Ближайшие перспективы. О состоянии дел в области детского технического творчества

Детское техническое творчество: от досуга - к старту в профессию

Организация и развитие системы дополнительного образования - одна из приоритетных задач системы образования Надымского района. Дополнительное образование является важным средством самореализации и социализации детей, профилактики правонарушений, формирования активной жизненной позиции.

В 2009 году был проведен анализ эффективности предоставляемых дополнительных образовательных услуг , выявивший ряд противоречий:

· Нарастающая потребность в стране кадров с инженерно-техническим образованием - и низкий процент охвата детей научно-техническим творчеством - 7%, из них менее 15% продолжали обучение в инженерно-технических вузах и техникумах, отсутствие результатов в региональном этапе олимпиады школьников по физике (социально-значимый аспект);

· Рост рейтинга популярности научно-технического творчества в муниципальной системе образования (с пятого на третье место) - и отсутствие системного и результативного участия детей в конкурсах, фестивалях технической направленности (личностно - значимый аспект);

· Наличие кадрового потенциала, способного осуществлять эффективную работу с детьми в данном направлении - и отсутствие современной материально-технической базы, адресной курсовой подготовки (социально -личностный аспект).

Стало очевидно, что уровень организации и содержания работы в рамках научно-технической направленности не обеспечивает в полном объеме выполнение требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов в части развития компетенций, социализации и профессиональной ориентации обучающихся.

Была поставлена задача: сформировать управленческие и организационно-педагогические условия и механизмы эффективного развития муниципальной системы детского технического творчества (ДТТ), муниципальную модель организации научно-технического творчества.

Определены механизмы формирования искомых условий .

А именно:

1. Модернизация организационных структур и форм предоставления услуг в сфере научно-технического творчества (от традиционных занятий в творческих объединениях - к многокомпонентным, интегрированным структурам, реализующим инновационные технологии обучения):

· Технопарк на базе МОУ ДОД «Центр детского творчества», как базовое ядро инновационной модели организации научно-технического творчества. Работа 6 лабораторий (конструкторское бюро, мастерская по ремонту радиотехнического оборудования, экологическая лаборатория, дизайн-мастерская, детско-юношеская студия телевидения, бизнес-клуб) строится на основе методов поискового конструирования (2010г.- муниципальная экспериментальная площадка«Техническая робототехника»).

· Пилотные площадки на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма», «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Надыма» по отработке форм организации и технической деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, их интеграции с целью формирования компетентностей школьников, адекватных современным требованиям (2011).

· Интенсивная каникулярная школа на базе летней оздоровительной площадки реализует программы развития технического творчества (2012-1, 2013 - 2).

· «Креативные группы» для детей дошкольного возраста в рамках системы предшкольной подготовки (2012).

Две последние структуры реализуют проактивный стиль управления: призваны обеспечить пропедевтику технического образования, стимуляцию и активизацию творческой деятельности детей и подростков.

2. Внедрение продуктивных форм подготовки кадров и позиционирования опыта:

· Организована диалоговая площадка районных методических объединений учителей физики, информатики и педагогов дополнительного образования, результатом деятельности которой явился план совместных действий по развитию системы детского технического творчества в муниципальной системе образования (2011г.).

· Запущены системы обучения через мастер-классы на базе стажировочной площадки в Центре детского творчества, тьюторское сопровождение (с 2012г.).

· Проведены первые муниципальные соревнования по робототехнике (2012г.), Ассамблея юных изобретателей (2013г.), которые мы рассматриваем как мощный стимул и эффективный способ обучения в процессе деловых (ситуационных) игр.

· Организуются публичные лекции ученых , работающих в направлении научно-технического творчества (с 2012г.).(Зайцев Александр Николаевич, д.ф-м.н. ИЗМИРАН г.Москва; Волченко Сергей Викторович, директор по развитию учебного центра «Российская ассоциация образовательной робототехники» (г. Челябинск);Кузнецов Игорь Геннадьевич, учёный секретарь регионального отделения ВОО «Русское географическое общество» в ЯНАО (г. Надым);

Проведенные мониторинговые и маркетинговые исследования образовательно-воспитательного пространства региона показали, что в регионе по сравнению с предшествующим периодом сократилась сеть учреждений технической направленности, которая включала 3 учреждения дополнительного образования 1 областное и 3 муниципальных образовательных учреждения.

Кружки технического творчества все больше выводятся из специализированных учреждений в Дома детского творчества. Так, параллельно с реорганизацией станций юных техников объединения технической направленности получили свое развитие в семи домах детского технического творчества.

В перечисленных выше образовательных учреждениях накоплен богатый опыт организации работы по таким видам технического творчества как авиамоделирование, судомоделирование, мотоциклетный спорт, автоконструирование, картинг, радиотехника.

Наряду с развитием традиционных видов технического творчества в учреждениях дополнительного образования активно развиваются новые направления и формы работы, актуальные для современной молодёжи. В последнее время в связи с массовой компьютеризацией общества получили развитие такие направления технического творчества как программирование, информатика, вычислительная техника. Эти направления могут получить дополнительный импульс для развития и стать приоритетными в рамках Программы компьютеризации образования в России.

Вместе с тем необходимо отметить, что в дополнительном образовании технического направления обозначились регрессивные процессы, которые обусловлены спецификой данного профиля. Являясь самым ресурсоемким направлением дополнительного образования, требующим ритмичных финансовых вложений, дорогостоящего оборудования и инструмента, специально обустроенных помещений и сооружений (картодромов, кордодромов, акваторий), техническое творчество в последние годы не получало необходимой материальной поддержки и потому оказалось сегодня в очень сложном положении – многие из перечисленных направлений развиваются в образовательных учреждениях усилиями отдельных педагогов-энтузиастов, недостаточное внимание уделяется техническим видам спорта, которые являют собой пример синтеза науки, техники и спорта.

В анализируемый период нами отмечалось тенденция увеличения среди воспитанников в объединениях технического творчества обучающихся младшего и среднего школьного возраста. При этом количество обучающихся старших классов было достаточно невелико и составляло менее ¼ от общего количества обучающихся.

В учреждениях дополнительного образования спортивно-технического направления сформирован достаточно опытный педагогический состав. Стаж педагогической работы в среднем – более 15 лет. Преобладающий возраст педагогического коллектива – 45 лет и более.

Проблемы развития детского технического творчества

Проведенный анализ состояния детского технического творчества показал, что сдерживающими факторами развития данного направления являются:

1) снижение качества дополнительного образования технического направления, к чему привели:

  • сведение работы технических кружков и объединений до минимума или замены технических направлений творчества на другие, менее ресурсоемкие в многопрофильных учреждениях дополнительного образования;
  • старение и износ существующей материально-технической базы и отсутствие современной материально-технической базы (отсутствие плоскостных сооружений - картодромов, кордодромов, акваторий - для практических занятий детей и подростков, подготовки и проведения соревнований различного ранга по техническим видам спорта);
  • отток квалифицированных педагогических кадров из-за низкого финансирования технических объединений УДО, низкого уровня оплаты труда, непрестижности профессии педагога дополнительного образования;
  • недостаточное привлечение научных работников, специалистов-психологов, социологов к работе с детьми;
  • недостаточное обеспечение образовательного процесса программно-методическим материалом;

2) отсутствие целостности образовательного пространства и разрозненность воспитательного воздействия учреждений дополнительного образования, семьи и школы в процессе формирования личности ребенка;

3) отсутствие равных условий для творческой работы детей из семей различного социального положения;

4) сокращение образовательного пространства для самореализации разнообразных интересов детей и подростков.

В тоже время необходимо отметить, что данные маркетинговых исследований выявили устойчивый спрос на услуги дополнительного образования спортивно-технического направления как у детей, так и у их родителей. Так, например наибольшей востребованностью у обучающихся пользуются дополнительные образовательные программы спортивного направления (41%), и спрос на эти услуги удовлетворен в достаточной мере. Следующими по популярности являются программы обучения техническому творчеству и информационным технологиям (11%) однако удовлетворенность этими услугами недостаточна. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время необходимо развивать предложение услуг дополнительного образования путем создания новых объединений детского технического творчества, развития технических видов спорта.

Исходя из вышеизложенных фактов нами было выявлено противоречие между потребностью региона в подготовке технически грамотной и творчески мыслящей смены, высоким спросом на услуги объединений детского технического творчества у родителей и детей с одной стороны и инертностью образовательной системы в условиях социально-экономических изменений с другой стороны.

Сложившаяся ситуация требует разработки программы деятельности по развитию детского технического творчества, включающую комплекс организационно-педагогических, методических, научно-исследовательских мероприятий, обеспечивающих интеграцию концепций и подходов, разработанных в различных образовательных учреждениях в единую концепцию и созданием единых информационных средств, системы мероприятий для обучающихся занимающихся техническим творчеством (соревнований, конкурсов, конференций др.), систем повышения квалификации и переподготовки руководителей объединений технического творчества, и предполагающей эффективное решение задач в интеллектуальном развитии обучающихся, внедрение современных технологий организации технического творчества обучающихся.

Концептуальный блок

Концептуальное переосмысление задач развития детского технического творчества в региональной системе образования, анализ инновационной педагогической практики позволили выработать перспективы развития Центра технического творчества как новой, интеграционного типа модели учреждения дополнительного образования, в которой каждый структурный компонент является основой развития всех составляющих.

В контексте этой модели миссию учреждения мы можем определить как миссию организационного, информационного, методического центра по развитию детского технического творчества для образовательных учреждений региона, осуществляющего оказание методической помощи в организации образовательной деятельности, в совершенствовании работы по программно-методическому обеспечению, укрепление связей между УДОД, организацию системы мероприятий по повышению квалификации педагогов и методистов, организацию и проведение областных массовых мероприятий, формирование банка данных по детскому техническому творчеству.

В этой связи Центр детского технического творчества в перспективе должен стать открытой социально-педагогической системой, взаимодействующей со всеми типами и видами образовательных учреждений города и области, общественными и государственными организациями, а также с семьями воспитанников.

Цели и задачи

Основными целями деятельности, определяющими успешную миссию учреждения должны стать:

  • обеспечение целенаправленного развития технического творчества как одного из важнейших факторов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой деятельности;
  • формирование социально-адаптированной, творческой личности;
  • сокращение поля девиантного поведения подростков.

Программа развития Центра предусматривает решение следующих задач:

1) повышение качества дополнительного образования, включающее в себя:

  • плановое введение в образовательный процесс УДО новшеств, преобразований, инноваций;
  • создание образовательных программ нового поколения и учебно-методических пособий;
  • подготовку и переподготовку педагогических кадров с учетом требований к современным формам и методам обучения;
  • привлечение научных работников, специалистов-психологов, социологов к работе с детьми в УДО области.

2) пропаганда детского технического творчества;

3) создание условий для умственного, нравственного, физического развития личности ребенка и раскрытия ее творческих возможностей;

4) профессиональная ориентация молодежи и допрофессиональная подготовка;

5) формирование интереса детей к поисковой, изобретательской и рационализаторской деятельности;

6) создание равных условий для плодотворной творческой работы детей из семей различного социального положения, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей осложненного поведения;

7) укрепление системы профилактики безнадзорности, отклоняющегося поведения, характеризуемого правонарушениями и проявлениями нездорового образа жизни (ранний алкоголизм, наркомания и др.), путем приобщения их к техническому творчеству.

В результате последовательного прохождения всех этапов реализации программы развития как мы предполагаем, будет сформирована целостная система детского технического творчества в регионе, включающая начальные этапы детского технического творчества – начальное техническое моделирование (на базе общеобразовательных школ), различные направления технического творчества, такие как радиоспорт, авиамоделизм, автомоделизм (на базе УДОД), а также проведение исследовательской и изобретательской работы под руководством сотрудников ВУЗов. Координационным и методическим центром данной работы в области призван стать «Центр детского технического творчества».

Такая система технического творчества детей в регионе как нельзя лучше отвечает социальному заказу по подготовке подрастающего поколения к самостоятельной трудовой деятельности в условиях, когда к профессиональным навыкам работника предъявляются повышенные требования. Воспитанники УДО области включаются в творческую деятельность по различным техническим направлениям, начиная с начального технического моделирования и заканчивая сложными спортивно-техническими видами творчества. Создается уникальная возможность продвижения ребенка от простейших видов творчества к достаточно высокому уровню творческого развития.

Основными направлениями реализации программы развития Центра технического творчества являются:

  1. Информационно-мотивационное обеспечение развития технического творчества детей. Функционирование единого информационного пространства формирования сообщества детей, молодежи, общественности, интересующихся и занимающихся техническим творчеством, способствующее широкому вовлечению подрастающего поколения в сферу развития информационных технологий и инновационно-предпринимательской деятельности.
  2. Кадровая подготовка педагогов и специалистов – руководителей детского и молодежного технического творчества. Целенаправленная и планомерная система подготовки и переподготовки педагогических кадров для организации эффективной работы в допрофессиональном политехническом образовании подрастающего поколения.
  3. Развитие методологии и содержания детского технического творчества. Эффективная деятельность сети учреждений образования, реализующих региональный образовательный заказ на обеспечение потребности в трудовых ресурсах на основе перспективных экономических специализаций и разработки дополнительных образовательных программ нового поколения.Обеспечение долгосрочного и непрерывного сопровождения процесса развития, становления и профессионального самоопределения детей и подростков, проявивших интересы и склонности к занятиям техническими видами творчества (начиная с технического творческого объединения и заканчивая предоставлением гарантированных рабочих мест).
  4. Совершенствование форм социального партнерства как условия развития детского и молодежного технического творчества. Устойчивая региональная система взаимодействия и социального партнерства по организации динамично развивающейся научно-инновационной и образовательной инфраструктуры, обеспечивающей высокое качество среды обитания и условий развития человеческого потенциала.
  5. Совершенствование материально-технического обеспечения развития детского и молодежного технического творчества. Воссоздание и развитие сети специализированных учреждений образования, их оснащение современными учебно-методическими комплексами, обеспечивающими организацию образовательного процесса с применением высоких технологий по работе с материалами и информацией.

Предлагаемый комплекс мер в конечном итоге должен привести к увеличению интеллектуального потенциала подрастающего поколения, расширению образовательного пространства и созданию тесных связей дополнительного образования технического направления с техникумами и ВУЗами города и области и будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию региона.

ЦМИТ - это центр молодежного инновационного творчества.



Статья будет полезна руководителям ЦМИТов, техническим предпринимателям, управленцам в инженерии, стартаперам, техномолодежи, управленцам вузов.


В своей прошлой статье от декабря 2013 года я сетовал на то, что в России недостаточно развито техническое образование и описал оптимальную бизнес-модель ЦМИТа. Сейчас, в январе 2017 года, ситуация кардинальным образом изменилась. За прошедшие три года в России открылось множество школ робототехники, программирования, 3D-моделирования и 3D-печати, ЦМИТов, мейкерспесов, лабораторий в школах и учебных мастерских. В каждой уважающей себя школе есть один или несколько 3D-принтеров.


Сигналы, по которым я идентифицирую процесс и могу утверждать, что в 2020 году количество технически грамотных школьников возрастет по сравнению с 2016 годом в 100 - 1000 раз. Причем эти ребята ничего больше не будут уметь кроме техники. Могут конечно научиться, но это же будет им не имманентно. А интересно будет дальше развиваться и делать серьезные проекты именно в технических областях.


- Рост количества площадок


В период с 2013 по 2017 год ежемесячно со мной связывались разные люди и консультировались, как открыть ЦМИТ, или обучающий центр в сфере технического творчества школьников. В январе 2017 ко мне обратились из г. Орска и г. Элисты (Республика Калмыкия) с вопросом открытия ЦМИТа. Это были серьезные предприниматели, ЦМИТы будут открыт:) Я понял, что ЦМИТЫ уже есть во всех крупных городах и скоро будут во всех городах России.


В Екатеринбурге в эти же годы открыты десятки площадок. Количество площадок только в одном Екатеринбурге в 2017 году сравнимо с количеством площадок во всей России в 2013 году.


- Рост количества конкурсов


В 2013-2017 гг. количество различных фестивалей, конкурсов, инженерных соревнований и других состязательных мероприятий в сфере инженерии возросло в России в 10-100 раз. Сейчас каждый школьник, который может сделать технический проект, не вылезает из конкурсов. Даже начался обратный процесс - школьники отказываются от участия в конкурсах в пользу развития и совершенствования своего проекта или обучения новому.


- Спад спроса на обучение робототехнике и 3D-моделированию


Я - руководитель одной из лабораторий робототехники и 3D-моделирования в которой молодежь занимается робототехникой, 3D-моделированием и проходит проектное обучение. Если в 2012-2015 годах был бешеный спрос на робототехнику и 3D-печать, то в 2017 этим уже никого не удивишь. Практически каждый день в лабораторию приходят новые школьники и смотрят на старые 3D-принтеры как на обычную вещь. У многих такие есть даже дома. В школах, особенно в лицеях, 3D-принтеры и электроника есть уже у всех. Хорошо, что у нас есть станки с ЧПУ. Они пользуются спросом, и это приводит в наш центр уже подготовленных школьников. Сейчас доступ к простой технике не только можно получить, но его можно получить вблизи дома. Дорогостоящая техника стала более доступной школьнику.


- Поддержка родителей


Я постоянно общаюсь с родителями детей, которые приходят в наш центр. Если два года назад родители относились к занятиям ребенка в большей степени как к хобби, то теперь изменилось главенствующее мнение, и родители относятся к инженерным факультативам как к серьезному делу и делу будущего. Необходимую ребенку электронику они покупают в ущерб семейного бюджета.


Точка невозврата пройдена. Сейчас мы стоим на процессе, который приведет к тому, что в районе 2020 года все школьники, которым сейчас 13 - 16 лет и которые сейчас незаметны, поскольку находятся в школах и активной социальной жизни не ведут, выйдут на просторы жизни. Они будут делать технические проекты в большом количестве. Это будут активные и подготовленные в плане техники люди . Я не могу даже представить обстоятельств, которые могут блокировать этот процесс.


Я описал глобальную для России тенденцию, в которую сейчас можно влиться. А как?


Выше я выявил процесс количественного роста школьников, занятых в инженерных областях. Но не касался проблем. А они есть. И здесь самое место их описать.

  • Низкая инженерная квалификация педагогов в школах

Во всех местах, где детей обучают инженерным вещам, будь то школьный, коммерческий или любой другой центр, есть педагоги. И они в первую очередь педагоги, а не инженеры. Педагоги могут обучить ребенка только самым простым вещам. Они это делают. Делают хорошо. Но теперь пришло время, когда простых вещей недостаточно. В нашем центре есть случаи, когда дети в 12 лет уже превосходят педагогов в своей инженерной квалификации. Проблема в том, что педагоги развиваются, педагогической области, а инженерных областях развития меньше. Вы можете видеть, что несмотря на то, что растет количество площадок и чисто школьников их посещающих, уровень проектов остается на одном уровне. А если где-то уровень возрастает, то это происходит благодаря вмешательству реального инженера.

  • Оторванность от реальности

Прямо сейчас, во время написания этой статьи, один из учеников лаборатории договорился со мной о том, что придет, но его не выпустили из школы. Педагоги, а особенно школьные педагоги, руководствуются не здравым смыслом, как это привыкли делать инженеры, которые по большей части являются прагматиками, а нормами, правилами и установками, которые устарели уже давно. Педагоги занимают свою нишу в образовании, и это хорошо, но мало для полноценного развития личности молодого человека.

  • Отсутствие мотивации

Главная проблема педагогики в том, что в ней нет здоровой мотивации. Педагог стремится сам и мотивирует своих подопечных следовать нормам, существующим укладам и базовым правилам. Это очень хорошо и необходимо для ребенка. Но это не может быть мотивацией для творчества. Творец движим мотивацией изменить мир, создать новые решения. И в этом смысле педагог не в силах сопровождать школьника. Инновации необходимо внедрять, но люди школьной системы даже не поймут, о чем это.

  • *Проектное обучение

На рисунке изображена примерная схема работы нашего центра (Лаборатории).


Я понимаю, что данная статья, возможно, преждевременна, но по привычке идти впереди времени, изложу модель обучения подростков, тестируемую в настоящее время у нас в Центре.


Модель снимает проблемы (противоречия), описанные выше.

Организация работы

В центре организован круглосуточный доступ для резидентов центра. Резиденты - это подростки и взрослые инженеры.


Проход осуществляется по картам доступа, которые выдаются только людям, которые заслуживают доверия. В этом случае обеспечивается высокий уровень причастности. Все резиденты Центра ощущают его своим местом.


Существует общий фонд техники и расходных материалов Центра, который пополняется резидентами по мере возможностей. Работа подростков на опасной технике, например на фрезерных станках возможна только в присутствии ответственного лица. Когда взрослые уходят - то опасные станки закрываются на ключ в отдельных комнатах. Важно, чтобы в центре была лучшая техника, какая только возможна, - это залог тусовки в Центре самых лучших молодых инженеров города.


Резидент лаборатории может получить финансирование на свои проекты (существует возможность быстро закупить необходимое оборудование для того, чтобы проект был сделан быстро, без угасания интереса). Еженедельно проходят совещания подростков и взрослых инженеров по вопросам реализации проектов. Инженеры говорят - дети слушают.


Регулярно в центре проходят встречи клуба, в котором обсуждаются вопросы не технического плана, а, скажем так, общекультурные. На таких встречах происходит передача взглядов успешных самореализовавшихся инженеров молодому поколению. Происходит разъяснение, почему нужно и важно развиваться в качестве инженера. Обсуждаются ошибки, которые совершили и осознали взрослые люди. Это своего рода клуб сценариев жизни.


Такая схема организации позволяет добиться совместной работы инженеров и школьников над общими проектами.


Разумеется, в Центр допускаются не все школьники, а только проверенные, то же касается и инженеров.

Финансирование центра

Осуществляется социально ответственной организацией, которая заинтересована в высококвалифицированных инженерных кадрах. Финансирование идет путем перечислений средств в некоммерческую организацию.

Проекты

По опыту могу сказать, что каждый техношкольник на одном из этапов своего техноразвития начинает делать свой собственный 3D-принтер. В нашем центре таких проектов было не менее шести. Кто-то доделывает, кто-то нет. Но это не важно. Главное, чтобы школьники делали свои проекты самостоятельно. Инженеры консультируют школьников, где и как найти необходимую информацию для реализации проектов. Все знания передаются в привязке к конкретным проектам.


Взрослые инженеры тоже ведут свои проекты. Каждый из таких проектов потенциально имеет реальное применение и представляет собой техническую систему, которая может быть включена в реальные экономические процессы.


Например в нашем центре сейчас ведутся проекты:


1) Роборуки
2) БПЛА для перевозки грузов 300-500 кг
3) Принтер, способный писать почерком человека
4) БПЛА-селфикамера
5) Мобильное приложение с дополненной реальностью
6) Лабораторный фрезерный станок с ЧПУ

Игра на реальном рынке. Краудфандинг, стартапы

В Центре всегда есть проекты, которые претендуют на то, чтобы стать успешными техническими стартапами. Стартапы, бизнес и реальные инженерные задачи, игра на реальном рынке хороши тем, что они позволяют находиться на острие самых актуальных знаний. Успешный проект органически так устроен, что выводит на самые современные знания, иначе он просто не будет успешным. Стремление к успеху в нашем случае является стремлением к лучшим знаниям и технологиям.


В центре всегда должны быть проекты, которые выходят на инвестирование или прямо на рынок. Модели выхода могут быть разными: Краудфандинг, прямые продажи продукта, продажа технологии, ноу-хау и другие. Но такие проекты должны быть в наличии. В нашем центре такие проекты есть. И каждый школьник может принять в них участие.

Интеллектуальные игры

Для адекватного контакта с реальностью, каким является инженерная деятельность, необходима способность к построению моделей. Без этой способности человек может только выполнять расчетные задачи, то есть применять готовые модели.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги