Ржд заплатили миллиарды подставным частным компаниям. Кому достаются крупнейшие подряды ржд

Поэтому ниже выкладываем развёрнутую версию материала наших коллег.

«Ведомости», №4419, 02.10.2017

В 2017 г. 78 крупных поставщиков получили от РЖД и ее дочерней компании «РЖДстрой» подряды на 185 млрд руб., выяснили «Ведомости», изучив закупки госкомпании с лотами от 150 млн руб. Если не учитывать традиционно занимающего 1-е место поставщика тепловозов и электровозов «Трансмашхолдинг» Андрея Бокарева и Искандера Махмудова (в этом году он получил контракты на 29 млрд руб.), в тройку поставщиков с небольшим отрывом вошли три группы компаний. На 1-м месте с контрактами на 22 млрд руб. оказалась «Группа компаний 1520», принадлежащая Алексею Крапивину и его партнерам. Его отец, Андрей Крапивин, до своей кончины в 2015 г. работал советником экс-президента РЖД Владимира Якунина. Структуры, раньше принадлежавшие Крапивину-старшему и его партнерам, давно входили в число крупнейших поставщиков монополии.

А вот следующие позиции в списке лидеров в этом году заняли новички, до сих пор не замеченные в списке лидирующих поставщиков РЖД. На 2-м месте с заказами на 19 млрд руб. оказались структуры петербургского бизнесмена Владимира Васильева, но только благодаря компаниям бывшего замминистра строительства и ЖКХ Юрия Рейльяна. Они поделились с Васильевым крупными подрядами на строительство железнодорожных объектов, а сами заняли 3-е место среди поставщиков с результатом в 18 млрд руб.

Взлёт подрядчика

У 53-летнего Рейльяна большой опыт кураторства крупных строек: он пришел в Министерство регионального развития в 2009 г. из бизнеса и на посту замминистра отвечал за строительство олимпийских объектов в своем родном городе Сочи. До госслужбы Рейльян успел потрудиться в частном бизнесе: он был совладельцем группы «Армстрой», в 2007–2009 гг. работал управляющим директором «Базового элемента» и гендиректором «Трансстроя» (обе компании Олега Дерипаски), откуда и перешел в Минрегион. В 2013 г., после расформирования Минрегиона, Рейльяна перевели на работу в Минстрой, где он также стал замминистра.

Как рассказал «Ведомостям» сам Рейльян, после ухода с госслужбы в феврале 2016 г. он решил вернуться в строительный бизнес. «В силу своего опыта заниматься мелкими проектами было скучновато. Посмотрел по сторонам и решил, что строительство железных дорог мне интересно», – рассказал Рейльян. Сразу после увольнения он приобрел сочинскую компанию «Спецтрансстрой», выручка которой не превышала 300 млн руб. Вскоре «РЖДстрой» выбрал эту фирму единственным поставщиком услуги по реконструкции участка Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская (часть Южного полигона РЖД). Сумма контрактов тогда составила почти 8 млрд руб.

Рейльян не сказал, за сколько купил компанию и что помогло ей сразу стать крупным поставщиком РЖД. Судя по декларациям о доходе, которые он публиковал во время работы в Минрегионе и Минстрое, в 2009–2014 гг. он и его супруга заработали 21,99 млн руб. Декларацию за 2015 г. он не публиковал. Впрочем, это наверняка лишь малая часть его доходов. Годовое вознаграждение топ-менеджеров «Базэла» весьма существенно, указывает управляющий партнер агентства «Контакт» Марина Тарнопольская: с учетом всех выплат оно может составлять $10–20 млн и даже более.

Но одной компанией покупки Рейльяна не ограничились. В конце 2016 г. и начале 2017 г. он купил 85% в УК «Трансюжстрой». Эта компания выиграла к 2014 г. заказы РЖД по работе на БАМе и Транссибе (Восточный полигон РЖД) на 61,9 млрд руб. Правда, за следующие три года «Трансюжстрой» раздал почти половину этого портфеля другим порядчикам.

Так, в 2016 г. компания отдала заказ на 6,56 млрд руб. компании «Стройпутьинвест» бывших партнеров помощника президента Игоря Левитина и на 5,97 млрд руб. – компании «Стройновации» Зиявудина Магомедова. Уже при новом владельце «Трансюжстрой» в 2017 г. отдал солидную часть подряда на Восточном полигоне стоимостью 15,5 млрд руб. корпорации «Р-индустрия» и фирме «Р-восток». Эти структуры, по данным СПАРК, контролируются Васильевым.

Рейльян говорит, что сам был инициатором сокращения портфеля на Восточном полигоне, объясняя, что приоритетным для него является Южный полигон, а для выполнения всех работ у него не хватало мощностей и ресурсов. Экс-чиновник не исключает, что после завершения работ на юге России снова вернется на БАМ.

Новый лидер

В ответ на вопрос, почему четверть портфеля «Трансюжстроя» досталась именно Васильеву, экс-чиновник говорит, что не выбирал, кому передать заказ. Структуры Васильева выиграли открытый конкурс на переуступку прав по выполнению этих работ, утверждает представитель РЖД. Найти на сайтах госзакупок упоминание об этом конкурсе «Ведомостям» не удалось.

«Трансстройресурс» до 2016 г. был небольшой компанией с годовой выручкой 257 млн руб. В 2015 г. он получал заказы от РЖД на 345 млн руб. Бенефициарами компании были Наталья Лабанова и Константин Маноли, о которых «Ведомостям» ничего не удалось узнать. В 2016 г. «Трансстройресурс» получил лицензию МЧС на право вести деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, после чего бизнес компании стал расти как на дрожжах.

В 2016 г. компания заключила с РЖД и «РЖДстроем» 61 контракт на 1 млрд руб. В апреле 2017 г. у теперь уже довольно заметного поставщика РЖД появился и новый владелец – Василий Бойко, свидетельствуют данные СПАРК. Бойко до этого работал ликвидатором ООО «Безопасность движения», бенефициарами которого были Крапивин, Маркелов и Ушерович. В этом году количество контрактов «Трансстройресурса» выросло до 283, а их сумма составила уже 3,2 млрд руб. В основном это были небольшие тендеры на оснащение системами пожарной автоматики вокзалов и железнодорожных станций.

В этом году контракты РЖД на 1 млрд руб. получила созданная в 2015 г. компания «Транспортные технологии». В мае 2017 г. ее приобрел Сергей Машков, бывший гендиректор ЗАО «Контур+», среди совладельцев которого были Борис и Елена Ушеровичи.

Другой бывший гендиректор компании Ушеровича ООО «Генком» – Илья Крючков в мае 2017 г. приобрел ООО «Транспортный комплекс», получившее в 2017 г. от РЖД 1,8 млрд руб. на поставку коммуникационного оборудования. Еще один поставщик оборудования связи для РЖД с портфелем заказов на этот год в 1,3 млрд руб. – ООО «Винтегра телеком» – в 2017 г. достался Николаю Алексееву, миноритарному акционеру «НТЦ информационные технологии», совладельцами которого являются Крапивин и его партнеры.

Уступка Рейльяна вывела петербургского бизнесмена Васильева в топ поставщиков РЖД. Его корпорация «Р-индустрия» и раньше успешно работала с госмонополией, но в число крупнейших поставщиков не входила. С момента создания в 2008 г. компания быстро росла за счет подрядов РЖД на строительство участков Свердловской железной дороги, к 2014 г. ее годовая выручка достигла 7,9 млрд руб.

Васильев – давний знакомый экс-главы РЖД Владимира Якунина, и источники «Ведомостей» в РЖД предполагали, что после смены президента компании для подрядного бизнеса Васильева наступят трудные времена.

Действительно, после назначения президентом Олега Белозерова, в 2016 г. «Р-индустрия» Васильева не получила ни одного крупного контракта РЖД. Но в этом году черная полоса закончилась и структуры Васильева получили рекордный объем заказов от РЖД: помимо переуступленного подряда «Трансюжстроя» они сами выиграли несколько конкурсов на объекты в Сибири и на БАМе – получив в 2017 г. подряды в общей сложности на 19 млрд руб.

Сам Якунин рассказывал «Ведомостям», что познакомился с Васильевым за 10 лет до прихода в РЖД (в МПС он пришел в 2003 г., в 2005 г. стал президентом РЖД). В 1990-е гг. строительная фирма, в которой Васильев был младшим партнером, построила для Якунина бревенчатый дом в Ленинградской области, рассказывал сам экс-глава РЖД, не уточняя, где именно велась стройка. Известно, что в 1996 г. Якунин стал одним из соучредителей дачного кооператива «Озеро», среди членов которого были Путин и его близкие знакомые, совладельцы банка «Россия» Николай Шамалов и Юрий Ковальчук.

В 2000-х гг. Васильев, по признанию Якунина, позвал его в число соучредителей охотничьего хозяйства в Приозерском районе. Впрочем, Якунин уверял, что давнее знакомство и совместное увлечение охотой никак не помогает «Р-индустрии» Васильева получать контракты РЖД.

Но Васильев строил и охотился не только для Якунина.

Друг-строитель

В 2000-х гг. Васильев вместе с Шамаловым стали соучредителями Приозерско-Мельниковского общества охоты и рыбной ловли, расположенного по соседству с охотхозяйством Якунина. Васильев стал еще миноритарием и гендиректором группы «Модуль» – одного из проектов компании «Росинвест», созданной Шамаловым и Дмитрием Гореловым, а также их приятелем Сергеем Колесниковым.

В путинских согласья нет

Именно Колесников в 2010 г. рассказал в открытом письме Дмитрию Медведеву, занимавшему тогда пост президента России, как в интересах Путина он с Шамаловым и Гореловым собирали средства для крупных проектов, самым известным из которых стал построенный под Геленджиком «дворец Путина». На остальные проекты, включая «Модуль», денег из-за дворца почти не оставалось, писал Колесников. «Модуль» отвечал за строительство завода по производству блоков, из которых можно было бы собирать медицинские центры по всей стране. Курировать медцентры как раз и должен был Васильев, утверждал Колесников в письме.

В октябре 2016 г. Васильев впервые стал партнером Ковальчука и еще одного акционера банка «Россия» – дальнего родственника Путина Михаила Шеломова (ему сейчас принадлежит 6% акций банка «Россия»). Вместе они учредили в Петербурге ООО «Игора драйв», в котором у Васильева и Ковальчука по 25%, у Шеломова – 50%. «Игора драйв» занимается проектом одноименной гоночной трассы, которую планируется построить под Петербургом рядом с горнолыжным курортом «Игора» по проекту немецкого архитектора Германа Тильке, проектировавшего трассы «Формулы-1», в том числе в Сочи, сообщала «Фонтанка» и другие петербургские СМИ. Курорт «Игора» также принадлежит семье Ковальчуков. По данным Reuters, здесь в 2013 г. сыграли свадьбу Кирилл Шамалов, сын старого друга Путина, и предполагаемая дочь президента Катерина Тихонова.

Кто стал инициатором строительства гоночной трассы, не известно. На сайте принадлежащей Васильеву гоночной команды G-Energy – Vasilyev Racing Team говорится, что бизнесмен и сам является действующим пилотом. В 2016 г. он занял 2-е место на ралли в Катаре и на бахе (разновидность ралли-рейда) «Россия – Северный Лес». Васильев не ответил на переданные ему вопросы «Ведомостей».

Старые связи

Растет железнодорожный подрядный бизнес и у структур, связанных с Крапивиным и его партнерами Борисом Ушеровичем, Валерием Маркеловым, Юрием Ободовским. Семь компаний, владельцами которых напрямую являются партнеры, – «ОСК 1520», УК «БСМ», «Форатек энерготрансстрой», «Бамстроймеханизация», «Ленгипротранс», «Дальгипротранс» и «Росжелдорпроект» – входят в «Группу компаний 1520». Они в 2017 г. получили, по данным СПАРК, подряды госмонополии на 22 млрд руб. против 4 млрд в 2016 г. Правда, представитель группы утверждает, что портфель заказов меньше – 17 млрд руб.

У Маркелова есть и собственный бизнес, связанный с поставками РЖД: ему принадлежит 80% крупнейшего поставщика топлива ПКП «Мобойл», получившего в 2017 г. подряды РЖД на 13 млрд руб.

У РЖД есть много поставщиков, которых объединяет одно: они принадлежат бывшим или действующим менеджерам разных компаний акционеров «Группы компаний 1520». Поодиночке эти фирмы не попадают в число крупнейших поставщиков, но вместе собирают подряды на внушительную сумму. В этом году – на 39 млрд руб. В прошлом году – на 24 млрд руб.

Если все они тоже связаны с Крапивиным, то общий портфель заказов превышает 60 млрд руб. А это треть от всех крупных подрядов РЖД в этом году. Прибавлять к портфелю контрактов группы показатели других компаний некорректно, возражает представитель «Группы компаний 1520». Личный бизнес акционеров и бывших менеджеров он комментировать отказался.

В прошлом году представитель Крапивина рассказывал «Ведомостям», что в «Группу компаний 1520» планируется перевести другие компании, связанные с акционерами группы, но пока ее состав не изменился. Что это могут быть за компании?

В 2017 г. стало известно, что Крапивин может иметь отношение и к «Элтезе» – крупнейшему российскому производителю средств железнодорожной автоматики и телемеханики, который объединяет восемь электротехнических заводов. Считалось, что это совместное предприятие РЖД (50% плюс 1 акция) и дочерней компании канадской Bombardier – BT Signaling B.V. (49,99%). Но когда в Швеции в конце 2016 г. началось расследование коррупционных сделок Bombardier в Азербайджане, нашлись документы, подтверждающие, что 74% в голландской BT Signaling B.V. контролируют Крапивин и Ободовский (последний входит в совет директоров «Элтезы»), утверждают шведские и канадские СМИ, а также российская «Новая газета».

Крапивин отказался комментировать состав акционеров «Элтезы», но отметил, что этот актив ему интересен. «Мы рассматриваем вопрос о включении компании «Элтеза» в «Группу компаний 1520», – передал «Ведомостям» представитель бизнесмена.

«Элтеза» получила от РЖД заказы на 19 млрд руб. в 2016 г. и на 8 млрд руб. в 2017 г. После чего сама провела конкурсы, на которых часто побеждали поставщики, связанные с «Группой компаний 1520». Принадлежащие напрямую Крапивину и его партнерам «ОСК 1520» и «Трансжелдорпроект» выиграли в этом году контракты «Элтезы» на 1,1 млрд руб.

Кто проиграл

Но не всем крупным подрядчикам РЖД удалось сохранить этот статус.

Проблемы возникли у Виталия Бриля, владельца компании «Стройпутьинвест» и бывшего партнера по бизнесу помощника президента России, бывшего министра транспорта Игоря Левитина. Весной 2016 г. его компания впервые за несколько лет получила от РЖД крупный контракт на 6,5 млрд руб. – на выполнение строительных работ на Восточном полигоне. Подрядом с ним поделился «Трансюжстрой».

Но уже в конце года на «Стройпутьинвест» посыпались неприятности. Сначала в декабре 2016 г. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор, подчиняется Минтрансу) подало иск в московский арбитражный суд, потребовав от «Стройпутьинвеста» выплаты неустойки. Речь шла о двух старых контрактах 2010 г. (тогда Левитин еще был министром) на строительство новой линии железной дороги Лосево – Каменногорск для переноса грузового движения к портам Финского залива. Стоимость работ была определена в 22 млрд руб., срок исполнения контракта – до 31 декабря 2012 г. «Стройпутьинвест» в срок не уложился, а позже распоряжением правительства от 14 апреля 2014 г. был изменен и сам проект. Срок сдачи был сдвинут до 2016 г. О том, что «Стройпутьинвест» сорвал сроки сдачи по первоначальному контракту, в Росжелдоре вспомнили только летом 2015 г., направив компании претензию. Она осталась без ответа. Через 1,5 года Росжелдор пошел в суд. В мае 2017 г. московский арбитраж присудил взыскать со «Стройпутьинвеста» почти 955 млн руб. неустойки.

К тому времени оказалось, что компания Бриля сорвала сроки и по новому контракту: РЖД подала к ней иск на 816 млн руб. Правда, суд не дал делу ход, потому что РЖД не предоставила оригиналов документов.

Но «Стройпутьинвесту» это не помогло. В 2016 г. компания впервые получила убытки – и сразу на 1,25 млрд руб., а ее выручка за год сократилась почти в 2 раза с 3,9 млрд до 2,1 млрд руб. Весной 2017 г. были признаны банкротами три из четырех входящих в группу «Стройпутьинвест» компаний – сам «Стройпутьинвест», Объединенная строительная группа и «Мехколонна». Связаться с Брилем «Ведомостям» не удалось. Представитель РЖД уверяет, что «Стройпутьинвест» продолжает работать на Восточном полигоне в счет выплаченного ему ранее аванса. «Если обязательства АО «Стройпутьинвест» не будут исполняться в соответствии с условиями договора, ОАО «РЖД» вправе предъявить свои требования к «Стройпутьинвесту» повторно», – подчеркивает он.

Не пошли дела и у «Стройновации» Магомедова, которой в прошлом году «Трансюжстрой» также передал часть контракта по Восточному полигону. «Стройновация» в 2016 г. впервые за пять лет получила чистый убыток почти на 1,5 млрд руб., ее выручка по сравнению с 2015 г. сократилась почти в 2 раза до 6,4 млрд руб.

В декабре 2016 г. РЖД подала иск к «Стройновации» на 116 млн руб. – штрафные санкции за срыв срока строительных работ на Восточном полигоне. Арбитражный суд Москвы иск отклонил, потому что РЖД сама оказалась виновата в срыве сроков, не предоставив подрядчику проектную документацию. Апелляционный суд поддержал это решение. Но на этом проблемы компании не закончились. Весной 2017 г. иск о банкротстве «Стройновации» подал ее подрядчик «Элэс-руспасифик», которому компания задолжала всего 300 000 руб. Решение о начале процедуры банкротства еще не принято, заседание суда переносилось несколько раз. Следующее запланировано на конец октября.

Представитель «Стройновации» заявил «Ведомостям», что утверждение о банкротстве компании некорректно, а сам иск не связан с РЖД. «Компания продолжает выполнять свои обязательства по реализации контрактов», – говорит он. В начале сентября на Восточном экономическом форуме глава группы «Сумма» Магомедов рассказал агентству RNS о возможной продаже «Стройновации» и другой инжиниринговой компании – «Глобалэлектросервиса».

Вопросы к подрядам

«Борьба за контракты РЖД обострилась. И сейчас соревнование идет в первую очередь по цене услуги или товара», – считает Крапивин.

Но чиновники думают иначе. РЖД лидирует среди госкомпаний по количеству жалоб на закупки, сообщил «Ведомостям» замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Рачик Петросян. В 2016 г. из рассмотренных ведомством 298 жалоб 148 были признаны обоснованными.

Аудиторы Счетной палаты, проверившие использование средств фонда национального благосостояния на крупнейший проект РЖД за последние годы – модернизацию БАМа и Транссиба, отметили, что положение о закупке товаров от июля 2014 г. позволяет госмонополии без конкурсных процедур увеличивать на 30% объем работ и цены договоров, произвольно менять поставщиков и размещать заказы у единственного поставщика. Причем решение о необходимости провести закупку у единственного поставщика могло принимать много менеджеров всех уровней – от президента РЖД до руководителей структурных подразделений. По крайней мере в 2017 г. «РЖДстрой» основную часть закупок делал как раз у единственных поставщиков, убедились «Ведомости», изучив заключенные компанией контракты.

Даже на большей части открытых аукционов, по данным Счетной палаты, в 2016 г. снижение от начальной максимальной цены составило всего 0,5%, в редких случаях – 1%. То есть победителем становится любой участник, сделавший на торгах один ход. В качестве примера Счетная палата приводит аукцион более чем на 2 млрд руб. В нем участвовали фирма «Транскомплектавтоматика», владелец которой Ярослав Колесник был ликвидатором одной из структур Маркелова, Крапивина и Ушеровича, и «дочка» РЖД – «Элтеза». При начальной цене 2,267 млрд руб. аукцион выиграла «Элтеза», попросив за услуги 99,5% от начальной максимальной цены. Потом победитель назначил проигравшего – «Транскомплектавтоматику» - исполнителем заказа. Счетная палата не обнаружила аффилированности компаний.

РЖД объяснила, что в 2016 г. по просьбе УК «Трансюжстрой» часть работ была передана другим компаниям с целью недопущения срыва сроков ввода объектов, говорится в отчете Счетной палаты. По мнению аудиторов, переуступка заказа на сумму более 10 млрд руб. противоречит целям развития добросовестной конкуренции, обеспечения прозрачности закупок и предотвращения коррупции, но закон не нарушает.

РЖД учла все рекомендации ФАС и Счетной палаты, сообщил представитель компании. В этом году увеличилось число участников закупок, говорит он. Также теперь решение о проведении закупки у единственного поставщика в РЖД могут принимать только президент и начальники железных дорог. В 2017 г. РЖД, по собственным данным, на всех контрактах сэкономила только 4% от начальных минимальных цен, а «РЖДстрой» – лишь 1%.

На долю контрактов с единственным поставщиком стоимостью более 200 млн руб. пришлось 40%. Высокий уровень закупок у единственного поставщика обусловлен выполнением «РЖДстроем» работ на объектах федерального значения в сжатые сроки, а также работ, которые являются естественным продолжением ранее выполненных работ, когда необходимо обеспечить правопреемственность, объясняет представитель РЖД.

Крупнейшие проекты РЖД

1. Модернизация БАМа и Транссиба

Стоимость 562,4 млрд руб.

Инфраструктурный проект «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей» был запущен в 2013 г. Его цель – развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры для вывоза каменного угля и руд с действующих и перспективных месторождений полигона к 2020 г. в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока.

2. Подходы к портам Северо-Запада

Стоимость 253,4 млрд руб.

Инвестпроект «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна». Цель – увеличить перевозки грузов к портам на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской областей на 20,9 млн т от уровня 2015 г. до 145,6 млн т.

3. Северный широтный ход

Стоимость 235,9 млрд руб.

Концессионный проект осуществляется при поддержке «Газпрома». Предполагает строительство Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и железнодорожных подходов к нему общей протяженностью 707 км. Прогнозируемый объем перевозок составит 23,9 млн т (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы).

4. Подходы к портам юга

Стоимость 155 млрд руб.

Инвестпроект «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна» ставит цель удвоить доставку грузов к портам Новороссийска, Туапсе и Тамани до 125,1 млн т.

Жертвуют деньги преимущественно «нужные» люди, которым затем в благодарность достается какой-то кусок государственного бюджетного пирога, писалось неоднократно. Но в основном внимание обращают на строительную отрасль, - возможно, потому, что крупнейшим спонсором партии несколько лет является Томская домостроительная компания Александра Шпетера и еще несколько девелоперских фирм. Но при этом как-то забывается другой, очень чуткий к пожеланиям власти сегмент — многочисленные подрядчики государственных монополий. Например, РЖД.

Как работают «откаты»

На счета «Единой России» в 2016 году поступило 4,3 млрд рублей пожертвований - так много денег от спонсоров партия еще никогда не получала. ЕР получила больше пожертвований, чем любая другая российская партия. Для сравнения - «Справедливой России» пожертвовали 1,2 млрд рублей, КПРФ - 667 млн рублей, а ЛДПР - 367 млн рублей.

Самую большую часть пожертвований - 3,9 млрд рублей - внесли не граждане, а юридические лица - фонды и частные компании. Многие из них участвуют в государственных тендерах и побеждают - получают возможность заключить с государством многомиллионный или многомиллиардный контракт.

На связь между пожертвованиями компаний в фонд партии власти и победой в государственных конкурсах указывают правозащитники. Так, об использовании скрытых схем финансирования партий перед выборами 2016 года сообщало движение в защиту прав избирателей «Голос». В своем докладе эксперты отмечали, что механизмы финансирования партий могут действовать по принципу «отката»: компания получает госконтракт только в том случае, если обязуется часть вырученных средств направить на поддержку партии.

Анализ финансовых отчетов партий за 2016 год, опубликованных на сайте Центральной избирательной комиссии, показал, что данная схема могла быть реализована и в год парламентских выборов. По подсчетам Russiangate, 61% компаний - доноров «Единой России» 2016 года - это государственные подрядчики.

Это число не учитывает ситуации, когда госконтракты выигрывают не сами компании-доноры, а аффилированные с ними структуры. Например, АО «Шархинский карьер» в 2016 году пожертвовало партии 18 млн рублей и ни разу не приняло участие в государственных конкурсах. Однако учрежденная этим акционерным обществом «Строительная компания Консоль-Строй ЛТД» в 2017 году заключает сразу несколько контрактов со Службой капитального строительства Республики Крым на проектирование детских садов и школ на полуострове.

Добро пожаловать в мир госзаказа

В списке доноров партии власти за 2016 год есть компании, которые получили госконтракты впервые в 2016-2017 годах - то есть сразу после совершения пожертвования. Больше всего из них «Единой России» пожертвовало ПАО «Океанрыбфлот» - 44,9 млн рублей.

Генеральным директором «Океанрыбфлота» числится Евгений Новоселов . Во время выборов в 2016 году он был избран депутатом Законодательного cобрания Камчатского края . Именно в этом году компания Новоселова сделала партии пожертвование, превышающее законные нормы (44,9 млн рублей вместо допустимых 43,3 млн рублей) и начала получать госконтракты.

Другой пример родом из Ульяновска. ООО «Солком» (учредитель и единственный собственник Валентина Царева ) в 2016 году пожертвовало партии 400 тыс рублей. Несмотря на то, что компания создана еще в 2009 году, госконтракты она стала получать только после «благотворительного» взноса. Строительство детского сада, ФОКа и школ - всего сделок на сумму 218 млн рублей. Эти контракты заключены с госучреждениями Ульяновска и Ульяновской области, которые подведомственны администрации города и правительству области. Как глава Ульяновска Алексей Гаев , так и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов являются членами партии «Единая Россия».

«Откат» - то есть деньги, которые подрядчик возвращает заказчику, принявшему решение закупаться именно у этого поставщика, обычно составляют не менее 10% сделки. Под такие параметры попадают сразу две компании из списка «новичков», заключившие контракты с дочерними компаниями «Башнефти» .

ООО «Челяб Нефть Ойл» внесла в кассу «Единой России» 4 млн рублей. И в этом же году компания выиграла свой первый госконтракт - у ООО «Башнефть-Розница» на сумму 325 млн рублей.

Другой поставщик «Башнефть-розница» - компания «АЗС Ойл» - внесла 3 млн рублей и выиграла контракт на сумму 210 млн рублей. Обе фирмы зарегистрированы в Челябинске, и в обоих случаях речь идет об одном и том же предмете контракта - продаже АЗС.

Российский железнодорожный след

По подсчетам Russiangate, у 1/6 части спонсоров «Единой России» - то есть у 104 компаний - после совершения пожертвования партии-лидеру дела пошли лучше: в 2016-2017 годах они стали получать больше госконтрактов, чем за все предыдущие годы работы.

Среди таких компаний больше всего контрактов после совершения пожертвования получили подрядчики ОАО «РЖД» : сразу после вложения от 1 до 43 млн рублей 20 компаний стали заключать дорогостоящие контракты, один за другим, только со структурами РЖД.

Некоторые компании, которые сделали самые большие взносы, связаны с влиятельным российским бизнесменом Алексеем Крапивиным . Его имя всплывало в расследованиях по мотивам «Панамского архива» , «Ландромата» и в текстах, посвященных коррупции в системе РЖД.

Среди спонсоров «Единой России» есть и другие компании, связанные с Крапивиным и выигравшие в год выборов больше контрактов с РЖД, чем раньше. Это ООО «ТрансСервисАвтоматика» (в 2016-2017 годах выиграло подрядов на 1,4 млрд рублей), ООО «Востокнефтепродукт» (7 млрд рублей), ООО «Трансбарьер М» (3,4 млрд рублей), ООО «ТрансСервисАвтоматика» (1,4 млрд рублей), ООО «ЖелДорМикроТранс» (821 млн рублей), ООО «ТрансСигналСтрой» (6,5 млрд рублей), сообщают «Скандалы.Ру» .

Возможно, в числе спонсоров «Единой России» присутствует больше компаний, связанных с Крапивиным: эта бизнес-империя характеризуется большим количеством фирм, созданных специально под подряды РЖД и оформленных на подставных лиц. Между прочим, как сообщало недавно агентство «Руспрес» , следствие по делу Дмитрия Захарченко рассматривает версию о том, что миллиарды, найденные на квартире у кэш-полковника могут оказаться деньгами, украденными с железнодорожных подрядов.

Интересна статья?

У 53-летнего Рейльяна большой опыт кураторства крупных строек: он пришел в Министерство регионального развития в 2009 г. из бизнеса и на посту замминистра отвечал за строительство олимпийских объектов в своем родном городе Сочи. До госслужбы Рейльян успел потрудиться в частном бизнесе: он был совладельцем группы «Армстрой», в 2007–2009 гг. работал управляющем директором «Базового элемента» и гендиректором «Трансстроя» (обе компании Олега Дерипаски), откуда и перешел в Минрегион. В 2013 г., после расформирования Минрегиона, Рейльяна перевели на работу в Минстрой, где он также стал замминистра.

Как рассказал «Ведомостям» сам Рейльян, после ухода с госслужбы в феврале 2016 г. он решил вернуться в строительный бизнес. «В силу своего опыта заниматься мелкими проектами было скучновато. Посмотрел по сторонам и решил, что строительство железных дорог мне интересно», – рассказал Рейльян. Сразу после увольнения он приобрел сочинскую компанию «Спецтрансстрой», выручка которой не превышала 300 млн руб. Вскоре «РЖДстрой» выбрал эту фирму единственным поставщиком услуги по реконструкции участка Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская (часть Южного полигона РЖД). Сумма контрактов тогда составила почти 8 млрд руб.

Рейльян не сказал, за сколько купил компанию и что помогло ей сразу стать крупным поставщиком РЖД. Судя по декларациям о доходе, которые он публиковал во время работы в Минрегионе и Минстрое, в 2009–2014 гг. он и его супруга заработали 21,99 млн руб. Декларацию за 2015 г. он не публиковал. Впрочем, это наверняка лишь малая часть его доходов. Годовое вознаграждение топ-менеджеров «Базэла» весьма существенно, указывает управляющий партнер агентства «Контакт» Марина Тарнопольская: с учетом всех выплат оно может составлять $10–20 млн и даже более.

Но одной компанией покупки Рейльяна не ограничились. В конце 2016 г. и начале 2017 г. он купил 85% в УК «Трансюжстрой». Эта компания выиграла к 2014 г. заказы РЖД по работе на БАМе и Транссибе (Восточный полигон РЖД) на 61,9 млрд руб. Правда, за следующие три года «Трансюжстрой» раздал почти половину этого портфеля другим порядчикам.

Так, в 2016 г. компания отдала заказ на 6,56 млрд руб. компании «Стройпутьинвест» бывших партнеров помощника президента Игоря Левитина и на 5,97 млрд руб. – компании «Стройновации» Зиявудина Магомедова. Уже при новом владельце «Трансюжстрой» в 2017 г. отдал солидную часть подряда на Восточном полигоне стоимостью 15,5 млрд руб. корпорации «Р-индустрия» и фирме «Р-восток». Эти структуры, по данным СПАРК, контролируются Васильевым.

Рейльян говорит, что сам был инициатором сокращения портфеля на Восточном полигоне, объясняя, что приоритетным для него является Южный полигон, а для выполнения всех работ у него не хватало мощностей и ресурсов. Экс-чиновник не исключает, что после завершения работ на юге России снова вернется на БАМ.

Новый лидер

В ответ на вопрос, почему четверть портфеля «Трансюжстроя» досталась именно Васильеву, экс-чиновник говорит, что не выбирал, кому передать заказ. Структуры Васильева выиграли открытый конкурс на переуступку прав по выполнению этих работ, утверждает представитель РЖД. Найти на сайтах госзакупок упоминание об этом конкурсе «Ведомостям» не удалось.

Успешные менеджеры

Как бывшие менеджеры структур Алексея Крапивина и его партнеров зарабатывают на подрядах РЖД
«Трансстройресурс» до 2016 г. был небольшой компанией с годовой выручкой 257 млн руб. В 2015 г. он получал заказы от РЖД на 345 млн руб. Бенефициарами компании были Наталья Лабанова и Константин Маноли, о которых «Ведомостям» ничего не удалось узнать. В 2016 г. «Трансстройресурс» получил лицензию МЧС на право вести деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, после чего бизнес компании стал расти как на дрожжах.
В 2016 г. компания заключила с РЖД и «РЖДстроем» 61 контракт на 1 млрд руб. В апреле 2017 г. у теперь уже довольно заметного поставщика РЖД появился и новый владелец – Василий Бойко, свидетельствуют данные СПАРК. Бойко до этого работал ликвидатором ООО «Безопасность движения», бенефициарами которого были Крапивин, Маркелов и Ушерович. В этом году количество контрактов «Трансстройресурса» выросло до 283, а их сумма составила уже 3,2 млрд руб. В основном это были небольшие тендеры на оснащение системами пожарной автоматики вокзалов и железнодорожных станций.
В этом году контракты РЖД на 1 млрд руб. получила созданная в 2015 г. компания «Транспортные технологии». В мае 2017 г. ее приобрел Сергей Машков, бывший гендиректор ЗАО «Контур+», среди совладельцев которого были Борис и Елена Ушеровичи.
Другой бывший гендиректор компании Ушеровича ООО «Генком» – Илья Крючков в мае 2017 г. приобрел ООО «Транспортный комплекс», получившее в 2017 г. от РЖД 1,8 млрд руб. на поставку коммуникационного оборудования. Еще один поставщик оборудования связи для РЖД с портфелем заказов на этот год в 1,3 млрд руб. – ООО «Винтегра телеком» – в 2017 г. достался Николаю Алексееву, миноритарному акционеру «НТЦ информационные технологии», совладельцами которого являются Крапивин и его партнеры.

Уступка Рейльяна вывела петербургского бизнесмена Васильева в топ поставщиков РЖД . Его корпорация «Р-индустрия» и раньше успешно работала с госмонополией, но в число крупнейших поставщиков не входила. С момента создания в 2008 г. компания быстро росла за счет подрядов РЖД на строительство участков Свердловской железной дороги, к 2014 г. ее годовая выручка достигла 7,9 млрд руб.

Васильев – давний знакомый экс-главы РЖД Владимира Якунина, и источники «Ведомостей» в РЖД предполагали, что после смены президента компании для подрядного бизнеса Васильева наступят трудные времена.

Действительно, после назначения президентом Олега Белозерова, в 2016 г. «Р-индустрия» Васильева не получила ни одного крупного контракта РЖД. Но в этом году черная полоса закончилась и структуры Васильева получили рекордный объем заказов от РЖД: помимо переуступленного подряда «Трансюжстроя» они сами выиграли несколько конкурсов на объекты в Сибири и на БАМе – получив в 2017 г. подряды в общей сложности на 19 млрд руб.

Сам Якунин рассказывал «Ведомостям», что познакомился с Васильевым за 10 лет до прихода в РЖД (в МПС он пришел в 2003 г., в 2005 г. стал президентом РЖД). В 1990-е гг. строительная фирма, в которой Васильев был младшим партнером, построила для Якунина бревенчатый дом в Ленинградской области, рассказывал сам экс-глава РЖД, не уточняя, где именно велась стройка. Известно, что в 1996 г. Якунин стал одним из соучредителей дачного кооператива «Озеро», среди членов которого были Путин и его близкие знакомые, совладельцы банка «Россия» Николай Шамалов и Юрий Ковальчук.

В 2000-х гг. Васильев, по признанию Якунина, позвал его в число соучредителей охотничьего хозяйства в Приозерском районе. Впрочем, Якунин уверял, что давнее знакомство и совместное увлечение охотой никак не помогает «Р-индустрии» Васильева получать контракты РЖД.

Но Васильев строил и охотился не только для Якунина.

Друг-строитель

В 2000-х гг. Васильев вместе с Шамаловым стали соучредителями Приозерско-Мельниковского общества охоты и рыбной ловли, расположенного по соседству с охотхозяйством Якунина. Васильев стал еще миноритарием и гендиректором группы «Модуль» – одного из проектов компании «Росинвест», созданной Шамаловым и Дмитрием Гореловым, а также их приятелем Сергеем Колесниковым.

Именно Колесников в 2010 г. рассказал в открытом письме Дмитрию Медведеву, занимавшему тогда пост президента России, как в интересах Путина он с Шамаловым и Гореловым собирали средства для крупных проектов, самым известным из которых стал построенный под Геленджиком «дворец Путина». На остальные проекты, включая «Модуль», денег из-за дворца почти не оставалось, писал Колесников. «Модуль» отвечал за строительство завода по производству блоков, из которых можно было бы собирать медицинские центры по всей стране. Курировать медцентры как раз и должен был Васильев, утверждал Колесников в письме.

В октябре 2016 г. Васильев впервые стал партнером Ковальчука и еще одного акционера банка «Россия» – дальнего родственника Путина Михаила Шеломова (ему сейчас принадлежит 6% акций банка «Россия»). Вместе они учредили в Петербурге ООО «Игора драйв», в котором у Васильева и Ковальчука по 25%, у Шеломова – 50%. «Игора драйв» занимается проектом одноименной гоночной трассы, которую планируется построить под Петербургом рядом с горнолыжным курортом «Игора» по проекту немецкого архитектора Германа Тильке, проектировавшего трассы «Формулы-1», в том числе в Сочи, сообщала «Фонтанка» и другие петербургские СМИ. Курорт «Игора» также принадлежит семье Ковальчуков. По данным Reuters, здесь в 2013 г. сыграли свадьбу Кирилл Шамалов, сын старого друга Путина, и предполагаемая дочь президента Катерина Тихонова.

Кто стал инициатором строительства гоночной трассы, не известно. На сайте принадлежащей Васильеву гоночной команды G-Energy – Vasilyev Racing Team говорится, что бизнесмен и сам является действующим пилотом. В 2016 г. он занял 2-е место на ралли в Катаре и на бахе (разновидность ралли-рейда) «Россия – Северный Лес». Васильев не ответил на переданные ему вопросы «Ведомостей».

Старые связи

Растет железнодорожный подрядный бизнес и у структур, связанных с Крапивиным и его партнерами Борисом Ушеровичем, Валерием Маркеловым, Юрием Ободовским. Семь компаний, владельцами которых напрямую являются партнеры, – «ОСК 1520», УК «БСМ», «Форатек энерготрансстрой», «Бамстроймеханизация», «Ленгипротранс», «Дальгипротранс» и «Росжелдорпроект» – входят в «Группу компаний 1520». Они в 2017 г. получили, по данным СПАРК, подряды госмонополии на 22 млрд руб. против 4 млрд в 2016 г. Правда, представитель группы утверждает, что портфель заказов меньше – 17 млрд руб.

У Маркелова есть и собственный бизнес, связанный с поставками РЖД: ему принадлежит 80% крупнейшего поставщика топлива ПКП «Мобойл», получившего в 2017 г. подряды РЖД на 13 млрд руб.

У РЖД есть много поставщиков, которых объединяет одно: они принадлежат бывшим или действующим менеджерам разных компаний акционеров «Группы компаний 1520». Поодиночке эти фирмы не попадают в число крупнейших поставщиков, но вместе собирают подряды на внушительную сумму. В этом году – на 39 млрд руб. В прошлом году – на 24 млрд руб.

Если все они тоже связаны с Крапивиным, то общий портфель заказов превышает 60 млрд руб. А это треть от всех крупных подрядов РЖД в этом году. Прибавлять к портфелю контрактов группы показатели других компаний некорректно, возражает представитель «Группы компаний 1520». Личный бизнес акционеров и бывших менеджеров он комментировать отказался.

В прошлом году представитель Крапивина рассказывал «Ведомостям», что в «Группу компаний 1520» планируется перевести другие компании, связанные с акционерами группы, но пока ее состав не изменился. Что это могут быть за компании?

В 2017 г. стало известно, что Крапивин может иметь отношение и к «Элтезе» – крупнейшему российскому производителю средств железнодорожной автоматики и телемеханики, который объединяет восемь электротехнических заводов. Считалось, что это совместное предприятие РЖД (50% плюс 1 акция) и дочерней компании канадской Bombardier – BT Signaling B.V. (49,99%). Но когда в Швеции в конце 2016 г. началось расследование коррупционных сделок Bombardier в Азербайджане, нашлись документы, подтверждающие, что 74% в голландской BT Signaling B.V. контролируют Крапивин и Ободовский (последний входит в совет директоров «Элтезы»), утверждают шведские и канадские СМИ, а также российская «Новая газета».

Крапивин отказался комментировать состав акционеров «Элтезы», но отметил, что этот актив ему интересен. «Мы рассматриваем вопрос о включении компании «Элтеза» в «Группу компаний 1520», – передал «Ведомостям» представитель бизнесмена.

«Элтеза» получила от РЖД заказы на 19 млрд руб. в 2016 г. и на 8 млрд руб. в 2017 г. После чего сама провела конкурсы, на которых часто побеждали поставщики, связанные с «Группой компаний 1520». Принадлежащие напрямую Крапивину и его партнерам «ОСК 1520» и «Трансжелдорпроект» выиграли в этом году контракты «Элтезы» на 1,1 млрд руб.

Кто проиграл

Но не всем крупным подрядчикам РЖД удалось сохранить этот статус.

Проблемы возникли у Виталия Бриля, владельца компании «Стройпутьинвест» и бывшего партнера по бизнесу помощника президента России, бывшего министра транспорта Игоря Левитина. Весной 2016 г. его компания впервые за несколько лет получила от РЖД крупный контракт на 6,5 млрд руб. – на выполнение строительных работ на Восточном полигоне. Подрядом с ним поделился «Трансюжстрой».

Крупнейшие проекты РЖД

1. Модернизация БАМа и Транссиба
Стоимость 562,4 млрд руб.
Инфраструктурный проект «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей» был запущен в 2013 г. Его цель – развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры для вывоза каменного угля и руд с действующих и перспективных месторождений полигона к 2020 г. в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока.

2. Подходы к портам Северо-Запада
Стоимость 253,4 млрд руб.
Инвестпроект «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна». Цель – увеличить перевозки грузов к портам на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской областей на 20,9 млн т от уровня 2015 г. до 145,6 млн т.

3. Северный широтный ход
Стоимость 235,9 млрд руб.
Концессионный проект осуществляется при поддержке «Газпрома». Предполагает строительство Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и железнодорожных подходов к нему общей протяженностью 707 км. Прогнозируемый объем перевозок составит 23,9 млн т (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы).

4. Подходы к портам юга
Стоимость 155 млрд руб.
Инвестпроект «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна» ставит цель удвоить доставку грузов к портам Новороссийска, Туапсе и Тамани до 125,1 млн т.

Но уже в конце года на «Стройпутьинвест» посыпались неприятности. Сначала в декабре 2016 г. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор, подчиняется Минтрансу) подало иск в московский арбитражный суд, потребовав от «Стройпутьинвеста» выплаты неустойки. Речь шла о двух старых контрактах 2010 г. (тогда Левитин еще был министром) на строительство новой линии железной дороги Лосево – Каменногорск для переноса грузового движения к портам Финского залива. Стоимость работ была определена в 22 млрд руб., срок исполнения контракта – до 31 декабря 2012 г. «Стройпутьинвест» в срок не уложился, а позже распоряжением правительства от 14 апреля 2014 г. был изменен и сам проект. Срок сдачи был сдвинут до 2016 г. О том, что «Стройпутьинвест» сорвал сроки сдачи по первоначальному контракту, в Росжелдоре вспомнили только летом 2015 г., направив компании претензию. Она осталась без ответа. Через 1,5 года Росжелдор пошел в суд. В мае 2017 г. московский арбитраж присудил взыскать со «Стройпутьинвеста» почти 955 млн руб. неустойки.

К тому времени оказалось, что компания Бриля сорвала сроки и по новому контракту: РЖД подала к ней иск на 816 млн руб. Правда, суд не дал делу ход, потому что РЖД не предоставила оригиналов документов.

Но «Стройпутьинвесту» это не помогло. В 2016 г. компания впервые получила убытки – и сразу на 1,25 млрд руб., а ее выручка за год сократилась почти в 2 раза с 3,9 млрд до 2,1 млрд руб. Весной 2017 г. были признаны банкротами три из четырех входящих в группу «Стройпутьинвест» компаний – сам «Стройпутьинвест», Объединенная строительная группа и «Мехколонна». Связаться с Брилем «Ведомостям» не удалось. Представитель РЖД уверяет, что «Стройпутьинвест» продолжает работать на Восточном полигоне в счет выплаченного ему ранее аванса. «Если обязательства АО «Стройпутьинвест» не будут исполняться в соответствии с условиями договора, ОАО «РЖД» вправе предъявить свои требования к «Стройпутьинвесту» повторно», – подчеркивает он.

Не пошли дела и у «Стройновации» Магомедова, которой в прошлом году «Трансюжстрой» также передал часть контракта по Восточному полигону. «Стройновация» в 2016 г. впервые за пять лет получила чистый убыток почти на 1,5 млрд руб., ее выручка по сравнению с 2015 г. сократилась почти в 2 раза до 6,4 млрд руб.

В декабре 2016 г. РЖД подала иск к «Стройновации» на 116 млн руб. – штрафные санкции за срыв срока строительных работ на Восточном полигоне. Арбитражный суд Москвы иск отклонил, потому что РЖД сама оказалась виновата в срыве сроков, не предоставив подрядчику проектную документацию. Апелляционный суд поддержал это решение. Но на этом проблемы компании не закончились. Весной 2017 г. иск о банкротстве «Стройновации» подал ее подрядчик «Элэс-руспасифик», которому компания задолжала всего 300 000 руб. Решение о начале процедуры банкротства еще не принято, заседание суда переносилось несколько раз. Следующее запланировано на конец октября.

Представитель «Стройновации» заявил «Ведомостям», что утверждение о банкротстве компании некорректно, а сам иск не связан с РЖД. «Компания продолжает выполнять свои обязательства по реализации контрактов», – говорит он. В начале сентября на Восточном экономическом форуме глава группы «Сумма» Магомедов рассказал агентству RNS о возможной продаже «Стройновации» и другой инжиниринговой компании – «Глобалэлектросервиса».

Вопросы к подрядам

«Борьба за контракты РЖД обострилась. И сейчас соревнование идет в первую очередь по цене услуги или товара», – считает Крапивин.

Но чиновники думают иначе. РЖД лидирует среди госкомпаний по количеству жалоб на закупки, сообщил «Ведомостям» замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Рачик Петросян. В 2016 г. из рассмотренных ведомством 298 жалоб 148 были признаны обоснованными.

Аудиторы Счетной палаты, проверившие использование средств фонда национального благосостояния на крупнейший проект РЖД за последние годы – модернизацию БАМа и Транссиба, отметили, что положение о закупке товаров от июля 2014 г. позволяет госмонополии без конкурсных процедур увеличивать на 30% объем работ и цены договоров, произвольно менять поставщиков и размещать заказы у единственного поставщика. Причем решение о необходимости провести закупку у единственного поставщика могло принимать много менеджеров всех уровней – от президента РЖД до руководителей структурных подразделений. По крайней мере в 2017 г. «РЖДстрой» основную часть закупок делал как раз у единственных поставщиков, убедились «Ведомости», изучив заключенные компанией контракты.

Даже на большей части открытых аукционов, по данным Счетной палаты, в 2016 г. снижение от начальной максимальной цены составило всего 0,5%, в редких случаях – 1%. То есть победителем становится любой участник, сделавший на торгах один ход. В качестве примера Счетная палата приводит аукцион более чем на 2 млрд руб. В нем участвовали фирма «Транскомплектавтоматика», владелец которой Ярослав Колесник был ликвидатором одной из структур Маркелова, Крапивина и Ушеровича, и «дочка» РЖД – «Элтеза». При начальной цене 2,267 млрд руб. аукцион выиграла «Элтеза», попросив за услуги 99,5% от начальной максимальной цены. Потом победитель назначил проигравшего – «Транскомплектавтоматику» исполнителем заказа. Счетная палата не обнаружила аффилированности компаний.

РЖД объяснила, что в 2016 г. по просьбе УК «Трансюжстрой» часть работ была передана другим компаниям с целью недопущения срыва сроков ввода объектов, говорится в отчете Счетной палаты. По мнению аудиторов, переуступка заказа на сумму более 10 млрд руб. противоречит целям развития добросовестной конкуренции, обеспечения прозрачности закупок и предотвращения коррупции, но закон не нарушает.

РЖД учла все рекомендации ФАС и Счетной палаты, сообщил представитель компании. В этом году увеличилось число участников закупок, говорит он. Также теперь решение о проведении закупки у единственного поставщика в РЖД могут принимать только президент и начальники железных дорог. В 2017 г. РЖД, по собственным данным, на всех контрактах сэкономила только 4% от начальных минимальных цен, а «РЖДстрой» – лишь 1%.

На долю контрактов с единственным поставщиком стоимостью более 200 млн руб. пришлось 40%. Высокий уровень закупок у единственного поставщика обусловлен выполнением «РЖДстроем» работ на объектах федерального значения в сжатые сроки, а также работ, которые являются естественным продолжением ранее выполненных работ, когда необходимо обеспечить правопреемственность, объясняет представитель РЖД .

Спустя 2 года после ухода Владимира Якунина с поста главы РЖД крупные подряды железных дорог продолжают выполнять фирмы, работавшие при нем. Непубличная петербургская корпорация "Р–Индустрия" получила от РЖД контрактов более чем на 20 млрд рублей.

Владимир Якунин покинул пост главы ОАО " " (РЖД) еще в августе 2015–го, но сформировавшийся при нем пул крупнейших подрядчиков этого монополиста почти не изменился.Например, крупнейший строительный подрядчик РЖД в Петербурге, " ", за последние 4 года получил от железной дороги заказов на сумму 20,7 млрд рублей. Владельца ООО "Корпорация "Р–Индустрия" и связывают давние партнерские отношения - они были соучредителями нескольких компаний, занимавшихся организацией охоты и разведением уток.

Лидер железнодорожного заказа

Корпорация "Р–Индустрия" была учреждена в 2008 году и специализируется на инфраструктурном строительстве. Если судить по данным системы " " и официального сайта корпорации, РЖД - практически единственный заказчик "Р–Индустрии". В СПАРК значится только один сторонний контракт корпорации - от 2014 года, заключенный с комитетом по строительству Петербурга на скромные 20 млн рублей.

Из перечисленных на сайте "Р–Индустрии" 26 проектов, в которых она участвовала с 2010 года, только один не касается РЖД: в 2010 году "Р–Индустрия" получила мелкий субподряд на организацию водоотведения на одном из участков строительства ЗСД.

В числе прочих проектов "Р–Индустрии": реконструкция вокзала в Зеленогорске в 2012 году (251 млн рублей), строительство Северо–Западного центра корпоративного управления РЖД в 2012 году (1 млрд рублей), строительство жилого комплекса для ОАО "РЖД" в Московской области (объем инвестиций пока не назван, проект реализуется на 3,5 га, включает жилье, детский сад, офисы, торговые объекты).

"Р–Индустрия" - крупнейший строительный подрядчик РЖД в Петербурге и на Северо–Западе в целом (не считая компаний, входящих в структуру РЖД, а также предприятий, выполняющих специальные работы, вроде производства подвижного состава).

Только за первое полугодие 2017 года корпорация получила два крупных контракта от ОАО "РЖД" и АО "РЖДСТРОЙ" на сумму более 6 млрд рублей - на строительство и реконструкцию объектов железнодорожной монополии в Сибири. Столь крупных контрактов от РЖД, скорее всего, не получает ни одна из компаний Северо–Запада. При этом наличие многомиллиардных контрактов не мешает фирмам, входящим в "Р–Индустрию", пользоваться льготами, которые государство предоставляет малым предприятиям (МП). Так, в 2016 году подрядчик "Р–Восток" стал лидером госзакупок среди МП, получив контрактов почти на 13 млрд рублей. В этом компании помогла госпрограмма поддержки малого бизнеса: государственные заказчики должны 10% контрактов отдавать таким предприятиям.

Сам Владимир Васильев оказался недоступен для комментариев.

В РЖД ответили, что осуществляют "закупочную деятельность… в строгом соответствии с действующим законодательством".

Сосед "Озера"

Владимир Васильев известен давними дружескими и партнерскими связями с Владимиром Якуниным. До недавнего времени тезки были совладельцами ООО "Настоящая охота", которому принадлежат земли в Приозерском районе Ленинградской области - неподалеку, примерно в 10 км, от кооператива "Озеро", соучредителем которого в свое время был и в числе владельцев которого до сих пор числится Владимир Якунин.

Доли в охотничьей фирме были поровну распределены между Якуниным, Васильевым и Олегом Медоевым. Согласно данным ЕГРЮЛ, только с 26 июня 2017 года доля, ранее принадлежавшая Якунину, перешла во владение жене Владимира Васильева Наталье. Ей же достался и другой актив бывшего главы РЖД - доля в 16,67% в приозерской ферме "Золотая утка" (занимается разведением домашней птицы). В общей сложности охотничьи угодья, арендуемые компаниями Владимира Васильева (таких компаний около десятка), занимают, по разным оценкам, 50–75 га в Приозерском районе.

Васильев и сын Владимира Якунина также были совладельцами ООО "Парус", которое владеет несколькими гостиницами. Сейчас основные доли в этой компании принадлежат бывшему вице–губернатору Ленобласти .

Пересекался Владимир Васильев в работе и с известным российским миллиардером, основным акционером банка "Россия" Юрием Ковальчуком. Компания Васильева "Русь" поставила деревянные домики для горнолыжного курорта "Игора", который контролирует Ковальчук. Кроме того, Васильев - совладелец компании "Норд Парк" (ему принадлежит 25%), которая собирается строить туристический комплекс в Карелии стоимостью 1 млрд рублей. Остальные 75% "Норд Парка" - у подконтрольного ООО "Консалт".

Знаменит бизнесмен и спортивными достижениями. В 2014 году он стал обладателем Кубка мира по ралли–рейду (гонки на автомобилях по пересеченной местности).


Не менять на переправе

Несмотря на то что Владимир Якунин уже 2 года официально не руководит РЖД (его сменил бывший руководитель Росавтодора Олег Белозеров), все главные подрядчики железнодорожных проектов, пришедшие при нем, остались получателями крупнейших заказов монополиста.

Из тех примерно 25 тыс. подрядчиков, которые, согласно СПАРК, заключали контракты с ОАО "РЖД" за 2013–2017 годы, около 60% начали работать с этим заказчиком в 2015 году - в год прихода Олега Белозерова. Однако большинство из них довольствуются мелкими подрядами. Так, из 28 петербургских компаний, имеющих наиболее крупные контракты со структурами РЖД (годовой объем контрактов - от 50 млн рублей), только четыре фирмы (14%) получили эти заказы при Белозерове. Ни у одной из них нет миллиардных контрактов.

Аналитик "Алор брокер" Кирилл Яковенко поясняет: когда речь идет о крупных проектах, например строительных, заказчик, как правило, заключает многолетние подрядные контракты. К тому же смена подрядчиков по крупным проектам чревата бюрократическими проблемами. Однако не стоит сбрасывать со счетов и старые наработанные связи, отмечает Кирилл Яковенко. "Система госзаказов в этом плане помогает создавать видимость прозрачности. На деле же организатор конкурса может выставлять условия, настроенные для "нужных" подрядчиков. Пул компаний, которые оказывают услуги госмонополии, превращается в некий закрытый клуб", - резюмирует Кирилл Яковенко.


https://www.сайт/2017-06-23/kak_energetiki_stroiteli_i_podryadchiki_rzhd_finansiruyut_edinuyu_rossiyu_inogda_sebe_v_ubytok

Последние деньги - любимой партии

Как энергетики, строители и подрядчики РЖД финансируют «Единую Россию». Иногда себе в убыток

На сайте Центризбиркома опубликованы сводные финансовые отчеты политических партий за 2016 год. сайт изучил данные о 30 главных жертвователях самой крупной российской партии «Единая Россия». Из отчета следует, что в 2016 году к партии особую любовь проявляли представители энергетических и строительных компаний, а также «дочки» аффилированных с государством структур. Особое внимание партии уделяли компании-подрядчики ОАО РЖД.

Наблюдение первое: финансирование «Единой России» помогает бизнесу: у многих компаний, участвовавших в финансировании партии в 2016 году, в этот период значительно выросли суммы госконтрактов (по сравнению с 2015-м годом).

Наблюдение второе: ряд жертвователей партию любит больше, чем собственный бизнес. Сумма пожертвований в некоторых случаях превосходит чистую годовую прибыль компании (по данным СПАРК).

Всего «Единая Россия» в 2016 году получила 8 млрд 230 млн рублей (включая госфинансирование), еще 1 млрд 712 млн у нее оставалось с прошлого года. Израсходовала партия 8 млрд 158 тысяч рублей.

РЖД и компания

Есть несколько компаний, которые перевели «Единой России» одинаковые суммы и которые связаны друг с другом через головные офисы и составы совета директоров. Кроме того, все они являются подрядчиками ОАО РЖД.

Например, АО «Дальневосточный проектно-изыскательный институт транспортного строительства» (В СПАРК — АО «Дальгипротранс») перевело партии в прошлом году 43 млн рублей. Компания принадлежит московскому АО «Росжелдорпроект». 25% пакет акций московской компании принадлежит ОАО РЖД, а 75% — ООО «Транспроект-Финанс». Эта компания, во-первых, тоже перевела «Единой России» в 2016 году все те же 43 млн рублей, а, во-вторых, она в свою очередь принадлежит ПАО «Ленгидпротранс». Эта компания в свою очередь является господрядчиком в сфере строительства, причем в 2016 году она получила контракт от ОАО РЖД на сумму 389 млн рублей, а также контракт от ГУП «Петербургский метрополитен» на сумму чуть более 100 млн рублей. В совет директоров ПАО «Ленгидпротранс» входит Алексей Крапивин 1985 года рождения. Он же входит в советы директоров еще нескольких компаний, в том числе ПАО «Бамстроймеханизация», ООО «Группа компаний 1520» и все того же «Дальгипротранс», а эти компании тоже перевели единороссам по 43 млн рублей за тот же год.

ООО «Производственно-коммерческое предприятие Мобойл» (занимается торговлей топливом») также перечислило 43 млн рублей. Одним из совладельцев предприятия является Валерий Маркелов, он же является совладельцем ООО «Группа компаний 1520» и членом совета директоров «Бамстроймеханизации».

Согласно публикациям «Новой газеты», отцом Крапивина является советник бывшего главы ОАО РЖД Владимира Якунина Андрей Крапивин (скончался в 2015 году), отец и сын построили огромную бизнес-империю, связанную с подрядами РЖД преимущественно в строительной сфере, и, согласно утечкам базы данных панамских офшоров, Крапивин связан минимум с 11 офшорными компаниями в Панаме, на Британских Виргинских островах, в американском штате Делавер.

В 2014 году Slon.Ru (теперь издание называется The Republic) провел анализ всех тендеров, размещенных на сайте «РЖД» за 2012 и 2013 годы. По расчетам издания, только за два года компании Крапивина и его ближайших бизнес-партнеров могли получить от госмонополии 200 млрд рублей.

Более того, в 2016 году журнал РБК выпустил расследование «Кто, как и зачем строит БАМ?» «ПАО «Бамстроймеханизация» и связанная с ней компания с тем же названием получили на модернизацию БАМа и Транссиба 177,3 млрд руб. и 301,3 млрд руб», — говорится в расследовании. Там же указано, что ООО «Объединенная строительная компания 1520» получила подряд на модернизацию БАМа и Транссиба 27,9 млрд рублей.

ООО «Рэйлтех» (оптовая торговля машинами) и ООО «Связьтех» (торговля оборудованием для добычи полезных ископаемых) перевели по 43 млн рублей партии каждая. У компаний один владелец — Максим Соломко. В 2015 году у «Рэйлтеха», по данным СПАРК, были госконтракты на сумму 118 млн рублей, в 2016 — уже на 899 млн рублей, а в первой половине 2017 — на 856 млн рублей. Основным заказчиком выступало ОАО РЖД, а вот в 2010 году компания принадлежала все тому же Крапивину. Крапивин же некогда был и совладельцем «Связьтеха». В 2015 году компания была поставщиком по госконтрактам на сумму чуть более 500 тысяч рублей, а вот в 2016 — уже на сумму 205 млн 871 тысяча рублей, согласно СПАРК. Заказчиками выступали ОАО РЖД и АО «Транстелеком», чьей головной компанией опять-таки является РЖД.

Строительная компания ООО «Сетьстройэнерго» также перевела в 2016 году 43 млн партии. Компания опять же является крупным подрядчиком ОАО РЖД и АО «РЖДстрой». В 2015 году, по данным СПАРК, она получила от РЖД госконтракты на сумму чуть более 1 млрд рублей, в 2016 — 4 млрд 774 млн, а за первые полгода 2017 — уже на сумму более 2 млрд.

Строители

ОАО Московская инженерно-строительная компания (гендиректор, по данным СПАРК, Фарит Хайдаров) перевела партии в 2016 году 43 млн 300 тысяч рублей. Компания является крупным подрядчиком департамента строительства Москвы. Согласно СПАРК, в 2016 году с компанией это ведомство заключало госконтракты на общую сумму 22 млрд 472 млн рублей. В 2015 году суммы контрактов с депстроем были существенно меньше — 5,6 млрд рублей. Компания является дочерним предприятием ООО «МД Групп», которая на 50% принадлежит компании ООО «Нижневартовскэнергонефть» из ХМАО.

Примечательно, что, судя по данным системы СПАРК, Хайдаров ранее занимал пост руководители АО «Транснефть Прикамье» в Татарстане, где начинал свою трудовую деятельность нынешний глава депстроя Москвы Марат Хуснуллин.

ООО «Телсиком Групп» перевела ЕР в 2016 году 43 млн 300 тысяч рублей, гендиректором компании является Елена Гомина. Компания занимается покупкой и продажей собственного недвижимого имущества. У Гоминой есть еще ряд компаний, которые занимаются операциями с недвижимостью в Москве и Подмосковье: «МР Городская недвижимость», «МР Загородная недвижимость», ЗАО «Инвестиции в коммерческую недвижимость» (принадлежит офшору на Британских Виргинских островах).

Перевела 43 млн и группа компаний «ЛСР», зарегистрированная в Санкт-Петербурге и занимающаяся строительством и девелопментом, основным ее владельцем является экс-глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Молчанов. Стоит отметить, что 5% акций группы компаний ЛСР принадлежат норвежскому Norges Bank, при этом прямое иностранное финансирование политическим партиям иметь запрещено.

44 млн рублей любимой партии перевело и ООО «Темпстройсервис». Строительная компания зарегистрирована в подмосковном Жуковском, ее владелец — Злобин Сергей, в политической жизни пока не замечен.

Энергетики

ОАО «Завод по ремонту электротехнического оборудования» (по данным системы СПАРК, специализируется на разборке и сносе зданий) с генеральным директором Алексеем Степанцевым за 2015 год получил 7 млн 192 тысячи рублей чистой прибыли, однако в 2016 году пожертвовал партии 43 млн 300 тысяч рублей. Головной компанией является ПАО «Московская объединенная электросетевая компания», дочерняя компания ПАО «Россети». А вот ПАО «Россети» на 88% принадлежит Росимуществу.

ЗАО «Царскосельская энергетическая компания» перевела единороссам 43 млн рублей, головной компанией является АО «Ленэнергоспецремонт», которая через ПАО «Ленэнерго» опять же принадлежит ПАО «Россети».

43 млн 300 тысяч рублей пожертвовала любимой партии и компания ОАО «Москабельсетьмонтаж», ее генеральным директором является, по данным СПАРК, Александр Якимец. По данным этой системы, 2016 год компания закончила с чистым убытком чуть более 272 млн рублей. Головная компания — ПАО «Московская объединенная электросетевая компания». На 51% ПАО МОЭСК принадлежит ПАО «Россети».

ОАО «Москабельэнергоремонт» возглавляет все тот же Александр Якимец, оно перевело единороссам в 2016 году все те же 43 млн 300 тысяч рублей. Головной компанией является ПАО «Московская объединенная электросетевая компания», что и у «Завода по ремонту электротехнического оборудования», а чистая прибыль компании в 2015 году, по данным СПАРК, составила чуть более 1 млн рублей. Конечным владельцем компании является опять-таки ПАО «Россети».


ООО «Балтийская сбытовая компания», работающее в сфере энергетики, перечислило партии те же 43 млн рублей. Через ООО «ИК Импульс» оно принадлежит НП «СРРС», совладельцами которого являются Валерий Вилков и Илья Гаврилов. Про Вилкова СПАРК показывает только одну примечательную историю: некогда он был директором благотворительной организации «Клуб друзей Санкт-Петербургской филармонии» — в этой филармонии в составе симфонического оркестра выступает знаменитый виолончелист, считающийся близким к президенту Владимиру Путину человеком, Сергей Ролдугин.

ООО «Сигма» перевела свои 43 млн единороссам. Компания также принадлежит ИК «Импульс». Компания является крупным господрядчиком в энергетической сфере. В 2015 году сумма госконтрактов составила 1 млрд 200 тысяч, в 2016 — 982 млн, за первые полгода 2017 — чуть более 1 млрд рублей.

АО «Сахаэнерго» перевело единороссам в прошлом году опять-таки 43 млн рублей, хотя в 2015 году убыток компании, по данным СПАРК, составил 295 млн рублей. При этом в 2016 году у компании резко выросло количество госконтрактов: в 2015 году компания заключила с государством договоров на общую сумму 342 млн рублей, в 2016 на 8 млрд 411 млн рублей, а за полгода 2017 года — на 9,6 млрд рублей. Компания принадлежит ПАО «Якутскэнерго», конечным собственником которой является ПАО «Русгидро». АО «Теплоэнергосервис» также принадлежит ПАО «Якутскэнерго» и также перевело партии 43 млн рублей. Само «Якутскэнерго» тоже перевело 42 млн рублей.

Самостоятельные спонсоры

Среди крупнейших спонсоров ЕР есть отдельно стоящие жертвователи.

Так, щедрее всех к партии власти в 2016 году стало ОАО «Томская домостроительная компания», она пожертвовала 45 млн рублей. При этом осенью 2016 года прошли выборы в Томское областное заксобрание, а гендиректор этой компании Александр Шпетер стал депутатом. В заксобрании он вошел в комитет по строительству.

На втором месте — ПАО «Океанрыбфлот», от него единороссы получили в минувшем году 44 млн 900 тысяч рублей. Глава компании Евгений Новоселов входит в президиум регионального политсовета партии, а также руководит региональным фондом поддержки партии.

Третье место по степени любви к партии занимает Московский областной фонд регионального сотрудничества и развития (такие типовые наименования после перерегистрации получили большинство фондов поддержки ЕР в регионах). Партия получила от него 44 млн рублей.

ООО «Транс партнер», компания, зарегистрированная в Московской области, также перевела 43,3 млн партии. Ей руководит Алексей Мигалев.

ЗАО «Фирма Август» сделала перевод партии на 42 млн рублей. Компания, по данным СПАРК, занимается производством пестицидов. Похоже, финансирование единороссов принесло успех в бизнесе. В 2016 году у компании резко выросло количество госконтрактов. В 2015 году она заключила их на сумму чуть более 63 млн рублей, а в 2016 году — на сумму 127 млн рублей, за первые полгода 2017 — на сумму чуть более 62 млн рублей.

ООО «Эдельвейс» занимается в Москве операциями с недвижимостью, компания также перевела единороссам 43 млн рублей, хотя ее чистая прибыль в 2015 году составила чуть более 41 млн рублей. Владеет компанией Николай Александрович Землянский. ОАО «Дружба» (занимается выращиванием бобовых и зерновых) перевело партии 42 млн. рублей. Большая часть компании принадлежит ООО «Восход», которое принадлежит ООО «Биосфера». Совладельцем компании опять-таки является Николай Александрович Землянский.

Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко вспоминает, что в 1995 году партия номенклатуры «Наш дом Россия» финансировалась, в основном, энергетическими компаниями. В 1999 году «Единство» тоже финансировалось энергетическими компаниями, а также компаниями-сателлитами РЖД. А «Отечество — вся Россия» Юрия Лужкова финансировалось с привлечением средств московского стройкомплекса. Таким образом, набор основных жертвователей единороссов выглядит вполне традиционно, считает Минченко.

Экс-руководитель территориального управления администрации президента, экс-замглавы полпреда в УрФО, политконсультант Андрей Колядин сказал сайт, что можно предположить: сегодня сбор средств на партийную жизнь единороссов осуществляется в «директивном» порядке.

«Думаю, есть договоренность между руководством ЕР и представителями этой партии, работающими в таких категориях бизнеса, как стройкомплекс, энергетика, железнодорожная отрасль, о финансировании партийных программ. Так как год бы предвыборный, думаю, большая часть средств ушла на процедуры, связанные с выборами, а часть — на партийные программы. В «Единой России» много представителей бизнеса, деньги у которых не закончились и не закончатся, а практики политического фандрайзинга и «голосования рублем» у нас в стране просто нет. «Единая Россия» участвует в огромном количестве выборов, от муниципальных, до федеральных, и логично, что в нее охотно вкладываются бизнесмены, которые хотят обезопасить свой бизнес или как-то проявить себя на политическом поприще. Поэтому они финансируют единороссов», — говорит Колядин.

airsoft-unity.ru - Портал майнингов - Виды бизнеса. Инструкции. Компании. Маркетинг. Налоги