Обществоведческое эссе: Важность выбора профессии. Презентация на тему: Роль профессии в жизни человека Значение выбора профессии для человека

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


по введению в профессию


на тему «Роль профессии в жизни человека»


Москва, 2010г.


Введение


Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Это выбор, который делает каждый в юношеском возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Работа - это главная составляющая человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

Но просто выбрать недостаточно. Главное, чтобы человек выбрал именно то, что ему нравится, чтобы он действительно получал самоудовлетворение и удовольствие от жизни. Конфуций говорил, что человек, который нашел любимую работу, всю жизнь не работает. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.

Целью данной работы было актуализация внимания на такой важной составляющей нашей жизни как профессия.

Задачей данного реферата является рассмотрение данной темы с двух позиций: позиции изначального выбора и позиции деформации внутренних и физических качеств человека под действием профессии.


Роль выбора профессии


Профессиональный путь человека, конечно, начинается с выбора самой профессии. Это первый этап профессионального развития. Каждый молодой человек начинает выбирать профессию в первую очередь из анализа собственных возможностей.

Свобода выбора профессии, которая в наше время стало панацеей, это привилегия, доступная только современному обществу. Еще сто пятьдесят лет назад все решали традиции: мужчина занимался тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе. Как правило, наш современник самостоятельно принимает решение, кем быть. Конечно, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, случай), но последнее слово обычно остается за молодым человеком. Именно отчетливое осознание того что молодой человек выбрал профессию сам, а не его заставили, очень важно для нормального формирования личности.

Впервые серьезно задумываться над выбором профессии мы начинаем в школе. В целом по итогам развития ребенка в школе его самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумывание, проектирование вариантов профессиональных жизненных путей. В большинстве случаев мотивами выбора профессии становятся:

·Советы друзей (25% учащихся)

·Советы родителей (17% учащихся)

·Влияние СМИ (10% учащихся)

·Случайные факторы, например близость учебного заведения к дому (9% учащихся)

·Интерес к профессии (оставшиеся 39%)

По большей части успешны в выборе учащиеся, мотивирующие выбор интересом. Они же и более успешны в выбранном ими обучении и дальнейшей профессиональной деятельности.

Этап выбора профессии в жизни проходит каждый и главное выбрать правильно. Для помощи в выборе существует профессиональная ориентация.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (англ. vocational orientation) система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. (БПС Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко)

Очень интенсивно она проводится в старших классах школы.

В профориентацию входят несколько пунктов это:

·Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными и актуальными видами трудовой деятельности, возможностями карьеры, оплачиваемостью труда и потребности в кадрах. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения. По большей части они формируются учащимся из самостоятельного анализа своих физико-психологических и социально-экономических потребностей и возможностей.

·Профессиональное развитие. Это помощь в возможном перевыборе профессии и профессиональной переподготовки. По большей части в ней нуждаются студенты первых курсов или более зрелые личности.

·Профессиональное воспитание - формирование у молодежи трудолюбия, ответственности, развитие способностей и склонностей.

·Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Обычно проводится в виде беседы с психологом. Но может происходить и в виде поступления дополнительной информации по профессиям или в виде советов более взрослых и опытных людей (родителей или преподавателей).

В Российской Федерации разработаны и разрабатываются различные системы профориентационных тестов, опросников, игр, компьютерных программ и систем.

Вообще выбор профессии это первый этап профессионального цикла, который должен пройти каждый человек. Следующий этап - получение образования и профессиональной подготовки. Затем начало самостоятельной работы и накопление опыта. После, продвижение по карьерной лестнице и дальнейшая профессионализация. Последний этап может и не быть, т.к. он в большей степени зависит от многих личностных качеств человека (мобильности, трудолюбия, коммуникабельности и т.д.).

Нужно заметить, что выбор профессии не является сиюминутным решением, это долгий процесс, который может начинаться еще в раннем детстве. Это процесс, формирующийся как бы из мелких, промежуточных решений жизни ребенка (какой кружок посещать, какие предметы наиболее интересны и т.д.). На это влияет и наследственность, способности. Немаловажную роль, конечно, играет воспитание.

Факторы принятия решения в выборе профессии были, и до сих пор остаются, предметом исследований и дискуссий в психологическом мире. Некоторые исследователи считают, что выбор профессии это заданное социальное явление - социальное самоопределение человека, определяемое социальными характеристиками профессии. Другие рассматривают этот выбор как выбор деятельности, где главным является интерес к профессии.

Например, Е. А. Климов выделяет такие факторы, определяющие профессиональный выбор:

.Позиция родителей. Часто на выбор ребенка влияет несогласие или предвзятое отношение родителей. В большинстве случаев это связано с несбывшимися мечтами и нереализованность родителей в какой-либо деятельности.

.Позиция друзей, сверстников. В подростковом возрасте большое влияние на человека производит всеобщее мнение и особенно мнение друзей, которое очень сильно может повлиять и на такую вещь, как выбор профессии.

.Позиция учителя. Каждый учитель, наблюдая за учащимся в его учебной деятельности, отмечает его способности, интересы и др. характеристики, и высказывая свое мнение об ученике в процессе обучения влияет на его выбор.

.Личные планы. Все люди строят планы как минимум ближайшего будущего, но также задумываются и о далеком будущем. В него входят жизненные цели, пути и средства их достижения. Так как профессия и может стать этим средством, то соответственно цели на будущее имеют непосредственное влияние на ее выбор.

.Способности и таланты.

.Потребность в общественном признании.

.Информированность. Возможный недостаток информации об интересующей профессии или обладание неверной информацией.

.Склонности. Это уровень психической готовности субъекта к серьезному выбору, его уровень личных притязаний.

выбор профессия

Роль профессии в жизни


Рассматривать профессию можно с разных углов, но ее влияние на нашу жизнь даже в период ее выбора не вызывает никаких сомнений. Профессия воздействует на нас как в физиологическом, так и в эмоциональном плане. Известна зависимость актов человека от его физиологического и нервно-эмоционального состояния (характера психических переживаний). Профессия рассматривается здесь как действие. На любую нашу эмоцию (стимул) происходит определенное действие (реакция). Это всем известная схема, выявленная бихевиористами. Но ее обратное воздействие также возможно. Например, просто улыбка может вызвать радость, а сидение в неудобной позе раздражение и злость. Действие определяет наше состояние как физиологическое, так и эмоциональное. А профессиональная деятельность это может быть многократное повторение одного и того же действия, вызывающего различные реакции, соответственно такое влияние профессии на состояние человека легко проследить.

Ее деформационная роль огромна. Профессия это длящиеся занятие человека и набор определенных действий, выполняющихся из дня в день. Если же всякое действие влияет на поведение, физическое и эмоциональное состояние исполнителя, то такая схема в первую очередь относится именно к профессиональному действию как многократно повторяющемуся.

Существуют различные формы влияния профессии на человека, например:

.Физико-соматическое. Это явление состоит в том, что в ряде профессий человек должен обладать определенным набором антропологических признаков. Например, слабый и больной никогда не сможет стать спортсменом, а глухой - музыкантом, калека военным и т.д. Такое обстоятельство ведет к жесткому подбору людей в профессию, и соответственное удержание и развитие этих соматических признаков в профессиональной деятельности. Специфический, с соматической точки зрения, состав ряда профессиональных групп вызван, прежде всего, отбором, который "механически" производит профессия. Следствием этого является специфические соматические признаки людей различного рода профессий.

Существование такой деформации не подлежит сомнению. Профессиональная работа заставляет человеческий организм приспосабливаться к ней. Это может вести к большему развитию нужных органов и некоторому «атрофированию» ненужных в этой профессии органов. Соответственно это ведет к деформации организма профессионала. О том же, наконец, говорят и цифры профессиональной смертности: известно, что они довольно резко колеблются от профессии к профессии.

.Следующей категорией явлений, вызванных профессиональной деятельностью, служит изменение внешних рефлексов и внешнего облика человека. Примерами могут служить «манера держаться» людей различных профессий. Например, выправка военного или качающаяся походка моряка, плавные движения балерины и т.д. То же и в других профессиях. Особенно заметно такие профессиональные специфики проскальзывают в речи и манере говорить. Мало говорить просто о профессионализмах, прививающихся к ее членам и бессознательно применяющихся ими в нужных и ненужных случаях. Это способы выговаривания слов, например как военный выговаривает «так точно», «будет сделано» и прочее, или как это же самое может выговаривать официант. По речи человека легко определить является он представителем «мускульной» профессии или «интеллектуальной». По терминологии очень нетрудно определить профессию человека.

И конечно, профессия заметно действует на внешний вид человека. Особенно это заметно в одежде. Многие профессии, особенно при исполнении профессиональных обязанностей "облачают" человека в свою одежду (белый халат врача, оранжевая жилетка работника ЖКХ и т.д.). В таких фактах (а их тысячи) штамп профессии назойливо сам бросается в глаза и говорит яснее всяких слов.

Но не только одежда, но даже просто внешний вид или детали внешнего вида показывают нам принадлежность в профессии. Например, излишний слой макияжа у девиц легкого поведения, или бритая макушка у представителей католического духовенства, борода и длинные волосы у священников и т.д.

Чем дольше человек занимается своей профессией, тем резче эта печать профессии, тем она неизгладимее и рельефнее.

.Психическое. Профессия оставляет неизгладимый след и в психологии человека. Как и при физическом профессиональном отборе, психологический отбор проходит в профессии механически. Ряд профессий требует для удовлетворительного выполнения определенных психических свойств от своих членов. Например, впечатлительный человек вряд ли сможет стать хорошим патологоанатомом, а честный - чиновником, гемофилик - хирургом и т.д.

Так же сюда можно отнести и некоторые другие психологические особенности профессий. В некоторых профессиях надо проходить психологическую «цензуру». То есть должен быть определенный набор психический свойств. Например, капитан судна должен быть храбрым, умным, сообразительным и т.д. иначе он не сможет стать профессионалам своего дела. Такие барьеры, мешающие проникновению в профессию, в виде экзаменов, стажа, имущественного ценза, производства тех или иных работ (напр., диссертации, пробной работы и т.п.) существуют в большинстве профессий. При этом легко сообразить, что в определенную профессиональную группу попадают люди с определенными базовыми наборами психических свойств. Соответственно, как и при физическом отборе, эти психологические свойства в профессиональной деятельности закрепляются и дополняются.

Особенно интересными с точки зрения профессиональной психической деформации являются случаи последнего рода, похожие на принуждение расти дерево в сторону, противоположную его естественной тенденции. По данным исследователей в своем большинстве профессиональными убийцами, палачами или проститутками становятся вполне нормальные люди. Свои первые «проступки» они делают под влиянием определенных жизненных обстоятельств и потом долго мучаются и страдают угрызениями совести. Но за первым разом наступает второй, третий и так далее и со временем люди приспосабливаются, деформируются под свою профессию, уже не испытывают подобного став профессионалами. Старые убеждения, отвращение, муки совести будут "смыты" профессией и могут даже замениться противоположными.

Так же интересна деформация внимания. Например, врач при встрече может в первую очередь замечать симптомы болезни, а психолог попытается определить, например, темперамент; историк в экскурсии по городу в первую очередь посетит исторические места памятники, а художественный критик картинные галереи; художник, выглянув из окна, в первую очередь опишет краски и тона окружающего, а, например, архитектор выделит стиль и форму виднеющегося здания. Словом один и тот же внешний объект воспринимается различными профессионалами разно, привлекает их внимание на те свои стороны, которые имеют отношение к профессии человека.

Раз профессия оказывает столь громадное влияние на поведение людей, то отсюда следует, что она имеет громадное значение в обусловливании хода социальных процессов, ибо социальные процессы в конечном счете складываются из поступков людей; следовательно, все условия, варьирующие поведение людей, являются тем самым и "факторами" социальных процессов.



Из данной работы видно как многому человек обязан своей профессии не только с точки зрения материальных благ, но и с точки зрения становления его как части общества и как личности.


Заключение


Роль профессии в жизни человека легко оценить как одну из важнейших. Профессия каждого человека деформирует его душу и тело по своему образу и подобию. От характера профессии человека в значительной мере зависит характер его идеологии, его духовного багажа, его этики, его симпатий и антипатий, вкусов и привычек, и всего мировоззрения. Мало того профессия может стать главным наполнением жизни человека. Столько людей вокруг нас посвящают всю свою жизнь профессии, двигая прогресс или помогая людям. Поистине, каждый человек штампуется и шлифуется своей профессией, при этом оставаясь неповторимой единицей человеческого общества.


Список литературы


Большой психологический словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Описание работы

Задачей данного реферата является рассмотрение данной темы с двух позиций: позиции изначального выбора и позиции деформации внутренних и физических качеств человека под действием профессии.

Введение……………………………………………………………3
Роль выбора профессии………………………………………. 4
Профессиональная ориентация ………………………………6
Выбор профессии………………………………………………...8
Вывод……………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………... 12

Файлы: 1 файл

Московский городской

психолого-педагогический УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной психологии

по курсу «введение в профессию»

на тему «Роль профессии в жизни человека»

Выполнила студентка

группы СОВ 1

Усубян Шушаник Араевна

Научный руководитель

Кандидат психологических наук, доцент

Крушельницкая Ольга Борисовна

Москва 2012 г


Введение………………………………………………………… …3

Роль выбора профессии………………………………………. 4
Профессиональная ориентация ………………………………6
Выбор профессии………………………………………………... 8
Вывод………………………………………………………………. 9

Заключение…………………………………………………… …..11
Список литературы……………………………………………... 12

Введение


Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение, так как он определяет выбор жизненного пути. Это выбор, который мы делаем в юношеском возрасте и он имеет большое значение, как для человека, так и для самого общества. Работа – это главная составляющая человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, самоудовлетворение,но и определяет место в обществе.

Выбор профессии – та точка, где сходятся интересы одного человека с социумом, где сходятся сочетание личных и общих интересов.

Работа это то место где человек проводит основное время в своей жизни. Конфуций говорил, что человек, который нашел любимую работу, всю жизнь не работает.

Правильный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, это имеет огромное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого..

Задачей данного реферата является рассмотрение данной темы с двух позиций: позиции изначального выбора и позиции деформации внутренних и физических качеств человека под действием профессии.

Роль выбора профессии


Путь человека как личности начинается с выбора профессии. Каждый человек начинает выбирать профессию в первую очередь исходя из анализа собственных возможностей.
Раньше у людей, как правило, не было права на выбор профессии. Мужчины занимались тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе.
В современном же мире любой человек может осознанно сам выбрать профессию. И то что этот выбор является осознанным является очень важным пунктом, так как играет очень важную роль для нормального формирования личности.

Впервые серьезно задуматься над выбором профессии нас заставляют в школе.
В целом по итогам развития ребенка в школе его самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумывание, проектирование вариантов профессиональных жизненных путей.

В большинстве случаев мотивами выбора профессии становятся:

·Советы друзей (25% учащихся)

·Советы родителей (17% учащихся)

·Влияние СМИ (10% учащихся)

·Случайные факторы, например близость учебного заведения к дому (9% учащихся)

·Интерес к профессии (оставшиеся 39%)

С проблемой выбора профессии сталкивается каждый и главное выбрать правильно. Для того что бы правильно выбрать профессию в школе существует такая дисциплина как профессиональная ориентация.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ


Для того что бы помочь ученикам правильно выбрать профессию
в начале происходит ознакомление учеников школ с актуальными видами трудовой деятельности, возможностями карьеры.
Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения.
Выбор профессии это первый этап в жизни человека, который должен пройти каждый. После этого следует получение образования, для этого существуют различные вузы, затем начало работы и накопления опыта. После следует продвижение по карьерному росту. Выбор профессии это не минутное решение, этот выбор складывается в течение долгого процесса с самого детства. Процесс формируется с детства до определенного этапа.
На формирования решения могут влиять мелкие промежуточные решения ребенка (какой кружок посещать, какие предметы более интересны.). Так же немаловажно установить есть ли у него способности.

Факторы принятия решения в выборе профессии были, и до сих пор остаются, предметом исследований и дискуссий в психологическом мире. Некоторые исследователи считают, что выбор профессии это заданное социальное явление - социальное самоопределение человека, определяемое социальными характеристиками профессии. Другие рассматривают этот выбор как выбор деятельности, где главным является интерес к профессии.
Например, Климов выделял такие факторы:

Часто на ребенка влияет родительское мнение и зачастую оно играет отнюдь не последнюю роль.

Мнение друзей, знакомых

Мнение учителей, так как они наблюдая за учащимися отмечают его способности, высказывая свое мнение об ученике

Далеко не последнюю роль играет личное мнение. Так как выбор профессии определяет будущую жизнь.

Способности, таланты.

Склонность к тому или иному предмету

выбор профессии

Роль профессии в жизни

Профессия влияет на наше психологическое, физическое, и нервно - эмоциональное состояние.

Мы знаем, как зависит характер психических переживаний от его физиологического и эмоционального состояния. Профессия рассматривается здесь как действие. На любую нашу эмоцию (стимул) происходит определенное действие (реакция)- эта схема была выведена бихевиористами. Но так же возможна обратная реакция.
Например когда улыбаешься, напрягаются определенные мышцы, посылая импульсы в мозг после чего мозг выделяет гормон счастья.
исходя из этого можно сделать вывод, что действие определяет наше состояние и психологическое и физиологическое. Профессиональная деятельность это многократное повторение одного и того же действия, которое вызывает различные реакции, соответственно влияние профессии на человека легко определить.
Существует несколько влияний профессии на человека.

  1. Физико-соматическое. Человек, занимающийся той или иной профессией должен обладать определенным набором антропологических признаков. Например: грузчиком не сможет работать человек слабой комплекции и т.д.
  1. По различным признакам, мы можем определить, к какой профессии принадлежит человек. Так как в течение работы в той или иной деятельности происходит некая деформация организма. Например: манера поведения, четкие, резкие и слаженные действия офицера и плавные движения балерины.

так же манера разговорной речи, так как по терминологии не трудно определить профессию человека.
Профессия влияет на внешний вид человека. Особенно это заметно в одежде.
Например: белый халат врача и деловой костюм предпринимателя.

Чем дольше человек занимается своей профессией, тем резче эта печать профессии, тем она неизгладимее и рельефнее.

Психическое.
Профессия оставляет, неизгладимый след в психологии человека. Ряд профессий требуют для выполнения, определенных психических свойств от работника. Например, человек с боязнью крови не может работать врачом, или же человек страдающий клаустрофобией не может работать спасателем или лифтером.

Профессия оказывает на нас столь громадное влияние, то отсюда может следовать то, что она имеет огромное значение в обуславливании хода социальных процессов, так как социальные процессы складываются из поступков людей. следовательно, все условия, варьирующие поведение людей, являются тем самым и "факторами" социальных процессов.

Вывод

Из данной работы видно как многому человек обязан своей профессии не только с точки зрения материальных благ, но и с точки зрения становления его как части общества и как личности.

Заключение


Роль профессии в жизни человека очень важна. Профессия каждого человека преобразовывает нас под себя. Меняя нас как внешне, так и внутренне. От характера его профессии зависит идеология человека, его этикет, умение держаться, привычек, мировоззрения. Профессия может стать главным направлением в жизни, так как многие посвящают свою жизнь профессии.
Каждый человек изменяется и преобразовывается с помощью профессии, при этом остается неповторимой единицей человеческого общества

Список литературы

  1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. – Москва: МПСИ, 2004. – 464 с.
  2. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию: Учебное пособие. – Москва: Академия: Смысл, 2009. – 512 с.
  3. Майерс Д. Социальная психология: учебник. – 7-е издание. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 794 с. : ил. – (Мастера психологии).
  4. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию: Учебное пособие. – Москва: АСТ, 1999. – 517 с.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие. – Москва: АСТ, 2009. – 352 с.
  6. Климов Е.А. Основы психологии. - Москва. : Культура и спорт; ЮНИТИ, 1997. – 284 с.
  7. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – 3-е международное издание. –Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 336 с. : ил. – (Мастера психологии).

Язык проекта:

Исследование

Цель

выяснить на сколько велика значимость выбора будущей профессии для подростка и помочь подростку определиться с выбором профессии, чтобы начать уже сейчас работать в этом направлении

Гипотеза

Подросток и выбор профессии

Нет гипотез.

Оборудование и материалы

Нет оборудования и материалов.

Зачем в исследовании нужны материалы других участников

Расширить знания, внести что-то новое.

Дополнить мои знания новыми сведениями.

Протокол проведения исследования

ПОДРОСТОК И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

ПЛАН

Введение

1. Выбор Профессии – как самоопределение личности. Начальный и конечный этап самоопределения;

2. Важность выбора будущей профессии;

3. Цели и задачи моего проекта;

Глава I

1. Понятие профессии;

2. Небольшой список наиболее востребованных профессий на рынке труда на сегодняшний день;

3. Проблема настоящих специалистов ;

4. Проблема неверного выбора профессии в юности;

5. Кто или что может оказать помощь подростку в выборе профессии;

6. Ошибки, совершаемые подростками;

7. Факторы, которые нужно проанализировать для того, чтобы принять реалистичное решение о выборе профессии;

Глава II

Мой путь выбора профессии.

Заключение

1. Эссе на тему: “Моя идеальная профессия”;

2. Вывод.

ИГРЫ

Введение.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Проблема выбора профессии очень важна, так как с этой проблемой, как правило, сталкивается большинство людей. Выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Выбор должен быть не только свободным, но и в полной мере осознанным, должен соответствовать как интересам личности, так и интересам общества. Следовательно, необходима глубокая мотивация (побуждающая сила к действию). Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. На последнем этапе подростки должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов, в это же время у подростков формируется отношение к определенным профессиям.

ЦЕЛЬ :

выяснить на сколько велика значимость выбора будущей профессии для подростка и помочь подростку определиться с выбором профессии, чтобы начать уже сейчас работать в этом направлении.

ЗАДАЧИ :

1.Ускорить процесс профессионального самоопределения, расширить свое представление о различных сферах труда, о мире профессий;

2.Узнать кто и что поможет в выборе будущей профессии подростку;

3.Предостеречь от ошибок совершаемых при выборе будущей профессии;

4.Узнать, какими способами можно выявить индивидуальные наклонности подростка с целью выбора профессии, и сделать это;

5.Показать пример индивидуального анализа профессиональной ориентации;

6.Написать краткое эссе о себе и об “идеальной” профессии после изучения личностных и профессиональных характеристик с учетом своих предпочтений.

Глава I

Человеку, вступающему в жизнь, очень важно самоопределиться и сделать правильный выбор. Мир профессий необъятен и изменчив.Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы. Ежегодно появляется множество новых профессий, которые существуют лишь 5 – 15 лет, а затем исчезают или меняются до неузнаваемости. Как вы думаете, сколько всего профессий насчитывается в мире?В 17 веке на Руси было всего 200 разных профессий. На сегодняшний день в мире существует более 50 тыс. профессий.

Самые востребованные профессии:

Инженеры и главные инженеры, технологи и главные технологи . Это касается как легкой, так и тяжелой промышленности - везде, где большое значение имеют международные стандарты качества.

Автотехники . Сюда входят специалисты, работающие с автотранспортом на всем его «жизненном пути» - от проектирования и выпуска до утилизации.

Перевозчики . Причем как специалисты по созданию автомобильного, водного и других видов транспорта, так и профессионалы в области логистики (наука о продвижении товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям), товарно-транспортных операций.

Специалисты в области нано- и биотехнологий . Нанотехнологии найдут свое применение в медицине, пищевой промышленности, космосе и машиностроении. Биотехнологии внедрятся в биофармацевтику и молекулярную медицину.

Специалисты в области интернет-технологий через пять лет также останутся востребованными. Программисты нужны всем и всегда, причем зарплата хотя и зависит от возраста и опыта, но не принципиально: могут взять на довольно высокую позицию и 19-летнего студента.

Схемотехники, специалисты по техническому надзору, инженеры-электрики, наладчики, токари и фрезеровщики, механики, работающие со станками, слесари по ремонту технологического оборудования могут также не задумываться о мизерных зарплатах постсоветского периода.

Массовая установка систем кондиционирования, вентиляции воздуха, отопления и водоснабжения , особенно автоматизированных, предполагает востребованность специалистов.

Востребованными окажутся специалисты лесного хозяйства и бумажного производства, специалисты по мониторингу и управлению окружающей средой . По прогнозам, к 2015 - 2018 годам вопросы экологии уже невозможно будет игнорировать. И чтобы окончательно не погубить Землю, человеку придется изучать и удовлетворять ее потребности.

Рынок труда довольно изменчив. Одни профессии исчезают, другие появляются, какие-то из них более востребованы, какие-то мало популярны. При этом ситуация может меняться.

На данный момент сложилась такая обстановка, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Одной из причин нехватки “настоящих специалистов”, а так же в разочарования в своей карьере, является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Как найти среди множества профессий свою? Эти вопросы встают перед подростками.

На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» - ученики не всегда могут ответить. А между тем, проблема выбора профессии очень серьёзна. От человека всё в большей степени требуется высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни, ведь время не стоит на месте, а наоборот несется со стремительной скоростью. Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, необходимо, прежде всего, разобраться в собственных установках, способностях и интересах. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Когда человек выбирает профессию , он принимает важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Но самый главный фактор – это желание и стремление взять ответственность на себя.

«Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». К.Д. Ушинский

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Кто или что может оказать помощь подростку в выборе профессии:

  • Реальные советы родителей.
  • Подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе;
  • Специалисты по профессиональной ориентации. В каждом городе существуют специальные центры занятости населения, куда может обратиться каждый человек, в том числе и подросток. Там же можно найти специалиста по профессиональной ориентации и проконсультироваться с ним;
  • Прохождение проф. тестирования (это можно сделать так же в центре занятости населения);
  • Ярмарки учебных заведений (вся информация свободно храниться в центре занятости населения и доступна любому, кто ею интересуется);
  • Учителя, педагоги, преподаватели.
  • Ошибки, совершаемые подростками:
  • не знание своего физического здоровья
  • !Особенно важно обратить внимание на индивидуальные особенности своего организма, прежде чем определиться с будущей профессией.
  • пойти за компанию с другом. Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья;
  • идти по принуждению родителей. Иногда родители заблуждаются и начинают навязывать свое мнение, не стоит бездумно потыкать ему и забывать о своих собственных интересах;
  • не знание мира профессий.
  • Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
    Первый фактор – «Хочу»

    Подросток должен оценить свои интересы и склонности, выяснить, какие профессии нравятся, представить, чем хотел бы заниматься каждый день.

    Второй фактор – «Могу»

    Познакомиться с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.

    Третий фактор – «Надо»

    Узнать, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
    1. Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
    2. Оценить достоинства и недостатки каждого варианта.
    3. Исследовать шансы успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
    4. Продумать запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

    Проанализировав ошибки совершаемые молодежью и узнав, кто и что может оказать помощь подростку в выборе будущей профессии, а так же наметив примерный план моих действий, я начала свой путь.

    Глава II

    Мой путь выбора профессии

    Мои действия:

    1.Позвонила в первоуральский центер занятости и записалась на проф. тестирование.

    2. Прошла тестирование.

    3.Побеседовала со специалистом по проф. ориентации.

    4.Получила результат. А так же получила свою психологическую характеристику иузнала, что роль самооценки в поиске и выборе профессии для подростка очень важна. В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере.

    5.Определила для себя 3 приоритетные профессии: педагог, журналист, психолог.

    6.Решила поинтересоваться заработной платой и востребовательностью.

    7.Поинтересовалась учебными заведениями, где обучают на этих специалистов.

    8.В мои планы входит посещение данных учебных заведений в день открытых дверей.

    Заключение

    Сочинение на тему “Мой выбор профессиональной деятельности”

    Я давно заметила простой, но в то же время великий “закон жизни”. Его смысл заключается в том, что наши бабушки и дедушки чаще говорят и вспоминают прошлое (уже минувшие дни), родители же пытаются устроить свое настоящее, то есть живут “здесь и сейчас”. Мы же, подростки, смотрим всегда в будущее и мечтаем о счастливой взрослой жизни. И как бы мы не старались перехитрить этот закон, у нас все равно ничего не выйдет.

    Я часто задумываюсь над тем, кто я есть? Или чем я хотела бы профессионально заниматься, в чем я могу себя проявить? У своих знакомых – ровесников я спрашивала, кем же они хотят стать. Редко кто отвечал мне с уверенностью, чаще отвечали, сомневаясь в своем намеченном решении, а некоторые просто даже не предполагали, какую профессию выберут. Но после моих расспросов всегда следует встречный вопрос: “А ты? Какую профессию ты выберешь?”. И я действительно начала задумываться над этим вопросом и подошла к нему максимально ответственно и серьезно, решив, что напишу учебно-исследовательский проект на тему: “Подросток и выбор профессии”. Под словом “подросток” я подразумеваю не только себя, но и других моих ровесников, поскольку знаю, что и для них этот вопрос будет не менее актуальным, чем для меня.

    Итак, проект я написала, но в своем сочинении я не буду анализировать то, что у меня получилось в итоге (так как это я опишу в своем выводе), но я хочу рассказать в этом сочинении о моих прежних планах на будущее и о решении, которое на данный момент я приняла после того, как практически написала свой учебно-исследовательский проект. Хочу сразу внести небольшую ясность: так как я всего лишь ученица, заканчивающая восьмой класс, то моё решение о выборе профессии может поменяться, но на данный момент я уверена в своем выборе, поэтому уже начинаю искать пути достижение новых целей, которые я перед собой поставила, но при этом у меня имеется еще несколько “запасных вариантов” на случай непредвиденных обстоятельств.

    Хочу начать с того, что когда мне было около семи лет, я первый раз пришла в частную стоматологическую клинику. После того как мне залечили там зуб, я вышла оттуда с улыбкой и сразу заявила, что буду стоматологом. Почему я так радовалась? Все просто. В городской стоматологической клинике мне было безумно плоха, и я ужасно боялась её посещать и видеть этих вечно нервничавших врачей, поэтому всегда шла к ним с тяжелым сердцем, заранее зная что будет очень больно и придется опять мучиться. Зато в частной стоматологии мне было совсем не больно и даже интересно.

    В общем, я промечтала быть стоматологом до шестого класса. А моя мама тем временем советовала мне десять раз подумать, прежде чем принять такое обременяющее решение, и оценить мои шансы. И я их оценила только сейчас. Я все-таки перехотела быть стоматологом, решив, что есть в мире профессии интересней, чем вечно мучить людей и всю жизнь ковыряться в одних и тех же больных зубах (но зато всегда хорошо зарабатывать). И тогда я начала задумываться, кем же я все-таки хочу стать. Помимо занятий в школе я занималась рисованием (не говорю, что я хожу в художественную школу, потому что эти занятия школой никак нельзя назвать) и пыталась учить языки. Я постоянно мучила маму вопросами: “Кем мне быть?”. Она же отчаянно приводила в пример лингвиста, но не настаивала на этом профессиональном направлении, а лишь доказывала, как замечательно ездит по всему миру, нежели всю жизнь смотреть в одну точку. Я прекрасно понимала, что она права, а так же что лингвиста из меня не выйдет, потому что с языками у меня “не все так безупречно”.

    Спустя некоторое время я узнала про профессиональное тестирование в центре занятости населения нашего города. И я изъявила желание туда попасть. Я провела там часа три, но мне понравилось. Было интересно проходить очень объемный тест и общаться с замечательной женщиной - специалистом по профессиональной ориентации граждан. Она рассказала и показала на распечатанном листе с результатами теста (которые отдали мне) о моих психологических особенностях и о профессиональных наклонностях. Результатом моих стараний стали три варианта видов профессий, которые мне подошли: психолог, журналист и педагог. Через некоторое время, проанализировав все варианты и приняв к сведению всю найденную мной информацию для

    учебно-исследовательского проекта, я решила, кем же все-таки хочу стать.

    Я не зря упомянула, что очень люблю рисовать. В интернете я нашла сайт ВУЗа, находящегося на Урале, где обучают на педагогов-художников, при этом вкладывая в студентов знания психологии. Я чувствую, что если выберу это направление, то реализую себя. Я очень довольна результатами своего “исследования”, потому что на интересующие меня вопросы я нашла ответы. А так же на данный момент я полностью уверенна, что смогу заниматься этим видом деятельности всю жизнь и буду счастлива.




    ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

    Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание - одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

    Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана.

    Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».

    Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач - подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

    Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности не на своем месте, о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

    Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции, осознания информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3–4 раз; выявлены также значительные - порядка 1120 - вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

    Профессии, однако, «себе на уме» - у каждой, а их десятки тысяч, свои требования к человеку, свой норов, свой расчет. Мы выбираем и нас выбирают.

    Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов.

    Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

    ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

    Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

    Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.

    Пользуйся информацией профессионалов.

    Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей,

    внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется),

    реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

    С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

    Изучи глубже самого себя:

    разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

    Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главныеи второстепенные качества.

    Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

    Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

    Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и - действуй!

    Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

    Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

    Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

    ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

    ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ
    ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

    ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ . Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

    Что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

    Что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

    Что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

    Что от него потребует работа и трудовой коллектив.

    ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ . Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

    ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ . Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

    ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ . Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это - психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

    ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

    1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

    Выбор профессии за компанию;

    Перенос отношения к человеку на саму профессию;

    Отождествление учебного предмета с профессией;

    Ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

    Неумение определить путь получения профессии.

    2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

    Незнание или недооценка своих физических особенностей;

    Незнание или недооценка своих психологических особенностей;

    Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

    3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

    Увлечение только внешней стороной профессии;

    Предубеждение в отношении престижности профессии;

    Незнание требований профессии к человеку;

    Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.





    ПЛАНИРУЯ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КАРЬЕРУ,
    ПОЛЕЗНО ОТВЕТИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ

    От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

    Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

    Какие учебные предметы у вас любимые?

    Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

    О какой работе вы мечтаете?

    Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

    Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

    Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

    Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

    Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

    Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

    С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

    И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.





    УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

    ХОЧУ - стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

    МОГУ - возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

    НАДО - потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.





    ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН

    1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

    2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

    3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

    4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

    5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

    6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

    Характеристика профессионального плана:

    определенность , ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

    полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

    устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

    реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

    логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

    моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

    согласованность плана с потребностями рынка труда.

    ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

    Составляя личный профессиональный план, необходимо:

    Определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек»,«человек-знаковая система», «человек-художественныйобраз»; составить формулу интересующей профессии;

    Выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

    Сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

    Ознакомиться с интересующимипрофессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

    Соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

    Узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

    Ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

    Проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.





    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

    Различают следующие степени профессиональной пригодности:

    1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

    2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

    3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

    4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

    Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.





    ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

    Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

    Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

    По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

    Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

    Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

    Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

    Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

    Какова продолжительность обучения?

    Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

    Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

    Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

    Адрес учебного заведения и его полное название?

    Работа, которую мы выбираем

    В жизни человеку приходится постоянно сталкиваться с проблемой выбора. Ежедневно в мире принимаются миллионы решений. Одни из них приближают человека к мечте, другие губят судьбы. Суть в том, что мы не можем знать наверняка, к чему нас приведет то или иное решение, но в наших силах минимизировать негативные последствия того или иного выбора, подойдя к решению проблемы как можно более рационально. При принятии решения не стоит концентрировать внимание лишь на материальных выгодах, которые ты сможешь получить, сделав тот или иной выбор. Не стоит во всех вопросах быть лишь прагматиком, порой нужно слушать своё сердце. Решениями мы сами пишем сценарий своей жизни. И то, какой она будет, зависит только от нас. Одним из сложнейших и важнейших выбором в нашей жизни является выбор будущей профессии.

    Кто из нас не сталкивался с важнейшим выбором в жизни- выбором профессии. Особенно остро эта проблема стоит среди молодёжи, потому что люди часто не знают, куда им податься. Оно и не удивительно, ведь приходится достаточно в юном возрасте выбирать отрасль, в которой, возможно, придется трудиться всю жизнь. Кроме того, люди хотят добиться успеха, иметь высокую заработную плату, получать привилегии, при этом, работая там, где им хочется. Часто бывает так, что человек, в погоне за деньгами и престижем, вынужден оставить свою профессию мечты и работать там, где больше платят, в итоге этот человек ненавидит работу, да и специалист из него так себе. А чего бы он смог достичь, выбрав профессию, о которой так долго мечтал? Как минимум счастья, ведь работа будет в радость. Но вот парадокс: профессия, привлекавшая тебя в 18 лет, может изрядно тебе разонравиться в твои 30 лет. Что же делать? За плечами уже несколько лет учёбы на данную специальность, приличный опыт, а любви к работе нет. Другое дело, можно полюбить то, чем ты занимаешься, а не заниматься тем, что ты любишь. В любом случае решающую роль в судьбе человека играет его выбор профессии, поэтому очень важно рационально оценивать свои силы в решении данного вопроса и подходить к нему со всей серьёзностью и самоотдачей.

    Безусловно, важнейшим критерием в выборе сферы деятельности является полезность обществу. Как говориться, мёртвому врач не нужен. Необходимо работать на благо общество, заботясь о его развитии и помогать улучшить ситуацию в массах к лучшему. Зачем это нужно? Да затем, что каждый человек является важным винтиком в сложной общественной системе. Каждый должен трудиться на его благо, иначе человечество развалится. Я не говорю, что каждый поголовно должен становиться учителями, врачами и полицейскими. Нет, даже деятельность рядового менеджера и обычного композитора привносит свою пользу в жизнь общество. Так что нужно трудиться, и не только чтобы себя содержать, но и чтобы общество развивалось с твоим непосредственным участием.

    Конечно же, ещё одним критерием, на который стоит опираться людям при выборе профессии, являются личные предпочтения человека. Но не нужно путать ситуации: это я люблю делать, а это у меня получается и это мне нравится. Человек может любить делать всё что угодно, но это может у него не получаться. Кто-то любит петь без слуха и голоса, но это не значит, что им нужно становиться певцами и певицами. Важную роль здесь играют человеческие навыки и умения. Вы скажите, что человек не будет любить делать то, что у него не получается и наоборот. Но это далеко не всегда бывает именно так. Именно поэтому в выборе профессии нужно опираться не только на то, что тебя привлекает, но и на те навыки, что у тебя хорошо развиты, на то, что у тебя блестяще получается.

    Я считаю, что успех человека в жизни зависит не только от его личностных качеств, но и от того, какую профессию он выберет. Ну, а выбор профессии в свою очередь зависит от того, на что он опирается в принятии такого важного решения. Конечно, у каждого правила есть своё исключение. Если человек в выборе специальности опирается лишь на материальные возможности профессии, это не значит, что он не добьётся успехов в жизни. Как и если человек, выбрав специальность по душе, не скатиться в общественное дно и не сгинет там. Всё сугубо индивидуально в данном вопросе. Но всё же, в большинстве случаев действует правило: лучший специалист выходит из того, кому по душе данная специальность. А лучшие специалисты, как известно, добиваются больших успехов. Так что я считаю, что главное любить то, чем ты занимаешься и отдаваться этому с головой.

    Мне не раз задавали вопрос: «Чем ты хочешь заниматься в будущем?» Соответственно, я не раз задумывалась над этим вопросом. За свою непродолжительную жизнь я не раз меняла решение в данном вопросе. Увы, я не могу точно сказать, кем я хочу стать в будущем, с какой профессией смогу связать жизнь. Но одно могу сказать точно: я хочу помогать людям. Будет ли это помощь голодающим в Африке, или же помощь знакомым в решении личным проблем и драм. Но главная моя цель на будущее - жить счастливо и не потерять человечность.

    Жизненный путь можно сравнить с дорогой, и куда мы повернём, решать только нам. Мы сами своими действиями предопределяем своё будущее. И одним из главных моментов в нашей жизни является выбор профессии. То, как сложится наша жизнь, во многом зависит от нас, от нашей деятельности. Я склоняюсь к убеждению, что нужно выбирать ту профессию, которую хочется, которую выбирает ваше нутро. Не нужно бежать за деньгами, властью, известностью, ведь в погоне за материальными благами можно проглядеть всю жизнь. Очнёшься в 60 лет, оглянешься назад, и что? Ты стремился заработать побольше, а жизнь просто взяла и прошла мимо. Нужно просто жить и жить сейчас. Жить не по стереотипам и не потому, как сейчас «модно», а так, как требует душа. Нужно заниматься любимым делам, не унывать и всегда помнить, что если одна дверь закрылась, обязательно откроется другая.

    airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги