Последовательность трансфертного ценообразования. Трансфертные цены

"Налоги и налогообложение", N 1, 2005

Под трансфертным ценообразованием понимают реализацию товаров или услуг в рамках группы связанных между собой лиц по ценам, отличным от рыночных. Цели при этом могут быть различными.

Во-первых, трансфертное ценообразование - важный механизм перераспределения финансовых ресурсов в рамках интегрированных структур (холдингов). Так, производственная или добывающая компания холдинга может реализовывать продукцию сбытовой компании того же холдинга по внутренним (низким) ценам; сбытовая компания затем занимается реализацией товара конечным потребителям по рыночным (более высоким) ценам. В результате финансовые ресурсы концентрируются в едином центре прибыли (сбытовой компании) и затем могут перераспределяться в соответствии с потребностями холдинга в целом.

Во-вторых, трансфертное ценообразование может использоваться для минимизации налогообложения. Если центр прибыли (сбытовая компания в приведенном примере) пользуется теми или иными налоговыми льготами, общая налоговая нагрузка на холдинг в целом снижается.

С точки зрения государства, первую из этих функций трансфертного ценообразования можно оценить как нейтральную. Чинить холдингам препятствия в перераспределении их собственных средств было бы нелогично и даже экономически вредно. С другой стороны, минимизация налогообложения, пусть даже и в рамках закона, с позиции налоговых органов - занятие заведомо подозрительное и требующее пресечения.

Действующая редакция ст.40 НК РФ представляет собой некоторый компромисс. С одной стороны, она не запрещает сделок трансфертного ценообразования как таковых и, соответственно, дает холдингам определенную свободу маневра в формировании внутренних цен, но, с другой стороны, ограничивает налоговую эффективность метода трансфертного ценообразования (допустимое отклонение цен от рыночных - не более 20%, в противном случае налоги пересчитываются исходя из рыночных цен). Налоговым органам разрешается инициировать проверку правильности цен лишь в определенных случаях (взаимозависимость сторон сделки, значительные флуктуации цен сделок налогоплательщика и др.). Эта идеология в целом соответствует и международной "антитрансфертной" практике.

Действующая редакция ст.40 НК РФ позволяет холдингам без особых проблем обходить ее ограничения при перераспределении средств. В приведенном примере для этого достаточно лишь исключить прямую взаимозависимость между сбытовой и производящей организациями, а также исключить прямую реализацию товара производящей организацией конечным потребителям (по ценам, отличным от внутренних). Ясно, что в этом случае цены сделок не будут испытывать значительных изменений в течение непродолжительных промежутков времени. Кроме того, полезно иметь те или иные экономические обоснования внутренних цен (маркетинговые расчеты и т.п.). С точки зрения закона, правда, это значения не имеет, но может помочь в общении с сотрудниками налоговых органов.

В настоящее время судебные споры по ст.40 НК РФ - скорее, экзотика. Дело, видимо, в том, что закон возлагает доказательство несоответствия цен рыночному уровню на налоговый орган, с чем у последнего обычно бывают большие проблемы. Исключением являются разве что самые вопиющие случаи (занижение цены сделки в разы).

Отметим также, что закон (ст.20 НК РФ) устанавливает довольно скупой список оснований взаимозависимости (участие одной организации в капитале другой, должностное подчинение одного физического лица другому, семейное родство), но при этом дает суду возможность признать лица взаимозависимыми и по другим основаниям. Ввиду этого суд легко может признать взаимозависимость, например, общества и его директора, купившего у общества несколько десятков квартир вчетверо дешевле рыночной стоимости <*>.

<*> См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.

Как стало известно, в настоящее время Правительство РФ готовит поправки в ст.40 НК РФ. Детали пока неизвестны. Несомненно одно: благоприятными для налогоплательщика они не будут. В лучшем случае дело ограничится расширением списка "взаимозависимых лиц", к которым может применяться процедура контроля цен, а также возложением на самого налогоплательщика бремени доказательства "рыночности" цен. В худшем случае новая редакция может сделать вообще невозможным трансфертное ценообразование в рамках холдингов, что было бы крайне неприятно для последних: продукцию на склад собственного сбытового подразделения придется отпускать не иначе как по рыночным ценам.

Можно предположить, что планируемые поправки являются своего рода реакцией государства на дело "ЮКОСа". Напомню, что основные претензии, предъявленные к самой компании (не к ее акционерам!), сводятся именно к применению ею (в 2000 - 2001 гг.) схем трансфертного ценообразования для минимизации налогов. Однако при этом никаких ссылок на ст.40 НК РФ в судебной аргументации МНС не содержалось <**>.

<**> Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 мая 2004 г. по делу N А40-17669/04-109-241; Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-17669/04-109-241 от 29 июня 2004 г.

Дело в том, что схема, использовавшаяся компанией, не нарушает положений ст.40. В результате суд вынес решение (как известно, не в пользу "ЮКОСа"), основанное, по существу, не на каких бы то ни было положениях Налогового кодекса, а на тезисе о "недобросовестности налогоплательщика", причем в крайне сомнительной интерпретации. Из факта недобросовестности (на взгляд автора, не доказанного) судом были сделаны чрезвычайно далеко идущие (на взгляд автора, слабо юридически обоснованные) выводы, включая тотальный пересмотр гражданско-правовых последствий сделок и даже фактическую отмену срока исковой давности <***>. Возможно, именно осознание юридической шаткости подобной позиции и привело государственные органы к мысли о пересмотре ст.40 НК РФ с целью расширить сферу ее применимости.

<***> Будылин С.Л. Недобросовестность налогоплательщика - правовое понятие или...? // Налоги и налогообложение. 2004. окт. С. 37 - 40.

Однако в значительной степени это - "махание кулаками после драки". Использование трансфертного ценообразования для минимизации налогообложения предполагает перераспределение дохода в пользу наименее налогооблагаемых элементов группы. "ЮКОС" (и не только он) использовал в качестве этих элементов так называемые "внутренние офшоры", то есть организации с низким налогообложением, зарегистрированные по действовавшему в то время законодательству в различных регионах РФ. С тех пор, однако, ситуация радикально изменилась: после вступления в силу гл.25 НК РФ "внутренние офшоры" были ликвидированы, а соответствующие схемы потеряли эффективность и без всяких изменений в ст.40.

На мой взгляд, именно унификация налогообложения, а не ужесточение в области "антитрансфертного" законодательства и является для государства наиболее эффективной тактикой борьбы с налоговыми потерями от трансфертного ценообразования (во всяком случае, в отношении внутрироссийских операций).

Правда, при этом остается открытой проблема перераспределения региональных налогов. В результате трансфертного ценообразования налоги могут оказаться уплаченными хотя и в той же сумме, но в другом месте. Естественно, можно ожидать, что региональные власти приложат все усилия (в том числе и с использованием новой редакции ст.40 НК РФ), чтобы не допустить такой "утечки" налогов на сторону.

Налогоплательщикам же следует учитывать следующее. Само по себе трансфертное ценообразование не запрещено и может эффективно использоваться в рамках холдингов. Однако его налоговые последствия могут быть пересмотрены в соответствии со ст.40 НК РФ.

Хуже того, как показала практика, даже если эта статья Налогового кодекса неприменима (например, цены отклоняются от рыночных менее чем на 20%), налоговые последствия все равно могут быть пересмотрены на основании тезиса о недобросовестности налогоплательщика. В связи с этим использование любых видов трансфертного ценообразования для оптимизации налогообложения представляется в настоящее время чрезвычайно рискованным предприятием.

С.Л.Будылин

Консультант

компании Roche & Duffay

Посвященный порядку регулирования взаимоотношений между зависимыми лицами. Названный алгоритм регламентации предусматривает множество специфичных механизмов, среди которых особое место занимает трансфертное ценообразование.

Зависимые лица

По общему правилу, предусмотренному отечественным правом, зависимыми лицами признаются субъекты, имеющие возможность контролировать деятельность, операции или решения друг друга.

Перечень лиц, отвечающих признаку взаимозависимости, приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ .

При совершении контролируемых сделок, то есть между зависимыми или приравненными к ним субъектами, используются трансфертные цены.

Налоговое законодательство прямо не расшифровывает вышеназванное понятие, однако содержит отдельный раздел, посвященный контролируемым сделкам, совершаемым внутри одного предприятия или группы компаний.

С учетом анализа существующего законодательства можно сформулировать понятие трансфертного ценообразования по НК РФ как стоимость товаров или услуг, применяемую контрагентами в расчетах между зависимыми лицами по внутрифирменной стоимости, отличающейся от условий, имеющих место на открытых рынках.

Названный механизм является объектом контроля со стороны отечественных фискальных органов и позволяет налоговикам квалифицировать договоры на описанных условиях в качестве контролируемых сделок.

Трансфертное ценообразование в 2017 году

В текущем налоговом периоде порядок совершения контролируемых сделок не претерпел сколь-нибудь значимых изменений. Налогоплательщики, отвечающие признакам взаимозависимости, обязаны доводить до сведения фискальных органов информацию о договорах, подлежащих проверке.

Важно знать, что регулированию трансфертного ценообразования и контролю со стороны государства подлежат сделки, совершаемые взаимозависимыми лицами:

  • внутрироссийские соглашения;
  • внешнеторговые договоры.

Особое внимание государства к описанным сделкам обусловлено прежде всего возможностью сторон манипулировать ценами и, как следствие, получать необоснованную налоговую выгоду.

Можно утверждать, что целью трансфертного ценообразования является увеличение прибыли от продажи товаров или услуг конечному потребителю, достигаемое, в том числе, за счет налоговой оптимизации.

Далеко не все сделки между аффилированными лицами подвергаются контролю. Для особого внимания со стороны налоговиков такие договоры должны отвечать требованиям, прямо перечисленным в ст. 105.14 НК РФ .

Методы трансфертного ценообразования

В настоящее время выделяются следующие основные способы определения цены между взаимосвязанными предприятиями:

  • затратный подход, характеризующийся проверкой соответствия цены на основе валовых затрат по конкретной операции с валовыми расходами по аналогичным действиям в условиях свободного рынка;
  • следующим видом трансфертных цен является сопоставление рыночной стоимости, заключающееся в сравнении имеющихся условий контракта со стоимостными значениями на рынке по схожим операциям;
  • применение метода цены последующей реализации включает в себя проверку соответствия анализируемой сделки рыночным условиям на основании валовой выгодности лица, перепродавшего имущество;
  • еще одним правилом трансфертного ценообразования является сопоставление рентабельности, характеризующееся сверкой операционной эффективности по договору с аналогичным показателем на рынке;
  • подход распределения прибыли, основанный на разделении фактической доходности между сторонами контролируемой сделки и аналогичным делением в условиях рынка.

Современное международное трансфертное ценообразование существенно не отличается от внутрироссийского и основывается на схожих принципах и методах.

Трансфертное ценообразование - 1) установление цены по сделкам внутри группы взаимозависимых лиц; 2) специальные правила налогообложения таких сделок.

Термин "Трансфертное ценообразование" на английском языке - Transfer Pricing.

Термин "Правила трансфертного ценообразования" на английском языке - Transfer Pricing rules.

"Трансфертное ценообразование" от английского Funds Transfer Pricing, FTP - реализация товаров, работ или услуг взаимозависимым лицам.

Группы компаний, с единым составом акционеров (участников), могут позволить себе установить цены по операциям внутри группы не на рыночной основе, а на основе установленного руководством механизма. К примеру, если Компания А, принадлежащая гражданину Иванову продает товар Компании Б, принадлежащей тому же Иванову, то для Иванова нет разницы (кроме налоговой), по какой цене произвести сделку, так как в итоге финансовое положение суммы обеих компаний А и Б не изменится.

При установлении внутренних (трансфертных) цен могут применяться разные механизмы. Наиболее распространен способ "затраты плюс" - суть которого в том, что цена устанавливается из расчета, чтобы продавцу товаров (работ, услуг) покрыть его себестоимость (затраты), а также установленную руководством группы компаний прибыль.

Пример

Затраты Компании А на производство единицы товара 200 тыс. рублей. Руководство определило, что трансфертная цена определяется, как себестоимость единицы товара увеличенная на 10%. Трансфертная цена установлена как 220 тыс. рублей по принципу Затраты плюс.

Иногда устанавливают трансфертную цену так, чтобы только покрыть себестоимость (затраты). Обычно это делают в ситуации, когда руководство считает, что затраты компании продавца завышены и поставлена цель на снижение расходов.

Трансфертные цены часто используются транснациональными холдингами для минимизации налога на прибыль. Так, с помощью Трансфертных цен можно перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами.

Пример

Себестоимость товара (сумма расходов на его производство и продажу) у российского завода 100 рублей. Рыночная стоимость этого товара на зарубежных рынках 200 рублей. В этом случае, прибыль от продажи единицы товара должна составить 100 рублей и облагаться налогом. Если же продавец, продаст продаст товар сначала в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 101 рубль и уже та организация продаст его покупателю за 200 рублей, то в России налогооблагаемая прибыль составит всего 1 рубль и именно с нее будет платиться налог на прибыль. С прибыли же оффшора 99 рублей будет уплачен минимальный налог за границей.

Чтобы избежать такого простого и эффективного способа минимизации налогов, государства вводят специальные правила налогообложения трансфертных операций. Так, эти специальные правила предусматривают, что если стороны взаимозависимы, то для целей налогообложения следует применять рыночную цену (а не ту, что стороны установили в договоре). На нашем примере, применение специальных правил регулирование трансфертных цен приведет к тому, что в России для налогообложения будет принята цена продажи в 200 рублей, несмотря на то, что по договору она составила 101 рубль.

Первой страной, принявшей специальное законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стали США (середина 1960-х). Основным рекомендательно-методическим международным документом в области налогового регулирования трансфертного ценообразования является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1995 года «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов» (Transfer pricing guidelines for multinational enterprises and tax administrations).

В России, правила налогообложения трансфертных операций регулируются Разделом V.1. Налогового кодекса России "ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ" (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ). До 1 января 2012 года этот вопрос регулировался статьей 40 Налогового кодекса России (статья 20 Налогового кодекса России определяла какие лица признаются взаимозависимыми). Следует отметить, что за небольшим исключением, под специальные правила трансфертного ценообразования в России попадают только крупные группы компаний.

Интересно, что в тексте Налогового кодекса России термин "трансфертное ценообразование" не встречается. Но этот термин активно используется среди специалистов и встречается в официальных документах.

Кроме того, управление ФНС России, которое производит налоговые проверки сделок с взаимозависимыми лицами называется "Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества" (Приказ ФНС России от 29.07.2013 N ММВ-7-13/266@ "Об утверждении Положения об Управлении трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы").

Комментарий

Вопросы трансфертного ценообразования одни из самых сложных. Дело в том, что вопрос о том, какая цена должна быть для целей налогообложения интересует большое количество сторон. Если сделка международная, то вопрос цены для налогообложения влияет на налоговую базу всех государств, вовлеченных в сделку. Причем, их интерес, как правило, противоположный. Так, увеличение цены для налогообложения в одной стране влечет снижение налоговой базы в другой стране.

Результат корректировок может приводить к двойному налогообложению группы компаний. Так, может сложиться ситуация, когда в одной стране необходимо увеличить доходы до рыночного уровня, а в другой стране симметричная корректировка расходов будет недопустима.

В то же время, как было указано выше, трансфертное ценообразование позволяет в пределах допустимых возможностей, перераспределять часть налоговой базы в страны с более выгодным налогообложением. Иногда предметом переноса выступает не сама налоговая база (как в указанном выше примере), а убытки, полученные в одной из стран. Так, если в одной стране получен убыток, а в другой стране прибыль, то было бы выгодно перенести убыток в страну, где прибыль. В этом случае, группа компаний снизила бы общий налог на прибыль. Даже если убыток может быть перенесен на будущие периоды (в России такое возможно по ст. 283 НК РФ), выгода от немедленного переноса будет в сроках признания убытка.

Поясняя суть проблем трансфертного ценообразования ООН в Практическом руководстве по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран (Practical Manual on Transfer Pricing for Developing Countries) приводит такой пример (пункт 1.4.8 введения):

Пример

Предположим компания М (материнская) производит автомобильные сиденья в стране А, продает сиденья дочерней компании Д в стране Б. Компания Д затем реализует автомобильные сиденья независимым покупателям в своей стране (Б). В этом случае налогооблагаемая прибыль компании Д будет определяться как Доход от продажи сидений, за вычетом расходов на их приобретение у компании группы М.

Если в стране А, где автомобильные сиденья производятся, ставка налога на прибыль существенно ниже, чем в стране Б, где сиденья продаются, то возможно, компания М будет стремиться показать в стране А как можно больше прибыли путем установления высокой цены на сиденья для компании Д. Если же ситуация обратная, и ставка налога на прибыль в стране А существенно выше, чем в стране Б, то группа компаний может стремиться к тому, чтобы установить низкую цену на автомобильные сиденья между компаниями М и Д, сосредотачивая всю прибыль в компании Д (стране Б).

История вопроса, международные документы

Одно из первых применений трансфертных цен для целей оптимизации налогов было зафиксировано еще в 1897 году, когда братья Вести создали систему договорных отношений между всеми принадлежащими им компаниями так, что оставляли большую часть прибыли в офшорных юрисдикциях (Шэксон Николас. Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных офшорных зонах / Пер. с англ. А.А. Калинина. М.: Эксмо, 2012. С. 48).

Впервые в законодательство правила о трансфертном ценообразовании были включены в 1915 году в Великобритании и в 1917 году в США (п. 3.1.1. Practical Manual on Transfer Pricing for Developing Countries ООН). Однако эта тема долгое время не была актуальной. В 1960-х годах к трансфертному ценообразованию резко вырос интерес. Связано это с тем, что в этот период транснациональные компании резко увеличили свое присутствие в различных странах мира.

В международной практике государства стали регулировать налоговые вопросы трансфертного ценообразования с 1970-х годов. В 1979, а затем в 1984 году ОЭСР выпустила так называемые OECD Guidelines по трансертному ценообразованию (Transfer pricing Guidelines for multinational enterprises and tax administrations). Эти рекомендации были обновлены в 1995 году и с тех пор обновляются регулярно.

Еврокомиссия (European Commission) включила вопросы трансфертного ценообразования в Кодекс поведения (“codes of conduct” by the EU Council). Еврокомиссия разработала guidelines on low-value-adding intra-group services, принятые EU Council 17 мая 2011. ООН опубликовал отчет “International Income Taxation and Developing Countries” в 1988 году. UN Conference on Trade and Development (UNCTAD) издало отчет по вопросам Трансфертного ценообразования в1999 году.

В США применяются свои правила - USA Transfer Pricing Regulations (26 USC 482) .

Вопрос трансфертного ценообразования обычно включается в . Так, в ст. 9 модельной конвенции ОЭСР (OECD Model Convention) включено положение, позволяющее доначислять налоги, если налогоплательщик реализует товары (работы, услуги) ниже рыночной стоимости:

"Если
a) предприятие одного Договаривающегося Государства прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия другого Договаривающегося Государства; или

b) одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия одного Договаривающегося Государства и предприятия другого Договаривающегося Государства,

и в любом случае между двумя предприятиями в их коммерческих или финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место между двумя независимыми предприятиями, тогда любая прибыль, которая могла бы быть начислена одному из предприятий, но из-за наличия этих условий не была ему начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и, соответственно, обложена налогом".

Там же предусматривается правило о симметричных корректировках (если одно государство облагает налогом разницу между фактической ценой и рыночной, то другое признает эту разницу в расходах):

"Если одно Договаривающееся Государство включает в прибыль предприятия этого Государства и, соответственно, облагает налогом прибыль, в отношении которой предприятие другого Договаривающегося Государства было подвергнуто налогообложению в этом Государстве, и включенная таким образом прибыль является прибылью, которая была бы начислена предприятию первого упомянутого Государства, если бы отношения между двумя предприятиями были бы такими же, как между независимыми предприятиями, то тогда это другое Государство произведет соответствующую корректировку начисленного в нем налога на эту прибыль. При определении такой корректировки будут должным образом учтены другие положения настоящей Конвенции, и компетентные органы Договаривающихся Государств при необходимости будут консультироваться друг с другом".

В то же время, указанная статья закрепляет принцип, но не определяет детали регулирования трансфертных цен. Каждая страна вводит свои правила, которые регулируют количественные критерии для признания лиц взаимозависимыми, поряок определения рыночных цен.

В ОЭСР действует комитет - Committee on Fiscal Affairs, который мониторит ситуацию по трансфертному ценообразованию.

Чтобы обойти подводные камни трансфертного ценообразования нужно учитывать большое количество как налоговых, так и экономических факторов.

Методы Трансфертного ценообразования

Для определения рыночного интервала цен применяются специальные методы. Ни один из этих методов не считается подходящим для любой ситуации. Налогоплательщик должен выбрать тот метод, который наиболее подходит для его ситуации. Методы трансфертного ценообразования основаны на сравнении информации о прибыли, цены или рентабельности, полученной по анализируемой сделке с аналогичной сделкой. Эта информация может быть внутренней - полученной по по сделкам самого налогоплательщика с независимыми контрагентами или внешней - полученной по по сделкам независимых предприятий на том же рынке или в той же отрасли.

Существует пять основных методов, которые делятся на две группы:

Методы, основанные на анализе сделки:

Историческая справка

С 1 января 2012 года к контролируемым сделкам применяются правила Раздела V.1. НК РФ «ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ» (ст. 105.1 - 105.25 НК РФ). Этот раздел введен федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"

Документ, подготовленный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который содержит рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами.

Непесов К.А. Налоговые аспекты трансфертного ценообразования: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран. М.: Волтерс Клувер, 2007. 304 с.

На сегодняшний день активно проводятся многие операции по реализации самых разных товаров, а также услуг. Налоговые инстанции контролируют ценообразование. Одним из способов его регулирования является трансфертное ценообразование.

Трансфертное ценообразование

Трансфертным ценообразованием называется реализация взаимозависимыми лицами различных услуг или товаров, которая осуществляется по внутрифирменным ценам. Благодаря ему обеспечивается перераспределение общего дохода нескольких граждан в пользу лиц, проживающих в странах с гораздо низким налогообложением. Данная схема является самой простой и популярной в международном налоговом планировании. Целью трансфертного ценообразования считается минимизация уплачиваемых налогов. Они контролируются фискальными органами.

Установленные требования по трансфертному ценообразованию применяются при проведении разнообразных сделок, которые заключаются с взаимозависимыми лицами с огромным оборотом, а также с иностранными взаимозависимыми лицами вне зависимости от размера оборота. По каждой сделке делается отчет по трансфертному ценообразованию, и подаются соответствующие уведомления в налоговую инстанцию.

Закон о трансфертном ценообразовании

Действующее законодательство предполагает достаточно сложную операцию для подтверждения налогоплательщиком рыночного характера ценообразования во всех сделках, находящихся под контролем представителей фискальных органов.

Закон о трансфертном ценообразовании действует за счет механизма налогового контроля, основой которого является принцип «вытянутой руки». Контроль налоговыми органами предполагает внесение корректив в налоговые обязательства налогоплательщика до того уровня, что был рассчитанным при условии соответствия всех финансовых, а также коммерческих условий сделок, заключающихся при проведении сопоставимых операций, в которых участвуют стороны не имеющие какой-либо связи.

Если при использовании налогоплательщиком для осуществления операций цен, не соответствующих уровню общепринятых цен на услуги и все товары, наблюдается занижение налогового обязательства, то налогоплательщику разрешается самостоятельно внесить изменения в налоговые обязательства.

Методы трансфертного ценообразования

Трансфертное ценообразование происходит по нескольким методам, которые разделяются на несколько категорий.

Наиболее распространенными считаются традиционные методы сделок: метод цены дальнейшей реализации и метод сопоставимых цен на рынке, а также метод затрат.

Методы сделок на основе дохода используются только, если они соответствуют особенностям проводимой операции: распределения прибыли и сопоставимой рентабельности.

Редакция сайт предполагает, что традиционные методы являются более эффективными при контролировании операций и трансфертного ценообразования.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

С 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее - Закон N 227-ФЗ), который вносит значительные поправки в порядок регулирования налогообложения цен по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами.

В настоящее время критерии взаимозависимости для целей налогообложения и принципы определения рыночных цен регулируются положениями ст.ст.20 и 40 НК РФ. Указанные нормы будут продолжать применяться для целей налогообложения по сделкам, доходы и расходы по которым должны быть признаны в соответствии с гл.25 НК РФ до 2012 года.

Что касается новых правил, то они будут распространяться на сделки, доходы или расходы по которым должны признаваться в налоговом учете начиная с 2012 года, при этом даты заключения договоров по этим сделкам не имеют значения (п.5 ст.4 Закона N 227-ФЗ).

Закон N 227-ФЗ дополняет НК РФ новым разделом V.1., который будет включать в себя шесть глав: «Взаимозависимые лица», «Общие положения о ценах и налогообложении», «Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица», «Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках», «Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами», «Соглашение о ценообразовании».

Как указано в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Закон N 227-ФЗ направлен, «с одной стороны, на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами, в целях уклонения от налогообложения. С другой стороны, не должно создаваться препятствий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в том числе крупных холдинговых компаний».

Таким образом, комментируемые поправки устанавливают регулирование трансфертного ценообразования по общепринятому в мировой практике принципу «arm’s length principle» («принцип вытянутой руки»). Согласно этому принципу для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается обратно к рыночным значениям, как если бы компании были независимы.

В нашей статье мы рассмотрим какие сделки подпадут под контроль налоговых органов, какие лица будут признаваться взаимозависимыми в целях налогообложения, каким образом налоговый орган будет осуществлять контроль за трансфертным ценообразованием и какие неблагоприятные последствия могут наступить для налогоплательщиков, если они не будут исполнять нормы НК РФ, которые ступают в силу со следующего года.

1. Контролируемые сделки

Понятие «контролируемой сделки» является новым для НК РФ и вводится комментируемым Законом N 227-ФЗ.

В соответствии со ст. 105.14. НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей).

Иными словами «контролируемая сделка» - это сделка, которую налоговые органы вправе проверить на соответствие цены самой сделки рыночной цене.

1.1.Виды контролируемых сделок

Закон N 227-ФЗ закрепляет четыре вида контролируемых сделок:

1. сделки между взаимозависимыми лицами (подробнее данный вид сделок будет рассмотрен в следующем разделе).

2. сделки по реализации товаров (работ, услуг), которые совершаются с участием третьих лиц, которые не являются взаимозависимыми лицами, однако при этом должны соблюдаться следующие условия:

a. эти третьи лица не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

b. не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

3. сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли: нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни;

4. сделки между российскими организациями (иностранными организациями - через их постоянные представительства в РФ, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ) и лицами, местом нахождения (местом жительства) которых являются оффшорные зоны. В настоящее время перечь оффшорных зон утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

Обращаем ваше внимание, что сделки под пунктами 3 и 4 настоящей статьи признаются контролируемыми только в том случае, если годовой доход по ним больше 60 млн. руб. (п.7 ст.105.14 НК РФ).

Кроме того, что касается сделок между взаимозависимыми лицами, то такие сделки признаются контролируемыми, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

- хотя бы одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (другие стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой ОЭЗ (данное условие вступает в силу с 01.01.2014).

- сумма доходов по сделкам за календарный год превышает 1 млрд. руб. Доход за 2012 год должен быть выше 3 млрд. руб., а за 2013 год - 2 млрд. руб. (п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ);

- одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по процентной налоговой ставке, предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

- хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы. Сумма сделки должна превышать 100 млн. руб. (абз. 2 п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

- хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0%, при этом другая сторона (другие стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам.

Три последних разновидностей сделок будут являться контролируемыми, если общая сумма доходов по ним за год превысит 60 млн. руб. (п.3 ст.105.14 НК РФ).

Обращаем ваше внимание! Сумма доходов по сделкам за календарный год рассчитывается путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

1.2. «Неконтролируемые» сделки

Законодатель определил закрытый перечень сделок, которые не являются контролируемыми (см. п. 4 ст. 104.14 НК РФ). К ним относятся:

а) сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом;

б) сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим условиям:

- лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;

- лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

- лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

- указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

- сторона по сделке не уплачивает НДПИ, ЕСХН, ЕНВД, не освобождена от налогообложения прибыли и не является резидентом ОЭЗ, в которой предусмотрен льготный режим налогообложения прибыли.

2. Взаимозависимость лиц

В настоящее время толкование взаимозависимости лиц в целях налогообложения приведено в п.1 ст.20 НК РФ.

В соответствии с указанной нормой лица считаются взаимозависимыми при соблюдении следующих условий:

- одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

- одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

- лица состоят в отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

По новым правилам, которые будут применяться с 2012 года, устанавливаются три основания для признания лиц взаимозависимыми:

1.по закону (если такие лица поименованы в НК РФ);

2.по суду (если лица признаны взаимозависимыми судом);

3.по самостоятельному признанию себя налогоплательщиками таковыми.

Перечень оснований для признания взаимозависимости в соответствии с нормами НК РФ является закрытым.

2.1.Перечень взаимозависимых лиц

Закон N 227-ФЗ значительно расширил перечень лиц, которые являются взаимозависимыми в целях налогообложения (см. п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Такое детальное указание, возможно, позволит исключить ныне существующую произвольную трактовку взаимозависимости налоговыми органами.

Итак, рассмотрим новые критерии взаимозависимости.

2.1.1. Взаимозависимость между физическими лицами:

- по родственному признаку (физическое лицо, его супруг (супруга), родители, (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). В ныне действующей редакции ст.20 НК РФ идет отсылка к нормам Семейного кодекса Российской Федерации;

- по должностному положению (физические лица в случае, если одно лицо подчиняется другому лицу по должностному положению) (пп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Оставлено по сравнению со ст.20 НК РФ без изменений.

2.2.2.Взаимозависимость между юридическими лицами.

Организации признаются взаимозависимыми в следующих случаях:

Если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). В нормах, которые действуют в настоящее время, доля участия составляет более 20%;

Если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

Если в организациях единоличные исполнительные органы либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместного с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 рассматриваемого пункта) (пп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

Если более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации составляют одни и те же физические лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 рассматриваемого пункта (пп. 6 п. 2. ст. 105.1 НК РФ);

Если полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет одно и тоже лицо (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

2.2.3. Взаимозависимость между физическим лицом и организацией возникает в следующих случаях:

Если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). При определении долей участия физического лица необходимо учитывать не только долю его непосредственного участия, но и долю участия его взаимозависимых лиц;

В случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50% (пп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

Организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 рассматриваемого пункта), когда лицо имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации (пп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

Когда лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Немаловажно то, что по-прежнему сохранился принцип презумпции добросовестности налогоплательщика, который означает, что пока налоговым органом не доказано иное, для целей налогообложения цены, цены в сделках между лицами, не являющиеся взаимозависимыми, признаются рыночными (п.1 ,3 ст. 105.3 НК РФ).

3. Новая обязанность для налогоплательщиков

Закон N 227-ФЗ расширил круг обязанностей налогоплательщиков. Так, ст.ст. 105.15 и 105.16 НК РФ предусматривают следующие обязанности для налогоплательщиков, совершивших контролируемую сделку (группу таких сделок):

1) предоставлять на основании требования ФНС России документации относительно конкретной сделки (группы сделок), включая сведения о деятельности налогоплательщика и об использованных методах оценки доходов (прибыли, выручки);

2) уведомить налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика о совершенных в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за истекшим годом. Затем налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика направляет такое уведомление в электронном виде в ФНС России.

Если налоговый орган самостоятельно выявил факты совершения контролируемых сделок без представления налогоплательщиками соответствующего уведомления, то налоговый орган самостоятельно извещает о фактах контролируемых сделок ФНС России.

Обращаем ваше внимание, что с учетом п.7 ст.4 Закона N 227-ФЗ новые обязанности налогоплательщика возникают до 2014 года только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам превышает в 2012 году - 100 миллионов рублей а в 2013 году - 80 миллионов рублей.

4. Порядок определения рыночной цены

Из смысла новой гл.14.2 НК РФ следует, что при сделках между взаимозависимыми лицами должны применяться рыночные цены.

При этом в п. 1 ст.105.3 НК РФ закреплен любопытный принцип, согласно которому в течение года налогоплательщик может использовать цены, фактически примененные в сделках между взаимозависимыми лицами. Главное, чтобы в случае отклонения по итогам года цен в сделках между взаимозависимыми лицами налогоплательщик своевременно скорректировал сумму своих налоговых обязательств перед бюджетом.

Так, в соответствии с п.6 ст. 105.3 НК РФ, корректировки по НДС и НДПИ отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (для физических лиц - НДФЛ).

Сумма недоимки, выявленная налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (для физических лиц- НДФЛ) за соответствующий налоговый период.

Важно! За период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются (аб.4 п.6 ст. 105.3 НК РФ).

Фактически законодатель предоставляет налогоплательщику своеобразную отсрочку по уплате налога, главное чтобы по итогам года все обязательства перед бюджетом были скорректированы.

Цены всегда признаются рыночными в следующих случаях (п.п.8-12 ст. 105.3 НК РФ):

1.Если тот или иной уровень цен предписан антимонопольным органом.

2.Если сделка заключена по результатам биржевых торгов.

3.Если цена сделки определена на основании оценки оценщиком (если проведение оценки является обязательным).

4.Если цена определена в соответствии с соглашением о ценообразовании.

5. Сопоставимость условий сделки

Для того чтобы определить, является ли цена сделки между взаимозависимыми лицами рыночной, налоговые органы производят сопоставление таких сделок со сделками, в которых сторонами не являются взаимозависимые лица.

Для таких сделок в НК РФ вводится понятие «сопоставляемые сделки». Данному вопросу посвящена ст. 105.5 НК РФ.

С целью выявления сопоставимых сделок налоговые органы могут анализировать следующие условия (п. 4 ст. 105.5 НК РФ):

- характеристики товаров (работ, услуг);

- характеристики функций, выполняемых сторонами сделки, в соответствии с обычаями делового оборота;

- условия договоров, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);

- характеристики экономических условий деятельности сторон сделки;

- характеристики рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки.

Кроме того, анализируется количество товаров (объем услуг) по сделке, срок исполнения обязательств по сделке, условия платежа, курс иностранной валюты, примененный в сделке, характеристики рынка товаров (работ, услуг), а также иные распределения прав и обязанностей между сторонами сделки.

Также следует провести тщательный учет функций, исполняемых сторонами сделки и принимаемых на себя рисков, поскольку принятие дополнительных коммерческих (экономических) рисков сторонами сделки в соответствии с рыночной (коммерческой) стратегией при прочих равных условиях сопровождается повышением ожидаемых доходов (прибыли, выручки) по такой сделке.

Полный перечень функций содержится в п. 6 ст.105.4 НК РФ.

6. Источники информации о ценах

С 2012 года в НК РФ будет действовать отдельная статья (105.6), посвященная источникам информации, которые могут использоваться при сопоставлении сделок между взаимозависимыми лицами.

В первую очередь к источникам информации о ценах относятся:

- сведения о ценах и котировках бирж;

- таможенная статистика внешней торговли РФ;

- сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации;

- данные информационно-ценовых агентств;

- информация о сделках, совершенных налогоплательщиком.

Если вышеперечисленные источники отсутствуют, то информацию о ценах можно будет смотреть в следующих источниках:

- сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащихся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

- сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, опубликованные в общедоступных изданиях либо на сайтах компаний;

- сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности;

- иную информацию, используемую в соответствии с гл. 14.3 НК РФ.

7. Методы оценки доходов (прибыли, выручки)

Методологии оценки доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения посвящена целая гл. 14.3 НК РФ.

При проверке ФНС может использовать следующие методы оценки доходов:

1. метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке;

2. метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу);

3. затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг);

4. метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод);

5. метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Особенности применения каждого из этих методов подробно раскрываются в ст.ст. 105.9-105.13 НК РФ.

8. Новый вид проверки

С 2012 года помимо уже привычных выездных, камеральных и «встречных» проверок вводится новый вид налогового контроля, который посвящен проверке полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Данному виду проверок посвящена отдельная глава 14.5 НК РФ.

Из норм указанной главы следует, что уполномоченным органом для осуществления таких проверок является ФНС России.

Кроме того, в НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

Основанием для проведения проверки будет являться только решение руководителя или заместителя руководителя ФНС России о проведении проверки.

Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами может быть вынесено ФНС России не позднее двух лет со дня получения уведомления от налогоплательщика или извещения от налоговых органов о фактах совершения контролируемых сделок.

Срок проведения проверки составляет 6 месяцев. При этом предусмотрена возможность продления срока до 12 месяцев, а в случае необходимости осуществления перевода документов на русский язык проверка продляется еще на 3 месяца.

Контроль распространяется на ограниченный перечень налогов:

- налог на прибыль организаций;

- НДФЛ, который уплачивается в соответствии со ст.227 НК РФ (плательщики: предприниматели, нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой);

- НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, а предметом сделки является добытое полезное ископаемое, которое признается для налогоплательщика объектом обложения данным налогом, при этом налогообложение добытого полезного ископаемого должно производиться по процентной ставке);

- НДС (если одна из сторон сделки не является плательщиком НДС или освобождена от уплаты НДС).

Проверка завершается оформлением справки, в которой указываются предмет проверки и сроки его проведения.

В случае если во время проверки налоговым органом выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной, то в течение двух месяцев с даты окончания проверки составляется акт.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте проверки, он в течение 20 рабочих дней с даты получения акта может представить свои возражения в налоговый орган.

Процедура рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по результатам проверки осуществляется на основании общих норм, закрепленных в ст.101 НК РФ, и аналогична такой процедуре при проведении выездных и камеральных проверок.

Особенностью проверки является то, что ее результаты касаются не только налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, но и налогоплательщиков, являющихся другими сторонами контролируемой сделки, так как п. 1 ст.105.18 НК предусмотрена возможность корректировки у последних налоговой базы и суммы налога (уменьшения суммы начисленных и уплаченных налогов). В новой редакции НК РФ дано определение такой корректировке и называется она - «симметричная».

Симметричные корректировки проводятся только в том случае, если решение ФНС о доначислении налога исполнено налогоплательщиком, в отношении которого проводилась соответствующая проверка. Симметричные корректировки осуществляются на основании уведомления ФНС России о возможности симметричных корректировок.

9. Ответственность

За несоблюдение налогоплательщиками требований НК РФ в части контролируемых сделок предусмотрены штрафные санкции.

1. В соответствии со ст.129.3 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года - в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей;

2. В соответствии со ст.129.4 НК РФ за непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках налогоплательщика оштрафуют на 5000 рублей.

10. Соглашение с налоговым органом о ценообразовании

Для крупнейших российских налогоплательщиков Закон N 277-ФЗ предусматривает возможность заключения с налоговыми органами соглашений о ценообразовании. В указанном соглашении фиксируется порядок определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения.

Для того чтобы подать в налоговый орган заявление о заключении соглашения о ценообразовании, необходимо заплатить госпошлину в размере 1 500 000 рублей (пп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). И не факт, что уплатив госпошлину и подав заявление, налоговый орган согласится заключить с вами соглашение о ценообразовании.

Но если вам повезло и вы заключили с налоговым органом это соглашение, то в течение не более чем трех лет (это предельный срок, на который заключается соглашение) с налогоплательщика снимается обязанность доказывать соответствие примененных им цен по сделке с взаимозависимым лицом уровню рыночных цен.

Заключение

В заключение следует отметить, что новый порядок трансфертного ценообразования коснется крупных сделок налогоплательщиков, налогообложение которых оказывает существенное влияние на формирование бюджета.

Сейчас трудно оценивать, насколько эффективными окажутся комментируемые нововведения, но одно можно сказать точно - вряд ли эти новшества вызовут у налогоплательщиков положительные эмоции, поскольку список оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, значительно расширился, а, значит, проверять будут больше. Зато процедура и основания признания сделок контролируемыми станут более прозрачными, поскольку получили детальное закрепление в Разделе V.1. НК РФ, поэтому можно заранее понять, к чему следует готовиться.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги