти черное, то можно не заботиться о том, чтобы как-то передать его цвет.

Самыми интереными, но в то же время сложными для исполнения, являются съемки Луны на восходе или на закате в сумерки. Обычно, это самые живописные картины. Представьте себе тихий летний вечер, все работы в огороде уже закончены, Вы поднимаете глаза от грядки вверх и вдруг видите над горизонтом большую полную Луну, яркую и желтую, как начищенная медная монета.

Если в душе вы больше фотограф, чем огородник, то вы немедленно отмываете руки от жирного чернозема, хватаете свою фотокамеру и мчитесь за деревню, чтобы снять этот волшебный пейзаж на фоне леса, речки или чего-то другого, достаточно красивого.

Действительно, если знать, как правильно фотографировать такие пейзажи, они получаются просто превосходными.


Мой брат известный фотограф Артем Кашканов показывает,
как правильно фотографировать Луну

Как правильно фотографировать лунные пейзажи

При съемке в сумерках у всех начинающих фотографов возникает одна и та же проблема. Я уж не говорю о том, что некоторые снимают такие пейзажи в авторежиме со вспышкой:)

Речь идет о том, что Луна на вечернем небе - достаточно яркий объект. Если вы настраиваете свой фотоаппарат так, чтобы хорошо получился сам вечерний пейзаж, то вместо такой яркой и красивой луны на фотографии получается просто белое пятно. Если укоротить выдержку, то сама Луна получится очень хорошо, но пейзаж будет очень темным, едва различимым.

Более того, если фотограф видит перед собой реальный пейзаж с крупной и красивой Луной, которую так и хочется фотографировать без остановки, то на фотографии она как правило получается просто яркой маленькой точкой.

Что же делать?

Как лучше фотографировать Луну?

Увы, я был бы последним негодяем, если бы сказал, что красивый лунный пейзаж можно получить даже используя камеру мобильного телефона. На каком-то этапе развития техники это, наверное, будет возможно, однако сейчас нам потребуется что-то посерьезнее.

Для съемки Луны лучше использовать пленочный фотоаппарат с телеобъективом. Почему именно пленочный? Все очень просто. Динамический диапазон у фотопленки заметно шире, чем аналогичный параметр даже у профессиональных цифровиков. Таки образом, чтобы получить красивую фотографию Луны на фоне вечернего пейзажа доставайте свой старенький "Зенит", топайте в магазин за фотопленкой (чувствительность не более ISO 100) и добывайте где-то телеобъектив. Естественно все это надо было сделать заранее, а не метаться по вечернему городу в поисках открытого фотомагазина, где продают пленку.

Однако, и на цифровую зеркалку Луну снять вполне можно, если знать как.

Далее привожу несколько фотоснимков, которые я сделал с балкона собственной квартиры. На примере этих фотографий вы сможете понять, какие параметры надо устанавливать при съемке лунных пейзажей. Фото даны без какой-либо компьютерной обработки.

Фото 1. Время 7:59. ISO 320, выдержка 1/50, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.


Не смотря на то, что небо было уже светлое, пришлось сделать его темнее за счет более короткой выдержки. В противном случае вместо Луны получилось бы светлое пятно.

Фото 2. Время 8:09. ISO 100, выдержка 1/30, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

Надеюсь, вы помните правило: чем меньше чувствительность, тем меньше шумит матрица, тем качественнее фото. Для того, чтобы получился город, увеличена выдержка. Результат налицо - рисунок на Луне не читается.

Фото 3. Время 8:27. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

По мере того, как небо становится все светлее и светлее, появляется возможность передать не только изображение на поверхности Луны, но и пейзаж под ней. Если немного доработать "землю" в фотошопе, получится вполне сносная картинка.

Фото 4. Время 8:28. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Этот снимок сделан практически сразу после предыдущего. Единственное, что было изменено из настроек - фокусное расстояние и, соответственно, диафрагма. Обратите внимание на то, что по мере приближении к горизонту очертания деталей на поверхности Луны становятся все более размытыми, а края более рваными. Это объясняется эффектом "дрожания" атмосферы.

Фото 5. Время 8:40. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Чем ближе к горизонту, тем Луна кажется больше. Однако, тем менее четкой она получается. Мы смотрим на Луну через толстый слой воздуха, который, к сожалению, не настолько прозрачный, как нам хотелось бы. На этой и следующей фотографии немного "подрезаны" небо и земля.

Фото 6. Время 8:44. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

И в заключении вот такая фантастическая картина. Если бы я не видел весь процесс, а случайно бросил свой взгляд в ту сторону, я был бы немало удивлен и долго бы гадал, что это за купол появился на горизонте. Ведь деталей на поверхности Луны теперь совсем не различить.

Чем ближе Луна к горизонту, тем стремительнее становится ее "падение". Это момент, когда фотограф должен быть очень внимательным и снимать самые интересные моменты. Например, проход Луны за столбом и т.д.

Солнце и Луна в кадре одновременно!

Эта фотография сделана обычной, а вовсе не профессиональной цифровой зеркалкой Canon EOS 300D с самым простейшим китовым объективом. Однако, давайте на секунду забудем о технических недостатках съемки и удивимся: в кадре одновременно присутствует и Солнце и Луна:

Если бы я заметил эту ситуацию ранее, когда солнце еще не совсем зашло, картинка была бы еще интереснее. Теоретически - нет ничего невозможного и для Вас сделать такую фотографию. Надо только как следует рассчитать дату, когда такая комбинация будет возможна, подгадать, чтобы была хорошая погода и - вперед.

Как фотографировать лунное затмение

Если Вам стало известно о том, что вскоре состоится частное, а еще лучше, полное затмение луны , это отличный повод провести ночь на природе, подышать свежим воздухом и, заодно, сделать отличные снимки. Фотосъемка Луны во время затмения тоже имеет целый ряд секретов и особенностей.

Конечно, вы понимаете, что надо вооружиться длиннофокусным объективом и треногой. Самое главное, не пропустить момент начала затмения. В отличие от солнечного, лунное затмение - процесс длительный и, соответственно, начинается он очень плавно.

Затем стоит снять все фазы затмения в том числе тот момент, когда от Луны остается один узенький серп.

Кстати, даже во время полного лунного затмения вы все равно сможете увидеть темную часть Луны. Она видна из-за солнечного света, проходящего через земную атмосферу и частично рассеянного ей. Особенно хорошо это увидит ваш фотоаппарат, если немного удлинить выдержку:

Здесь стоит снова обратить внимание на то, что использование качественной оптики и матрицы может значительно повлиять на результат. Например, взгляните на это фото:

Тогда, в 2004 году мне казалось, что эта фотография достаточно четкая и качественная. Однако теперь я уже так не думаю.

Будучи самым ярким и самым крупным объектом на ночном небе, Луна является отличным объектом для использования в качестве введения в астрофотографию.

Луна настолько велика, что ее легко снять с помощью обычного телеобъектива, а также она достаточно яркая, чтобы можно было использовать выдержку достаточно быстро, чтобы избежать необходимости использовать крепление для слежения.

Но даже при том, что луну относительно легко сфотографировать на ночном небе, вам все равно нужно использовать правильные методы и тщательное планирование, чтобы получить хороший снимок.

Знание того, как сфотографировать луну, начинается с получения длинного зум-объектива, чтобы вы были достаточно близко, чтобы запечатлеть детали. Телеобъектив 70-300 мм — отличная отправная точка, но если вы действительно хотите заполнить кадр луной, вам может понадобиться супер телеобъектив.

Не беспокойтесь, если у вас нет зеркальной или беззеркальной камеры, поскольку различные мостовые камеры также предлагают огромные зум-объективы.

Штатив также необходимо избегать сотрясения камеры при съемке луны. Также заранее проверьте прогноз погоды, поскольку, разумеется, для фотографирования Луны вам понадобится ясное и безоблачное небо.

Арендовать объектив

Не повезло иметь в своей коллекции здоровенный зум-объектив? Вы можете легко арендовать красивые кусочки стекла, например, Calumet или Lenses For Hire.

Загрязнение в больших городах иногда может помешать четкому и ясному снимку, поэтому подумайте о том, чтобы выехать куда-нибудь, где воздух будет чище, чтобы сфотографировать луну.

Ищите в Интернете графики, показывающие время восхода луны, и, если возможно, подождите до поздней ночи, насколько это возможно, чтобы небо было полностью темным, а луна яркой и ясной на черном фоне.

Мы вытащили наше оборудование на задний двор за полчаса до полуночи, чтобы все было готово для нашей съемки в верхней части страницы.

Когда вы будете готовы к работе, убедитесь, что ваша камера настроена таким образом, что вы будете снимать в необработанном формате. Это даст вам качество изображения, необходимое для того, чтобы иметь возможность обрезать ваше окончательное изображение, чтобы приблизиться к луне, а также отредактировать экспозицию, контраст и четкость, чтобы более четко вывести детали на поверхности луны.

Помимо того, что он красив и сам по себе, большой, яркий лунный снимок может быть полезен. После того, как вы выполните наши шаги и получите четкое изображение, мы расскажем вам, как добавить свой лунный шедевр в ночные пейзажи в Photoshop.

Хотя создание хорошо освещенного ночного пейзажа, который также включает в себя четко определенную луну, является сложной задачей, очень просто добавить луну в Photoshop, и мы покажем вам, как создать драматическую композицию за пять простых шагов.

Шаг за шагом: как сфотографировать луну

Изображение 1 из 4

Изображение предоставлено: Moon Connection

1. Узнайте фазу и выберите правильную дату

Начните с выяснения, когда и где луна будет видна на ночном небе, а также сколько ее будет освещено солнцем (область, известная как фаза). На многих метеорологических веб-сайтах, таких как Moon Connection, вы можете легко найти много информации о времени и положении восхода и спуска Луны, а также о ее фазах или использовать такое приложение, как «Эфемерида фотографа». Совершенно полная луна, подобная той, которую мы снимаем, оказывает наибольшее визуальное воздействие.

Изображение 2 из 4

Кредит изображения: Мир Цифровой Камеры

2. Увеличьте масштаб

Как только вы определились с подходящим временем для съемки луны, техника довольно проста. Вам понадобится объектив 300 мм или более, чтобы получить в кадре разумный размер. Штатив будет держать вашу камеру неподвижно, а дистанционный спуск затвора еще больше уменьшит дрожание — если у вас его нет, установите автоспуск камеры на несколько секунд в меню настройки.

Изображение 3 из 4

Кредит изображения: Мир Цифровой Камеры

3. Настройтесь

Переключите камеру в ручной режим, а объектив — в ручной фокус. Ваша точная экспозиция будет варьироваться в зависимости от условий, но в режиме ручной экспозиции начните с ISO800, выдержки 1/250 сек и диафрагмы f / 5,6. Отрегулируйте ISO или диафрагму, чтобы четко видеть детали на поверхности. Избегайте использования более медленной скорости затвора при настройке параметров. Это приведет к размытию луны. Об этих скрытых опасностях легко забыть.

Изображение 4 из 4

Кредит изображения: Мир Цифровой Камеры

4. Фокусировка

Луна не будет заполнять кадр, поэтому оценка фокуса может быть проблемой. Лучший способ сфокусироваться — использовать режим Live View, затем увеличить масштаб и аккуратно вручную сфокусироваться на поверхности Луны.

Сделать луну больше

Изображение предоставлено: Томас Кинто на Unsplash

Когда вы решаете, когда снимать Луну, также стоит помнить, что она не всегда находится на одинаковом расстоянии от Земли. Его орбита эллиптическая, поэтому это расстояние меняется в разное время. Когда полная луна находится ближе чем к 220 000 миль (360 000 км) от Земли, это называется супер-луной. Разница в размере и яркости между супер и микролуной невелика, но даже небольшое изменение может изменить ваши снимки. Для получения подробной информации о Луне, попробуйте калькулятор Moonrise и Moonset.

Пропустил полную луну?

Вы все еще можете получить приличную лунную картину — полумесяцы делают красивые снимки, а три четверти луны показывают хорошую детализацию кратера.

Вам нужно будет указать свое местоположение, что позволит вам найти все виды полезной информации, такие как время восхода и заката луны. На этом сайте вы также можете узнать о гораздо более редком событии — лунном затмении. Это может быть ошеломляющим зрелищем, потому что во время полного лунного затмения луна может трансформироваться в светящийся красный цвет. Во время этого события луна гораздо менее яркая, чем когда она освещена солнцем, поэтому вам нужно использовать более высокое значение ISO или более широкую диафрагму. Но результаты могут быть ошеломляющими.

Остерегайтесь конденсации

Изображение предоставлено: Kym на Unsplash

По мере того, как температура падает ночью, вы часто обнаруживаете, что любая влага в воздухе будет конденсироваться на любой вашей экипировке на открытом воздухе.

На штативе, сумке или даже вне камеры это может быть неприятно, но не губительно. Когда он формируется на объективе, видоискателе и заднем экране, это становится настоящей проблемой.

Вы можете свести к минимуму вероятность образования конденсата, дав вашему устройству некоторое время для постепенной акклиматизации, а не вынимайте его прямо из теплой машины или дома в холодный воздух, но во многих вечерах вы все равно обнаружите, что образуется конденсат, поэтому возьмите с собой много одежды и набор для чистки.

Увидел обсуждение фотографии, на которой силуэт велосипедиста снят на фоне большой луны. Многие комментаторы сочли что это монтаж (неправильно считать что "монтаж" и "Photoshop" - синонимы). Расскажу как сделать такой снимок и почему получается такой эффект.

Всё просто. Для съёмки большой луны использовалась длиннофокусная оптика . В изначально посте описано, что к объективу 800 миллиметров прикрутили двукратный телеконвертер, получив 1600 миллиметров фокусного расстояния. Что это даёт? Давайте поясню на простых схемах.

Широкоугольный объектив от длиннофокусного отличается углом обзора. Так у нового Canon EF 24-70 2.8L II угол обзора на 24 миллиметрах фокусного расстояния (с камерой типа Canon 5D Mark III) составляет 84, а на 70 миллиметрах - 34,3 градуса (59,1 и 22 градуса на кропнутых камерах типа Canon 100D-70D, соответственно). То есть, ваша камера смотрит на мир вот так:

Изменяя фокусное расстояние вы изменяете на снимке и угловые размеры объектов, попавших в кадр.

Допустим, нам нужно сфотографировать шарик с кубиком. Расстояние между самим шариком и кубиком у нас не меняется - они стоят на полянке. Чтобы шарик занял большую часть кадра с широкоугольным объективом мы подойдём к нему как можно ближе. Что при этом получается с кубиком? Он на снимке (справа) получается намного меньше шарика:

Если мы оденем на камеру длиннофокусный объектив, то нам придётся отойти подальше - шарик не поместится в кадр с близкого расстояния, потому что угол обзора у "телевика" намного меньше:

Если быть точным, у 800-миллиметрового Canon EF 800mm f/5.6L IS USM, которым делался снимок велосипедиста, он составляет 3.1 градуса (!) на камере типа Canon 5D Mark III.

А раз вы отошли подальше, угловые размеры объектов в кадре... тоже изменятся! Объект который был дальше будет выглядеть на снимке больше, и чем дальше вы отойдёте, тем больше относительно шарика будет казаться кубик. Здесь возможен даже интересный эффект: если кубик изначально больше шарика, то при съёмке на широкоугольный объектив он будет казаться намного меньше шарика, а при съёмке на длиннофокусный - больше и станет выступать за его края!

Теперь о практике. Чтобы снять большую луну, вам понадобится длиннофокусный объектив, с которым нужно отойти от предмета, который вы хотели сфотографировать на фоне спутника, как можно дальше. На зеркалке можно взять недорогой 70-300. А если прикрутить к 70-300 двукратный недорогой телеконвертер, взять камеру с кропнутым сенсором, то вы получите 300x2x1.6=960 миллиметров фокусного расстояния. Отойдите на достаточное расстояние, установите камеру на штатив, наведите на предмет съёмки и луну, установите и . И конечно, не забудьте выбрать объект, который нужен в кадре "для масштаба" - это может быть здание, автомобиль или что-то ещё.

Стоит учитывать ещё один момент - луна обычно видна ночью, значит света у нас мало. Казалось бы, что при этом нужно делать? Увеличивать выдержку, чтобы не задирать ISO, тем более объективы 70-300, да ещё и с телеконвертером, очень тёмные. Но это неправильно - луна движется по небосклону и фотографировать её с выдержкой в несколько минут нельзя, потому что она размажется, как размазываются автомобили и движущиеся люди. При фокусном расстоянии около 1000-1500 миллиметров выдержка не должна быть длиннее 0.5 секунды, при фотографировании на 300 миллиметров можно увеличить выдержку до двух-трёх секунд, но не более. Значит, чтобы обеспечить такую выдержку при имеющейся диафрагме, придётся задирать ISO. Насколько? Смотрите по ситуации, цифровые камеры позволяют разобраться с этим быстро.

Есть и третий нюанс. Луна очень сильно отражает свет солнца. Получить одновременно правильно экспонированную луну и красивое небо, с облаками или звёздами, не так просто. Здесь можно прибегнуть уже к коллажированию - с одной выдержкой снять луну, а с другими настройками облака и звёзды, а затем сложить всё в фотошопе. Всё же, как я много раз говорил, .

Последний нюанс: луна низко над горизонтом кажется в несколько раз больше, чем когда она находится высоко в небе и её выгодно снимать именно в такой момент. Этот феномен хорошо описан в Вики . Впрочем, там почти ничего не говорится об атмосферных линзах, а ведь луна кажется очень большой далеко не каждый день.

Вот где-то так. Постарался объяснить максимально просто, надеюсь получилось. Кстати, о влиянии фокусного расстояния на перспективу хорошо рассказал мой замечательный друг и матёрый спец по фотографии podakuni в нашем цикле статей "Как фотографировать беззеркалкой " на THG.ru . Тем кто не читал рекомендую - там очень много ликбеза и теоретических основ, которые можно применить при съёмке любой камерой.

Подводя итог. Вот это, несомненно, монтаж:

Судя по перспективе, чтобы получить такой снимок девушки, пришлось бы использовать широкоугольный объектив и снимать вблизи. Луна на такой фотографии должна была бы выглядеть так:

А вот пример съёмки солнца на закате. Это я фотографировал по дороге в Рыбинск:

EXIF на снимке сохранён, параметры съёмки можете посмотреть сами. Размер солнца в Photoshop не менял.

Конечно, на подобных снимках часто используется какая-то обработка - то же увеличение контраста, например, чтобы сделать снимок более драматичным, игра с балансом белого. Но не стоит путать обработку, ретушь и коллажирование - любое из этих понятий укладывается в "фотошоп", но это принципиально разные вещи.

Снимки большой Луны над пейзажами в абсолютном большинстве случаев являются результатом как называемой двойной экспозиции. Даже когда Луна приближается к Земле на минимальное расстояние, как это случилось относительно недавно, она слишком мала, чтобы заполнить кадр обычной фотокамеры. Впрочем, способ преодоления расстояния в тысячи километров и представления Луны в интересном ракурсе есть.
5 мая 2012 года Луна находилась в перигее (точке максимального приближения к Земле). То же случилось и в марте 2011, но в обеих случаях она была слишком далеко и на снимках получалась чуть больше небольшой монеты. Если быть точным, то в марте 2011 Луна находилась на расстоянии 356 575 км от Земли, а в мая этого года на расстоянии в 356 955 км.

Камера Canon EOS MK III с объективом 400 мм

При съемке с широкоугольным объективом Луна выглядит маленьким диском высоко в небе

Независимо от того, где вы находитесь на Земле, вы можете наблюдать большую Луну только в том случае, если она чуть возвышается над горизонтом. Чем выше Луна в небе, тем меньше она кажется. А высоко в ночном небе Луна просто маленькая точка, особенно если вы используете широкоугольный объектив, чтобы поймать в кадр другие объекты такие как, скажем, здание или монумент.

1. Длиннофокусный объектив или телескоп

Если вы не присоедините фотокамеру к телескопу, даже объектива на 400 мм недостаточно, чтобы сделать снимки большой Луны. А фишка здесь заключается в том, чтобы сделать два снимка с разной экспозицией, а потом слить их в в один.

Снято с объективом 400 мм, камера с сенсором APS-C

На маленьком снимке представлен полный кадр и его размеры. На большом – вырезанная его часть и установки экспозиции. Снято с объективом 400 мм, камера с сенсором APS-C.

Вначале нужно сделать снимок нужного объекта, а потом сфотографировать Луну в том же месте, чтобы потом создать конечное изображение. Или же вы можете снять Луну в другом более интересном месте. Создайте библиотеку интересных снимков Луны для дальнейшего использования. Не забудьте предупредить зрителей, что ваша работа является монтажом.

2. Солнечное правило шестнадцати

Поскольку Луна находится далеко и окружена темным небом, многие не могут правильно выставить . Датчики фотокамер концентрируются на больших темных участках и требуют больше света, чем необходимо. В результате на снимках Луна выглядит размытым диском без очерченных деталей. Просто запомните, что, по сути, Луна отражает солнечный свет, и поэтому в качестве совета для установки экспозиции рекомендуется использовать «солнечное правило шестнадцати ». Установки выдержки в 1/125 при f/16 и ISO 100 должны дать нужный результат, особенно при полной Луне.

Сохраняйте одну составляющую неизменной, а остальные меняйте

При выставлении экспозиции сохраняйте одну составляющую неизменной, а остальные меняйте, пока не достигните хорошего результата. На этой фотографии диафрагма постоянно находилась на f/8, а выдержка менялась для достижения оптимального результата. Камера находилась на штативе.

3. Делайте расчеты

Установки за «солнечным правилом шестнадцати » можно считать исходными. Если изображение слишком темное, вам следует либо увеличит выдержку, либо пошире открыть диафрагму. Если вы пользуетесь штативом, не имеет значения, какие настройки вы меняете. Важно одно – работать достаточно быстро. До значений 1/15 можно чувствовать себя вполне комфортно, но не забывайте, что большие объективы замедляют выдержку. Чем больше объектив, тем заметнее будет движение в кадре.

Если вы держите камеру в руках и снимаете с объективом, скажем, 400 мм, нужно уменьшить выдержку. Установки 1/500 при f/8 создадут ту же экспозицию. Если снимки получаются слишком темными, откройте шире диафрагму. Крайним средством является увеличение , что в современных камерах сделать несложно.

4. Запомните главное

Запомните следующее, поскольку это важно. Снимать Луну на длинных выдержках нельзя. Ввиду вращения Земли, на ваших снимках может появиться белая линия на небе. Но если вы переходите на более длинные выдержки и используете штатив для получения четких изображений, можно попробовать функцию блокировки зеркала вместе с дистанционным управлением. Ещё одним решением проблемы является использование таймера фотокамеры совместно с функцией блокировки зеркала для того, чтобы уменьшить вибрацию. Используйте устойчивый штатив, а не эти поделки из дешевого супермаркета, которые не выдерживают даже легкого ветерка.

Итоговый снимок

Большой снимок является примером фотомонтажа. Маленький демонстрирует реальную картину и свидетельствует о том, что Луна находится не так уж близко к замку.

После того как вы сделали снимок Луны, сделайте фото пейзажа, в который вы хотите этот снимок вставить. Иллюстрация выше служит примером, как это сделать. Снимая пейзаж, оставьте достаточно места в верхней части кадра, чтобы поместить туда Луну. Знающие люди сразу поймут, что это фотомонтаж, но здесь просто описана общая концепция создания таких изображений. Замок на горе, использованный в качестве иллюстрации, находится в Центральной Африке в горной цепи, которую в древние времена называли горы Луны (современное название Рувензори).

Маленькое изображение на иллюстрации показывает, что когда вы снимаете объект с отдаленного расстояния, такие элементы снимка как замок и Луна визуально кажутся одинаковых размеров, и это позволяет делать фотографии, на которых Луна действительно выглядит большой, не прибегая ко всяческим ухищрениям.

В этой статье я расскажу как фотографировать луну. И даже не просто луну, а пейзаж с луной. Скажу сразу, что задача непростая. Но результат может быть очень и очень интересным. Ради него стоит потрудиться. Для начала определимся когда лучше всего снимать. Конечно все видели различные фазы луны. Такие серпики, с различной шириной освещенной части.С каждым днем серпики становятся все шире и шире, пока наконец не наступает полнолуние.

О, эти дни полнолуния! Поэтическое время! Хочется читать стихи, влюбляться, делать комплименты девушкам. Но в этот раз мы ничем этим заниматься не станем. Потому что отправимся снимать пейзаж с луной. Хотя и девушку можете взять с собой. Она не только будет вдохновлять вас, но и послужит нам деталью в кадре, элементом переднего плана.

Полнолуние для нас важно еще вот по какой причине. Дело в том что снимать пейзаж с луной нужно во время лунного восхода. Т.е. когда луна только появляется над горизонтом.

Во первых в это время яркость лунного диска относительно невелика. Она вполне сравнима с яркостью переднего плана, с деталями нашего будущего пейзажа. Иными словами все элементы нашего снимка отобразятся адекватно и не потребуют какой то особой постобработки в фотошопе.

Во вторых, пока луна находится невысоко над горизонтом, она легко компонуется в пейзаже, иными словами адекватно сочетается с наземными деталями переднего плана нашего будущего снимка.

Но учтите- луна очень быстро поднимается над горизонтом. Поэтому время съемки очень ограничено. Около 30 минут. Но не спешите отправлять девушку- модель на исходную позицию. Еще немного астрономии.

Важно знать что время восхода луны –величина непостоянная. Каждый последующий лунный восход сдвигается по времени на 20- 40 минут вперед. Вот понаблюдайте за ней. И вы увидите что луна в течении своего месяца может всходить и утром и днем и ночью.

В дни полнолуния время ее восхода очень близко к времени захода солнца. Выражаясь поэтически- дни полнолуния, это время когда солнце как бы встречается с луной. Словно всматриваются друг в друга. Ну а потом солнышко спешит за горизонт на покой. А луна остается главной на небосклоне.

Вот еще одна очень важная астрономическая тонкость. За два дня до полнолуния наше ночное светило восходит перед заходом солнца. С разницей в несколько минут. Через два дня ее восход будет уже после захода солнца, в конце сумерек, практически в темноте.

Поэтому, нам с вами как фотографам очень важны вот эти два дня перед полнолунием.Они- идеальное время для съемки пейзажа с луной.

Представим себе лунный месяц как череду дней характеризующих какую то определенную фазу. При этом день полнолуния будет 15 днем лунного месяца. А оптимальное время для съемки нашего пейзажа будут 13 и 14 дни лунного месяца. Правда в эти дни освещенность лунного диска не совсем полная, где то около 98-99%, но визуально это почти незаметно.

Запишите эти даты в своем ежедневнике, ибо отправившись снимать закат в 13 и 14 лунные дни, вы сможете поснимать не только привычный закат, но и восход луны. Достаточно будет только развернуться с фотоаппаратом в противоположную сторону.

Еще одна важная особенность. Луна восходит над горизонтом там же где утром восходит солнце- на востоке. Летом место восхода смещается несколько к югу, а зимой к северу.

Поэтому будет крайне полезно, если вы заранее определитесь где будете снимать. Выберете место будущей съемки заблаговременно.

Идеальное место там где есть открытый горизонт в восточном и юго — восточном направлении. Хорошо если будет большое водное пространство, тогда есть шанс включить в кадр и красивую лунную дорожку.

Нет открытого горизонта? Тогда поищите в городе красивые кованные решетки, купола, другие архитектурные формы для переднего плана. Возможно просто обычные жилые дома, в которых уже зажигаются огни. Хорошо бы при этом забраться на этаж эдак девятый. Тогда сразу появится горизонт, если его не было до этого.

А еще можно попробовать поснимать луну над заводскими трубами, или терриконами, если у вас есть что- то такое в городе. Или например горы, это вообще идеальное место для такой съемки.

Ну а если вы решите все таки снимать восход луны в поле, то очень советую найти точку съемки около какого –либо холма(возвышенности), или на самом холме. Для того что бы по мере подъема луны над горизонтом менять и точку съемки с верхней на более низкую.

Теперь остается уточнить, когда же наступают эти самые благоприятные для съемки 13 и 14 лунные дни. Здесь все очень просто В сети достаточно ресурсов где есть эти данные.

Например сайт РП 5 , где кроме прогноза погоды, имеются данные о времени восхода и захода солнца и луны, а так же информация в какой фазе находится луна в в тот или иной день.

Или наберите в поисковике фразу « лунный календарь» и тоже сможете узнать текущий лунный день. А есть еще специализированные ресурсы, где кроме времени восхода и захода есть данные о точном направлении восхода для конкретного места.

Теперь о технике съемки. Очень желателен длиннофокусный объектив на вашей зеркальной камере. Чем длиннее, тем лучше. Для того что бы передать луну как можно крупнее.

Светосила объектива в этом случае не столь важна. Потому что нам все равно придется несколько прикрывать диафрагму. Насколько именно будет зависеть от наличия переднего плана в кадре.

Уже при фокусном расстоянии 200 мм для камеры с кропнутой матрицей лунный диск передается достаточно крупно. Но с объективами с фокусным расстоянием 300 или 500 мм результат может быть еще интереснее.

Если у вас нет такого объектива, то снимайте тем что есть, и особо не переживайте из за этого. Ибо ваша фантазия и ваша настойчивость смогут преодолеть любые технические нестыковки или отставания.Да и вовсе не обязательно вписывать луну на весь кадр.

Вспомните например картину Куинджи « Лунная ночь на Днепре». Тут может быть масса вариантов компоновки будущего снимка. Штатив для подобной съемки очень и очень желателен, а в ряде случаев просто необходим.

Очень важно не переэкспонировать лунный диск, что бы не потерялся характерный рисунок и рельеф ее поверхности. Поэтому фотографируя в одном из полуавтоматических режимов, в настройках камеры обязательно выставляем отрицательную экспокоррекцию, например -0,7 или – 1,0. Этим самым мы предотвратим возможную потерю деталей в светах.

Рассмотрим вариант съемки лунного пейзажа на примере одного из моих снимков. День съемки был выбран по календарю. Это был 14 лунный день, т.е за один день до полнолуния. Луна всходила одновременно с заходом солнца.

Съемка велась на берегу Днепра, с высокого обрывистого берега. Ширина реки в этом месте около 500 м. Режим съемки- приоритет диафрагмы. Экспокоррекция -1,3EV. Фокусное расстояние объектива- 65 мм.

Использовать более длинный фокус возможности не было. Потому что тогда не удалось бы включить в кадр интересные детали переднего плана.

Очень полезен при съемке в сумерках мануальный режим экспозиции. Он более гибок чем полуавтоматические режимы. А правильность экспозиции при этом можно контролировать по монитору и гистограмме. Снимать желательно в формате RAW. Это позволит потом исправить неточности в экспозиции.

Желаю вам найти новые, интересные идеи для съемки сюжетов с луной. А если будут вопросы, то пишите, спрашивайте, всегда готов прийти на помощь.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги