Как правильно рассчитать торговый сбор - пример. Торговый сбор: виды деятельности и плательщики

Торговый сбор — это налог, взимаемый с организаций и ИП на общей системе налогообложения и на «упрощенке», которые занимаются торговлей с применением имущества (движимого или недвижимого). Торговый сбор платится в тех муниципалитетах, где он установлен (сейчас это только Москва). Данный материал, который является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»», посвящен главе 33 НК РФ «Торговый сбор». В этой статье доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты торгового сбора и ставках налога. Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Где и как вводится торговый сбор

Торговый сбор вводится по следующему алгоритму.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе для введения торгового сбора достаточно, чтобы эти города приняли свои соответствующие законы. В настоящее время такой закон принят только в Москве (см. « »).

А в муниципальных образованиях России (городских и сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах) для введения торгового сбора требуется выполнение двух условий. Во-первых, должен быть принят соответствующий федеральный закон, один для всех муниципалитетов (п. 4 ст. 4 федерального закона от 29.11.14 № 382-ФЗ). Во-вторых, представительный орган муниципального образования должен принять свой отдельный нормативный правовой акт (закон, решение или постановление), посвященный торговому сбору. На сегодняшний день упомянутый федеральный закон еще не принят. Как следствие, торговый сбор не введен ни в одном муниципальном образованиии.

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты торгового сбора закреплены в главе 33 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов и муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, регион или муниципалитет может утвердить свои ставки налога. «Местные» ставки могут быть не едиными, а дифференцированными, то есть зависящими от категории плательщика, от территории, от вида торговли и от объекта торговли. При этом глава 33 НК РФ устанавливает максимально допустимый размер ставок, превысить который местные власти не вправе. А вот нижнего предела не существует. Другими словами, муниципалитеты могут утвердить ставку, равную нулю.

К тому же местным властям разрешено устанавливать свои льготы, а также основания и порядок их применения.

После того, как торговый сбор введут в том или ином муниципалитете, информацию о размерах налоговых ставок и льготах можно будет получить в своей налоговой инспекции.

Кто платит торговый сбор

Организации и ИП на общей или упрощенной системе налогообложения, которые занимаются определенными видами торговли с применением движимого или недвижимого имущества на территории муниципалитета, где введен торговый сбор. Такие компании и предприниматели не вправе добровольно отказаться от статуса плательщика торгового сбора, поскольку его уплата является обязательной.

Кто не платит торговый сбор

Организации и ИП, перешедшие на уплату единого сельхозналога. Кроме того, торговый сбор не платят предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения. Если налогоплательщик совмещает несколько налоговых режимов, то освобождение от торгового сбора распространяется только на виды деятельности, переведенные на ЕСХН и патентную систему. По остальным видам деятельности торговый сбор нужно платить на общих основаниях.
Плюс к этому установлен запрет на одновременную уплату ЕНВД и торгового сбора. Это относится к видам деятельности, в отношении которых применялась «вмененка», и которые подпадают под торговый сбор. По таким видам деятельности налогоплательщик обязан перестать платить ЕНВД и начать платить торговый сбор.

Какие виды торговли подпадают под торговый сбор

Торговый сбор предусмотрен для торговли через объекты стационарной торговой сети (за исключением автозаправочных станций), через объекты нестационарной торговой сети, для торговли путем отпуска товаров со склада и для деятельности по организации розничных рынков.

Под торговлей понимается деятельность, связанная с розничной, мелкорозничной и оптовой куплей-продажей товаров через торговые сети и склады. Деятельность по организации рынков — это работа компаний, управляющих рынком. Такая деятельность регулируется Федеральным законом от 30.12.06 № 271-ФЗ .

Обратите внимание: названные выше виды торговли облагаются торговым сбором только в случае, если компания или ИП использует для продаж какое-либо имущество. Оно может быть как движимым, так и недвижимым; как собственным, так и арендованным. Такое имущество называют объектом торговли.

Продавцам важно понять, считается ли помещение, откуда отгружаются товары, объектом торговли. Глава 33 НК РФ не дает прямого ответа. По мнению специалистов Минфина России, все зависит от того, можно ли определить площадь торгового объекта. То есть предназначено ли данное помещение для выкладки и демонстрации товара, обслуживания покупателей, проведения денежных расчетов с ними и прохода покупателей. Если да, то такое помещение признается объектом торговли, и, как следствие, продажи подпадают под торговый сбор (письмо ).

На практике возникает много вопросов относительно того, какие именно разновидности розничных и оптовых продаж облагаются торговым сбором. Из текста главы 33 НК РФ нельзя сделать однозначных выводов, поэтому плательщики руководствуются разъяснениями чиновников (см. таблицу).

Какие разновидности торговой деятельности облагаются (не облагаются) торговым сбором

Разновидность торговой деятельности

Облагается / не облагается

Комментарий чиновников

Реализация ломбардом предметов залога

не облагается

Продажа продуктов питания предприятиями общепита

облагается в случае продажи через торговые точки

не облагается в случае продажи через объекты общепита

Реализация продукции собственного производства

облагается, если продажа осуществляется через торговые объекты

не облагается, если продажа осуществляется минуя торговые объекты

Использование офиса для заключения договоров купли-продажи

не облагается, если офис не оборудован для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними

Продажа сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг

не облагается

Интернет-торговля, при которой товар доставляется курьером

облагается

Когда и как плательщик торгового сбора должен встать на учет

Плательщиком становится компания или предприниматель, который хотя бы раз в квартал продал товары с использованием объекта торговли на территории, где введен торговый сбор. Каждый плательщик обязан зарегистрироваться в этом качестве в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать в ИФНС уведомление в письменной форме или по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). Сделать это нужно не позднее пяти рабочих дней с момента начала деятельности, подпадающей под сбор. В уведомлении следует указать вид деятельности и сведения об объекте торговли. Налоговики в свою очередь должны направить плательщику свидетельство о постановке на учет. Обратите внимание: встать на учет должны даже те налогоплательщики, кто подпадает под льготу в отношении торгового сбора.

Уведомить инспекцию надо и в случае, когда в процессе работы меняются показатели объекта торговли, если это приводит к изменению суммы сбора. Срок для такого уведомления составляет пять рабочих дней с даты изменения.

При прекращении деятельности, подпадающей под торговый сбор, плательщик также должен подать уведомление в ИФНС. Тогда моментом прекращения уплаты сбора будет дата, указанная в таком уведомлении. Если же плательщик забудет уведомить налоговиков, сбор придется платить несмотря на то, что фактически объект обложения уже отсутствует.

В какой ИФНС плательщик торгового сбора должен встать на учет

Это зависит от объекта торговли. Если продавец использует недвижимое имущество (например, магазин или киоск), то встать на учет необходимо в ИФНС по местонахождению данного имущества. Если торговля осуществляется с использованием движимого имущества (например, автомагазина или палатки), то встать на учет необходимо по месту нахождения компании или по месту жительства предпринимателя.

Может так случиться, что в одном муниципалитете плательщик использует сразу несколько объектов торговли. При этом они находятся на территориях, подведомственных разным инспекциям. В такой ситуации все объекты допустимо указать в одном уведомлении. Подать его нужно в ИФНС по местонахождению того объекта, который указан первым.

Заполнить и подать уведомление по форме ТС-1 через интернет

Как рассчитать сумму торгового сбора

Организации и ИП самостоятельно определяют величину торгового сбора один раз в квартал в отношении каждого объекта торговли. Данная величина равна ставке, умноженной на фактическое значение физической величины объекта торговли.

Ставка утверждается местными властями в рублях за квартал в расчете на объект торговли или на его площадь. Например, в Москве ставка для развозной и разносной розничной торговли составляет 45 000 руб. за квартал на один объект торговли. Ставка для организации розничных рынков в столице составляет 50 руб. за 1 кв. м. площади рынка за квартал.

Фактическое значение физической величины — это площадь объекта в метрах квадратных. Оно используется, если ставка установлена в расчете на площадь объекта торговли. Значение площади можно узнать из инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объект.

Утверждая ставки, муниципалитеты должны придерживаться ограничений. В частности, ставка для деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 руб. за 1 кв.м. площади рынка. Кроме того, ставка для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную стоимость патента для розничной торговли, выданного на три месяца, и деленную на 50.
Наконец, ставка для любого вида деятельности не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца.

Минимально допустимое значение ставки главой 33 НК РФ не предусмотрено. В связи с этим муниципалитеты могут снижать ставки вплоть до нуля. К примеру, в Москве для отпуска товаров со склада утверждена ставка, равная нулю.

Когда перечислять торговый сбор

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Так, платеж за первый квартал нужно сделать не позднее 25 апреля, платеж за второй квартал — не позднее 25 июля, платеж за третий квартал — не позднее 25 октября и платеж за четвертый квартал — не позднее 25 января следующего года.

Как отчитываться по торговому сбору

Отчетность по торговому сбору не предусмотрена.

Как учесть торговый сбор при расчете других налогов

Компании на общей системе налогообложения вправе вычесть из налога на прибыль или авансового платежа по нему сумму торгового сбора, который был перечислен с начала года. Но уменьшить можно не полную величину налога на прибыль, а только его часть, подлежащую перечислению в бюджет рег. Кроме того, должно соблюдаться условие: муниципалитет, в котором введен торговый сбор, входит в состав данного региона.

Предприниматели на общей системе могут уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора. Это правило применяется только в ситуации, когда ИП платит торговый сбор в том регионе, где стоит на учете. Если же предприниматель зарегистрирован в одном субъекте РФ, а торговый сбор платит в другом, налог на доходы придется платить в полном объеме.

Налогоплательщики на упрощенной системе с объектом «доходы» могут вычесть из единого налога или авансового платежа по нему сумму торгового сбора, который был перечислен в соответствующем периоде. Здесь есть условие: муниципалитет, в котором введен торговый сбор, должен входить в состав региона, где зарегистрирован «упрощенщик». Причем, согласно разъяснениям чиновников, единый налог допустимо уменьшить на величину торгового сбора более чем на 50 процентов (письмо Минфина России ).

Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы минус расходы» вправе включить торговый сбор в состав затрат, уменьшающих облагаемую базу.

Что будет, если плательщик торгового сбора не встанет на учет

Сотрудники ИФНС получают информацию о торговых операциях не только от самих плательщиков, но и от местных властей. Поэтому даже если организация или ИП не направит уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, на учет его все равно поставят. Но в этом случае торговля будет приравнена к деятельности без постановки на учет в налоговом органе. А это влечет налоговую ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Сумму торгового сбора для «несознательных» плательщиков рассчитают сами налоговики. За основу вычислений они примут данные об объекте торговли, поступившие от местных властей. Полученную величину сбора инспекторы укажут в требовании об уплате, которое направят плательщику.

При этом плательщики торгового сбора, не подавшие уведомление по форме ТС-1, будут лишены права уменьшить налог на прибыль, НДФЛ и единый «упрощенный» налог на сумму торгового сбора.

А.С. Колосовская, налоговый консультант

Торговый сбор в Москве - 2015

Мы отвечаем на эти и другие популярные вопросы о московском торговом сборе.

Торговый сбор в Москве в 2015 г.

Кто должен платить торговый сбор?

ВНИМАНИЕ

Уже торгующие организации и предприниматели должны подать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора не позднее 7 июля.
Первый раз заплатить торговый сбор нужно за III квартал 2015 г. не позднее 26 октября 2015 г. на КБК 182 1 05 05010 02 1000 110.

Торговый сбор платят организации и предпринимател ист. 2 Закона от 17.12.2014 № 62 (далее - Закон № 62) :

  • торгующие в розницу на территории г. Москвы через стационарные объекты, то есть магазины и павильоны, имеющие торговый зал, а также киоски, палатки и ларьки без торговых залов;
  • занимающиеся развозной и разносной торговлей в г. Москве, например через автофургоны;
  • являющиеся владельцами московских розничных рынков.

При этом неважно, что вы продаете (продукты питания или промтовары), а также принадлежит вам торговое помещение на праве собственности или вы его арендуете.

Кто может не платить торговый сбор?

Не должны платить торговый сборп. 2 ст. 411 НК РФ :

  • предприниматели на патентной системе налогообложения;
  • плательщики ЕСХН.

Также от сбора освобождаетс яст. 3 Закона № 62 :

Должны ли платить торговый сбор оптовики?

Нет, не должны. Ведь по торговле со складов (а именно так продают товар оптовики) в Москве ставки сбора не установлен ыст. 2 Закона № 62 ; .

Нужно ли платить торговый сбор, если фирма зарегистрирована в Москве, а ее магазины находятся в Московской области?

Торговый сбор должны платить только те, кто торгует на территории Москвы. При этом место постановки на учет самой организации в налоговом органе значения не имеет. Поскольку розничная торговля ведется в Московской области (там находятся магазины), платить торговый сбор не нужн оп. 1 ст. 411 НК РФ .

Нужно ли платить торговый сбор, если фирма зарегистрирована в Московской области, а ее магазин находится в Москве?

Поскольку розничная торговля ведется через магазин в Москве, организация должна платить торговый сбор.

Однако если этот магазин находится на территории розничного рынка, платить сбор не надостатьи 2, 3 Закона № 62 . Право на применение этой льготы можно подтвердит ьПисьмо Департамента финансов г. Москвы от 20.04.2015 № 90-01-01-07-53/15 :

  • договором о предоставлении торгового места на рынке;
  • карточкой продавца.

Нужно ли платить торговый сбор, если предприниматель приезжает из другого региона в Москву торговать на розничном рынке?

Предпринимателю, торгующему в Москве на розничном рынке, платить торговый сбор не нужн ост. 3 Закона № 62 . И неважно, где он состоит на налоговом учете - в Москве или другом регионе.

Должны ли платить торговый сбор рестораны, кафе и другие точки общепита?

Нет, не должны. В Москве сбором облагается только розничная торговля, но к ней не относится продажа продуктов питания и напитков в барах, ресторанах, кафе и других объектах общепит аст. 2 Закона № 62 ; ст. 413 НК РФ .

Каковы ставки торгового сбора?

Ставки сбора установлены в ст. 2 Закона № 62. Они зависят от вида торговли и могут различаться в зависимости от района, в котором она осуществляется.

Для торговых точек с площадью торгового зала не больше 50 кв. м и без торговых залов установлена фиксированная ставка сбора - в рублях за квартал с каждого объекта торговли.

Например, если вы занимаетесь развозной и разносной торговлей в любых районах Москвы, ежеквартально надо будет платить 40 500 руб. Для магазина с торговым залом до 50 кв. м в ЦАО ставка сбора 60 000 руб. в квартал, а для такого же магазина в Митино - 21 000 руб. в квартал. С киоска в ЦАО за квартал придется заплатить 81 000 руб.

Большие магазины, супермаркеты, гипермаркеты с площадью торгового зала свыше 50 кв. м и владельцы розничных рынков платят торговый сбор с каждого квадратного метра торговой площади.

Как определить торговую площадь магазина, чтобы посчитать торговый сбор?

Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объект торговли. Это может быть любой документ, содержащий информацию о назначении и планировке помещений объекта, - договор купли-продажи или аренды, технический паспорт, планы, схемы, экспликации и т. п.Письма Минфина от 29.04.2015 № 03-11-06/24876 , от 27.03.2015 № 03-11-06/3/17199, № 03-11-06/3/17214

Например, площадь торгового зала магазина, находящегося в Южном Бутово, 65 кв. м. Ставки торгового сбора:

  • 420 руб. за каждый квадратный метр площади торгового зала до 50 кв. м включительно;
  • 50 руб. за каждый полный (неполный) квадратный метр площади торгового зала свыше 50 кв. м.

Сумма торгового сбора к уплате за квартал составит 21 750 руб. (420 руб. х 50 кв. м + 50 руб. х (65 кв. м – 50 кв. м)).

Наш магазин не работает по воскресеньям и скоро будет закрыт на ремонт в течение месяца. При расчете торгового сбора это как-то учитывается?

Нет. Сколько дней в квартале вы торговали, не имеет значения.

Сумма сбора к уплате не уменьшается в зависимости от продолжительности торговой деятельности в течение квартала.

Нужно ли плательщикам торгового сбора вставать на налоговый учет?

Да. Если ваша торговая деятельность в Москве облагается сбором, в ИФНС надо подать уведомление по форме № ТС-1, которая приведена в Письме ФНС от 10.06.2015 № ГД-4-3/10036@ .

Если торговых точек несколько, уведомление подается одно, но на каждый объект торговли надо заполнить отдельную страницу «Информация об объекте обложения торговым сбором».

В какую инспекцию подавать уведомление о постановке на учет плательщикам торгового сбора?

Уведомление по форме № ТС-1п. 7 ст. 416 НК РФ ; Письмо ФНС от 17.06.2015 № ГД-4-3/10382@ надо сдавать:

  • <или> при торговле через магазин, являющийся недвижимостью, - в ИФНС по месту нахождения этого магазина. Если у вас несколько магазинов на территориях разных ИФНС, то встать на учет можно в любой из них по вашему выбору. В уведомлении сведения о магазине, подконтрольном этой ИФНС, укажите первыми, об остальных - в любой последовательности;
  • <или> при торговле через любой другой объект - в ИФНС по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя. Например, организация, зарегистрированная в Московской области, занимается развозной торговлей в Москве. Ей надо подать уведомление в свою подмосковную ИФНС.

В какие сроки надо сдавать уведомление о постановке на учет плательщикам торгового сбора?

Уведомление по форме № ТС-1 надо подать в бумажной или электронной форме в течение 5 рабочих дней с даты начала торговли.

Если вы торговали в Москве еще до начала июля, то 5 рабочих дней отсчитываются с 1 июля 2015 г. - последним днем подачи уведомления будет 7 июля 2015 г.

После этого ИФНС вышлет вам свидетельство о постановке на учет по форме № ТСстатьи 412 , 416 НК РФ ; Письмо ФНС от 10.06.2015 № ГД-4-3/10036@ .

Что будет, если плательщик торгового сбора не встанет на учет?

О том, что у вас есть объект торговли, с которого надо платить торговый сбор, налоговая инспекция узнает от Департамента экономической политики и развития Москв ыст. 4 Закона № 62 .

И если вы не встанете на учет, инспекция, во-первых, выставит вам требование об уплате сбора, рассчитанного на основании полученной от Департамента информации. Придется заплатить и сбор, и пени. Причем взысканные с вас суммы сбора учесть для целей налогообложения будет нельз яп. 5 ст. 225 , п. 10 ст. 286 , п. 8 ст. 346.21 , п. 3 ст. 417 , п. 4 ст. 418 НК РФ .

Во-вторых, вас оштрафуют за ведение деятельности без постановки на налоговый учет - 10% от доходов, полученных за период, пока вы работали без постановки на учет, но не меньше 40 000 руб.п. 2 ст. 116 , п. 2 ст. 416 НК РФ

Когда и на какой КБК надо платить торговый сбор?

Торговый сбор надо платить ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. То есть сбор за III квартал надо заплатить не позднее 26 октября 2015 г. (25 октября - воскресень е)ст. 414 , п. 2 ст. 417 НК РФ .

Торговый сбор уплачивается в бюджет г. Москвы по КБК 182 1 05 05010 02 1000 110.

Надо ли сдавать отчетность по торговому сбору?

Никакую отчетность по торговому сбору подавать не надо.

Однако нужно сообщать ИФНС по форме № ТС-1 обо всех изменениях показателей объекта торговли, влияющих на расчет суммы сбор ап. 2 ст. 416 НК РФ . Например, об изменении площади торгового зала гипермаркета.

Как учесть торговый сбор для целей налогообложения?

Организации на ОСН торговый сбор в расходах не учитывают, а уменьшают на сумму уплаченного сбора сам налог на прибыль (авансовый платеж). Но только ту часть налога, которая перечисляется в бюджет Москв ып. 10 ст. 286 НК РФ .

Московские предприниматели - плательщики НДФЛ на сумму уплаченного сбора могут уменьшить НДФЛ, рассчитанный по итогам года по ставке 13%п. 5 ст. 225 НК РФ .

Упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» учитывают сумму уплаченного сбора в расхода хподп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ .

Организации и предприниматели на УСН с объектом «доходы» могут уменьшить «упрощенный» налог (авансовый платеж) на сумму торгового сбора, уплаченного в соответствующем налоговом (отчетном) периоде. Но только при условии, что налог зачисляется в бюджет г. Москв ып. 8 ст. 346.21 НК РФ . То есть уплаченный в октябре торговый сбор за III квартал можно учесть при расчете налога за год. Однако если у вас несколько видов деятельности на «доходной» УСН, на сумму сбора можно уменьшить только сумму налога с доходов от розничной торговли, по которой уплачивается торговый сбор. Поэтому вам придется учитывать доходы от розницы отдельн оПисьмо Минфина от 27.03.2015 № 03-11-11/16902 .

Что грозит за неуплату торгового сбора?

Если вы не уплатите сбор вовремя, ИФНС направит вам требование о его уплате в сумме, рассчитанной на основании имеющейся у инспекции информации об объекте торговли. Кроме того, начислят пени за каждый день просрочки уплаты сбор аст. 75 НК РФ .

Если после получения требования вы так и не уплатите сбор, то налоговый орган может выставить инкассовое поручение и заблокировать ваш банковский счет.

Эксперт Центра, к.ю.н., Гаганов А.А.

Чего ждать от нового торгового сбора? Сколько и за что придется платить предпринимателям? Как снизить налоговые издержки?

С 1 июля 2015 года вступает в силу глава 33 Налогового кодекса РФ, а вместе с ней на предпринимателей ложится новое бремя по уплате торгового сбора. Торговый сбор попал в Налоговый кодекс РФ в конце прошлого года, и у бизнесменов было время морально подготовиться к этому удару.

Кто и за что будет платить?

Платить торговый сбор должны будут все организации (юридические лица) и индивидуальные предприниматели (ИП), которые используют недвижимость или передвижные торговые павильоны для торговли. В муниципальных образованиях могут быть льготы для некоторых видов предпринимательской деятельности, вплоть до освобождения от уплаты сбора. Например, Закон города Москвы «О торговом сборе» освобождает от уплаты сбора торговлю через вендинговые автоматы, торговлю на ярмарках выходного дня, на розничных рынках (но не сами рынки), разносную торговлю в автономных, бюджетных и казенных учреждениях. Также не будет платить сбор Почта России и автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Федеральный закон также освобождает от уплаты сбора индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги по патенту, и сельхозпроизводителей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог.

Объект сбора, согласно закону, «использование объекта движимого или недвижимого имущества (объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности». Простым предпринимателям из этого набора слов мало что понятно, поэтому посмотрим еще определение понятия «объект осуществления торговли» и виды торговли, в отношении которой установлен сбор.

Сбор – с каждого торгового ларька?

Итак, объект сбора – это здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговля. Деятельность по организации розничных рынков тоже облагается сбором: объектом являются собственно розничные рынки, сбор уплачивается управляющей компанией.

Виды торговли, в отношении которой устанавливается сбор:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Такой перечень позволяет предположить, что все предприниматели, торгующие в каком-либо помещении (ларьке, палатке, магазине) или со склада, обязаны уплачивать сбор. Возникает вопрос с интернет-магазинами: они тоже должны платить торговый сбор ? Вероятно, если торговля ведется с использованием арендованных складских помещений, то должны. Если же торговые помещения находятся не в аренде, а в собственности, то получается, что предприниматель платит дважды: налог на имущество организаций и торговый сбор.

Малый бизнес уже окрестил этот налог «налогом на аренду » и вовсю подумывает о том, как обойти Налоговый кодекс. Потому что если заплатить все, что положено по закону, то жить бизнесу будет не на что.

Ставки торгового сбора в Москве

Ставки торгового сбора определяются представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе ставки определяются законами этих субъектов Федерации.

Закон города Москвы «О торговом сборе» варьирует ставки торгового сбора в зависимости от удаленности района от центра города. Так, самая высокая ставка для торговых точек без торговых залов – 81 000 рублей за квартал (3 месяца) – в Центральном административном округе. Глубокие и ближние «замкадыши» (Зеленоград и Новая Москва, Митино и Бутово, и другие) заплатят 28 350 рублей. Остальные «москвичи» заплатят 40 500 рублей, столько же «стоит» разносная и развозная торговля. Арендаторы в торговых залах должны будут заплатить за помещения до 50 кв.м в ЦАО 60 000 рублей за квартал, «замкадыши» - 21 000 рублей, остальные «москвичи» 30 000 рублей. За помещения свыше 50 кв.м ставка зависит от площади торгового помещения, естественно, это выйдет дороже, чем места до 50 кв.м. Для розничных рынков ставка составляет 50 рублей за квадратный метр.

Все эти немалые суммы (от 7 тысяч рублей в месяц) предприниматели должны будут выложить наряду с другими налогами, выплатами, арендной платой и прочими издержками. Торговый сбор не зависит от размера прибыли. Особенно негативно это сказывается на тех торговых точках, прибыльность которых обусловлена сезонностью.

Бюрократические нюансы

Помимо того, что выкладывать лишние деньги непонятно за что в принципе неприятно, придется еще и пройти бюрократические процедуры. Так, плательщики сбора должны встать на учет в налоговых органах в качестве таковых. Это надо сделать в течение 5 дней после заключения договора аренды. Для тех, у кого такой договор уже действует, обязанность встать на учет возникает со дня вступления в силу закона, то есть с 1 июля 2015 года. Причем о любом изменении торгового помещения надо будет также уведомлять налоговую в течение 5 дней. 5 дней есть у налоговой для постановки на учет плательщика торгового сбора и направления ему свидетельства. Если речь идет об использовании недвижимости для торговли, то уведомление направляется в ИФНС по месту нахождения недвижимости. Если используется движимое имущество, то уведомление направляется по месту нахождения организации или по месту жительства ИП.

Предприниматели сами должны рассчитать размер сбора и уплатить его до 25-го числа месяца, следующего после окончания квартала. То есть налоговая не пришлет квитанцию, но проконтролирует уплату торгового сбора, если предприниматель ошибется или не заплатит. В этом случае он все-таки получит от налоговой требование об уплате сбора. В целом контроль возложен на органы местного самоуправления, которые должны обо всем уведомлять налоговую.

Каких последствий ждать?

История разработки законопроекта, которым вводился торговый сбор, умалчивает о том, какие благие цели должно достигать это нововведение. Положения о торговом сборе были введены в законопроект № 527250-6 депутатскими поправками ко второму чтению. Поэтому в первоначальной пояснительной записке о нем нет ни слова. Также мы не знаем мнения Правительства РФ по поводу введения нового сбора. Имеющийся отзыв Правительства РФ не упоминает этот сбор, так как его не было в первоначальном проекте. Очевидно, Правительство РФ одобрило новый источник доходов бюджета.

Можно ожидать роста цен в розничной торговле, так как предпринимателям придется компенсировать новые расходы. Даже если по факту им удастся уменьшить налоги на сумму сбора (а это можно сделать только по результатам года), то торговцы могут повышать цены просто от страха, что на них повесили новый сбор.

Хорошая новость есть для тех, у кого совпадает место нахождения организации (место жительства ИП) и место уплаты торгового сбора. Организации и ИП, находящиеся на «упрощенке» смогут уменьшить единый налог на сумму торгового сбора. Также может быть уменьшен налог на прибыль организаций.

Однако помимо налогов на прибыль или доходы предприниматели уплачивают еще множество других обязательных платежей. Например, ИП самостоятельно уплачивает страховые и пенсионные взносы, платит за ЭКЛЗ для контрольно-кассовых машин, аренду за помещение и несет другие расходы, связанные с бизнесом. Малый бизнес, занимающийся торговлей, - это, как правило, именно ИП. В этой ситуации многие предприниматели уже собираются объединять свои торговые площади, чтобы уменьшить расходы в части торгового сбора. То есть малый бизнес уже ожидает увеличения налоговой и административной нагрузки, несмотря на заверения в том, что торговый сбор не приведет к увеличению налоговых издержек. Да иначе зачем бы государство вводило новый сбор, если бы от этого не увеличились государственные доходы. Конечно, в условиях дефицита бюджета государству нужны доходы. Но эти доходы получаются за счет малого бизнеса. С одной стороны, государство говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, а с другой, вводит новые налоги и сборы для предпринимателей практически на ровном месте. Это демонстрирует непоследовательность государственной экономической политики.

Внес глобальные изменения в Налоговый кодекс. Основное нововведение — во второй части НК РФ появилась новая глава 33 «Торговый сбор».

Сбор для трех городов

Теоретически законодатели предусмот­рели возможность введения торгового сбора на территориях любых муниципальных образований. Конечно, при условии, что местные власти примут соответствующее решение. Такое положение прямо закреплено в п. 1 ст. 410 НК РФ.

Но практически торговый сбор пока смогут ввести на своих территориях только Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Дело в том, что в п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ (далее - Закон № 382-ФЗ) сказано, что торговый сбор может быть введен в указанных городах не ранее 1 июля 2015 г. А вот в муниципальных образованиях, не входящих в состав этих городов, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

Для кого увеличится налоговая нагрузка

Уплачивать торговый сбор должны будут организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, в отношении которой местными властями установлен данный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории указанных городов (п. 1 ст. 411, п. 1 ст. 413 НК РФ). От уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели на ПСН, а так же налогоплательщики, перешедшие на ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Что такое торговля…

Для лучшего понимания того, какие виды бизнеса подпадают под уплату торгового сбора, сразу скажем, что законодатели понимают под торговлей. Определение торговли содержится в подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ. Итак, торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров. При этом к торговой деятельности законодатели отнесли (п. 2 ст. 413 НК РФ):

  • торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (исключение - автозаправочные станции);
  • торговлю через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговлю, осуществляемую путем отпуска товаров со склада.

Обратите внимание: в целях данной главы к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ). Под ней понимается деятельность управляю­щих рынком компаний, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

…и объект торговли

Как мы уже сказали, под торговый сбор подпадают организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность с использованием объектов движимого и недвижимого имущества. Обратите внимание: в главе 33 НК РФ такое имущество называется «объекты осуществления торговли». К ним отнесены здания, сооружения, помещения, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка (п. 4 ст. 413 НК РФ).

В главе 33 НК РФ не говорится, какое движимое имущество имеется в виду для целей уплаты торгового сбора. Ответ был бы очевиден, если бы новая глава НК РФ содержала понятия стационарный и нестационарный торговый объект. Но их в ней нет.

На наш взгляд, для поиска ответа на вопрос стоит обратиться к главе 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ. Дело в том, что законодатели привязали ставку торгового сбора именно к сумме налога, уплачиваемой на основании патента. Кроме того, глава 33 НК РФ содержит для некоторых определений (например, для площади торгового зала) ссылки именно на главу 26.5 НК РФ.

Итак, согласно подп. 10 п. 3 ст. 346.43 НК РФ к нестационарной торговой сети относится торговая сеть, функционирую­щая на принципах развозной и разносной торговли, то есть с использованием движимого имущества (например, автомобилей или фургонов).

И еще один важный момент: в перечне объектов осуществления торговли прямо не поименованы торговые автоматы. Поэтому может сложиться впечатление, что торговля через них не подпадает под уплату сбора. Мы считаем, что это не так.

Если опять же обратиться к ст. 346.43 НК РФ, то мы увидим, что к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены торговые автоматы. А как мы уже сказали ранее, глава 33 НК РФ относит к торговой деятельности торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов. Таким образом, торговля через автоматы также будет подпадать под уплату торгового сбора.

Что касается деятельности по организации розничных рынков, то здесь объектом осуществления торговли будет являться недвижимое имущество, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность.

Объект для сбора и период

Объектом обложения сбором признается использование для осуществления торговой деятельности объекта торговли хотя бы один раз в течение квартала. При этом датой возникновения объекта обложения сбором является дата начала использования указанного имущества для торговой деятельности, а датой прекращения объекта обложения сбором - дата прекращения использования такого имущества для торговой деятельности (ст. 412 НК РФ).

Периодом обложения торговым сбором признается квартал (ст. 414 НК РФ).

Ставки сбора

А теперь перейдем к самому интересному - ставкам для торгового сбора. Они устанавливаются местными властями в рублях за квартал в расчете на один объект торговли или на его площадь (п. 1 ст. 415 НК РФ). Размер ставки будет зависеть от вида осуществляемой деятельности (опт или розница), а также от площади торгового зала.

Небольшие магазины

В пункте 1 ст. 415 НК РФ сказано, что ставка сбора не может быть больше расчетной суммы налога, подлежащего уплате в Москве, Санкт-Петербурге или в Севастополе в связи с применением патентной системы налогообложения по соответствующему виду деятельности на основании патента, выданного на три месяца.

ПСН можно применять в части торговой деятельности только для розницы. При этом на ПСН переводится:

  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли (подп. 45 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестацио­нарной торговой сети (подп. 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Обратите внимание: в соответствии с п. 2 ст. 415 НК РФ в данном случае для целей определения предельных ставок торгового сбора не учитываются ограничения для применения ПСН по розничной торговле. Напомним, что они преду­смотрены подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. В этой норме Кодекса сказано, что не относится к розничной торговле реализация:

  • подакцизных товаров, указанных в подп. 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ;
  • продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без таких упаковки и расфасовки в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания;
  • газа;
  • грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов;
  • товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети);
  • продукции собственного производства (изготовления);
  • передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам.

То есть для целей уплаты торгового сбора все вышеперечисленные виды деятельности будут признаваться розничной торговлей.

Пример 1

Компания осуществляет в Москве розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв м.

Для этого вида деятельности Законом г. Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения» установлен потенциально возможный к получению годовой доход в размере 2 000 000 руб. Сумма налога при ПСН на год составит 120 000 руб. (2 000 000 руб. х 6%), а на три месяца - 30 000 руб. (120 000 руб. : : 12 мес. х 3 мес.).

Следовательно, сумма торгового сбора за квартал по указанному виду дея­тельности не должна будет превышать 30 000 руб.

Крупная розница и опт

А какие ставки применять компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют розничную торговлю через объекты, у которых площадь превышает 50 кв. м, или со склада? Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 415 НК РФ. Для таких плательщиков ставка устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала. Обратите внимание: ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50.

Пример 2

Немного изменим условия примера 1. Предположим, что компания осуществляет в Москве розничную торговлю через магазин с торговой площадью 51 кв. м.

Рассчитаем максимально возможную сумму торгового сбора для этого случая. В примере 1 мы уже рассчитали сумму налога за три месяца при применении ПСН по розничной торговле через объект стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м. Она составила 30 000 руб.

Чтобы узнать, сколько придется заплатить торгового сбора за 1 кв. м в рассматриваемом примере, разделим 30 000 руб. на 50. Получится 600 руб.

Соответственно, максимальная сумма торгового сбора для магазина с торговой площадью 51 кв. м в квартал составит 30 600 руб. То есть каждый «лишний» квадратный метр обойдется компаниям не больше чем в 600 руб.

Обратите внимание: в п. 5 ст. 415 НК РФ сказано, что площадь торгового зала для целей главы 33 НК РФ определяется в порядке, установленном для ПСН, то есть в соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. Напомним, что согласно указанной норме Кодекса площадь торгового зала - это часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. К ней относится площадь:

  • контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин;
  • рабочих мест обслуживающего персонала;
  • проходов для покупателей.

К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Розничные рынки

Максимальный размер ставки в отношении деятельности по организации розничных рынков составляет 550 руб. на 1 кв. м площади рынка. При этом указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 4 ст. 415 НК РФ).

Могут быть льготы

Согласно п. 6 ст. 415 НК РФ местные влас­ти могут устанавливать дифференцированные ставки торгового сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельнос­ти, категории плательщиков, особеннос­тей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов торговли. При этом ставка сбора в отдельных случаях может быть снижена до нуля.

Встаем на учет

Не позднее пяти дней с даты возникновения объекта торгового сбора организация или индивидуальный предприниматель должны подать в налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ). Форму уведомления должна будет разработать и утвердить ФНС России (п. 5 ст. 416 НК РФ). Уведомление можно будет подать на бумажном носителе либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 6 ст. 416 НК РФ). В уведомлении указывается:

  • вид предпринимательской деятельности;
  • объект, в котором осуществляется торговая деятельность;
  • характеристики (количество и (или) площадь) объекта торговли.

Если для торговли используется объект недвижимости, то постановка на учет в налоговом органе осуществляется по месту нахождения объекта торговли. В иных случаях встать на учет нужно по месту нахождения организации (мес­ту жительства индивидуального предпринимателя). При этом если у компании или коммерсанта есть несколько объектов торговли в одном городе (Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе), но они находятся на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет осуществляется по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили первыми (п. 7 ст. 416 НК РФ).

Обратите внимание: осуществление дея­тельности, в отношении которой установлен торговый сбор, без направления налоговикам уведомления приравнивается к ведению деятельности без постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 416 НК РФ). Возникает вопрос: будут ли организация или индивидуальный предприниматель привлечены за это к ответственности?

Пунктом 2 ст. 116 НК РФ предусмот­рен штраф за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ. Его размер составляет 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. Основания для постановки на налоговый учет указаны в ст. 83 НК РФ. Так, организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Рассматриваемый нами случай как раз и подпадает под иные основания. Таким образом, если организация или бизнесмен не встанут на налоговый учет для уплаты торгового сбора, им грозят штрафные санкции.

Правда, налоговые органы могут осуществить постановку на учет и самостоятельно. Это произойдет, если орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором, предоставит налоговикам информацию о том, что компания или бизнесмен ведет торговую деятельность (п. 4 ст. 418 НК РФ). Заметим, что такой уполномоченный орган должен быть определен законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 2 ст. 418 НК РФ).

После получения уведомления налоговики в течение пяти дней должны поставить на учет плательщика сбора. И еще пять дней им дано для направления ему соответствующего свидетельства.

Если организация или предприниматель прекратят осуществлять деятельность, подпадающую под уплату торгового сбора, они должны в течение пяти дней сообщить налоговикам об этом факте, направив в налоговый орган уведомление. Налоговики снимут плательщика с учета. При этом датой снятия с учета будет являться дата прекращения деятельности, указанная в уведомлении (п. 4 ст. 416 НК РФ).

Рассчитываем сбор и перечисляем в бюджет

Плательщики торгового сбора должны самостоятельно определить сумму сбора для каждого объекта обложения. Сделать это необходимо начиная с периода, в котором возник объект обложения сбором. Для определения суммы сбора надо взять соответствующую ставку и умножить на фактическое значение физичес­кой характеристики соответствующего объекта торговли (п. 1 ст. 417 НК РФ).

Таким образом, если ставка установлена по объекту, то она умножается на 1. А в том случае, когда ставка определена в отношении 1 кв. м площади торгового зала (розничного рынка), то ее необходимо умножить на размер площади.

Перечислить в бюджет сбор нужно не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 2 ст. 417 НК РФ).

Обратите внимание: если налоговики поставили на учет организацию или предпринимателя самостоятельно на основании имеющейся у них информации, то они выставят требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации. При этом сумму сбора проверяющие рассчитают сами исходя из данных, представленных уполномоченным органом. Такой порядок установлен в п. 3 ст. 417 НК РФ.

Сопутствующие поправки

В связи с появлением в Налоговом кодексе новой главы возникла необходимость по внесению поправок в уже имеющиеся положения части первой и второй НК РФ.

Перечень местных налогов и сборов расширен

Установленный новой главой НК РФ торговый сбор не вписывается в понятие сбора, закрепленное в первой части НК РФ. Чтобы сделать его существование законным, потребовалось внести изменения в ст. 8 и 12 НК РФ.

Понятие «сбор» содержится в п. 2 ст. 8 НК РФ. Сейчас под сбором понимается обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц. При этом его уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Комментируемый закон это понятие дополнил еще одним основанием для взимания сбора: его уплата обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Кроме того, внесена поправка в ст. 12 НК РФ, которая устанавливает виды налогов и сборов на территории РФ. До сегодняшнего дня сбор мог быть только федеральным. Благодаря изменениям, внесенным в п. 4 этой нормы Кодекса, появилось такое понятие, как местный сбор. Так же как и местный налог, местный сбор устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местный сбор могут вводить на своих территориях власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) ставки сборов определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Так же могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

Ну и конечно же, торговый сбор включен в перечень местных налогов и сборов, установленный ст. 15 НК РФ.

НДФЛ

Внесено изменение в ст. 225 НК РФ, которая устанавливает порядок исчисления налога на доходы физических лиц. Она дополнена новым пунктом 5. Им смогут воспользоваться индивидуальные предприниматели, уплачивающие торговый сбор. По итогам налогового периода они имеют право уменьшить сумму налога, рассчитанного по ставке 13%, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.

Но если бизнесмены сами не встали на налоговый учет, а уплатили торговый сбор на основании требования налогового сбора, то снизить сумму НДФЛ они не смогут. Об этом прямо сказано в п. 5 ст. 225 НК РФ.

Налог на прибыль и спецрежимы

Организации, уплачивающие торговый сбор, не смогут учесть его при расчете налога на прибыль в составе расходов. Такой запрет установлен в п. 19 ст. 270 НК РФ. Но расстраиваться не стоит. На сумму торгового сбора можно будет снизить непосредственно налог на прибыль. Соответствующим положением дополнена ст. 286 НК РФ.

В новом п. 10 данной нормы Кодекса сказано, что плательщики торгового сбора имеют право на сумму сбора сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода. При этом уменьшается налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ. Снизить налог на прибыль можно на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

И опять же, если торговый сбор был перечислен на основании выставленного налоговиками требования, то ни о каком уменьшении налога на прибыль речи быть не может.

Аналогичные правила установлены и для тех компаний и бизнесменов, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Соответствующим п. 8 дополнена ст. 346.21 НК РФ.

А вот с ЕНВД дела обстоят совсем иначе. Если на территориях Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя будет введен торговый сбор, то организации, осуществляющие розничную торговлю, не смогут по этому виду деятельности применять ЕНВД. Такое изменение внесено в п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ.

Торговый сбор - самый новый сбор в налоговой системе России. Он введен Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ - этим законом в часть вторую Налогового кодекса включена глава 33 "Торговый сбор". Торговый сбор относится к местным налогам, то есть он регулируется как НК РФ, так и нормативными правовыми актами муниципальных образований, законами г. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. Торговый сбор обязательно должен быть введен нормативным документом на местном уровне - и если такой документ принят, то сбор становится обязательным к уплате на территории соответствующего муниципалитета или города федерального значения. В муниципальных законах могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения. Отметим, что торговый сбор не мог быть введен ранее 1 июля 2015 года. Пока сбор установлен только Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62. В Санкт-Петербурге и Севастополе в 2017 году торговый сбор не введен. Торговый сбор в соответствии с главой 33 может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).
Плательщики торгового сбора Плательщики сбора - организации и ИП, которые занимаются торговой деятельностью, в отношении которой установлен сбор. Это могут быть: торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (кроме автозаправок); торговля через объекты нестационарной торговой сети; торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы; торговля со склада. К торговой деятельности также приравнивается организация розничных рынков. Важно, что для применения торгового сбора не имеет значения, чем конкретно торгует компания или ИП. Не уплачивают торговый сбор: ИП на патентной системе налогообложения; налогоплательщики на ЕСХН.
1. Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
2. От уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.
Постановка на учет в качестве плательщика сбора Чтобы уплачивать торговый сбор, организациям и ИП нужно встать на учет в качестве плательщиков. Для этого в налоговый орган нужно подать уведомление, указав в нем вид предпринимательской деятельности, объект торговли, а также характеристики, необходимые для определения суммы сбора (количество объектов, площадь). Уведомление надо отправить в налоговую в течение 5 дней с момента возникновения объекта обложения сбором. После этого, тоже в течение 5 дней, налоговый орган обязан поставить плательщика на учет и выдать ему свидетельство. Место постановки на учет: по месту нахождения объекта недвижимого имущества - если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества; по месту нахождения организации (месту жительства ИП) - в остальных случаях. В дальнейшем, если какие-либо характеристики торгового объекта изменились, об этом также нужно сообщить в налоговую в течение 5 дней. Снятие с учета также производится после направления плательщиком уведомления. Форма уведомления и порядок заполнения установлены Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@.
Учет плательщиков сбора 1. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.
В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
2. Плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе. Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.
3. Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.
4. В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган. Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.
5. Формы уведомлений, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, представляет собой соответствующее письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
7. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются: по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества; по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.
В случае, если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.
Объекты налогообложения Объект обложения торговым сбором (согласно статье 412 НК РФ) - это использование объекта движимого или недвижимого имущества для видов торговли, в отношении которых установлен этот сбор. Использоваться объект может хотя бы один раз в квартал - и в этом случае возникает обязанность по уплате сбора. Датой возникновения объекта обложения будет дата начала использования этого имущества, а датой прекращения взимания сбора - дата прекращения использования такого имущества. Объектами обложения торговым сбором могут быть: здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков.
1. Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее в настоящей главе - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
2. В целях настоящей главы используются следующие понятия:
1) дата возникновения объекта обложения сбором - дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;
2) дата прекращения объекта обложения сбором - дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.
Налоговый период Квартал.
1. Если иное не установлено настоящей статьей, сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.
2. Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.
3. В случае представления от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации.
Указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом.
Ставки торгового сбора Ставки сбора устанавливаются на муниципальном уровне (или в городах федерального значения). Они должны быть выражены в рублях за квартал в расчете на каждый объект или на его площадь. Важно! Налоговый кодекс запрещает устанавливать ставки торгового сбора выше суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента, выданного на три месяца. Здесь речь идет о розничной торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети. В случаях торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 метров по каждому объекту, а также по торговле со склада, ставка сбора не может превышать деленную на 50 расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца. Ставка сбора по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади рынка. Эта ставка ежегодно умножается на коэффициент-дефлятор (в 2017 году он равен 1,237). На муниципальном уровне могут применяться дифференцированные ставки сбора. Ставка сбора может быть даже снижена до нуля.
1. Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.При этом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.
2. В целях определения предельных ставок сбора в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не учитываются ограничения для применения патентной системы налогообложения по деятельности в виде розничной торговли, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.43 настоящего Кодекса.
3. Ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50.
4. Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
5. Площадь торгового зала в целях настоящей главы определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 346.43 настоящего Кодекса.
6. Нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.
Льготы по торговому сбору Торговый сбор относится к местным налогам, поэтому все льготы по нему устанавливаются на муниципальном уровне (или законами городов федерального значения). Порядок исчисления и уплаты сбора Сумма торгового сбора исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. Уплатить его необходимо до 25-го числа каждого следующего квартала. Если плательщик сбора не встал на обязательный учет, и налоговый орган это выявил, то он сам рассчитает сумму сбора и пришлет требование о его уплате.
Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается сбор
1. Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
2. В целях настоящей главы к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.


3. В целях настоящей главы к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.
4. В целях настоящей главы используются следующие понятия:
1) объект осуществления торговли:
в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 настоящей статьи, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
в отношении деятельности по организации розничных рынков - объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность;
2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады;
3) деятельность по организации розничных рынков - деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Полномочия органов местного самоуправления (органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
1. Органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
2. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (далее в настоящей статье - уполномоченный орган).
3. Уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории своего муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).
4. При выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган по форме (формату) и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.Уполномоченный орган информирует плательщика сбора о направлении информации в налоговый орган в течение пяти дней с даты направления информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, с приложением соответствующего акта.

Акты, указанные в настоящем пункте, могут быть обжалованы плательщиком сбора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае отмены соответствующего акта сведения об этом направляются уполномоченным органом в налоговый орган в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги