Соц обслуживания населения. Социальное обслуживание граждан

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан , находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также , занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Принципы социального обслуживания:

  1. адресности;
  2. доступности;
  3. добровольности;
  4. гуманности;
  5. приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  6. конфиденциальности;
  7. профилактической направленности.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания(дома интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, дома интернаты для детей с физическими недостатками);
  • геронтологические центры;
  • иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

  1. гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;
  2. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  3. несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Основания социального обслуживания

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения:

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Виды социального обслуживания

  1. материальная помощь;
  2. социальное обслуживание на дому;
  3. социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
  4. временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания;
  5. консультативная помощь;
  6. реабилитационные услуги;
  7. организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Материальная помощь оказывается в виде:
· денежных средств;
· продуктов питания;
· средств санитарии и гигиены;
· средств ухода за детьми;
· одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
· топлива;
· специальных транспортных средств;
· технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:
· детям сиротам;
· детям, оставшимся без попечения родителей;
· безнадзорным несовершеннолетним;
· детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
· гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;
· гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
· другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Консультативная помощь оказывается в учреждениях социального обслуживания по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные услуги заключаются в оказании помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания организуется в учреждениях социального обслуживания в дневное время. Предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Под социальным обслуживанием граждан принято понимать порядок организации мероприятий, проводимых социальными службами.
В роли социальных служб выступают предприятия или учреждения оказывающих социальные услуги медицинского, педагогического, правового и иного направления.

Осуществлять социально обслуживание вправе и граждане, имеющие статус предпринимателя, род деятельности которых направлен на реализацию данных направлений.

Сущность подобных мероприятий основана на выполнение функций по социальной адаптации или реабилитации отдельных слоев населения, оказавшихся в трудных условиях или стечении трудных жизненных обстоятельствах.

Осуществление социального обслуживания основывается на ряде принципов:

  1. общедоступности для населения
  2. адресованности к конкретным гражданам
  3. на добровольной основе
  4. приоритетности в оказании лицам, не достигшим совершеннолетия
  5. на условиях конфиденциальности

В этой статье:

Формы социального обслуживания населения

Действующим законодательством России предусмотрены следующие формы:

  • Материальная помощь, суть которой в обеспечении граждан деньгами, предметами первой помощи
  • Помощь на дому, предоставляется посредством домашнего обслуживания граждан, одиноких людей, нуждающихся в уходе. Помощь оказывается в виде бытового, медицинского и иного характера
  • Социальное обслуживание в стационарах, направлено на поддержание жизни гражданам, утратившим способности к самообслуживанию, например, в связи с психическим заболеванием, травмами, инвалидностью, престарелым возрастом
  • Временный приют, предоставляемый детям-сиротам, детям, не имеющим родителей, беспризорным детям, не достигшим 18 лет, для людей, не имеющих постоянной регистрации или жилья, гражданам, пострадавших от стихийных бедствий или вооруженных конфликтов
  • Дневное пребывание осуществляется для граждан, нуждающихся, например, в получении первой медицинской помощи, продуктов питания
  • , оказываемая клиентам социальной службы в виде предоставления необходимых жизненных консультаций, как правового, так и иного характера, в том числе психологическая помощь
  • Реабилитационные услуги, направленные на оказание разного рода помощи инвалидам, малолетним правонарушителям и иным гражданам. Может выражаться в психологической, медицинской помощи, способствующей восстановлению нормальной жизни.

Порядок предоставления социального обслуживания населению

Помощь предоставляется только тем гражданам, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах. Под которыми понимают стечение обстоятельств, нарушающих нормальное продолжение жизни, например, в связи с инвалидностью, престарелым возрастом, заболеваниями, безнадзорностью.

Оказание социального обслуживания подлежит при каждом обращении гражданина за помощью. Специфика данного рода деятельности построена таким образом, что социальные службы оказывают всем обратившимся за помощью.

Обратиться могут как граждане России, так и иностранные граждане, находящиеся на территории нашего государства.

Виды социальных услуг, предоставляемых гражданам

Социальное обслуживание делится на два основных вида: бесплатное и платное.

Бесплатные услуги оказываются гражданам:

  • Не способным себя самостоятельно обслуживать в бытовом плане
  • Людям преклонного возраста
  • Доход, составляющий ниже прожиточного минимума
  • Безработным
  • Без места жительства
  • Беспризорным детям
  • Пострадавшим от стихий и военных действий

Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств региона.

Платные услуги оказываются всем желающим гражданам, оказавшимся в трудной ситуации, но способных себя материально обеспечивать или обслуживать. Услуги данного рода направлены на предоставление профессиональных услуг, правовых консультаций.

Тарифы по платному обслуживанию, устанавливаются самостоятельно социальными службами.

Например, услуги могут быть связаны с помощью в оформлении документов на недвижимое имущество, на получение социальных выплат и пособий и др.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 442-ФЗ).

Согласно Федеральному закону № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданам в следующих формах:

  • стационарного социального обслуживания;
  • полустационарного социального обслуживания;
  • социального обслуживания на дому.

Порядок предоставления социальных услуг в любой из трех форм аналогичен с незначительными отличиями, для получения социального обслуживания придерживайтесь следующего алгоритма:

Шаг 1. Сбор необходимых документов (для получателя социальных услуг и(или) его законного представителя):

  1. ксерокопия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (страницы с фото и пропиской). Для несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет — свидетельство о рождении, содержащее сведения о месте жительства в г. Москве;
  2. ксерокопия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность одного из законных представителей (для несовершеннолетнего либо недееспособного гражданина);
  3. документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, — для целей признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании;
  4. документ, подтверждающий обстоятельства, объективно препятствующие выполнению членами семьи или родственниками обязанностей по уходу за неспособным к самообслуживанию гражданином, — в случае обращения гражданина, проживающего в семье или при наличии у него близких родственников;
  5. оригинал медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина, в том числе и об отсутствии у него противопоказаний к получению социального обслуживания (можно получить в поликлинике по месту жительства);
  6. ксерокопия справки об инвалидности федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы (в случае обращения за социальным обслуживанием инвалида);
  7. оригинал заключения врачебной комиссии психоневрологического диспансера или больницы с развернутым диагнозом и указанием рекомендованного типа организации социального обслуживания — для стационарной формы социального обслуживания;
  8. оригинал заключения психолого-медико-педагогической комиссии — в случае обращения о предоставлении социального обслуживания несовершеннолетнему гражданину, страдающему психическими расстройствами;
  9. решение суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным — для недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина;
  10. справку об освобождении из мест лишения свободы — для гражданина из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию;
  11. оригинал справки, содержащей сведения о доходах гражданина и членов его семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих обращению (за исключением сведений, указанных в п. 2.2.12 Постановления Правительства Москвы № 829-ПП от 26 декабря 2014 года «О социальном обслуживании граждан в городе Москве» (далее – Порядок) – можно получить в отделении Пенсионного Фонда РФ по месту жительства;
    12) документ, удостоверяющий личность, и доверенность — для лиц, обращающихся в интересах получателя социальных услуг (законными представителями гражданина могут выступать как конкретные доверенные лица, так и опекающие организации).

Возможные вопросы при реализации Шага 1:

  • «документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, — для целей признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании» – имеется ввиду перечень сведений и документов по соответствующей форме социального обслуживания, запрашиваемые в рамках межведомственного взаимодействия и подтверждающих обстоятельства, ухудшающие (или способные ухудшить) условия жизнедеятельности гражданина. Среди таких документов могут быть справка о составе семьи, справка о размере пенсии, ходатайство соответствующих органов и учреждений. Например, гражданин частично утратил способность к самообслуживанию в силу возраста и наличия инвалидности, ему тяжело за собой ухаживать самостоятельно и он хочет оформить для себя социальное обслуживание на дому, чтобы ему помогал социальный работник. В этом случае гражданин должен предоставить справку с места жительства о составе его семьи (или выписку с домовой книги), в которой содержались бы сведения, подтверждающие, что он одинокопроживающий или одинокий (а потому ухаживать за ним некому). В случае, если совместно с гражданином прописан ближайший родственник (например, дочь), но фактически она проживает отдельно от отца (в другом населенном пункте), и это документально подтверждено, в этом случае гражданин также признается одинокопроживающим.
  • «документ, подтверждающий обстоятельства, объективно препятствующие выполнению членами семьи или родственниками обязанностей по уходу за неспособным к самообслуживанию гражданином, — в случае обращения гражданина, проживающего в семье или при наличии у него близких родственников», — имеются ввиду следующие обстоятельства: продолжительная болезнь (более одного месяца), инвалидность, пенсионный возраст, отдаленность проживания от нуждающегося в уходе гражданина, частые и продолжительные командировки близких родственников и членов семьи. Таким образом, соответствующими документами могут быть выписки из истории болезни, справка об инвалидности, справка о фактическом проживании родственников.

Шаг 2. Подать заявление о предоставлении социальных услуг в письменном или электронном виде

Чтобы подать письменное заявление обратитесь лично (или посредством законного представителя) по месту жительства в Территориальное подразделение Управления социальной защиты населения г. Москвы или в Многофункциональный центр предоставления государственных услуг. Для подачи заявления в электронном виде используйте Интернет-портал государственных и муниципальных услуг.

В заявлении укажите на форму социального обслуживания и на желаемых поставщиков социальных услуг из Реестра поставщиков (п. 1 Приказа Минтруда России от 28.03.2014 N 159н. В случае, если Вы затрудняетесь в выборе поставщиков социальных услуг, обратитесь за помощью к сотруднику УСЗН).

К заявлению приложите оригиналы и ксерокопии собранных документов (см. Шаг 1.). Ваше заявление регистрируется в день обращения в УСЗН.

Возможные вопросы при подаче заявления в электронном виде:

  • Если гражданин уже зарегистрирован на Портале государственных и муниципальных услуг, то для подачи заявления нужно войти в систему под своим СНИЛС и паролем, далее открыть ссылку «Электронные услуги», далее – «Министерство здравоохранения и социального развития», далее – «Управление социальной защиты», далее – «Прием обращений граждан», в открывшемся окне – нажать «Получить услугу», заполнить все поля и отправить заявление. В течение трех рабочих дней, следующих за днем подачи заявления, подтверждается факт получения заявления ответным сообщением заявителю в электронном виде с указанием перечня необходимых документов и календарной даты его личного обращения в Управление социальной защиты населения либо сообщает о мотивированном отказе в приеме заявления.
  • Если гражданин НЕ зарегистрирован на портале государственных услуг, то порядок действий дополняется: для первоначальной регистрации необходимы следующие документы: паспорт гражданина РФ, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ, а так же мобильный телефон, выход в Интернет и адрес электронной почты. На главной странице Портала нажмите ссылку «Вход/Регистрация», далее – заполните сведения о себе, проверьте точность вводимых данных, далее – следуйте предложенным инструкциям, далее — подтвердите свои действия, перейдя по ссылке, указанной в электронном письме, или введя код, присланный в SMS на номер мобильного телефона. Заключительная стадия регистрации заключается в подтверждении личности гражданина через муниципальные центры активации (это органы социальной защиты населения, центры занятости населения и МФЦ). При этом необходимо явиться лично и иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
  • Часто гражданин (его законный представитель) имеет возможность обратиться с заявлением о предоставлении социальных услуг непосредственно к выбранным поставщикам соц.услуг, минуя отделение социальной защиты/МФЦ.

Шаг 3. Дождаться принятия решения по вашему заявлению

Срок ожидания обычно не превышает более 5 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении соц.услуг:
В течение двух дней проводится проверка полноты и достоверности представленных сведений.
УСЗН не позднее трех рабочих дней с даты регистрации заявления:

  • устанавливает размер среднедушевого дохода гражданина для целей предоставления социального обслуживания;
  • организует обследование материально-бытовых и социальных условий проживания гражданина по месту его жительства, по результатам которого составляется соответствующий акт обследования материально-бытовых и социальных условий проживания (п. п. 2.8, 2.9 Порядка).

После проверки документов и составления акта обследования УСЗН не позднее двух рабочих дней принимает одно из следующих решений:

  • о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (см. Статья 15 ФЗ №442);
  • об отказе в социальном обслуживании (п. 2.11, 2.12 Порядка).

Решения в отношении полустационарной формы социального обслуживания и в отношении формы социального обслуживания на дому принимает УСЗН, а в отношении стационарной формы социального обслуживания — Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. п. 2.13, 2.14 Порядка).

В решении о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании указываются (п. 2.17 Порядка):

  1. форма социального обслуживания и сроки предоставления социальных услуг;
  2. правила предоставления социальных услуг бесплатно, за плату или частичную плату;
  3. сведения о законном представителе (при необходимости).

О принятом решении гражданин уведомляется не позднее двух рабочих дней со дня принятия указанного решения способом, обеспечивающим подтверждение получения такого уведомления с приложением копии решения (п. 2.20 Порядка).

Возможные вопросы при реализации Шага 3:

  • В случае, если гражданин получил отказ в предоставлении социального обслуживания, могли быть следующие причины:
    наличие медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию (алкоголизм, карантинные инфекционные заболевания, тяжелые психические расстройства, активная форма туберкулеза, венерические и иные заразные заболевания, требующие стационарного лечения);
    несоответствие документов, представленных гражданином или его законным представителем, требованиям (в том числе подача заявления от имени заявителя неуполномоченным лицом);
    непредставление гражданином документов (или представление не в полном объеме);
    представление гражданином заведомо недостоверных сведений и документов, по форме или содержанию не соответствующих требованиям действующего законодательства;
    Отсутствие оснований для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании по форме социального обслуживания, указанной в заявлении о предоставлении социальных услуг;
    Отсутствие обстоятельств, объективно препятствующих выполнению членами семьи или близкими родственниками гражданина обязанностей по уходу за не способным к самообслуживанию гражданином, когда гражданин проживает в семье или у него имеются близкие родственники.
  • Если отказ связан с невозможностью предоставления конкретной формы социального обслуживания или предоставлением неполного (утратившего силу) комплекта документов, то гражданину разъясняют возможность подать новое заявление с указанием иной формы социального обслуживания или дооформления документов (п. п. 2.15, 2.16 Порядка).
    ё отдельных видов выплат из числа выплат (указанных в п. 5 Правил), не содержится.

Шаг 4. Получение индивидуальной программы предоставления социальных услуг

В случае признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании наступает следующий этап. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) по утвержденной форме составляется не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления. Форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утверждена Приказом Минтруда России №874н от 10 ноября 2014 г.

Индивидуальная программа – это документ, который предусматривает форму социального обслуживания, состав, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг и мероприятия по социальному сопровождению (п. 3.2 Порядка). Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах. Социальные услуги делятся на следующие категории: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей соц.услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, срочные социальные услуги. Также в ней отображаются контактные сведения рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Гражданин имеет право на участие в составлении ИППСУ.

Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах, один из которых остается в базе УСЗН, а один – отдается на руки получателю соц.услуг. ИППСУ подлежит пересмотру в соответствии с изменениями потребностей гражданина в социальных услугах, но не реже одного раза в три года (п. п. 3.3, 3.4 Порядка).

* Примечание: срочные социальные услуги предоставляются без составления индивидуальной программы.

Возможные вопросы при реализации Шага 4:

  • Гражданин, с целью предоставления ему социальных услуг, имеет право обратиться за предоставлением социальных услуг к любому поставщику – как организации, предоставляющей социальные услуги, так и к индивидуальному предпринимателю, осуществляющему социальное обслуживание. Гражданин не обязан обращаться только к тем поставщикам социальных услуг, которые были перечислены в его ИППСУ (указанный список поставщиков носит рекомендательный характер для гражданина)
    * Если гражданин поменял место жительства, переехал в другой регион, в этом случае согласно действующему законодательству, индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Вместе с тем, в регионе по новому месту жительства для гражданина составляется новая индивидуальная программа.
  • Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги, нескольких из социальных услуг, включенных в индивидуальную программу. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.
  • Если гражданину в определенный момент потребуется социальная услуга, не включенная в ИППСУ, в этом случае у него есть возможность воспользоваться данной услугой на условиях частичной или полной оплаты.
  • Срок реализации ИППСУ не может быть бессрочным, т.к. согласно действующему законодательству, утвержденная ИППСУ подлежит обязательному пересмотру не реже 1 раза в 3 года.

Шаг 5. Выбор поставщика социальных услуг, заключение договора

Самостоятельно выберите поставщика из предложенного Реестра поставщиков социальных услуг г. Москвы и обратитесь к нему (лично или посредством законного представителя) с копией решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и ИППСУ (п. 4.1 Порядка).

Важно! Гражданин должен обратиться к поставщику социальных услуг для заключения договора не позднее 180 календарных дней со дня принятия решения и не позднее истечения половины срока предоставления социальных услуг, который указан в решении и индивидуальной программе (п. 4.2 Порядка).

Договор заключается в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обращения гражданина к поставщику социальных услуг с копией решения и индивидуальной программой (п. 5.2 Порядка).

Договор должен содержать обязательные условия оплаты предоставляемых услуг, приостановления соц.обслуживания, прекращения предоставления соц.обслуживания (п. 5.3 Порядка).

* Примечание: срочные социальные услуги предоставляются без составления договора и в сроки, обусловленные нуждаемостью гражданина.

Возможные вопросы при реализации Шага 5:

  • Гражданин, с целью предоставления ему социальных услуг, имеет право обратиться за предоставлением социальных услуг к любому поставщику – как организации, предоставляющей социальные услуги (как правило, это комплексные центры социального обслуживания), так и к индивидуальному предпринимателю, осуществляющему социальное обслуживание. Гражданин не обязан обращаться только к тем поставщикам социальных услуг, которые были перечислены в его ИППСУ (указанный список поставщиков носит рекомендательный характер для гражданина)
  • Гражданин может получить отказ от поставщика в получении социальных услуг стационарной формы обслуживания в связи с наличием медицинских противопоказаний, указанных в заключении ЛПУ.
  • В соответствии с действующим законодательством, в случае необходимости, условия договора между поставщиком социальных услуг и гражданином (его законным представителем) могут быть пересмотрены при согласии сторон.
  • До заключения договора гражданин имеет право получить от поставщика неотложную помощь, если того требуют обстоятельства. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление гражданина (его законного представителя), а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданине, нуждающемся в предоставлении срочных социальных услуг.

Срочные социальные услуги включают в себя:

  1. обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
  2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  3. содействие в получении временного жилого помещения;
  4. содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  5. содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
  6. иные срочные социальные услуги.
  • В случае, если гражданину требуется социальная услуга, не предусмотренная содержанием ИППСУ и условиями договора, он имеет право воспользоваться ей на платной основе.
  • Гражданин не вправе требовать от поставщика оказания социальных услуг в долг или третьим лицам (родственникам, соседям и т.д.)
  • В случае оказания социальных услуг ребенку/несовершеннолетнему, при заключении договора получателем социальных услуг не могут выступать также родители или вся семья, но только лицо, в отношении которого этот договор составлялся. Вместе с тем, если нуждающимся признан не только ребенок, но, к примеру, вся семья, то в данном случае ИППСУ и договор составляется отдельно на каждого члена семьи.

Шаг 6. Оплата социальных услуг, исполнение договора

Предоставление социального обслуживания гражданам осуществляется бесплатно, за частичную или полную плату (п. 6.1 Порядка).

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания устанавливаются договором (п. 6.6 Порядка). Расчет ежемесячной платы за соц.услуги зависит от уровня среднедушевого дохода получателя услуг.

Бесплатно услуги предоставляются категориям граждан, указанным в части 1 Статьи 31 Федерального закона №442-ФЗ, а именно: 1. Несовершеннолетние граждане 2. Лица, которые пострадали в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов 3.Лица, доход которых меньше или равен среднедушевому доходу в регионе (прожиточный минимум).

К услугам, предоставление которых возможно на безвозмездной основе, относятся социальные услуги, входящие в Территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг. Дополнительные социальные услуги, не входящие в указанный перечень, оказываются на условиях полной оплаты в соответствии с утвержденными тарифами.

Если инвалид или гражданин пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины – старше 60)проживает с детьми/родственниками трудоспособного возраста – социальные услуги предоставляются за плату.

Плата за предоставление социальных услуг может быть изменена по основаниям, указанным в ФЗ №442 (п. 7.1 Порядка).

Возможные вопросы при реализации Шага 6:

  • При расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты (ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, различные виды субсидий, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса), полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством РФ или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.
  • Поставщик социальных услуг в одностороннем порядке имеет право изменить сумму ежемесячной платы только в случаях:
  1. изменения тарифов на социальные услуги, утвержденных нормативными правовыми актами;
  2. изменения величины прожиточного минимума;
  3. изменений размеров дохода гражданина, получающего социальные услуги.
  • Обо всех изменениях поставщик обязан в письменной форме уведомить получателя социальных услуг. В случае несогласия с новыми условиями оплаты социальных услуг гражданин имеет право отказаться от дальнейшего исполнения договора.
  • В случае необоснованного отказа поставщика от предоставления социальных услуг гражданин имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке или обратиться за защитой своих прав в суд.
  • В случае обнаружения ненадлежащего исполнения социальной услуги, гражданин вправе требовать безвозмездного устранения допущенных недостатков обслуживания или же соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. Если недостатки оказанной услуги так и не были устранены в срок, гражданин (его законный представитель) имеет право досрочно расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков согласно действующему законодательству.
  • Социальные услуги на дому могут предоставляться временно, сроком до 6 месяцев или постоянно.
  • Если гражданин не выполняет условия договора об оплате получаемых услуг (или иные условия, предусмотренные формой договора), поставщик социальных услуг имеет право приостановить действие договора до уплаты долга, или расторгнуть договор в одностороннем порядке.
  • Отказ гражданина (его законного представителя) от социального обслуживания / социальной услуги освобождает уполномоченный орган и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.

Общество страны не считается благополучным, если его граждане, оказавшиеся в тяжелых жизненных ситуациях, не в состоянии получить социальную защиту и помощь. Развитие и финансирование разнообразных видов социального обслуживания не мене важны в достижении благополучия страны, чем рост экономической, научной, здравоохранительной, образовательной и культурной областей.

В России список социальных услуг для инвалидов и людей преклонного возраста гарантирован Федеральным законом 1995 года и редактирован в 2004 году. Но не следует считать, что социальная поддержка распространяется на обслуживание только нетрудоспособных граждан, а именно: нуждающихся инвалидов и пенсионеров. В современном законодательстве значительно расширены категории людей, имеющих право социального обслуживания. Это значит, что изменился характер и форма, список видов социальных услуг, направленных на поддержку, нуждающегося населения.

Основные виды

Социальное обслуживание как один из важнейших факторов социальной защиты населения РФ в настоящее время имеет девять основных видов, которые должны способствовать практическому решению сложных ситуаций жизнедеятельности общества в целом, отдельных семей и личности. Вот этот список видов обслуживания:

  1. Стационарное.
  2. Полустационарное (отделения дневного, ночного присутствия).
  3. Надомное обслуживание.
  4. Обеспечение временным приютом.
  5. Социальная реабилитация.
  6. Срочное обслуживание.
  7. Материальная помощь.
  8. Социальная консультация.
  9. Социальный патронаж.

Необходимо рассмотреть подробнее, какую именно помощь предоставляет клиентам социальных центров каждый из этих видов обслуживания, а также кто из нуждающихся граждан имеет право ими воспользоваться.

Стационарное обслуживание

Под стационарными социальными видами услуг социального обслуживания подразумевается круглосуточное пребывание нуждающихся граждан в специально оборудованных для этой цели заведениях. Такие учреждения предназначены для людей, полностью или частично неспособных к самообслуживанию и (или) передвижению, нуждающихся в постороннем уходе, бытовом обслуживании, постоянном присмотре, медицинской помощи, а именно:

  • пенсионеры;
  • ветераны;
  • инвалиды (как взрослые, так и дети);
  • граждане с физическими или психическими нарушениями;
  • сироты и несовершеннолетние, оказавшиеся в затрудненных жизненных ситуациях либо лишенные опеки.

Учреждения стационарных видов социального обслуживания отличаются по назначению, пребывание в них может быть временным или постоянным. Есть общего типа дома-интернаты, куда принимают граждан пенсионного возраста, совершеннолетних инвалидов (первая, вторая группа), которые полностью или частично неспособны к самообслуживанию.

Для несовершеннолетних предоставляются учреждения общего типа, куда направляются сироты, дети без постоянной либо временной родительской опеки или оказавшиеся в тяжелой для ребенка жизненной ситуации.

Детские стационарные заведения могут быть специализированными, предназначенными для несовершеннолетних с физическими недостатками, психическими расстройствами, инвалидов. Психоневрологические интернаты для взрослых также относятся к подобным видам учреждений социального обслуживания.

Надомное обслуживание

Одна из форм социальной поддержки реализуется по отношению к инвалидам и пенсионерам, которые в состояние осуществлять хотя бы необходимые действия самообслуживания. Когда у этих людей нет крайней необходимости переезжать в стационарные заведения, работники соцслужб оказывают помощь клиентам в условиях их привычного бытового окружения, то есть на дому.

Под видами социального обслуживания такого рода подразумевается медицинская доврачебная помощь, различного бытового и гигиенического характера услуги, доставка продуктов.

На дому помощь предоставляется также людям, которые не могут быть помещены, согласно перечню противопоказаний, в стационарные заведения, но зависят от постороннего ухода.

Специализированные районные центры своим клиентам обязаны:

  • предоставить своевременную медицинскую помощь;
  • организовать доставку продовольствия;
  • содействовать в приобретении медпрепаратов;
  • организовать сопровождение в медучреждения;
  • помогать поддерживать условия, соответствующие требованиям гигиены;
  • содействовать получению правовых и юридических услуг;
  • оказать содействие в осуществлении ритуальных услуг.

Заведения полустационарного обслуживания

Относится полустационарное социальное обслуживание к формам и видам услуг, которые также осуществляются в специальных заведениях, но не постоянно, а в определенное время суток. Такое обслуживание распространяется на инвалидов и пенсионеров, способных активно передвигаться и обслуживать себя, на детей, которые пребывают в сложных психологических, физических и материальных обстоятельствах.

В этих заведениях работники социального обслуживания виды услуг гражданам оказывают в такой форме:

  • предоставляют горячее питание, спальное место с чистой постелью и другие бытовые условия, а также элементарные условия для досуга;
  • помогают получать путевки для санаторного лечения, мероприятий лечебно-оздоровительного и реабилитационного характера, добиться протезирования;
  • организовывают условия для санитарно-гигиенических действий;
  • предоставляют помощь психолога;
  • содействуют в получении профподготовки, образования, трудоустройства;
  • помогают получить правовые услуги;
  • оказывают помощь ритуальных услуг.

Также в РФ действуют полустационарные учреждения ночного пребывания. В них предоставляется ночлег, необходимая доврачебная помощь, бесплатное единоразовое питание, средства гигиены и другие социальные виды обслуживания гражданам, не имеющим какой-либо определенной занятости и жилья, а также, освободившимся недавно из мест заключения. Последним работники социальных центров также помогают восстановить документы, социальные связи с родственниками и права на жилье.

Заведения временного приюта

В отличие от полустационарных заведений, работающих только в определенное время суток, социальные гостиницы, приюты и специализированные адаптационные центры предоставляют клиентам социальных служб временный круглосуточный приют и некоторые другие виды услуг.

Временный приют, прежде всего, необходим детям, оказавшимся без жилья: сиротам; детям, лишенным родительского попечения; подвергшимся домашнему насилию; оказавшимся в ситуациях, жизненно сложных для ребенка. Для таких детей организована особая программа принципов социального обслуживания.

У видов социального обслуживания несовершеннолетних во временных приютах спектр услуг и мероприятий гораздо шире, чем для взрослых. Помимо благоустроенного жилья, питания, медицинской помощи, гигиенических условий и организованного досуга, дети получают содействие педагогов, учителей, психологов, юридических и правовых представителей. Такие приюты действуют как центры социальной детской реабилитации. Они помогают устроить дальнейшую судьбу несовершеннолетних, предупреждая тем самым детскую беспризорность.

Также временный приют с питанием, хорошими жилищными и бытовыми условиями предоставляется инвалидам, пенсионерам, которые способны передвигаться и хотя бы частично обслуживать себя.

Такими видами социального обслуживания пользуются люди, нуждающиеся в присмотре, но временно лишенные заботы своих родственников из-за болезни опекунов, их отъезда в отпуск, командировки и других причин отсутствия.

Временными приютами могут воспользоваться люди, ставшие жертвами насилия, стихийных бедствий, военных конфликтов, бездомные и другие граждане.

Материальная помощь

Говоря о видах социального обслуживания, население получает их, преимущественно, в виде услуг длительного действия. Материальная помощь несет кратковременный или разовый характер и предоставляется малоимущим и нуждающимся гражданам, попавшим в сложную ситуацию, такую, например, как последствия стихийного или социального бедствия.

Материальная поддержка может выражаться в виде денег, а также предметов одежды, обуви, теплых и детских вещей, гигиенических, транспортных и технических средств, топлива и другого.

Срочное соцобслуживание

Это разовая помощь, которую получают граждане в специализированных отделениях социального обслуживания. К формам и видам срочной поддержки прибегают, в первую очередь, инвалиды и пожилые люди. Гораздо меньший процент составляют одинокие граждане, многодетные и неполные семьи, безработные, бездомные, погорельцы, беженцы и другие люди.

На срочную разовую помощь может рассчитывать каждый нуждающийся, попавший с тяжелую для жизни ситуацию. Для этого необходимо в отделение ЦСО подать заявление и приложить документ, который подтверждает минимальный доход или дает право получить соцпомощь.

Срочные отделения могут в разовом порядке обеспечить одеждой, теплыми вещами, предметами, необходимыми в первую очередь, продуктовым пайком или горячей пищей, оказать элементарную или организовать экстренную медпомощь, посодействовать в трудоустройстве, юридической и других консультациях.

Денежная помощь в отделениях срочной соцподдержки предусматривается, когда небольшие суммы необходимы гражданам, к примеру, для получения или восстановления документов и других подобных действий.

Социальная консультация

Не менее, чем материальная, в работе социальных центров важна консультативная поддержка клиентов, которая заключается в таких видах помощи:

  • информационной;
  • психологической;
  • педагогической;
  • правовой.

Контактную информацию (при непосредственном общении со специалистом), а также письменную и дистанционную (по телефону) консультационную помощь оказывают практически в каждом заведении социального обслуживания.

Кроме того, по одному из 300 работающих в стране телефонов линии доверия можно получить информационно-психологическую поддержку. И эта практика продолжает распространяться.

Кто и зачем прибегает к консультативным видам деятельности в социальном обслуживании? Инвалиды и пенсионеры, которым трудно приспособиться к определенным переменам и условиям их жизни. Работа социальных консультативных центров — выявить среди этой категории людей тех, кто нуждается в психологической поддержке, правовом консультировании, в проведении работы в семье с целью ослабить социальное напряжение, обеспечить правильный контакт и благоприятные отношения личности с его семьей и обществом.

Инвалиды могут получить наиболее полную информацию относительно получения образования, профессионального обучения и трудоустройства. Пенсионеры обращаются чаще за помощью при оформлении документов и консультаций по поводу пенсионного обеспечения и льгот, судебной защиты их прав и по другим вопросам.

Социальная консультативная поддержка охватывает также и другие категории, нуждающихся граждан: многодетные, неполные и неблагополучные семьи, женщин, детей, безработных и бездомных.

Реабилитационные услуги

Социальная реабилитация — это комплексный процесс медицинских, психологических, трудовых и профессиональных мер, которые направлены на:

  • восстановление и сохранение здоровья;
  • поддержку социальной адаптации, максимально полноценной жизни человека в обществе и семье;
  • содействие в устройстве наиболее благоприятных жизненных условий.

Клиенты служб социальной реабилитации — люди ограниченных возможностей, инвалиды, перенесшие тяжелые заболевания пенсионеры, несовершеннолетние правонарушители, подвергшиеся насилию женщины и дети, попавшие в трудные для жизни ситуации граждане.

Относительно инвалидов такая реабилитация помогает восстановить таким людям их социальный статус, достичь материальной независимости, адаптироваться в семье и обществе.

Для достижения этой цели в реабилитационных отделениях действует особая направленность видов социального обслуживания. Инвалидам помогают трудоустроиться, получить профессиональную подготовку, если она требуется, содействуют в обеспечении передвижными и транспортными средствами, оказывают помощь в протезировании.

Социальный патронаж

Из всех видов обслуживания населения социальный патронаж направлен на контроль особых семей и несовершеннолетних, требующих постоянного и длительного наблюдения со стороны социальных служб, содействия в необходимой материальной, экономической, бытовой, медико-профилактической помощи, а также участии педагогов, психологов и представителей права. Такая работа проводится городскими или районными Центрами поддержки детей и семьи, причем, она считается не социальной услугой, а сопровождением.

Какие семьи и дети подлежат патронажу? Те, которые находятся в социально неблагоприятной и опасной ситуации с тенденцией к снижению возможности самостоятельно обеспечивать основные потребности и условия жизни. Пристальное внимание уделено семьям, где родители или опекуны игнорируют свои обязанности в отношении содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних, проявляют жестокость по отношению к ним или своим поведением оказывают отрицательное воздействие на поведение детей.

Также в социальном сопровождении нуждаются семьи, попавшие в тяжелые жизненные условия и неспособные самостоятельно справится с ситуацией. Это неполные, многодетные семьи, родители, воспитывающие детей-инвалидов, или сами являющиеся инвалидами. В каждом отдельном случае способы и методы работы патронажа подбираются индивидуально.

В РФ постепенно выстраивается новая система социального обслуживания и обеспечения, которая будет отвечать актуальным общественным потребностям. Такая система должна основываться на реальных доходах граждан, их насущных проблемах. Ведь развитая социальная поддержка наиболее незащищенных и уязвимых слоев населения отражает экономическую стабильность государства.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. С.о. основывается на следующих принципах: а) адресность;

б) доступность; в) добровольность: г) гуманность; д)приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним. находящимся в трудной жизненной ситуации: e) конфиденциальность;

ж) профилактическая направленность. С.о. включает в себя совокупность социальных услуг (уход. организацию питания. содействие в получении медицинской, правовой.социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга. содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам на дому или в учреждениях С.о. независимо от форм собственности.

Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение их объема не допускается. На его основе устанавливается территориальный перечень, утверждаемый органом

исполнительной власти субъекта РФ.

Одно из основных направлений С.о. в РФ - С.о. граждан пожилого возраста и инвалидов. Основным актом, регулирующим С.о. этих категорий населения, является ФЗ РФ от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

С.о. граждан пожилого возраста -и инвалидов осуществляется в форме:

а) С.о. на дому, включая социально-медицинское обслуживание; б) полустационарное С.о. в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений С.о.;

в)стационарное С.о.в стационарных учреждениях С.о.; г) срочное С.о.; д) социально-консультативная помощь.

Правом на С.о., осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы С.о., обладают граждане пожилого возраста (женщины - старше 55 лет, мужчины - старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Щербаков И.И.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ" в других словарях:

    Предоставление обществом социальных услуг нуждающимся в них категориям населения. См. также: Социальная защита населения Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    - (social services) Часть системы социального обеспечения, требующая непосредственного контакта с получателем, а не просто выплат в денежной форме. Минимальный уровень потребления человека может быть обеспечен посредством денежных платежей тем, кто … Экономический словарь

    Юридический словарь

    Социальное обслуживание Официальная терминология

    Социальное обслуживание - представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально медицинских, психолого педагогических, социально правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации… … Словарь юридических понятий

    Социальное обслуживание - (англ social service) в РФ деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально медицинских, психолого педагогических, социально правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и… … Энциклопедия права

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Юридическая энциклопедия

    социальное обслуживание - 2.1.1 социальное обслуживание: Деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Источник: ГОСТ Р 52495 2005:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально медицинских, психолого педагогических, социально правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан,… … Энциклопедический словарь экономики и права

    социальное обслуживание - по определению ФЗ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 15 ноября 1995 г. деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально медицинских, психолого педагогических,… … Большой юридический словарь

Книги

  • Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика. Учебное пособие для студентов вузов. Гриф УМО МО РФ
  • Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика. Учебное пособие для студентов вузов , Топчий Леонид Васильевич. В работе анализируются актуальные вопросы становления и развития в Российской Федерации системы социального обслуживания населения. В качестве объектов и субъектов социального обслуживания…
airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги