Введение в специальность бизнес аналитика. Аналитик в IT — кем быть? Каковы главные качества хорошего аналитика? Каковы «антикачества»

Бизнес-аналитики в IT помогают руководителям принимать верные и обоснованные решения. Благодаря бизнес-анализу можно корректировать стратегию развития и работы с системой на основе понятных аргументов и конкретных данных. Именно поэтому IT-компаниям нужны хорошие бизнес-аналитики. О специфике профессии, задачах, сфере ответственности и о том, как стать бизнес-аналитиком мы сегодня беседуем с Евгенией Шпильной, преподавателем курсов и тренингов по бизнес-анализу.

Евгения, для чего нужен бизнес-анализ IT-компаниям?

Важнейшая задача бизнес-анализа - сопоставить состояние существующих процессов с потребностями заказчика и предложить варианты оптимизации текущих процессов и/или организации новых процессов в соответствии с задачами бизнеса. Все предлагаемые варианты тщательно прорабатываются аналитиком, взвешиваются все “за” и “против”, по возможности предоставляются экономические обоснования каждого решения.

Расскажите, как Вы пришли в профессию, с чего начинали?

Я училась на IT-направлении в университете (Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем) . До последнего курса была уверена, что стану разработчиком. Во время обучения нам рассказывали, как в целом проходит процесс разработки, какие сотрудники участвуют. В том числе говорили о задачах аналитика. Эта сфера меня очень заинтересовала. После получения диплома мне нужно было выбрать, чем заниматься дальше. К тому времени стало понятно, что в разработку я не пойду, оставались аналитика и тестирование. Я выбрала аналитику, потому что профессия отчасти творческая. Нужно придумывать идеи, прорабатывать решения, все раскладывать по полочкам.

Сначала я работала стажером, затем техническим писателем и системным аналитиком. Так я достигла должности бизнес-аналитика, постепенно развивая необходимые компетенции и навыки

В чем отличия между бизнес-анализом и системным анализом?

По сути разница между бизнес-анализом и системным анализом состоит в уровне проработки требований к продукту, к автоматизированной системе. Бизнес-аналитик работает с бизнес-требованиями, а системный - в области системных требований. Но где граница между этими двумя видами требований, каждая компания определяет сама. Задачи бизнес-аналитика в одной компании могут пересекаться с задачами системного аналитика в другой.

На схеме представлены уровни проработки требований к автоматизированной системе. Как правило, нижний блок системных требований находится в компетенции системного аналитика, а верхний, с бизнес-требованиями, - сфера бизнес-аналитика. Как распределить остальные требования между системным и бизнес-анализом, решается индивидуально в каждой компании. Четкой границы здесь нет.

Разработка требований к программному обеспечению, Карл И. Вигерс

Почему тогда проводят черту между бизнес-анализом и системным анализом, нужно ли ее проводить?

Черту проводят именно из-за основной сферы, с которой работает аналитик. Это может быть бизнес (процессы, люди, цели, показатели) или система. Имеется в виду автоматизированная система, т.е. некое приложение, которое позволяет пользователю достигать определенных целей. В то же время в рамках всего процесса это могут быть только промежуточные цели. Если проект небольшой, нет смысла разделять задачи и брать двух аналитиков в компанию, в таком случае сможет справиться один специалист. Чем крупнее проект, тем больше вероятность, что нужно разделять задачи.

Какими знаниями и навыками нужно обладать, чтобы стать бизнес-аналитиком?

Так как мы говорим о бизнес-анализе в IT, желательно иметь какой-то IT-бэкграунд. Как минимум, знать основные возможности технологий и различия между ними. Нужны навыки, связанные с анализом - умение собирать данные, анализировать, делать выводы.

Среди бизнес-аналитиков есть и те, кто раньше не работал в IT, но уже в процессе познакомился с методологиями разработки.

Еще нужны внимание к деталям и желание разобраться в проблеме, способность наглядно и понятно выражать свои мысли, хорошие коммуникативные навыки (умение активно слушать, задавать вопросы). Важна способность работать с большим объемом информации, ответственность и, пожалуй, склонность к перфекционизму. Если узнали себя в этом психологическом портрете, бизнес-анализ вам подходит.

А какие требования предъявляют к бизнес-аналитикам работодатели?

Обычно это высшее образование (информационные технологии или математика), потому что именно такие направления, как правило, выбирают люди с аналитическим, структурным мышлением. Но в некоторых компаниях востребован опыт в их отрасли. Например, если компания работает в области медицины, может потребоваться медицинское образование. Что касается навыков аналитика, работодателя может заинтересовать опыт сбора и описания требований (Vision, Use-Cases, User Stories, SRS), выявления и документирования бизнес-процессов, моделирования бизнес-процессов. Пригодится также опыт создания прототипов пользовательских интерфейсов. Именно об этих моментах мы будем достаточно много говорить на курсе. Я подробно расскажу, зачем нужен каждый процесс, с чего начать, на что обратить внимание.

Также в требованиях вакансий можно встретить знание инструментов моделирования (MS Visio, ARIS, Enterprise architect, Bizagi и др.), знание инструментов прототипирования интерфейсов (Balsamiq, Axura и др.), знание нотаций моделирования (UML, IDEF, BPMN и др.). О том, какие инструменты выбрать, мы тоже поговорим на курсе, будут и практические домашние задания. В деталях изучить софт можно самостоятельно,

Не стоит сосредотачиваться на конкретных программах. Чем выше квалификация специалиста, тем меньше он зависит от инструментов.

Сколько времени нужно, чтобы стать высококвалифицированным специалистом?

Это зависит от самого человека. Нужно потратить 10 000 часов практики, чтобы стать профессионалом в какой-то области, а это примерно 5-6 лет работы. Если все это время уделять углубленному изучению выбранной сферы, то 5 лет более чем достаточно, чтобы стать экспертом. Правда, стоит помнить, что бизнес-анализ, как и все направления в IT, не стоит на месте. Всегда нужно следить за трендами, узнавать новости, постоянно учиться.

Какие карьерные перспективы ожидают аналитиков?

Это может быть горизонтальный рост: углубление в специализацию, переход в системный анализ, анализ данных. Или вертикальный рост: смещение в управление, работа руководителя отдела, менеджера проекта, менеджер продукта.

С чего можно начать, чтобы стать бизнес-аналитиком?

Можно начать с должности технического писателя, помощника бизнес-аналитика, стажера. Или можно начать с тестирования, но путь может оказаться длиннее. Если вы собираетесь стать бизнес-аналитиком, но на такие вакансии пока претендовать не получается, попробуйте устроиться на позицию, где есть возможность поработать с аналитиками.

На мы изучаем, какие скиллы нужны для успешной работы, смотрим, как добиться успеха в каждом из направлений. Курс дает хороший вектор для дальнейшего развития.

Почему стоит пройти курс в IT-Академии, ведь можно самому учиться, узнавать все о профессии?

Курс не похож на университетские лекции. Занятия проходят в небольших группах, и это всегда диалог, двусторонний формат. Можно задать преподавателю-эксперту вопросы, которые действительно интересуют, оперативно получить ответ, пообщаться с коллегами. Это ценный опыт.

Начните с книг: Карл И. Вигерс, Джой Битти “Разработка требований к программному обеспечению”, Алистер Коберн “Современные методы описания функциональных требований к системам” и другие. Много полезных материалов для аналитиков на сайтах analyst.by , habrahabr.ru , uml2.ru .

Что посоветуете тем, кто хочет работать аналитиком в IT?

Профессия бизнес-аналитика творческая, в то же время предполагает большую ответственность. Нужно не бояться этого. И, конечно, всегда развиваться, смотреть, что происходит вокруг, учиться новому.

Приглашаем вас на , где вы сможете узнать больше о профессии и попробовать свои силы на реальных кейсах из практики преподавателя. А получить более полные знания можно на . Ждем вас!

24 мая в Москве пройдет III Международная конференция по системному и бизнес-анализу Analyst Days . Кому она нужна, как стать бизнес-аналитиком, и стоит ли вообще к этому стремиться? Об этом расскажет Максим Цепков , главный архитектор дирекции развития решений, группа компаний CUSTIS

Зачем компаниям нужны бизнес-аналитики, какую роль они выполняют?
Роль бизнес-аналитика зависит от модели разработки ПО, которую использует компания, а также от разделения ответственности за проект между компанией-разработчиком и заказчиком.

Существует несколько распространенных моделей, но могут применяться их комбинации.
1. Бизнес-аналитик работает «в поле», контактирует с представителями заказчика и собирает требования, которые затем передаются «главному проектировщику» или «архитектору» как исходная информация для проектирования. В дальнейшем он является коммуникатором между архитектором и заказчиком.
2. Бизнес-аналитик выступает в роли непосредственного заказчика для разработчиков. Он формирует некоторый непротиворечивый набор требований или даже бизнес-модель, описывающую функционал системы, причем прорабатывает их до такой степени, что дальше разработчик может сам вести проектирование. Затем аналитик передает требования в разработку, принимает сделанную работу и обеспечивает внедрение.
3. Бизнес-аналитик рассматривается как следующая ступень роста аналитика (системного), который является специалистом в проектировании, но без знания специфики предметной области. А по мере освоения предметной области или нескольких он становится бизнес-аналитиком.

Во всех моделях от бизнес-аналитиков требуется знание предметной области и умение общаться с заказчиком на его языке. А вот различия касаются области ответственности бизнес-аналитика в рамках проекта.

Почему бизнес-анализ считается более сложной, чем программирование, и чем более тестирование, сферой деятельности?
Бизнес-анализ находится на стыке предметной области и проектирования и требует свободного владения сразу двумя языками - «языком заказчика» и «языком программиста». При этом «языки заказчика» различны для разных отраслей и даже для разных компаний в пределах одной отрасли, и от бизнес-аналитика требуется умение быстро ориентироваться и осваивать новую для него область при отсутствии какой-либо системно организованной информации и времени на обучение. Такие навыки нечасто встречаются у разработчиков, поэтому бизнес-анализ и считается более сложной областью. Но при этом бизнес-аналитикам нужны хорошие навыки проектирования, которые не всегда имеются у специалистов, пришедших из бизнес-области, а не из ИТ, а бизнес-аналитик без навыков проектирования не считается квалифицированным. Что касается тестировщиков, то им также нужны знания предметной области в тех случаях, когда они проводят полноценное функциональное тестирование. Но умения проектировать от них не требуется.

Впрочем, это касается моделей 2 и 3 из первого вопроса. А в модели 1 работа бизнес-аналитика не считается более сложной, она вполне сравнима с другими, просто имеет свою специализацию.

Можно ли стать аналитиком сразу после вуза?
Можно. Только младшим, которого будут обучать старшие товарищи. А от самого начинающего аналитика нужна активность и жажда знаний, желание работать. Тогда по мере накопления опыта будет расти квалификация и спектр решаемых задач. Собственно, здесь аналитик ничем не отличается от других профессий.

Почему разделяют системный анализ и бизнес-анализ?
Потому что это разные активности, знания и навыки. В системный анализ выделяют проектирование, «очищенное» от предметной области. Это естественный процесс дифференциации деятельности по видам. А дальше в разных проектах могут быть нужны разные виды деятельности и они могут по-разному распределяться между ролями.

В упомянутой выше модели 1 бизнес- и системный анализ четко разделены между разными людьми. В модели 3 они объединены как две активности бизнес-аналитика, который при этом может отдавать отдельные задачи по проектированию подчиненному ему «простому» (или системному) аналитику. А в модели 2 бизнес-аналитику обычно отдается концептуальное системное проектирование, возможно, совместно с разработчиком, а детальное остается на разработчике.

Каковы главные качества хорошего аналитика? Каковы «антикачества»?
Главное качество - это хорошее концептуальное мышление, позволяющее быстро строить модели в условиях недостатка информации, дополненное развитыми коммуникативными навыками для получения этой информации, а также трансляции и обсуждения своих моделей. Это комплексное качество, но именно оно придает деятельности цельность. Только встречается оно, к сожалению, очень редко. Вот и начинается разбор - а какой «недоаналитик» лучше, - и при этом точка зрения обычно зависит от проблем в проектах отвечающего на вопрос. А если в позитиве - то все эти стороны деятельности необходимо обеспечивать одним или несколькими людьми, работающими совместно, и надо просто понимать, как вы будете это делать.

Кому аналитики нужнее - продуктовым компаниям или аутсорсинговым?
Это зависит от конкретного проекта, этапа его жизненного цикла и разделения обязанностей между разработкой и маркетингом в случае продуктовой компании и между компанией и заказчиком - для аутсорсинговой. И в тех, и в других есть определенный набор активностей, имеющих отношение к анализу в самом широком смысле. Но реализованы они могут быть по-разному - выделением отдельных ролей или возложением дополнительных функций на другие. От этого зависит, будет ли в конкретном проекте выделенный аналитик или его обязанности будут «размазаны» между несколькими сотрудниками, играющими другие роли.

Можно ли стать хорошим аналитиком, не общаясь с коллегами и не посещая отраслевые конференции?
Наверное, можно. Потому что сейчас существует множество каналов и способов получения информации из внешнего мира. И можно вместо общения с коллегами и конференций читать книги, искать информацию в Интернете и учиться на тренингах. Каждый выбирает тот способ, который ему удобнее. Однако совершенно точно нельзя стать хорошим аналитиком, если не учишься, не следишь за развитием своей профессиональной области, за появлением новых методов и подходов. И для меня лично конференции - это самый эффективный способ «быть в курсе». Потому что на них собираются аналитики разной квалификации из самых разных компаний, чтобы рассказать о своих проблемах и решениях; и они уже отфильтровали из огромного потока информации то, что показалось им самым ценным, а часто - даже успели опробовать это в своей работе. К тому же, услышав что-то новое, всегда можно «вживую» пообщаться с тем, кто в курсе и пробовал, обсудить с ним приложение к твоим проблемам - обычно люди охотно делятся своим видением, по сути, дают бесплатные консультации, ведь, обсуждая, они тоже продвигаются в своем понимании. И я сам, несмотря на очень большой опыт работы, на каждой конференции открываю для себя что-то новое.
Почему тому, кто работает или хочет работать аналитиком, стоит ехать/идти именно на Analyst Days?
Потому что сейчас в постсоветском пространстве это одна из двух профильных аналитических конференций (вторая -

Хотите узнать секреты самой многогранной профессии, испытать себя на практике и найти применение своим аналитическим способностям? Наши эксперты бизнес-анализа точно знают, что вам для этого нужно. Подробный рассказ о курсе Business Analysis Education в NIX Solutions, “жизненное” описание профессии, полезные советы и отзывы студентов в нашей статье.

История обучающего курса для бизнес-аналитиков в NIX Solutions началась в 2012 году - именно тогда был проведен первый набор. С тех пор каждый год курс открывает свои двери для новых желающих стать БА, а программа обучения дополняется и обновляется.

Кто такой бизнес-аналитик?

Прежде чем рассказать о курсе, давайте разберемся, кто же такой бизнес-аналитик. Классическое определение из BABOK Guide v3, своду знаний по БА от IIBA , звучит так:

бизнес-аналитик - это лицо, внедряющее изменения (changes) в бизнесе путем определения потребностей (needs) и рекомендации решений (solutions), которые обеспечивают ценность (value) для заинтересованных лиц (stakeholders).

Простыми словами - бизнес-аналитик должен глубоко понять проблему, с которой пришел клиент, и помочь придумать ее оптимальное решение. В IT-сфере под решением проблемы мы понимаем разработку программного продукта, где роль аналитика - придумать, как продукт будет решать проблемы пользователей и приносить выгоду клиенту, и описать это решение в виде требований понятным для команды разработки языком.

Бизнес-анализ для меня - самая интересная специальность в айти.

Прежде всего - благодаря большой доли творчества - часто мы не только выявляем требования, но и создаем их, дополняем и улучшаем идею клиента. Мы придумываем внешний вид системы и внутреннюю схему данных, продумываем сценарии взаимодействия компонентов и модулей.

Вторая причина - возможность поучаствовать как в зарождении проекта, так и увидеть результат его внедрения на рынке. Мы помогаем сейлз-менеджерам глубоко проработать предложение клиентам и выиграть проект, первыми стартуем работу над проектом. В ходе проекта мы являемся живой базой знаний по проекту, плотно взаимодействуем с командой, участвуем в планировании и бдим, чтобы каждая взятая задача была полезна пользователям и выгодна клиенту. И в финале мы видим, как результат нашего с клиентом творчества воплощается в рабочий продукт, который решает задачи пользователей и обретает популярность.

Из этого всего следует еще одна причина любить эту специальность - разносторонность работы аналитика. Мы понемногу сейлз-менеджеры, дизайнеры, архитекторы, менеджеры проекта, маркетологи и психологи, занимаемся как бизнес-уровнем, так и техническими деталями, в равной степени работаем с документами и с людьми - никогда не заскучаешь и всегда найдешь, куда развиваться дальше!

Евгений, BA эксперт NIX Solutions

Для кого предназначен этот курс?

Курс Business Analysis Education рассчитан на тех, кто всерьёз интересуется бизнес-анализом, но еще не имеет практического опыта в данном направлении. Зато почитал Вигерса, представляет процессы разработки ПО по RUP, Scrum, Kanban, знает в общих чертах, как работает интернет и вебсайты, мобильные приложения и облачные сервисы и, конечно же, уверенно говорит и грамотно пишет на английском языке.

Тот, кто выбрал направление бизнес-анализа, должен уметь мыслить критически - проверять любую входящую информацию и задавать вопрос «зачем», логически - оперировать фактами и гипотезами, причинами и следствиями, и системно - видеть, как определенное действие повлияет на общую картину и стратегию, почему оно произошло и что делать дальше.

Программа курса объемна и требует глубокого вовлечения в процесс обучения, потому занятия проходят в формате 40 часов в неделю в офисе компании и длятся 2 месяца. Такой формат подойдет:

  • Студентам старших курсов. Мы идем навстречу студентам и помогаем составить график с учетом важных занятий в вузе;
  • Работающим на смежных с бизнес-анализом вакансиях в IT-сфере и не только и желающим сменить специальность.

До того, как попасть на стажировку, у меня были лишь теоретические знания в бизнес-анализе. Программа обучения помогла не только расширить познания в интересной мне сфере, но и закрепить их на практике.

Пожалуй, главный плюс в стажировке - это общение с опытными аналитиками, которые всегда помогут разобраться в возникшей проблеме, подтолкнут к верному решению, исходя из собственного опыта.

Во время обучения скучать не приходилось: каждый пройденный модуль позволял открыть для себя что-то новое, а кураторы подкидывали пару-тройку практических задач, над которыми пришлось поломать голову. Но это однозначно того стоит, ведь с каждым новым днем чувствовалось, что багаж знаний увеличивается, как, впрочем, и желание расти и развиваться дальше.

Света, выпускница Business Analysis Education и Junior BA NIX Solutions

Чему обучают на курсе?

На курсе вас научат всем необходимым навыкам для работы по вакансии, начиная с высокоуровневого бизнес-анализа идей клиентов, постепенно проходя этапы составления видения проекта, feature-листов, моделей структур данных и процессов, проектирования интерфейсов, и заканчивая полноценным оформлением технического задания в вики-системе. Практика деловой переписки, устных интервью и командной работы.

Каждая тема содержит блок теории (статьи, видео, лекции) и практическое задание со своими сроками и критериями качества. Сдав задание, стажёр получает доступ к следующему модулю или занимается обработкой фидбеков по предыдущему.

Упор делается на полноту и актуальность даваемого набора навыков. Ведь только освоив все многочисленные техники и современные инструменты, можно стать хорошим аналитиком и суметь провести проект от изначальной идеи до внедрения и коммерческого успеха.

По выполнению каждого задания стажёр получает оценки, которые и сформируют его итоговую успеваемость. С самыми успешными проводится собеседование на вакансию в компании.

Самое важное и интересное в курсе - это максимальная приближенность к реальным задачам. В ходе стажировки ведётся работа над реальным проектом, взятым из практики компании. По окончании обучения каждый стажёр получает готовый пакет документов, который можно было бы отправить реальному заказчику и команде разработки для реализации качественного продукта.

Стажировка превзошла все мои ожидания, так как помимо написания документации нас ещё научили выявлять стейкхолдеров, выстраивать дружественный мобильный и web интерфейс, задавать правильные вопросы заказчику, и делать это ПРАВИЛЬНО (тут отсылка к soft skills), и ещё много безумно интересных штук. Я настолько прокачалась, притом в разных направлениях, что в голове не сразу укладывается, что за два месяца можно столько узнать. Нам дали обучающий проект, и мы выясняли всевозможные требования, чтобы написать качественную спецификацию. Это было почти как боевое крещение. Также очень понравилось, что курс проводили аналитики, которые уже были на реальных проектах и знают, зачем нам те или иные знания.

Марина, выпускница Business Analysis Education и Junior BA NIX Solutions

Чему учатся наши студенты

  • проводить первичный анализ бизнес-идеи клиента;
  • формулировать Vision проекта и составлять Vision and Scope документ;
  • проводить интервью и задавать правильные вопросы клиентам;
  • проектировать программное решение идеи клиента в нотациях UML, BPMN;
  • определять необходимый и достаточный перечень функций будущей системы;
  • продумывать удобные и функциональные пользовательские интерфейсы сайтов и мобильных приложений, создавать динамические прототипы;
  • подбирать оптимальный способ описания требований в зависимости от типа функционала и оформлять SRS в вики-системах;
  • работать с нефункциональными требованиями.

Два месяца обучения прошли довольно быстро, но каждый день я узнавал очень много новой информации. Забегая вперед могу сказать, что в реальных проектах мне пригодились все знания, которые я получил в ходе стажировки, а это подтверждает, что в программу включено только самое нужное и важное.

Вся программа была поделена на модули, каждый из которых курировал отдельный аналитик, так что в течение двух месяцев мы успели познакомиться практически со всем отделом и увидеть разные индивидуальные подходы решения задач. Ребята относились к нам тепло и с удовольствием рассказывали истории из повседневной практики и всякие забавные моменты, связаные с работой аналитика.

Приятным сюрпризом оказалось приглашение на новогоднюю вечеринку NIX Solutions, о которой можно написать отдельную статью.

В целом, от практики остались положительные воспоминания и много полезной информации. Большое спасибо команде аналитиков за такую отличную программу обучения!

Даня, выпускник Business Analysis Education и Junior BA NIX Solutions

Что нужно, чтобы попасть на обучение

  • заполнить на сайте;
  • получить приглашение на тестирование и успешно его пройти;
  • в ходе устной беседы продемонстрировать нашим экспертам знания теории разработки требований к ПО, хороший английский, аналитические способности и желание стать бизнес-аналитиком;
  • и получить приглашение на курс Business Analysis Education в NIX Solutions!

Существует пять шагов к карьере бизнес-аналитика. Откуда взялись эти пять шагов? У меня заняло примерно 2 года, чтобы понять, как стать бизнес-аналитиком без какого-то определенного опыта. Как показать работодателю то, что у меня имелось, не имея конкретного аналитического опыта и получить работу в этой сфере.

Каждый человек смотрит на одну и ту же вещь по-разному. То есть, кто-то из вас скажет: «у меня нет опыта в бизнес-анализе», то другой человек, посмотрев на тот же опыт, скажет: «у меня же есть опыт в бизнес анализе» или «я — прирожденный бизнес-аналитик» и пойдет и получит работу уже за короткое время.


Шаг 1
, это анализ вашего предыдущего опыта .
Прежде всего, мы с Вами уже обсудили, что у Вас есть навыки бизнес-аналитика, которые аналитик выполняет каждый день, и, поверьте, какие-то навыки у Вас уже имеются. Вы просто о них ещё не знаете. Мы сейчас покажем, как Вы можете определить эти навыки. И следующее, это определение мягких навыков. Мягкие навыки очень важны для бизнес-аналитика, потому что кто-то сказал, что нужно даже степень в психологии в бизнес-анализе. Насчет степени, не знаю, но нужно быть хорошим коммуникатором, нужно быть «тонким» человеком, который понимает в психологии других людей. Это, на самом деле, верно.

Давайте с Вами посмотрим на анализ Вашего предыдущего опыта. Здесь мы ищем такие понятия: сбор требований, анализ требований, взаимодействие с различными отделами и выявление из нужд. То есть Вы ищете такие термины. Что Вы можете для этого сделать?

В принципе, это задание для обоих навыков. Также и для мягких. То есть, чтобы понять конкретно, какие же мягкие навыки нужны бизнес-аналитику, мы уже перечисляли. Чтобы на данный момент понять, есть такое упражнение, которое можете дома проделать. Рассмотрите 20 открытых позиций бизнес аналитика в Интернете. Просто найдите в поисковике любые сайты по поиску работы и составьте две страницы уникальных обязанностей бизнес-аналитика в документе Word. Здесь Вы пишете не ваши обязанности, которые Вы когда-то выполняли, а просто обязанности бизнес-аналитика. Это поможет вам понять, а что же все-таки выполняет бизнес-аналитик. Почему 20 открытых позиций, потому что ВЫ должны проанализировать большой «френч», несколько профессий, что бы посмотреть, что всё же является характерным для бизнес анализа. Когда Вы поймете эти обязанности, тогда Вы поймёте, какие же навыки для этих обязанностей нужны. Ещё очень часто в вакансии говорят о том, какими навыками должны обладать аналитики. То есть, даже пишут так: например, коммуникабельность или умение общаться с заказчиками и т.д.

Цель этого шага, это понять, что же требуется от бизнес-аналитика.

Следующий пункт в этом упражнении, это, вообще, понять, что же требуется от бизнес-аналитика. Следующее, проанализируете и поймите каждую обязанность, проходя по каждой из них, анализируя есть у вас она или нет. Элементарно, что Вы можете сделать это просто узнать через google, что имеется ввиду, под каждой обязанностью.

Далее определите те обязанности, которые Вы выполняли в прошлом. Даже если у Вас сейчас есть резюме и оно не записано тем же языком, просто подчеркните те обязанности, пускай их будет не много. Поэтому мы советуем 20 позиций, чтобы у Вас получился хотя бы лист или половина подчеркнутых обязанностей, в зависимости от того, что Вы уже выполняли или нет. Если меньше, то у Вас уже будут какие-то совпадающие обязанности.

Шаг 2. Следующий шаг это тренинг .
В тренинге важно, чтобы Вы получили результат. Когда Вы поняли, какие навыки и обязанности должны быть у бизнес-аналитика, и сравнили с тем, что есть у Вас, то Вам нужно пройти какой-то теоретический тренинг. Естественно, бизнес-аналитик должен обладать каким-то инструментарием. Для того, чтобы этот инструментарий понять, также понять на каком языке все таки говорить бизнес-аналитик, на каком языке говорит IT, нужно пройти тренинг.

Желательно, чтобы тренинг был с практическими заданиями, чтобы вы могли работать с какими-то реальными заданиями и реальной командной работой. Вы должны помнить, что любое образование, которое Вы получаете, должно быть практическим. Когда выбираете тренинг, обязательно спросите, насколько будет много практических заданий, насколько будет много каких-то игр ролевых. Чего-то, где Вы можете проработать теорию. Это очень важно для тренинга. В тренинге важно не коллекционировать корочки, идти от одного тренинга к другому, от одной компании к другой, а найти ту компанию, которую даст вам конкретную подготовку в бизнес-анализе.

После предыдущего шага, Вы поймёте, что самое важное в бизнес-анализе, и что у Вас отсутствует. Это поможет определить, какой тренинг будет являться правильным для Вас.

Шаг 3. Конечно, следующий шаг это


Когда Вы проанализировали, что требует рынок, Вы уже приобрели какие-то навыки по ходу Вашего тренинга, который, желательно, должен быть практическим, Вы составляете своё резюме. Резюме это тоже важный элемент, потому что это Ваше лицо, это то, как Вы себя предоставляете потенциальным работодателям.

Поэтому один из таких интересных моментов... обязательно добавляйте просто перечисление своих обязанностей, также дополняйте тем, что Вы покажете свои достижения. То есть не только перечисляйте все то, что Вы делали на этой конкретной позиции, но и обязательно перечисляйте достижения. Потому что работодатель любит видеть не просто какого-то простого исполнителя, одного из многих, но ещё и того человека, который чего-то достиг. То есть, если Вы что-то делали такое, что можно написать в резюме например, Вы разработали какую-то новую систему передачи заказа: с того, как он поступает заказчику, до того момента, как этот запрос обработан. Вы сделали какое-то новое своё приложение, которое было принято. И это увеличило или уменьшило время обработки заказа, к примеру, на 30%.

Это интересный маленький совет. Это то, что любят видеть работодатели. Они любят видеть не только перечисление того, что Вы делали на работе, но и ваши достижения. Для тех, кто работает, для тех, кто на рынке труда, можете использовать этот совет для того, чтобы переделать свой резюме и показать свои достижения. Чем же Вы отличаетесь от других людей.

Для тех, кто только ищет, следующий совет. Пишите в резюме только те позиции, которые каким-то образом относятся к бизнес-анализу. Допустим, если Вы работали или работаете секретарём, то можете ставить должность секретаря. Но проделав первый шаг, по максимуму напишите те функции, которые Вы делали, как бизнес аналитик. Например, анализ рынка, работа с клиентом. Это то, что работодатель хочет увидеть в резюме, как в резюме бизнес-аналитика.

Шаг 4 . Следующий шаг, это поиск работы.

Когда у Вас уже есть резюме, на котором Вы правильно себя показали, правильно себя за позиционировали, Вам нужно искать работу. Существует, конечно, очень много разных способов поиска работы. Для тех, кто начинает, мы бы посоветовали искать стажировку. Это практикуется в Америке, это практикуется на постсоветском пространстве. Компании очень часто берут к себе на стажировку каких-то талантливых людей. Иногда они могут делать даже тренинг, а после этого тренинг брать на стажировку. Если есть такая возможность, Вы можете пойти на такую стажировку.

Один из вариантов, Вы можете искать работу внутри своей же компании. Особенно подходит для тех, кто решил сменить карьеру уже работая в IT. Допустим, вы уже тестировщик, вы уже разработчик. И вот вам вдруг захотелось все-таки уйти больше в бизнес. У Вас наибольшие шансы сделать это в своей же компании. Потому что они будут уже вас знать за Ваши достижения, что Вы делаете хорошо. Допустим, вы разработчик, но Вы умеете хорошо собирать требования, потому что на каких-то мелких проектах Вы этим занимались. И Вы хотите этим заниматься дальше и показывать своё желание перейти на позицию, на карьеру бизнес-аналитика.

Также нужно искать вакансии младшего аналитика, после того, как Вы прошли тренинг и какую-то стажировку, или только после тренинга. На эти все вакансии, которое можно искать в поисковиках в Интеренете, нужно подавать свое резюме. Но ещё очень важно, это не сидеть и не ждать, что Вам кто-то позвонит из тех вакансий, на которые Вы подали свое резюме.

Очень важно это развивать свои связи. Кто слышал, на английском это называется «net-working», создание своей сети связей. То есть связи — это не только те люди, которые Ваши родственники, или Ваши очень хорошие друзья. Но это и Ваши знакомые, и Ваши бывшие коллеги. Тем, кто уже работает в бизнес-анализе, обязательно держите связь со своими бывшими коллегами, со своими одноклассниками, со своими одногруппниками. Это огромный ресурс, которым Вы будете пользоваться еще много-много лет. Вы будете помогать друг другу в профессии и карьере. Этот интересный момент очень часто люди упускают. Это очень хороший способ найти работу. Когда Вы говорите, «меня интересует такая-то профессия, нанимают ли бизнес-аналитиков у Вас? Можешь ли ты меня порекомендовать своему начальнику?» Очень важно выстраивать такие связи.

Шаг 5. Следующий шаг это коучинг и поддержка группы.

Сейчас вы находитесь в группе, которая заинтересовалась бизнес-анализом. Когда Вы будете представлять себя другому человеку, узнайте какой интерес у этого человека к бизнес-анализу. Может быть, человек уже работает бизнес-аналитиком, или даже у него в компании есть какая-то открытая позиция. Может быть, этот человек является руководителем или программистом, который уже знает, что есть позиция и порекомендует Вас.

Коучер — это как тренер команды. Человек, который Вас вдохновляет, поддерживает, наставляет. Поэтому, если есть такой человек, это может быть или тот, кто уже прошёл этот путь, или человек, который может быть уже более высокой позиции. Ищите таких людей. Ищите людей, кто уже работает аналитиками и спрашивайте, как они этого достигли. И, может быть, они возьмутся за то, чтобы повести Вас в этом направлении. То есть обязательно, чтобы Вас поддерживало Ваше окружение и у Вас были какие-то люди или один человек, который бы являлся Вашим коучем или ментором.

Программа профессиональной переподготовки в области интеллектуальной обработки данных, управления требованиями к проектируемым информационным системам, стратегического бизнес-анализа. Программа обучения охватывает все основные аспекты деятельности специалистов по системному и бизнес-анализу: выявление круга заинтересованных лиц, сбор бизнес требований, анализ объекта автоматизации, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, анализ требований к системе, построение моделей, формирование требований к информационной системе, интеллектуальная обработка данных для поддержки принятия управленческих решений в организации с применением современных методов и инструментальных средств.

Для желающих повысить свой статус, поменять профессию, приобрести новые знания в удобное для себя время, а так же получить престижный диплом ведущего университета.

Программа разработана на основе международного свода знаний в сфере бизнес-аналитики BABOK (Business Analysis Body of Knowledge), а так же с учетом требований российского профессионального стандарта «Системный аналитик » (Утвержден Приказом Минтруда России № 809н от 28.10.2014).

В настоящее время подобных программ на образовательном рынке России нет.

Программа реализуется с 2011 года.

За это время прошли обучение несколько сотен человек из Челябинска, Сахалина, Волгограда, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Владивостока, Тулы, Брянка, Владимира, Кирова, Перьми, Уфы, Томска, Казани,Тамбова, Белгорода, Смоленска, Москвы и других городов.

Форма обучения: заочная (дистанционная)
Срок обучения по программе: 8 месяцев
Выдаваемый документ: диплом установленного образца Высшей школы экономики о профессиональной переподготовке. Диплом дает право на ведение профессиональной деятельности в сфере бизнес-аналитики
Начало занятий: 05 июня 2019 года
Прием документов: до 25 мая 2019 года
Условия поступления: - лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование;
- лица, получающие профильное (техническое, экономическое, управленческое) высшее образование.
Стоимость 136 000 рублей. Оплата производится частями. Минимальный платеж - 1 раз за 2 месяца.

Подайте заявку на обучение

Цель реализации программы:

  • формирование системных знаний и компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере бизнес-анализа, и позволяющих осуществлять управление требованиями к программному обеспечению, интеллектуальную обработку данных для поддержки принятия управленческих решений в организации с применением современных методов и инструментальных средств моделирования бизнес-процессов и обработки данных.

Главная задача обучения по программе – не прохождение тестирования по дисциплинам, путем заучивания учебного материала, а получение слушателями навыков управления данными, формирования требований к проектируемым ИС, моделирования бизнес-процессов реальной компании путем выполнения контрольных домашних заданий c помощью консультаций от практиков-экспертов.

Структура и содержание программы

Эксперты подчеркивают, что сегодня все больше нужны специалисты широкого профиля, умеющие анализировать бизнес компании в целом, а не отдельных ее подразделений и компетентные как в области бизнеса, так и ИТ. Они должны уметь оценить ситуацию в бизнесе «с высоты птичьего полета», обосновывать принятие управленческих решений на основе интеллектуального анализа данных, и столь же важно глубокое понимание технологических особенностей потенциальных решений. Хорошо понимая терминологические различия между языком ИТ и языком бизнеса, бизнес-аналитик выступает в роли «переводчика» для установления контакта с ИТ-департаментом или внешним поставщиком программного продукта или ИТ-сервиса, на базе которых будет реализовываться решение бизнес-проблемы.

Планируемые результаты обучения: В результате освоения программы слушатели должны:

  • обосновывать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность;
  • выявлять и прогнозировать основные направления использования современных ИКТ для управления эффективностью бизнеса;
  • знать методы стратегического анализа и планирования;
  • описывать, моделировать и оптимизировать бизнес-процессы компании;
  • разрабатывать и применять экономико-математические модели для обоснования принятия управленческих решений;
  • применять инструментальные средства моделирования социально-экономических процессов;
  • знать особенности процесса управления изменениями в организации при доработке ИТ-решений;
  • иметь представление об основных методах анализа бизнес-требований;
  • уметь разрабатывать бизнес-требования к ИТ-решениям;
  • уметь проектировать ИТ-решения на основе анализа бизнес-требований;
  • знать современные подходы к моделированию и анализу предметной области организации;
  • знать и уметь применять стандарты, своды знаний, корпоративные методики в области проектирования информационных систем;
  • уметь выбирать методику и технологию проектирования в соответствии с особенностями проекта;
  • проводить обследование деятельности объекта автоматизации;
  • применять специализированные формализованные языки и нотации для описания моделей.

Программа разработана ведущими преподавателями НИУ ВШЭ и практиками-экспертами, имеющими большой опыт практической работы и обучения взрослых людей.

Для качественного освоения материала имеет значение, как состав, так определенная последовательность изучения дисциплин.

Для задания необходимой логики изучения, а также приобретения практических навыков, программа разбита на четыре блока с соответствующими контрольными практическими заданиями:

1) Стратегический и финансовый анализ

1. Стратегический менеджмент.

2. Финансовый анализ.

3. Финансы для ИТ-менеджеров.

4. Основы бизнес-планирования.

5. Основы бизнес-аналитики.

Контрольное домашнее задание 1.

2) Алгоритмические и инструментальные средства бизнес-аналитики

7. Введение в аналитику больших массивов данных.

8. Алгоритмы интеллектуальной обработки больших объемов данных.

9. Моделирование бизнес-процессов.

10. Оптимизация бизнес-процессов.

Контрольное домашнее задание 2.

3) Системный анализ и проектирование ИС

11. Информатизация предприятия.

12. Анализ требований к автоматизированным информационным системам.

13. Проектирование информационных систем.

14. Применение ГОСТ 34 в проектах создания современных автоматизированных систем.

15. Архитектура предприятия.

Контрольное домашнее задание 3.

4) Дополнительные дисциплины

16. Гибкая процессная методология Agile.

17. Процессы анализа и управления рисками в области ИТ.

18. Google Analytics.

Выпускная аттестационная работа

Особенности заочного (дистанционного) обучения

Материалы дисциплин представлены в виде видеофильмов или электронного текста.

Возможность обучения 24ч 7 дней в неделю: обучение и контроль знаний происходят полностью дистанционно в любое время суток и в любой стране мира. Для обучения слушателям нужны только компьютер и доступ в интернет.

Индивидуальный подход к слушателям. В процессе обучения слушатели смотрят, слушают или читают лекции. Каждый слушатель получает необходимые консультации и поддержку персонального куратора.

Гибкий график. Слушатель сам задаёт темп образовательному процессу, ориентируясь исключительно на себя и свою загруженность, а также распорядок дня.

Контроль знаний проводится после изучения каждой темы (лекции) и после завершения изучения каждой дисциплины. Это необходимое условие аттестации. Только этим задается определенная очередность изучения материала.

Большая практическая работа слушателя, с использованием информации, бизнес-процессов компании, в которой он работает. Для освоения полученных теоретических знаний и применения их на практике, по каждому блоку дисциплин слушатели выполняю контрольное домашнее задание. КДЗ – это письменная работа, в которой слушатели раскрывают выбранную тему, при желании используя реальную информацию своей практической деятельности. Или тема КДЗ может иметь аналитический аспект. Выполняется КДЗ под руководством научного руководителя, назначаемого из преподавателей и экспертов ВШБИ НИУ ВШЭ.

ТЕМА КДЗ формулируется слушателем самостоятельно, и согласуется с руководителем. Слушатель имеет возможность, используя современные средства коммуникаций, задать вопросы руководителю, получить консультацию и обратную связь о результатах выполненной работы.

Выполненные в процессе обучения КДЗ, могут составить основу выпускной аттестационной работы. Выпускная работы выполняется слушателем по выбранной им тематике самостоятельно под руководством научного руководителя. Как правило, тема выпускной работы связана с практической деятельностью слушателя.

Основа такого дистанционного обучения – самостоятельная работа под руководством научного руководителя.

Для планирования времени, необходимого на освоение программы, рекомендуется следующий график: изучение дисциплин каждого блока, соответствующего тестирования и выполнения домашнего задания, планируется два месяца:

Блок «Стратегический и финансовый анализ» необходимо изучить и пройти соответствующую аттестацию за первый и второй месяцы обучения.

Блок «Алгоритмические и инструментальные средства бизнес-аналитики» необходимо изучить и пройти соответствующую аттестацию за третий и четвертый месяцы обучения.

Блок «Системный анализ и проектирование ИС» необходимо изучить и пройти соответствующую аттестацию за пятый и шестой месяцы обучения.

Седьмой и восьмой месяцы обучения отводятся на самостоятельное изучение дополнительных дисциплин и подготовку выпускной аттестационной работы.

Защита выпускной аттестационной работы может проводиться очно в ВШБИ или, по желанию слушателей, дистанционно.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги